рефераты

рефераты

 
 
рефераты рефераты

Меню

Методика проведения практических работ в теме Клеточное строение растений рефераты

Методика проведения практических работ в теме Клеточное строение растений

методика – самая жуткая вещь на свете и я искренне надеюсь, что моя безумная писанина вам поможет избавиться от камня на шее и получить желанную закорючку в зачетку.

Удачи!

 

 

 

Содержание:


1.     Введение……………………………………………………………………...2

2.     Обзор практических работ в теме «Клеточное строение растительного организма» в различных учебниках…………………3

3.     Методика проведения практических работ в теме «Клеточное строение»……………………………………………………………………5

4.     Изучение устройства микроскопа, овладение основными приемами работы……………………………………….…………………5

5.     Приготовление временного микропрепарата………………………..7

6.     Постановка простейших демонстрационных опытов……………9

7.     Опыт с целлофановым мешочком……………………………………..9

8.     Клеточка Траубе…………………………………………………………10

9.     Использование средств мультимедиа при проведении практических работ в теме: «Клеточное строение»……… …...11

10.            Заключение…………………………………………………………………12

11.            Список литературы……………………………………………………..13

Введение.

Практические работы в разделе «Ботаника» планируется проводить в 6 классе. Учебная программа подразумевает, что примерно треть уроков будет либо целиком посвящена практическим работам, либо будет строиться на основе материала, полученного в ходе работ. Содержание и характер работ определяется изучаемой темой, возрастными и психологическими особенностями учащихся (например, преобладание образного  мышления над логическим), материальной базой школы.

Роль практических работ, экспериментов в формировании убеждений, биологических понятий, мировоззренческих взглядов учащихся, хорошо известна. Но особенно высоко значение таких работ именно в 6 классе, где ученики впервые начинают систематически подходить к изучению биологии, здесь закладываются основы для материалистического понимания природных процессов, именно в 6 классе формируются умения и навыки, которые впоследствии будут использоваться при дальнейшем изучении естественных наук.

Большое количество опытов, предусмотренное программой, даёт учителю относительную свободу по реализации массы методов и приемов для обучения, воспитания и развития учащихся. Однако  в ряде случаев, количество опытов, особенно демонстрационных, может быть увеличено сверх программы, поскольку это вызовет, и усиление мотивации учеников и даст возможность учителю полнее реализовать дидактические возможности эксперимента.

Тематика опытов определяется, конечно, школьной программой, но её было бы неплохо немного расширить и осветить такие важные задачи, как взаимосвязь организма со средой, эволюционный характер развития природы и т.д.

У учащихся в ходе проведения практических работ формируется ряд новых понятий: эксперимент, опыт, контроль, цель опыта, анализ результатов и их сравнение, вывод и др. Поэтому учитель, при подготовке опыта должен особо акцентировать своё внимание не только на самом опыте, его материале, но и на том, чтобы способствовать формированию и развитию вышеперечисленных понятий.

Можно выделить ряд самых важных понятий, которые обязательно должны быть усвоены учащимися:

Цель опыта – то, что нужно исследовать (например, цель – исследование влияние освещенности на интенсивность фотосинтеза)

Результат – то, что получилось в итоге опыта (например, крахмал образовался только в освещённой части листа)

Вывод – умозаключение, обобщающее результат опыта, постановку опыта, изученный теоретический материал и осуществленное в соответствии с целью опыта (свет – условие для образования крахмала).

Биологические опыты характеризуется некоторой непредсказуемостью результатов, ведь, как правило, работа идёт с натуральными объектами и поэтому на итог может повлиять целый набор форс-мажорных обстоятельств. В таких случаях, во-первых, учителю нужно быть готовым объяснить детям,  почему произошло именно так, а не иначе и, во-вторых, рекомендуется дублировать опыт, что способствует также и тому, что эксперимент будет выглядеть гораздо достовернее и объективнее.

Также очень важно – учить школьников не просто констатировать результат опыта, опираясь на теоретические знания: «это зеленая клетка, так как в ней есть хлорофилл», а учить их делать вывод из опыта: «если эта клетка зеленая, то значит в ней должен быть хлорофилл».

Учителю всегда следует помнить о том, что опыт должен быть максимально понятен ученикам и не вызывать лишних вопросов, так как у детей ещё мало знаний в других областях науки, с помощью которых возможно объяснение происходящих процессов, поэтому иногда стоит ограничиться лишь описанием внешней стороны явления, без углубления в суть («с помощью зеленого пигмента - хлорофилла растения поглощают солнечный свет, дающий энергию для образования нового растительного вещества – процесс фотосинтеза» - и не более этого).

Можно выделить несколько целей данной курсовой работы:

1.      описание методики проведения практических работ в теме «Клеточное строение» с использованием увеличительных приборов и приготовлением микропрепаратов

2.      описание методики ряда демонстрационных опытов, рекомендуемых включить в изучение темы «Клеточное строение»

3.      дать краткий обзор имеющихся мультимедийных средств обучения и их применение при изучении темы «Клеточное строение»

Актуальность данной работы заключается в том, что необходимо дать методические рекомендации педагогам по проведению практических работ в теме «Клеточное строение» и предложить новые способы подачи материала учащимся, разработав методику проведения демонстрационных опытов.



Обзор практических работ по теме: «Клеточное строение растительного организма» в разных учебниках.


Ниже приведен краткий обзор предлагаемых практических работ по теме: «Клеточное строение» в трех различных учебниках.

1.      В.В. Пасечник Биология 6 класс (2002г)

В первом параграфе этой темы идёт подробный рассказ об увеличительных приборах, которые будут впоследствии применяться в работе – микроскоп и лупа. Даны определения основным частям микроскопа и краткие правила его эксплуатации. Подача этого материала должна идти в виде краткого инструктажа.

Параграф 2 – «Строение растительной клетки». В этом параграфе описана сама лабораторная работа – это самостоятельное приготовление микропрепарата растительной ткани и последующее его изучение под микроскопом, выполнение рисунка и ответы на вопросы, представленные в конце работы.

Последующие параграфы этой темы – «Жизнедеятельность клеток», «Ткани» изучаются с использованием тех результатов, которые были получены учащимися в ходе выполнения лабораторной работы.


2.      И.Н. Пономарева, О.А. Корнилова и др. Биология 6 класс (2001г.)

Также, как и в вышеописанном учебнике, тема «Клеточное строение» вынесена в отдельный раздел. Содержание параграфов в целом аналогично учебнику «Биология» 6 класс В.В. Пасечника:

ü      Увеличительные приборы.

Лабораторная работа – приготовление микропрепарата.

ü      Строение растительной клетки на примере изучения препарата.

Лабораторная работа – приготовление препарата кожицы лука.

ü      Жизнедеятельность клетки.

ü      Ткани.

Подача материала аналогична учебнику Пасечника. Единственное, отмеченное отличие, это несколько увеличенный объем лабораторных работ в части самостоятельного приготовления микропрепаратов – это очень тонкая работа и ученикам будет весьма полезна такая тренировка, что будет способствовать не только изучению конкретного материала, но и  развитию мелкой моторики, воспитанию терпения и усидчивости.

 

3.      В.А. Корчагина Биология 6 класс (1992г)

Из всех рассмотренных учебников, в этом наиболее обширно представлены практические работы в теме «Клеточное строение». Последовательность подачи самого материала аналогична вышеописанным учебникам: строение клетки, её функции и жизнедеятельность, понятие о тканях растения.

ü      Работа 1: Устройство лупы и микроскопа. Приемы работы с увеличительными приборами. В этой работе разъясняется значение и функции увеличительных приборов, ученики изучают строение микроскопа, названия и функции основных его частей, определяют увеличительную способность микроскопа.

ü      Работа 2: Клеточное строение растений. Учащиеся изучают мякоть плода томата, арбуза, мякоть клубня картофеля вначале невооруженным взглядом, а затем при помощи лупы, выполняют рисунок увиденной клеточной структуры.

ü      Работа 3: Препарат кожицы лука под микроскопом. В этой работе учащиеся самостоятельно приготавливают микропрепарат, окрашивают его, изучают под микроскопом и выполняют рисунок, обозначая основные части клетки. Здесь либо учитель подробно инструктирует, как нужно готовить препарат, либо учащиеся работают абсолютно самостоятельно, по алгоритму, описанному в учебнике.

ü      Работа 4: Пластиды в клетках листа. В этой работе также приготавливается микропрепарат, изучается под микроскопом и выполняется рисунок. Ученики закрепляют навыки, полученные в предыдущих работах.

При выполнении последующих практических работ, но уже по другим темам, также не раз используются увеличительные приборы, например, в работе по изучению внутреннего строения  ветки дерева.


На основании изучения материалов учебников по теме «Клеточное строение растительного организма» можно сделать вывод, что в большинстве учебников предлагаются в целом однотипные работы, которые подразумевают изучение устройства увеличительных приборов, приготовление микропрепаратов, их изучение с последующим выполнением рисунка. Такой вид работы очень плодотворен, ученики приобретают весьма важные навыки, идёт эффективное усвоение материала, понятие «клетка» перестает быть чем-то аморфным и невидимым и что весьма важно – развивается самостоятельность и ответственность, аккуратность, ведь успех работы зависит от сочетания целого ряда факторов – это и практические умения, и теоретические знания.

Но, на наш взгляд, было бы неплохо разнообразить такую форму работы рядом простейших демонстрационных опытов, которые не требуют никакого дополнительного оборудования, но в тоже время очень наглядны. Этими опытами можно предварить изучение тем «Жизнедеятельность клетки» и «Строение клетки».

 

Методика проведения практических работ в теме «Клеточное строение растительного организма».


Работа 1: Изучение устройства микроскопа, овладение основными приемами работы.

Цель: обеспечить усвоение учащимися особенностей устройства микроскопа и способствовать выработке основополагающих умений работы со сложным увеличительным прибором

Задачи:

обучающие: научить основным принципам работы с микроскопом и правилам изучения микропрепаратов

развивающие: способствовать развитию терпения, аккуратности и бережности в работе

воспитательные: развитие самостоятельности у учеников

Оборудование: световой микроскоп, салфетка, демонстрационная схема с изображением микроскопа и указанием основных его деталей, готовые микропрепараты.

 

Часть 1: Устройство микроскопа.

Ход работы:

1.      Методические рекомендации: вначале следует объяснить целесообразность соблюдения правил пользования микроскопом – это обезопасит работу, сделает её более удобной и эффективной, предотвратит порчу школьного имущества. Микроскоп при переносе нужно держать двумя руками, взяв одну руку штатив микроскопа, а другой – придерживать его снизу за подставку. Микроскоп нужно всегда держать вертикально, чтобы не выпал объектив. Нельзя ставить микроскоп на край стола, иначе его легко уронить или он будет мешать работе.

2.      Учитель на схеме показывает основные части микроскопа, вкратце говорит об их функциях: штатив (основная крепежная структура), тубус (труба окуляра), окуляр (часть оптики микроскопа, через него наблюдающий рассматривает изображение, создаваемое объективом, представляет из себя трубку с линзами внутри)), малый и большой объективы (соответствуют малому и большому увеличению, создают изображение, которое наблюдающий видит через окуляр), револьверная головка (к ней крепятся объективы, осуществляет переключение между ними), регулировочные винты (с их помощью наблюдатель устанавливает объектив на определённую высоту над объектом), предметный столик (на нём располагается сам объект изучения), диафрагма (регулирует световой пучок, просвечивающий объект), зеркало (формирует тот самый пучок света, фокусируя рассеянный солнечный свет или свет от искусственного источника). Ученики вслед за учителем находят называемые части микроскопа.

3.      Учитель объясняет, как вычисляется увеличение оптики микроскопа – путем перемножения чисел, указанных на окуляре и объективе, например если установлен окуляр с увеличением 7х и объектив 40х, то это значит, что изображение объекта увеличивается в 240 раз.

4.      По окончанию работы необходимо салфеткой аккуратно протереть линзы окуляра и объектива. Опустить тубус в крайнее нижнее положение, револьвер перевести на объектив малого увеличения.

Основные понятия, усвоенные в работе: микроскоп, штатив, тубус, окуляр, объектив, револьвер, предметный столик, диафрагма, зеркало.


 

Часть 2: Правила работы с микроскопом.

Ход работы:

1.      Зеркалом нужно направить пучок света в отверстие на предметном столике. Зеркало и диафрагма служат для создания необходимого уровня освещения. Принцип работы светового микроскопа – объект должен просвечиваться точно направленным световым лучом.

2.      Следует рассмотреть малый и большой объектив, обратив внимание на способ их крепления и работы. Для начала нужно установить малый объектив, вращая револьвер по часовой стрелке до щелчка.

3.      Положите микропрепарат на предметный столик, закрепив его с помощью зажимов.

4.       Глядя сбоку, нужно опустить с помощью большого регулировочного винта тубус до высоты 1-2см над объектом. Затем, глядя уже в окуляр,  следует медленно поднимать тубус, вращая большой винт на себя, до того момента, когда увидите более-менее четкое изображение. Тонкая подстройка резкости осуществляется с помощью малого регулировочного винта. Далее надо рассмотреть объект, выделить основные детали.

5.       Аккуратно, не трогая препарат и регулировочные винты необходимо перевести револьвер на объектив с большим увеличением. Если микроскоп исправен и правильно настроен, то при переводе объектива нет необходимости поднимать тубус, в противном случае его надо немножко поднять.

6.       С помощью большого и малого регулировочного винта аккуратно, стараясь не раздавить стекло с препаратом, требуется установить резкость, объект должен быть максимально четко виден.

7.       После настройки микроскопа необходимо внимательно изучить объект и зарисовать его.

8.       По окончании работы следует подготовить микроскоп к дальнейшей работе: перевести револьвер на объектив малого увеличения, поднять тубус, снять препарат с предметного столика, протереть оптику.

В этой работе сформируются умения по работе с микроскопом. Работа может быть проведена в нескольких вариантах – либо ученики будут повторять за учителем все действия, который будет демонстрировать их на своём микроскопе, либо учитель будет пошагово объяснять последовательность действий, либо же учащиеся могут работать по индивидуальным карточкам, а учитель осуществляет общий контроль происходящего, помогает решать появляющиеся затруднения.

В этой работе в качестве готового микропрепарата можно взять простой объект, например, волокна ваты, потому что цель этой работы – научиться работать с микроскопом и давать сложные препараты натуральных объектов было бы не правильно. Хотя, если в школе это есть, можно использовать окрашенные препараты мышечных тканей – они весьма наглядны, не сложны, ученики просто зарисуют мышечные волокна, не вдаваясь в тонкости их структуры.

Основные понятия, усвоенные в работе: способ крепления и работы оптики микроскопа; принцип работы светового микроскопа; малый и большой регулировочные винты; готовый микропрепарат.

 

Работа 2:  Приготовление временного микропрепарата.

Это весьма тонкая работа и вряд ли многим ученикам удастся выполнить её безошибочно с первого раза. Поэтому для начала можно её предельно упростить и сделать препарат с использованием обыкновенной газеты – вырезать из нее маленькую букву и использовать её в качестве объекта. Чтобы не тратить время на уроке, учитель в таком случае должен заранее озаботиться подготовкой достаточного количества «объектов».

Цель: обучить правилам приготовления микропрепарата.

Задачи:

обучающие: сформировать ряд базовых умений по работе с микроскопом, приготовлению временных микропрепаратов.

воспитательные: способствовать воспитанию терпения и усидчивости.

Страницы: 1, 2