Охрана атмосферного воздуха в Республике Казахстан
Охрана атмосферного воздуха в Республике Казахстан
Оглавление
Введение 3
Глава 1. Основные направления охраны атмосферного
воздуха в РК 5
1.1.
Принципы охраны атмосферного воздуха 5
1.2. Организация
деятельности по охране атмосферного воздуха 11
Глава
2. Государственный учет и контроль за охраной
атмосферного воздуха в
РК 13
2.1.
Государственный учет источников вредных воздействий
на атмосферный воздух 13
2.2.
Контроль в области охраны атмосферного воздуха 14
Глава
3. Основные пути решения проблемы загрязнения атмосферы 20
Заключение 27
Список
литературы 29
Введение
Экологическое
состояние планеты стало глобальной проблемой мирового масштаба в 21-ом веке,
которую пытаются решить ученые многих стран мира.
Состояние
природы вокруг должно заставить нас задать себе вопрос: ”А будут ли наши дети
жить на голубой планете Земле?”
В настоящее время на Земле практически не осталось экологических систем,
не подверженных в той или иной мере влиянию человека. Влияние человека на
экосистемы в процессе техногенеза весьма интенсивно, поскольку своей
деятельностью он создает направленные помехи в механизмах естественной обратной
связи. Они отличаются от естественных помех и неявляются инструментом отбора,
поскольку в процессе эволюции организмы к ним не приспособились и
приспособиться, как правило, не успевают, за исключением видов, дающих десятки
поколений в год (например, растительноядные клещи при постоянном воздействии
ядохимикатов способны образовывать невосприимчивые к токсическому воздействию
расы за счет отбора особей, наследственно устойчивых к данному веществу, иначе
говоря — мутантов).
Наиболее
масштабным и значительным является химическое загрязнение среды
несвойственными ей веществами химической природы. Среди них -
газообразные и аэрозольные загрязнители промышленно-бытового происхождения.
Прогрессирует и накопление углекислого газа в атмосфере. Дальнейшее развитие
этого процесса будет усиливать нежелательную тенденцию в сторону повышения
среднегодовой температуры на планете. Вызывает тревогу у экологов и
продолжающееся загрязнение Мирового океана нефтью и нефтепродуктами, достигшее
уже 11/5 его общей поверхности. Нефтяное загрязнение таких размеров может
вызвать существенные нарушения газо- и водообмена между гидросферой и
атмосферой. Не вызывает сомнений и значение химического загрязнения почвы
пестицидами и ее повышенная кислотность, ведущая к распаду экосистемы. В целом
все рассмотренные факторы, которым можно приписать загрязняющий эффект,
оказывают заметное влияние на процессы, происходящие в биосфере.
Глава
1. Основные направления охраны атмосферного воздуха в РК
1.1. Принципы охраны атмосферного воздуха
Охрана атмосферного воздуха осуществляется на
основе соблюдения следующих основных принципов:
1) приоритета охраны жизни и здоровья человека,
настоящего и будущих поколений;
2) недопущения необратимых последствий
загрязнения атмосферного воздуха для окружающей среды;
3) государственного регулирования выбросов
вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух и вред-ных физических
воздействий на него;
4) гласности, полноты и достоверности информации
о состоянии атмосферного воздуха, его загрязнении;
5) научной обоснованности, системности и
комплексности подхода к охране атмосферного воздуха и охране окружающей среды в
целом.
Юридические лица, имеющие источники выбросов
вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, а также вредного
физического воздействия на атмосферный воздух, которые превышают установленные
для них нормативы предельно допустимых выбросов, осуществляют согласованные с
территориальными подразделениями уполномоченного государственного органа в
области охраны атмосферного воздуха мероприятия по его охране в целях
достижения норм предельно допустимых выбросов.
Мероприятия по охране атмосферного воздуха
должны проводиться в соответствии с законодательством Республики Казахстан в
области охраны атмосферного воздуха.
Проекты программ
охраны атмосферного воздуха выносятся на обсуждение граждан и общественных
объединений в целях учета их предложений при планировании и осуществлении
мероприятий по улучшению качества атмосферного воздуха.
Финансирование
программ охраны атмосферного воздуха и мероприятий по их осуществлению
проводится в соответствии с законодательством Республики Казахстан.
В целях определения критериев безопасности и
(или) безвредности воздействия химических, физических, биологических и
радиационных факторов на людей, животных и растения, особо охраняемые
при-родные территории и иные объекты, а также в целях оценки состояния
атмосферного воздуха устанавливаются экологические нормативы качества
атмосферного воздуха и предельно допустимые уровни физических воздействий.
В целях государственного регулирования выбросов
вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух устанавливаются удельные
нормативы выбросов и нормативы предельно допустимых выбросов.
Удельные нормативы выбросов устанавливаются уполномоченным
государственным органом в области охраны атмосферного воздуха по согласованию с
соответствующим государственным органом, в компетенцию которого входит
разработка технологических нормативов охраны атмосферного воздуха для отдельных
видов стационарных источников выбросов вредных (загрязняющих) веществ в
атмосферный воздух, а также для являющихся источниками загрязнения атмосферного
воздуха транспортных или иных передвижных средств.
В целях государственного регулирования вредных
физических воздействий на атмосферный воздух устанавливаются предельно
допустимые нормативы вредных физических воздействий на атмосферный воздух.
Нормативы выбросов вредных (загрязняющих)
веществ в атмосферный воздух и предельно допустимые нормативы вредных
физических воздействий на атмосферный воздух, методы их определения и виды
источников, для которых они устанавливаются, разрабатываются и утверждаются в
порядке, определенном Правительством Республики Казахстан.
Система экономического стимулирования и
механизмы уменьшения выбросов вредных (загрязняющих) веществ устанавливаются
Правительством Республики Казахстан.
Государственная регистрация вредных
(загрязняющих) веществ, регистрация выданных разрешений на допустимое
количество выбросов и регистрация фактически произведенных выбросов
производятся в соответствии с правилами, утвержденными Правительством
Республики Казахстан.
Выброс вредных (загрязняющих) веществ в
атмосферный воздух стационарным источником допускается на основании разрешения,
выданного уполномоченным государственным органом в области охраны атмосферного
воздуха или его территориальными подразделениями в порядке, определенном
Правительством Республики Казахстан.
Порядок выдачи разрешений на выбросы вредных
(загрязняющих) веществ в атмосферный воздух при эксплуатации транспортных и
иных передвижных средств устанавливается Правительством Республики Казахстан.
Вредные физические воздействия на атмосферный
воздух допускаются на основании разрешений, выданных уполномоченным
государственным органом в области охраны атмосферного воздуха по согласованию с
органами Государственной санитарно-эпидемиологической службы, в порядке,
установленном Правительством Республики Казахстан.
При отсутствии разрешений на выбросы вредных
(загрязняющих) веществ в атмосферный воздух и вредные физические воздействия на
атмосферный воздух, а также при нарушении условий, предусмотренных данными
разрешениями, деятельность физических и юридических лиц, осуществляющих выбросы
вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух и вредные физические
воздействия на него, может быть запрещена или приостановлена в порядке,
определенном законодательными актами Республики Казахстан.
1.2. Организация деятельности по охране
атмосферного воздуха
В целях предупреждения вреда, который может быть
причинен окружающей среде, здоровью и генетическому фонду человека, стандартами
на новые технику, технологии, материалы, вещества и другую продукцию, которые
могут оказать вредное воздействие на атмосферный воздух, устанавливаются
требования охраны атмосферного воздуха.
Запрещается внедрение новых техники, технологий,
материалов, веществ и другой продукции, а также применение технологического
оборудования и других технических средств, если они не отвечают требованиям
охраны атмосферного воздуха, установленным законодательством Республики
Казахстан.
Производство и использование топлива на
территории Республики Казахстан допускаются в порядке, определенном
законодательством Республики Казахстан.
Правительство Республики Казахстан может вводить
научно и экономически обоснованные ограничения использования отдельных видов
топлива, сжигание которых приводит к загрязнению атмосферного воздуха на
соответствующей территории, а также стимулировать производство и применение
экологически безопасных видов топлива и других энергоносителей.
Запрещается выброс в атмосферный воздух веществ,
степень опасности которых для жизни и здоровья человека и для окружающей среды
не установлена.
Любые временные действия, направленные на
изменение состояния атмосферного воздуха либо приводящие к временному ухудшению
его состояния, могут осуществляться на основании разрешений, выданных
уполномоченным государственным органом в области охраны атмосферного воздуха
или его территориальными подразделениями.
При проектировании, размещении, строительстве,
реконструкции и эксплуатации объектов хозяйственной и иной деятельности, а
также при застройке городских и иных поселений должно обеспечиваться соблюдение
нормативов качества атмосферного воздуха в соответствии с экологическими,
санитарно-гигиеническими, а также со строительными нормами и правилами.
При проектировании и размещении объектов
хозяйственной и иной деятельности, оказывающих вредное воздействие на качество
атмосферного воздуха, а также при застройке и реконструкции городских и иных поселений
должны учитываться фоновый уровень загрязнения атмосферного воздуха и прогноз
изменения его качества.
В целях охраны атмосферного воздуха в населенных
пунктах устанавливаются санитарно-защитные зоны объектов хозяйственной и иной
деятельности. Размеры таких санитарно-защитных зон определяются в соответствии
с законодательством Республики Казахстан.
В проектах модернизации и реконструкции объектов
хозяйственной и иной деятельности, которые могут оказать вредное воздействие на
качество атмосферного воздуха, должны предусматриваться мероприятия по
уменьшению выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух до
норматива предельно допустимого выброса и их обезвреживанию в соответствии с
требованиями, установленными законодательством Республики Казахстан.
Размещение объектов хозяйственной и иной
деятельности, оказывающих вредное воздействие на качество атмосферного воздуха,
согласовывается с уполномоченным государственным органом в области охраны
атмосферного воздуха или с его территориальными подразделениями.
При вводе в эксплуатацию новых и (или)
реконструированных объектов хозяйственной и иной деятельности, осуществляющих
выбросы вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, должно
обеспечиваться соблюдение удельных нормативов выбросов, нормативов предельно
допустимых выбросов и предельно допустимых нормативов вредных физических
воздействий на атмосферный воздух.
Запрещаются производство и эксплуатация
транспортных и иных передвижных средств, содержание вредных (загрязняющих)
веществ в выбросах которых превышают удельные нормативы выбросов, установленные
законодательством Республики Казахстан.
Правительство Республики Казахстан,
уполномоченный государственный орган в области охраны атмосферного воздуха,
местные исполнительные органы обязаны осуществлять меры по уменьшению выбросов
вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух при эксплуатации
транспортных и иных передвижных средств.
Местные представительные органы по представлению
территориальных подразделений уполномоченного государственного органа в области
охраны атмосферного воздуха могут в пределах своей компетенции вводить
ограничения въезда транспортных и иных передвижных средств в населенные пункты,
места отдыха и туризма и регулировать передвижение транспортных средств.
Транспортные и иные передвижные средства
подлежат обязательной проверке на соответствие удельным нормативам выбросов в
порядке, определенном Правительством Республики Казахстан.
Хранение, захоронение и обезвреживание на
территориях организаций и населенных пунктов, а также в полигонах размещения
отходов производства и потребления, токсичных веществ и пестицидов,
загрязняющих атмосферный воздух, а также сжигание таких отходов производятся на
основании правил, утвержденных уполномоченным государственным органом в области
охраны атмосферного воздуха.
Юридические лица обязаны обеспечивать
своевременный вывоз отходов производства и потребления, являющихся источниками
загрязнения атмосферного воздуха, на специализированные места их складирования
или захоронения, а также на другие объекты хозяйственной или иной деятельности,
использующие такие отходы в качестве сырья.
Места размещения отходов производства и
потребления, загрязняющих атмосферный воздух, выделяются местными
исполнительными органами и должны быть согласованы с местными представительными
органами, территориальными подразделениями уполномоченного государственного
органа в области охраны атмосферного воздуха и уполномоченного центрального
исполнительного органа Республики Казахстан, осуществляющего руководство в
области охраны здоровья граждан.
В городских и иных поселениях территориальные
подразделения уполномоченного государственного органа в области охраны
атмосферного воздуха и местные исполнительные органы регулируют выбросы вредных
(загрязняющих) веществ в атмосферный воздух в градостроительстве с учетом розы
ветров и в периоды неблагоприятных метеорологических условий.
При получении прогнозов неблагоприятных
метеорологических условий юридические лица, имеющие источники выбросов вредных
(загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, обязаны проводить мероприятия по
уменьшению выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух,
согласованные с территориальными подразделениями уполномоченного
государственного органа в области охраны атмосферного воздуха, обеспечивающими
контроль за проведением и эффективностью указанных мероприятий.
При изменении состояния атмосферного воздуха,
которое вызвано аварийными выбросами вредных (загрязняющих) веществ в
атмосферный воздух и при котором создается угроза жизни и здоровью человека,
принимаются экстренные меры по защите населения в соответствии с
законодательством Республики Казахстан в области чрезвычайных ситуаций
природного и техногенного характера.
С целью предупреждения и ликвидации последствий трансграничного
загрязнения атмосферного воздуха источниками выбросов вредных (загрязняющих)
веществ, расположенными на территории Республики Казахстан, Правительство
Республики Казахстан обеспечивает проведение мероприятий по уменьшению выбросов
вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, а также осуществляет иные
меры в соответствии с международными договорами, ратифицированными Республикой
Казахстан в области охраны атмосферного воздуха.
Глава 2. Государственный учет и
контроль за охраной атмосферного воздуха в РК
2.1. Государственный учет источников вредных
воздействий на атмосферный воздух
Физические и юридические лица, имеющие источники
выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух и источники
вредных физических воздействий на атмосферный воздух, а также количество и
состав выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, виды и
размеры вредных физических воздействий на него, подлежат государственному учету
в порядке, установленном уполномоченным государственным органом в области
охраны атмосферного воздуха.
Перечень организаций, осуществляющих в порядке,
установленном законодательством Республики Казахстан, статистические наблюдения
в области охраны атмосферного воздуха на соответствующих территориях, определяется
уполномоченным государственным органом в области охраны атмосферного воздуха по
согласованию с органами государственной статистики.
Физические и юридические лица, имеющие источники
выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух и вредных
физических воздействий на него, проводят инвентаризацию выбросов вредных
(загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, вредных физических воздействий на
атмосферный воздух и их источников в порядке, определенном уполномоченным
государственным органом в области охраны атмосферного воздуха.
Источники выбросов вредных (загрязняющих)
веществ в атмосферный воздух, источники вредных физических воздействий на
атмосферный воздух, перечни вредных (загрязняющих) веществ, перечни вредных
физических воздействий на атмосферный воздух, подлежащих государственному учету
и нормированию, устанавливаются на основании данных о результатах
инвентаризации выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух,
вредных физических воздействий на атмосферный воздух и их источников в порядке,
установленном уполномоченным государственным органом в области охраны
атмосферного воздуха.
2.2. Контроль в области охраны атмосферного
воздуха
В целях наблюдения за качеством атмосферного
воздуха, комплексной оценки и прогноза его состояния, а также обеспечения
государственных органов, организаций и населения текущей и экстренной
информацией о качестве атмосферного воздуха уполномоченный государственный
орган в области охраны атмосферного воздуха, местные исполнительные органы
организуют государственный мониторинг атмосферного воздуха, обеспечивают его
осуществление на соответствующих территориях Республики Казахстан.
Страницы: 1, 2
|