Основные понятия анатомии и физиологии человека
Установлено, что при
повреждении речевых зон левого полушария в ранний период жизни выполнение их
функций могут взять на себя симметричные отделы правого полушария. Последнее
обстоятельство определяет возможность переноса центров речи в правое полушарие.
Относительно полное и
эффективное замещение речевых функций оказывается возможным только в том
случае, если оно началось на ранних стадиях развития, когда нервная система обладает
высокой пластичностью. По мере созревания пластичность снижается и наступает
период, когда замещение становится невозможным.
Несмотря на
теоретические разногласия, все исследователи сходятся в одном: у детей
(особенно в дошкольном возрасте) правое полушарие играет значительно большую
роль в речевых процессах, чем у взрослых. Однако прогресс в речевом развитии
связан с активным включением левого полушария. По некоторым данным, обучение
языку играет роль пускового механизма для нормальной специализации полушарий.
Если в положенное время овладения речью не происходит, области коры, в норме предназначенные
для речи и связанных с ней способностей, могут претерпевать функциональное перерождение.
В связи с этим возникло представление о сензитивном периоде освоения речи,
который охватывает довольно длительный период онтогенеза - все дошкольное детство,
при этом пластичность нервных центров постепенно уменьшается и утрачивается к началу
полового созревания.
36. Учение Павлова о
типах ВНД. Общин типы ВНД. Пластичность ВНД. Учет типов ВНД в индивидуальном
обучении и воспитании
Среди вопросов физиологии ВНД человека
особое значение для совершенствования учебно-воспитательного процесса и
разработки естественнонаучных теорий воспитания и обучения имеет учение о типах
ВНД. Это связано с тем, что именно типологические особенности нервной системы
детей и подростков и их ВНД являются той физиологической основой, на которой
затем происходит формирование темперамента ребенка. Вполне очевидно, что знание
типологических особенностей ВНД каждого ребенка способствовало бы более
оптимальной организации учебно-воспитательной работы, а также более точному
прогнозированию ее результатов.
Нервная деятельность
представлена возбуждением и торможением, обладающими многочисленными
свойствами.
В понятие "тип
нервной системы" входят 3 свойства нервных процессов:
1.
сила
нервных процессов;
2.
уравновешенность
нервных процессов;
3.
подвижность
нервных процессов.
Сила нервных процессов
- способность к возникновению адекватной реакции на сильный и сверхсильный
раздражитель. В основе - выраженность в центральной нервной системе процессов
возбуждения и торможения. Нервные процессы подразделяются (по силе) на сильные
(преобладание в центральной нервной системе процессов возбуждения) и слабые
(преобладание в центральной нервной системе процессов торможения).
Уравновешенность
нервных процессов - сбалансированность процессов
возбуждения и торможения.
Подвижность нервных
процессов - возможность быстрой смены процессов возбуждения и
торможения.
Типы высшей нервной
деятельности (ВНД) — совокупность врожденных (генотип) и
приобретенных (фенотип) свойств нервной системы, определяющих характер
взаимодействия организма с окружающей средой и находящих свое отражение во всех
функциях организма. Удельное значение врожденного и приобретенного — продукт
взаимодействия генотипа и среды — может меняться в зависимости от условий. В
необычных, экстремальных условиях на первый план выступают преимущественно
врожденные механизмы высшей нервной деятельности. Различные комбинации трех
основных свойств нервной системы — силы процессов возбуждения и торможения, их
уравновешенности и подвижности — позволили И.П. Павлову выделить четыре резко
очерченных типа, отличающихся по адаптивным способностям и устойчивости к
невротизирующим агентам.
Т. ВНД сильный
неуравновешенный — характеризуется сильным
раздражительным процессом и отстающим по силе тормозным, поэтому представитель
такого типа в трудных ситуациях легко подвержен нарушениям ВНД. Способен
тренировать и в значительной степени улучшать недостаточное торможение. В
соответствии с учением о темпераментах — это холерический тип.
Т. ВНД уравновешенный
инертный
— с сильными процессами возбуждения и торможения и с плохой их подвижностью,
всегда испытывающий затруднения при переключении с одного вида деятельности на
другой. В соответствии с учением о темпераментах — это флегматический тип.
Т. ВНД сильный
уравновешенный подвижный — имеет одинаково сильные процессы
возбуждения и торможения с хорошей их подвижностью, что обеспечивает высокие
адаптивные возможности и устойчивость в условиях трудных жизненных ситуаций. В
соответствии с учением о темпераментах — это сангвинический тип.
Т.ВНД слабый
— характеризуется слабостью обоих нервных процессов — возбуждения и торможения,
плохо приспосабливается к условиям окружающей среды, подвержен невротическим
расстройствам. В соответствии с классификацией темпераментов — это
меланхолический тип.
На основе различного
соотношения первой и второй сигнальных систем действительности, кроме четырех
основных типов, выделены три частных (дополнительных) типа ВНД, характерных
только для человека: художественный, мыслительный и средний (промежуточный).
Учение о типах ВНД
имеет большое значение для понимания закономерностей формирования у детей и
подростков таких важных психологических особенностей личности, как темперамент
и характер.
Особенности
педагогического подхода к детям с различными типами ВНД. Каждый
тип ВНД обладает своими положительными свойствами. Например, дети
меланхолического типа (слабый тип) в сравнении с сильным типом имеют более
низкий уровень работоспособности, но обладают более высокой чувствительностью,
в том числе, к педагогическим воздействиям. У учащихся с сильной нервной
системой лучше развита механическая память, а учащиеся со слабой нервной
системой лучше усваивают осмысленный материал. Оказалось, что дети меланхолического
типа медленнее запоминают учебный материал, но прочность запоминания у них
выше, чем у детей холерического типа.
Учителя должны
достаточно хорошо знать типологические особенности ВНД и темперамента учащихся.
У ученика со слабой нервной системой педагог, постепенно увеличивая нагрузки,
должен повышать работоспособность его нервных клеток, у ученика с инертными
нервными процессами – воспитывать быстроту реакции, у ученика с «безудержным»
типом нервной системы – тренировать процессы торможения и т.д.
Задача учителя помочь
детям с учетом их типологических особенностей ВНД и темперамента сформировать
наиболее оптимальный индивидуальный стиль работы по приобретению глубоких и
прочных знаний при минимальных затратах сил и энергии, без чрезмерного
напряжения и утомления.
Учителями могут стать
люди с любым типом ВНД, но это будут учителя разного индивидуального стиля и
почерка работы. Зная особенности своей нервной системы, учитель может
сформировать свой стиль работы, рассчитывать свои возможности и оптимально строить
свою практическую деятельность.
37. частные типы ВНД и функциональная
асимметрия мозга
По выраженности
сигнальных систем выделяют 4 типа:
1.
художественный - преобладает 1
сигнальная система - эмоциональны, с конкретным мышлением;
2.
мыслительный - преобладает 2
сигнальная система - абстрактное мышление;
3.
уравновешенный - 1 сигнальная
система примерно равна 2 сигнальной системе;
4.
гениальный - одинакова и
значительно выражены обе сигнальные системы.
Классификация
типов ВНД по Красногорскому
·
подкорковый
(маленькая контролирующая функция коры) быстрое овладение речью;
·
центральный –
нелегкое овладение речью;
·
корковый (избыточна
контрольная функция коры);
Классификация
Иванова-Смоленского6
·
мнемовозбудимый
тип – не тренированы тормозные процессы;
·
мнемотормозный
тип (жесткое воспитание);
·
мнемозный
(чрезмерная забота).
Дело в том,
что у человека существует - и это давно установлено - функциональная асимметрия
мозга. Ответственность за разные виды деятельности поделена между полушариями
мозга. Правый мозг оперирует образами, “заведует” ориентацией в пространстве,
различением музыкальных тонов и мелодий, распознает сходство и различие сложных
систем, продуцирует сновидения. Левый мозг оперирует словесно-знаковой
информацией, чтением текстов, выстраивает продукты своей работы в строгие и
точные конструкции. У большинства людей в результате определенной системы
учебы, тренировки, всей жизни резко доминирует одно полушарие (левое).
В настоящее время считается, что левое полушарие у правшей играет преимущественную
роль в экспрессивной и импрессивной речи, в чтении, письме, вербальной памяти и
вербальном мышлении. Правое же полушарие выступает ведущим для неречевого,
например, музыкального слуха, зрительно-пространственной ориентации,
невербальной памяти, критичности.
Также было показано, что левое полушарие в большей степени ориентировано
на прогнозирование будущих состояний, а правое — на взаимодействие с
опытом и с актуально протекающими событиями.
В процессе индивидуального развития выраженность межполушарной асимметрии
меняется — происходит латерализация функций головного мозга. Последние
исследования свидетельствуют о том, что межполушарная асимметрия вносит
существенный вклад в проявление высокого интеллекта человека. При этом в
известных пределах существует взаимозаменяемость полушарий головного мозга.
На ранних этапах онтогенеза у большинства детей выявляется образный,
правополушарный тип реагирования, И только в определенном возрасте (как
правило, от 10-ти до 14-ти лет) закрепляется тот или иной фенотип,
преимущественно характерный для данной популяции.
В процессе обучения
асимметрия усиливается: левое полушарие специализируется в знаковых операциях,
и правое полушарие — в образных.
Способность
к речи, анализу, детализированию, абстракции обеспечивается левым полушарием
мозга. Оно работает последовательно, выстраивая цепочки, алгоритмы, оперируя с
фактом, деталью, символом, знаком, отвечает за абстрактно-логический компонент
в мышлении.
Правое
полушарие способно воспринимать информацию в целом, работать сразу по многим
каналам и, в условиях недостатка информации, восстанавливать целое по его
частям. С работой правого полушария принято соотносить творческие возможности,
интуицию, этику, способность к адаптации. Правое полушарие обеспечивает
восприятие реальности во всей полноте многообразия и сложности, в целом со
всеми его составными элементами.
Ряд
исследований показал, что имеются различия функций полушарий мозга в
цветоощущении: полушария головного мозга асимметричны в восприятии и
обозначении цветов.
Правое
обеспечивает словесное кодирование основных цветов с помощью простых
высокочастотных названий (синий, красный). Здесь характерны минимальные
латентные периоды названия и точное соответствие названий физическим
характеристикам основных цветов. В целом правое полушарие ответственно за
формирование жестких связей между предметом и цветом, цветом и словом, словом и
сложным цветным образом предметного мира.
Левое
полушарие обеспечивает словесное кодирование цветов с помощью относительно
редких в языке, специальных и предметно соотнесенных названий. При угнетении
левого полушария из лексикона исчезают такие названия цветов, как оранжевый,
терракотовый, вишневый, цвет морской волны.
В
речемыслительной деятельности комплементарность проявляется в том, что каждое
полушарие формирует свои принципы организации речи:
38.
Возрастные особенности системы пищеварения
Пищеварительный канал
состоит из системы органов, которые производят механическую и химическую
обработку пищи и ее всасывание. В нем различают следующие отделы:
а) ротовая
полость;
б) глотка;
в) пищевод;
г) желудок;
д) тонкий
кишечник; в него входят три переходящих друг в друга отдела: двенадцатиперстная
кишка, тощая кишка и подвздошная кишка;
е) толстый
кишечник – образованный слепой кишкой, частями ободочной кишки (восходящей,
поперечной, нисходящей и сигмообразной кишками) и прямой кишкой.
Ротовая полость
Зубы закладываются еще
в утробном периоде и развиваются в толще челюсти. У ребенка на 6–8 месяце жизни
начинают прорезываться молочные, или временные, зубы. Зубы могут появляться
раньше или позднее в зависимости от индивидуальных особенностей развития. Чаще
всего первыми прорезываются средние резцы нижней челюсти, потом появляются
верхние средние и верхние боковые; в конце первого года прорезываются обычно 8
молочных зубов. В течение второго года жизни, а иногда и в начале третьего
заканчивается прорезывание всех 20 молочных зубов.
В 6–7 лет молочные зубы
начинают выпадать, и на смену им постепенно растут постоянные зубы. Перед
сменой корни молочных зубов рассасываются, после чего зубы выпадают. Малые
коренные и третьи большие коренные, или зубы мудрости, вырастают без молочных
предшественников. Прорезывание постоянной смены зубов заканчивается к 14–15
годам. Исключение составляют зубы мудрости, появление которых порой
задерживается до 25–30 лет; в 15 % случаев они отсутствуют на верхней
челюсти вообще. Причиной смены зубов является рост челюстей.
С возрастом количество
отделяющейся слюны увеличивается; наиболее значительные скачки отмечаются у
детей от 9 до 12 месяцев и от 9 до 11 лет. Всего в сутки у детей отделяется до
800 куб. см слюны.
Пищевод
У детей слизистая
оболочка пищевода нежная, легко-травмируемая грубой пищей, богата кровеносными
сосудами. Длина пищевода у новорожденных – около 10 см, в возрасте 5 лет –
16 см, в 15 лет – 19 см.
Желудок
Желудок грудных детей
имеет скорее горизонтальное положение и расположен почти весь в левом
подреберье. Только когда ребенок начинает стоять и ходить, его желудок занимает
более вертикальное положение.
С возрастом меняется и
форма желудка. У детей до 1,5 лет она округлая, до 2–3 лет – грушевидная, к 7
годам желудок имеет форму, как у взрослых.
Вместимость желудка
увеличивается с возрастом. Если у новорожденного она составляет 30–35 мл,
то к концу первого года жизни увеличивается в 10 раз. В 10–12 лет вместимость
желудка достигает 1,5 л.
Мышечный слой желудка у
детей развит слабо, особенно в области дна. У новорожденных железистый эпителий
желудка слабо дифференцирован, главные клетки еще недостаточно созрели.
Дифференцировка клеток желез желудка у детей завершается к семи годам, но
полного развития они достигают лишь к концу пубертатного периода.
Общая кислотность
желудочного сока у детей после рождения связана с наличием в его составе
молочной кислоты.
Функция синтеза соляной
кислоты развивается в период от 2,5 до 4 лет. Относительно низкое содержание
соляной кислоты в желудочном соке детей 4–6 лет ведет к снижению его
противомикробных свойств, что проявляется в склонности детей к желудочно-кишечным
заболеваниям.
Пищеварение в кишечнике
У взрослых кишечник
относительно короче, чем у детей: длина кишечника у взрослого человека
превышает длину его тела в 4–5 раз, у грудного ребенка – в 6 раз. Особенно
интенсивно кишечник растет в длину от 1 до 3 лет из-за перехода от молочной
пищи к смешанной и от 10 до 15 лет.
Мышечный слой кишечника
и его эластические волокна развиты у детей слабее, чем у взрослых. В связи с
этим перистальтические движения у детей происходят слабее. Пищеварительные соки
кишечника уже в первые дни жизни ребенка содержат все основные ферменты,
обеспечивающие процесс пищеварения.
Рост и развитие
поджелудочной железы продолжается до 11 лет, наиболее интенсивно она растет в
возрасте от 6 месяцев до 2 лет.
Печень у детей относительно
больше, чем у взрослых. В 8-10 месяцев ее масса удваивается. Особенно
интенсивно печень растет в 14–15 лет, достигая массы 1300–1400 г.
Желчеотделение отмечается уже у трехмесячного плода. С возрастом желчеотделение
усиливается.
39.
Обмен веществ и энергии – основа процесса жизнедеятельности организма.
Возрастные особенности различных видов обмена и их регуляции. Особенности
обмена веществ в условиях Крайнего Севера
Обмен веществ и энергии —
совокупность процессов превращения веществ и энергии, происходящих в живых
организмах, и обмен веществами и энергией между организмом и окружающей средой.
Обмен веществ и энергии является основой жизнедеятельности организмов и
принадлежит к числу важнейших специфических признаков живой материи, отличающих
живое от неживого. В обмене веществ, или метаболизме, обеспеченном сложнейшей
регуляцией на разных уровнях, участвует множество ферментных систем. В процессе
обмена поступившие в организм вещества превращаются в собственные вещества
тканей и в конечные продукты, выводящиеся из организма. При этих превращениях
освобождается и поглощается энергия.
Белки
– природные биополимеры, состоящие из аминокислот. Ф-ии: строительная,
транспортная, каталитическая/ферментативная, регулирующая, защитная,
двигательная, сигнальная.
Углеводы
– сложные органические кислородосодержащие вещества. Делятся на моно - ди – и
полисахариды. Ф-ии: энергетическая, структурная, запасающая, защитная,
обезвреживание ядов.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11
|