рефераты

рефераты

 
 
рефераты рефераты

Меню

Техника безопасности на уроке химии рефераты

1.  Разложение оксида ртути.

2.  Сжигание в кислороде угля, серы и фосфора.

3.  Получение и изучение свойств хлора.

4.  Взаимодействие хлора, брома и йода с металлами.

5.  Получение сероводорода и ознакомление с его свойствами.

6.  Сжигание серы.

7.  Получение азотной кислоты из нитратов и озна­комление с ее свойствами.

8.  Сжигание фосфора, получение фосфорной кисло­ты.

9.  Получение угля термическим разложением древе­сины.

10.  Получение оксида углерода (II) и ознакомление с его свойствами.

11.  Растворение каучука и резины в органических растворителях.

12.  Разложение каучука при нагревании и испытание продуктов разложения.

13.  Опыты с фенолом.

14.  Опыты с анилином.

При всех опытах с хлором, сероводородом, оксидами серы, оксидами азота и парами брома запрещается рас­познавать их запах непосредственно обонянием, так как это часто приводит к отравлениям. Лица, вдыхавшее оксиды азота, должны быть проверены, врачом, несмот­ря на хорошее самочувствие. Для распознавания запаха хлора рекомендуется использовать хлорную известь. При опытах с хлором рекомендуется иметь наготове склянку с этиловым спиртом для, вдыхания его паров в случае даже легкого отравления.

МЕРЫ ПО ОБЕСПЕЧЕНИЮ ЭЛЕКТРОБЕЗОПАСКОСТИ

Источники опасности поражения током; проверка исправности электроприборов. Поражение электриче­ским током возникает чаще всего при непосредственном прикосновении рукой к оголенным токоведущим частям. Поэтому учитель прежде всего должен следить за тем, чтобы вся проводка электроприборов и электрифициро­ванных установок была хорошо изолирована или же ограждена.

Иногда люди совершенно непроизвольно трогают токоведущие части, например, при замене перегоревшей лампочки или пробки. Статистика поражений электри­ческим током в осветительных комнатных установках по­казывает, что 60% случаев обусловлены прикосновени­ем к цоколю или патрону лампы при чистке, мойке или смене лампочки. Поэтому, ввертывая новую электро­лампу, следует держать ее за стеклянную часть, а патрон придерживать за пластмассовый корпус.

При пользовании электрическими приборами с металлическими оболочками нуж­но быть осторожным и, по­чувствовав при прикоснове­нии наличие напряжения, не­медленно отключать прибор для проверки электриком и ремонта.

Общие правила пользования электроприборами.

Неисправный электроприбор может послужить не толь­ко причиной неудавшегося опыта, но и вызвать ожог, ослепление яркой вспышкой и даже электрический удар с тяжелыми последствиями. Поэтому необходимо строго выполнять правила пользования электроприборами.

1.   При осмотре и чистке прибора его надо предвари­тельно отключить от сети (особенно при опытах по элек­тролизу).

2.   При разборке и чистке больших приборов, имею­щих заземление металлического  корпуса (термостаты, электропечи), рекомендуют отсоединять также и зазем­ляющий провод во избежание ошибки.

3.   После подготовки прибора к опыту и сборки элек­трической схемы она должна быть проверена учителем, и только после этого можно включить прибор в сеть.

4.   При всяких изменениях в схеме соединений прибо­ра, при смене электродов, ламп и т. д. необходимо прибор отключать от сети. Вторичное включение после пере­делки схемы, возможно только после разрешения учи­теля..

5.   Допускается регулировать силу тока или подводи­мое к прибору напряжение при помощи рукояток и пере­ключателей, на щите, а также реостатами фаб­ричного изготовления с защитным кожухом. При пользо­вании переносным реостатом желательно; чтобы он был укреплен на электроизолирующем основании,

6.   При регулировании силы тока реостатом необхо­димо налипать питание прибора всегда при  минималь­ном токе, увеличивая его постепенно до требуемой ве­личины.

7.   Перед включением прибора в сеть необходимо убе­диться, соответствует ли напряжение, на которое рассчи­тан прибор, напряжению сети.

8.   Перед включением прибора в сеть следует его осмотреть с внешней стороны. При обнаружении вмя­тин, изломов, повреждений контактов, обрывов прово­дов и т.д. необходимо проверить состояние изоляции прибора или поручить эту проверку учителю физики. Прибор с неисправностями включать в сеть нельзя.

9.   При включении в сеть исправного прибора надо сначала вставить фарфоровую колодку аппаратного шнура в токоприемную коробку прибора со штекерами, а затем, убедившись в плотности контактов колодки, взяться за изолированный корпус вилки, монтированной на другом конце аппаратного шнура, и вставить ее в гнезда штепсельной розетки.

10.  Нельзя пользоваться для включения прибора аппаратным шнуром без вилки (голыми концами прово­дов), так как при этом можно легко получить электри­ческий удар.

11.  При необходимости временно удлинить аппарат­ный шнур или вообще линию, питающую демонстраци­онную установку, рекомендуется пользоваться безопас­ными удлинителями. Они имеют предохранительные пластинки, автоматически закрывающие медные контак­ты в гнездах после выдергивания вилки.

12.  При получении нового электроприбора необходи­мо прежде всего внимательно изучить инструкцию в случае неясности некоторых вопросов получить консуль­тацию у учителя физики

13.  Все фабричные инструкции, а также описания самодельных электрифицированных приборов, их элек­трические схемы и правила пользования должны хра­ниться у лаборанта в специальной папке вместе с пас­портами на приборы и гарантийными письмами.

14.  Все электрические приборы необходимо оберегать от сырости и особенно от наличия в атмосфере шкафа, где они находятся, паров хлороводородной и других кислот. Сырость не только вызывает коррозию металли­ческих частей прибора, но и снижает качества его изо­ляции, что грозит полной порчей прибора и делает опас­ным пользование им. Нельзя брать электрические при­боры мокрыми руками, в случае попадания на них вла­ги нужно насухо вытирать тряпкой.

15.  При работе  электрифицированной установки от сети на 220 В нужно оберегаться of случайного прикос­новения к частям установки, находящимся под напря­жением (металлические части зажимов,  концы прово­дов, электроды).

16.  Если в химическом кабинете имеются аккумуля­торы, необходимо не только содержать их в чистоте, но и постоянно следить за их состоянием, строго соблюдая правила, указанные инструкцией: а) измеряют вольт­метром напряжение на каждом элементе; б) проверяют уровень электролита (стеклянной трубочкой); в) изме­ряют с помощью денсиметра плотность электролита. При напряжении ниже 1,85 В (на один элемент) у свин­цового аккумулятора или ниже 1 В у щелочного их не­обходимо заряжать во избежание порчи.

В случае необходимости удлинить питающую провод­ку на 220 В можно использовать удлинитель безопасно­го типа с автоматически закрывающимися гнездами.

ПРАВИЛА ОКАЗАНИЯ ПЕРВОЙ ПОМОЩИ

Общие правила. Независимо от характера несча­стного случая с учащимся учитель должен прежде всего послать кого-нибудь пригласить школьного врача, а сам с лаборантом приступить к немедленному оказанию первой помощи. Не следует для вызова врача посылать лаборанта, так как может возникнуть необходимость в срочном применении нейтрализующих растворов, лечеб­ных веществ и медицинских средств. У лаборанта обыч­но находятся все ключи от шкафов и аптечки. Не сле­дует также забывать, что на обязанности старших лежит точная информация врача о причинах несчастного слу­чая. В серьезных случаях надо одновременно с вызовом врача и оказанием первой помощи начать приготовление всего того, что рекомендуется руководствами и имеется в химическом кабинете (противоожоговые средства, противоядия, рвотные и т. д.). Иногда требуется обеспе­чить возможность стерилизации инструментов кипящей водой.

При потере сознания рекомендуется: 1) обеспечить приток свежего воздуха; 2) освободить больному шею и грудь, расстегнуть одежду; 3) придать ногам возвышенное положение; 4) опрыскивать лицо холодной водой; 5) давать нюхать нашатырный спирт.

При ранениях и порезах металлическим предметом следует обмыть ранку 3-процентным раствором пероксида водорода, смазать края настойкой йода и забинто­вать. При ранении осколками стекла, прежде чем про­мывать ранку, нужно удалить осколки пинцетом и про­верить их отсутствие, слегка сжимая ранку.

При кровотечении из носа — уложить больного, осво­бодить его шею от воротника, делать холодные примоч­ки на переносицу, а к ногам положить грелку.

Полочка с нейтрализующими веществами рекомен­дуется для каждого химического кабинета. На ней устанавливают склянки со слабыми растворами: гидрокарбоната натрия (3-процентный  раствор) и  ук­сусной кислоты (3-процентный раствор). На ней же на­ходится бутылочка с 2-процентным раствором борной кислоты для промывания глаз, чистый стакан, закрытый пленкой, и небольшой кристаллизатор с бинтом и ватой, а также мыло.

Настенная аптечка является необходимым обору­дованием каждого химического кабинета. Аптечка, как и места оказания первой помощи, должна быть окрашена в зеленый цвет.

В аптечке должны всегда быть:

1) индивидуальные антисептические пакеты с бин­тами;

2) бинты обыкновенные, запакованные в плотную бумагу;

3) вата гигроскопическая (запакованная);

4) борная кислота кристаллическая и в растворе;

5) йодная настойка;

6) сода питьевая в порошке;

7) нашатырный спирт;

8) валериановые капли;

9) перманганат калия кристаллический;

10) уксусная кислота (3-процентный  раствор)}

11) спирт этиловый;

12) лейкопластырь и бактерицидная бумага;

13) крахмал;

14) чистая кружка или стакан;

15) ножницы медицинские;

16) пульверизатор;

17) рюмка для промывания глаз;

18) резиновая грелка;

19) чистое полотенце и кусок туалетного мыла.

Весьма удобен шкаф, объединенный в общую конст­рукцию с туалетной полочкой, укрепляемой на стенке над умывальником. В верхнем отделении под замком находится пол­ный набор, полагаю­щийся для настенной аптечки. На трех ниж­них открытых полоч­ках располагаются нейтрализующие веще­ства, бинт, вата, склян­ка с настойкой йода, чистый стакан и туа­летные принадлежно­сти для мытья рук.

Первая помощь при ожогах. В случае термического ожога (от огня, пара, горя­щих предметов или электрической дуги) следует наложить мок­рую антисептическую повязку из куска марли или бинта, смоченную 2-3-процентным раствором перманганата калия, или 2-процентным раство­ром питьевой соды, или раствором стрептоцида. Ни в ко­ем случае нельзя смазывать место ожога вазелином или жирами. При серьезных ожогах (III и IV степень) до прихода врача рану покрывают лишь сухой стерильной повязкой, а к прибытию врача подготовляют стерильный перевязочный материал и обеспечивают возможность стерилизации инструментов кипячением.

При термическом ожоге хорошо пользоваться мазью «Оксикорт», она продается в аэрозольной упаковке в легких металлических тубах. Обожженное место опры­скивают один раз в день и сверху накладывают повязку из марли. При сильных ожогах мазь накладывают два-три раза в сутки. Хорошим средством является также гиоксизон

При ожогах кислотами (азотной, серной, хлороводо­родной, фосфорной) промыть место ожога большим ко­личеством воды, а затем 3-процентным раствором питье­вой соды. При ожоге плавиковой кислотой — длительное промывание проточной водой (пока побелевшая и коа­гулированная поверхность ожога не покроется красно­той), а затем следует приложить свежеприготовленную 20-процентную суспензию оксида магния в глицерине. К приходу врача рекомендуется приготовить 10-процент­ный раствор сульфата магния и обеспечить возможность стерилизации инструментов кипячением.

Ожоги щелочами обмывают водой, затем нейтрали­зуют 1-2-процентным раствором уксусной или лимон­ной кислоты. При пробе на язык кислота должна иметь слабокислый вкус.

При ожоге фосфором горящий фосфор тушат водой или еще лучше 1-2-процентным раствором сульфата меди. На обожженное место накладывают повязку, смоченную 2-процентным раствором сульфата меди, или 5-процентным раствором питьевой соды, или 3-5-процентным перманганатом калия.

При ожоге фенолом обожженное место промывают водой с этиловым спиртом.

В случае ожога бромом пораженное место смывают концентрированным раствором гипосульфита натрия или этило­вым спиртом.

При химическом ожоге глаз необходимо обильно промыть гла­за струей воды, а затем, в случае ожога щелочами, промыть 2-про­центным раствором борной кислоты; при ожоге кислотами — 3-про­центным раствором питьевой со­ды. Нельзя тереть глаза. Для бо­лее удобной промывки глаза методом фонтанчика от обычного водопроводного крана полезно иметь наготове тонкую резиновую трубку с приспособлением для надевания на конец крана. Некоторые учителя рекомен­дуют промывать глаза молоком. При лучевом ожоге применяют холодные примочки на глаза из 0,5-1,0-про­центного раствора дикаина.

Первая помощь при отравлениях газами и пара­ми — вывести пострадавшего на чистый воздух, облег­чить условия дыхания (расстегнуть стесняющую одеж­ду— воротник). В более серьезных случаях могут до­полнительно применяться специальные средства. Так, при отравлении:

азотной кислотой (парами) — абсолютный покой. Дать 2 г норсульфазола, сульфазола, сульфазина; полез­но вдыхание кислорода; к приезду врача приготовить лобелии, камфару, 10-процентный раствор хлорида каль­ция; обеспечить стерилизацию инструментов кипящей водой;

ацетоном (парами) — при потере сознания — искус­ственное дыхание;

аммиаком — вдыхание водяных паров (с прибавле­нием уксуса);

бензолом (парами) — избегать охлаждения, покой; вдыхание кислорода;

бромом (парами) — рекомендуется нюхать нашатыр­ный спирт; промыть глаза, рот и нос 2-процентным рас­твором гидрокарбоната натрия. Покой, вдыхание кисло­рода;

иодом (парами) — вдыхать водяные пары с приме­сью аммиака; глаза промыть 1-процентным раствором гипосульфита;

оксидом углерода (II) (угарный газ) — дать нюхать нашатырный спирт; не допускать охлаждения тела; гор­чичники, грелки, теплые компрессы к ногам и рукам; внутрь черный кофе; если дыхание остановилось, делать искусственное дыхание в сочетании с кислородом; по­кой;

светильным газом — чистый воздух, кислород (с 5% ССБ), нашатырный спирт; искусственное дыхание; обливание головы холодной водой; горчичники к икро­ножным мышцам, на затылок и между лопатками; уксусные клизмы;

свинцом (парами его соединений) — немедленно от­править в больницу;

оксидом серы (IV) — вдыхание паров раствора ам­миака с примесью спирта и горчичники на грудь; про­мывание носа и полоскание полости рта 2-процентным раствором питьевой соды; покой;

сероводородом — горчичники на грудь; нюхать хлор­ную известь; в тяжелых случаях искусственное дыхание в комбинации с кислородом;

хлором — вдыхание кислорода, вдыхание водяных паров, спиртового раствора аммиака; в более тяжелых случаях обратиться к врачу;

эфиром и хлороформом — вдыхание кислорода, на­шатырного спирта, опрыскивание лица, груди холодной водой; грелки к телу; внутрь кофе.

При вдыхании кислорода нос и рот покрывают во­ронкой, трубка которой соединена с кислородной подуш­кой.

При ослаблении дыхания — делать искусственное дыхание.

6. Первая помощь при желудочных отравлениях. При желудочных отравлениях применяются следующие средства:

Удаление яда из организма путем искусственной рво­ты, вызванной приемом внутрь нескольких стаканов мыльной воды или 1/2 чайной ложки горчицы, растворен­ной в стакане теплой воды.

При отравлении кислотами и щелочами вместо рвот­ного средства применяют промывание желудка.

а) при легком отравлении щелочью пьют 1-процент­ный раствор уксусной кислоты, при отравлении кислотой принимают внутрь оксид магния (2 чайные ложки на 1 стакан воды). При более серьезном случае — промыва­ние желудка; б) обволакивающие средства.: белковая вода (2 яичных белка на 3 стакана воды, прием стакана­ми) или молоко, крахмальный клейстер, мучная болтуш­ка; в) адсорбирующие средства: одна столовая ложка древесного угля в порошке на 2 стакана воды (на один прием). Одновременно для последующего удаления угля из организма следует давать слабительные соли.

В случае желудочного отравления твердыми и жид­кими веществами можно рекомендовать следующее:

Альдегиды — выпить стакан 0,2-процентного раство­ра аммиака, а через несколько минут стакан молока.

Аммиака раствор — пить очень слабый раствор ук­сусной кислоты или лимонный сок. Вызвать рвоту. Дать растительное масло, молоко или яичный белок.

Анилин — вызвать рвоту. Дать вдыхать кислород, слабительное, но ни в коем случае не спирт и не расти­тельное масло.

Бария растворимые соли — вызвать рвоту. Дать сла­бительное: сульфат магния или сульфат натрия.

Йод — вызвать рвоту. Дать 1-процентный раствор серноватистокислого натрия (гипосульфит), крахмаль­ный клейстер, молоко.

Марганцовой кислоты соли — дать воды, вызвать рвоту; дать молоко, яичный белок или крахмальный клейстер.

Меди сульфат — промывание желудка 0,1-процент­ным раствором желтой кровяной соли. Солевое слаби­тельное. Внутрь — оксид магния, чай, кофе. На живот — грелку.

Наркотики (диэтиловый эфир, хлороформ, спирты и др.) — дать или 0,03 г фенамина, или 0,1 г коразола, или 30 капель кордиамина, 0,5 г бромистой камфары. После этого дать крепкий чай или кофе. При необходимо­сти делать искусственное дыхание с применением кис­лорода.

Ртути соединения — немедленно дать 3 сырых яйца в молоке (1 л). Вызвать рвоту. Приготовить желудоч­ный зонд.

Свинца соединения — дать большое количество 10-процентного раствора сульфата магния.

Серебра нитрат — промывание желудка 2-процент­ным раствором хлорида натрия. Внутрь давать белковую воду, обволакивающие отвары. Делать клизмы из рас­твора хлорида натрия. На живот класть пузырь со льдом.

Фенол — вызвать рвоту. Дать известковую воду или взвесь оксида магния (15 г оксида магния на 100 мл воды. Всего следует дать 500 мл по 1 столовой ложке через каждые 5 мин). Приготовить зонд.

Фторид натрия — дать известковую воду или 2-про­центный раствор хлорида кальция.

Цинка соединения — вызвать рвоту. Дать сырое яйцо в молоке.

Щавелевая кислота — вызвать рвоту. Дать известко­вую воду, касторовое масло.

Первая помощь при поражении электрическим током. При поражении человека электрическим током прежде всего следует освободить пострадавшего от дей­ствия тока, что может быть достигнуто в зависимости от условий следующими путями:

а) выключением тока (выключателем, магнитным пускателем, рубильником, вывинчиванием пробок или выдергиванием вилки из штепсельной розетки);

б) пересечением или перекусыванием одиночных про­водов (кусачками с изолированными ручками, топором с сухой рукояткой и т. д.);

в) тведением провода от пострадавшего сухой пал­кой, стеклянной трубкой или другим предметом из  не проводящего ток материала;

г) отталкиванием пострадавшего, от токоведущей ча­сти, беря его за сухую одежду.

Если после освобождения от тока пострадавший на­ходится только в обморочном состоянии (т. е. деятель­ность сердца и органов дыхания не нарушена), то доста­точно бывает обеспечить пострадавшему доступ свеже­го воздуха и дать понюхать нашатырный спирт. После прихода в сознание необходимо обратиться к врачу.

При наличии электрического удара (отсутствует ды­хание, не бьется сердце) необходимо тотчас начать про­изводить искусственное дыхание. Статистикой установ­лено, что меры по оживлению, начатые в течение первой

минуты после поражения, дают положительный эффект в 90% случаев; те же, к которым приступают по проше­ствии 6 мин, всего в 10%.

Прежде чем приступить к искусственному дыханию, необходимо:

а) быстро освободить пострадавшего от стесняющей дыхание одежды, расстегнуть воротник, расстегнуть гим­настерку и др.;

б) освободить рот пострадавшего от посторонних предметов, удалить вставные зубы и др.;

в) если зубы пострадавшего крепко стиснуты, следу­ет их разжать и вставить между зубами шпатель, ручку, ложку и др.

Производя искусственное дыхание, ни в коем случае нельзя допускать охлаждения пострадавшего, необходи­мо укрывать его, согревать бутылками с горячей водой, грелками. Искусственное дыхание следует делать непре­рывно до прибытия врача, хотя бы его приезд задержал­ся на несколько часов.

Нельзя делать искусственное дыхание пострадавше­му, который находится хотя и без сознания, но дышит. При отсутствии у пострадавшего сердцебиения в некото­рых руководствах рекомендуется одновременно с искус­ственным дыханием начать непрямой массаж сердца.

В последнее время разработано довольно много типов приборов, механизирующих процесс искусственного ды­хания, причем в некоторых приборах одновременно при­меняется добавление кислорода. Врачами разработан также метод искусственного дыхания «рот в рот».

Для учащихся и лаборантов могут быть полезны следующие советы:

1.            При проверке вещества берите возможно малое количество, пользуясь чистым и сухим капсулятором, микрошпателем или фарфоровой ложечкой; малые ко­личества просыпанного вещества не ссыпайте обратно в банку, а выбрасывайте в отходы.

2.            Если  вещество неизвестно, без этикетки и т. д., испытывать его без учителя и хранить в кабинете нельзя.

3.            В отсутствие учителя не проводите опытов со ще­лочными металлами, селитрами, бертолетовой солью, перманганатом калия (соль), красным фосфором, алю­миниевой пылью и легковоспламеняющимися веществами.

5.             Не давайте никаких веществ учащимся, даже в старших классах (в случае несчастья с ними вы отве­чаете в судебном порядке).

4.            Ежедневно проверяйте наличие противопожарных средств, особенно песочных огнетушителей.

5.            Подготовляя приборы и посуду к опытам, следи­те, чтобы они были чистыми (плохо промытая посуда может иногда привести к взрыву).

6.            Для мытья очень загрязненной посуды из тонко­го стекла можно использовать обрывки фильтровальной бумаги, яичную скорлупу; для мытья толстостенной посуды применяют также свинцовую дробь и металли­ческие цепочки.

7.            Запрещается мыть посуду водой с песком, так как при этом в ней могут образоваться почти невидимые трещины, и посуда при проведении опыта может треснуть.

8.            Если при мытье сильно загрязненной посуды приходится пользоваться хлоро-водородной кислотой  или хромовой смесью, надевайте резино­вые перчатки и защитные очки.

9.            После мытья жирной посуды с использованием бензина следует ее прополоскать теплой водой со щело­ком, а затем еще холодной водой до полного исчезнове­ния запаха бензина.

10.       Посуду, загрязненную керосином, можно вымыть, не прибегая к бензину, при помощи 5—10-процентного раствора известкового молока.

11.        После мытья химической посуды споласкивайте ее дистиллированной водой.

12.       Устанавливая чистые пробирки в металлические штативы, следите за тем, чтобы не разбить тонкого дна пробирки.

13.       Обращаясь с тонкой химической посудой, нужно всегда помнить, что она очень хрупка и может быть легко повреждена.

14.       Если большую колбу с жидкостью нужно  по­ставить на кафель, то следует предварительно подло­жить кусок картона, листового асбеста и т. д. Плотно закрывая такую колбу пробкой, не опирайтесь ею на стол, а держите в руке.

15.       При переносе заполненного большого химическо­го стакана поддерживайте его большими и указатель­ными пальцами обеих рук, приложенными к верхней части стакана под его отогнутым краем.

16.       Не наливайте горячих растворов в измерительную и толстостенную посуду, а также ничего не нагревайте в ней.

17.       При открывании стеклянных банок с застрявшей притертой пробкой лучше всего нагревать горло банки сначала теплой, а затем горячей водой, держа банку горизонтально над водопроводной раковиной и не­прерывно поворачивая ее  (если в сосуде карбид каль­ция, воду использовать нельзя!).

18.       Перед тем как разбивать в ступке куски твердых веществ, надевайте защитные очки; при дробле­нии едких щелочей надевайте резиновые перчатки.

19.       Большой осторожности требует процесс высуши­вания огнеопасных веществ. Твердые огне- и взрыво­опасные вещества лучше высушивать на воздухе между листами фильтровальной бумаги.

20.       При высушивании твердых огнеопасных веществ в сушильном шкафу необходимо предварительно прове­рить его исправность, а работу вести с небольшими количествами вещества и строго выдерживать определен­ную температуру.

21.       Работу, связанную с опасностью воспламенения или взрыва, следует выполнять стоя и не оставлять ее без наблюдения.

22.       Для спиртовок пользуйтесь только этиловым (денатурированным) спиртом. Использование в них бензина или бензола строго запрещено.

23.       Перед наполнением спиртовки проверьте, доста­точно ли плотно прилегает фитиль к. ниппелю. Пренебре­жение этим правилом приводило неоднократно к вос­пламенению паров спирта и выбросу фитиля с ниппелем.

24.       Наливать спирт можно только в погашенную спиртовку, даже в том случае, если спиртовка имеет специальное отверстие с пробкой для заливки горю­чего.

25.       Прежде чем пользоваться горелками и лампами, работающими на жидком топливе (лампа Бартеля и др.), необходимо ознакомиться с инструкцией, прилага­емой к таким лампам.

26.       При работе с масляной и парафиновой банями необходимо предохранять их от перегрева. Воспламе­нившуюся масляную баню следует гасить песком или закрыть куском листового асбеста.

27.       Следует осторожно обращаться с ацетиленом и карбидом кальция, во избежание пожара или взрыва.

28.       Горючие жидкости нельзя выливать в канализа­цию. Отработанные вещества следует собирать в от­дельные прочные бутыли для уничтожения сжиганием (во дворе школы) или регенерации.

29.       Если случайно прольется легковоспламеняющаяся жидкость, нужно:

а)   погасить все горелки и выключить электрона­гревательные приборы;

б)   закрыть двери, открыть окна и форточки, после полного исчезновения запаха прекратить проветрива­ние;

в)   собрать пролитую жидкость тряпкой или полотен­цем, которые следует отжать над большим  кристалли­затором  или  эксикатором, а затем перелить вещество в склянку и закрыть ее пробкой.


Литература

  1. Грабецкий А.А., Назарова Т.С. Кабинет химии: Пособие для учителей. – 3-е изд., доп. – М: Просвещение, 1983.
  2. Коновалов В.Н. Техника безопасности при работах по химии: Пособие для учителей. – 3-е изд., исправ. – М: Просвещение, 1980.
  3. Воскресенский П.И. Техника лабораторных работ. Л: Химия, 1970.
  4. Сапожникова Р.Г. Гигиена обучения в школе. М: Просвещение, 1974.
  5. Правила по технике безопасности для кабинетов химии общеобразовательных школ системы Министерства просвещения СССР. М: 1972.

Страницы: 1, 2, 3