Разработка плана локализации и ликвидации аварийных ситуаций и аварий на АЗС
Разработка плана локализации и ликвидации аварийных ситуаций и аварий на АЗС
1.АНАЛИЗ УСЛОВИЙ ВОЗНИКНОВЕНИЯ И РАЗВИТИЯ АВАРИЙ АЗС №3.
г. Джанкой.
1.1Характеристика видов опасностей, свойственных
АЗС №3.
На автозаправочной станции
производится прием светлых нефтепродуктов из бензовозов в подземные резервуары.
Заправка автотранспортной техники и выдача нефтепродуктов в мелкую тару
осуществляется через топливораздаточ-ные колонки (ТРК) типа «Gilbarko».
Условия хранения: в
подземных резервуарах при нормальном атмосферном давлении и температуре не
более +15°С.
Условия эксплуатации АЗС: в
холодное время года при температуре в среднем -10°С, в теплое время года -
+30°С, максимально - +41°С.
Количество подземных
резервуаров: для бензина - 5шт. вместимостью по 25м3 каждая, для
дизтоплива - 1шт. вместимостью 25м3. Количество топливо-раздаточных
колонок - Зшт.
Прием дизельного топлива и
бензина в подземные резервуары производится самотеком или насосом из
бензовозов через сливные фильтры, установленные на сливных трубопроводах.
Заправка автомобильного
транспорта топливом производится через топли-вораздаточные колонки оператором,
управление заправкой осуществляется старшим оператором с пульта управления
операторной.
Наличие большого количества
дизельного топлива и бензина в емкостном оборудовании создает опасность
возникновения пожара, в случае утечки топлива и наличия источника
воспламенения. При утечке топлива в технологические колодцы создается опасность
образования взрывоопасных концентраций топ-ливно-воздушной смеси в
технологических колодцах, что при наличии источника инициирования взрыва может
обусловить взрыв топливно-воздупщой смеси в технологических колодцах и создать
условия для дальнейшего развития аварии в подземных хранилищах.
Не исключена вероятность
аварии в резервуарах даже при наличии исправной системы защиты от статического
электричества и нормальной эксплуатации технически исправного оборудования.
Вероятность возникновения в зоне резервуаров пожара или взрыва составляет 2,9х
10"4. [ 17, с. 71 ]
При определенных
условиях налива нефтепродуктов в ёмкости (при увеличении скорости налива)
заряды статического электричества накапливаются быстрее, чем отводятся через
заземление, т.к. бензин и дизтошшво относятся к диэлектрикам с очень слабой
проводимостью электрического тока. В таких случаях с увеличением уровня налива
топлива в ёмкости напряжение статического электричества будет возрастать и
может достигнуть такого значения, при котором в момент приближения свободной
поверхности топлива к стенкам заливной горловины (при наполнении емкости свыше
90% наполнения) вследствии разности потенциалов произойдет искровой разряд,
способный вызвать воспламенение или взрыв смеси паров с воздухом и пожар. Так
как давление в момент взрыва достигает 1470 кПа (1,5мПа), а температура взрыва
колеблется в преде-
лах 1500-1800°С может произойти разгерметизация
сосуда. [18,с.21] Это в свою очередь обусловит доступ кислорода в
разгерметизированный сосуд, развитие пожара или образование огненного шара,
дальнейшее развитие аварии.
При проведении операций
наполнения и опорожнения резервуаров всегда существует вероятность образования
в газовом пространстве над поверхностью жидкости смеси паров топлива с воздухом
в области НКПВ и ВКПВ.
Опасность
возникновения аварии и аварийной ситуации может возникнуть при вскрытии
резервуаров для подготовки к проведению ремонтных и технологических работ и
при проведении ремонтных работ в резервуарах. При этом особую опасность
представляют собой пирофорные отложения железа, способные к самовоспламенению
в присутствии кислорода воздуха при обычной температуре. Наиболее опасны
пирофорные соединения в том случае, если они образовались под слоем
нефтепродуктов. Быстрое освобождение емкости от нефтепродуктов создает
благоприятные условия для интенсивного взаимодействия этих отложений с
кислородом паро-воздушной смеси. При этом пирофорные отложения могут
разогреться до температуры 500-700 °С и послужить источником воспламенения и
загорания нефтепродуктов.[18,с.59] Для предотвращения аварийной ситуации или
аварии, вызываемой пирофорными отложениями, необходимо проводить своевременную
зачистку резервуаров. [18,с.60]
Эксплуатация
неисправного оборудования, заземления, средств защиты от проявлений молнии,
несоблюдение графика ППР, отсутствие квалификации у обслуживающего персонала,
не соблюдение на территории АЭС "Правил пожарной безопасности на
АЭС", применение неомедненного инструмента, метр-штока, способных вызвать
искру - может привести к аварии.
В зависимости от характера
разгерметизации, погодных и других условий аварии могут развиваться в виде
проливов, пожаров проливов, взрывов, огненных шаров.
Взрывы и пожары
могут происходить при воспламенении паро-воздушной смеси как внутри емкостного
оборудования, так и на открытой площадке. (Район дыхательных клапанов -
СМДК-50).
Суть взрывов и пожаров - горение.
Горение - это сложный
химический процесс, основой которого является быстро протекающая химическая
реакция окисления, сопровождающаяся выделением большого количества тепла и
света.
Скорость горения зависит от
наличия горючего вещества и окислителя (кислорода воздуха), их определенной
температуры и агрегатного'состояния.
Пары нефтепродуктов
окисляются быстрее, жидкие - медленнее. Это связано с концентрацией окислителя
(кислорода) в парогазовой и жидкой фазах нефтепродуктов. В парогазовой фазе
кислорода значительно больше, чем у поверхности жидкой фазы и в жидкой фазе.[
18,с. 18]
Скорость
распространения пламени на поверхности зеркала бензина при обычных условиях
10-15 м /сек., в факеле распыленного форсункой дизельного топлива - превышает
150 - 160м/сек, скорость распространения пламени во взрывчатой смеси паров
бензина с воздухом достигает 1500 - 1800 м/сек. (10). При такой скорости
распространения пламени горение переходит во взрыв с
большой разрушительной силой. Давление в момент
взрыва превышает 1470 кПа (1,5 мПа), температура взрыва в пределах 1500 -1800
°С. Скорость распространения взрывной волны более 1500 м/сек.
Скорость выгорания жидкости (бензина) в объёме - 20-ЗОсм/ч,
дизтоплива -18-20 см/ч.[18,с.18, 21]
ПДК бензина- 100 мг/м3, 4
класс опасности по ГОСТ 12.1.007-76. Показатели огнеопасности и
взрывоопасности нефтепродуктов [ 1,с.54-55 ]
|
Вид
продукта
•
|
Температура
вспышки, "С
|
Пределы
воспламенения
|
Температура
самовоспламенения, °С
|
Температура
воспламенения, °С
|
концентрационные,
% об.
|
НТПВ
°С
|
ВТПВ
°С
|
Бензины
(различных марок)
|
-39
--29
|
0,65-8,04
|
-30
|
до
10
|
350
- 440
|
-34
|
Дизельное
топливо: Л 3
|
40-60
более 61
|
2,1-12
|
более
35
|
до
155
|
240-370
|
45-^65
|
За пределами
температурной зоны взрывоопасных концентраций, образующаяся смесь нефтепродуктов
с воздухом не всегда взрывоопасна, но всегда огнеопасна, способна вспыхивать от
любого источника открытого огня.
Бензины всех марок и
некоторые виды дизтоплива относятся к легковоспламеняющимся жидкостям (ЛВЖ),
другие виды дизтоплива - к горючим жидкостям (ПК).
К ЛВЖ относятся
горючие жидкости с температурой вспышки паров, не превышающей 61 °С в закрытом
тигле.[ 18,с.20]
К ГЖ относятся
нефтепродукты, температура вспышки паров которых выше 61°С в закрытом
тигле.[18,с.20]
Загорание нефтепродуктов
всегда начинается со вспышки или взрыва паров с воздухом.
Первоначальная
вспышка паров переходит в воспламенение нефтепродуктов и создает условия для
полного его сгорания.
По сравнению с бензином
дизельное топливо испаряется значительно медленнее, однако взрыв смеси паров
дизельного топлива с воздухом не уступает силе взрыва паро-воздушной смеси
бензина.
Примечание: [1,с.11,12,15] [18,с.22,23]
Температурой вспышки называется наименьшая температура горючего
вещества, при которой в условиях специальных испытаний над его поверхностью
образуются пары или газы способные вспыхивать в воздухе от внешнего источника
зажигания; устойчивого горения вещества при этом не возникает.
Температурой
воспламенения называется
наименьшая температура горючего вещества, при которой оно выделяет горючие
пары или газы с такой скоро-
стью, что после воспламенения их от внешнего источника
зажигания вещество
устойчиво
горит.
Температурой
самовоспламенения называется
наименьшая температура горючего вещества, при которой происходит резкое
увеличение скорости экзотермической реакции, приводящее к возникновению
пламенного горения.
Температурными пределами
воспламенения паров в воздухе
(нижний температурный предел воспламенения - НТПВ; верхний температурный предел
воспламенения - ВТЙВ) называются такие температуры вещества, при которых его
насыщенные пары образуют концентрации, равные соответственно нижнему или
верхнему концентрационным пределам воспламенения.
Нижним пределом
взрывоопасной концентрации называется
такая концентрация паров нефтепродукта с воздухом, ниже которой смесь
взрываться не будет.
Верхним пределом
взрывоопасной концентрации называется
такая концентрация паров нефтепродукта с воздухом, выше которой смесь
взрываться не будет.
Зона, лежащая в границах
нижнего и верхнего пределов взрывоопасных концентраций смеси паров
нефтепродуктов с воздухом, называется зоной взрываемости или пределом
воспламенения.
1.1.1. Причины пожаров и
взрывов.[18, с. 37-52J
Открытый огонь, искры, разряды статического
электричества, грозовые разряды, самовоспламенение, самовозгорание, пирофорные
отложения:
- открытый огонь:
зажженная спичка, лампа, брошенный окурок сигареты у хранилищ, у заправочной
станции; проведение ремонтных работ с источником открытого огня;
- искра: выполнение
работ стальным инструментом, из выхлопных труб машин, эксплуатация неисправного
электрооборудования, всякая другая искра независимо от природы её
происхождения;
- разряды
статического электричества: нарушение системы защиты от статического электричества;
плавающие на поверхности нефтепродуктов предметы могут накопить заряды
статического электричества и, приблизившись к стенке резервуара, вызвать
искровой разряд, который будет источником воспламенения смеси napde с воздухом;
грозовые разряды, молния (при неисправности конструкции молние-защиты) могут
вызвать пожары и взрывы;
- природные катаклизмы.
7
1.2. Основные правила безопасной эксплуатации АЭС.
1.2.1. В соответствии с
ГОСТ 12.3.00275 безопасность производственного процесса обеспечивается выбором
режима работы технологического оборудования, выбором конструкции оборудования
и его размещения, профессиональным отбором и обучением работающих.
Производственный процесс
приема, хранения и отпуска нефтепродуктов на АЭС осуществляется По непрерывной
схеме в герметичном оборудовании, исключающем контакт работающих с
нефтепродуктами.
Все резервуары с
нефтепродуктами расположены на площадке АЭС под землей. Электрооборудование
установлено во взрывозащищенном исполнении. Контроль и управление
технологическим процессом осуществляется частично в ручном режиме, частично
автоматически со щита управления операторной.
При наиболее опасных
нарушениях технологического режима предусмотрена сигнализация. АЭС оснащена
громко говорящей связью.
К работе на АЗС
допускаются лица, прошедшие необходимую подготовку, сдавшие экзамен на допуск к
самостоятельной работе.
В аварийных
ситуациях действовать согласно рабочей инструкции по охране труда и
оперативной части ПЛАСа.
В основу разработки
мероприятий по безопасному ведению процесса положены действующие нормы и
правила: ППБ79, НАОП 1.3.00-1.01-88 -ОПВХП 88, НАШ А.01.001-95 и др.
1.2.2 Основные мероприятия,
обеспечивающие безопасное ведение технологического процесса.
а) Поддерживать параметры
технологических процессов АЗС в пределах норм технологического режима
(температура, атмосферное давление, уровень налива нефтепродуктов в хранилища,
скорость налива).
б) Обеспечивать
систематический контроль давления, температуры, уровня нефтепродуктов в
хранилищах, не допуская отклонений от установленных норм.
в) Перед пуском в работу
необходимо проверить герметичность оборудования, арматуры, трубопроводов. При
обнаружении пропусков немедленно принимать меры к их устранению.
г) Все запорные устройства
должны содержаться в исправности и обеспечивать быстрое и надежное прекращение
поступления или выхода продукта.
д) Категорически
запрещается устранять пропуски на действующих трубопроводах, оборудовании без
их отключения и освобождения.
е) Для всего
технологического оборудования, где по условиям ведения технологического
процесса возможно скопление воды, устанавливается периодичность дренирования
регламентом.
ж) Эксплуатировать
технически исправное оборудование с исправным заземлением.
8
з) Осуществлять постоянный
контроль состояния оборудования, трубопроводов, запорной арматуры с записью в
оперативном журнале.
и) Контролировать
правильность работы приборов измерения параметров технологического режима.
к) Отражать в вахтенном
журнале параметры технологического режима перекачивания и хранения
нефтепродуктов с помощью приборов КИПиА, контролировать качество
нефтепродуктов.
л) Соблюдать противопожарный режим АЭС: [15, с 118]
территория должна быть спланирована таким образом, чтобы
исключить попадание разлитых нефтепродуктов за её пределы; автомобили,
ожидающие очереди для заправки должны находиться возле въезда на территорию
АЭС, вне зоны размещения резервуаров и колонок с нефтепродуктами;
запрещается курить, проводить ремонтные и другие
работы, связанные с применением открытого огня как в пределах АЭС, так и за её
пределами на расстоянии не менее 20 м;
на АЭС должны быть вывешены на видных местах плакаты, содержащие
перечень обязанностей водителей во время заправки автотранспорта, а
также инструкции о мерах пожарной безопасности; места заправки и слива
нефтепродуктов должны быть освещены в ночное время суток;
АЭС должна быть оснащена телефонной и громко говорящей
связью и другие требования "Правил пожарной безопасности в Украине",
м) Выполнять требования по безопасной эксплуатации АЭС согласно отраслевого
нормативного акта "Правила технической эксплуатации и охраны труда на
стационарных, контейнерных и передвижных АЗС". н) Контролировать состояние
воздушной среды на содержание взрывоопасных концентраций паров нефтепродуктов
в смотровых колодцах, о) Производить своевременную зачистку резервуаров от
пирофорных отложений.
п) Соблюдать чистоту на территории АЗС.
р) О производственных неполадках и
принятых мерах старший оператор сообщает начальнику АЗС.
ЬЗ.Сценарий возникновения и развития возможных
аварий. Анализ причин и условий возникновения и развитии аварий.
События, способные привести
к возникновению аварии (нарушение герметичности технологической системы, выход
опасного вещества в окружающее пространство) могут быть разделены на две
основные группы:
События 1-ой группы
- события, которые могут привести к нарушению нормального технологического
режима АЗС. Например: болезненное наркотическое состояние работника АЗС; износ
материалов, деталей оборудования, крепежа, прокладок, сальников и т.д.; выход
из строя средств защиты от статэ*
лектричества и вторичных проявлений молний;
неисправность дыхательного клапана.
События 2 -ой группы -
аварийные ситуации нарушения нормального технологического режима или состояния
оборудования, приводящие к тому, что герметичность технологической системы
может быть нарушена. Например: переполнение резервуаров, баков автотранспорта;
эксплуатация негерметичного насоса топливораздаточной колонки; включение в
работу негерметичных участков трубопровода; работы с искрящим инструментом и
т.д.
Эти события предшествуют
разгерметизации технологического оборудования (собственно аварии).
АВАРИЯ уровня А - авария,
развитие которой не выходит за пределы рассматриваемого технологического
блока.
АВАРИЯ уровня Б - авария,
развитие которой выходит за пределы рассматриваемого технологического блока,
но ограничена территорией АЭС.
АВАРИЯ уровня В - авария,
развитие которой выходит за пределы, ограниченной территорией АЭС.
Сценарии возникновения
и развития возможных аварий приведены в карточках опасности оборудования (стр.
17-31 ).
Главная задача
обслуживающего персонала на первой стадии - предупредить аварию, т.е.
выявить опасное событие, идентифицировать причину и потенциальную опасность,
выполнить в необходимой последовательности в минимально возможные сроки
действия по переводу технологической системы в устойчивое и безопасное
состояние. При своевременных и правильных действиях обслуживающего персонала и
срабатывании систем защиты авария может быть предотвращена. Перевод системы в
безопасное состояние может осуществляться:
1). Без остановки технологического процесса:
-с использованием резерва;
-с ручным регулированием отдельных
параметров технологического процесса;
- с изменением производительности АЗС.
2). С остановкой технологического процесса :
- с остановкой отдельных функциональных блоков,
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8
|