Функциональные асимметрии
Обоняние у человека является одним из средств пространственной ориентировки в
окружающей среде. По Б.Г. Ананьеву, пространственная локализация запаха зависит
от взаимодействия нервных процессов в обоих полушариях; для лучшей пространственной
ориентировки необходима умеренная разность сигналов, возбуждающих различные части
мозгового конца анализатора и поэтому асимметрия обоняния может рассматриваться
как необходимое условие пространственно-обонятельного различения.
Диринические ощущения характеризуются большей точностью и скоростью, нежели моноринические.
Правая и левая половины носа различны по остроте обоняния. Большая чувствительность
левой стороны носа к запахам установлена у 71 % взрослых, правой - у 13 % и одинаковая
чувствительность - у 16 %; у детей те же цифры равны 35, 30 и 35 % соответственно;
асимметрия обоняния у взрослых по сравнению с детьми, как видно, возрастает вдвое.
Установивший приведенный факт С.Ф. Гамаюнов преобладание левой стороны носа в остроте
обоняния объясняет частым искривлением носовой перегородки: прямая перегородка встречается
у 90 % детей и не обнаруживается вовсе у лиц в возрасте после 30-40 лет. Но автор
не ставит вопроса о том, какова природа подобного "нормального" массового
искривления носовой перегородки и почему большая острота обоняния на левой половине
носа имеет место не только при искривлении перегородки, но и при прямой перегородке.
В правую и левую ноздрю испытуемых раздельно предъявлялись знакомый (духи) и индифферентный
(триметилундециленовый альдегид) запахи. Регистрировали электрокожную реакцию (ЭКР).
Анализировали амплитуду ЭКР, латентный период и время, в течение которого происходит
двукратное уменьшение амплитуды ЭКР. Максимальная амплитуда последней отмечена при
предъявлении индифферентного запаха. Знакомый запах вызывал более быстрое развитие
ЭКР левой руки при предъявлении в левую ноздрю. В литературе обосновывается гипотеза
о правополушарном представительстве обонятельного анализатора. Предполагается, что
обоняние может быть уникальной сенсорной модальностью для выявления функциональной
асимметрии мозга. Функция сопоставления запахов связывается исключительно с правой
височной областью. Гримаса отвращения и восклицания наблюдались у больных после
расщепления мозга, если неприятные запахи предъявлялись левой половине носа. Обонятельные
галлюцинации наиболее часто встречаются у больных с избирательным поражением правой
височной области, составляя ауру эпилептического припадка или самостоятельный пароксизм.
Различают кислое, соленое, сладкое, горькое вкусовые ощущения. Вкусовая чувствительность
может быть разной у здоровых в зависимости от возраста, пола, психофизиологического
состояния. В патологии возможны количественные нарушения вкуса (повышение - гипергеузия,
снижение - гипогеузия, отсутствие - агеузия) и качественные изменения - извращение
вкуса, или парагеузия, неприятные вкусовые ощущения, или какогеузия, вкусовые парестезии,
нарушение узнавания вкусовых качеств и вкусовые галлюцинации. Вкусовые галлюцинации,
сочетающиеся с обонятельными обманами, нередко возникают у больных с поражением
височных отделов правого полушария мозга. Вкусовых сосочков больше на левой половине
языка здорового взрослого человека, "поэтому на левой половине языка вкусовая
чувствительность несколько острее, чем на правой", о чем свидетельствуют данные
изучения 30 практически здоровых лиц в возрасте от 17 до 40 лет. Использовался метод
электрогустометрии (ЭГМ). Пороги вкусовых ощущений колебались от 14 до 35 мкА и
были различны для правой (24,2±0,93 мкА) и левой (20,5 ±0,82 мкА) половин языка
(Р<0,01). Выявили различия порогов вкусовой чувствительности в зависимости от
пола. У мужчин пороги выше (26,2±1,19 мкА справа и 22,8±0,97 мкА слева), чем у женщин
(22,3±1,31 мкА справа и 18,1±1,03 мкА слева). За выпадение вкуса авторы принимали
отсутствие вкусового ощущения при раздражении языка электрическим током 300 мкА,
а разницу в порогах больше 20 мкА - как понижение вкусового восприятия на стороне
языка с более высоким порогом. При ЭГМ авторы считают обязательным условием учет
времени, прошедшего после еды: пороги вкуса колеблются, натощак они ниже, а непосредственно
после еды - повышаются. Различные участки поверхности языка имеют неодинаковую чувствительность
не только к различным, но и к одним и тем же вкусовым раздражителям. Рецепторы для
сладкого и соленого расположены главным образом на кончике языка, рецепторы для
кислого - в основном по боковым поверхностям языка, рецепторы для горького - в области
основания языка и мягкого неба.
Определение этой асимметрии более трудно, чем уже изложенных моторных и сенсорных
асимметрий. Психическая асимметрия имеется в виду в двух планах. В первом она выражает
собой неравенство функций полушарий мозга в формировании целостной нервно-психической
деятельности. Выше показана взаимосвязь моторных и сенсорных асимметрий с психическими
асимметриями.
В монографии "Зрение и мышление" В.Д. Глезер подчеркивает, что
"любой даже самый элементарный акт зрения, например, видение вспышки света,
следует рассматривать как акт мышления" и что "наше мышление основано
в первую очередь на зрительном восприятии".
Моторные и сенсорные процессы человека, по всей вероятности, резко дифференцируются,
когда они проявляются в сочетании с психическими процессами.
Психические процессы, зависимые от правого полушария мозга, по существу включают
в себя сенсорные асимметрии. В целом они могут обозначаться как психосенсорные процессы.
Они составляют основу для одного из двух главных видов познания человека - познания
с помощью органов чувств с формированием чувственных образов внешнего мира и самого
себя. Такое познание возможно лишь при непосредственном контакте объекта познания
с органами чувств. Такому познанию доступно, следовательно, только то, что есть
сейчас (в настоящем времени) и здесь (в реальном сейчас пространстве). Постоянно
формирующиеся образы осознаются, сопоставляются с образами прошлых восприятий и
таким образом идентифицируются объекты внешнего мира и собственного "Я"
субъекта.
Психические процессы, зависимые от левого полушария, тесно соотносятся с двигательными
асимметриями. Здесь уже дифференцируются психомоторные процессы. Известно, что
"интенсивное мышление о движении способствует тенденции его выполнения. во
время интенсивного воображения выполнения действий" в мышцах появляются биотоки;
в настоящее время широко применяются различные виды идеомоторной тренировки -
"повторяющегося процесса интенсивного представления движения, воспринимаемого
как собственное движение". Идеомоторная тренировка рассматривается как находящаяся
"между действительным выполнением навыка и его словесным проектом". Признается
важным изучение идеомоторной тренировки для понимания сложных психофизиологических
процессов управления и регулирования, которые "лежат в основе реализации актов
поведения человека". О тесной взаимосвязанности психических и моторных процессов,
об единстве и цельности психомоторной сферы человека свидетельствуют и корреляции,
установленные между глазодвигательной и обшей двигательной активностью, с одной
стороны, и эффективностью психической деятельности - с другой.
Наиболее высокоорганизованным видом психомоторной деятельности является процесс
формирования речи, собственной активной речи субъекта. Только на основе речи стало
возможным формирование принципиально нового - абстрактного познания. Это означает,
что человек становится способным познать то, чего нет сейчас и здесь, чего он никогда
в прошлом не видел, не слышал, не осязал; он приобретает способность приобщиться
к общечеловеческому опыту, накопленным всеми предыдущими поколениями человечества
знаниям.
Психосенсорная сфера или чувственное познание скорее максимально индивидуализированы:
одну и ту же ситуацию два человека воспринимают с заметно разными оттенками, определяющимися
и сиюминутным состоянием, и прошлым опытом восприятия каждого из них. Психомоторная
сфера и абстрактное познание, напротив, должны быть скорее унифицированы: благодаря
этой второй стороне психики один человек общается с другим, понимает его. Такое
различие между чувственным и абстрактным познаниями особо очерчено, как можно думать
на основании клинических наблюдений, у большинства людей. В клинике очаговых поражений
мозга выявились подробности, которые могут быть интерпретированы как свидетельствующие
о несходстве психики некоторых левшей и правшей. Термин "психическая асимметрия"
в специальной литературе, посвященной проблеме функциональной асимметрии мозга человека,
употребляется мало. Но первый план ее рассмотрения представлен по существу во многих
публикациях. В частности, в таком высказывании: "Полная латерализация психических
функций возможна тогда, когда левое полушарие доминирует по речи, правое - по пространственным
и перцептивным функциям".
Второй план определения психической асимметрии и особенно анализа ее сущности,
на взгляд авторов, более адекватен, чем первый, и, пожалуй, более перспективен.
Под психической асимметрией здесь понимается нарушение симметрии собственно психических
процессов - психосенсорных и психомоторных или чувственного и абстрактного познаний.
Если в уже представленном первом плане они выглядят различными по тому, что первые
зависимы от функционирования правого, а вторые - от левого полушария мозга, то во
втором плане они предстают различными (вплоть до противоположности друг другу) по
времени их формирования. Психосенсорные процессы формируются в настоящем времени
при постоянном сопоставлении получаемых сейчас чувственных образов с образами прошлых
восприятий субъекта. Развитие психомоторных процессов представляется происходящим
в настоящем времени так, что их завершения вероятны только в будущем времени.
Можно допустить, что психосенсорные и психомоторные процессы зеркально-симметричны
или энантиоморфны. Но зеркально симметричны они по времени их становления: оба ряда
психических процессов реализуются в настоящем времени (первые осуществляются как
бы полностью, а вторые лишь начинаются), но с обращенностью в противоположные времена
- прошлое и будущее (уже осуществленные образы восприятия оказываются в прошлом
времени, еще не осуществленные части психомоторной деятельности могут завершиться
в будущем времени).
Клинический опыт авторов привлекается для обоснования по крайней мере двух предположений.
Во-первых, принцип симметрии, может быть, применим и в изучении психики - сознания
человека как выражения функций парно работающих полушарий целого мозга.
Во-вторых, использование принципа симметрии в сравнительном анализе психических
процессов, зависимых от функционирования пространственно противоположных полушарий
мозга, раскрывает неожиданные ракурсы понимания психики человека, ее пределов, а
также самого принципа симметрии. Он здесь - на уровне человека, - проявляется подробностями,
по всей вероятности, отсутствующими в природе до человека.
1.
Адрианов О.С. О структурных основах функциональной специализации полушарии
мозга человека // Принцип и механизмы деятельности мозга человека. - Л., 1985.
- С.73-75.
2.
Адрианов О.С. Проблема структурной организации правого и левого полушарий
мозга // Нейропсихологический анализ межполушарной асимметрии мозга. - М., 1986.
- С.9-22.
3.
Акопян И.Д. Симметрия и асимметрия в познании. - Ереван: Изд-во АН
АрмССР. 1980. - 132 с.
4.
Акчурин И.А. Симметрия как принцип динамической унификации физики
// Принцип симметрии. - М., 1978. - С.122-141.
5.
Александрова М.Д. Проблемы социальной и психологической геронтологии.
- Л.: Изд. Ун-та, 1974. - 132 с.
6.
Альтман Я.А., Балонов Л.Я., Деглин В.Л., Меншуткин В.В. О роли доминантного
и недоминантного полушарий в организации пространственного слуха // Физиол. человека.
- 1981. - Т.7, № 1. - С.12-19.
7.
Альтман Я.А., Войтулевич С.Ф. О роли правого полушария головного мозга
человека в локализации источника звука // Взаимоотношения полушарий мозга. - Тбилиси,
1982. - С.6-7.
8.
Альтман Я.А. Локализация движущегося источника звука. - Л.: Наука.
1983. - 175 с.
9.
Ананьев Б.Г. Пространственное различение. - Л.: Изд. ЛГУ, 1955. -
188 с.
10.
Альтман Я.А., Войтулевич С.Ф., Пак С.П. Межполушарная асимметрия слуховых
вызванных потенциалов человека и локализация источника звука // Сенсорные системы.
Сенсорные процессы и асимметрия полушарий. - Л., 1985. - С.88-99.
11.
Ананьев Б.Г. Психология чувственного познания. - М.: Изд-во Акад.
пед. наук РСФСР, 1960. - 486 с.
12.
Ананьев Б.Г. Теория ощущений. - Л.: Изд-во ЛГУ, 1961. - 454 с.
13.
Белов Н.В. Средневековая мавританская орнаментика в рамках групп симметрии
// Кристаллография. - 1956. - Т.1. - Вып.5. - С 610-613.
14.
Бережковская Е.Л. О вербальных функциях правого полушария // Взаимоотношения
полушарий мозга. - Тбилиси, 1982. - С.117-147.
15.
Березин Ф.Б. Функциональные моторные асимметрии и психомоторные соотношения
// Функциональная асимметрия и адаптация человека. - М., 1976. - С.53-56.
16.
Бернштейн Н.А. Очерки по физиологии движений и физиологии активности.
- М.: Медицина.: 1966. - 349 с.
17.
Бианки В.Л., Шрамм В.А. Современные представления о каллозальной системе
// Проблемы нейрокибернетики: Механизмы функциональной межполушарной асимметрии
мозга. - Элиста, 1985. - С.30-54
18.
Блинков С.М., Карасева Т.А. Афазия и зеркальное письмо у левшей при
поражении левого полушария // Журн. невропатол. и психиатр. - 1965. - № 12. - С.1767-1772.
19.
Боголепова И.Н., Амунц В.В., Оржеховская Н.С., Малофеева Л.И. Морфологические
критерии структурной асимметрии корковых и подкорковых образований мозга человека
// Журн. невропатол. и психиатр. - 1973. - № 7. - С.971-975.
20.
Брагина Н.Н., Доброхотова Т.А. Функциональная асимметрия человека.
- М.: Медицина, 1981. - 287 с.
21.
Брандт А.Ф. Десноручие, шуеручие и перекрестная асимметрия конечностей
// Русский антропол. журн. - 1927. - Т.15, № 3-4. - С.7-28.
22.
Готт В.С., Перетурин А.Ф. Симметрия - асимметрия как категория познания
// Симметрия, инвариантность, структура. - М., 1967. - С.3-70.
23.
Готт В.С. Симметрия и асимметрия Некоторые категории диалектики.
- М., 1963. - С.48-57.
24.
Гюрджиан А.А., Федорук А.Г. Функциональные асимметрии человека в летной
деятельности // Косм. биол. - 1980. - № 4. - С.41-45.
25.
Доброхотова Т.А., Брагина Н.Н. К природе функциональной симметрии
- асимметрии мозга человека // Проблемы нейрокибернетики. Механизмы функциональной
межполушарной асимметрии мозга. - Элиста, 1985. - С.3-10.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6
|
|