рефераты

рефераты

 
 
рефераты рефераты

Меню

Современное представление о происхождении объектов Вселенной рефераты

Таким образом, на первое место вновь выходит концепция научного происхождения Вселенной.


Глава 2. Современная концепция естествознания


2.1 Примеры современных концепций


В данной главе предстоит подробнее чем в введении рассмотреть современную концепцию происхождения объектов Вселенной.

Достаточно много современных исследователей занимаются вопросом, поставленным в теме данной работы. Попробую их сгруппировать и выделить общие черты.

В настоящее время пришла пора не только обосновать принципиальную целостность интегральность) всего естествознания, но и ответить на вопрос: почему именно физика, химия и биология (а также психология) стали основными и как бы самостоятельными разделами науки о Природе, начинает осуществляться необходимая заключительная ннтегрально-дифференциальная стадия. Таким образом, естествознание как действительно единая наука о Природе рождается только теперь. На данной заключительной стадии можно на самом деле рассматривать Природу (Вселенную, Жизнь и Разум) как единый многогранный объект естествознания. Тем не менее, все эти стадии исследования Природы, представляют собой звенья одной цепи.(1). Этот автор представляет нам концепцию основанную на трудах Платон. Только в более современном виде с применением высшей математики. «Необходимая для всего точного естествознания математика начинается с простейшего счета и простейших измерений (прежде всего с обычной геометрии Евклида). По мере своего оформления теоретическое, точное, математизированное естествознание систематически использует все более совершенный математический арсенал, вплоть до самой изощренной высшей математики.»(2).

Рассматривая различные области природы целенаправленно и планомерно, можно открыть такие явления, которые остаются незамеченными и скрытыми, если наблюдения ведутся беспорядочно и бессистемно. Сложностью объекта познания обусловлен научный метод его изучения, который предполагает изучение объекта, процесса, явления в генезисе(зарождении), становлении (развитии), статике, динамике, во взаимодействии взаимосвязях с другими объектами и со всех сторон, а также создании модели объекта (первоначально, возможно грубой), которой присущи немногие, но самые важные для данного рассмотрения его свойства.

В современной концепции естествознания входят такие понятия как(3).: АКСИОМА – исходное положение определённой теории, в её пределах принимаемое без доказательств.

АНАЛИЗ – метод научного исследования, сводящийся к разложению объекта исследования на составные части и осуществляемый мысленно или фактически.

АНАЛОГИЯ – сходство тождественных объектов в некоторых сторонах, качествах, отношениях.

ГИПОТЕЗА – предположительное суждение о закономерной связи явлений, форма развития науки.

ЭКСТРАПОЛЯЦИЯ – распространение выводов по одной части каких-либо явлений на др. часть, на явление в целом, на будущее и т.п. В математике и статике – продолжение динамического ряда данных по определенным формулам. Применяется при анализе, диагнозе, прогнозе.

Когда в данной работе рассматривалось развитие естествознания в Древней Греции, то там тоже упоминались объекты мышления человека, именуемые логикой(1).Что же получается ничего не изменилось. Но такого не может быть. Хотя бы потому-то, в истории человечества те или иные события накладывают отпечаток на развитие общества. Во времена, например, Платона. Они были одни, а на современном этапе они другие. По мнению Карпекова К.С.(2).(который по моему мнению наиболее полно обозначил современную концепцию происхождения объектов Вселенной.). В.И. Вернадский впервые поставил вопрос о рациональном контроле над окружающей средой. Ноосфера Вернадского – это сфера материального, в котором в качестве управляющего, регулирующего фактора господствует имеющий материальную природу разум человека. По идее, это господство не должно быть покоряющим, подавляющим природу. Оно должно гармонизировать отношения человека с природой.

Можно с полной ответственностью сказать, что в данный исторический период своего развития жизнь на Земле находится в прямой зависимости от тех решений, которые примет человечество по своему спасению, опираясь даже на простую целесообразность. Исходя из этого, учеными ведущих стран мира разработана так называемая «Модель устойчивой мировой системы».

В основу модели устойчивой мировой системы положены следующие принципы:

1. Переход от принципов беспредельного примитивного накопления материальных богатств к сдержанному и лишь необходимому достатку, т.е. от господства капитала – к господству Разума и духа.

2. Возвращение биосферы в устойчивое состояние.

3. Придание всей оставшейся девственной природе заповедного статуса в мировом масштабе.

4. Крайне экономное и эффективное использование ресурсов Земли.

5. Применение лишь экологически чистых, замкнутых технологий.

6. Стабилизация численности населения.

7. Отказ от применения силы в мировом масштабе.

8. Равноправие государств и народов и запрещение идеологии господства одной группы государств и народов над миром.

Все это можно с полным основанием назвать вариантами решения проблемы сохранения жизни на Земле. В современном «постиндустриальном» обществе в научные разработки и технологическую деятельность вовлечены миллионы людей. Работа их определяет судьбы миллиардов, поэтому без глубокого освоения идей, языка и методов современной науки невозможно разумно управляемое развитие человеческой цивилизации. Экологический кризис, поставивший человечество на грань катастрофы, вызван не научно-техническим прогрессом, а напротив – недостаточным распространением в обществе научных и культурных знаний, породившим благодатную почву для принятия безответственных решений, бесконтрольного производства человеческих потребностей далеко не высшего порядка и их удовлетворению в ущерб окружающей природе.

Человечество на пороге нового тысячелетия находится в состоянии настоящей революции в области коммуникации и информации, подготовившей и смену мировоззрения. Информация превратилась в глобальный и, в принципе, неистощимый ресурс человечества, вступающего в новую эру развития цивилизации – эпоху интенсивного освоения этого информационного ресурса и неслыханных возможностей феномена управления. Многие решения, определяющие будущее, зависят от адекватной интерпретации научных открытий. Наука – не набор непреложных истин и научный метод – лишь один из способов познания природы. Когда-то Ньютон заметил: «Тот, кто копается в глубоких шахтах знания, должен, как каждый землекоп, время от времени подниматься на поверхность подышать свежим воздухом», имея в виду, что «углубление шахт знания» может привести их неустойчивости.

Гуманизация общества и образования стала насущной потребностью нашего времени. Один из самых известных физиков нашего столетия Макс Борн как-то сказал: «Нынешние политические и милитаристические ужасы, полный распад этики – всему этому я был свидетелем на протяжении моей жизни. Если даже род человеческий не будет стерт ядерной войной, он может выродиться в какие-то разновидности оболваненных и бессловесных существ, живущих под тиранией диктаторов и понукаемых с помощью машин и электронных компьютеров». Поэтому в обучении важны и современные знания, и соответствующая им ответственность и мораль. Велика в этом роль естествознания как попытки найти логически безупречный ответ на главный вопрос – происхождение мироздания и человечества.

Сегодня проблема происхождения жизни исследуется широким фронтом различных наук. Концепцию субстратного происхождения жизни (ее придерживаются биохимики во главе с А.И. Опариным).(1).

В 1924 году вышла в свет книга «Происхождение жизни» советского ученого А.И. Опарина, где он экспериментально доказал, что органические вещества могут образовываться абиогенным путем при действии электрических зарядов, тепловой энергии, ультрафиолетовых лучей на газовые смеси, содержащие пары воды, аммиака, метана и др. Под влиянием различных факторов природы эволюция углеводородов привела к образованию аминокислот, нуклеидов и их полимеров, которые по мере увеличения концентрации органических веществ в первичном бульоне гидросферы способствовали образованию коллоидных систем, так называемых коацерватов, которые, выделяясь из окружающей среды и имея неодинаковую внутреннюю структуру, по-разному реагировали на внешнюю среду. Превращению углеродистых соединений в химический период эволюции способствовала атмосфера с ее восстановительными свойствами, которая потом стала приобретать окислительные свойства, что свойственно атмосфере и в настоящее время

Гипотеза Опарина способствовала конкретному изучению происхождения простейших форм жизни. Она положила начало физико-химическому моделированию процессов образования молекул аминокислот, нуклеиновых оснований, углеводородов в условиях предполагаемой первичной атмосферы Земли. Напрашивается вывод о том. что всему началом было явление природы. А вовсе не человеческий разум, лднако мною указаны не все современные способы естествознания. На них указывает Филин С.П.(1). Это виды познания:

1) житейское познание;

2) художественное познание;

3) чувственное познание;

4) эмпирическое познание.

Житейское познание – это опыт, накопленный за многие века. Заключается оно в наблюдении и смекалке. Данное познание, без сомнения, приобретается только в результате практики.

Художественное познание. Специфика художественного познания заключается в том, что оно строится на зрительном образе, отображает мир и человека в целостном состоянии. Произведения искусства помогают ощутить связь со временем. Взгляните на любую картину, и что вы увидите? Внешне картина – это холст, который художник «размалевал» разноцветными красками; это холст, вставленный в деревянную раму. А внутренне – это целостный мир, который таит свои секреты. Пытаясь разгадать эти секреты (например, чему так таинственно улыбается Джоконда), мы чувствуем связь с прошлым, настоящим или будущим.

Чувственное познание – это то, что мы воспринимаем с помощью органов чувств (например, я слышу звонок мобильного телефона, я вижу красное яблоко).

Главное отличие чувственного познания от эмпирического заключается в том, что эмпирическое познание осуществляется с помощью наблюдения или эксперимента. При проведении эксперимента используется компьютер или другой прибор.

Кроме теории Опарина в современной концепции есть ещё несколько версий: Концепцию энергетического происхождения. Она разрабатывается ведущими учеными-синергетиками И. Пригожиным, М. Эйгеном.

Концепцию информационного происхождения. Ее развивали А.Н. Колмогоров, А.А. Ляпунов, Д.С. Чернавский.


2.2 Современная версия происхождения объектов вселенной


Концепция генного происхождения.

Современная концепция возникновения жизни на Земле является результатом широкого синтеза естественных наук, многих теорий и гипотез, выдвинутых исследователями разных специальностей .

Для возникновения жизни на Земле важна первичная атмосфера (планеты). Первичная атмосфера Земли содержала метан, аммиак, водяной пар и водород. Именно воздействуя на смесь этих газов электрическими зарядами и ультрафиолетовым излучением, ученым удалось получить сложные органические вещества, входящие в состав живых белков. Элементарными «кирпичиками» живого являются такие химические элементы как углерод, кислород, азот и водород. В живой клетке по весу содержится 70 процентов кислорода, 17 процентов углерода, 10 процентов водорода, 3 процента азота, затем идут фосфор, калий, хлор, сера, кальций, натрий, магний, железо. Итак, первый шаг на пути к возникновению жизни заключается в образовании органических веществ из неорганических. Он связан с наличием химического «сырья», синтез которого может произойти при определенном излучении, давлении, температуре, влажности. Возникновению простейших живых организмов предшествовала длительная химическая эволюция. Из сравнительно небольшого числа соединений (в результате естественного отбора) возникли вещества со свойствами, пригодными для жизни. Соединения, возникшие на основе углерода, образовали «первичный бульон» гидросферы. По мнению ученых, содержащие азот и углерод вещества возникли в расплавленных глубинах Земли и выносились на поверхность при вулканической деятельности. Второй шаг в возникновении соединений связан с возникновением в первичном океане Земли упорядоченных сложных веществ – биополимеров: нуклеиновых кислот, белков. Как осуществлялось формирование биополимеров?

Если предположить, что в этот период все органические соединения находились в первичном океане Земли, то более сложных органические соединения могли образоваться на поверхности океана в виде тонкой пленки и на прогреваемом солнцем мелководье. Бескислородная среда облегчала синтез полимеров из неорганических соединений. Кислород как сильнейший окислитель разрушал бы возникающие молекулы. Сравнительно несложные органические соединения начали объединяться в крупные биологические молекулы. Образовались ферменты – белковые вещества-катализаторы, которые способствуют возникновению или распаду молекул. В результате активности ферментов возникли важнейшие «первоэлементы жизни» — нуклеиновые кислоты, сложные полимерные вещества (состоящие из мономеров). Мономеры в нуклеиновых клетках расположены таким образом, что несут определенную информацию, код, заключающийся в том, что каждой аминокислоте, входящей в белок, соответствует определенный набор из трех нуклеотидов, так называемый триплет нуклеиновой кислоты. На основе нуклеиновых кислот уже могут строиться белки и происходить обмен с внешней средой веществом и энергией. Симбиоз нуклеиновых кислот образовал «молекулярно-генетические системы управления.

Эта стадия, по-видимому, была отправной, переломной в возникновении жизни на Земле. Молекулы нуклеиновых кислот приобрели свойства самовоспроизведения себе подобных, стали управлять процессом образования белковых веществ. У истоков всего живого стояли ревертаза и матричный синтез с ДНК на РНК, эволюция РНК-овой молекулярной системы в ДНК-овую. Так возник «геном биосферы».

Жара и холод, молнии, ультрафиолетовая реакция, атмосферные электрические заряды, порывы ветра и водяные струи – все это обеспечивало начало или затухание биохимических реакций, характер их протекания, генные «всплески». К концу биохимической стадии появились такие структурные образования, как мембраны, отграничивающие смесь органических веществ от внешней среды.

Мембраны сыграли главную роль в построении всех живых клеток. Тела всех растений и животных состоят из основных единиц жизни – клеток. Живое содержание клетки – протоплазма. Современные ученые пришли к выводу, что первые организмы на Земле были одноклеточными прокариотами – организмами, лишенными ядра («карио» — в переводе с греческого «ядро»). По своему строению они напоминают ныне бактерии или сине-зеленые водоросли. Для существования первых «живых» молекул, прокариотов необходим, как для всего живого, приток энергии извне. Каждая клетка – маленькая «энергетическая станция». Непосредственным источником энергии для клеток служит аденозинтрифосфорная кислота и другие соединения, содержащие фосфор. Энергию клетки получают с пищей, они способны не только тратить, но и запасать энергию.

Предметом дискуссии является вопрос о том, возник ли на Земле сначала какой-то один вид организма или появилось их великое множество. Предполагают, что возникло множество первых комочков живой протоплазмы.

Приблизительно 2 млрд. лет тому назад в живых клетках появилось ядро. Из прокариотов возникли эукариоты – одноклеточные организмы с ядром. Их на Земле насчитывается 25—30 видов. Самые простые из них – амебы. У эукариотов существует в клетке оформленное ядро с веществом, содержащим код синтеза белка. Приблизительно к этому времени наметился «выбор» растительного или животного образа жизни. Основное различие этих образов жизни связано со способом питания, с возникновением такого важного для жизни на Земле процесса, как фотосинтез. Фотосинтез заключается в создании органических веществ, например, сахаров, из углекислоты и воды при использовании энергии света. Благодаря фотосинтезу растения вырабатывают органические вещества, за счет которого происходит наращивание массы растений.

Так выглядит, на мой взгляд, современная концепция происхождения объектов Вселенной.


Заключение


Теория концепции современного естествознания является очень многоплановой наукой. Нельзя говорить о том, что она является самостоятельной, т. к. она зависит от истории, физики, химии, биологии, биофизики, биохимии и ряда других наук. Изучая эти науки в совокупности, мы изучаем и теорию концепции современного естествознания.

Знаменитые и выдающиеся личности, совершившие открытия в области физики, химии, биологии, биофизики, биохимии и ряде других наук, являются основоположниками концепции современного естествознания. Поэтому нельзя принижать роль человека в науке и искусстве, он «действует» наравне с законами природы. Именно человеческая мысль толкает науку вперед, на новые свершения, помогает человечеству развиваться.

Именно целой совокупностью естественных наук (физики, антропологии, химии, астрономии, биологии) обеспечивается наиболее полная научная картина мира. В теории концепции современного естествознания выделяют три признака науки:

1) построение математического объекта исследуемого объекта, выражение исследуемого явления в математическом выражении;

2) получение эмпирического материала;

3) мысленное обобщение физических и математических типов.

Таким образом, концепция современного естествознания – это целая совокупность естественных наук, которые дают человеку представление о его происхождении, строении, о его месте во Вселенной и о его культурном и историческом развитии. Изучая данный курс, невозможно не соприкоснуться с тайнами мироздания. Многие народы по-своему объясняли создание Вселенной, но в этих рассказах есть очень много похожих описаний.

Последние десять лет понимание происхождения жизни сделало огромные успехи. Остается надеяться, что следующее десятилетие принесет еще больше: новые исследования очень активно ведутся во многих областях.

Но, именно, теория эволюции дает возможность понять оптимальную стратегию взаимоотношения человека и окружающей живой природы, позволяет ставить вопрос о разработке принципов управляемой эволюции. Отдельные элементы такой управляемой эволюции уже сегодня просматриваются, например, в попытках не простого промыслового использования, а хозяйственного управления эволюцией отдельных видов животных и растений.

Изучение процессов эволюции важно для охраны окружающей среды. Человек, вторгаясь в природу, еще не научился предвидеть и предупреждать нежелательные последствия своего вмешательства. Человек использует для борьбы с вредителями гексахлоран, ртутные препараты и многие другие ядовитые вещества. Это немедленно ведет к эволюционному «ответу» природы – возникновению устойчивых к пестицидам рас насекомых, «суперкрыс», устойчивых к антикоагулянтам.

Часто таким же катастрофическим становится промышленное загрязнение. Миллионы тонн стиральных порошков, попадая в сточные воды, убивают высшие организмы и вызывают невиданное прежде развитие цианей и некоторых микроорганизмов. Эволюция в этих случаях приобретает уродливые формы, и не исключено, что в будущем человечество столкнется с неожиданной «эволюционной угрозой» со стороны каких-нибудь суперустойчивых к промышленным загрязнениям микроорганизмов, бактерии и цианей, которые смогут изменить облик нашей планеты в нежелательном направлении.


Список используемой литературы


1. Агапова О.В., Агапов В.И. Лекции по концепциям современного естествознания. Вузовский курс. – Рязань, 2000.567стр.

2. Гайденко П.П. Эволюция понятия науки. - М.: «Наука», 1980..125 стр

3. Гребенников В.И.Естествознание. М; наука.1998г. 225 стр.

4. Горелов А.А. Концепции современного естествознания. М.: Высш. Образование, 2005.

5. Грибанов С.В. Борисов И.Н. Учебный терминологический словарь по философским концепциям современного естествознания. Нижний Новгород. Издательство ФГОУ ВПО «ВГАВТ» 2009г.457 стр.

6. Дубнищева Т.Я. Ретрофизика в зеркале философской рефлексии. – М.: ИНФРА-М, 1997.148 стр.

7. Койре А. Очерки истории философской мысли О влиянии философских концепций в развитии теорий. - М.: «Наука1985г. 347 стр.

8. Карпенков С.Х. Основные концепции естествознания. Изд. 3-е. М.: Академический Проект, 2004г. 238 стр.

9. Рожанский И.Д. Развитие естествознания в эпоху античности. - М.: «Наука», 1999г.234 стр.

10. Тимкин С.А. Курс лекций история естествознания лекция 1 541 стр.

11. Чирцов А.С. Конспект лекций для факультетов экономической ориентации 621 стр.

12. Филин С.П. Концепции современного естествознания: конспект лекций 162 стр.


Страницы: 1, 2