Билеты по биологии за курс 10-11 классов
В начале процесса формирования человека рука у
него была слаборазвитой и могла производить лишь самые простые действия. Особи
с наследственными изменениями верхних конечностей, полезными для трудовых
операций, преимущественно сохранялись благодаря естественному отбору. Ф.Энгельс
писал, что рука не только орган труда, но и продукт труда. Различие между рукой
человека и рукой человекообразных обезьян огромно: ни одна обезьяна не может
изготовить своей рукой даже самый простой каменный нож. Понадобилось весьма
длительное время для того, чтобы наши обезьяноподобные предки перешли от
использования предметов окружающей природной среды в качестве орудий к их
изготовлению. Самые примитивные орудия труда облегчают зависимость человека от
окружающей природы, расширяют его кругозор, открывая в предметах природы новые,
неизвестные свойства; наконец, они используются для дальнейшего
совершенствования орудий труда.
Развитие трудовой деятельности приводит к
ослаблению действия биологических закономерностей и усилению роли социальных
факторов в антропогенезе.
Общественный образ жизни как фактор
эволюции человека. С самого
начала труд был общественным, так как обезьяны жили стадами. Ф.Энгельс
указывал, что неправильно было бы искать предков человека, самого общественного
существа в природе, среди необщественных животных. Стадность обезьяньих предков
человека развивалась в общественное поведение под воздействием особого фактора.
Таким фактором был труд, тесно связанный с преобразованием руки в орган труда.
Труд способствовал сплочению членов общества; они коллективно защищались от
зверей, охотились и воспитывали детей. Старшие члены общества обучали младших
отыскивать природные материалы и изготовлять орудия, учили приемам охоты и
сохранения огня. С развитием трудового процесса все яснее становилась польза
взаимной поддержки и взаимопомощи.
Древнейшие орудия охоты и рыбной ловли
свидетельствуют о том, что наши предки уже на ранних стадиях употребляли мясную
пищу. Обработанная и приготовленная на огне, она уменьшала нагрузку на
жевательный аппарат. Теменной гребень, к которому у обезьян прикрепляются
мощные жевательные , потерял свое биологическое значение, сделался бесполезным
и постепенно исчез в процессе естественного отбора; по той же причине переход
от растительной пищи к смешанной привел к укорочению кишечника. Применение огня
помогало защищаться от холода и зверей.
Накапливаемый жизненный опыт в познании природы
совершенствовался от поколения к поколению. При жизни обществом имелись большие
возможности для общения друг с другом: совместная деятельность членов общества
вызвала необходимость сигнализации жестами, звуками. Первые слова были связаны
с трудовыми операциями и обозначали действие, работу, а названия предметов
появились позднее. Неразвитая гортань и ротовой аппарат предков человека в
результате наследственной изменчивости и естественного отбора преобразовались в
органы членораздельной речи человека. Человек, как и животные, воспринимает
сигналы из окружающего мира через непосредственное раздражение органов чувств — это первая сигнальная система. Но человек способен воспринимать сигналы словом — он обладает второй сигнальной системой. Она составляет качественное
различие высшей нервной деятельности человека и животных.
Возникновение речи усилило общение наших предков
на почве совместного трудового процесса и, в свою очередь, способствовало
развитию общественных отношений. Эволюция наших предков происходила под
совместным действием социальных и биологических факторов. Естественный отбор
постепенно утратил значение в эволюции человеческого общества. Все
усложнявшиеся трудовые процессы изготовления орудий труда и предметов быта,
членораздельная речь и жесты, мимика содействовали развитию головного мозга и
органов чувств.
Развитие головного мозга, мышления, сознания
стимулировало в то же время совершенствование труда и речи. Все полнее и лучше
осуществлялась преемственность трудового опыта в поколениях. Только в обществе
мышление человека могло достигнуть столь высокого развития.
Если морфологические и физиологические
особенности человека передаются по наследству, то способности к коллективной трудовой
деятельности, мышлению и речи никогда не передавались по наследству и не
передаются теперь. Эти специфические качества исторически возникли и
совершенствовались под действием социальных факторов и развиваются у каждого
человека в процессе его индивидуального развития только в обществе благодаря
воспитанию и образованию.
Итак, движущими силами антропогенеза являлись
биологические факторы (наследственная изменчивость, борьба за существование и
естественный отбор) и социальные (факторы (трудовая деятельность, общественный
образ жизни, речь и мышление).
БИЛЕТ№ 15
ВОПРОС 1.
Половое размножение
В половом размножении принимают участие, как
правило, две родительские особи, каждая из которых участвует в образовании
нового организма, внося лишь одну половую клетку — гамету (яйцеклетку
или сперматозоид). В результате слияния гамет образуется оплодотворенная
яйцеклетка — зигота, несущая наследственные задатки обоих
родителей, благодаря чему резко увеличивается наследственная изменчивость
потомков. В этом заключается преимущество полового размножения перед бесполым.
Низшие многоклеточные организмы наряду с бесполым
размножением могут также размножаться и половым путем. У нитчатых водорослей
одна из клеток претерпевает несколько делений, в результате чего образуются
маленькие подвижные гаметы одинакового размера с вдвое уменьшенным числом
хромосом. Гаметы затем попарно сливаются и образуют одну клетку, а из нее
впоследствии развиваются новые особи. У более высокоорганизованных растений и
животных половые клетки не одинаковы по величине. Одни гаметы богаты запасными
питательными веществами и неподвижны
— яйцеклетки; другие,
маленькие, подвижные — сперматозоиды. Гаметы образуются в
специализированных органах — половых железах. У высших животных
женские гаметы (яйцеклетки) образуются в яичниках, мужские (сперматозоиды) — в семенниках. Образование половых клеток (гаметогенез)
у водорослей, многих грибов и высших споровых растений происходит путем митоза
или мейоза в специальных органах полового размножения: яйцеклеток — в оогониях или архегониях, сперматозоидов и спермиев — в антеридиях.
Образование половых клеток. В процессе формирования половых клеток выделяют три
стадии: — размножение — рост — созревание.
Первичные половые клетки делятся путем митоза
(период размножения), в результате чего их количество постоянно возрастает.
Затем деление клеток прекращается, и они начинают расти. При сперматогенезе все 4 клетки в дальнейшем превращаются в сперматозоиды. Типичный сперматозоид
состоит из головки, шейки и хвостика. Головка содержит ядро и незначительное
количество цитоплазмы. На кончике головки располагается аппарат Гольджи,
преобразованный в кольцевое тельце — акросому. В ней образуются ферменты,
растворяющие мембрану яйцеклетки при оплодотворении. В цитоплазме шейки сосредоточены
митохондрии, одна или несколько центриолей. При оогенезе мейотическое деление
ядра сопровождается неравным делением цитоплазмы, в результате чего из ооцита
развиваются одна крупная яйцеклетка и три маленькие клетки, называемые
направленными тельцами, которые вскоре погибают. Биологический смысл
формирования направленных телец заключается в необходимости сохранения в
яйцеклетке максимального количества желтка, необходимого для развития будущего
зародыша.
Яйцеклетки многоклеточных животных в зависимости
от количества желтка имеют разную величину. Типичное ядро яйцеклетки содержит
гаплоидный набор хромосом. В цитоплазме функционируют митохондрии, рибосомы,
аппарат Гольджи и слаборазвитая эндоплазматическая сеть, накапливается
значительное количество нуклеотидов, аминокислот, белков и других компонентов,
необходимых для ранних стадий развития зародыша. Яйцеклетка всегда окружена
одной или несколькими оболочками, имеющими сложное строение. Развитие
сперматозоидов называется сперматогенезом. Развитие яйцеклеток — оогенезом. Незрелые половые клетки (сперматоциты и ооциты) претерпевают
мейоз, в результате которого образуются 4 гаплоидные клетки — гаметы.
Оплодотворение. Слияние содержащихся в гаметах гаплоидных ядер называют
оплодотворением; оно приводит к образованию диплоидной зиготы, т.е. клетки,
содержащей по одному хромосомному набору от каждого из родителей. Это
объединение в зиготе двух наборов хромосом (генетическая рекомбинация)
представляет собой генетическую основу внутривидовой изменчивости. Зигота
растет и развивается в зрелый организм следующего поколения. Таким образом, при
половом размножении в жизненном цикле происходит чередование диплоидной и
гаплоидной фаз. Число и размеры половых клеток различны у разных животных и
растений. Однако наблюдается такая закономерность: чем меньше вероятность
встречи яйцеклетки и сперматозоида, тем большее число половых клеток образуется
в организме. Например, рыбы мечут икру (яйцеклетки) и сперму прямо в воду.
Количество икринок у некоторых из них достигает громадной величины (треска
выметывает около 10 млн. икринок).
У высших растений и животных образуется обычно
небольшое количество яйцеклеток (до нескольких десятков), так как у них
вероятность оплодотворения при значительно большем количестве сперматозоидов
(или пыльцы) очень велика.
Процесс оплодотворения состоит из нескольких этапов:
проникновения сперматозоида в яйцо, слияния гаплоидных ядер обеих гамет с
образованием диплоидной клетки зиготы, активации ее к дроблению и дальнейшему
развитию. Как только сперматозоид проник в яйцеклетку, ее оболочки приобретают
свойства, препятствующие доступу других сперматозоидов. Это обеспечивает
слияние ядра яйца с ядром одного сперматозоида. У некоторых животных в
яйцеклетку проникают два или несколько сперматозоидов, но в оплодотворении
принимает участие лишь один, остальные погибают.
Партеногенез (девственное размножение). Это развитие организма из
неоплодотворенной яйцеклетки. При диплоидном партеногенезе (у тлей, дафний,
коловраток, некоторых ящериц, одуванчика) мейоза не происходит и развитие
начинается с диплоидных ооцитов. Такой партеногенез способствует быстрому
размножению популяций вида. При гаплоидном партеногенезе развитие начинается с
гаплоидной яйцеклетки. Возникающие при этом организмы либо гаплоидны (самцы
пчел — трутни), либодиплоидны. Это наблюдается в том
случае, если яйцеклетка сливается с одним из направленных телец или если
хромосомы удваиваются без последующего разделения ядра и клетки. Искусственный
партеногенез можно вызвать у многих животных, даже млекопитающих, путем
воздействия на яйцеклетку временным повышением температуры, различными
химическими веществами и физическими факторами.
ВОПРОС 2.
Ч. Дарвин о месте человека в системе
органического мира, как о наиболее высокоорганизованном звене в эволюции, об
общих далеких предках человека и человекообразных обезьян.
Сравнительно-анатомические
и эмбриологические доказательства происхождения человека от млекопитающих
животных. Доказательства
принадлежности человека к классу млекопитающих: 1) сходство всех
систем органов, внутриутробное развитие, наличие диафрагмы, млечных желез, трех
видов зубов; 2) рудиментарные органы (копчик, аппендикс, остатки
третьего века); 3) атавизмы — проявление у людей
признаков далеких предков (многососковость, сильно развитый волосяной покров); 4) развитие человека и млекопитающих животных из оплодотворенной
яйцеклетки, сходство стадий зародышевого развития (закладка жаберных щелей и
сильное развитие хвостового отдела до трехмесячного возраста, мозг зародыша в
месячном возрасте напоминает мозг рыб).
Сходство человека и человекообразных обезьян: 1) у обезьян также развита высшая нервная деятельность, есть память. Они
ухаживают за детьми, проявляют чувства (радость, гнев), используют
простейшие орудия труда; 2) сходное строение всех систем органов, хромосомного аппарата, групп
крови, общие болезни, паразиты.
Сходство строения, жизнедеятельности,
поведения человека и человекообразных обезьян — доказательства их
родства, происхождения от общих предков. Признаки различий (присущие человеку
мышление, речь, прямохождение, высокоразвитая трудовая деятельность) — доказательства дальнейшего развития человека и человекообразных обезьян
в разных направлениях.
БИЛЕТ№ 16
ВОПРОС 1.
Образование зиготы, ее первые деления — начало индивидуального развития организма при половом размножении.
Эмбриональный и постэмбриональный периоды развития организмов.
Эмбриональное развитие — период жизни организма, который начинается с образования зиготы и
заканчивается рождением или выходом зародыша из яйца.
Стадии эмбрионального развития (на примере ланцетника): 1) дробление — многократное деление зиготы путем
митоза. Образование множества мелких клеток (при этом они не растут), а затем
шара с полостью внутри — бластулы, равной по размерам зиготе; 2) образование гаструлы — двухслойного зародыша с наружным слоем
клеток (эктодермой) и внутренним, выстилающим полость (энтодермой).
Кишечнополостные, губки — примеры животных, которые в процессе
эволюции остановились на двухслойной стадии; 3) образование трехслойного
зародыша, появление третьего, среднего слоя клеток — мезодермы, завершение образования трех зародышевых листков; 4) закладка из зародышевых листков различных органов, специализация клеток.
Органы, формирующиеся из зародышевых
листков.
1.Наружный , эктодерма. Органы и части зародыша.
Нервная пластина, нервная трубка, наружный слой кожного покрова, органы слуха.
2.Внутренний, эндодерма. Органы и части зародыша.
Кишечник, легкие, печень, поджелудочная железа.
3. Средний, мезодерма. Органы и части зародыша.
Хорда, хрящевой и костный скелет, мышцы, почки, кровеносные сосуды.
Одновременно из мезодермы образуется хорда — гибкий скелетный тяж, расположенный у эмбрионов всех позвоночных на
спинной стороне. У позвоночных хорда замещается позвоночником, и только у
некоторых низших позвоночных ее остатки сохраняются между позвонками даже во
взрослом состоянии.
Из эктодермы, расположенной над самой хордой,
образуется нервная пластинка, В дальнейшем боковые края пластинки
приподнимаются, а центральная ее часть опускается, образуя нервный желобок.
Постепенно верхние края этих складок смыкаются, и желобок превращается в
лежащую под эктодермой нервную трубку
— зачаток центральной
нервной системы.
Нервная трубка, хорда и кишечник создают осевой
комплекс органов зародыша, который определяет двустороннюю симметрию тела.
Зародыш животных развивается как единый организм,
в котором все клетки, ткани и органы находятся в тесном взаимодействии. При
этом один зачаток оказывает влияние на другой, в значительной мере определяя путь
его развития. Кроме того, на темпы роста и развития зародыша воздействуют
внутренние и внешние условия.
Взаимодействие частей зародыша в процессе эмбрионального развития — основа его целостности. Сходство начальных стадий развития зародышей
позвоночных животных — доказательство их родства.
Высокая чувствительность
зародыша к воздействию факторов среды. Вредное влияние алкоголя,
наркотиков, курения на развитие зародыша, на подростка и взрослого человека.
ВОПРОС 2.
Основные человеческие расы. В современном человечестве выделяют три основные
расы:
—
европеоидную
—
монголоидную
— негроидную
Это большие группы людей, отличающие некоторыми
физическими признаками, например, чертами лица, цветом кожи, глаз и волос,
формой волос. Расы — это не разные формы одного и того же
гена, а исторически сложившиеся группировки особей, объединенные по целому ряду
признаков. Они возникли в результате приспособления человека к факторам внешней
среды и географической изоляции. Расовые особенности наследственны, и,
по-видимому, часть из них в прошлом носила адаптивный характер.
Приспособленность негроидов к жизни при
повышенной температуре бросается в глаза: темная кожа задерживает ультрафиолет,
способный вызвать соматические мутации (рак кожи), широкий нос и толстые,
вздутые губы с большой поверхностью слизистых оболочек способствуют испарению с
высокой теплоотдачей. У классических негроидов сухощавое сложение, длинные
конечности — все это ускоряет вывод из организма лишнего
тепла. Точно так же все пропорции тела и ряд физиологических особенностей
эскимосов свидетельствуют, что на них в течение многих поколений действовал
жесткий отбор на выживание в условиях высоких арктических широт.
Приспособительный характер признаков, которые в
совокупности отличают европеоидов, не бросается в глаза так резко. Светлая
кожа, пропускающая ультрафиолетовые лучи, спасает европеоидов от рахита, узкий
выступающий нос согревает вдыхаемый воздух. Европеоиды значительно менее
восприимчивы к простудам. Северная Европа — своего рода
заповедник рецессивных форм генов, ставших в данном месте приспособительными.
Светлая кожа, прямые волосы, голубые или серые глаза — все эти признаки рецессивны, то есть подавляются более «сильными» в
генетическом отношении доминантными (смуглая кожа, волнистые волосы, темные
глаза).
Приспособительны и признаки монголоидов — плоское и плосконосое лицо, складка в углу глаза — эпикантус — адаптация к суровому, с частыми пылевыми
бурями климату Центральной Азии. Расселившись затем по Азии от тропиков до
Арктики, монголоиды в основном сохранили свои признаки, хотя и во многом
изменились. По умственным способностям, то есть способностям к познанию,
творческой и вообще трудовой деятельности, все расы одинаковы. Различия в
уровне культуры связаны не с биологическими особенностями людей разных рас, а с
социальными условиями развития общества.
Антропологи выделяют несколько десятков
человеческих рас — так называемых рас второго и третьего
порядка. Точную цифру назвать невозможно, тем более что многие такие
группировки сливаются, исчезают или, наоборот, возникают. Это так называемые
контактные группы. Например, в нашей стране около 45 млн. населения
относится к переходному европеоидно-монголоидному типу. Можно сказать, что
сейчас, в эпоху интенсивных контактов между народами и отмирания расовых
предрассудков, практически нет «чистых» рас.
Будущее рас. Со
временем расы, видимо, сольются в одну. Два фактора способствуют этому процессу
.Первый из них — отделение человека от природы. Практически на всей
Земле люди в городах едят одну пищу, проводят большую часть жизни при
нормальной, «комнатной» температуре. Цвет кожи и прочие расовые признаки
перестают быть адаптивными, отбор в этом направлении уже не ведется.
Второй фактор — неуклонное
превращение человечества в единую популяцию, которое не могут остановить все
расовые, национальные и религиозные предрассудки. Когда «народы, распри
позабыв, в великую семью соединятся», слияние рас в единую, всепланетную будет
лишь вопросом времени, пусть весьма далекого, исчисляемого сотнями поколений.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12
|
|