Санитарно-гигиенические требования организации обучения в СПТУ
На каждом этаже учебных заведений всех функциональных блоков должны быть
предусмотрены помещения для промывки, сушки и храпения уборочного инвентаря с
подводкой горячей и холодной воды, устройством поддона и встроенными шкафами
или секциями.
В зависимости от климатических условий при входах в здании учебных
заведений устраивают одинарные, двойные (при расчетной температуре —30°С) тамбуры
и тамбуры с тепловой завесой.
При устройстве двойных тамбуров с тройными дверями установку
нагревательных приборов следует располагать во внутреннем тамбуре.
Воздушные или воздушно-тепловые завесы должны быть у входа в мастерские,
двери которых открываются чаще 5 раз (или не менее чем на 40 мин в смену).
Воздушно-тепловые завесы должны быть:
а) у входных дверей вестибюлей зданий в зависимости от расчетной
температуры наружного воздуха и количества людей, проходящих в течение часа:
·
при
температуре от минус 15 до минус 25°С— 400 человек и более;
·
при
температуре от минус 26 до минус 45°С — 250 человек и более;
·
при
температуре ниже минус 45°С—100 человек и более;
б) у входных дверей общественных и производственных зданий и помещений,
оборудованных системами кондиционирования воздуха;
в) у входных дверей общественных и производственных зданий и помещений со
значительными выделениями влаги (плавательные бассейны и др.);
г) у проемов технологического оборудования для уменьшения поступления
через них вредностей и холода.
При устройстве воздушных и тепловых завес следует определять создаваемый
ими уровень звука и предусматривать меры для снижения шума.
Температуру воздуха, подаваемого воздушно-тепловыми завесами,
рекомендуется применять не более 50°С для наружных дверей и 70°С для ворот и
технологических проемов,
Скорость движения воздуха из щелей или отверстий воздушных или
воздушно-тепловых завес должна быть не более 5 м/с для наружных дверей и 8 м/с
для наружных дверей производственных помещений.
Естественное освещение
Все учебные, учебно-производственные, жилые и рекреационные помещения
учебных заведений должны иметь прямое естественное освещение.
Наилучшими его видами в учебных и учебно-производственных помещениях
являются боковое левостороннее освещение и ленточное с обязательным
применением солнцезащитных устройств.
При глубине помещений более 6 метров обязательно устройство
правостороннего подсвета. Высота правостороннего подсвета должна быть не менее
2,2 м выше глухой перегородки, высота которой от пола — 0,8 м.
Допускается для правостороннего подсвета использование матового стекла на
высоту 0,8—1,0 м от глухой перегородки и выше обыкновенного оконного стекла
1,4—1,2 м (при общей высоте стекла 2,2 м) или стеклоблоков, нижний край
которых находится на расстоянии 1 м 35 см — 1 м 50 см от
В учебных и учебно-производственных помещениях недопустимо направление
основного светового потока справа, спереди и сзади от учащихся.
В транзитных коридорах, умывальных при санузлах, раздевалках при
спортивных залах допускается освещение вторым светом.
В бытовых помещениях и коридорах при столовых, складских, хозяйственных и
инвентарных кладовых, снарядных, душевых и уборных при спортзалах, санузлах
обслуживающего персонала допускается освещение искусственным светом.
Коэффициент естественной освещенности (КЕО) в учебных (классы и
лаборатории) помещениях на рабочих поверхностях столов или парт должен быть в
соответствии с главой СНиП 23-05-95* «Естественное и искусственное освещение.
Нормы проектирования».
При одностороннем боковом естественном освещении нормируются минимальные
значения КЕО в точке, расположенной на расстоянии 1 м от стены, наиболее
удаленной от световых проемов, на пересечении вертикальной плоскости характерного
разреза помещения и условной рабочей поверхности (или пола).
При двустороннем боковом освещении минимальное значение КЕО нормируется
в точке посередине помещения на пересечении вертикальной поверхности
характерного разреза помещения и условий рабочей поверхности (или пола).
При верхнем или верхнем и боковом естественном освещении нормируется
среднее значение КЕО в точках, расположенных на пересечении вертикальной
плоскости характерного разреза помещения и условной рабочей поверхности (или
пола). Первая и последние точки принимаются на расстоянии 1 м от поверхности
стен или перегородок.
В учебных мастерских и других учебных помещениях КЕО .должен создаваться
с учетом характера выполняемой зрительной работы в соответствии с главой СНиП
23-05-95* «Естественное и искусственное освещение. Нормы проектирования».
Освещенность должна быть равномерной. Равномерность освещения
определяется отношением минимальной освещенности в люксах (лк) к максимальной
и должна соответствовать не менее 0,3.
Качественные показатели освещенности определяются соотношениями яркости
между отдельными поверхностями интерьера. Наилучшие условия видимости создаются
при соотношениях яркостей тетрадь — поверхность — парта или стол 2:1—4:1,
классная доска — тетрадь 1:3—1:10. При этом определяющее значение имеют
коэффициенты (отражения (Q) внутренних поверхностей
интерьера учебных помещений.
Для окраски поверхностей парт и столов рекомендуется светлая гамма
цветов (светло-голубая, светло-серая, светло-зеленая, бежевая, цвет
натуральной древесины) с коэффициентом отражения не менее 0,30.
Классная доска должна иметь матовую поверхность, окрашена в
темно-зеленый или коричневый (при использовании мела) цвет с коэффициентом
отражения 0,1—0,2, лучше черный. При использовании угля или графопроектора
доска должна быть белого цвета.
Поверхность стен, потолков, пола и оборудования учебных и учебно-производственных
помещений должна быть матового поста.
Для окраски поверхностей интерьера учебных и учебно-производственных
помещений рекомендуются теплые тона окраски при средневзвешенном коэффициенте
отражения не менее 0,45. Потолок и верхние части стен, а также оконные рамы и
двери следует окрашивать в белый цвет, коэффициент отражения которого равен
0,8.
Коэффициент отражения бледно-желтого, бледно-розового, бледно-голубого и
других светлых тонов окраски должен быть не менее 0,6.
На все полимерные материалы (пленки, краски, лаки и др.), используемые
для отделки интерьера, полов и учебной мебели должны иметь разрешения Федерального
центра Госсанэпиднадзора Минздрава России.
В целях предотвращения снижения светоотражающей способности ограждений
учебных и учебно-производственных помещений следует:
·
плакаты,
стенгазеты, витрины и т. п., как правило, развешивать на стене противоположной
классной доске. Верхний край вывешенных материалов должен быть не выше 1,75 м
от пола. Допускается размещение схем технологических процессов и т.п. на
внутренней стене специализированных кабинетов;
·
шкафы для
учебного материала и наглядных пособий следует располагать у противоположной
стены; поверхность их должна иметь светлую гамму тонов;
·
нельзя
размещать на подоконниках в учебных помещениях комнатные цветы. Рекомендуется
цветы размещать в подвесных кашпо или переносных цветочницах высотой 65—76 см.
Подвесные кашпо не должны располагаться в площади светового проема окна.
В кабинетах технических средств обучения (ТСО) стена, служащая фоном к
экрану (телевизор, кино, проекции), должна быть окрашена в цвет охры или
бежевые тона с коэффициентом отражения не менее 0,6. Стена не должна быть
загружена лишними деталями и предметами.
Солнцезащитные приспособления должны быть оборудованы в учебных и
учебно-производственных помещениях, спальных общежитиях для всех климатических
районов.
Наилучшими видами солнцезащитных устройств являются подъемно-поворотные
жалюзи, расположенные между оконными рамами.
Допускается для защиты от солнца применять шторы из хлопчатобумажных
тканей (поплин, штапельное полотно, репс), обладающих достаточной степенью
светопропускания и хорошими светорассеивающими свойствами.
Запрещается применять стеклоблоки, пленки из полихлорвинила и другие
полимерные материалы.
Солнцезащитные устройства должны иметь светлую окраску с коэффициентом
отражения не менее 0,4. Шторы для кабинетов химии, физики, не должны снижать
освещенность при расшторенных окнах.
Для предотвращения снижения освещенности в учебных и учебно-производственных,
жилых помещениях деревья сажаются на расстоянии не менее 10 м от окон здания,
кустарники — 5 метров.
Искусственное освещение
Искусственное освещение и электротехнические устройства должны
соответствовать требованиям главы СНиП 23-05-95* «Естественное и искусственное освещение.
Нормы проектирования». Нормируемые уровни освещенности зависят от характера зрительных
работ, размера рассматриваемой детали и контраста ее с фоном.
Уровень освещенности рабочих мест при выполнении точнозрительных работ,
отнесенных ко II «в» разряду точности (часовое,
ювелирное производство и др.) должно быть не менее 4000 лк при системе
комбинированного освещения.
52. В кабинетах технических средств обучения (ТСО) световая обстановка
должна создаваться с учетом возможности ведения записи во время использования визуальных
ТСО, причем яркость рабочей поверхности не должна превышать яркости экрана и
освещенность ее не должна быть ниже 300 лк. На занятиях с применением ТСО могут
быть использованы следующие визуальные экранные технические средства обучения:
а) телевизоры с размером экрана по диагонали 59—61 см (марки «Темп»,
«Рубин», «Электрон», «УНТ-59», «Весна», «Крым», «Чайка», «УЛПТ-61», «Горизонт»,
«Березка», «Изумруд», «Славутич», «Школьник» и др.);
б) диапроекторы: «Свитязь», «Альфа», «Лэти» — при условии строгого
соблюдения расстояния прибора до экрана—3 м;
в) графопроекторы: «КОД», «ЭДП-454», «ЛИТМО».
В целях наилучшего условия восприятия при применении ТСО следует
использовать диффузно-отражающие или матово-белые экраны марок: «ЭПП-1», «ЭПП-2м»,
«ЭПП-3», «ЭГЩ-4», «ЭПБ-С» с коэффициентом отражения не менее 0,8.
В слесарных мастерских световая обстановка создается системой общего
освещения, причем уровень освещенности на рабочем месте не должен быть менее
500 лк.
В производственных мастерских, кабинетах спецтехнологии уровень
освещенности устанавливается в зависимости от размера, точности работ и
контраста объекта с фоном по нормам освещения промышленных предприятий, но не
ниже освещенности нормируемой для учебных помещений. При этом допускается
использовать систему комбинированного освещения.
Оптимальные уровни искусственной освещенности спортивного зала
составляют 400 лк на уровне пола.
Для общего освещения учебных помещений с нормальными условиями среды (отсутствие
пыли, повышенной влажности и химически активных веществ) должны использоваться
люминесцентные светильники, предназначенные для общего освещения помещений
общественных зданий: серии ЛПО01, ЛПО02, ЛПО0З, ЛПО13, ЛПО16, ЛПО18, ЛПО21
«Ореол»,- Л201ОМ, ЛСО02, ЛВО13, ЛВО01, ЛВО31, ЛВОЗЗ.
Для освещения классных досок должны использоваться светильники серии ЛПО12,
которые устанавливаются параллельно ей на расстоянии 2,2 м от пола и 0,6 м от
поверхности классной доски. Освещенность классной доски должна быть не менее
500 лк.
При расположении училища севернее 50° с. ш. необходимо предусмотреть
облучение с использованием эритемных ламп в системе общего освещения из расчета
1 лампа ЛЭ-30 на 5 м2 при высоте расположения 2,8—3 м.
При невозможности использовать эритемные лампы в системе общего освещения
следует организовать фотарии («Указания по профилактике светового голодания
людей» № 547-65 от 7.Х.65 г.).
Вновь выполненная или реконструируемая осветительная установка должна быть
принята комиссией, в состав которой входят представители: заказчика, проектной и
монтажной организаций, санэпидстанции, технической инспекции Совета профсоюза,
органа государственного пожарного надзора и органа государственного
энергетического надзора и при необходимости других заинтересованных
организаций.
Воздушно-тепловой режим
В помещениях учебных заведений относительная влажность воздуха должна
быть в пределах 30—45%.
Температура воздуха в классах, кабинетах, лабораториях химии и физики, в
лекционных аудиториях, актовом зале, киноаудитории должна быть в пределах
17—20°С. В мастерских по обработке металла, дерева и др., где работа связана с
повышенной энерготратой, температура воздуха не должна быть выше 16—18°С, в
спортивном зале и комнатах для проведения секционных занятий 15—17°С, в
раздевалке при спортзале 19—23°С, в кабинетах врачей 21—23°С, в рекреационных
помещениях 16—18°, в библиотеке, в помещениях абонемента, в комнате обработки и
комплектования книг, в кабинетах администрации, комнатах общественных организаций
17—2ГС, в жилых комнатах общежития 18—20°С, в умывальных 20—23°С, в душевых —
не ниже 25°С, в вестибюле и гардеробе 16—19°С.
Площадь фрамуг и форточек в учебных помещениях должна быть не менее 1/50
площади пола. Фрамуги и форточки не должны заклеиваться и забиваться гвоздями.
Учебные помещения должны проветриваться во время перемен, а рекреационные
— во время уроков.
До начала учебно-производственных занятий и после их окончания необходимо
осуществлять сквозное проветривание учебных помещений. Длительность сквозного проветривания
во время уроков и перемен должна определяться погодными условиями (температурой
и влажностью воздуха, скоростью его движения, направлением ветра). При
температуре воздуха до 10°С минимальная длительность сквозного проветривания
1—3 минуты.
Спортивные залы и помещения для проведения секционных занятий должны
быть хорошо проветрены перед началом занятий.
Сон и отдых учащихся должен проводиться в хорошо проветренных и
аэрируемых через фрамуги и форточки помещениях.
В уборных, помещениях кухни, душевых и мастерских оборудуется вытяжная
вентиляция. Вытяжные вентиляционные решетки ежемесячно очищаются от пыли.
В лабораториях и учебно-производственных мастерских, у станков и
механизмов, работа, на которых связана с выделением повышенного тепла, пыли,
газов, должна быть эффективная общая и местная вентиляция, обеспечивающая
содержание вредностей не выше допустимых уровней и концентраций.
Работа вытяжной вентиляции должна обеспечивать содержание пыли и вредных
веществ в воздухе учебно-производственных помещений ПТУ и ТУ на уровне,
установленных предельно допустимых величин.
Нагревательные приборы типа радиаторов «Москва», «Комфорт» должны
своевременно, по мере загрязнения, очищаться от пыли, но не реже 1 раза в
неделю.
Оборудование помещений
Учебные кабинеты (классы) лаборатории в учебных заведениях оборудуются рабочими
столами и стульями в соответствии с ростом учащихся.
Учебная мебель должна обеспечивать правильную посадку учащихся за
рабочими столами и соответствовать ГОСТу 11016-71 «Стулья ученические», а при
наличии в кабинетах парт ГОСТу 5994-72 «Парты школьные», организация посадки
проводится в соответствии с методическими рекомендациями «Об использовании
школьной мебели». Запрещается использование скамеек, табуретов и стульев без
спинок.
Расстановка оборудования в учебных и производственных помещениях должна
проводиться с соблюдением угла рассматривания не менее 35°.
Столы и парты в учебных кабинетах и лабораториях продольной конфигурации
должны стоять в 3 ряда перпендикулярно стене с оконными проемами, чтобы
основной световой поток был слева от учащихся. Величина ширины проходов,
начиная от стены со светопроемами, должна быть следующая: первого, второго и
третьего — 0,6—0,7 м, последнего (между внутренней продольной стеной и 3 рядам
парт или столов) — 0,5 м.
В первом климатическом районе расстояние от стены с окнами до первого
ряда парт или столов должно быть не менее 1 м.
Ширина прохода между доской и первыми столами (партами) в рядах должна
быть равна 2,4-2,7 м; между стеной, противоположной доске, или встроенными
шкафами и последними партами или столами — 0,7 м, а при наличии «оборотного»
класса или кабинета это расстояние должно быть не менее 1 м.
В кабинетах квадратной или поперечной конфигурации мебель устанавливается
в 4 ряда, при этом расстояние от первых столов (парт) до классной доски должно
быть ее менее 3 м.
В лабораториях расстояние между рядами учебной мебели — 1,0 м; между
чертежными столами в кабинетах черчения—0,7 м.
Оборудование в мастерских должно расставляться перпендикулярно или под
углом 30—45° к светонесущей стене (при расстоянии между рядами станков 1,2 м, а
между станками в рядах — не менее 0,8 м).
70. Конструкция классных досок может быть различной (передвижные, открывающиеся,
меняющиеся по высоте с наклоном). Все классные доски должны иметь лотки для
удержания меловой пыли, тряпки или губки.
Целесообразно под классной доской устроить шкафчики для хранения мела,
линеек, угольников и т. п., наглядных пособий и пр. Шкафчики можно делать во
всю ширину кабинета.
Оборудование кабинетов химии, должно отвечать «Правилам по технике
безопасности для кабинетов химии общеобразовательных школ системы Министерства
просвещения СССР», утвержденным Министерством просвещения СССР 1.XI.72 г.
73. Оборудование мастерских должно проводиться в соответствии с
технологией по отраслевым нормам и техникой безопасности. Объем
производственных помещений на одного работающего должен составлять не менее 15
м3, а площадь помещений — не менее 4,5 м2 (СНиП 245-71 п.
3.2).
Комплектность оборудования различных кабинетов, мастерских и др.
помещений должна обеспечиваться в зависимости от вместимости училища в
соответствии со «Сборником сметных норм затрат и типовых наборов оборудования и
предметов внутреннего убранства общественных и административных зданий», том
5 Учебные заведения, выпуск 2, «Профессионально-технические училища»,
утвержденным Госстроем СССР в 1975 г.
Любое переоборудование материально-технической базы ПТУ и ТУ, связанное с
совершенствованием и модернизированием оборудования и внедрением новых
технических средств обучения, используемых при профессиональной подготовке
учащихся, должно проводиться по согласованию с санитарно-эпидемиологическими
станциями.
Директора учебных заведений должны своевременно представлять техническую
документацию на внедряемое или модернизируемое оборудование в санэпидстанции
для их согласования.
Санэпидстанции, в месячный срок, должны рассмотреть представленную
документацию, ознакомиться с действующим образцом этого оборудования,
условиями, характером и режимом труда на них подростков и дать свое заключение
о возможности его применения в учебно-производственном процессе, а также
рекомендации по рациональному его использованию.
Приложение
1
Извлечения из главы СНиП П-60-75
«Планировка и застройка городов, поселков и сельских; населенных пунктов. Нормы
проектирования».
Расстояния от автозаправочных
станций с подземными резервуарами для хранения жидкого топлива для хранения
жидкого топлива до границ земельных участков детских яслей-садов, школ, школ-интернатов,
лечебно-профилактических учреждений или до жилых и других общественных зданий и
сооружений следует принимать не менее 50 м. Расстояния от автозаправочных станций,
предназначенных для заправок и только легковых автомобилей и имеющих мощность до
500 заправок в сутки, до указанных объектов допускается уменьшать до 25 м.
Указанные расстояния следует принимать от бензораздаточных колонок и границ
подземных резервуаров для хранения жидкого топлива.
Расстояние от наземных гаражей,
станций технического обслуживания автомобилей, площадок для стоянки и хранения
автомобилей до зданий ПТУ и ТУ следует принимать не менее данных,
представленных в таблице 1.
Таблица 1
Расстояние, (м)
|
Надземные гаражи и площадки при количестве
автомобилей
|
Станция технического обслуживания при
количестве постов
|
более 100
|
100—51
|
60—21
|
20 и менее
|
более 30
|
30–11
|
10 и менее
|
–*
|
–*
|
50
|
25
|
–*
|
–*
|
50
|
ПРИМЕЧАНИЕ: * определяется в каждом случае по согласованию
с органами государственного санитарного надзора.
Въезды и подземные гаражи легковых
автомобилей и выезды из них должны быть удалены от окон жилых домов и учебных
заведений не менее чем на 15 метров.
Приложение
2
Извлечения из главы СНиП П-60-75
«Планировка и застройка городов, поселков и сельских; населенных пунктов. Нормы
проектирования».
Количество учащихся в
профессионально-технических училищах следует принимать в соответствии с
заданием на проектирование; для предварительных расчетов допускается принимать
из расчета 3% численности населения городов с числом жителей более 10 тыс.
человек, а в средних специальных учебных заведениях — из расчета 5% численности
населения городов в том числе жителей более 30 тыс. человек.
В малых городах, поселках и
сельских населенных пунктах профессионально-технические училища следует предусматривать
из расчета обслуживания жителей населенных пунктов, входящих в систему
группового расселения.
Размеры земельных участков
профессионально-технических училищ и средних специальных учебных заведений (на
1000 учащихся) следует принимать согласно таблицы.[*]
Таблица
|