Основы физиологии труда и комфортные условия жизнидеятельности
Основы физиологии труда и комфортные условия жизнидеятельности
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ УКРАИНЫ
ТАВРИЧЕСКИЙ НАЦИОНАЛЬНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ
ИМ. В.И. ВЕРНАНДСКОГО
РЕФЕРАТ
На
тему:
Основы физиологии труда и комфортные условия
жизнедеятельности
Билецкая Юлия.
Симферополь
2003
Содержание
1. Введение. 2
2. Классификация основных
форм деятельности человека. 3
3. Физиологические изменения в
организме при работе. 7
4. Утомление и
переутомление и их последствия. 8
5. Профилактика утомления
и основные пути повышения эффективности трудовой деятельности человека. 9
6. Общие санитарно-технические
требования к производственным помещениям и рабочим местам. 12
7. Вентиляция и
кондиционирование воздуха. 14
8. Требования
к освещению помещений и рабочих мест. 15
9. Эргономика и
техническая эстетика. 16
10. Заключение. 17
11. Литература. 17
Труд,
будь он физический, умственный, творческий, играет важнейшую роль в жизни
человека. Он не только является посредником получения материальных средств, но
и основополагающим критерием в определении социального статуса человека. Кроме
этого от характера и интенсивности трудовой деятельности в значительной
степени зависят физическое и психическое состояния человека: его самочувствие,
настроение, и т.д. Следовательно, не только специалистам в этой области, но и
каждому человеку необходимо знать основы физиологии туда, как необходимо
правильно построить режим труда и отдыха, чтобы увеличить производительность
труда, не ухудшив свое самочувствие.
Но этого
недостаточно знать для полномерного ведения трудовой деятельности. Так как на
человека оказывает огромное воздействие и условия, в которых он трудится.
Они
влияют также и на результаты производства – производительность труда, качество
и себестоимость выпускаемой продукции. Производительность труда повышается за
счет сохранения здоровья человека, повышения уровня использования рабочего
времени, продления периода активной трудовой деятельности человека.
Улучшение
условий труда и его безопасности приводит к снижению производственного
травматизма, профессиональных заболеваний, что сохраняет здоровье трудящихся и
одновременно приводит к уменьшению затрат на оплату льгот и компенсаций за
работу в неблагоприятных условиях труда, на оплату последствий такой работы
(временной и постоянной нетрудоспособности), на лечение, переподготовку
работников производства в связи с текучестью кадров по причинам, связанным с
условиями труда.
Характер и организация трудовой деятельности оказывают существенное
влияние на изменение функционального состояния организма человека. Трудовая
деятельность делится на физический и умственный труд.
Физический труд характеризуется
повышенной нагрузкой на опорно-двигательный аппарат и его функциональные
системы, обеспечивающие его деятельность. Физический труд, развивая мышечную
систему и стимулируя обменные процессы, в то же время имеет ряд
отрицательных последствий. Прежде всего это социальная неэффективность
физического труда, связанная с низкой его производительностью, необходимостью
напряжения физических сил и потребностью в длительном отдыхе (до 50% рабочего
времени)
Умственный
труд объединяет работы, связанные с приёмом и переработкой информации,
требующей преимущественного напряжения сенсорного аппарата, внимания, памяти, а
также активизации процессов мышления, эмоциональной сферы. Для данного вида
труда характерна гипокинезия, т.е. значительное снижение двигательной
активности человека, приводящее к ухудшению реактивности организма и повышению
эмоционального напряжения. Гипокинезия является одним из условий формирования
сердечно-сосудистой патологии у лиц умственного труда. Длительная умственная
нагрузка оказывает угнетающее влияние на психическую деятельность: ухудшаются
функции внимания, памяти, восприятия.
В
соответствии с принятой физиологической классификацией трудовой деятельности в
настоящее время различают следующие формы труда.
Формы труда, требующие значительной мышечной энергии. Этот вид трудовых операций применяется при отсутствии
механизированных средств и требует повышенных энергетических затрат от 17 до 25
МДж(4000-6000 ккал) и выше в сутки.
Развивая
мышечную систему и стимулируя обменные процессы, напряжённый физический труд
имеет и ряд недостатков. Прежде всего, это его неэффективность, связанная с
низкой производительностью и необходимостью перерывов на восстановление
физических сил, доходящих до 50 % рабочего времени.
Механизированные формы труда. При этих
формах труда энергетические затраты рабочих колеблются в пределах 12,5-17 МДж
(3000-4000 ккал) в сутки.
Механизированные
формы труда изменяют характер мышечных нагрузок и усложняют программы действий.
Профессии механизированного труда нередко требуют специальных знаний и навыков.
В условиях механизированного
производства наблюдается уменьшение объёма мышечной деятельности, в работу
вовлекаются мелкие мышцы дистальных отделов конечностей, которые должны
обеспечить большую скорость и точность движений, необходимые при управлении
механизмами. Однообразие простых и большей частью локальных действий,
однообразие и малый объём воспринимаемой в труде информации приводят к
монотонности труда.
Формы, связанные с частично автоматизированным производством. Полуавтоматическое производство исключает человека из процесса
непосредственной обработки предмета труда, который целиком выполняют механизмы.
Задача человека ограничивается обслуживанием автоматизированных линий и
управлением электронной техникой. Характерные черты этого вида работ –
монотонность, повышенный темп и ритм работы, нервная напряжённость.
Физиологическая особенность автоматизированных форм труда – это
постоянная готовность работника к действию и быстрота реакции по устранению
возникающих неполадок. Такое функциональное состояние «оперативного ожидания»
различно по степени утомляемости и зависит от отношения к работе, срочности
необходимого действия, ответственности предстоящей работы и т. д.
Групповые формы труда – конвейер.
Особенность этой формы заключается в разделении общего процесса на конкретные
операции, строгой последовательности их выполнения, автоматической подаче
деталей к каждому рабочему месту с помощью движущейся ленты конвейера.
Конвейерная
форма труда требует синхронной работы участников в соответствии с заданным
ритмом и темпом. При этом чем меньше времени тратит работник на операцию, тем
монотонней работа и проще ее содержание.
Монотония – одно из отрицательных последствий
конвейерного труда, которое выражается в прежде временной усталости и нервном
истощении. В основе этого явления лежит преобладание процесса торможения в
корковой деятельности, развивающееся при действии однообразных повторных
раздражителей, что снижает возбудимость анализаторов, рассеивает внимание,
уменьшает скорость реакции, и как следствие быстро наступает утомление.
Формы труда, связанные с управлением производственными процессами и
механизмами. Человек включен в систему управления
как необходимое оперативное звено – чем менее автоматизирован процесс
управления, тем больше участие человека. С физиологической точки зрения
различают две основные формы управления производственным процессом: в одних
случаях пульты управления требуют частых активных действий человека, а в других
– редких. В первом случае непрерывное внимание работника получает разрядку в
многочисленных движениях и речедвигательных актах, во втором – работник
находится главным образом в состоянии готовности к действию, его реакции
малочисленны.
Формы интеллектуального (умственного) труда.
Этот труд представлен как профессиями, относящимися к сфере материального
производства, например конструкторы, инженеры, техники, диспетчеры, операторы и
др., так и вне его – учёные, врачи, учителя, писатели, артистом, художники и др.
Интеллектуальный
труд заключается в переработке и анализе большого объема разнообразной
информации, и как следствие этого – мобилизация памяти и внимания, частота
стрессовых ситуаций. Однако мышечные нагрузки, как правило, незначительны,
суточные энергозатраты составляют 10-11,7 МДж(2000-2400 ккал) в сутки.
Для
интеллектуального труда характерно гипокинезия, т.е. значительное снижение
двигательной активности человека, приводящего к ухудшению реактивности
организма и повышению эмоционального напряжения. Гипокинезия является
неблагоприятным производственным фактором, одной из причин сердечно сосудистой
патологии у лиц умственного труда.
В
условиях научно-технического прогресса возрастает роль творческого элемента во
всех сферах профессиональной деятельности. В наступивший компьютерный век во
многих профессиях, преимущественно физического труда, увеличивается доля
умственного компонента, когда даже функции управления и контроля возлагаются на
электронную технику.
Умственный
труд связан с приемом и переработкой информации, требует напряжение сенсорного
аппарата, а также активации процессов мышления, эмоциональной сферы.
Формы
умственного труда подразделяются на операторский, управленческий, творческий
труд, труд медицинских работников, труд преподавателей, учащихся и студентов.
Отличаются они по организации трудового процесса, равномерности нагрузки,
степени эмоционального напряжения.
Операторский труд. В условиях современного
многофакторного производства на первый план функции управления и контроля за
работой технологических линий процессами товародвижения и обслуживания
покупателей. Например, труд диспетчера оптовой базы или главного администратора
супермаркета связан с переработкой большого объема информации за короткое время
и повышенное нервно-эмоциональной напряженностью.
Управленческий труд – труд руководителей
учреждений, предприятий характеризуется чрезмерным ростом объема информации,
быстрым принятием решения, повышенной личной ответственностью, периодическим
возникновением конфликтных ситуаций.
Творческий труд – наиболее сложная форма
трудовой деятельности, требующая значительного объема памяти, напряжения
внимания, что превышает нервно-эмоциональное напряжение. Это труд педагогов,
программистов, дизайнеров, научных работников, писателей, композиторов,
артистов, художников, архитекторов, конструкторов.
Труд преподавателей, торговых и медицинских
работников, работников всех сфер услуг отличается постоянными контактами с
людьми, повышенной ответственностью, часто дефицитом времени и информации для
принятия правильного решения, что обуславливает высокую степень
нервно-эмоционального напряжения.
Труд учащихся и студентов – это напряжение
основных психических функций, и как память, внимание, восприятие; наличие
стрессовых ситуаций (экзамены, зачёты).
Энергетические затраты человека
зависят от интенсивности мышечной работы, информационной насыщенности труда,
степени эмоционального напряжения и других условий (температуры, влажности,
скорости движения воздуха и др.). Суточные затраты энергии для лиц умственного
труда (инженеров, врачей, педагогов и др.) составляют 10,5... 11,7 МДж; для
работников механизированного труда и сферы обслуживания (медсестер, продавщиц,
рабочих, обслуживающих автоматы) —11,3...12,5 МДж; дня рппотииков, выполняющих
работу средней тяжести (станочников, шихтеров, хирургов, литейщиков,
сельскохозяйственных рабочих и др.), —12,5...15,5 МДж; для работников,
выполняющих тяжелую физическую работу (горнорабочих, металлургов, лесорубов,
грузчиков), —16,3...18 МДж.
Затраты
энергии меняются и зависимости от рабочей позы. При рабочей позе сидя затраты
энергии превышают на 5—10 % уровень основного обмена; при рабочей позе стоя—на
10...25 %, при вынужденной неудобной позе — на 40...50 %. При интенсивной интеллектуальной
работе потребность мозга в энергии составляет 15...20 % общего обмена в
организме (масса мозга составляет 2 % массы тела). Повышение суммарных
энергетических затрат при умственной работе определяется степенью
нервно-эмоциональной напряженности. Так, при чтении вслух сидя расход энергии
повышается на 48 %, при выступлении с публичной лекцией — на 94 %, у операторов
вычислительных машин—на 60...100%.
Уровень
энергозатрат может служить критерием тяжести и напряженности выполняемой
работы, имеющим важное значение для оптимизации условий труда и его
рациональной организации. Уровень энергозатрат определяют методом полного
газового анализа (учитывается объем потребления кислорода и выделенного
углекислого газа). С увеличением тяжести труда значительно возрастает
потребление кислорода и количество расходуемой энергии.
Тяжесть
и напряженность труда характеризуются степенью функционального напряжения
организма. Оно может быть энергетическим, зависящим от мощности работы,— при
физическом труде, и эмоциональным — при умственном труде, когда имеет место
информационная перегрузка.
Физическая тяжесть труда — это нагрузка на
организм при труде, требующая преимущественно мышечных усилий и
соответствующего энергетического обеспечения. Классификация труда по тяжести
производится по уровню энергозатрат с учетом вида нагрузки (статическая или
динамическая) и нагружаемых мышц.
Статическая
работа связана с фиксацией орудий и предметов труда в неподвижном состоянии, а
также с приданием человеку рабочей позы. Так, работа, требующая нахождения работающего
в статической позе 10...25 % рабочего времени, характеризуется как работа
средней тяжести (энергозатраты 172...293 Дж/с); 50 % и более — тяжелая работа
(энергозатраты свыше 293 Дж/с).
Динамическая
работа — процесс сокращения мышц, приводящий к перемещению груза, а также
самого тела человека или его частей в пространстве. При этом энергия
расходуется как на поддержание определенного напряжения в мышцах, так и на
механический эффект. Если максимальная масса поднимаемых вручную грузов не
превышает 5 кг для женщин и 15 кг для мужчин, работа характеризуется как легкая
(энергозатраты до 172 Дж/с); 5...10 кг для женщин и 15...30 кг для мужчин —
средней тяжести; свыше 10 кг для женщин или 30 кг для мужчин—тяжелая.
Напряженность труда характеризуется эмоциональной
нагрузкой на организм при труде, требующем преимущественно интенсивной работы
мозга по получению и переработке информации. Кроме того, при оценке степени
напряженности учитывают эргономические показатели: сменность труда, позу,
число движений и т.п. Так, если плотность воспринимаемых сигналов не превышает
75 в час, то работа характеризуется как легкая; 75...175—средней тяжести; свыше
176— тяжелая работа. I В соответствии с гигиенической
классификацией труда (Р.2.2.013 — 94) условия труда подразделяются на четыре
класса: 1—оптимальные; 2—допустимые; 3—вредные; 4—опасные (экстремальные).
Оптимальные условия труда обеспечивают
максимальную производительность труда и минимальную напряженность организма
человека. Оптимальные нормативы установлены для параметров микроклимата и
факторов трудового процесса. Для других факторов условно применяют такие
условия труда, при которых уровни неблагоприятных факторов не превышают
принятых в качестве безопасных для населения (в пределах фона).
Допустимые условия труда характеризуются
такими уровнями факторов среды и трудового процесса, которые не превышают
установленных гигиеническими нормативами для рабочих мест. Изменения
функционального состояния организма восстанавливаются во время
регламентированного отдыха или к началу следующей смены, они не должны
оказывать неблагоприятное воздействие в ближайшем и отдаленном периоде на
здоровье работающего и его потомства. Оптимальный и допустимый классы
соответствуют безопасным условиям труда.
Вредные условия труда характеризуются уровнями
вредных производственных факторов, превышающими гигиенические нормативы и
оказывающими неблагоприятное воздействие на организм работающего и (или) его
потомство.
Вредные
условия труда (3-й класс) подразделяют на четыре степени вредности. Первая
степень (3.1) характеризуется такими отклонениями от гигиенических нормативов,
которые, как правило, вызывают обратимые функциональные изменения и обусловливают
риск развития заболевания. Вторая степень (3.2) определяется такими уровнями производственных
факторов, которые могут вызывать стойкие функциональные нарушения, приводящие
в большинстве случаев к росту заболеваемости, временной утрате
трудоспособности, повышению частоты обшей заболеваемости, появлению начальных
признаков профессиональной патологии.
При
третьей степени (3.3) воздействие уровней вредных факторов привадит, как
правило, к развитию профессиональной патологии в легких формах, росту
хронической общесоматической патологии, в том числе к повышению уровня
заболеваемости с временной утратой трудоспособности. В условиях труда четвертой
степени (3.4) могут возникнуть выраженные формы профессиональных заболеваний;
отмечается значительный рост хронической патологии и высокие уровни
заболеваемости с временной утратой трудоспособности.
Степень
вредности 3-го классы по гигиенической классификации устанавливают в баллах.
Число баллов по каждому фактору хфi
проставляют в карте условий труда с учетом продолжительности его действия в
течение смены: хфi
= Дстi,Ti, где xстi
—степень вредности фактора или тяжести работ по гигиенической классификации
труда; Ti = тфi/ Тpc — отношение времени действия
факторов тf к продолжительности рабочей смены тpc, если тфi ≥ тpc , то Ti = 1,0.
Страницы: 1, 2, 3
|