рефераты

рефераты

 
 
рефераты рефераты

Меню

Положение о Национальном совете по вопросам жизнедеятельности населения рефераты

В третьих, не провоцируйте ситуацию, когда вам будет сложно удержаться от приема любимого блюда. Например, если прием этого блюда не входит в ваши сегодняшние планы не готовьте его для семьи, не обедайте в кафе, где его готовят наиболее вкусно и тому подобное.

Чувство жажды, которое иногда путают с чувством голода

Иногда возникает ситуация, когда мы путаем чувство голода с чувством жажды, и для удовлетворения этого чувства нам достаточно выпить стакан чистой воды, а мы, например, съедаем фрукт, который содержит много жидкости, но кроме этого еще и калории.

Что я рекомендую в таком случае. Если у Вас появилось чувство голода, то прежде всего выпейте стакан чистой воды. Вполне возможно, что после этого оно у вас пропадет.

В следующем выпуске мы начнем рассматривать вопросы обеспечения сбалансированности питания по всем основным пищевым веществам, а начнем с воды и белка.

3. Дисциплина БЖД, цель и ее задачи


Цель и содержание БЖД – обеспечение комфортных условий деятельности человека на всех стадиях его жизненного цикла и нормативно допустимых уровней воздействия негативных факторов на человека и природную среду.

Поддержание (оптимальных) комфортных условий деятельности и отдыха создает предпосылки для проявления наивысшей работоспособности и, как следствие, продуктивности деятельности. Выбор оптимальных параметров и организации среды деятельности и отдыха основан на учете физиологических показателей человека, режима его деятельности и его психологического состояния, требует глубокого знания и понимания анатомо-физиологических особенностей человека и его функциональных возможностей.

Обеспечение безопасности труда и отдыха способствует сохранению жизни и здоровья человека из-за снижения травматизма и заболеваемости в условиях воздействия негативных факторов среды обитания. Целесообразность выбора и применения конкретных защитных средств обосновывается информацией, получаемой при идентификации опасных и вредных факторов, генерируемых техническими средствами, техносферой, стихийными явлениями и др. источниками.

Научные и практические задачи

К научным задачам БЖД относятся:

·                     теоретический анализ и разработка методов идентификации опасных и вредных факторов, генерируемых элементами среды обитания;

·                     комплексная оценка многофакторного влияния негативных условий обитания на работоспособность и здоровье человека;

·                     оптимизация условий деятельности и отдыха;

·                     реализация новых методов защиты;

·                     моделирование чрезвычайных ситуаций (ЧС).

Практические задачи БЖД:

·                     выбор принципов защиты;

·                     разработка и рациональное использование средств защиты человека и природной среды (биосферы) от негативного воздействия техногенных источников и стихийных явлений;

·                     разработка и рациональное использование средств, обеспечивающих комфортное состояние среды жизнедеятельности.

Объект и предмет изучения

Объект изучения в БЖД – комплекс явлений и процессов в системе “человек – среда обитания”, негативно воздействующих на человека и природную среду.

В жизненном цикле человека состояние системы “человек – среда обитания” многовариантно. Наиболее характерными являются системы:

·                     человек – природная среда (биосфера);

·                     человек – машина – среда рабочей зоны;

·                     человек – городская среда;

·                     человек – бытовая среда и др.

Во всех вариантах системы “человек – среда обитания” постоянным компонентом является человек, а среда обитания определяется его выбором.

Приоритет в формировании и развитии негативных ситуаций практически во всех случаях остается за человеком. Лишь при стихийных бедствиях ему отводится соподчиненная роль.

Для правильного понимания негативных явлений, происходящих в системе “человек

– среда обитания”, и достижение условий, обеспечивающих безопасность жизнедеятельности, необходимо изучение элементов, составляющих систему, и явлений, происходящих в ней.

Предметом изучения в БЖД являются:

·                     объективные закономерности возникновения опасных и вредных факторов в биосфере и техносфере;

·                     анатомо-физиологические способности человека переносить опасные и вредные факторы в биосфере и техносфере;

·                     анатомо-физиологические способности человека переносить воздействие опасных и вредных факторов среды обитания в обычных и чрезвычайных ситуациях (ЧС);

·                     средства формирования комфортных и безопасных условий жизнедеятельности и сохранения природной среды;

·                     правовые и организационные основы обеспечения безопасности жизнедеятельности.

Средства познания

Средствами познания в БЖД являются: наблюдение моделирование, эксперимент, математическая статистика, анализ, синтез, прогнозирование и т.д. Основу познания составляют законы естественного мира, профессиональной медицины (гигиены труда) и социальных явлений. К ним, прежде всего, относятся законы физики, химия, биологии, медицины и общественно-производственных отношений, а также законы об охране труда и окружающей природной среды и др.

Основные термины и определения в курсе БЖД (в алфавитном порядке)

АВАРИЯ – происшествие в технической системе, не сопровождающееся гибелью людей, при котором восстановление технических средств невозможно или экономически нецелесообразно. АТМОСФЕРА – газообразная оболочка Земли, включающая смесь различных газов естественного и антропогенного происхождения, водяных паров и пылевых частиц. БЕЗОПАСНОСТЬ – свойство системы “человек – среда обитания” сохранять условия взаимодействия с минимальной возможностью возникновения ущерба людским, природным и материальным ресурсам. БИОЛОГИЧЕСКАЯ НИША – пространство обитания организма. БИОСФЕРА – природная область распространения жизни на Земле, включающая нижний слой атмосферы, гидросферу и верхний слой литосферы, не испытавших техногенного воздействия. ВРЕДНЫЙ ФАКТОР – негативный фактор, воздействие которого на человека приводит к заболеванию. ГЕОСФЕРЫ – концентрические оболочки, из которых состоит Земля. В направлении от периферии к центру планеты выделяются: магнитосфера, атмосфера, гидросфера, литосфера, мантия и ядро Земли. ГИДРОСФЕРА – весь глобальный мир воды (без подземных вод), населенный живыми организмами. ГРАЖДАНСКАЯ ОБОРОНА (защита в чрезвычайных ситуациях) – раздел науки о БЖД, призванный идентифицировать негативное воздействие стихийных явлений и прогнозируемых техногенных аварий, разрабатывать и использовать средства для защиты и ликвидации последствий негативного воздействия. КАТАСТРОФА – происшествие в технической системе, сопровождающееся гибелью или пропажей без вести людей. КОМФОРТ – удобство, благоустроенность, уют. ЛИТОСФЕРА – внешняя сфера Земли, включающая земную кору и часть верхней мантии.

МОНИТОРИНГ – слежение за состоянием окружающей человека среды и предупреждение о создающихся чрезвычайных, опасных и вредных для здоровья людей ситуациях. НЕГАТИВНАЯ СИТУАЦИЯ – состояние системы “человек – среда обитания”, характеризующееся отклонением от условий безопасного взаимодействия. ОПАСНЫЙ ФАКТОР – негативный фактор, воздействие которого на человека приводит к травме или летальному исходу. ПРОИЗВОДСТВЕННАЯ СРЕДА – пространство, в котором совершается трудовая деятельность человека. РАБОЧЕЕ МЕСТО – зона постоянной или временной деятельности работающего. РЕГИОН – “безразмерное” понятие, обозначающее любую территорию, обладающую общими характеристиками состояния биосферы и техносферы. СРЕДА ОБИТАНИЯ – окружающая человека среда, обусловленная в данный момент совокупностью факторов (физических, химических, биологических, социальных) способных оказать прямое или косвенное, немедленное или отдаленное воздействие на деятельность человека, его здоровье и потомство. СТИХИЙНОЕ БЕДСТВИЕ – происшествие, связанное с изменением природной среды и приведшее к материальному ущербу, гибели или потери здоровья людей. ТЕХНОСФЕРА – регион биосферы, в прошлом преобразованный людьми с помощью прямого или косвенного воздействия технических средств в целях наилучшего соответствия людским, социально-экономическим потребностям (регион города или промышленной зоны – техносфера). ТРОПОСФЕРА – нижний слой атмосферы высотой 16…18 км на экваторе и 8…10 км над полюсами, в котором происходит большинство метеорологических процессов. ЭКОЛОГИЯ – наука, изучающая условия существования живых существ и взаимодействия их со средой обитания.


4. Чрезвычайные ситуации мирного и военного времени Их влияние на жизнедеятельность и защита населения от них: Оценка радиационной обстановки на промышленном объекте


Ионизирующие излучения (радиация) – это невидимые глазом излучения, испускаемые некоторыми химическими элементами в результате их радиоактивного распада, т.е. самопроизвольного превращения ядер атомов одного радиоактивного элемента в ядра другого. Остановить ничем невозможно.

Излучения, обладая высокой энергией, реализуют свое биологическое действие через эффекты ионизации и последующее развитие химических реакций в биологических структурах клетки, которые могут привести к ее гибели, развитию лучевой болезни.

Основной единицей, характеризующей степень воздействия на организм человека радиации (облучения), является Зиверт (Зв). В старой системе такой единицей является бэр. 1Зв =100бэр.

Нормами радиационной безопасности (НРБ-96) предусмотрены защитные мероприятия по ограничению облучения населения в условиях радиационной аварии, разработаны новые подходы при возникновении чрезвычайных ситуаций, определены критерии вмешательства на загрязненных территориях.

На территории, где годовая эффективная доза не превышает 1мЗв, проводится обычный радиационный контроль. При дозах более 1мЗв территории подразделяются на четыре зоны:

·                     зона радиационного контроля – от 1 до 5мЗв;

·                     зона ограниченного проживания населения – от 5 до 20мЗв;

·                     зона добровольного отселения – от 20 до 50мЗв;

·                     зона отселения – более 50мЗв.

Дозиметрические и радиобиологические исследования показали, что вредные последствия облучения не проявлялись при дозах менее 1Зв “острого”, т.е. кратковременного облучения. Лучевая болезнь первой степени возникает при облучении более 1 до 2-х Зиверт. При облучении более 6Зв – 100% смертность.


5.  Оценить химическую обстановку при аварии (разливе) сильнодействующего ядовитого вещества на объекте


На объекте разрушилась емкость с СДЯВ.

Степень вертикальной устойчивости воздуха. Ветер дует в направлении объекта со скоростью U=3 м/с. Размер объекта 3*2 км. Численность производственного персонала -1500 человек. Обеспеченность противогазами - 90%. В период аварии произ­водственный персонал находился в здании. Температура - +20°С.

Определить: Глубину зоны заражения


6. ЗАДАЧА


Ежегодно в странах мира вследствие различных опасностей неестественной смертью погибает n человек (n – число несчастных случаев). Определить риск R гибели человека за год, если известно N количество проживающих людей в стране.

R = n/N


Варианты


Исходные параметры

№1

n/N

Риск гибели за год, R

На производстве

4000 20млн

2,95.10-4

В быту

1750 5,4млн

4,78.10-4

Дорожно-транспортные происшествия

1820

7млн

1,3.10-3

На ж/д транспорте

2850 3,2млн

2,175.10-4

На авиатранспорте

7300 4,8млм

4,45.10-3

На водном транспорте

8000 5,6млн

4,9.10-4

Стихийные бедствия

7380

7млн

3,02.10-4

При пожаре

8700

3млн

5,18.10-3


Список литературы


1.                 Концепция управления охраной труда. Охрана труда №3, 2002, с. 3-9.

2.                 Охрана труда в машиностроении /  под ред. Юдина Е. Я. – М.: Машиностро-ение, 1983.

3.                 Брынза В. Н. , Зинковский. М. М. Охрана труда в черной металлургии. – М.: Металлургия, 1982.

4.                 Правила охраны труда при эксплуатации ЭВМ. Финансы и налоги, №35, 1999, с.14-22.

5.                 Безопасность жизнедеятельности. Учебник для вузов / С.В. Белов, А.В. Ильницкая, А.Ф. Козьяков и др.; Под общ. ред. С.В. Белова. – М.: Высш. шк., 1999.

6.                 Безопасность жизнедеятельности: Учебное пособие. Часть II / Под ред. проф. Э.А. Арустамова. – М.: Информационно-внедренческий центр “Маркетинг”, 1999.

7.                 Литература, используемая при подготовке выпуска.

8.                 М.М. Гинзбург. Как победить избыточный вес.

9.                 В.З. Колтун, Е.Н. Лобыкина. Избыточный вес. Что делать? (методическое пособие).

10.            Е.С. Стоянова Похудеть: Уроки Интернет-школы Елены Стояновой. Перспектива – 2003, 398 стр.

11.            Д. Гебер. Какого цвета ваша диета. – Мн.: ООО "Попурри", 2003. – 320 с.

12.            Ю.Б. Белоусов, К.Г. Гуревич. Артериальная гипертензия и ожирение: принципы рациональной терапии. Consilium medicum N 5, 09/2003 г.

13.            Л.М. Лавут. Идеальгый вес: Новейший справочник. – М.: Эксмо, 2004. – 480 с.


Страницы: 1, 2