Практикум по БЖД
Практикум по БЖД
Введение.
С
самого начала технического развития человека, совершенствования
технических средств и средств производства, появились и некоторые опасности
связанные с этим развитием.
Это
понятно, ведь за прогресс нужно платить, опасности это закономерное явление. И
для максимального уменьшения жертв среди населения и окружающей среды были
созданы специальные органы, которые берут нас под защиту.
Также
с развитием человека появилась опасность использования друг на друге оружия
массового поражения в военное время. И для уменьшения потерь и быстрой
оперативной ликвидации чрезвычайных ситуаций военного и мирного времени была
создана гражданская оборона. Но по сути дела деятельность любой организации
должна быть основана на каких-либо знаниях. Эти знания нам дает такая
дисциплина как Безопасность Жизнедеятельности. Цели этой дисциплины заключаются
в самом ее названии- Безопасность Жизнедеятельности.
Можно
сказать, что эта наука учит нас выживать и правильно действовать во всех видах
чрезвычайных ситуаций.
Безопасность
Жизнедеятельности- это жизненно важная дисциплина для всех и каждого!
1-й учебный вопрос
Организационно-правовые основы деятельности российской системы
предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций.
Задание
1.1
Действие
Федерального закона от 21 декабря 1994 года №68-ФЗ «О защите населения и
территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера»
распространяется на отношения, возникающие в процессе деятельности органов
государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти
субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, а также
предприятий, учреждений и организаций независимо от их организационно-правовой
формы и населения в области защиты населения и территорий от чрезвычайных
ситуаций.
Настоящий
федеральный закон определил основную структуру и задачи РСЧС, полномочия
Президента РФ, органов законодательной, исполнительной власти, органов местного
самоуправления, предприятий и организаций по вопросам защиты населения и
территории.
Федеральный
закон берет под свою защиту всех граждан Российской Федерации, лиц без
гражданства и иностранцев, а также землю, водные ресурсы, воздушное
пространство находящееся в пределах границ РФ.
Федеральный
закон в целях единообразного толкования при нормативной деятельности на
различных уровнях, дает основные понятия:
Чрезвычайная ситуация -это обстановка на определенной территории, сложившаяся в результате
аварии, опасного природного явления, катастрофы, стихийного или иного бедствия,
которые могут повлечь или повлекли за собой человеческие жертвы, ущерб здоровью
людей или окружающей природной среде, значительные материальные потери и
нарушение условий жизнедеятельности людей.
Предупреждение чрезвычайных ситуаций -это комплекс мероприятий, проводимых заблаговременно
и направленных на максимально возможное уменьшение риска возникновения
чрезвычайных ситуаций, а также на сохранение здоровья людей, снижение размеров
ущерба окружающей природной среде и материальных потерь в случае их
возникновения.
Ликвидация чрезвычайных ситуаций -это аварийно-спасательные и другие неотложные
работы, проводимые при возникновении чрезвычайных ситуаций и направленные на
спасение жизни и сохранение здоровья людей, снижение размеров ущерба окружающей
природной среде и материальных потерь, а также на локализацию зон чрезвычайных
ситуаций, прекращение действия характерных для них опасных факторов.
Зона чрезвычайной ситуации -это территория, на которой сложилась чрезвычайная
ситуация.
Задание
1.2
Целями
настоящего федерального закона являются:
·
предупреждение
возникновения и развития чрезвычайных ситуаций;
·
снижение размеров ущерба и
потерь от чрезвычайных ситуаций;
·
ликвидация чрезвычайных
ситуаций.
Настоящий федеральный закон
ставит перед гражданами и различными организациями, объектами экономики
требования, следуя которым вышеперечисленные субъекты смогут вложить свой вклад
к достижению эффективной работы системы предупреждения возникновения и развития
чрезвычайных ситуаций, для максимально возможного снижения размеров ущерба и
оперативной ликвидации чрезвычайной ситуации.
Задание 1.3
Единая государственная система
предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций объединяет органы управления,
силы и средства федеральных органов исполнительной власти, органов
исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного
самоуправления, организаций, в полномочия которых входит решение вопросов по
защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций.
Основными задачами единой
государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций
являются:
·
разработка и реализация
правовых и экономических норм по обеспечению защиты населения и территорий от
чрезвычайных ситуаций;
·
осуществление целевых и
научно-технических программ, направленных на предупреждение чрезвычайных ситуаций
и повышение устойчивости функционирования организаций, а также объектов
социального назначения в чрезвычайных ситуациях;
·
обеспечение готовности к
действиям органов управления, сил и средств, предназначенных и выделяемых для
предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций;
·
сбор, обработка, обмен и
выдача информации в области защиты населения и территорий от чрезвычайных
ситуаций;
·
подготовка населения к
действиям в чрезвычайных ситуациях;
·
прогнозирование и оценка
социально-экономических последствий чрезвычайных ситуаций;
·
создание резервов
финансовых и материальных ресурсов для ликвидации чрезвычайных ситуаций;
·
осуществление
государственной экспертизы, надзора и контроля в области защиты населения и
территорий от чрезвычайных ситуаций;
·
ликвидация чрезвычайных
ситуаций;
·
осуществление мероприятий
по социальной защите населения, пострадавшего от чрезвычайных ситуаций,
проведение гуманитарных акций;
·
реализация прав и
обязанностей населения в области защиты от чрезвычайных ситуаций, а также лиц,
непосредственно участвующих в их ликвидации;
·
международное
сотрудничество в области защиты населения и территорий от чрезвычайных
ситуаций.
Обобщив вышеперечисленные задачи,
можно смело сказать, что одной большой и самой главной задачей единой
государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций
является эффективная и своевременная защита населения и территории от как самих
чрезвычайных ситуаций, так и от их последствий.
Задание 1.4
Полномочия органов
государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного
самоуправления в области защиты населения и территорий от чрезвычайных
ситуаций:
1. Органы государственной власти
субъектов Российской Федерации:
а) принимают в соответствии с
федеральными законами законы и иные нормативные правовые акты в области защиты
населения и территорий от чрезвычайных ситуаций;
б) осуществляют подготовку и
содержание в готовности необходимых сил и средств для защиты населения и
территорий от чрезвычайных ситуаций, обучение населения способам защиты и действиям
в указанных ситуациях;
в) принимают решения о проведении
эвакуационных мероприятий в чрезвычайных ситуациях и обеспечивают их
проведение;
г) осуществляют в установленном
порядке сбор и обмен информацией в области защиты населения и территорий от чрезвычайных
ситуаций, обеспечивают своевременное оповещение и информирование населения об
угрозе возникновения или о возникновении чрезвычайных ситуаций;
д) организуют и проводят
аварийно-спасательные и другие неотложные работы, а также поддерживают общественный
порядок в ходе их проведения; при недостаточности собственных сил и средств
обращаются к Правительству Российской Федерации за оказанием помощи;
е) осуществляют финансирование
мероприятий в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций;
ж) создают резервы финансовых и
материальных ресурсов для ликвидации чрезвычайных ситуаций;
з) содействуют устойчивому
функционированию организаций в чрезвычайных ситуациях;
и) создают при органах
исполнительной власти субъектов Российской Федерации постоянно действующие
органы управления, специально уполномоченные на решение задач в области защиты
населения и территорий от чрезвычайных ситуаций.
2. Органы местного самоуправления
самостоятельно:
а) осуществляют подготовку и
содержание в готовности необходимых сил и средств для защиты населения и
территорий от чрезвычайных ситуаций, обучение населения способам защиты и
действиям в этих ситуациях;
б) принимают решения о проведении
эвакуационных мероприятий в чрезвычайных ситуациях и организуют их проведение;
в) осуществляют в установленном
порядке сбор и обмен информацией в области защиты населения и территорий от
чрезвычайных ситуаций, обеспечивают своевременное оповещение и информирование
населения об угрозе возникновения или о возникновении чрезвычайных ситуаций;
г) осуществляют финансирование
мероприятий в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций;
д) создают резервы финансовых и
материальных ресурсов для ликвидации чрезвычайных ситуаций;
е) организуют и проводят
аварийно-спасательные и другие неотложные работы, а также поддерживают
общественный порядок при их проведении; при недостаточности собственных сил и
средств обращаются за помощью к органам исполнительной власти субъектов
Российской Федерации;
ж) содействуют устойчивому функционированию
организаций в чрезвычайных ситуациях;
з) создают при органах местного
самоуправления постоянно действующие органы управления, специально
уполномоченные на решение задач в области защиты населения и территорий от
чрезвычайных ситуаций.
Таким образом, объем полномочий
органов государственной власти субъектов РФ и местного самоуправления
достаточно велик, что говорит о том, что правительство РФ относится к проблеме
предупреждения чрезвычайных ситуаций с должным интересом и проявляет в этой
области должное внимание.
Задание 1.5
Для более качественного и
эффективного осуществления, приведения механизма системы предупреждения
чрезвычайных ситуаций в действие необходимо быть уверенным в том, что
элементарные правила техники безопасности знают рядовые рабочие и служащие. Все
работники должны быть обучены на практике правилам поведения в неординарной
ситуации при возникновении чрезвычайной ситуации, иметь индивидуальные средства
защиты и т.д. Подробнее о обязанностях организаций в этой области показано в
федеральном законе:
Обязанности организаций в области защиты
населения и территорий от чрезвычайных ситуаций:
Организации обязаны:
а) планировать и осуществлять
необходимые меры в области защиты работников организаций и подведомственных
объектов производственного и социального назначения от чрезвычайных ситуаций;
б) планировать и проводить
мероприятия по повышению устойчивости функционирования организаций и
обеспечению жизнедеятельности работников организаций в чрезвычайных ситуациях;
в) обеспечивать создание,
подготовку и поддержание в готовности к применению сил и средств по
предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций, обучение работников
организаций способам защиты и действиям в чрезвычайных ситуациях в составе
невоенизированных формирований;
г) создавать и поддерживать в
постоянной готовности локальные системы оповещения о чрезвычайных ситуациях;
д) обеспечивать организацию и
проведение аварийно-спасательных и других неотложных работ на подведомственных
объектах производственного и социального назначения и на прилегающих к ним
территориях в соответствии с планами предупреждения и ликвидации чрезвычайных
ситуаций;
е) финансировать мероприятия по
защите работников организаций и подведомственных объектов производственного и
социального назначения от чрезвычайных ситуаций;
ж) создавать резервы финансовых и
материальных ресурсов для ликвидации чрезвычайных ситуаций;
з) предоставлять в установленном
порядке информацию в области защиты населения и территорий от чрезвычайных
ситуаций, а также оповещать работников организаций об угрозе возникновения или
о возникновении чрезвычайных ситуаций.
Задание 1.6
Хоть чрезвычайная ситуация и
является событием неординарным, необычным, а может быть и анархическим порой,
но даже не смотря на это, в этот период не ущемляются и не забываются права
человека и гражданина. Соблюдаются все права дарованные Конституцией: право на
информацию, право на обращение в органы государственной власти, право на жизнь
и т.д., но представленные немного в другой форме.
Граждане Российской Федерации имеют право:
·
на защиту жизни, здоровья и личного имущества в
случае возникновения чрезвычайных ситуаций;
·
в соответствии с планами ликвидации чрезвычайных
ситуаций использовать средства коллективной и индивидуальной защиты и другое
имущество органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов
местного самоуправления и организаций, предназначенное для защиты населения от
чрезвычайных ситуаций;
·
быть информированными о риске, которому они могут
подвергнуться в определенных местах пребывания на территории страны, и о мерах
необходимой безопасности;
·
обращаться лично, а также направлять в
государственные органы и органы местного самоуправления индивидуальные и
коллективные обращения по вопросам защиты населения и территорий от чрезвычайных
ситуаций;
·
участвовать в установленном порядке в мероприятиях
по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций;
·
на возмещение ущерба, причиненного их здоровью и
имуществу вследствие чрезвычайных ситуаций;
·
на медицинское обслуживание, компенсации и льготы
за проживание и работу в зонах чрезвычайных ситуаций;
·
на бесплатное государственное социальное
страхование, получение компенсаций и льгот за ущерб, причиненный их здоровью
при выполнении обязанностей в ходе ликвидации чрезвычайных ситуаций;
·
на пенсионное обеспечение в случае потери
трудоспособности в связи с увечьем или заболеванием, полученным при выполнении
обязанностей по защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, в
порядке, установленном для работников, инвалидность которых наступила вследствие
трудового увечья;
·
на пенсионное обеспечение по случаю потери
кормильца, погибшего или умершего от увечья или заболевания, полученного при
выполнении обязанностей по защите населения и территорий от чрезвычайных
ситуаций, в порядке, установленном для семей граждан, погибших или умерших от
увечья, полученного при выполнении гражданского долга по спасению человеческой
жизни, охране собственности и правопорядка.
Наряду с правами, как известно, всегда есть обязанности.
Обязанности несут с собой некую строгость и позволяет в какой-то степени стразу
внести порядок в общество застигнутое чрезвычайной ситуацией. Обязанности
таковы:
·
соблюдать законы и иные нормативные правовые акты
Российской Федерации, законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской
Федерации в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций;
·
соблюдать меры безопасности в быту и повседневной
трудовой деятельности, не допускать нарушений производственной и
технологической дисциплины, требований экологической безопасности, которые
могут привести к возникновению чрезвычайных ситуаций;
·
изучать основные способы защиты населения и
территорий от чрезвычайных ситуаций, приемы оказания первой медицинской помощи
пострадавшим, правила пользования коллективными и индивидуальными средствами
защиты, постоянно совершенствовать свои знания и практические навыки в
указанной области;
·
выполнять установленные правила поведения при
угрозе и возникновении чрезвычайных ситуаций;
·
при необходимости оказывать содействие в проведении
аварийно-спасательных и других неотложных работ.
Задание 1.7
Порядок подготовки населения в области защиты от
чрезвычайных ситуаций определяется Правительством
Российской Федерации.
Подготовка населения к действиям в чрезвычайных ситуациях
осуществляется в организациях, в том числе в образовательных учреждениях, а
также по месту жительства.
Подготовка руководителей и
специалистов организаций, а также сил единой государственной системы
предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций для защиты от чрезвычайных ситуаций
осуществляется в учреждениях среднего и высшего профессионального образования,
в учреждениях повышения квалификации, на курсах, в специальных
учебно-методических центрах и непосредственно по месту работы.
Задание 1.8
Объектовые комиссии по чрезвычайным
ситуациям создаются в случае необходимости при наличии соответствующей
материально – технической базы. Эти комиссии собираются в случае появления
условий чрезвычайной ситуации на территориальном, местном и местном уровнях.
Задачи комиссии по чрезвычайным ситуациям на местном и объектовом уровнях
таковы:
Основными задачами комиссий по
чрезвычайным ситуациям органов исполнительной власти субъектов Российской
Федерации и органов местного самоуправления являются:
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8
|