Правовые и организационные основы защиты населения и территорий в чрезвычайных ситуациях мирного и в...
· аварийно-технические центры Минатомэнерга РФ;
· службы поискового и аварийно-спасательного
полетов гражданской авиации федеральной авиационной службы России;
· восстановительные и пожарные поезда МПС РФ;
· аварийно-спасательные службы и формирования
Федеральной службы морского флота России, Федеральной службы речного флота
России;
Кроме того отработаны вопросы привлечения сил
и средств Минобороны, МВД, Федеральной пограничной службы, ряда др. министерств
и ведомств.
МЧС России постоянно проводит планомерную работу по
совершенствованию сил и средств для предупреждения и ликвидации ЧС.
Так, например, проводится большая работа по созданию
авиаподразделения, внедряются авиационные технологии. В соединениях и воинских
частях ГО сформированы парашютные подразделения, создан и успешно действует
Центральный аэромобильный спасательный отряд. В Москве проводится эксперимент
по использованию авиационных технологий для оказания экстренной медицинской
помощи. Этот опыт будет распространяться на др. крупные города и
труднодоступные районы страны.
Отрабатывается программа по линии Центра поиска и
спасения на морях и водных бассейнах РФ. Развивается и укрепляется
поисково-спасательная служба, создаются специализированные подразделения этой
службы в республиках, краях и областях.
Практика показывает, что эффективность применения сил
и средств аварийно-спасательных подразделений во многом зависит от того,
насколько быстро они смогут приступить к проведению работ.
Эффективность действия аварийно-спасательных сил
зависит также от технической оснащенности. МЧС уделяет большое внимание
разработке современного аварийно-спасательного оборудования, образцы которого
демонстрируются на ежегодных выставках “Средства спасения”. Лучшие из них
запускаются в серийное производство. Осуществляется программа по реформированию
и оснащению новой техникой Войск ГО и поисково-спасательных служб (ПСС).
МЧС России, региональные и территориальные органы
управления, соответствующие министерства и ведомства осуществляют большую
работу по совершенствованию своих сил и средств.
МЧС
МЧС России является федеральным органом исполнительной
власти, проводящим государственную политику и осуществляющим управление РСЧС,
штабом, координирующим усилия органов государственной исполнительной власти
всех уровней, органов местного самоуправления и соответствующих сил в сфере ГО,
предупреждения и ликвидации ЧС.
Работа министерства в области защиты населения и
территории от ЧС ведется по 3 основным направлениям:
· осуществление комплекса мер по уменьшению
риска возникновения ЧС и ущерба от них;
· обеспечение постоянной готовности органов
управления, сил и средств к выполнению возложенных на них задач мирного и
военного времени;
· оперативное реагирование на ЧС.
Концепция гражданской обороны в
Российской Федерации
на современном уровне
Особое место в государственной политике по проблемам
безопасности и защиты личности, общества и государства занимают вопросы ГО,
которая в соответствии с Российским законом “О гражданской обороне”
организуется в целях защиты населения, материальных и культурных ценностей,
территории от опасностей, возникающих при ведении военных действий или вследствие
этих действий.
Гражданская оборона непосредственно связана с военной
безопасностью страны и оборонным строительством, поэтому согласно статье 71
Конституции РФ, она находится в федеральном ведении.
С окончанием холодной войны проблемы военной безопасности
утратили былую остроту, но не уделять им должного внимания нельзя. Объективно,
источником потенциальной военной опасности для России на настоящем этапе
являются локальные конфликты и войны, которые могут иметь затяжной характер, а
при определенных обстоятельствах могут принять региональный и даже глобальный
характер. В этих условиях станет вероятным ведение военных действий на
выживание, требующих от государства чрезвычайного напряжения сил и больших
средств для защиты населения и экономики страны.
Причем, характер и объемы защитных мероприятий будут
во многом определяться повреждениями объектов ядерной энергетики, химической
промышленности, гидротехнических сооружений, магистрального трубопроводного
транспорта, складов ядерных боеприпасов, дорого, мостов и т. д.
Совершенствование и дальнейшее развитие ГО планируется
и осуществляется с учетом следующих основных принципов государственной политики
в этой области:
· ГО - это не отдельная государственная система,
а особая военная функция защиты населения и территорий от экстремальных
ситуаций с обеспeчением необходимой преемственности защитных мероприятий
мирного времени и в условиях войны. При этом решение задач ГО является важной
обязанностью всех органов исполнительной власти и местного самоуправления,
предприятий, организаций и учреждений независимо от их организационно-правовых
форм и форм собственности.
· ГО - составная часть обороноспособности,
национальной безопасности страны, мероприятия которой готовятся заблаговременно
в мирное время.
Таким образом ГО - составная часть системы
общегосударственных, социальных и оборонных мероприятий, направленных на
решение следующих задач:
- защита населения в ЧС мирного и военного
времени;
- повышение устойчивости функционирования
объектов в ЧС мирного и военного времени;
- проведение аварийно-спасательных и др.
неотложных работ при ликвидации ЧС в мирное и военное время.
Ориентированная главным образом на военное время,
существовавшая ранее система ГО, по крайней мере на начальном этапе войны с
применением современных средств поражения, обязательно столкнулась бы с
трудностями из-за отсутствия отлаженных механизмов взаимодействия ее основных
структурных подразделений. Нынешняя общегосударственная система защиты
населения и территорий от ЧС, органы управления которой организуют
заблаговременное выполнение установленных мероприятий ГО (многие из которых
предназначены и для защиты и от ЧС) находятся в постоянной готовности в мирное
время. Это позволит с большей эффективностью решить задачи военного времени,
чем при старой системе ГО. В Федеральном законе “О гражданской обороне”, указе
Президента РФ от 8.05.1993 г. “О гражданской обороне” и в ряде др.
постановлений Правительства РФ определено отношение власти к вопросам защиты населения
и территорий от ЧС мирного и военного времени, установлены полномочия и
обязанности органов исполнительной власти субъектов РФ, органов местного
самоуправления, министерств, ведомств, предприятий, учреждений и организаций по
их реализации.
В частности, предусмотрено, что руководители указанных
органов и организаций являются по должности начальниками ГО соответствующих
республик, краев, областей, автономных образований, районов и городов,
министерств, ведомств и организаций. Они несут персональную ответственность за
организацию и осуществление всех мероприятий по защите населения и территорий
от ЧС в мирное и военное время.
Организация ГОЧС в Российской Федерации
Права и обязанности органов государственной
власти,
субъектов РФ, организаций и граждан в области
защиты населения и территорий от ЧС
(ст. 8) Президент Российской Федерации в соответствии с Конституцией РФ
и федеральными законами определяет основные направления государственной
политики и принимает иные решения в области защиты населения и территорий от
чрезвычайных ситуаций;
вносит на рассмотрение Совета Безопасности Российской
Федерации и принимает с учетом его предложений решения по вопросам
предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, а также по вопросам
преодоления их последствий;
вводит при чрезвычайных ситуациях на территории
Российской Федерации или в отдельных ее местностях чрезвычайное положение;
принимает решение о привлечении при необходимости к
ликвидации чрезвычайных ситуаций Вооруженных Сил РФ, других войск и воинских формирований.
(ст. 10) Правительство Российской Федерации на основании Конституции
РФ, федеральных законов и нормативных актов Президента РФ определяет задачи,
функции, порядок деятельности, права и обязанности федеральных органов
исполнительной власти в области защиты населения и территорий от чрезвычайных
ситуаций, осуществляет руководство единой государственной системой
предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций;
устанавливает и контролирует процесс производства,
режим хранения, условия перевозки и порядок использования радиоактивных и
других особо опасных веществ, соблюдение при этом необходимых мер безопасности;
устанавливает классификацию чрезвычайных ситуаций и
полномочия исполнительных органов государственной власти по их ликвидации;
принимает решения о непосредственном руководстве
ликвидацией чрезвычайных ситуаций и об оказании помощи в случае их
возникновения;
определяет порядок привлечения Войск гражданской
обороны Российской Федерации к ликвидации чрезвычайных ситуаций;
(ст. 11) Органы государственной власти
субъектов РФ, органы местного самоуправления:
осуществляют подготовку и содержание в готовности
необходимых сил и средств для защиты населения и территорий от чрезвычайных
ситуаций, обучение населения способам защиты и действиям в указанных ситуациях;
принимают решения о проведении эвакуационных
мероприятий в чрезвычайных ситуациях и обеспечивают их проведение;
обеспечивают своевременное оповещение и информирование
населения об угрозе возникновения или о возникновении чрезвычайных ситуаций;
организуют и проводят аварийно-спасательные и другие
неотложные работы, а также поддерживают общественный порядок в ходе их
проведения; при недостаточности собственных сил и средств обращаются к
Правительству Российской Федерации за оказанием помощи;
осуществляют финансирование мероприятий в области
защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, создают резервы
финансовых и материальных ресурсов для ликвидации чрезвычайных ситуаций;
содействуют устойчивому функционированию организаций в
чрезвычайных ситуациях;
создают при органах исполнительной власти субъектов РФ
и органах местного самоуправления постоянно действующие органы управления,
специально уполномоченные на решение задач в области защиты населения и
территорий от чрезвычайных ситуаций,
(ст. 14) Организации обязаны:
планировать и осуществлять необходимые меры в области
защиты работников организаций и подведомственных объектов производственного и
социального назначения от чрезвычайных ситуаций;
планировать и проводить мероприятия по повышению
устойчивости функционирования организаций и обеспечению жизнедеятельности
работников организаций в чрезвычайных ситуациях;
обеспечивать создание, подготовку и поддержание в
готовности к применению сил и средств по предупреждению и ликвидации
чрезвычайных ситуаций, обучение работников организаций способам защиты и
действиям в чрезвычайных ситуациях в составе невоенизированных формирований;
создавать и поддерживать в постоянной готовности
локальные системы оповещения о чрезвычайных ситуациях;
обеспечивать организацию и проведение
аварийно-спасательных и других неотложных работ на подведомственных объектах
производственного и социального назначения и на прилегающих к ним территориях в
соответствии с планами предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций;
финансировать мероприятия по защите работников организаций и подведомственных объектов
производственного и социального назначения от чрезвычайных ситуаций;
создавать резервы финансовых и материальных ресурсов
для ликвидации чрезвычайных ситуаций;
предоставлять в установленном порядке информацию в
области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, а также
оповещать работников организаций об угрозе возникновения или о возникновении
чрезвычайных ситуаций,
Для участия в ликвидации последствий ЧС могут
привлекаться специально подготовленные силы и средства Вооруженных Сил
Российской Федерации, других войск и воинских формирований (определяется
Президентом на основании закона), а также силы и средства органов внутренних
дел РФ и органов внутренних дел субъектов РФ (в соответствии с законами и иными
правовыми документами) (ст. 16 и 17).
(ст. 18) Граждане Российской Федерации имеют право:
на защиту жизни, здоровья и личного имущества в случае
возникновения чрезвычайных ситуаций;
использовать средства коллективной и индивидуальной
защиты и другое имущество органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного
самоуправления и организаций, предназначенное для защиты населения от
чрезвычайных ситуаций;
быть информированными о риске, которому они могут
подвергнуться в определенных местах пребывания на территории страны, и о мерах
необходимой безопасности;
обращаться лично или подавать коллективную заявку в
государственные органы и органы местного самоуправления по вопросам защиты
населения и территорий от чрезвычайных ситуаций;
участвовать в установленном порядке в мероприятиях по
предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций;
на возмещение ущерба, причиненного их здоровью и
имуществу вследствие чрезвычайных ситуаций;
на медицинское обслуживание, компенсации и льготы за
проживание и работу в зонах чрезвычайных ситуаций;
на бесплатное государственное социальное страхование,
получение компенсаций и льгот за ущерб, причиненный их здоровью при выполнении
обязанностей в ходе ликвидации чрезвычайных ситуаций;
на пенсионное обеспечение в случае потери
трудоспособности в связи с увечьем или заболеванием, полученным при выполнении
обязанностей по защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, в
порядке, установленном для работников, инвалидность которых наступила
вследствие трудового увечья;
на пенсионное обеспечение по случаю потери кормильца,
погибшего или умершего от увечья или заболевания, полученного при выполнении
обязанностей по защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, в
порядке, установленном для семей граждан, погибших или умерших от увечья,
полученного при выполнении гражданского долга по спасению человеческой жизни,
охране собственности и правопорядка.
Порядок и условия государственного социального
страхования, виды и размеры компенсаций и льгот, предоставляемых гражданам
Российской Федерации в соответствии с пунктом 1 настоящей статьи,
устанавливаются законодательством Российской Федерации и законодательством
субъектов Российской Федерации.
(ст. 19) Граждане Российской Федерации обязаны:
соблюдать законы и иные нормативные правовые акты
Российской Федерации, субъектов Российской Федерации в области защиты населения
и территорий от чрезвычайных ситуаций;
соблюдать меры безопасности в быту и повседневной трудовой деятельности, не допускать
нарушений производственной и технологической дисциплины, требований
экологической безопасности, которые могут привести к возникновению чрезвычайных
ситуаций;
изучать основные способы защиты населения и территорий
от чрезвычайных ситуаций, приемы оказания первой медицинской помощи
пострадавшим, правила пользования коллективными и индивидуальными средствами
защиты;
выполнять установленные правила поведения при угрозе и
возникновении чрезвычайных ситуаций;
при необходимости оказывать содействие в проведении
аварийно-спасательных и других неотложных работ.
(ст. 29) Если международными договорами Российской Федерации
установлены иные правила, чем те, которые содержатся в законодательстве РФ в
области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, то применяются
правила международных договоров.
Литература
1.
Федеральный Закон. О
защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и
техногенного характера // Гражданская защита. № 1. 1996. С.78-85.
2.
Федеральный закон. О
гражданской обороне // Основы безопасности жизни. № 7. 1998. С. 48-53.
3.
Постановление
Правительства РФ от 05.ll.95 № lll3
"О единой государственной системе предупреждения и ликвидации чрезвычайных
ситуаций” // Российская газета. № 225.
21.11.95.
Страницы: 1, 2
|