|
Биология
Билет№ 13
1. Иммунитет и его виды.
Иммунитет - невосприимчивость организма к различным инфекционным заболеваниям
Иммунитет
Врожденный Приобретенный
(видовой)
(индивидуальный)
( наследственный)
Естественный Искусственный
активный пассивный
активный пассивный
Иммунитет - это невосприимчивость организма к различным инфекционным заболеваниям.
Врожденный иммунитет яв-ся наследственным признаком, видовым (кролики и собаки
невосприимчивы к полиомиелиту, а человек не воспринимает возбудителей чумы
рогатого скота.
Приобретенный:
а) Естественный
(активный) вырабатывается у человека в процессе перенесенного
заболевания (корь, коклюш), в крови после этого вырабатываются защитные в-ва антитела,
на всю жизнь
б) Естественный
(пассивный) иммунитет возникает путем перехода антител из крови
организма матери, через плаценту матери переходят в плод, но они разрушаются
через 1-2 года, и затем ребенок становится восприимчивым ко всем
инфекционным заболеваниям.
Искусственный
(активный) иммунитет возникает после прививки (
введение в организм вакцины, содержащей убитые или ослабленные
болезнетворные микробы или вирусы).
Искусственный
(пассивный) иммунитет создающийся путем введения в
организм человека сыворотки, содержащей готовые антитела, но они
действуют не больше месяца.
2. Охарактеризовать СПИД, его сущность, пути и
формы распространения, меры предупреждения. СПИД (синдром
приобретенного иммунного дефицита) (AIDS — Acquired Immune Deficiency
Syndrome), патологическое состояние, при котором в результате поражения
иммунной системы ослабляются защитные силы организма. Наиболее характерен для
ВИЧ-инфекции — заболевания, вызываемого вирусом иммунодефицита человека (ВИЧ).
Известен с кон. 1970-х гг., регистрируется во всех странах мира. Источник
инфекции — носитель вируса. Заражение: главным образом при половых контактах
(особенно часто — при гомосексуальных); от матери плоду во время беременности и
родов; от матери ребенку и от ребенка матери при кормлении грудью; при
переливании крови, инъекциях и т. п. Первые проявления болезни (лихорадка,
гепатолиенальный синдром, воспаление лимфоузлов и др.) возникают в диапазоне от
3 суток до нескольких месяцев после заражения. Период вторичных проявлений,
обусловленный непосредственным действием ВИЧ, длится от нескольких месяцев до
8-10 лет и завершается формированием СПИД, который в течение 1-5 лет приводит
больного к смерти. В силу резкого ослабления защитных сил организма возникают
различные поражения, преимущественно вызываемые условно патогенными вирусами,
бактериями, грибками и простейшими, а также опухоли, чем и определяются
разнообразные проявления болезни (увеличение лимфоузлов, лихорадка, поносы,
истощение, гнойновоспалительные, септические процессы, пневмонии, поражения
кожи и др.). Лечение пока малоэффективно (основной препарат — азидотимидин).
Меры профилактики: правильное половое воспитание, ограничение числа половых
партнеров, использование презервативов; серологическое обследование доноров,
контингентов повышенного риска (мужчины-гомосексуалисты, наркоманы, больные
венерическими болезнями и др.); использование шприцев, игл, систем для
трансфузии разового пользования; тщательная стерилизация медицинских инструментов;
проведение массовых обследований на ВИЧ-инфекцию. В Российской Федерации
установлена уголовная ответственность за заведомое поставление другого лица в
опасность заражения, а также за заражение заболеванием СПИД (ВИЧ-инфекцией).
3. Назвать возможные нарушения в деятельности системы органов
выделительной системы, укажите их причины и меры
профилактики.
Понос сбалансированое питание,
физически-активная жизнь
Цистит - воспаление мочевого пузыря,
обычно на почве инфекции
Нефролитиаз - образованием в мочевых
органах, преимущественно в почке, солевых «камней» — уратов, оксалатов,
фосфатов. Следствие нарушения обмена веществ, инфекционных и других заболеваний
выделительной системы. Камни могут смещаться в мочеточник, вызывая приступы
болей (почечная колика), появление в моче крови.
Билет№ 14
1. Раскрыть особенности
строения и функции органов зрения.
Глаз
Оптический отдел Световоспринимающий отдел
1)
Роговица 1)Сетчатка (внутренняя
оболочка)
2)Прозрачная
жидкость р-ры: палочки - воспринимают
сумеречные
3) Радужная оболочка и
ч\б, колбочки - дневной свет и все цвета радуги
4) Двояковыпуклый хрусталик
5)Стекловидное тело
Сосудистая оболочка - обеспечивает глаз питательными в-вами и О2.
Белочная оболочка - защищает глаз от
механических повреждений.
Функции органов зрения: обеспечивать связь организма с внешней средой.
2. Превращение органических в-в
в организме.
Недостаток одних
органических соединений в пище возмещается за счет избытка других. Эти процессы
совершаются в печени под действием специальных ферментов. Белки могут
превращаться в жир, некоторые углеводы в жиры. Недостак белков в пище
невосполним, так как они строятся из аминокислот, а аминокислоты не образуются
ни из жиров, ни из углеводов. Людям необходима пища как животного, так и
растительного происхождения. Белки растений не содержат всех необходимых
человеку аминокислот, нужных для образования характерных для человека белков.
В продуктах животного происхождения - мясе, рыбе, яйцах, молоке - состав
аминокислот соответствует потребностям организма.
3. Обоснование вреда экологии
для человека.
Билет№ 15
1. Витамины, и их роль в
организме человека.
Витамины поступают
в организм вместе с пищей животного и растительного происхождения, а некоторые
синтезируются в организме человека. Недостаточное количества какого-либо
витамина или полное его отсутствие приводит к авитаминозу, если в организме
переизбыток витаминов это также приводит к серьезному заболеванию -
гипервитаминозу.
Витамины играют
большую роль в организме человека, они участвуют в образовании ферментов,
ускоряют биохимические процессы, повышают активность ферментов, влияют на
деятельность жизненноважных органов, на обмен веществ, на рост, развитие и
формирование костей.
2. Раскрыть биологическое
значение размножения, охарактеризовать строение и функции половой системы
человека.
Главное значение
размножения это сохранение и продолжение человеческого рода
|
Название органов
|
Мужская половая система
|
Женская половая система
|
|
Структура
|
Функции
|
Структура
|
Функции
|
Половые клетки
|
Сперматазоиды
|
Передача наследственных признаков отца,
Оплодотворение яйцеклетки
|
Яйцеклетка
|
Передача
наследственных признаков матери
|
Половые железы
|
Семенники
|
Вырабатывают
сперму, синтезируют половые гормоны
|
Яичники
|
Образование
яйцеклетки синтезируют половые гормоны
|
Вспомогательные железы
|
Предстательная
железа, семенные пузырьки
|
Образование
секреции, образование семенной жидкости
|
Фолликулы, желтое
тело
|
Питание
яйцеклетки, в фолликуле желтое тело - питание для зародыша
|
Выводящие пути
|
Протоки
семенников, мочеиспускательный канал, половой член
( пенис)
|
Транспорт
сперматазоидов, транспорт спермы, доставка спермы во влагалище
|
Бахромчатая
воронка, маточные трубы, матка, влагалище, половые губы
|
Транспорт
яйцеклетки, место созревания яйцеклетки и зародыша, создание условий для
внутриутробного развития плода, защита и активация от инфекций
|
3. Превращение энергии в
организме.
Химическая реакция
Химическая энергия
Электрическая Механическая
Тепловая
Электрическая
энергия обеспечивает нервную регуляцию обмена в-в.
Механическая энергия обеспечивает движение всех мышц в организме.
Тепловая энергия поддерживает постоянную температуру тела
Билет№ 16
1. Раскрыть особенности строения и функции органов слуха.
Ухо
состоит из трех отделов
Наружное ухо Среднее
ухо Внутреннее ухо
1) Ушная
раковина 1) Слуховые косточки: 1) Улитка с рецепторами
2) Наружный
слуховой проход молоточек, наковальня, 2) Вестибулярный аппарат,
образованный
3) Барабанная
перепонка стремечко костным лабиринтом,
состоящий из трех
2) Слуховое окошко полукружных каналов -
орган равновесия
Ушная раковина
способствует направлению звуковых колебаний воздуха в наружный слуховой
проход. Барабанная перепонка - отделяет наружное ухо от среднего. Полость среднего
уха слуховой трубой соединена с носоглоткой, это обеспечивает одинаковое с
атмосферным давлением воздуха на барабанную перепонку со стороны полости
среднего уха. В среднем ухе расположены три последовательно соединенные друг с
другом слуховые косточки, они связывают барабанную перепонку с эластичной
перепонкой, овальное окно внутреннего уха. Внутреннее ухо представляет собой
систему полостей и извитых каналов - костный лабиринт, в нем расположен
перепончатый лабиринт, заполненный жидкостью. Функцию слуха в этом сложном
лабиринте выполняет только спирально завитая улитка, в которой находятся
слуховые рецепторы.
Функции
органа слуха. Звуковые волны, достигая наружного
уха, проходят через наружный слуховой проход и вызывают колебания барабанной
перепонки. Слуховые косточки среднего уха усиливают и
передают колебания барабанной перепонки в овальное окно внутреннего уха.
Это вызывает колебания жидкости, заполняющей внутреннее ухо, эти
колебания преобразуются рецепторами внутреннего уха в нервные импульсы,
которые передаются в головной мозг и там преобразуются в слуховые ощущения.
Функция слухового анализатора: устанавливать связь организма с внешней средой с
помощью органов слуха.
Слуховой
анализатор - это сложная система, состоящая из трех
частей:
1) Слуховые
рецепторы расположенные на улитке (воспринимают звуковые раздражения и
преобразуют их в нервные импульсы)
2) Пучок слуховых
нервов ( переносят нервные импульсы к головному мозгу)
3) Слуховая зона
височной доли коры больших полушарий головного мозга ( нервные импульсы
преобразуются в слуховые ощущения и их различие)
2. Охарактеризовать роль
гормонов в организме человека. Объясните различие между железами внутренней и
внешней секреции.
Гормоны - биологически активные вещества, вырабатываемые в организме
специализированными клетками или органами (железами внутренней секреции) и
оказывающие целенаправленное влияние на деятельность других органов и тканей.
Человек имеют развитую систему таких желез (гипофиз, надпочечники, половые,
щитовидная и др.), которые посредством гормонов, выделяемых в кровь, участвуют
в регуляции всех жизненно важных процессов — роста, развития, размножения,
обмена веществ.. Каждый из гормонов влияет на организм в сложном взаимодействии
с другими гормонами; в целом гормональная система совместно с нервной системой
обеспечивает деятельность организма как единого целого. Химическая природа
гормонов различна — белки, пептиды, производные аминокислот, стероиды. Гормоны,
используемые в медицине, получают химическим синтезом или выделяют из соответствующих
органов животных.
Железы, имеющие
протоки, через которые вещества выделяются в полости тела, органов и на
поверхность кожи называются железами внешней секреции (слезные, потовые,
слюнные и т.д.)
Железы, не имеющие
специальных протоков и выделяющие вещества в протекающую через них кровь,
называют железами внутренней секреции (гипофиз, щитовидная железа,
надпочечник и т.д.)
3. Сон, его значение и гигиена.
Сон - периодически
наступающее физиологическое состояние у человека, характеризующееся почти
полным отсутствием реакций на внешние раздражители, уменьшением активности ряда
физиологических процессов. Главное значение сна восстанавливать деятельность
организма после бодрствования. Нормальный сон подростка должен продолжатся не
менее 8 часов, а взрослого человека 6-7 часов. Нарушения сна встречаются
довольно часто. Причиной бессонницы может быть уменьшение двигательной
активности и отсутствие физического утомления а также изменение суточного
ритма.
Билет№ 17
1. Нервная система человека;
головной мозг - строение и функции.
Нервная система
Центральная
Периферическая (ПНС)
головной мозг спинной мозг нервы нервные
узлы
Нервы - это скопление аксонов, связывающая ЦНС со всеми органами
Нервные узлы - это скопление тел нейронов за пределами ЦНС
ПНС
Соматическая
Автономная
(произвольная
регуляция) (непроизвольна регуляция)
Симпатическая
Паросимпатическая
(
имеют противоположное влияние на органы ускоряют, замедляют )
|