рефераты

рефераты

 
 
рефераты рефераты

Меню

Биология рефераты

                                   Билет№ 13


1. Иммунитет и его виды.

Иммунитет - невосприимчивость организма к различным инфекционным заболеваниям

                                          Иммунитет

 


Врожденный                                   Приобретенный

(видовой)                                                                    (индивидуальный)

( наследственный)                       

                                                  Естественный                      Искусственный

 


                            

                                                  активный        пассивный              активный           пассивный

 

Иммунитет - это невосприимчивость организма к различным инфекционным заболеваниям.

Врожденный иммунитет яв-ся наследственным признаком, видовым (кролики и собаки невосприимчивы к полиомиелиту, а человек не воспринимает возбудителей чумы рогатого скота.

Приобретенный:

а) Естественный (активный) вырабатывается у человека в процессе перенесенного заболевания (корь, коклюш), в крови после этого вырабатываются защитные в-ва антитела, на всю жизнь

б) Естественный (пассивный) иммунитет возникает путем перехода антител из крови организма матери, через плаценту матери переходят в плод, но они разрушаются через 1-2 года, и затем ребенок становится восприимчивым ко всем инфекционным заболеваниям.

Искусственный (активный) иммунитет возникает после прививки ( введение в организм вакцины, содержащей убитые или ослабленные болезнетворные микробы или вирусы).

Искусственный (пассивный) иммунитет создающийся путем введения в организм человека сыворотки, содержащей готовые антитела, но они действуют не больше месяца.

    

2. Охарактеризовать СПИД, его сущность, пути и формы распространения, меры предупреждения. СПИД (синдром приобретенного иммунного дефицита) (AIDS — Acquired Immune Deficiency Syndrome), патологическое состояние, при котором в результате поражения иммунной системы ослабляются защитные силы организма. Наиболее характерен для ВИЧ-инфекции — заболевания, вызываемого вирусом иммунодефицита человека (ВИЧ). Известен с кон. 1970-х гг., регистрируется во всех странах мира. Источник инфекции — носитель вируса. Заражение: главным образом при половых контактах (особенно часто — при гомосексуальных); от матери плоду во время беременности и родов; от матери ребенку и от ребенка матери при кормлении грудью; при переливании крови, инъекциях и т. п. Первые проявления болезни (лихорадка, гепатолиенальный синдром, воспаление лимфоузлов и др.) возникают в диапазоне от 3 суток до нескольких месяцев после заражения. Период вторичных проявлений, обусловленный непосредственным действием ВИЧ, длится от нескольких месяцев до 8-10 лет и завершается формированием СПИД, который в течение 1-5 лет приводит больного к смерти. В силу резкого ослабления защитных сил организма возникают различные поражения, преимущественно вызываемые условно патогенными вирусами, бактериями, грибками и простейшими, а также опухоли, чем и определяются разнообразные проявления болезни (увеличение лимфоузлов, лихорадка, поносы, истощение, гнойновоспалительные, септические процессы, пневмонии, поражения кожи и др.). Лечение пока малоэффективно (основной препарат — азидотимидин). Меры профилактики: правильное половое воспитание, ограничение числа половых партнеров, использование презервативов; серологическое обследование доноров, контингентов повышенного риска (мужчины-гомосексуалисты, наркоманы, больные венерическими болезнями и др.); использование шприцев, игл, систем для трансфузии разового пользования; тщательная стерилизация медицинских инструментов; проведение массовых обследований на ВИЧ-инфекцию. В Российской Федерации установлена уголовная ответственность за заведомое поставление другого лица в опасность заражения, а также за заражение заболеванием СПИД (ВИЧ-инфекцией).

 

3. Назвать возможные нарушения в деятельности системы органов выделительной системы, укажите их причины и меры профилактики.                                                                        

Понос сбалансированое питание, физически-активная жизнь

Цистит - воспаление мочевого пузыря, обычно на почве инфекции

Нефролитиаз - образованием в мочевых органах, преимущественно в почке, солевых «камней» — уратов, оксалатов, фосфатов. Следствие нарушения обмена веществ, инфекционных и других заболеваний выделительной системы. Камни могут смещаться в мочеточник, вызывая приступы болей (почечная колика), появление в моче крови.



                                        Билет№ 14


1. Раскрыть особенности строения и функции органов зрения.

                                            Глаз

 

        Оптический отдел                      Световоспринимающий отдел

1) Роговица                                                1)Сетчатка (внутренняя оболочка)

2)Прозрачная жидкость                               р-ры: палочки - воспринимают сумеречные          

3) Радужная оболочка                       и ч\б, колбочки - дневной свет и все цвета радуги

4) Двояковыпуклый хрусталик

5)Стекловидное тело


            Сосудистая оболочка - обеспечивает глаз питательными в-вами и О2.

                 Белочная оболочка - защищает глаз от механических повреждений. 

Функции органов зрения: обеспечивать связь организма с внешней средой.


2. Превращение органических в-в в организме.

Недостаток одних органических соединений в пище возмещается за счет избытка других. Эти процессы совершаются в печени под действием специальных ферментов. Белки могут превращаться в жир, некоторые углеводы в жиры. Недостак белков в пище невосполним, так как они строятся из аминокислот, а аминокислоты не образуются ни из жиров, ни из углеводов. Людям необходима пища как животного, так и растительного происхождения. Белки растений не содержат всех необходимых человеку аминокислот,  нужных для образования характерных для человека белков. В продуктах животного происхождения - мясе, рыбе, яйцах, молоке - состав аминокислот соответствует потребностям организма.

3. Обоснование вреда экологии для человека.

 

                                         Билет№ 15


1. Витамины, и их роль в организме человека.

Витамины поступают в организм вместе с пищей животного и растительного происхождения, а некоторые синтезируются в организме человека. Недостаточное количества какого-либо витамина или полное его отсутствие приводит к авитаминозу, если в организме переизбыток витаминов это также приводит к серьезному заболеванию - гипервитаминозу.

Витамины  играют большую роль в организме человека, они участвуют в образовании ферментов, ускоряют биохимические процессы, повышают активность ферментов, влияют на деятельность жизненноважных органов, на обмен веществ, на рост, развитие и формирование костей. 

2. Раскрыть биологическое значение размножения, охарактеризовать строение и функции половой системы человека.

Главное значение размножения это сохранение и продолжение человеческого рода

Название органов

Мужская половая система

Женская половая система

 

Структура

Функции

Структура

Функции

Половые клетки

Сперматазоиды

Передача наследственных признаков отца,

Оплодотворение яйцеклетки

Яйцеклетка

Передача наследственных признаков матери

Половые железы

Семенники

Вырабатывают сперму, синтезируют половые гормоны

Яичники

Образование яйцеклетки синтезируют половые гормоны

Вспомогательные железы

Предстательная железа, семенные пузырьки

Образование секреции, образование семенной жидкости

Фолликулы, желтое тело

Питание яйцеклетки, в фолликуле желтое тело - питание для зародыша

Выводящие пути

Протоки семенников, мочеиспускательный канал, половой член

( пенис)

Транспорт сперматазоидов, транспорт спермы, доставка спермы во влагалище

Бахромчатая воронка, маточные трубы, матка, влагалище, половые губы

Транспорт яйцеклетки, место созревания яйцеклетки и зародыша, создание условий для внутриутробного развития плода, защита и активация от инфекций


3. Превращение энергии в организме.

                              


                                        Химическая реакция

 


                              Химическая энергия

      

        Электрическая                                           Механическая

 


                                    Тепловая

 

Электрическая энергия обеспечивает нервную регуляцию обмена в-в. Механическая энергия обеспечивает движение всех мышц в организме. Тепловая энергия поддерживает постоянную температуру тела

                                            Билет№ 16


1. Раскрыть особенности строения и функции органов слуха.

 

                                        Ухо состоит из трех отделов

 


 Наружное ухо                        Среднее ухо                         Внутреннее ухо

1) Ушная раковина                     1) Слуховые косточки:     1) Улитка с рецепторами

2) Наружный слуховой проход   молоточек, наковальня,  2) Вестибулярный аппарат, образованный

3) Барабанная перепонка            стремечко                         костным лабиринтом, состоящий из трех

                                                      2) Слуховое окошко          полукружных каналов - орган равновесия

Ушная раковина способствует направлению звуковых колебаний  воздуха в наружный слуховой проход. Барабанная перепонка - отделяет наружное ухо от среднего. Полость среднего уха слуховой трубой соединена с носоглоткой, это обеспечивает одинаковое с атмосферным давлением воздуха на барабанную перепонку со стороны полости среднего уха. В среднем ухе расположены три последовательно соединенные друг с другом слуховые косточки, они связывают барабанную перепонку с эластичной перепонкой, овальное окно внутреннего уха. Внутреннее ухо представляет собой систему полостей и извитых каналов - костный лабиринт, в нем расположен перепончатый лабиринт, заполненный жидкостью. Функцию слуха в этом сложном лабиринте выполняет только спирально завитая улитка,  в которой находятся слуховые рецепторы.

Функции органа слуха. Звуковые волны, достигая наружного уха, проходят через наружный слуховой проход и вызывают колебания барабанной перепонки. Слуховые косточки среднего уха усиливают и передают колебания барабанной перепонки в овальное окно  внутреннего уха. Это вызывает колебания жидкости, заполняющей внутреннее ухо, эти колебания преобразуются рецепторами внутреннего уха в нервные импульсы, которые передаются в головной мозг и там преобразуются в слуховые ощущения. Функция слухового анализатора: устанавливать связь организма с внешней средой с помощью органов слуха.

Слуховой анализатор - это сложная система, состоящая из трех частей:

1) Слуховые рецепторы расположенные на улитке (воспринимают звуковые раздражения и преобразуют их в нервные импульсы)

2) Пучок слуховых нервов ( переносят нервные импульсы к головному мозгу)

3) Слуховая зона височной доли коры больших полушарий головного мозга ( нервные импульсы преобразуются в слуховые ощущения и их различие)

2. Охарактеризовать роль гормонов в организме человека. Объясните различие между железами внутренней и внешней секреции.

Гормоны - биологически активные вещества, вырабатываемые в организме специализированными клетками или органами (железами внутренней секреции) и оказывающие целенаправленное влияние на деятельность других органов и тканей. Человек имеют развитую систему таких желез (гипофиз, надпочечники, половые, щитовидная и др.), которые посредством гормонов, выделяемых в кровь, участвуют в регуляции всех жизненно важных процессов — роста, развития, размножения, обмена веществ.. Каждый из гормонов влияет на организм в сложном взаимодействии с другими гормонами; в целом гормональная система совместно с нервной системой обеспечивает деятельность организма как единого целого. Химическая природа гормонов различна — белки, пептиды, производные аминокислот, стероиды. Гормоны, используемые в медицине, получают химическим синтезом или выделяют из соответствующих органов животных.

Железы, имеющие протоки, через которые вещества выделяются в полости тела, органов и на поверхность кожи называются железами внешней секреции (слезные, потовые, слюнные и т.д.)

Железы, не имеющие специальных протоков и выделяющие вещества в протекающую через них кровь, называют железами внутренней секреции (гипофиз, щитовидная железа, надпочечник и т.д.)

3. Сон, его значение и гигиена.

Сон - периодически наступающее физиологическое состояние у человека, характеризующееся почти полным отсутствием реакций на внешние раздражители, уменьшением активности ряда физиологических процессов. Главное значение сна восстанавливать деятельность организма после бодрствования. Нормальный сон подростка должен продолжатся не менее 8 часов, а взрослого человека 6-7 часов. Нарушения сна встречаются довольно часто. Причиной бессонницы может быть уменьшение двигательной активности и отсутствие физического утомления а также изменение суточного ритма.

                                    Билет№ 17


1. Нервная система человека; головной мозг - строение и функции.


                                                 Нервная система

 

 


                Центральная                           Периферическая (ПНС)

 


            головной мозг          спинной мозг                   нервы          нервные узлы



Нервы - это скопление аксонов, связывающая ЦНС со всеми органами

Нервные узлы - это скопление тел нейронов за пределами ЦНС

 

                                      


                                       


                                               ПНС

 


 Соматическая                                                 Автономная

(произвольная регуляция)                                    (непроизвольна регуляция)

                                                                   

                                            

 Симпатическая                                                 Паросимпатическая

             ( имеют противоположное влияние на органы    ускоряют, замедляют )


Отделы головного мозга

 

                         Функции отделов

Задний           

     мозг

1)Продолговатый мозг

Выполняет рефлекторную и проводниковую функции: регулирует пищеварение, дыхание, сердечно-сосудистую деятельность, жевание, глотание, а также такие защитные рефлексы как: кашель, чихание, рвота.

2)  мост

Через него проходят нервные пути, связывающие передний и средний мозг с продолговатым и спинным. От него отходят лицевые и слуховые нервы.

3)мозжечок

Регулирует координацию движения и равновесия тела.

II Средний            

     мозг

Поддерживает тонус мышц организма, ориентирует рефлексы на звуковые и зрительные раздражения.


III Передний

мозг

1) Промежуточный   мозг

Управляет сложными двигательными рефлексами ( бег, прыжки ), обменом в-в, поддерживает постоянную температуру тела, регулирует потребностью организма в пищи и воде, согласует работу различных внутренних органов.

2)Большие полушария а)лобная доля

Кора больших полушарий - это высший отдел ЦНС. Он отвечает за речь, мышление, память, поведение, за поступление в нос и восприятие информации. В ней расположены вкусовая и обонятельная зоны, а также чувствительные центры, отвечающие за трудовую деятельность. От развития лобной доли зависит уровень психического состояния человека.

б) затылочная

доля

В ней расположен зрительный центр, отвечающий за восприятия и преобразование зрительных импульсов.

в) Две височ-

ные доли

В них расположены слуховые зоны.

г)     Две теменные доли

В них расположены двигательные, кожно-мускульные                             ( осязательные центры ), чувствительные центры, которые воспринимают импульсы от кожи, суставов костей скелета и мышц.


2. Описать основные этапы индивидуального развития человека.

3. Раскрыть значение здорового образа жизни, как фактора здоровья. Охарактеризовать влияния табакокурения, наркотиков и других в-в на психологическое и физическое развития человека.



Страницы: 1, 2, 3, 4


 © 2010 Все права защищены.