рефераты

рефераты

 
 
рефераты рефераты

Меню

Типовое положение о службе охраны труда рефераты

Конечно, борьба с перегреванием в описанных условиях особых трудностей не представляет. И если случается какое-либо нарушение внутреннего теплового баланса, то в первую очередь в этом виновен сам пострадавший. Арктика или высокогорье - не то место, где позволительно умереть от перегрева. Несколько больше хлопот приносит путешественнику знойный полдень в лесной и лесостепной зонах. Но и здесь при желании всегда можно отыскать тень, речку или озеро, чтобы искупаться или смочить головной убор и лицо прохладной водой. А в самый пик жары можно остановиться на большой привал, чтобы не мучиться понапрасну под рюкзаком от духоты и жажды.

Много сложнее приходится человеку в аварийной ситуации, произошедшей в пустынной или полупустынной зонах. И объясняется это не тем, что уж очень жарко, а тем, что жара вступает здесь в зловещий союз с жаждой. А это уже очень и очень серьезно! Чтобы понять суть проблемы, совершим небольшую экскурсию в физиологию.

Человеческий организм почти на две трети состоит из воды, то есть внутри взрослого человека весом 70 кг набирается 50 литров воды! Причем кости состоят на 25 % из воды, мышцы - на 75 %, а в головном мозге ее уже около 80 %. Он-то, мозг, и страдает от нехватки воды в первую очередь. Вода является основной средой, а во многих случаях и главным участником бесчисленных химических реакций, благодаря которым и существует наш организм. Поэтому недостаточное, равно как и избыточное, поступление воды в организм серьезно сказывается на общем физическом состоянии человека.

Избыток воды чрезмерно нагружает почки, сердце, вымывает из организма необходимые ему соли. Опыты, проведенные над животными, доказали, что введение большого количества воды за короткий промежуток времени может вызвать своеобразное "водное отравление". Например, если собаке вводить 100 граммов воды на один килограмм массы в течение одного - полутора часов, то она погибнет. У рабочих горячих цехов, чье водопотребление намного превышает среднее, иногда отмечаются признаки водного отравления - потеря чувствительности, рвота, судороги, расстройство кишечника.

Недостаток воды ведет к снижению массы тела, значительному упадку сил, загустеванию крови и, как результат, перенапряжению сердца, которое затрачивает дополнительные усилия для проталкивания загустевшей крови в сосуды. Одновременно в крови повышается концентрация солей, что служит грозным сигналом начавшегося обезвоживания. Наиболее чувствительные к подсыханию клетки мозга реагируют на угрозу обезвоживания немедленным "выкачиванием" свободной жидкости из клеток организма. Какое-то количество жидкости, вплоть до 5 %, изымается без каких-либо последствий для клеток и, значит, для самого человека. Но обезвоживание организма, превысившее 15 %, может привести к необратимым последствиям, к гибели. Если лишенный пищи человек может потерять чуть не весь запас жира, почти 50 % белка, и лишь после этого приблизиться к опасной черте, то потеря 15 % жидкости смертельна! Голодание может длиться несколько недель, а человек, лишенный воды, погибает в считанные дни, а в условиях жаркого климата - и часы. Голодание может |длиться несколько недель, а человек, лишенный воды, погибает в считанные дни, а в условиях жаркого климата - и часы.

Потребность человеческого организма в воде в благоприятных климатических условиях не превышает 2,5-3 литров в сутки. Причем эту цифру составляет не только жидкость, которую мы употребляем в виде компотов, чая, какао и прочих напитков, но и жидкость, входящая в состав твердых продуктов питания, не говоря уж о супах, подливах. Кроме того, вода образуется в самом организме в результате протекающих в нем химических реакций. Вот как это выглядит в числовом выражении. Собственно вода - 0,8- 1,0 литра, жидкие блюда- 0,5- 0,6, твердые продукты (хлеб, мясо, сыр, колбаса и пр.)- до 0,7, вода, образующаяся в самом организме,- 0,3-0,4 литра.

Важно, особенно в аварийной ситуации, отличать истинный водный голод от кажущегося. Очень часто чувство жажды возникает не из-за объективной нехватки воды, а из-за неправильно организованного водопотребления.

Одним из сигнализаторов жажды является уменьшение слюноотделения в ротовой полости. При снижении слюноотделения на 15 % возникает первое чувство жажды, при 20 % жажда проявляется сильнее, а недостача слюны в 50 % создает ощущение нестерпимой жажды.

Ощущение первоначальной сухости во рту нередко воспринимается как чувство сильной жажды, хотя обезвоживания как такового не наблюдается.

Человек начинает потреблять значительное количество воды, хотя реальной потребности в этом нет. Переизбыток воды при одновременном повышении физических нагрузок приводит к последующему усиленному потоотделению.

Одновременно с обильным выведением излишков жидкости нарушается способность клеток тела удерживать воду. Возникает своеобразный замкнутый круг - чем больше человек пьет, тем больше потеет, тем сильнее ощущает чувство жажды.

Известен эксперимент, когда люди, не приученные к нормальному утолению жажды, выпивали за 8 часов по пять-шесть литров воды, в то время как другие в тех же самых условиях обходились 0,5 литра.

Показательна в этом отношении история, когда два полка в условиях степи совершали длительный марш-бросок. После трудного дня, проведенного под лучами палящего солнца, полки вышли к водоисточнику. Один командир позволил пить солдатам без ограничения - сколько влезет, а другой значительно ограничил водопотребление, чем, конечно, вызвал недовольство всего личного состава. В итоге первый полк полностью выбыл из строя. Солдаты отекли, не могли двигаться, жаловались на непреодолимую слабость. В реальных боевых условиях, как оценил обстановку офицер-посредник, достаточно было бы одной боеспособной роты противника, чтобы уничтожить и пленить данный полк.

Во всех случаях не рекомендуется выпивать много воды залпом. Такое разовое потребление жидкости жажды не утолит, но может привести к отечности, слабости. Надо помнить, что выпитая вода утоляет жажду не сразу, а лишь после того, как, дойдя до желудка, всосется в кровь, то есть спустя 10-15 минут. Лучше всего воду пить небольшими порциями через короткие промежутки времени до полного насыщения.

Иногда, чтобы не расходовать попусту воду из фляги или аварийного запаса, бывает достаточно прополоскать рот прохладной водой или пососать кислый леденец, карамельку. Вкус леденца вызовет рефлекторное отделение слюны, и чувство жажды значительно уменьшится. При отсутствии леденца его можно заменить фруктовой косточкой или даже небольшим чистым камешком. При интенсивном потении, которое ведет к вымыванию из организма солей, целесообразно пить слегка подсоленную воду. Растворение 0,5- 1,0 грамма соли в одном литре воды почти не отразится на ее вкусовых качествах. Однако этого количества соли обычно хватает для восстановления внутри организма солевого баланса.

Трагичнее всего действие жары проявляется в летний период в пустынной местности. Пожалуй, в этой зоне жара оставляет человеку меньше шансов на спасение, чем даже в Заполярье холод. В борьбе с морозом человек располагает немалым арсеналом средств. Он может построить снежное убежище, вырабатывать тепло, потребляя высококалорийную пищу, защититься от воздействия низких температур с помощью теплой одежды, может развести костер, согреться, совершая интенсивную физическую работу.

Применяя любой из этих способов, человек может сохранить жизнь в течение суток, двух или трех. Используя все перечисленные возможности, может противостоять стихии иногда целые недели.

В пустыне продлить жизнь может только вода. Других, доступных человеку, оказавшемуся в аварийной ситуации, способов не существует

3. Правовые основы безопасности жизнедеятельности


Безопасность жизнедеятельности человека - это характеристика существования человека в конкретном месте его нахождения, что отражает сбалансированность между действиями причин, которые угрожают жизни человека или его здоровью и причин, препятствующих их последствиям.

Объективное наличие причин – «угроз» (или возможность их появления) обычно сопровождается развитием состояния тревоги личности (состояния надвигающейся тревоги). Однако, эта тревога является следствием не только угрозы физической жизни отдельной личности. Для большинства жителей Земли ощущение небезопасности связано с проблемами повседневной жизни (защита жилища, здоровья, рабочего места, благосостояния и т. п.), а не боязни глобальных катастроф или международных конфликтов. Отсюда и широкий диапазон особых требований к безопасности: от защиты от грабителей до непродуманных экономических и политических решений на уровне государства.

Обучение вопросам БЖД - это общеобразовательный процесс, имеющий целью приобретение учащимися знаний и опыта, которые способствуют корректировке отношения человека к собственной безопасности и его окружению, развивают практические навыки по действиям самозащиты в условиях возрастающих психологических нагрузок. 

В жизни современного человечества все большее место занимают заботы, связанные с преодолением кризисных явлений, возникающих по ходу развития земной цивилизации. На современном этапе подобные явления стали более частыми, масштабными и опасными. Их последствия стали рассматривать как чрезвычайные ситуации.

Поэтому важной государственной функцией являлась и является защита населения и национального достояния от последствий чрезвычайных ситуаций.

Долгое время эту функцию выполняла система гражданской обороны. В основном она была нацелена на решение задач военного времени, рассматривая свое участие в борьбе с авариями и стихийными бедствиями как дополнительную задачу. И лишь в 1987 году на нее были официально возложены задачи мирного времени.

Однако на практике действия ГО в крупномасштабных чрезвычайных ситуациях мирного времени оказались недостаточно эффективными. Созданный в ноябре 1991 года Государственный комитет по делам гражданской обороны, возглавил созданную в апреле 1992 г. систему предупреждения и действий в чрезвычайных ситуациях (СЧС).

Объединив усилия ведомств и территорий в единую систему, мы получили возможность решать проблему безопасности населения и производств комплексно, путем проведения единой государственной политики в этой области.

Возложенные официальные задачи и анализ ее реальной роли в ЧС различного происхождения позволяют сделать вывод о том, что эта роль сводится к трем целевым функциям системы:

- предупреждение возникновения ЧС;

- снижение потерь и ущерба от ЧС;

- ликвидация последствий ЧС.

Если удается в достаточной степени выполнить эти целевые функции, государственная, общественная потребность в СЧС будет удовлетворена.

СЧС объединила органы управления, силы и средства федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти, органов местного самоуправления и организаций, в полномочия которых входит решение вопросов защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций.

Организация, состав сил и средств, порядок деятельности функциональных подсистем СЧС определены положениями о них, утвержденными руководителями соответствующих федеральных органов исполнительной власти по согласованию с Министерством Украины по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий

Человеку, на протяжении его жизни, постоянно приходится сталкиваться с различными сложными ситуациями: дома, на работе, на улице, на отдыхе и т. д. Каждый человек будет реагировать на ту или иную ситуацию по разному, однако существует ряд правил поведения которые действуют и были неоднократно проверены временем. Одно из таких правил, на мой взгляд одно из главных, это в любой сложной ситуации не поддаваться панике.

Существуют правила поведения в той или иной ситуации. Как, например, вести себя при пожаре, при радиоактивном и химическом заражении, в зоне инфекционного заражения, при землетрясениях и т. д. Естественно, что невозможно полностью обезопасить себя даже зная эти правила, поскольку в каждом конкретном случае будут свои особенности и тонкости, но можно уменьшить риск возникновения, а если уже случилась ЧС, то постараться с наименьшими потерями для себя и окружающих выйти из нее.

Например, при землетрясении происходит разрушение зданий, коммуникаций, возможна гибель людей. Само по себе землетрясение это уже ЧС. При этом могут возникать и др. ЧС - второстепенные, радиационной или химическое заражение (при разрушении АЭС и химических предприятий), возникновение инфекционных заболеваний из-за нарушения сантехнических коммуникаций, водоснабжения, распространения грызунов и т.д.

Анализ аварий и катастроф за последние 10-15 лет показывает, что происходит накопление потенциальных опасностей природных и техногенных катастроф. Их число постоянно растет (40 % всех ЧС прошлого столетия произошло за 2 последних десятилетия) и все более разрушительными становятся последствия.

Поэтому наше государство в силу сложившихся обстоятельств, пережитых потрясений от крупномасштабных ЧС в числе первых осознало опасность указанных тенденций и подняло проблему защиты человека и общества от нарастающей угрозы природных и техногенных катастроф на уровне государственной политики.

Осуществление этой функции возложено на единую государственную систему предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (СЧС). Сегодня можно сказать, что в целом СЧС создана, функционирует и не раз уже доказала свою эффективность и общественную значимость, готовность к экстренному реагированию на различные ЧС.

Уроки чернобыльской, спитакской и др. катастроф века, увеличение тяжести последствий ЧС, их трансграничный характер, появление новых видов гуманитарных бедствий привели мировое сообщество к пониманию необходимости международной координации деятельности по их предупреждению и ликвидации. К этому же подталкивает и фактор экологической зависимости государств и целых регионов. Жизнь потребовала мобилизовать международные усилия для преодоления ЧС с наименьшим ущербом для человека и окружающего его мира.

Вся деятельность СЧС организуется и проводится в рамках международного сотрудничества. Так в 1996 г. 10-12 сентября в Москве состоялась 12-я Генеральная Ассамблея Международной организации гражданской обороны (МОГО). Генеральная Ассамблея рассмотрела и приняла программу своей деятельности на 1997-1998 гг.

МЧС уделяет много внимания международному сотрудничеству.

Деятельность МЧС, профессионализм спасателей высоко оценен руководством ряда государств. 12-я Генеральная Ассамблея МОГО также высоко оценила деятельность МЧС Украины.

В соответствии с Законом “О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера”, определены основные нормативно-правовые понятия, цели и задачи безопасности жизнедеятельности.

Статьей 3-й определено, что целями настоящего закона являются: предупреждение возникновения и развития чрезвычайных ситуаций; снижение размеров ущерба и потерь от чрезвычайных ситуаций; ликвидация чрезвычайных ситуаций.

А 1-й статьей закона определены основные понятия:

Чрезвычайная ситуация - это обстановка на определенной территории, сложившаяся в результате аварии, опасного природного явления, катастрофы, стихийного или иного бедствия, которые могут повлечь или повлекли за собой человеческие жертвы, ущерб здоровью людей или окружающей природной среде, значительные материальные потери и нарушение условий жизнедеятельности людей.

Предупреждение чрезвычайных ситуаций - это комплекс мероприятий, проводимых заблаговременно и направленных на максимально возможное уменьшение риска возникновения чрезвычайных ситуаций, а также на сохранение здоровья людей, снижение размеров ущерба окружающей природной среде и материальных потерь в случае их возникновения.

Ликвидация чрезвычайных ситуаций - это аварийно-спасательные и другие неотложные работы, проводимые при возникновении чрезвычайных ситуаций и направленные на спасение жизни и сохранение здоровья людей, снижение размеров ущерба окружающей природной среде и материальных потерь, а также на локализацию зон чрезвычайных ситуаций, прекращение действия характерных для них опасных факторов.

Зона чрезвычайной ситуации - это территория, на которой сложилась чрезвычайная ситуация.

Статья 4 определены цели и задачи СЧС.

Обеспечение безопасности и защиты интересов личности и общества от ЧС, вызванных стихийными бедствиями, авариями, катастрофами и т. д. возложено на единую государственную систему предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (РСЧС).

Единая государственная система предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (СЧС) объединяет органы управления, силы и средства федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти, органов местного самоуправления, организаций, в полномочия которых входит решение вопросов по защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций.

Основными задачами СЧС являются:

разработка и реализация правовых и экономических норм по обеспечению защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций;

осуществление целевых и научно-технических программ, направленных на предупреждение чрезвычайных ситуаций и повышение устойчивости функционирования организаций, а также объектов социального назначения в чрезвычайных ситуациях;

обеспечение готовности к действиям органов управления, сил и средств, предназначенных и выделяемых для предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций;

сбор, обработка, обмен и выдача информации в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций;

подготовка населения к действиям в чрезвычайных ситуациях;

прогнозирование и оценка социально-экономических последствий чрезвычайных ситуаций;

создание резервов финансовых и материальных ресурсов для ликвидации чрезвычайных ситуаций;

осуществление государственной экспертизы, надзора и контроля в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций; ликвидация чрезвычайных ситуаций; осуществление мероприятий по социальной защите населения, пострадавшего от чрезвычайных ситуаций, проведение гуманитарных акций;

реализация прав и обязанностей населения в области защиты от чрезвычайных ситуаций, а также лиц, непосредственно участвующих в их ликвидации;

международное сотрудничество в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, Принципы построения, состав сил и средств, порядок выполнения задач и взаимодействия основных элементов, а также иные вопросы функционирования СЧС определяются законодательством, постановлениями и распоряжениями Правительства.

Страницы: 1, 2, 3