Контроль за сохранением редких и исчезающих видов животных и растений и пути решений этой проблемы на Дальнем Востоке
1.
на основе материалов
космосъемки высокого разрешения (май 1993) была отдешифрирована речная сеть,
местоположение населенных пунктов, транспортные коммуникации (главным образом,
лесовозные дороги и зимники) и наиболее очевидные вырубленные массивы
(лесосеки) нескольких типов;
2.
на созданную таким образом
цифровую модель нанесены массивы, отведенные, по материалам лесоустройства, под
рубки различных типов;
3.
совмещением этих данных с
материалами космических съемок (декабрь1993 и февраль1995) были выявлены
площадные изменения лесопокрытой площади за этот период;
4.
цифровые материалы за
различные сроки наблюдения проанализированы графически и визуально, что
позволило выявить тенденции динамики рубок лесов.
Данные
по ключевому участку N1 «Владивосток»
Ключевой участок «Владивосток» расположен на самом юге
Приморья и охватывает территорию от западной границы Лазовского заповедника до
населенного пункта Большой Камень (с востока на запад) и от г.Находка до н.п.
Сергеевка (с севера на юг). В центре тестового участка расположены города
Партизанск и Углекаменск. Общая площадь участка 3502 кв. км. По материалам
лесоустройства практически все плановые рубки приурочены к массивам вторичных
широколиственных лесов, расположенных в доступных местах с относительно
выровненным низкогорным рельефом.
Выявленные по материалам космической съемки
несанкционированные рубки приурочены к хвойным лесам. На водоразделах они
консолидируются с плановыми рубками, но практически нигде не соответствуют друг
другу по форме и по площади.
Чаще всего наблюдается локализация незапланированных вырубок
к окраинным частям гарей, однако видна (в сопоставлении с двумя другими
ключевыми территориями - «Светлая» и «Бикин») невысокая доля площадей, занятых
свежими горельниками.
Отмечается явное несоответствие расположения и площадей
лесосек, зафиксированных документально по материалам лесоустройства (33.01 кв.
км.) и площадей выявленных по материалам съемки МСУ-СК 1995 года (31.09кв.
км.).
Зафиксированы массовые нарушения лесного покрова вырубками и
пожарами. Все запланированные рубки (по данным лесоустройства) приурочены к
участкам вторичных лесов. Реальные рубки, большей частью сплошные, приурочены
или к массивам сохранившихся горных темнохвойных лесов или - к участкам
смешанных лесов с примесью темнохвоев. Площади гарей незначительны, но
некоторая часть лесосек соседствует со свежими горельниками.
Участок
2. Река Светлая
Район ключевого участка Светлая расположен на восточном
склоне Сихоте-Алиня вплоть до побережья Татарского пролива. В пределах
ключевого участка распределены с севера на юг три лесхоза: Самаргинский,
Светлинский и Верхне-Перевальненский.
Помимо несоответствия площадей и местоположения вырубок,
обращает внимание факт нарушения лесозаготовками водоохранной зоны реки Бол.
Пея и других.
Сводная таблица площадей рубок по ключевому участку
«Светлая»
Данные материалов лесного хозяйства 1993-1995гг.
|
Данные дешифрирования материалов космической съемки
1993-1995гг.
|
|
сплошные рубки
|
18,08 км2
|
27,66 км2
|
общая площадь рубок (включая выборочные и промежуточное
пользование)
|
30.34 км2
|
27.66 км2
|
Превышение суммарных итоговых площадей задокументированных в
материалах лесного хозяйства происходит за счет санитарных рубок и рубок ухода,
практически не находящих отражение на материалах космической съемки.
Что же касается сплошных и выборочно-концентрированных
вырубок - наносящих основной урон темнохвойным лесам - их реальные площади в
полтора раза превышают документально зафиксированные.
2.4. Усилия WWF по
нормализации обстановки
Для решения сложившихся проблем Российским
представительством WWF была сделана попытка наладить действенный оперативный
контроль за соблюдением правил лесопользования и выявлением нарушений. С этой
целью было решено создать хорошо оснащенную мобильную группу «Кедр»и имеющую
необходимые полномочия для осуществления проверок лесопользователей.
Бригада «Кедр» была создана по инициативе WWF в 1998 г. на
базе Приморского комитета по экологии, при поддержке администрации. За 1998
года проверено 16 лесхозов, 59 лесопользователей, досмотрено более 120
лесовозов.
В ходе проверок бригадой «Кедр» выявлены следующие массовые
нарушения:
·
Нарушение рекомендаций
лесоустройства при назначении рубок главного пользования,
·
Нарушения лесхозами правил
отпуска древесины на корню
·
Слабый контроль за
освидетельствованием лесосек
·
Назначение в рубку
главного пользования приспевающих древостоев ценных пород.
·
Нарушение правил рубок
главного пользования, назначение в рубку насаждений различных категорий
защитности и в первую очередь водоохранных лесов первой группы.
·
Нарушение технологий
лесозаготовительных работ.
·
Отсутствие у
лесопользователей документов на право пользования -лесорубочных билетов, планы
рубок, арендные записки и т.д..
·
Несоответствие фактических
мест рубок главного пользования и оформленных по документам.
·
Слабый контроль за
заготовленной древесиной, отсутствие клеймление, занижение качества и объемов
заготовленной древесины,
В ходе оперативной работы бригадой сотрудниками бригады
«Кедр» задержаны 46 лесовозов с древесиной ценных пород и изъято около 400 кбм
ореха маньчжурского и ясеня, материалы нескольких проверок отправлены в
прокуратуру. Сумма представленных исков и наложенных штрафов за нарушение
правил лесопользования значительно превосходит затраты на организацию и
оснащение группы. Группа «Кедр» показала возможность действенной организации,
его необходимость и контроля за лесопользованием в крае.
Аналитическая работа
Аналитическая работа по
оценке масштабов нелегальных лесозаготовок
В связи с тем, что в последнее время ситуация с нелегальной
заготовкой леса в России стала катастрофической, одним из направлений
деятельности WWF стала деятельность по сокращению объемов нелегальной заготовки
леса на национальном и региональном уровне. В рамках этого направления
проводится:
·
изучение схем перемещения
экспортируемой древесины;
·
анализ официальных данных
по объемам поставок леса;
·
анализ породного состава
экспортируемой древесины на предмет наличия ценных пород (например, занесенных
в Красную книгу, ограниченных или запрещенных к вырубке);
·
анализ деятельности
компаний лесного сектора и их экологической политики.
В опубликованных отчетах WWF приводятся данные экспертов по
объемам нелегально заготовленной древесины и древесины сомнительного
происхождения, вывозимых за пределы страны породах деревьев, об основных
потоках нелегальной древесины внутри страны и оценки покупателей сомнительного
леса.
Дальний Восток. Торговля
лесной продукцией с Китаем и Японией
Наиболее остро проблема экспорта нелегально заготовленной
древесины стоит на Дальнем Востоке
России и в Сибири. Основные лесозаготовки
проводятся в лесах южной Сибири и на юге Дальнего Востока – в регионах,
входящих по оценке WWF в список двухсот наиболее ценных природных территорий
мира. Основными импортерами российской древесины на
восточных форпостах страны являются страны Азиатско-Тихоокеанского
региона, потребности которых в древесном сырье непрерывно растут. В
первую очередь, речь идет о Китае и Японии.
WWF более шести лет ведет кампанию по борьбе с нелегальными
рубками на Дальнем Востоке России. В 2001 - 2002 гг. были опубликованы первые
результаты исследования ситуации с незаконными лесозаготовками в Приморском
крае и анализ российско-японской и российско-китайской торговли
лесоматериалами. Отчеты имели широкий резонанс в прессе и заставили правящие
структуры обратить серьезное внимание на проблему.
Япония занимает второе место после Китая по импорту
лесоматериалов из России. На нее приходится 17% лесного экспорта России
стоимостью около 700 миллионов долларов США. В ходе исследования WWF были
изучены схемы перемещения древесины от лесной делянки до портов в Японии.
Особое внимание было уделено выявлению основных цепочек торговли древесиной
между Россией и Японией, а также определению степени экологической и социальной
ответственности участвующего в ней лесного бизнеса. В докладах WWF впервые
приведен социально-экологический рейтинг ведущих российских экспортеров
древесины в Японию, построенный на материалах опроса представителей лесного
бизнеса, обработки публикаций в СМИ, анализа официальных данных таможни и т.д.
На основании тревожных результатов исследований, WWF
обратился к правительствам и лесному бизнесу России и Японии с предложением
предпринять совместные усилия, направленные на подписание специального
соглашения по лесной торговле между Россией и Японией. Это соглашение
предусматривало бы как усиление координации таможенных органов двух стран с
целью прекращения трансграничного перемещения нелегально заготовленной
древесины, так и продвижение прозрачной и экологически ответственной лесной
торговли.
Проект: Отслеживание
происхождения легальной древесины в России
Объем и значение российских поставок круглого леса и
пиломатериалов на европейские рынки возрастает с каждым годом. Учитывая
растущий спрос европейских рынков на древесину, заготовленную по высоким
экологическим стандартам, очевидным становится заинтересованность датских
импортеров в уменьшении объема древесины невыясненного происхождения,
поступающей из России.
В рамках сотрудничества с датскими импортерами леса, Датской
лесоторговой федерацией и Министерством окружающей среды Дании,
WWF проводит анализ рынка лесной торговли на северо-западе
России и в Красноярском крае – регионов
экспорта лесной продукции в Данию (проект осуществляется с 2005 г.).
Цель такого проекта – сбор, систематизация и анализ информации об объемах
древесины неизвестного происхождения, экспортируемой из России на европейский
рынок. Исследования основаны на официальной информации, полученной от
российских властей, а также из литературы, интервью, знаний и опыта
специалистов WWF по незаконным лесозаготовкам. Для выбора поставщиков WWF
предлагает Датским покупателям экорейтинг трейдеров, основанный на оценке
экологической и социальной ответственности лесных компаний, приведенной в
отчете.
Совместная деятельность заинтересованных сторон дает
возможность привлечь внимание журналистов не только в России, но и за рубежом к
проблеме нелегальных рубок, в частности, в Сибири, возможных путях решения и
современному состоянию лесной промышленности и экспорта леса из России.
2.5. Российско-китайское
взаимодействие
Российско-китайское
взаимодействие по поддержке легального лесопользования в России и Китае
Российско-китайское взаимодействие ведется по трем основным
направлениям: предотвращение нелегальных лесозаготовок, незаконного оборота
древесины и несанкционированной торговли вдоль российско-китайской границы. С
одной стороны, этот компонент охватывает внутрироссийскую деятельность по
снижению объемов нелегальной заготовки леса, с другой стороны, являясь
международным, он направлен на укрепление легального ведения лесного хозяйства
в России и Китае.
За последние 5 лет Россия (подобно другим лесоэкспортирующим
странам) столкнулась с возрастающей потребностью Китая в древесине - см. схему:
Объемы поступающей на мировой рынок российской древесины
Это было обусловлено как необычайным подъемом всей китайской
экономики, так и бурным развитием лесопромышленного комплекса в частности.
Китай стал главным импортером круглого леса из России. В общем объеме импорта
древесины в Китай 2/3 занимает российская древесина. Основным способом торговли
(около 90 %) является приграничная, так как при этом НДС существенно ниже (6,5
%). Большинство организаций, торгующих лесом, – это частные компании, лишь
10-15 % составляют государственные предприятия (по данным 2004 г.). Политика
импорта характеризуется «свободной торговлей», т. е. отменой разрешений и
лицензий на ведение торговых операций.
Основные составляющие передвижения российского леса в Китае
Для того чтобы обсудить вопросы торговли лесной продукцией
между Россией и Китаем, а также проанализировать долгосрочные последствия этой
торговли для экономики, окружающей среды и общества этих двух стран, в августе
2006 ведущие представители российских, китайских и международных деловых
кругов, международных инвесторов, правительственных и природоохранных
организаций, а также научной общественности собрались в поселке Бурдугуз
(Иркутская область). Представители WWF активно участвовали в этой встрече,
озвучили цели и задачи текущего проекта WWF – IKEA и наметили сферы дальнейшего
сотрудничества с администрацией Иркутской области. Обсуждался огромный спектр
вопросов, из которых необходимо выделить следующие:
·
Российская база лесных
ресурсов.
В настоящее время существует некоторая неопределенность, связанная с российской
базой лесных ресурсов. В связи с тем, что государственный лесной фонд
действительно огромен, нетрудно поверить в неисчерпаемость запасов его
древесины. Однако в экономически доступных местах осталось мало коммерчески
ценной древесины. Начинают преобладать деградированные леса, которые все
сильнее подвергаются воздействию пожаров, болезней и вредителей.
·
Доля нелегальных
лесозаготовок по Сибири и ДВ.
На китайский рынок приходится до 98 % экспорта многих лесозаготовительных
предприятий. При этом широко распространен неконтролируемый вывоз
необработанной древесины, сопровождающийся ее нелегальной заготовкой,
коррупцией и многочисленными нарушениями налогового и таможенного
законодательства. Расчетная доля незаконных лесозаготовок в Сибири и на Дальнем
Востоке России составляет от 15 до 70 % в зависимости от используемых методов
определения и оценки.
·
Эффективность
деревопереработки в Китае.
Крупные перерабатывающие древесину предприятия, развивающиеся быстрыми темпами
в Китае, в основной своей массе отличаются от предприятий российской
промышленности современным оборудованием, высокой эффективностью и глобальной
конкурентоспособностью.
·
Социальные аспекты
(нелегальные иностранные работники, высокая социальная напряженность в регионах
с высоким уровнем безработицы). На первых этапах развития лесного бизнеса как
региональные администрации, так и население Восточной Сибири и Дальнего Востока
ожидали, что активный экспорт древесины на огромный китайский рынок приведет к
повышению уровня экономического и социального развития этих регионов. Однако
оказалось, что, несмотря на существенную экологическую нагрузку на леса,
расположенные в районах, граничащих с Китаем или находящихся вблизи от морских
портов и железнодорожных станций, торговля лесом не сопровождалась равновесным
доходом и не приносила должной прибыли местной экономике и населению.
С целью улучшения ситуации было предпринято несколько
конкретных и весомых шагов. Российское и китайское правительства взяли на себя
обязательства по борьбе с торговлей древесной продукцией незаконного или
неизвестного происхождения. В ноябре 2005 г. на министерской конференции
«Европейско-североазиатский процесс по обеспечению законодательства и
правоприменения в лесном секторе» обе страны подписали Санкт-Петербургскую
декларацию и тем самым обязались бороться с торговлей нелегальной продукцией.
Россия подготовила проект Национального плана действий по борьбе с незаконными
лесозаготовками и связанной с ними торговлей, а Министерство торговли КНР, в
свою очередь, выступило инициатором создания специальной группы по устойчивому
развитию и торговле.
В рамках проекта WWF – IKEA разрабатывается руководство «Действуй
легально!», которое представляет собой практический справочник и дает
возможность определить легальность древесины. Подобные руководства были
разработаны для Китая, Малайзии и Индонезии.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5
|