Зарождение и формирование эргономики
Зарождение и формирование эргономики
Зарождение
и формирование эргономики
Термин «эргономия»
предложен в 1857 г. польским естествоиспытателем Войтехом Ястшембовски, который опубликовал в еженедельнике «Природа
и промышленность» статью «Очерки по эргономии, или науке о труде, основанной на
закономерностях науки о природе».
В 1920
г. в России разработан проект создания Эргологического института: в 20 — 30-е годы формируется
концепция эргонологии (греч. егдоп — работа, потоз — закон, 1одоз — учение) и
проводятся первые эргономические исследования.
В 1921
г. японский ученый И.Танака издал книгу "Человеческая инженерия" и тем самым ввел в Японии этот
термин. С 1925 г. исследования в указанной области достаточно интенсивно
развиваются в различных военных организациях.
Неформальные
группы специалистов, обсуждавших проблемы человеческих факторов, возникли в США
накануне второй мировой войны. В 1938 г. лаборатория по изучению человеческих
факторов была создана в компании "Белл Телефон Лабороториес" (Ве11
Те1е-рпопе 1аЬога1опез).
Эргономические
исследования получают развитие в годы второй мировой войны. Однако для их названия использовались
термины «человеческая инженерия», "инженерная психология",
"исследования личного состава" и др. Для проведения исследований,
связанных с проектированием радарных установок, сложного приборного оснащения
военных самолетов и других не менее сложных систем, в которых человек выполнял
функции контроля и управления, больше всего подходили специалисты, имевшие
подготовку в области экспериментальной психологии. Ее методы и результаты
явились исходным пунктом становления инженерной психологии, которую иногда
называли экспериментальной психологией середины XX века. В это же время был дан импульс междисциплинарным
исследованиям по выявлению оптимальных условий деятельности человека, а также
его предельных возможностей. Физиологи, психологи, анатомы, инженеры и
дизайнеры все чаще работали вместе и с взаимной пользой.
Возникновение
эргономики в Англии и создание Международной эргономической ассоциации
В годы
второй мировой войны в Англии комплексные исследования и разработки, в которых
принимали участие представители наук о человеке и инженерно-технические
специалисты, осуществлялись под эгидой Комитета по исследованиям личного
состава. Под "исследованием личного состава" понималось, с одной
стороны, выявление наилучших средств повышения эффективности боевой
деятельности, безопасности и комфорта солдат, матросов и летчиков в различных
условиях окружающей среды, а с другой — приспособление кораблей, боевых
транспортных средств, самолетов и вооружения к возможностям и особенностям тех,
кто должен их использовать. Английские ученые О.Едхолм и К.Ф.Х.Маррелл
отмечали, что подобная направленность исследований личного состава, если
отвлечься от военных задач, мало чем отличается от целевых установок
Эргономического исследовательского общества.
В Англии
в военное время эргономические экспериментальные исследования проводились в
лабораториях Оксфордского, Кембриджского и других университетов, а также в ряде
военных организаций и учреждений под руководством Совета медицинских
исследований. Исследования, которые до 1939 г. выполнял Совет по изучению
здоровья промышленных рабочих, имели много общего с "исследованиями
личного состава" и были направлены на решение проблем учета возможностей и
особенностей человека и групп людей в промышленности. В каждом из исследований
реализовывался принцип приспособления работы к человеку или человека к работе с
целью улучшения человеческой деятельности. Тем самым предвосхищался девиз:
"Приспособление работы к работающему".
Исследования,
проводимые под руководством Комитета по исследованию личного состава, были
ориентированы на решение практических вопросов в предельно сжатые сроки. Тем не
менее выявились фундаментальные проблемы и были инициированы программы
исследований на перспективу, которые выполнялись уже после окончания войны.
Изучение
возможностей и особенностей военного персонала, от которых существенно зависят
эффективность и надежность функционирования техники и систем в экстремальных
условиях военных действий, междисциплинарные исследования человека во
взаимодействии с военной техникой явились предтечей эргономики. Однако нет
оснований жестко связывать ее возникновение со второй мировой войной.
После
войны в Англии остро ощущались разобщенность и различия интересов ученых, в
особенности психологов и физиологов, которые замкнулись в своих лабораториях и
встречались от случая к случаю на заседаниях различных комиссий. Ослабли связи,
и прежде всего информационные, между научными дисциплинами, предметом которых
являются различные аспекты поведения человека в труде. В это время ведутся
поиски организационных форм, которые позволили бы представлять и обсуждать
научные доклады не в обществе исключительно физиологов, психологов или
анатомов, а при участии всех названных ученых. Все явственнее становится
стремление к совместной деятельности, тесному общению ученых разных
специальностей друг с другом. При изучении человека в трудовой деятельности
стали осознаваться определенные ограничения, накладываемые традиционными
дисциплинами.
В целях
координации усилий различных специалистов и преодоления односторонности решения
проблем рациональной организации труда отдельными научными дисциплинами, 12
ученых, встретившись летом 1949 г. В лаборатории К.Ф.Х.Маррелла, решили
организовать группу для регулярного обмена научной информацией. В этом же году
группа приступила к организации эргономического исследовательского общества,
первоначально названного "Общество человеческих исследований", но сразу же было решено найти более
подходящее название. Примечателен тот факт, что все организаторы нового
научного общества принимали участие в исследованиях личного состава во время
войны или после ее окончания.
Второе
заседание Общества человеческих исследований состоялось в 1950 г. в
Психологической лаборатории Ф.Бартлетта Кембриджского университета. В Обществе к этому времени было уже
50 человек, возраст подавляющего большинства которых был до 40 лет. На заседаниях
обсуждались доклады, посвященные главным образом военной тематике. Вновь был
поднят вопрос о названии общества. Для обсуждения предложены были названия:
Общество человеческой экологии (Человеческое экологическое общество), Общество
изучения человеческой окружающей среды и др. В ходе дискуссии К.Ф.Х.Маррелл
предложил для названия общества слово "эргономика". 25 членов отдали
предпочтение названию "Эргономическое исследовательское общество", а
24 — названию "Общество человеческих исследований". В результате с 16
февраля 1950 г. общество стало называться "Эргономическое
исследовательское общество". Это совершенно исключительный в истории науки
случай, когда не только точно датируется время и место возникновения новой
дисциплины, но и вопрос о ее названии решается вполне демократически — простым
большинством голосов.
Термин
"эргономика" выбран потому, что новая область исследований не
принадлежит ни к одной из наук, на стыке которых она образовалась; термин
нейтрален и не содержит намека на приоритет физиологии, психологии или
анатомии; кроме того, как всякий термин, он краток, однозначен, определенен и
мог получить распространение в других странах.
Первоначально
Эргономическое исследовательское общество представляло, как официально
подчеркивалось, "объединение людей, работающих в сфере научных
исследований". Вопрос о создании прикладной науки эргономики в это время
не рассматривался. Инициаторы создания общества, среди которых называют
К.Ф.Х.Маррелла, О.Едхолма, П.Рэндла, У.Флойда, У.Хика и др., были единодушны в
том, что объединение ученых смежных научных дисциплин для совместного решения
общих проблем позволит добиваться лучших результатов, которые в принципе не
могут быть получены в рамках какой-либо одной из дисциплин. В этом их убеждал
опыт успешной совместной работы физиологов, психологов", анатомов,
инженеров и дизайнеров в годы второй мировой войны.
Возникновение
эргономики содействовало сближению ученых разных специальностей, которые в
Англии в то время были настроены подозрительно и даже враждебно друг к другу.
Когда Эргономическое исследовательское общество собралось впервые, были
назначены два ученых секретаря — психолог и физиолог, так как ни одна из сторон
не доверяла другой; по той же причине не был избран президент. Теперь в
обществе один президент и ученый секретарь.
На
заседании общества в 1950 г. обсуждался вопрос об укреплении связей с
промышленностью. Решено было организовать конференцию "Человеческие
факторы в проектировании оборудования" с участием представителей
промышленности. Эта первая конференция общества состоялась 18 апреля 1951 г. в
Бирмингеме. В ее работе приняли участие 145 ученых к специалистов. Среди них
были четыре участника из Швеции, пять из США, по одному — из Голландии и Дании.
На конференции были представлены доклады по антропометрии, проблемам сиденья и
позы, средствам отображения информации и органов управления, мышечной силы и
анализу работы.
Состав
общества увеличился в 1951 г. до 80 членов, 14 ученых и специалистов были
гражданами США, Голландии и Швеции. Успех конференции в Бирмингеме означал, что общество прочно
стало на ноги. Установлены были деловые контакты с промышленностью. Однако
одной из важнейших оставалась задача доведения до предпринимателей, инженеров,
конструкторов, технологов целей и задач исследований общества, как это делалось
"исследователями личного состава" во взаимоотношениях с офицерами во
время войны. Укрепляя деловые контакты ученых разных специальностей, общество
начало выполнять в какой-то мере функцию их взаимообучения.
Вторая
ежегодная конференция общества по междисциплинарной проблеме
"Утомление" состоялась в Кренфилде 24 — 27 марта 1952 г., тема
третьей конференции — "Измерение человеческой деятельности" (Оксфорд,
13—16 апреля 1953 г.), а в 1954 г. участники четвертой конференции обсуждали в местечке
Эсхорне Хилл проблему "Научное изучение человеческой деятельности в
промышленности". Третью часть участников четвертой конференции составляли
представители промышленности. Пятая конференция на тему "Человеческие факторы
на транспорте" состоялась в апреле 1956 г., некоторые сделанные на ней
доклады были опубликованы в первом номере журнала "Эргономика",
который начал выходить в 1957 г.
В 1960
г. был образован факультет эргономики и кибернетики в технологическом колледже
в Лавбро, первоначально
готовивший эргономистов из числа дипломированных специалистов. В настоящее
время этот факультет, переименованный в факультет наук о человеке, является
ведущим национальным и международным подразделением высшего учебного заведения
по подготовке специалистов в области эргономики. При факультете создан Институт
эргономики потребительских товаров (рис. 4-3). Несколько позже эргономистов
стали готовить на факультете прикладной психологии Астонского университета в
Бирмингеме и факультете промышленного производства Бирмингемского университета,
а также в некоторых других высших учебных заведениях.
Начиная с
1962 г. в Англии издается серия брошюр для работников промышленности, посвященных
методическим вопросам использования данных эргономики на практике. В 1969 г.
был основан информационный центр по эргономике, одна из задач которого —
удовлетворение запросов английской промышленности в области применения данных
эргономики.
В 1963 —
1964 гг. формируются исходные положения системного подхода в эргономике;
впоследствии они интенсивно разрабатываются У.Синглтоном и другими английскими
учеными. В 1965 г. К.Ф.Х.Маррелл издает монографию "Эргономика".
Публикуя
в 1954 г. статью "Человеческие факторы в проектировании оборудования",
английские ученые У. Флойд и А. Вэлфорд вряд ли могли предвидеть будущее международное
развитие эргономики, существенный вклад в которое внесли Эргономическое
исследовательское общество и Европейское агентство по производительности труда.
Обе эти организации положили начало формированию эргономики как междисциплинарной
науки и подняли ее на международный уровень.
В 1955
г. названное выше агентство поручило изучение эргономических проблем
специальной группе. Интересна следующая деталь: европейские правительственные
эксперты в области производительности труда проявили осторожность по отношению
к термину "эргономика" и попросили дать его операциональное
определение. В результате Европейское агентство по производительности труда
вместо термина "эргономика" приняло определение "соответствие
работы работающему" и приступило к реализации программы по этому
направлению [11].
Деятельность
английского Эргономического исследовательского общества с самого начала
привлекла внимание ученых различных стран. В 1951 г. в обществе, как уже
отмечалось, насчитывалось 14 ученых из других стран, в их числе В.Акерблом,
Дж.М.Кристенсен (Швеция), П.Фиттс, Л.Мид, К.Морган (США), а к 1957 г. их число
составляло одну треть. В обществе появилось 16 коллективных членов, которые
представляли крупные фирмы, включая корпорацию "Дженерал Моторс"
(США, Детройт).
Начав с
налаживания информационных связей между учеными, изучавшими различные аспекты
поведения человека в труде, члены Эргономического исследовательского общества
впоследствии стали искать пути преодоления неизбежной в рамках отдельных
научных дисциплин односторонности решения проблем рациональной организации
труда. В 1976 г. общество стало называться Эргономическим обществом, что
отражало существенные изменения, связанные с явной ориентацией его членов на
эргономическую практику. "Появление эргономики,— констатирует К.Ф.Х. Маррелл,
— можно рассматривать как одно из следствий интереса исследователей с широким
диапазоном знаний в различных областях к комплексному изучению трудовой
деятельности человека, и в этом смысле существование эргономики вполне
оправдано" [12, с.З].
В 1961
г. создается Международная эргономическая ассоциация (МЭА), согласно решению, принятому в 1959 г.
на ежегодной конференции Эргономического исследовательского общества в
Оксфорде. Цель МЭА —способствовать развитию эргономического знания и практики,
инициируя и поддерживая международную деятельность и кооперацию в
распространении знания, обмене информацией и передаче технологии. Раз в три
года проводятся конгрессы МЭА, которые представляют наиболее значительные события
в деятельности этой организации. В 1996 г. членами ассоциации были ученые и
специалисты 45 стран, в нее вошли национальные и несколько международных
ассоциаций. К числу последних относятся Скандинавское эргономическое общество
(Дания, Финляндия, Норвегия, Швеция); Эргономическое общество Юго-Восточной
Азии (Бруней, Индонезия, Малайзия, Филиппины, Сингапур и Таиланд) и
Эргономическая ассоциация, объединяющая ученых и специалистов, говорящих на
французском языке. Членом МЭА стало Европейское общество эргономики в
стоматологии. Образованная в 1986 г. Европейская ассоциация когнитивной
эргономики, однако, не входит в состав МЭА. Кроме журнала
"Эргономика", ставшего официальным органом Международной
эргономической ассоциации, в Англии издаются международные журналы
"Прикладная эргономика" (с 1969 г.), "Поведение и информационная
технология" (с 1981 г.) и "Реферативный журнал по эргономике" (с
1969 г.). Многие национальные и некоторые международные ассоциации, входящие в
МЭА, издают специализированные журналы по эргономике.
МЭА
уделяет большое внимание подготовке кадров по эргономике. В третьем издании
справочника об образовательных программах в области эргономики (человеческих
факторов), который создан при поддержке МЭА и опубликован в 1994 г., содержатся
сведения о 223 программах из 32 стран мира.
Формирование
исследований человеческих факторов в технике в США
В 1945
г. П.Фиттс организовал лабораторию инженерной психологии в Военно-воздушных
силах США, а Ф.Тейлор — лабораторию человеческой инженерии в Военно-морских
силах США. В это же время Национальный исследовательский совет по авиационной
медицине и Корнеллский университет проводят инженерно-психологические
исследования, связанные с проектированием кабин самолетов.
Первый
симпозиум по проблемам человеческих факторов в технике на национальном уровне
был проведен в США в 1953 г. Ему предшествовало интенсивное развитие исследований человеческих
факторов в проектировании систем и оборудования. Для проведения таких
исследований в годы войны были организованы многие университетские центры.
Характер исследований требовал приложения усилий ученых разных специальностей,
включаемых в целевые группы, которые занимались бы общими проблемами, а не
исследованиями в рамках отдельных дисциплин. Так, "с середины и в конце
1940-х годов начата разработка правительственных и университетских
исследовательских программ с целью создать фундамент для развития новой области
исследования. Такие программы имели: Гарвардская исследовательская лаборатория,
Школы авиационной медицины ВМФ и ВВС, Нью-Йоркский университет, Лаборатория
прикладной психологии Дж. Гопкинса, колледж Тафта и т.д. Авиационные компании
(Дуглас, Ганс-Вот, Локхид и т.д.) организовали лаборатории и стали регулярно
использовать результаты исследований в области человеческих факторов. В эти же
годы появились и первые печатные издания: "Руководство по данным
инженерной психологии", "Руководство по человеческим факторам для
проектировщиков", "Человеческие факторы в подводной войне" и
т.д. Начиная с 1950 г. появляются и образовательные программы по человеческим
факторам для университетов (университет в Иллинойсе, университет Тафта,
Мичиганский университет [14].
В 1957
г. образовано Общество инженерных психологов как отдельное подразделение Американской
психологической ассоциации. Тем не менее все острее ощущалась необходимость в
создании национальной профессиональной организации, объединяющей специалистов в
области человеческих факторов в технике, и издании соответствующего журнала.
В этом
же году в США возникло Общество человеческих факторов, в создании которого участвовали члены
английского Эргономического исследовательского общества. В 1958 г. вышел первый
номер американского журнала "Человеческие факторы". Кроме того, в США
ежемесячно издаются "Бюллетень Общества человеческих факторов", а
также международные журналы "Человеческие факторы в производстве" и
"Взаимодействие человека и компьютера". Термин "человеческие
факторы" возник в результате буквального перевода и сокращения
американского выражения "техника человеческих факторов") и получил
распространение главным образом в США, где он обозначает область знания и новую
профессию, которую в Европе и на других континентах определяют термином
"эргономика". Человеческие факторы и эргономика как сферы научных
исследований и разработок имели некоторые различия на первых этапах своего
развития, хотя и тогда представляли одно направление научной и практической
деятельности. Однако различия между ними все больше нивелировались, а само это
направление обогащалось за счет сближения исследований и разработок
человеческих факторов в технике и эргономики.
Страницы: 1, 2
|
|