рефераты

рефераты

 
 
рефераты рефераты

Меню

Биологические основы выращивания рыбца рефераты

Перевозка спермы. В связи с тем, что в семенной жидкости сперматозоиды находятся в активном состоянии, сперму рыбца можно перевозить на любые расстояния в сухих стерильных пробирках, установленных в термосе со льдом. При этом необходимо учитывать сроки ее активности. Длительность оплодотворяющей способности спермы рыбца при температуре 0 – 2 оС составляет 6 – 8 суток, при 2 – 5 оС – 2 суток. Хранению и перевозке подлежит свежеотобранная сперма, помещенная в сухие пробирки отдельно для каждого самца с плотно пригнанными пробками во избежание попадания воды.

Пробирки с этикетками заворачивают в марлю и отпускают в термос, наполненный мелко наколотым льдом.

Перевозка икры. Для перевозки неоплодотворенной икры ее закладывают в сухую банку, которую плотно закрывают пробкой и помещают в термос. Банка должна полностью заполняться икрой без свободного воздушного пространства.

Перевозка оплодотворенной икры каждого вида рыб осуществляется на определенной стадии развития эмбриона. Для рыбца наиболее желательна перевозка на стадии пигментации глаз.

При кратковременной транспортировке обесклеенную икру перевозят в банках, в которые наливают воду, а затем постепенно заполняют икрой. Наполнив банки доверху икрой, сцеживают воду через марлю. Затем банки с икрой ставят в изотермический ящик, в котором сохраняется необходимая температура при транспортировке. Для предохранения икры от тряски банки перекладывают бумагой, ватой, поролоном или другим мягким материалом.

При длительной транспортировке обесклеенной икры используют различную тару для перевозки икры. Икру рыбца перевозят на деревянных рамках, уложенных в изотермические, влагонепроницаемые пенопластовые ящики. Рамки размером 34x28 см разделены пополам планками и обтянуты сеткой из синтетического материала. На каждой рамке положена влажная марлевая салфетка размером 70x50 см, на которой в 1,5—2 слоя разложена икра.

Икру раскладывают на рамки в воде. Для этой цели применяют заполненный водой лоток. На рамки расстилают марлевые салфетки. Уложенную на рамку икру накрывают свободными концами салфетки. Рамки в количестве 20 шт., на которых размещено около 250 тыс. икринок, укладывают в стойку ящика. При температуре воздуха выше 7 оС на дно ящика предварительно ставят пенопластовую кювету с высотой бортиков 5 см. Сверху на стопку рамок с икрой ставят такую же кювету, но с сетчатым дном. В эту кювету закладывают лед. Ящик с икрой закрывают крышкой и перевозят к месту назначения. За время транспортировки икры лед постепенно тает. Такая вода стекает по стопке рамок, охлаждая и увлажняя икру, и попадает в нижнюю кювету, которая является водоприемником (Понамарева, Бахарева, 2002).

Весьма удобной тарой для перевозки икры рыбца является картонный или фанерный ящик с уложенными в него кюветами из пористого стиролового пластика. Высота бортиков с внешней стороны кюветы равна 6,8 см, а с внутренней стороны 6 см. Толщина бортиков по верху 1,5 см. С внешней стороны бортики прямые, а с внутренней стороны с уклоном ко дну. В связи с этим внутренняя рабочая часть кюветы имеет размеры 26 × 26 см по низу и 30 × 30 см по верху. В дне кюветы 7 рядов круглых отверстий, диаметр которых не превышает размер икринок. В кювету закладывают икру, размещая её в 7 слоев на влажной марлевой салфетке. Концами салфетки прикрывают икру. Ящик вмещает 7 уложенных в стопку кювет, из которых 5 с икрой, 1 со льдом (верхняя) и одна без отверстий (нижняя), предназначенная для приема стекающей воды из кюветы с икрой, лежащей над ней. Эта вода образуется при таянии льда на верхней кювете и проходит по всем 5 кюветам, увлажняя и охлаждая на своем пути икру. Материал, из которого изготовлены кюветы, отличается легкостью и высокими изоляционными свойствами. Это позволяет поддерживать температуру при транспортировке икры не выше 7°С (Рыжов, 1987).

Если икру перевозят поздней осенью или зимой при низких температурах на транспорте, то в тару не только не закладывают лед, но, наоборот, ее утепляют, чтобы избежать промерзания икры. Стопку рамок (кюветов) обертывают плотной бумагой и перевязывают шпагатом. Для доступа воздуха бумагу, закрывающую рамки, в нескольких местах прорывают. Упакованную в бумагу стопку рамок опускают в пенопластовый изотермический ящик (Черномашенцев, Мильштейн, 1983).

В каждый транспортировочный ящик вкладывают конверт с накладной, в которой указаны количество икры, дата оплодотворения и температура инкубации.

На крышке транспортировочного ящика делают надпись «Живая икра. Верх. Не кантовать». С боковой стороны ящика прикрепляют этикетку с адресом назначения и отправления (Кожин, 1971).

Необесклеенную икру перевозят без воды во влажной среде. При кратковременных перевозках приклеенную к субстрату икру помещают в картонную коробку, дно которой устлано полиэтиленовой пленкой или мхом, прикрытым мокрой марлевой салфеткой. При отсутствии мха дно коробки можно застелить стеблями жесткой надводной растительности: рогоза, тростника, камыша. В пути субстрат с икрой периодически опрыскивают водой. В жаркие дни на дно коробки кладут небольшие кусочки льда, которые предохраняют икру от нагревания и быстрого обсыхания. При продолжительной транспортировке икру перевозят в таре, предназначенной для длительной перевозки обесклеенной икры. Субстрат с приклеенной икрой размещают на рамках и прикрывают влажными марлевыми салфетками. 6 – 8 рамок кладут стопкой в транспортировочный ящик из пенопласта. Для поддержания невысокой температуры (ниже 8°С) сверху стопки рамок устанавливают пенопластовую кювету со льдом, а снизу ставят пустую кювету (Понамарева, Бахарева, 2002).

При перевозке обесклеенной и необесклеенной икры во влажной среде при температуре 4 – 7°С весной и осенью и 8 – 12 °С летом ее отход за 24 – 48 ч транспортировки обычно не превышает 2 %.

Весьма удобной тарой для перевозки предличинок, личинок и молоди рыбца являются полиэтиленовые пакеты (рис. 11). Вместимость стандартного полиэтиленового пакета – 40 л. Их заполняют на 0,5 объема водой и предличинками (или личинками, или молодью), а оставшееся свободное пространство заполняют чистым кислородом, который подается под давлением из баллона. Закрывают зажимом Мора и устанавливают в ящики из картона (Понамарева, Бахарева, 2002). Содержащийся в пакетах кислород постепенно проникает в воду и насыщает ее. Это дает возможность транспортировать предличинки, личинки и молодь рыб при плотных посадках. Однако для принятия решения о перевозке предличинок рыбца в этих пакетах необходимо знать их биологические особенности и поведение на той или иной стадии развития. Это во многом предопределяет успех перевозки. При транспортировке необходимо поддерживать благоприятную температуру воды, для карповых в том числе и рыбца не выше 25 °С. Если рыб перевозят в жаркие дни, то в транспортировочные ящики закладывают такую массу льда, которая обеспечивала бы поддержание благоприятной температуры для рыбы (Иванов, 1988).

При расчете плотности посадки предличинок, личинок и молоди рыбца в герметически закрытый стандартный полиэтиленовый пакет, заполняемый водой и кислородом, необходимо учитывать следующее:

- степень растворения кислорода в воде в зависимости от механического перемешивания в пути, температуры и парциального давления;

- пороговое содержание кислорода для предличинок, личинок и молоди (1 – 3 мл/л);

- потребление кислорода и выделение свободной углекислоты предличинками, личинками и молодью в зависимости от температуры и их массы;

- предельно допустимые концентрации углекислоты для предличинок, личинок и молоди;

- коэффициент растворения углекислоты в воде в зависимости от температуры;

- фактор пространственного расположения предличинок, личинок и молоди (для рыбы до 1 г принимается соотношение ее массы и воды от 1 : 8 до 1 : 10, а свыше 1 г – от 1 :2 до 1:6);

- длительность перевозки предличинок, личинок и молоди.

Нормативы плотности посадки предличинок, личинок и молоди карповых, в том числе и рыбца в полиэтиленовые стандартные пакеты представлены в табл.3.


Рис. 11. Полиэтиленовый пакет для перевозки живой рыбы


Перевозка предличинок, личинок и молоди рыбца в полиэтиленовых пакетах удобнее и экономичнее, чем в других емкостях. В этих пакетах предличинки, личинки и молодь рыбца можно отправлять прямыми рейсами самолетов без сопровождающих. Пакеты, доставленные к месту назначения, помещают на некоторое время в водоем или заполненный водой бассейн, в который будет выпущена рыба. После того как температура воды в пакетах и в водоеме (бассейне) становится одинаковой, пакеты вскрывают и выпускают привезенный материал. При соблюдении указанных норм загрузки пакетов предличинками, личинками и молодью рыб отход их за период транспортировки обычно не происходит.


Таблица 3

Плотность посадки предличинок, личинок и молоди рыбца в стандартный пакет, шт.

Температура воды, °С

Масса особи, г

Длительность транспортировки, ч

10

25

50

1

2

3

4

5

5

5,0

760

760

440

5

10,0

500

410

240

5

20.0

300

280

170

10

1,0

2000

1900

900

10

2,0

1500

950

450

10

5,0

760

500

280

10

10,0

500

250

140

10

20,0

300

175

95

15

0,2

3000

3000

3000

15

0,5

2600

2200

1240

15

1,0

2000

1500

800

15

2,0

1500

750

400

15

5,0

760

420

220

15

10,0

460

210

110

15

20,0

255

120

60

20

0,0015

55000

55000

 -

20

0,02

25000

25000

15500

20

0,03

17000

17000

10300

20

0,2

3000

3000

2300

20

0,5

2600

1840

920

20

1,0

2000

1000

550

20

2,0

1250

500

275

20

5,0

680

320

165

20

10,0

340

160

85

20

20,0

220

100

55

25

0,0015

55000

55000

-

25

0,02

25000

25000

15000

25

0,03

17000

17000

10000

25

0,2

3000

3000

2000

25

0,5

2600

1600

800

25

1,0

2000

1000

500

25

2,0

1150

500

250

25

5,0

760

300

160

25

10,0

400

150

80

25

20,0

205

95

50


Перевозка производителей рыб. Для транспортировки нескольких производителей на длительные расстояния можно использовать крупные полиэтиленовые пакеты, заполненные водой и кислородом. Для массовой перевозки производителей применяют автотранспорт, живорыбные вагоны, а также прорези. На автомашинах перевозят крупный посадочный материал на расстояния от 10 до 1000 км. Для перевозки рыбы применяются живорыбные цистерны и установки различных модификаций (АЦЖР - 3, АЦПТ - 2,8/ЗЗА, ИКА, ИКА - 4, ИКФ - 4, ИКФ - 5 и другие), смонтированные на базе автомобилей ЗИЛ - 164, ЗИЛ - 130. Они имеют емкости объемом до 3000 л, в которых поддерживаются необходимые температурный и газовый режимы.

При перевозке живой рыбы на короткие расстояния (до 50 км) отношение ее массы к массе воды должно находиться в пределах 1 : 2, при более длительной перевозке соответственно 1 : 4. (Понамарева, Бахарева, 2002). Норма загрузки карповых рыб, в том числе и рыбца устанавливается в зависимости от массы и длительности транспортировки (табл. 4).

Живорыбные вагоны используют для транспортировки рыбы на расстояния более 1000 км.

Для поддержания в транспортировочных емкостях удовлетворительных условий содержания рыбы необходима постоянная аэрация воды. При длительных перевозках транспорт помимо основного компрессора должен иметь запасной автономный бензокомпрессор или запас баллонного кислорода. Оптимальным содержанием кислорода в воде во время перевозки рыбы считается 7 – 8 мг/л, его снижение до 3 мг/л свидетельствует о критическом состоянии рыбы.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6