рефераты

рефераты

 
 
рефераты рефераты

Меню

Особенности чрезвычайных ситуаций социального характера рефераты

Через ЗИЦ сотрудники милиции получают следующие сведения: наличие у гражданина судимостей, в том числе снятых, погашенных, с условным отбыванием наказания, в также с отсрочкой исполнения приговора. ЗИЦ предоставляет информацию, не числится ли проверяемое лицо в федеральном розыске.

·     База данных городской телефонной сети.

В Москве - МГТС, или "единый государственный телефонный справочник". По этой базе можно установить номер телефона по адресу, и наоборот.

Единый государственный реестр прав (ЕГРП).

Это база данных собственников объектов недвижимости.

·     База данных главного нарколога.

Содержит сведения о лицах, состоящих на учете в наркодиспансере (как злоупотребляющие алкоголем, наркотическими или токсическими веществами), а также о гражданах, в отношении которых состоялось судебное решение о признании их ограниченно дееспособными с назначением попечителя.

Все из указанных баз данных, за исключением в какой-то степени МГТС и ЕРГП, являются официально "закрытыми" для рядовых граждан, что привело к активному их распространению пиратскими способами. Так же можно воспользоваться соответствующими сайтами в Интернете (типа (Прописка", "Розыск", "Москва-2003" и др.).

·     Проверка правоустанавливающих документов по сделке

Если на первую встречу с покупателем продавец пришел только с копиями (или интересы последнего представляет поверенный), то принятие окончательного решения по сделке следует отложить до момента просмотра оригиналов документов, а вступать в денежные отношения с продавцом можно только после всесторонней экспертизы личности последнего, пакета документов по сделке.

·     Беседа с соседями.

После того как Вы посмотрели квартиру или дом, дождитесь ухода хозяев и позвоните в двери соседей. Честно расскажите о цели своего визита - хочу купить квартиру (дом), поэтому интересуюсь, кто здесь жил раньше, не было ли у бывших собственников каких-либо конфликтов и претензий друг к другу. Можно связаться с соседями по телефону. По базе данных "адрес по телефону" (в Москве - МГТС) вы находите координаты квартир, расположенных на одной лестничной площадке с проверяемой. После этого звоните туда, представляетесь, честно говорите о цели звонка и получаете от граждан необходимую информацию (можно и послушать соседа, и задать ему ряд наводящих вопросов).

Мошеннические операции в банках

В банковской сфере злоупотребления со стороны персонала достаточно распространенное явление. Мировая практика показывает, что в мелких банках злоупотребления случаются гораздо чаще, чем в крупных. Это связано в первую очередь с совмещением в мелких банках одним человеком нескольких должностей, что позволяет совершить хищение в качестве кассира, а потом скрыть его в качестве бухгалтера.

Отечественные банки в большинстве своем по мировым стандартам являются мелкими. Кроме того, отечественный бизнес проходит сейчас этап высокой криминализации и мелкие банки легче подпадают под влияние криминальных структур или даже создаются ими. Достаточно распространены клиенты ("кидалы"), которые берут кредит, заранее не намереваясь его возвращать. Работники банков, имеющие небольшую по мировым стандартам оплату труда, часто подкупаются. Много "карманных" банков, которые ориентированы на обслуживание своих учредителей. Таким учредителям часто даются фактически бесплатные кредиты и за возвратом которых не особенно тщательно следят.

В последнее время в России, Беларуси и Прибалтике учредители сами обанкротили значительное количество мелких банков. Схема была стандартна: после регистрации банка привлекались новые клиенты, переходившие на расчетно-кассовое обслуживание в учрежденный банк или клавшие в него деньги на депозит, активно привлекались ресурсы по межбанковскому кредитованию. После аккумуляции в банке достаточно солидной суммы учредителям банка выдавались особо крупные кредиты, которые в совокупности делали банк неплатежеспособным. После этого учредители выходили "из игры" (если успевали), а в убытках оказывались сторонние клиенты банка.

Злоупотребления могут происходить во многих подразделениях банка. Рассмотрим основные способы возможных мошенничеств по банковским подразделениям.

Мошенничество при расчетно-кассовом обслуживании.

При расчетно-кассовом обслуживании клиентов мошенничество совершается достаточно часто. Особенно широкие возможности для мошенничества открываются при совмещении одним человеком функций бухгалтера и оператора.

Наиболее распространенными методами являются следующие.

"Наглая" недостача. Из кассы банка воруется крупная сумма и это никак не скрывается, так как кассир надеется скрыться до начала ревизии кассы.

К директору банка приходит человек:

- Вы ищите нового кассира?

- И старого — тоже.

Этот метод, как и некоторые далее рассмотренные мошенничества, имеет в основном историческую ценность, так как в большинстве банков в настоящее время налажен достаточно жесткий контроль и осуществляется ежедневная инвентаризация остатков в кассе.

Фабрикация денежных документов, прикрывающих недостачу. После взятия денег из кассы "на время" и отсутствия возможности их вернуть, возможна фабрикация денежных документов на сумму недостачи (например, выписка расходного ордера). Кассир якобы ошибся. Изымается небольшая сумма денег, докладывается о недостаче, которая якобы возникла в силу ошибки в ранее сделанных расчетах, и предлагается переделать старые документы для достижения "полного ажура". Таким образом похищаются небольшие суммы, но если умело "дурить голову" вышестоящему начальству, беспрекословно принимающему исправления, сумма может набежать довольно крупная.

Хищение денег посторонним лицом. Такая возможность появляется в случае небрежности кассиров, позволяющих заходить в помещение кассы посторонним лицам. Существует также множество способов обмана мошенниками беспечного и неопытного кассира.

В зарубежной практике известен случай, когда при проверке кассы ревизор уничтожил свой собственный чек. Однако такие действия не эффективны в случае, если чек уже занесен в реестр чеков. В отдельных случаях уничтожают чеки компаньона. В результате у кассира возникнет недостача на сумму чека, а ревизор с компаньоном получают доход.

Лицо, совершающее преступление, не обязательно должно являться служащим банка. При отсутствии соответствующим образом оборудованного рабочего места кассира хищение может совершить и постороннее лицо.

Сокрытие привлеченного депозита. Клиенту выдаются все необходимые документы о привлечении его денег на депозит, но эти деньги не приходуются. По истечении срока депозита (а мошеннические операции обычно совершаются с депозитами на длительный срок) деньги ему возвращаются путем неоприходования средств, положенных на депозит другим клиентом (так называемая "операция перекрытия"). Почти всегда при таких махинациях недостача продолжает возрастать, пока уловка не раскрывается с печальными для кассира последствиями.

Разновидностью сокрытия депозита может быть некоторое занижение в банковских документах реально внесенной суммы. Если занижение суммы незначительно, срок и проценты достаточно велики, а клиент не любит проверять правильность исчисления полученного дохода, то может даже не возникнуть необходимость в компенсировании ранее взятого депозита, так как "набежавшие" проценты замаскируют воровство.

Списание средств со счетов клиента.

При ленивом бухгалтере, невнимательно следящим за движением денег на счете своего предприятия, деньги могут списываться на третью фирму. Если клиент обнаружил списание — мошенник перед ним извиняется и деньги возвращаются. Если клиент ничего не заметил — доход получен.

Перечисление денег от имени банка. Деньги снимаются не с расчетного счета клиента, а делается платеж от имени банка на какую-нибудь фирму, например, "на покупку компьютера", "за консультационные услуги", доход по депозиту и т.д. при отсутствии (или фабрикации) подтверждающих документов.

Подмена настоящей валюты поддельной. Банкам и их работникам до сих пор большинство клиентов верит. Это дает возможность сбывать через банк фальшивые денежные знаки.

Хотя подсовывание фальшивых долларов, немецких марок случается довольно часто (особенно в обменных пунктах), кассиры крупных банков предпочитают рисковать пореже. Основная их "шалость" в этом плане — всучивание вместо новых купюр старых и потрепанных, которые трудно реализовать за полный номинал. Бывали случаи, что ранее выданные купюры те же кассиры через некоторое время принимали у клиента, отчаявшегося их реализовать, за часть номинала. Затем эти купюры снова всовывалась в пачку невнимательному клиенту и история повторялась.

В зарубежной практике распространено также подсовывание фальшивых векселей и других ценных бумаг.

Вытягивание денег из пачек. Если клиент получает достаточно крупную сумму денег, то в банке ему часто нет возможности пересчитывать количество денег в каждой пачке. Деньги без подсчета увозятся из банка и только у себя в офисе кассир клиента их пересчитывает. Обнаруживается недостача, на которую кассир банка реагирует с олимпийским спокойствием: "Нужно было пересчитывать в банке!". Если клиент обнаруживает недостачу в банке, то перед ним извиняются и выдают деньги правильно.

В отечественных банках в эпоху неплатежей есть возможность промариновать клиентов почти до обеда, а затем начать выдавать им деньги всем сразу, создавая сумятицу. Вдобавок, работники клиентов ждут заработную плату, так что часто бухгалтерам бывает не до пересчетов.

В зарубежной практике из стандартных пакетов изымаются векселя или векселя на крупные суммы подменяются векселями более мелкого достоинства.

Обман малограмотных, доверчивых или больных клиентов. Отечественное население может рассматриваться как поголовно грамотное и умное только в пропагандистских целях. На практике не только многие дедушки и старушки, но люди среднего возраста и молодежь готовы подписать все, что не предложат в банке. Этот же метод применяется и к плохо видящим, за которых кассир заполняет все документы и говорит: "Распишитесь вот здесь".

Списание недостачи на другие подразделения банка. При доступе работников кассово - расчетного центра к бухгалтерским документам, возникшая недостача часто списывается на другие подразделения банка, где недостача может обнаружиться лишь через определенный период времени. Затяжка во времени позволяет запутать ситуацию.

4.   Правила защитников от мошенников:

- Держите дистанцию, проявляйте элементарную осторожность с малознакомыми людьми. Особенно если они предлагают неожиданно выгодные сделки, неоправданно низкие цены на товары, огромные проценты или «эксклюзивные» услуги.

- Если вас торопят с принятием решения, совершения сделки или покупки, насторожитесь. Любое мошенничество построено на быстроте и натиске, на стремительном одурманивании клиента. Критически оценивайте объяснения и отговорки типа: «у нас рекламная кампания», «это последняя партия», «гуманитарная помощь», «благотворительная акция», «распродажа в связи с ликвидацией» и т.п. Ваша якобы нерешительность и дотошные расспросы осложнят ситуацию для проходимцев и, возможно, заставят их отступиться.

- Управляя поступками жертвы, мошенники обычно работают по определенной схеме, стереотипу. Действуйте непредсказуемо! Задавайте неожиданные вопросы, совершайте неординарные поступки, отвечайте парадоксальной реакцией. Побольше скепсиса. Недоверие обезоруживает проходимцев, а смех – опаснейшая помеха в работе мошенников всех мастей.

- Совет специалистов-психологов: коль скоро вы поддаетесь внушению, старайтесь не смотреть в глаза приставалам, не отвечайте на их вопросы, не вступайте в дискуссию. Проходите мимо, будто не слышите и не замечаете их.

- Не совершайте серьезные покупки или сделки в одиночку, без крепкого тыла. В крайнем случае, пусть ваша «группа поддержки» наблюдает со стороны.

- Многие аферы строятся на нашем желании «урвать кусочек», объехать закон «на кривой козе». Поэтому будьте щепетильны, не соглашайтесь на предложения, сомнительные с юридической или этической точки зрения. Спросите себя: почему, собственно, этот человек так хлопочет именно о моей выгоде?

Мошенничества в кредитном отделе (управлении).

Сама специфика работы кредитных отделов (в крупных банках — кредитных управлений) дает значительные возможности для злоупотреблений. В банке, не принимающих должных мер защиты, могут иметь место следующие виды мошенничества.

Кредит под "дутый" залог или поручительство.

Любимое занятие отечественных "кидал" — взять кредит и затем не отдавать. Причем при взятии кредита они часто не имеют достаточного залога или поручительства, в связи, с чем им необходимы доверительные отношения с персоналом кредитного отдела, если, конечно, они не имеют выхода на высшее руководство банка. Нередки случаи, когда работники этого отдела помогали получить кредит сомнительному клиенту с получением комиссионных до 30 процентов будущего безвозвратного кредита.

Все залоги, предлагаемые в качестве обеспечения кредита, должны исследоваться ответственными за это лицами банка, непосредственно не связанными с работниками, выдающими кредит. Это изучение должно иметь цель определение реальной стоимости залога, как перед получением кредита, так и по мере погашения ссуды.

Необоснованные займы фирмам, в которых есть личная заинтересованность.

Нередки случаи, когда высшие должностные лица банка имеют акции или другой экономический интерес в коммерческих структурах. Более того, они часто сами или через подставных лиц входят в органы управления такими структурами. Естественно, что они заинтересованы в процветании своих коммерческих предприятий даже в ущерб банку. В результате "свои" предприятия часто получают кредит под льготный процент даже при отсутствии залога или поручителя.

Если кредит выдается по решению высших руководителей банка, все документы о выдаче кредита заполняются относительно правильно. Однако если кредит "своему" предприятию необходимо продлить руководителю банка среднего уровня, то используется метод замены первого листа кредитного договора, на котором указана сумма кредита, его срок, процентная ставка. Подписи же руководства банка стоят обычно на втором (не заменяемом) листе. Естественно, что возникают проблемы в связи с наличием сводной отчетности по кредитам, но на практике они вполне решаемы.

Неправомерное освобождение залога.

Банк может понести значительные убытки из-за освобождения залога под кредит. В отечественной практике все осуществляется достаточно примитивно. Клиент, взявший кредит, на определенном этапе начинает понимать (если он это с самого начала не предвидел), что он не сможет вернуть полученную ссуду.

В нормальных условиях он не имеет возможности получить обратно свой залог, который, по правилам не должен находиться в распоряжении клиента. Однако, он иногда его слезно вымаливает на том основании, что он срочно нужен для работы.

В качестве залога одним отечественным клиентом было предоставлено несколько грузовых автомобилей МАЗ. Когда срок возврата кредита стал истекать и кредитный отдел начал волноваться, клиент прибежал в банк и радостно сообщил, что товар, продажей которого он рассчитается за кредит, уже прибыл на Брестскую таможню и уже расторможен, о чем показал соответствующие факсы. Осталось всего - ничего вывести товар в магазины. Но поскольку деньги у клиента на исходе, арендовать транспорт он не может. Поэтому он попросил вернуть на несколько дней заложенные автомобили и обещал, что затем все будет хорошо.

И хотя в банке знали простоту фальсификации факсовых сообщений, клиенту пошли навстречу, залог раскрыли. В результате кредитные деньги безвозвратно ушли за границу, а автомобили были проданы ничего не подозревающему покупателю.

Занижение получаемого дохода от выдаваемых ссуд.

На практике наиболее распространено выдача руководителем среднего звена, наделенного соответствующими полномочиями, кредита под заниженный по сравнению со средним по банку процент. Оправдание низкой процентной ставки найти не сложно, особенно если выдача такой ссуды сопровождается взяткой.

В банках с плохо налаженным учетом возврата ссуд имеются определенные возможности присвоения средств путем занижения получаемых процентов по кредиту. Кроме того, возможно временное присвоение средств при досрочном возврате кредитов. При работе с наличными деньгами соответствующая сумма средств изымается из кассы.

В зарубежном банке помощник кассира осуществлял обслуживание процентов по займам. При составлении бухгалтерского регистра в конце рабочего дня он занижал общий полученный доход с ссудных процентов и забирал соответствующую сумму наличных денег из кассы.

Получение на себя необоснованно большой суммы кредита.

Большинство банков дают возможность своим работникам брать определенную сумму кредита на выгодных условиях. В отдельных случаях им открывается кредитная линия в пределах установленного лимита. Такие кредиты периодически просматриваются руководством банка и кредитными комитетами. Тем не менее, некоторые банковские должностные лица на практике умудряются получать необоснованно большую величину, ссуды не уведомляя о ней руководство банка, например, путем фиктивного ее распределения на несколько подчиненных работников банка.

Подделывание подписей на векселях клиентов.

Такая операция пока экзотична для отечественного бизнеса, но достаточно распространена за рубежом.

Иностранные банки выдают займы под вексель заимополучателей и в этом случае для совершения хищения достаточно подделать такой вексель. Существование поддельных векселей иногда обнаруживается во время просмотра векселей должностными лицами, знакомыми с подписями заемщиков. Однако на практике векселя проверяются достаточно редко.

Наиболее эффективным способом установления подлинности векселей является их непосредственное подтверждение заемщиками. К другим методам относятся сравнение подписей на документах с подписями того же лица на представленных ранее документах, имеющихся в банке, а также прослеживание выплаты сумм по документам. В крупных банках работа между служащими отдела должна распределяться таким образом, чтобы исключить саму возможность подделки (при условии, что между ними нет тайного сговора). В небольших банках такие меры предосторожности малореальные из-за ограниченного числа работников.

Мошенничество с учтенными векселями..

Еще один пока экзотический для наших условий метод. При его использовании изымаются уже учтенные банком векселя для повторного их учета в другом банке или даже в том же самом банке. Совершать такую операцию имеет возможность, прежде всего должностное лицо, отвечающее за учет и хранение учтенных векселей.

Ссуды под фальшивые счета дебиторов.

Указанный метод применяется при выдаче ссуд под залог средств на счетах получателя ссуды. В этом случае есть возможности злоупотреблений путем выписки фальшивых счетов-фактур. Для предотвращения мошенничества банк должен удостовериться в подлинности счетов дебиторов.

Присвоение средств путем вхождения в доверие к получателю кредита.

В зарубежной практике бывали случаи, когда работник банка присваивал крупные суммы денег, используя чеки, оставленные в банке заемщиками с целью оплаты полученных кредитов по окончании срока.

Работник убеждал своих клиентов выписывать чеки, датированные будущим числом, и отдавать ему на хранение. Затем он менял даты чеков и получал по ним наличные, мотивируя свои действия тем, что чеки были выписаны в погашение задолженности, срок оплаты которой наступил в день получения денег.

Гражданин, получивший ссуду, умер.

Работники зарубежных банков, обслуживающие ссуды населению с погашением в рассрочку, обнаруживают, что ссудополучатель умер и спросить за кредит не с кого. В некоторых странах (например, в США) получить свидетельство о смерти несложно даже живому человеку. В результате появляется возможность обмануть как банк, так и страховщиков жизни заемщика путем представления подложных заявлений о смерти.

Противодействие злоупотреблениям при получении банковских ссуд.

Политика противодействия необоснованному получению банковских ссуд должна включать в себя следующие моменты:

·     Решения о выдаче кредитов принимаются только коллегиально на заседании кредитного комитета или аналогичного ему органа.

·     Четко разграничиваются полномочия руководителей различного ранга по выдаче кредита и установлению процентных ставок.

·     Все выданные или продленные кредиты полностью обеспечиваются ликвидным залогом, находящимся в распоряжении банка, или поручительствами (гарантиями). Осуществляется постоянный и тщательный контроль за наличием залога по ссудам.

·     Проводятся регулярные проверки правомерности выдачи кредитов и установления процентных ставок.

·     Жестко контролируется расходование средств со спецссудного счета клиента, взявшего кредит.

·     Назначаются незаинтересованные служащие для проверки обязательств по каждому заемщику.

·     Основные виды мошенничества с привлекаемыми ресурсами и ценными бумагами

В структуре большинства банков имеются отделы (управления) по работе со свободными финансовыми ресурсами и с ценными бумагами (облигациями, акциями) для выгодного инвестирования как собственных средств, так и свободных финансовых ресурсов клиентов. Обычно этот же отдел осуществляет и трастовые операции. В маленьких банках такие операции обычно осуществляет один из руководителей, а учетные документы хранятся у рядового исполнителя, который также осуществляет контроль за ценными бумагами.

Наиболее распространены следующие виды мошенничества.

·     "Продажа" клиентов в другой банк

Распространена практика, когда работники низшего и среднего звена банка предоставляют информацию о своих клиентах банкам-конкурентам. При этом клиентам, желающим положить значительные суммы денег на депозит, специально сообщаются заниженные депозитные ставки.

а) При "наглом" подходе к клиенту последнему сообщается, что ставка по депозиту в имярек - банке намного выше. Клиент благодарит и несет деньги в указанный банк. Работник же банка регулярно наведывается в имярек - банк и перечисляет клиентов, которых он "отвадил" от своего банка и получает комиссионное вознаграждение от банка-конкурента.

Если руководство банка, потерявшего клиента, узнает о проделках своего работника, тот отвечает, что он всего-навсего боролся за снижение банковских расходов на выплату процентов.

б) При более тонком подходе, когда речь идет о клиенте - юридическом лице, клиента "отваживают" от своего банка ничего лишнего не говоря, а затем сообщают о потенциальном клиенте в банк-конкурент. Последний уже сам обрабатывает клиента и в случае успеха выплачивает комиссионные работнику, давшему информацию.

в) Этот вариант заключается в создании личной финансовой компании банковского работника, учредителем которой является подставное лицо. Схема привлечения средств стандартная: клиента убеждают, что у банка депозитные ставки низкие, а у финансовой компании — высокие. Клиент отдает деньги финансовой компании, которые работник-махинатор тут же кладет на депозитный счет в своем банке под значительно более высокий процент.

Занижение ставок при продаже ресурсов на межбанковском рынке.

Работник в конфиденциальном порядке договаривается с другим банком о продаже ресурсов по заниженной процентной ставке. Затем разница (или часть разницы) в доходе при реальной и заниженной ставке отдается работнику, обеспечившему продажу более дешевых ресурсов.

Утаивание части выручки от продажи ценных бумаг клиентов

Клиенты, продающие свои ценные бумаги через брокера банка, часто не сравнивают процентный доход, указанный в отчете о продаже ценных бумаг, полученный от брокера банка, с рыночной котировкой ценных бумаг на дату продажи. Это позволяет занижать в отчете о продаже ценных бумаг реальную цену и тем самым обеспечивать личный доход, часто оформляемый на третью фирму как комиссионные за посредничество.

Такая деятельность на практике является мало контролируемой и у специалиста по таким операциям практически не бывает проблем до момента, пока клиент не возмутится постоянным неудачным операциям банковского брокера с его ценными бумагами. Так как на брокера жалуются, прежде всего, самому брокеру, последний имеет возможность переоформить результаты сделок и мирно уладить конфликт, не информируя о нем руководство банка. С въедливым клиентом он будет работать осторожнее, отыгрываясь на прочих клиентах. В результате руководители банка будут "не в курсе" относительно этих краж и не предпримут мер по их пресечению.

Этот вид мошенничества встречается не только при продаже ценных бумаг клиентов, но и при их приобретении, когда в отчете о покупке ценных бумаг приводится цена выше фактического биржевого курса.

·     Утаивание средств, предназначенных для приобретения ценных бумаг.

Банковский брокер обычно требует, чтобы при подаче клиентом заявки на приобретение ценных бумаг одновременно перечислялись и средства, достаточные для покрытия стоимости заявленных к покупке ценных бумаг на момент поставки. В зарубежной практике бывают случаи, когда брокер, принимая поручение клиента, заставляет его выписать чек на сумму приблизительно равную стоимости ценных бумаг. Затем банковский работник получает наличные по чеку и похищает поступления от продажи ценных бумаг, используя последующие поручения для возмещения убытков.

В небольших банках предотвратить этот вид мошенничества крайне трудно. Обычно контроль за операциями с ценными бумагами полностью осуществляет какой-нибудь один служащий, и в редком случае какую-нибудь часть сделки проверяет другой служащий или работник. Если брокер достаточно умен, чтобы скрыть свои незаконные действия, недостача может быть бесконечной.

·     "Наглое" изъятие и продажа в личных целях ценных бумаг банка.

Такое хищение достаточно распространено как в зарубежных, так и в отечественных небольших банках, когда операции с ценными бумагами контролируются преимущественно одним работником. Ясно, что недостача такого типа легко раскрываются при первой же ревизии, но тем не менее такие хищения совершаются в надежде, что недостачу ценных бумаг к моменту ревизии удастся погасить.

·     Умышленно неэффективная покупка ценных бумаг.

Брокер вступает в соглашение с эмитентами не очень выгодных ценных бумаг или цена на которые искусственно завышена нестандартными методами. Затем он уговаривает клиента купить предлагаемые им ценные бумаги, получая от эмитентов комиссионные.

·     Сговор по продаже похищенных ценных бумаг банку.

Этот метод основан на тайном сговоре работников банка с держателями краденных ценных бумаг для размещения последних в портфеле долговых обязательств банка. Такие случаи обычно бывают в небольших банках с неэффективной системой внутреннего контроля.

·     Замена обесцененных ценных бумаг на прибыльные из банковского портфеля.

Сущность приема заключается в подмене работником банка своих потерявших высокую доходность ценных бумаг на ценные бумаги, принадлежащие банку. Конечно, необходимо внести изменения в реестр ценных бумаг банка, но если сам работник-махинатор его и ведет, то с серьезных проблем не возникает. Такие операции также легче проводить в мелких банках, где нет необходимого разделения функций и руководители должным образом не контролируют инвестиционный портфель.

·     Использование счетов банка для спекуляции ценными бумагами в личных интересах

Незаконное использование банковскими работниками счетов банка для личных коммерческих операций с ценными бумагами может стать причиной крупных недостач в отделе ценных бумаг.

Существует ряд исторически апробированных схем мошенничества. Приведенный ниже список не является исчерпывающим и содержит лишь некоторые наиболее часто используемые схемы:

неправильные бухгалтерские проводки;

несанкционированное снятие средств со счетов;

несанкционированная выплата средств сторонним лицам;

оплата личных расходов из средств банка;

кража имущества;

несанкционированные и неучтенные выплаты наличных средств;

кража и несанкционированное использование заложенного имущества.

Некоторые типовые схемы с примерами приведены ниже.

1.   Перевод средств с неактивных или бездействующих клиентских счетов

Уполномоченные лица делают записи в журналах или выдают платежные поручения о переводе клиентских средств на другие счета без ведома самого клиента. Установить письменный или телефонный контакт с держателем счета для подтверждения сделки не представляется возможным.

2.   Кредитование несуществующих заемщиков

Кредитные инспекторы умышленно или неумышленно принимают к рассмотрению фальшивые заявления о предоставлении ссуды. Эти заявления могут подкрепляться недостоверной финансовой отчетностью. Такой тип кредитного мошенничества совершают как лица, которые являются сторонними по отношению к кредитному учреждению («внешнее мошенничество»), так и кредитные инспекторы, директора или сотрудники кредитного учреждения («внутреннее мошенничество»).

3.   Фиктивное кредитование, сопровождаемое «откатом» и перераспределением заемных средств

Кредитный инспектор выдает кредит своим сообщникам, которые затем передают ему все или часть полученных средств. В некоторых случаях займы могут списываться на безнадежные долги. Иногда фиктивные кредиты погашаются одновременно с предоставлением новых кредитов, полученных мошенническим путем.

4.   Кредитные договоры по принципу «ты – мне, я – тебе»

Инсайдеры в банке организуют кредитование других лиц либо продают ссуды другим банкам в обмен на договоренность о приобретении их ссуд, чтобы за ними скрыть кредитные и торговые операции.

5.   Цепное финансирование

Банку предлагаются крупные депозиты (как правило, брокерские депозиты) с условием предоставления займов определенным лицам, которые являются аффинированными по отношению к посреднику-владельцу крупных депозитов. Мошенники обещают банку огромные прибыли, однако срок погашения займов больше срока хранения депозита (т.н. «горячие» деньги). Посреднику или банкиру могут выплачиваться комиссионные от сделки (т.н. «откат»).

6.   Кредиты на строительство

Кредитование строительства характеризуется рядом особенностей, которые отличают его от других видов бессрочного или промежуточного кредитования. Строительные проекты отличаются более высоким уровнем риска, чем, например, завершенные объекты. В этой сфере используется множество мошеннических схем. Среди наиболее распространенных можно выделить схемы, связанные с оценкой затрат на завершение строительства, накладными расходами строительного подрядчика, заявками подрядчика на выборку средств и использованием схем удержания. Учитывая распространенность мошенничества в сфере строительства, ниже приведена дополнительная информация по наиболее типичным рискам.


Заключение

Чрезвычайных ситуаций в нашей жизни встречается много. Каждый человек в течение жизни попадает в такую ситуацию. Главное не растеряться и правильно повести себя, совершать поступки, обдумывая их.

Чтобы человек правильно и обдуманно вёл себя в чрезвычайных ситуациях, ему надо знать, что и как делать. При этих знания он сможет адекватно и правильно реагировать на ситуацию, а значит избежать большинство, если не все возможные последствия, хотя бы, по крайней мере, уменьшить их влияние на себя.

Список литературы


1.   Газета «Политехник»

2.   Журнал «ОБЖ» №5 2005

3.   Газета «Интерфакс время» №33 (423)

4.   РИА «ОРЕАНДА» 01/06/2005

5.   Интернет:

·     http://rescue01.gov.by/education/lesson1.html

·     http://www.vimpel-mic.ru/tolpa.htm

·     http://antitax.ru/moshennik/luchenok/

·     http://leshchenko.rbcmail.ru/fraud/banks.htm


Страницы: 1, 2