рефераты

рефераты

 
 
рефераты рефераты

Меню

Санитарно-гигиенические требования организации обучения в СПТУ рефераты

На каждом этаже учебных заведений всех функцио­нальных блоков должны быть предусмотрены помещения для промывки, сушки и храпения уборочного инвентаря с подвод­кой горячей и холодной воды, устройством поддона и встроен­ными шкафами или секциями.

В зависимости от климатических условий при входах в здании учебных заведений устраивают одинарные, двойные (при расчетной температуре —30°С) тамбуры и тамбуры с тепловой завесой.

При устройстве двойных тамбуров с тройными дверями установку нагревательных приборов следует располагать во внутреннем тамбуре.

Воздушные или воздушно-тепловые завесы должны быть у входа в мастерские, двери которых открываются чаще 5 раз (или не менее чем на 40 мин в смену).

Воздушно-тепловые завесы должны быть:

а) у входных дверей вестибюлей зданий в зависимости от расчетной температуры наружного воздуха и количества людей, проходящих в течение часа:

·       при температуре от минус 15 до минус 25°С— 400 чело­век и более;

·       при температуре от минус 26 до минус 45°С — 250 чело­век и более;

·       при температуре ниже минус 45°С—100 человек и бо­лее;

б) у входных дверей общественных и производственных зданий и помещений, оборудованных системами кондициони­рования воздуха;

в) у входных дверей общественных и производственных зданий и помещений со значительными выделениями влаги (плавательные бассейны и др.);

г) у проемов технологического оборудования для умень­шения поступления через них вредностей и холода.

При устройстве воздушных и тепловых завес следует оп­ределять создаваемый ими уровень звука и предусматривать меры для снижения шума.

Температуру воздуха, подаваемого воздушно-тепловыми завесами, рекомендуется применять не более 50°С для на­ружных дверей и 70°С для ворот и технологических проемов,

Скорость движения воздуха из щелей или отверстий воз­душных или воздушно-тепловых завес должна быть не более 5 м/с для наружных дверей и 8 м/с для наружных дверей производственных помещений.

Естественное освещение

Все учебные, учебно-производственные, жилые и ре­креационные помещения учебных заведений должны иметь прямое естественное освещение.

Наилучшими его видами в учебных и учебно-производст­венных помещениях являются боковое левостороннее освеще­ние и ленточное с обязательным применением солнцезащит­ных устройств.

При глубине помещений более 6 метров обязательно уст­ройство правостороннего подсвета. Высота правостороннего подсвета должна быть не менее 2,2 м выше глухой перегород­ки, высота которой от пола — 0,8 м.

Допускается для правостороннего подсвета использование матового стекла на высоту 0,8—1,0 м от глухой перегородки и выше обыкновенного оконного стекла 1,4—1,2 м (при об­щей высоте стекла 2,2 м) или стеклоблоков, нижний край которых находится на расстоянии 1 м 35 см — 1 м 50 см от

В учебных и учебно-производственных помещениях недо­пустимо направление основного светового потока справа, спереди и сзади от учащихся.

В транзитных коридорах, умывальных при санузлах, раз­девалках при спортивных залах допускается освещение вто­рым светом.

В бытовых помещениях и коридорах при столовых, складских, хозяйственных и инвентарных кладовых, снаряд­ных, душевых и уборных при спортзалах, санузлах обслужи­вающего персонала допускается освещение искусственным светом.

Коэффициент естественной освещенности (КЕО) в учебных (классы и лаборатории) помещениях на рабочих поверхностях столов или парт должен быть в соответствии с главой СНиП 23-05-95* «Естественное и искусственное освещение. Нормы проектирования».

При одностороннем боковом естественном освещении нор­мируются минимальные значения КЕО в точке, расположен­ной на расстоянии 1 м от стены, наиболее удаленной от све­товых проемов, на пересечении вертикальной плоскости ха­рактерного разреза помещения и условной рабочей поверхно­сти (или пола).

При двустороннем боковом освещении минимальное зна­чение КЕО нормируется в точке посередине помещения на пересечении вертикальной поверхности характерного разреза помещения и условий рабочей поверхности (или пола).

При верхнем или верхнем и боковом естественном осве­щении нормируется среднее значение КЕО в точках, распо­ложенных на пересечении вертикальной плоскости характер­ного разреза помещения и условной рабочей поверхности (или пола). Первая и последние точки принимаются на рас­стоянии 1 м от поверхности стен или перегородок.

В учебных мастерских и других учебных помещениях КЕО .должен создаваться с учетом характера выполняемой зрительной работы в соответствии с главой СНиП 23-05-95* «Естественное и искусственное освещение. Нормы проектиро­вания».

Освещенность должна быть равномерной. Равномер­ность освещения определяется отношением минимальной ос­вещенности в люксах (лк) к максимальной и должна соот­ветствовать не менее 0,3.

Качественные показатели освещенности определяются со­отношениями яркости между отдельными поверхностями интерьера. Наилучшие условия видимости создаются при соот­ношениях яркостей тетрадь — поверхность — парта или стол 2:1—4:1, классная доска — тетрадь 1:3—1:10. При этом определяющее значение имеют коэффициенты (отражения (Q) внутренних поверхностей интерьера учебных помещений.

Для окраски поверхностей парт и столов рекомендует­ся светлая гамма цветов (светло-голубая, светло-серая, свет­ло-зеленая, бежевая, цвет натуральной древесины) с коэффи­циентом отражения не менее 0,30.

Классная доска должна иметь матовую поверхность, ок­рашена в темно-зеленый или коричневый (при использовании мела) цвет с коэффициентом отражения 0,1—0,2, лучше чер­ный. При использовании угля или графопроектора доска должна быть белого цвета.

Поверхность стен, потолков, пола и оборудования учебных и учебно-производственных помещений должна быть матового поста.

Для окраски поверхностей интерьера учебных и учебно-производственных помещений рекомендуются теплые тона окраски при средневзвешенном коэффициенте отражения не менее 0,45. Потолок и верхние части стен, а также оконные рамы и двери следует окрашивать в белый цвет, коэффициент отражения которого равен 0,8.

Коэффициент отражения бледно-желтого, бледно-розового, бледно-голубого и других светлых тонов окраски должен быть не менее 0,6.

На все полимерные материалы (пленки, краски, лаки и др.), используемые для отделки интерьера, полов и учебной мебели должны иметь разрешения Федерального центра Госсанэпиднадзора Минздрава России.

В целях предотвращения снижения светоотражающей способности ограждений учебных и учебно-производственных помещений следует:

·       плакаты, стенгазеты, витрины и т. п., как правило, раз­вешивать на стене противоположной классной доске. Верхний край вывешенных материалов должен быть не выше 1,75 м от пола. Допускается размещение схем технологических процес­сов и т.п. на внутренней стене специализированных каби­нетов;

·       шкафы для учебного материала и наглядных пособий следует располагать у противоположной сте­ны; поверхность их должна иметь светлую гамму тонов;

·       нельзя размещать на подоконниках в учебных поме­щениях комнатные цветы. Рекомендуется цветы размещать в подвесных кашпо или переносных цветочницах высотой 65—76 см. Подвесные кашпо не должны располагаться в  площади светового проема окна.

В кабинетах технических средств обучения (ТСО) сте­на, служащая фоном к экрану (телевизор, кино, проекции), должна быть окрашена в цвет охры или бежевые тона с коэф­фициентом отражения не менее 0,6. Стена не должна быть загружена лишними деталями и предметами.

Солнцезащитные приспособления должны быть обо­рудованы в учебных и учебно-производственных помещениях, спальных общежитиях для всех климатических районов.

Наилучшими видами солнцезащитных устройств являются подъемно-поворотные жалюзи, расположенные между окон­ными рамами.

Допускается для защиты от солнца применять шторы из хлопчатобумажных тканей (поплин, штапельное полотно, репс), обладающих достаточной степенью светопропускания и хорошими светорассеивающими свойствами.

Запрещается применять стеклоблоки, пленки из полихлор­винила и другие полимерные материалы.

Солнцезащитные устройства должны иметь светлую ок­раску с коэффициентом отражения не менее 0,4. Шторы для кабинетов химии, физики, не должны снижать освещенность при расшторенных окнах.

Для предотвращения снижения освещенности в учеб­ных и учебно-производственных, жилых помещениях деревья сажаются на расстоянии не менее 10 м от окон здания, кустарники — 5 метров.

Искусственное освещение

Искусственное освещение и электротехнические уст­ройства должны соответствовать требованиям главы СНиП 23-05-95* «Естественное и искусственное освещение. Нормы проектирования». Нормируемые уровни освещенности зависят от характера зрительных работ, размера рассматриваемой детали и контраста ее с фоном.

Уровень освещенности рабочих мест при выполнении точнозрительных работ, отнесенных ко II «в» разряду точно­сти (часовое, ювелирное производство и др.) должно быть не менее 4000 лк при системе комбинированного освещения.

52. В кабинетах технических средств обучения (ТСО) све­товая обстановка должна создаваться с учетом возможности ведения записи во время использования визуальных ТСО, причем яркость рабочей поверхности не должна превышать яркости экрана и освещенность ее не должна быть ниже 300 лк. На занятиях с применением ТСО могут быть исполь­зованы следующие визуальные экранные технические средства обучения:

а) телевизоры с размером экрана по диагонали 59—61 см (марки «Темп», «Рубин», «Электрон», «УНТ-59», «Весна», «Крым», «Чайка», «УЛПТ-61», «Горизонт», «Березка», «Изумруд», «Славутич», «Школьник» и др.);

б) диапроекторы: «Свитязь», «Альфа», «Лэти» — при условии строгого соблюдения расстояния прибора до экра­на—3 м;

в) графопроекторы: «КОД», «ЭДП-454», «ЛИТМО».

В целях наилучшего условия восприятия при применении ТСО следует использовать диффузно-отражающие или матово-белые экраны марок: «ЭПП-1», «ЭПП-2м», «ЭПП-3», «ЭГЩ-4», «ЭПБ-С» с коэффициентом отражения не менее 0,8.

В слесарных мастерских световая обстановка создается системой общего освещения, причем уровень освещенности на рабочем месте не должен быть менее 500 лк.

В производственных мастерских, кабинетах спецтехноло­гии уровень освещенности устанавливается в зависимости от размера, точности работ и контраста объекта с фоном по нормам освещения промышленных предприятий, но не ниже освещенности нормируемой для учебных помещений. При этом допускается использовать систему комбинированного освещения.

Оптимальные уровни искусственной освещенности спор­тивного зала составляют 400 лк на уровне пола.

Для общего освещения учебных помещений с нор­мальными условиями среды (отсутствие пыли, повышенной влажности и химически активных веществ) должны исполь­зоваться люминесцентные светильники, предназначенные для общего освещения помещений общественных зданий: се­рии ЛПО01, ЛПО02, ЛПО0З, ЛПО13, ЛПО16, ЛПО18, ЛПО21 «Ореол»,- Л201ОМ, ЛСО02, ЛВО13, ЛВО01, ЛВО31, ЛВОЗЗ.

Для освещения классных досок должны использоваться светильники серии ЛПО12, которые устанавливаются парал­лельно ей на расстоянии 2,2 м от пола и 0,6 м от поверхности классной доски. Освещенность классной доски должна быть не менее 500 лк.

При расположении училища севернее 50° с. ш. необ­ходимо предусмотреть облучение с использованием эритемных ламп в системе общего освещения из расчета 1 лампа ЛЭ-30 на 5 м2 при высоте расположения 2,8—3 м.

При невозможности использовать эритемные лампы в системе общего освещения следует организовать фотарии («Указания по профилактике светового голодания людей» № 547-65 от 7.Х.65 г.).

Вновь выполненная или реконструируемая осветитель­ная установка должна быть принята комиссией, в состав которой входят представители: заказчика, проектной и монтажной организаций, санэпидстанции, технической инспек­ции Совета профсоюза, органа государственного пожарного надзора и органа государственного энергетического надзора и при необходимости других заинтересованных организаций.

Воздушно-тепловой режим

В помещениях учебных заведений относительная влажность воздуха должна быть в пределах 30—45%.

Температура воздуха в классах, кабинетах, лабораториях химии и физики, в лекционных аудиториях, актовом зале, киноаудитории должна быть в пределах 17—20°С. В мастер­ских по обработке металла, дерева и др., где работа связана с повышенной энерготратой, температура воздуха не должна быть выше 16—18°С, в спортивном зале и комнатах для про­ведения секционных занятий 15—17°С, в раздевалке при спортзале 19—23°С, в кабинетах врачей 21—23°С, в рекреа­ционных помещениях 16—18°, в библиотеке, в помещениях абонемента, в комнате обработки и комплектования книг, в кабинетах администрации, комнатах общественных организа­ций 17—2ГС, в жилых комнатах общежития 18—20°С, в умы­вальных 20—23°С, в душевых — не ниже 25°С, в вестибюле и гардеробе 16—19°С.

Площадь фрамуг и форточек в учебных помещениях должна быть не менее 1/50 площади пола. Фрамуги и фор­точки не должны заклеиваться и забиваться гвоздями.

Учебные помещения должны проветриваться во время перемен, а рекреационные — во время уроков.

До начала учебно-производственных занятий и после их окончания необходимо осуществлять сквозное проветривание учебных помещений. Длительность сквозного проветривания во время уроков и перемен должна определяться погодными условиями (температурой и влажностью воздуха, скоростью его движения, направлением ветра). При температуре воз­духа до 10°С минимальная длительность сквозного проветривания 1—3 минуты.

Спортивные залы и помещения для проведения секцион­ных занятий должны быть хорошо проветрены перед началом занятий.

Сон и отдых учащихся должен проводиться в хорошо про­ветренных и аэрируемых через фрамуги и форточки помеще­ниях.

В уборных, помещениях кухни, душевых и мастерских оборудуется вытяжная вентиляция. Вытяжные вентиляцион­ные решетки ежемесячно очищаются от пыли.

В лабораториях и учебно-производственных мастер­ских, у станков и механизмов, работа, на которых связана с выделением повышенного тепла, пыли, газов, должна быть эффективная общая и местная вентиляция, обеспечивающая содержание вредностей не выше допустимых уровней и кон­центраций.

Работа вытяжной вентиляции должна обеспечивать содер­жание пыли и вредных веществ в воздухе учебно-производ­ственных помещений ПТУ и ТУ на уровне, установленных предельно допустимых величин.

Нагревательные приборы типа радиаторов «Москва», «Комфорт» должны своевременно, по мере загрязнения, очи­щаться от пыли, но не реже 1 раза в неделю.

Оборудование помещений

Учебные кабинеты (классы) лаборатории в учебных заведениях оборудуются рабочими столами и стульями в соответствии с ростом учащихся.

Учебная мебель должна обеспечивать правильную посадку учащихся за рабочими столами и соответствовать ГОСТу 11016-71 «Стулья ученические», а при наличии в кабинетах парт ГОСТу 5994-72 «Парты школьные», организация посадки проводится в соответствии с методическими рекомендациями «Об использовании школьной мебели». Запрещается использова­ние скамеек, табуретов и стульев без спинок.

Расстановка оборудования в учебных и производст­венных помещениях должна проводиться с соблюдением угла рассматривания не менее 35°.

Столы и парты в учебных кабинетах и лабораториях про­дольной конфигурации должны стоять в 3 ряда перпендику­лярно стене с оконными проемами, чтобы основной световой поток был слева от учащихся. Величина ширины проходов, начиная от стены со светопроемами, должна быть следующая: первого, второго и третьего — 0,6—0,7 м, последнего (между внутренней продольной стеной и 3 рядам парт или столов) — 0,5 м.

В первом климатическом районе расстояние от стены с окнами до первого ряда парт или столов должно быть не менее 1 м.

Ширина прохода между доской и первыми столами (пар­тами) в рядах должна быть равна 2,4-2,7 м; между стеной, противоположной доске, или встроенными шкафами и послед­ними партами или столами — 0,7 м, а при наличии «оборотного» класса или кабинета это расстояние должно быть не менее 1 м.

В кабинетах квадратной или поперечной конфигурации мебель устанавливается в 4 ряда, при этом расстояние от первых столов (парт) до классной доски должно быть ее менее 3 м.

В лабораториях расстояние между рядами учебной мебели — 1,0 м; между чертежными столами в кабинетах черче­ния—0,7 м.

Оборудование в мастерских должно расставляться пер­пендикулярно или под углом 30—45° к светонесущей стене (при расстоянии между рядами станков 1,2 м, а между стан­ками в рядах — не менее 0,8 м).

70. Конструкция классных досок может быть различной (передвижные, открывающиеся, меняющиеся по высоте с наклоном). Все классные доски должны иметь лотки для удержания меловой пыли, тряпки или губки.

Целесообразно под классной доской устроить шкафчики для хранения мела, линеек, угольников и т. п., наглядных по­собий и пр. Шкафчики можно делать во всю ширину кабинета.

Оборудование кабинетов химии, должно отвечать «Правилам по технике безопасности для кабинетов химии об­щеобразовательных школ системы Министерства просвеще­ния СССР», утвержденным Министерством просвещения СССР 1.XI.72 г.

73. Оборудование мастерских должно проводиться в со­ответствии с технологией по отраслевым нормам и техникой безопасности. Объем производственных помещений на одного работающего должен составлять не менее 15 м3, а площадь помещений — не менее 4,5 м2 (СНиП 245-71 п. 3.2).

Комплектность оборудования различных кабинетов, мас­терских и др. помещений должна обеспечиваться в зависимо­сти от вместимости училища в соответствии со «Сборником сметных норм затрат и типовых наборов оборудования и пред­метов внутреннего убранства общественных и административ­ных зданий», том 5 Учебные заведения, выпуск 2, «Профес­сионально-технические училища», утвержденным Госстроем СССР в 1975 г.

Любое переоборудование материально-технической базы ПТУ и ТУ, связанное с совершенствованием и модерни­зированием оборудования и внедрением новых технических средств обучения, используемых при профессиональной под­готовке учащихся, должно проводиться по согласованию с санитарно-эпидемиологическими станциями.

Директора учебных заведений должны своевременно пред­ставлять техническую документацию на внедряемое или модернизируемое оборудование в санэпидстанции для их согласования.

Санэпидстанции, в месячный срок, должны рассмотреть представленную документацию, ознакомиться с действующим образцом этого оборудования, условиями, характером и ре­жимом труда на них подростков и дать свое заключение о возможности его применения в учебно-производственном процессе, а также рекомендации по рациональному его исполь­зованию.


Приложение 1

Извлечения из главы СНиП П-60-75 «Планировка и застройка городов, поселков и сельских; населенных пунктов. Нормы проектирования».


Расстояния от автозаправочных станций с подземными резервуарами для хранения жидкого топлива для хранения жидкого топлива до границ земельных участков детских яслей-садов, школ, школ-интернатов, лечебно-профилактических учреждений или до жилых и других общественных зданий и сооружений следует прини­мать не менее 50 м. Расстояния от автозаправочных станций, предназначенных для заправок и только легковых автомобилей и имеющих мощность до 500 заправок в сутки, до указанных объектов допускается уменьшать до 25 м. Указанные расстояния следует принимать от бензораздаточных колонок и границ подземных резервуаров для хранения жидкого топлива.

Расстояние от наземных гаражей, станций технического обслуживания автомобилей, площадок для стоянки и хране­ния автомобилей до зданий ПТУ и ТУ следует принимать не менее данных, представленных в таблице 1.

Таблица 1

Расстояние, (м)

Надземные гаражи и площадки при количестве автомобилей

Станция технического обслужи­вания при количестве постов

более 100

100—51

60—21

20 и менее

более 30

30–11

10 и менее

–*

–*

50

25

–*

–*

50

 

ПРИМЕЧАНИЕ: * определяется в каждом случае по согласованию с органами государственного санитарного надзора.


Въезды и подземные гаражи легковых автомобилей и вы­езды из них должны быть удалены от окон жилых домов и учебных заведений не менее чем на 15 метров.


Приложение 2

Извлечения из главы СНиП П-60-75 «Планировка и застройка городов, поселков и сельских; населенных пунктов. Нормы проектирования».


Количество учащихся в профессионально-технических училищах следует принимать в соответствии с заданием на проектирование; для предварительных расчетов допускается принимать из расчета 3% численности населения городов с числом жителей более 10 тыс. человек, а в средних специальных учебных заведениях — из расчета 5% численности населения городов в том числе жителей более 30 тыс. человек.

В малых городах, поселках и сельских населенных пунк­тах профессионально-технические училища следует преду­сматривать из расчета обслуживания жителей населенных пунктов, входящих в систему группового расселения.

Размеры земельных участков профессионально-техниче­ских училищ и средних специальных учебных заведений (на 1000 учащихся) следует принимать согласно таблицы.[*]

 

Таблица

Вместимость учебных заведений учащихся

480

720

960

1200

1440

1920

Размеры земельных участков, га

6

5

4

3,6

3,2

3


ПРИМЕЧАНИЯ: 1. Размеры земельных участков сельскохозяйст­венных и гидромелиоративных профессионально-технических и средних специальных учебных заведений допускается увеличивать, но не более чем на 50%.

2. Размеры земельных участков, полигонов, опытных полей, лесных опытных участков и др. не входят в общую норму земельных участков учебных заведений, приведенных в таблице.


Приложение 3

Извлечения из главы СНиП П-66-78 «Профессионально-технические и средне-специальные учебные заведения. Нормы проектирования».


Площадки учебных заведений

Помещения

Количество учащихся

Площадь
в кв.м

1. Учебные кабинеты и групповые аудитории

30

50

2. Учебные кабинеты русского и иностранного языка

15

36

3. Лекционные поточные аудитории

60

72

4. Лекционные поточные аудитории

90

108

5. Лекционные поточные аудитории

120

140

6. Учебные кабинеты по специальности

30

60-72

7. Кабинеты технических средств обучения (ТСО)

30

72

8. Лаборатории, кабинеты чертежно-графических работ, курсового и дипломного проектирования

30

72-90

9. Лаборатории, кабинеты чертежно-графических работ, курсового и дипломного проектирования

15

36-60

10. Препараторские

-

18


ПРИМЕЧАНИЯ: 1. Площадь помещений учебных кабинетов и групповых аудиторий, размещаемых в зданиях панельной и каркасной конструкции допускается увеличивать до 54 кв. м.

2. Учебные кабинеты русского языка предусматриваются только для учебных заведений, где преподавание ведется не на русском языке.

3. Площадь помещений, перечисленных в позициях 6, 8 и 9 настоящего приложения, определяется в зависимости от набора и габаритов технологического оборудования.

4. Препараторские предусматриваются из расчета обслуживания каждой препараторской лаборатории 2 смежных учебных кабинетов или 2 однородных лабораторий.

5. Лаборатория площадью 81 кв.м и более допускается размещать в учебно-производственных помещениях.

Литература:

1.                     Санитарные правила по устройству и содержанию учебных заведений системы профтехобразования. Ленинград, 1982

2.                     Санитарно-эпидемологические требования к организации общественного питания, изготовлению и оборотоспособности в них пищевых продуктов и продовольственного сырья. СанПиН 2.3.6.1079 – 01. М. – Федеральный центр Госсанэпиднадзора Минздрава России, 2002. – 64 с.

3.                     Санитарные нормы и правила. СНиП П-66-78 Профессионально-технические и средние специальные учебные заведения. Нормы проектирования. М., 1985



[*] Согласно СНиПа П-66-78 «Профессионально-технические и средние специальные учебные заведения» минимальная вместимость учебного заведения принята 540 учащихся; вместимость на 1200 учащихся исключена.



Страницы: 1, 2