Задачи ГО по защите населения ГО Магаданской области
Система связи
является основным средством управления и должна обеспечить быструю и
достоверную передачу, командной информации, а также донесений и сообщений о
состоянии гражданской обороны. Она организуется в соответствии с решением
начальника (командира), указанием начальника штаба и распоряжением по связи
вышестоящего штаба. Непосредственную ответственность за ее организацию несет
начальник штаба ГО объекта (службы, формирования). Радиосредства - основные
средства связи, так как они обеспечивают надежное управление мероприятиями ГО.
С помощью радио можно в относительно короткое время установить связь
практически на любое расстояние и на любой местности, обеспечить передачу
информации одновременно большому числу корреспондентов. На объектах
применяются, как правило, радиостанции ультракоротковолнового диапазона (УКВ),
а в отдельных случаях - и коротковолнового диапазона (КБ). Не утратила свое
значение и проводная связь. Она незаменима в стационарных условиях объекта, в
районе расположения формирования и при проведении СНАВР.
Даже при наличии
достаточного количества современных средств радио и проводной связи современное
управление невозможно без подвижных и сигнальных средств, они используются во
всех звеньях управления и во всякой обстановке. Связь организуется со старшим
начальником, подчиненными силами и средствами, соседями, а также
взаимодействующими органами и силами.
Характерная черта
современного этапа управления - всестороннее использование организационной
техники, к которой относятся:
- средства
добывания информации (промышленная телевизионная установка, которая позволяет
вести наблюдения за производственной деятельностью в цехах, на складах,
производственных участках, приборы радиационной и химической разведки и т.д.);
- средства
обработки информации и производства оперативных и инженерно-технических
расчетов (клавишные вычислительные машины, электронно-вычислительные машины и
т.д.);
- средства
документирования и размножения документов (диктофоны, магнитофоны, пишущие
машинки, копировальные (печатные) аппараты, чертежные приборы и устройства),
канцелярские принадлежности, различные линейки, шаблоны, трафареты, наборы
типовых записей, условных знаков, а также типовые формы.
В настоящее время
на объектах широко применяются автоматизированные системы управления
производством (АСУП), одной из подсистем которой должна быть гражданская
оборона. Применение автоматизированных систем в управлении гражданской обороной
вносит резкие изменения в методы работы и организационную структуру органов
управления: высвободит часть оперативных работников, выполнявших трудоемкую
работу, отпадает необходимость разрабатывать и отправлять письменные донесения
и сводки. Исчезнет необходимость во внутренней информации, устраняется
параллелизм и дублирование в сборе данных обстановки и т.д. - план действий в
общеобразовательных учреждениях.
Организация ГО в общеобразовательном учреждении.
Общеобразовательные
учреждения являются объектами функциональной подсистемы РСЧС (российской
системе предупреждения и действий в чрезвычайных ситуациях). Для решения задач
по защите жизни и здоровья учащихся и персонала учебных заведений во время ЧС в
них создаются комиссии (КЧС) на период мирного времени и на военное время - ГО.
(см схему №2 организации ГО в общеобразовательном учреждении). Её возглавляет
руководитель образовательного учреждения (директор школы), который несет
ответственность за организацию и состояние ГО на объекте. Его приказы и
распоряжения по проведению мероприятий ГО являются обязательными для всего
личного состава объекта: преподавателей, учащихся и обслуживающего персонала.
Заместитель директора по учебно- воспитательной работе отвечает за организацию
деятельности по вопросам ГО и ЧС в образовательном учреждении.
Основной задачей
учебного заведения в области защиты учащихся является изучение с ними основных
мероприятий гражданской обороны и правил безопасного поведения в чрезвычайных
ситуациях. В образовательном учреждении для защиты учащихся разрабатывается планы
ГО: план действий в чрезвычайных ситуациях и план ГО в общеобразовательном
учреждение. В них предусмотрены: укрытие учащихся и персонала в
приспособленных помещениях или в специальных защитных сооружениях; эвакуация
учащихся и персонала из опасной зоны в случае возникновения угрозы;
использование средств индивидуальной защиты; организация медицинской защиты и
оказание первой медицинской помощи пострадавшим.
Каждый учащийся
образовательного учреждения должен уметь:
- действовать при угрозе нападения вероятного
противника и возникновения ЧС природного и техногенного характера согласно
указаниям;
- пользоваться средствами индивидуальной и
коллективной защиты;
- изготавливать простейшие средства защиты
органов дыхания;
- проводить частичную санитарную обработку
открытых частей тела и частичную обработку одежды и обуви;
- работать с приборами радиационной и
химической разведки и дозиметрического контроля;
- пользоваться индивидуальной аптечкой (АИ);
- оказывать помощь себе и другим в условиях
ЧС.
Укрытие населения в защитных сооружениях
Убежища. К убежищам относятся сооружения, обеспечивающие наиболее надежную
защиту людей от всех поражающих факторов. Убежища защищают также от отравляющих
веществ и бактериальных средств, от высоких температур и вредных газов в зонах
пожаров и от обвалов и обломков разрушений при взрывах. Люди могут находиться
в убежищах длительное время, даже в заваленных убежищах безопасность их
обеспечивается в течение нескольких суток.
Надежность защиты
в убежищах достигается за счет прочности ограждающих конструкций и перекрытий
их, а также за счет создания санитарно-гигиенических условий, обеспечивающих
нормальную жизнедеятельность людей в убежищах в случае заражения окружающей
среды на поверхности радиоактивными, отравляющими веществами и бактериальными
средствами или возникновения массовых пожаров.
Наиболее
распространены встроенные убежища. Под них обычно используют подвальные или
полуподвальные этажи производственных, общественных и жилых зданий. Безмолвно
также строительство убежищ в виде отдельно стоящих сооружений. Такие убежища
полностью или частично заглублены и обсыпаны сверху и с боков грунтом. Под них
могут быть приспособлены различные подземные переходы и галереи, метрополитены,
горные выработки. Убежища должны располагаться в местах наибольшего
сосредоточения людей, для укрытия которых они предназначены.
Убежище состоит из
основного помещения, предназначенного для размещения укрываемых людей, и
вспомогательных помещений-входов, фильтровентиляционной камеры, санитарного
узла, для отопительного устройства, а в ряде случаев и помещений для защищенной
дизельной установки и артезианской скважины. В убежище большой вместимости
могут быть выделены помещения под кладовую для продуктов питания и под медицинскую
комнату.
Помещение,
предназначенное для размещения укрываемых, рассчитывается на определенное
количество людей: на одного человека предусматривается не менее 0, 5 м площади пола и 1, 5 м внутреннего объема. Большое по площади помещение разбивается на отсеки
вместимостью по 50-75 человек. В помещении (отсеках) оборудуются двух- или
трехъярусные нары-скамейки для сидения и полки для лежания; места для сидения
устраиваются размером 0, 45x 0, 45 м, а для лежания - 0, 55x 1, 8 м.
Для того чтобы в
помещения, где располагаются укрываемые, не проникал зараженный радиоактивными,
отравляющими веществами и бактериальными средствами воздух, они хорошо
герметизируются. Это достигается повышенной плотностью стен и перекрытий таких
помещений, заделкой в них всевозможных трещин, отверстий и пр., а также
соответствующим оборудованием входов.
Убежище обычно
имеет не менее двух входов, расположенных в противоположных сторонах.
Встроенное убежище должно иметь, кроме того, аварийный выход. Входы в убежище
в большинстве случаев оборудуются в виде двух шлюзовых камер (тамбуров),
отделенных от основного помещения и перегороженных между собой герметическими
дверями. Снаружи входа устраивается прочная защитно-герметическая дверь,
способная выдержать давление ударной волны ядерного взрыва. Вход может иметь
предтамбур. Аварийный выход представляет собой подземную галерею с выходом на
незаваливаемую территорию через вертикальную шахту, заканчивающуюся прочным
оголовком (незаваливаемой считается территория, расположенная на расстоянии от
окружающих зданий, равном половине высоты ближайшего здания плюс 3 м). Аварийный выход закрывается защитно-герметическими ставнями, дверями или другими открывающимися
устройствами для отсекания ударной волны.
В
фильтровентиляционной камере размещается фильтровентиляционный агрегат,
обеспечивающий вентиляцию помещений убежища и очистку наружного воздуха от
радиоактивных, отравляющих веществ и бактериальных средств.
Фильтровентиляционная система может работать в двух режимах: чистой вентиляции
и фильтровентиляции. В первом режиме воздух очищается от грубодисперсной
радиоактивной пыли (в противопыльном фильтре), во втором - от остальных
радиоактивных и веществ, а также от отравляющих веществ и бактериальных средств
(в фильтрах-поглотителях). Количество наружного воздуха, подаваемого в
убежище, но режиму чистой вентиляции, устанавливается в зависимости от
температуры воздуха в количестве от 7 до 20 м/ч, по режиму фильтровентиляции -
от 2 до 8 м/ч на укрываемого человека. Подача воздуха осуществляется по
воздуховодам с помощью вентилятора. При расположении убежища в месте, где
возможен сильный пожар или загазованность территории сильнодействующими
ядовитыми веществами, может предусматриваться режим полной изоляции помещений
убежища с регенерацией воздуха в них. Сети воздуховодов, расположенные в
убежище, окрашиваются в отличительные цвета: режима чистой вентиляции - в
белый, режима фильтровентиляции - в красный. Трубы рециркуляции воздуха
окрашиваются также в красный цвет.
Если убежище
загерметизировано надежно, то после закрывания дверей, ставен и приведения
фильтровентиляционного агрегата в действие давление воздуха внутри убежища
становится несколько выше атмосферного (образуется так называемый подпор). В
убежище оборудуются различные инженерные системы: электроснабжения (трубы с
электропроводкой окрашены в черный цвет), водоснабжения (трубы окрашены в
зеленый цвет), отопления (трубы окрашены в коричневый цвет). В нем оборудуется
также радиотрансляционная точка (громкоговоритель) и устанавливается телефон
(при возможности организуется радиосвязь).
В помещениях
убежища размещаются, кроме того, комплект средств для ведения разведки
(дозиметрические приборы, приборы химической разведки и т. л.), защитная
одежда, средства тушения пожара, аварийный запас инструмента, средства
аварийного освещения, запас продовольствия и воды.
В убежище должны
быть также документы, определяющие характеристику и правила содержания его,
паспорт, план, правила содержания и табель оснащения убежища, схема внешних и
внутренних сетей с указанием отключающих устройств, журнал проверки состояния
убежища и др.
Обучение населения в области ГО и защиты от
чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.
Обучение населения в области ГО проводится в соответствии
с Федеральным законом «О защите населения и территорий от чрезвычайных
ситуаций природного и техногенного характера». В целях совершенствования
подготовки населения в области защиты от чрезвычайных ситуаций природного и
техногенного характера принято постановление Правительства Российской Федерации
от 4 сентября 2003 года № 547 «О порядке подготовки населения в области защиты
от чрезвычайных ситуаций».
Данное постановление устанавливает, что подготовка
населения Российской Федерации в области защиты от чрезвычайных ситуаций
природного и техногенного характера (далее именуются - чрезвычайные ситуации)
организуется в рамках единой системы подготовки населения в области гражданской
обороны и защиты от чрезвычайных ситуаций. Она осуществляется по
соответствующим группам в организациях (в том числе образовательных
учреждениях), а также по месту жительства.
Методическое
руководство, координацию и контроль за подготовкой населения в области
гражданской обороны и защиты от чрезвычайных ситуаций возложить на Министерство
Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайных ситуациям и
ликвидации последствий стихийных бедствий.
Министерству образования Российской Федерации с участием Министерства
Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайных ситуациям и
ликвидации последствий стихийных бедствий при разработке государственных
образовательных стандартов и образовательных программ предусматривать
обязательный минимум подготовки лиц, обучающихся в образовательных учреждениях
и учреждениях начального, среднего и высшего профессионального образования в
области защиты от чрезвычайных ситуаций..
Настоящее Положение определяет группы населения,
проходящие обязательную подготовку в области защиты от чрезвычайных ситуациях природного и
техногенного характера (далее именуется - чрезвычайные ситуации), а также основные задачи и
формы обучения населения
действиям в чрезвычайных ситуациях.
1.
Подготовку в области
защиты от чрезвычайных ситуаций проходят:
а) лица, занятые в
сфере производства и обслуживания, не включенные в состав органов управления единой государственной системы
предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (далее именуется - работающее население);
б) лица, не
занятые в сфере производства и обслуживания (далее именуется - неработающее
население);
в) лица, обучающиеся
в образовательных учреждениях и учреждениях начального, среднего и высшего профессионального образования
(далее именуется - обучающиеся);
г) руководители
органов государственной власти, органов местного самоуправления и организаций;
д) работники
федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов
местного самоуправления и организаций, специально
уполномоченные решать задачи по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций
и включенные в состав органов управления единой государственной
системы предупреждения и ликвидации
чрезвычайных ситуаций (далее именуется - уполномоченные
работники);
е) председатели комиссий по
чрезвычайным ситуациям федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов
Российской Федерации, органов местного самоуправления и организаций (далее
именуется - председатели комиссий по чрезвычайным
ситуациям);
2. Основными задачами при подготовке населения в области защиты от
чрезвычайных ситуаций являются:
а) обучение
населения правилам поведения, основным способам защиты и действиям в чрезвычайных ситуациях, приемам оказания
первой медицинской помощи пострадавшим,
правилам пользования коллективными и индивидуальными средствами защиты;
б) выработка у
руководителей органов государственной власти, органов местного самоуправления и организаций навыков управления
силами и средствами, входящими в единую
государственную систему предупреждения и ликвидации чрезвычайных
ситуаций;
в) совершенствование
практических навыков руководителей органов государственной власти, органов местного самоуправления и
организаций, а также председателей комиссий по чрезвычайным ситуациям в организации и проведении
мероприятий по предупреждению
чрезвычайных ситуаций и ликвидации их последствий;
г) практическое
усвоение уполномоченными работниками в ходе учений и тренировок порядка действий при различных режимах
функционирования единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, а также при проведении
аварийно- спасательных работ.
3. Подготовка в области защиты от чрезвычайных ситуаций
предусматривает:
а) для работающего населения - проведение занятий по
месту работы согласно рекомендуемым программам и самостоятельное изучение порядка действий в
чрезвычайных ситуациях
с последующим закреплением полученных знаний и навыков на учениях и тренировках;
б) для
неработающего населения - проведение бесед, лекций, просмотр учебных фильмов, привлечение на учения и тренировки по
месту жительства, а также самостоятельное изучение пособий, памяток, листовок и буклетов, прослушивание
радиопередач и просмотр телепрограмм по вопросам защиты от чрезвычайных
ситуаций;
в) для
обучающихся - проведение занятий в учебное время по соответствующим программам в рамках курса «Основы
безопасности жизнедеятельности» и дисциплины «Безопасность
жизнедеятельности», утвержденных Министерством образования Российской Федерации по согласованию с Министерством
Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным
ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий.
д) для
председателей комиссий по чрезвычайным ситуациям, руководителей органов местного самоуправления и организаций,
уполномоченных работников - повышение квалификации не реже одного раза в 5 лет, проведение самостоятельной
работы, а также участие в сборах, учениях и тренировках.
4. Совершенствование
знаний, умений и навыков населения в области защиты от чрезвычайных ситуаций осуществляется в
ходе проведения командно-штабных, тактико- специальных и
комплексных учений и тренировок:
а) Командно-штабные
учения продолжительностью до трех суток проводятся в федеральных органах исполнительной власти и
органах исполнительной власти субъектов Российской Федерации один раз в два года, в органах местного
самоуправления - один раз в три года.
Командно-штабные учения или штабные тренировки в организациях проводятся один
раз в год продолжительностью до одних суток.
б) Тактико-специальные
учения продолжительностью до восьми часов проводятся с участием
аварийно-спасательных служб и аварийно-спасательных формирований
(далее именуется - формирований)
организаций один раз в три года, а с участием формирований постоянной
готовности - один раз в год
в)
комплексные учения продолжительностью до двух суток проводятся один раз в три года в муниципальных
образованиях и организациях, имеющих опасные производственные объекты, а также в
лечебно-профилактических учреждениях, имеющих более 600 коек. В других организациях один раз в три года проводятся
тренировки продолжительностью до восьми часов.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5
|