рефераты

рефераты

 
 
рефераты рефераты

Меню

Основы управления мероприятиями РСЧС и ГО рефераты

Отметка о    выполнении

I

II

III

1

2

3

4



1









2









3










В основе линейно-графического метода лежит воспроизведение продолжительности намечаемых работ посредством отрезков прямых линий с соблюдением масштаба времени. Это обуславливает наглядность линейно-графических построений, их очевидную простоту и определило широкое распространение линейных графиков при составлении планов, требующих увязки совокупности планируемых мероприятий (работ).

На многие вопросы, связанные с планированием последовательности выполнения мероприятий (работ), с определением наиболее напряженных или наименее напряженных звеньев плана, линейный график ответа не дает. Особенно при планировании обширных программ мероприятий (работ), ибо его основное предназначение – в наглядном воспроизведении продолжительности работ в календаре.

Сетевой метод планирования позволяет планировать работу, не как простую совокупную, а как единое взаимосвязанное целое, логически развивающееся во времени. Для такого планирования применяются сетевые графики. В их основе лежит не наглядное воспроизведение продолжительности работ, как это делается в линейном графике, а моделирование взаимосвязей работ, посредством специальной графической композиции, называемой сетевым графиком, сетевой моделью или просто сетью.

Сетевая модель состоит из двух абстрагированных элементов. Один их них называется событием, другой - связью между событиями. Под событием понимается начало выполнения или момент окончания какой-либо операции, и оно не имеет продолжительности. На сетевой модели событие обычно изображается кружком или любой другой геометрической фигурой.

Связь изображается стрелкой, выполненной без масштаба во времени. Она обозначает некоторое действие или некоторую операцию, в результате которых осуществляется переход от одного события к другому.

3.Сетевой график.

 





Глава 3. Организация процесса планирования мероприятий РСЧС и ГО


Как уже отмечалось выше, все основные планирующие документы по выполнению мероприятий РСЧС и ГО разрабатываются органами управления по делам ГОЧС под руководством руководителей органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления - начальников гражданской обороны на соответствующей территории, который несет полную ответственность за организацию и состояние РСЧС и ГО, а также постоянную готовность сил и средств.

Разработку всех планирующих документов условно можно разделить на три этапа:

1. Организационно-подготовительный.

2. Практическая разработка и оформление документов.

3. Согласование, рассмотрение, доработка и утверждение документа.

На первом этапе осуществляется:

-          определение состава исполнителей;

-          составление календарного плана работы органа управления по разработке планирующих документов;

-          изучение руководящих документов, указаний старших начальников, соответствующих положений уставов, руководств и наставлений и других пособий и материалов;

-          сбор, обобщение, изучение и оценка исходных данных, необходимых для разработки документов, в том числе при разработке плана ГО:

а) перечни объектов экономики, продолжающих работу в категорированных городах, прекращающих и переносящих свою деятельность в загородную зону в военное время;

б) данные по защите населения (о защитных сооружениях, о численности укрываемых и т.д.);

в) расчеты численности населения, подлежащего рассредоточению и эвакуации по группам;

г) данные по обеспеченности населения средствами индивидуальной защиты;

д) данные о силах ГО;

-          определение общего объема работ по разработке планов, распределение обязанностей по отработке документов планов и назначение ответственных исполнителей с указанием документов.

К работе над планирующими документами РСЧС и ГО кроме должностных лиц органов управления по делам ГОЧС привлекаются:

-          должностные лица комиссии по чрезвычайным ситуациям (КЧС);

-          должностные лица эвакокомиссии и комиссии по повышению устойчивости функционирования объектов экономики;

-          руководители и должностные лица служб ГО;

-          другие должностные лица администрации субъектов Российской Федерации;

-          другие лица по необходимости.

На втором этапе (рис. 2.12.) осуществляется практическая разработка и оформление плана, определяется содержание разделов плана; проводится необходимое предварительное согласование между структурными подразделениями органа управления по делам ГОЧС и службами ГО, с органами управления по делам ГОЧС соседних субъектов Российской Федерации; уточняются вопросы взаимодействия с органами управления, совместно с которыми планируется проведение мероприятий; принимаются дополнительные решения по отдельным вопросам и доводятся до исполнителей.

На третьем этапе после отработки окончательно согласовывается содержание всех документов плана и порядок проведения запланированных мероприятий РСЧС и ГО, при необходимости дорабатываются отдельные вопросы, и план представляется на утверждение в установленном порядке.

Глава 4. Организация взаимодействия органов управления при выполнении задач РСЧС

 

Единая государственная система предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (РСЧС) представляет собой организационную систему, объединяющую органы, пункты и средства управления, силы и средства органов исполнительной власти всех уровней и организаций. Она предназначена для выполнения комплекса общегосударственных мероприятий, обеспечивающих в мирное время защиту населения, территории, окружающей природной среды, социально-экономического комплекса, материальных и культурных ценностей государства от чрезвычайных ситуаций техногенного, природного, экологического и иного характера.

То есть РСЧС является организационной системой, в рамках которой взаимодействуют и координируют свою работу органы управления. Эта система должна обеспечить комплексное использование сил и средств федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления и организаций (отраслей и объектов экономики), а также различных общественных организаций, в компетенцию которых входит решение вопросов защиты населения и территорий от ЧС.

Всякая организационная система создается и существует во имя удовлетворения тех или иных общественных потребностей, которые выражаются через целевые функции, возлагаемые на систему обществом.

Реальные потребности государства и граждан России в области противодействия чрезвычайным ситуациям сводятся к двум целевым функциям, ради реализации которых и создана РСЧС:

-          предупреждение возникновения чрезвычайных ситуаций, (которая может быть подразделена, в свою очередь, на функцию предотвращения чрезвычайных ситуаций и функцию снижения размеров ущерба от чрезвычайных ситуаций);

-          ликвидация чрезвычайных ситуаций.

При предупреждении чрезвычайных ситуаций взаимодействие органов управления РСЧС направлено на заблаговременное проведение совместно с силами и средствами федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления и организаций, в полномочия которых входит решение вопросов по защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, комплекса мероприятий, направленных на максимально возможное уменьшение риска возникновения чрезвычайных ситуаций, а также на сохранение здоровья людей, снижение размеров ущерба окружающей природной среды и материальных потерь в случае их возникновения.

При этом, базу такого взаимодействия составляют законодательные и подзаконные акты, нормативно-технические документы Российской Федерации и субъектов Российской Федерации по вопросам предупреждения чрезвычайных ситуаций.

При ликвидации чрезвычайных ситуаций взаимодействие органов управления РСЧС направлено на проведение аварийно-спасательных и других неотложных работ, осуществляемых при возникновении чрезвычайных ситуаций. Основными критериями взаимодействия, как и управления в целом, являются спасенные жизни и сохраненное здоровье людей, снижение размеров ущерба окружающей природной среде и материальных потерь.

Анализируя многочисленные и разнообразные задачи по защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, можно выделить основные направления, по которым осуществляется такое взаимодействие.

Во-первых, это разработка предложений по государственной политике в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций и организация ее реализации. РСЧС осуществляет эту функцию, объединив органы управле­ния, силы и средства страны, в компетенцию которых входит решение этих проблем, но которые ранее занимались ими разрозненно. Объединительная роль РСЧС оказалась конструктивной. Впервые государство получило единую универсаль­ную систему с достаточной полнотой полномочий, объединенными силами и ресурсами, способностью к широкому маневру.

Ведущая роль РСЧС в реализации государственной политики в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций проявляется и в разработке и осуществлении государственных целевых программ по наиболее важным вопросам в данной области.

Во-вторых, управление взаимодействием органов управления осуществляется при функционировании РСЧС. Руководящий орган РСЧС — МЧС России наделено функцией координации деятельности органов государственного управления и органов местного самоуправления в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций. В целях повышения эффективности этой деятельности образована межведомственная комиссия по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций, являющаяся коллегиальным органом управления и предназначенная для межотраслевого регулирования в области предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций. Ее решения являются обязательными для выполнения федеральными органами исполнительной власти, а также органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации (по согласованию).

В подсистемах и звеньях РСЧС эту функцию выполняют органы управления ГОЧС и комиссии по чрезвычайным ситуациям.

В-третьих, взаимодействие органов управления РСЧС отрабатывается и при реализации контрольных функций, например, при включении в комиссии вышестоящих органов управления должностных лиц взаимодействующих структур РСЧС. Контроль в РСЧС осуществляется и непосредственно между взаимодействующими органами управления друг с другом при проверке отработке планов взаимодействия. При этом могут совершенствоваться вопросы обеспечения соблюдения федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления и организациями законодательных, нормативных правовых актов, норм, стандартов и правил в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций и устранения фактов их нарушения.

Контроль в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций является специальным видом контроля и на федеральном уровне осуществляется МЧС России (при необходимости — совместно с федеральными надзорными органами, государственными надзорными и контрольными органами других федеральных органов исполнительной власти или их структурными подразделениями).

На территориальном и местном уровнях контроль в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций осуществляется органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления через соответствующие органы управления ГОЧС.

В-четвертых, взаимодействие органов управления РСЧС осуществляется непосредственно при решении возложенных на них задач по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций. Такое взаимодействие организуется при проведении практических работ по профилактике чрезвычайных ситуаций, уменьшению их масштабов, снижению потерь и ущерба от них, а также при ведении аварийно-спасательных и других неотложных работ в ходе ликвидации возникших чрезвычайных ситуаций. Это – основное направление взаимодействия органов управления, при реализации которого органами управления привлекаются силы и средства РСЧС и непосредственно выполняются практические задачи защиты от чрезвычайных ситуаций, возложенные на эту систему.

За время функционирования РСЧС в результате ее деятельности, в том числе – и в результате взаимодействия органов управления этой системы, предотвращены сотни чрезвычайных ситуаций, спасены сотни тысяч людей, уменьшен ущерб на десятки миллиардов рублей.

В-пятых, немаловажным направлением взаимодействия органов управления РСЧС является их совместная работа по обучению, включающая подготовку и повышение квалификации специалистов РСЧС, а также обучение населения действиям в чрезвычайных ситуациях.

Порядок подготовки специалистов РСЧС и обучения населения предусматри­вает разработку учебных программ, организацию проведения занятий, их материально-техническое обеспечение. Ответственность за подготовку специалистов РСЧС и обучение населения дей­ствиям в чрезвычайных ситуациях несут не только руководители учебных заведений, но и руководители, органы управления ГОЧС.

В-шестых, взаимодействие органов управления должно предусматривать координацию материально-тех­нического и финансового обеспечения деятельности РСЧС.

Ведь большая часть финансирования содержания органов управления, сил и средств РСЧС и проводимых ими мероприятий на федеральном, территориальном и местном уровнях осуществляется за счет средств органов исполнительной власти. Следовательно, необходимо тесное взаимодействие органов управления РСЧС с этими органами власти.

Взаимодействие различных органов управления РСЧС должно проявляться также при обеспечении финансирования на объектовом уровне (в организациях), когда такое финансирование ведется за счет бюджетов организаций.

Искусство организации взаимодействия различных органов управления РСЧС должно проявляться и при формировании и финансировании целевых программ по защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, по обеспечению устойчивого функционирования организаций.

И, наконец, финансирование мероприятий по ликвидации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера осуществляется за счет средств организаций, находящихся в зонах чрезвычайных ситуаций, средств федеральных органов исполнительной власти, соответствующих бюджетов, страховых фондов и других источников, что также требует большой работы органов управления РСЧС по взаимодействию.

Известно, что для обеспечения мероприятий по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера и в целях обеспечения возможности экстренного привлечения необходимых средств в случае возникновения таких ситуаций, решениями Правительства Российской Федерации, федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, руководителей учреждений и организаций создаются резервы материальных ресурсов.

Резервы материальных ресурсов для ликвидации чрезвычайных ситуаций включают продовольствие, пищевое сырье, медицинское имущество, медикаменты, инженерное имущество, вещевое имущество, транспортные средства, средства связи, строительные материалы, топливо, средства индивидуальной радиационной и химической защиты и многое другое. Они формируются, исходя из прогнозируемых видов и масштабов чрезвычайных ситуаций, предполагаемого объема работ по их ликвидации, а также исходя из максимально возможного использования имеющихся сил и средств для ликвидации чрезвычайных ситуаций. Кроме того, на всех уровнях государственного управления создаются резервы финансовых ресурсов. Номенклатура и объемы резервов финансовых и материальных ресурсов, порядок их создания, хранения, использования и восполнения определяются соответствующими органами управления, которые обязаны решать вопросы этого важнейшего направления работ в тесном взаимодействии друг с другом.

При этом необходимо согласовать размещение материальных ресурсов на объектах, в местах, откуда возможна оперативная их доставка в случае чрезвычайных ситуаций. Так, резерв МЧС России размещается в каждом региональном центре по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий при одной из воинских частей войск гражданской обороны.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5