рефераты

рефераты

 
 
рефераты рефераты

Меню

Комплекс документов, отражающих условия охраны труда в организации рефераты

Комплекс документов, отражающих условия охраны труда в организации

Федеральное агентство по образованию

ФГОУ СПО «Уфимский государственный колледж технологии и дизайна»

Комплекс документов, отражающих условия охраны труда в организации

КУРСОВАЯ РАБОТА

032002.ДОУиА. Д-07-19. 01/40.28




Руководитель курсовой работы                             А.Р.Усманова


Разработал                                                                 А.В.Шамсутдинова

СОДЕРЖАНИЕ

Введение

1. Внедрение системы управления охраной труда

1.1 Общие понятия и требования к системе управления охраной труда

1.2 Основные направления государственной политики в отношении охраны труда

1.3 Ответственность за нарушение законодательства об охране труда

1.4 Создание службы по охране труда

2. Перечень документов по охране труда

2.1 Коллективный договор

2.2 Правила внутреннего трудового распорядка

2.3 Медицинские обследования и освидетельствования

3. Обучение и инструктирование работников

3.1 Необходимость обучения по охране труда

3.2 Содержание инструктажа и его виды

 3.3 Разработка инструкций по охране труда

Заключение

Список литературы

Приложения

ВВЕДЕНИЕ


Проблема охраны жизни и здоровья работников остается на сегодняшний день не только актуальной, но и чрезвычайно острой. Основная проблема этого-отсутствие четкой системы управления охраной труда. Невнимание к проблеме охраны труда было приметой прошедшего десятилетия, следствие - деградация системы, обеспечивающей безопасность труда работников. Сегодня ситуация выправляется и назрела крайняя необходимость в действенных мерах по налаживанию и совершенствованию охраны труда. Причем сохранение жизни и здоровья работников во многом зависит от активности и информированности руководителя организации и специалистов по охране труда.

Имеется широкий спектр опасных и вредных технологических процессов, производственного оборудования и материалов, используемых в разных целях, так и в производстве образцов оборудования и приборов для нужд предприятия. На предприятиях по-прежнему происходят несчастные случаи, в т.ч. и со смертельным исходом среди работающих. При этом за последние годы структура причин несчастных случаев не изменилась. Абсолютное большинство производственных травм происходят из года в год по одним и тем же причинам: неудовлетворительная организация работ, нарушения технологических процессов, правил и инструкций по охране труда; правил дорожного движения, трудовой и производственной дисциплины. Подобная ситуация явилась следствием того, что за последние 10-12 лет была практически разрушена система работы по охране труда на всех уровнях управления.

Целью данной курсовой работы является изучение комплекса документов по охране труда.

Для достижения цели были поставлены следующие задачи:

1) Внедрение системы управления охраной труда;

2) Анализ перечня документов по охране труда;

3) Обучение и инструктирование работников в целом.

Теоретической и методологической основой проведения исследования явились законодательные акты, нормативные документы по теме работы.

Очень важным и ответственным моментом во всей организации работы по охране труда является своевременная подготовка и издание распорядительных документов (приказов, распоряжений, положений и т.п.) по вопросам безопасности труда.

Работа имеет традиционную структуру и включает в себя введение, основную часть, состоящую из 3 глав, заключение, список литературы и приложения.

1. ВНЕДРЕНИЕ СИСТЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ ОХРАНОЙ ТРУДА

1.1 Общие понятия и требования к системе управления охраной труда


Охрана труда - система сохранения жизни и здоровья работников в процессе трудовой деятельности, включающая в себя правовые, социально-экономические, организационно-технические, санитарно-гигиенические, лечебно-профилактические, реабилитационные и другие мероприятия.

Условия труда - совокупность факторов производственной среды и трудового процесса, оказывающего влияние на работоспособность и здоровье работника.

Вредный производственный фактор - производственный фактор, воздействие которого на работника может привести к его заболеванию.

Безопасные условия труда - условия труда, при которых воздействие на работающих вредных и (или) опасных производственных факторов исключено, либо уровни их воздействия не превышают установленных нормативов.

Рабочее место - место, где работник должен находиться или куда ему необходимо прибыть в связи с его работой и которое прямо или косвенно находится под контролем работодателя. Средства индивидуальной и коллективной защиты - технические средства, используемые для предотвращения или уменьшения воздействия на работников вредных и или опасных производственных факторов, а также защиты от загрязнения.

Общие требования к системе управления охраной труда в организации устанавливает ГОСТ 12.0.006-2002, введенный в действие с 1 января 2003 г. Он обязывает руководителей, несущих ответственность за охрану труда, обеспечить разработку, внедрение и функционирование системы управления охраной труда в соответствии с установленными требованиями.

Таким образом, система управления охраной труда - часть общей системы управления организацией, обеспечивающая выполнение обязательных требований по сохранению жизни и здоровья работников в процессе трудовой деятельности. Основная цель государственной системы управления охраной труда - обеспечить право работника на здоровые и безопасные условия труда. Пути ее достижения таковы:

- постоянное улучшение условий и охраны труда;

- формирование общественных органов и служб охраны труда;

- информирование работников об условиях труда на рабочих местах, о существующих производственных рисках, о полагающихся компенсациях за нанесение вреда здоровью и др.

1.2 Основные направления государственной политики в отношении охраны труда


Руководитель должен знать функции государства и его исполнительных органов власти по обеспечению прав работников на охрану жизни и здоровья.

В ст.210 Трудового Кодекса Российской Федерации (далее - ТК РФ)  определены основные направления государственной политики в области охраны труда. Это:

- обеспечение приоритета сохранения жизни и здоровья работников;

- принятие и реализация федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации в области охраны труда, а также федеральных целевых, ведомственных целевых и территориальных целевых программ улучшения условий и охраны труда;

-государственное управление охраной труда;

- государственный надзор и контроль за соблюдением государственных нормативных требований охраны труда;

- государственная экспертиза условий труда;

- установление порядка проведения аттестации рабочих мест по условиям труда и порядка подтверждения соответствия организации работ по охране труда государственным нормативным требованиям охраны труда;

- содействие общественному контролю за соблюдением прав и законных интересов работников в области охраны труда;

- профилактика несчастных случаев и повреждения здоровья работников;

- расследование и учет несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний;

- защита законных интересов работников, пострадавших от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, а также членов их семей на основе обязательного социального страхования работников от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний;

- установление компенсаций за тяжелую работу и работу с вредными и (или) опасными условиями труда;

- координация деятельности в области охраны труда, охраны окружающей среды и других видов экономической и социальной деятельности;

- распространение передового отечественного и зарубежного опыта работы по улучшению условий и охраны труда;

- участие государства в финансировании мероприятий по охране труда;

- подготовка специалистов по охране труда и повышение их квалификации;

- организация государственной статистической отчетности об условиях труда, а также о производственном травматизме, профессиональной заболеваемости и об их материальных последствиях;

- международное сотрудничество в области охраны труда;

- проведение эффективной налоговой политики, стимулирующей создание безопасных условий труда, разработку и внедрение безопасных техники и технологий, производство средств индивидуальной и коллективной защиты работников;

Реализация основных направлений государственной политики в области охраны труда обеспечивается согласованными действиями органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления, работодателей, объединений работодателей, а также профессиональных союзов, их объединений и иных уполномоченных работниками представительных органов по вопросам охраны труда.

1.3 Ответственность за нарушение законодательства об охране труда


В соответствии с ТК РФ, Законами РФ и законами РБ работодатель обязан обеспечить право работников на здоровые и безопасные условия труда. Работодатель несет всю полноту ответственности за обеспечение безопасности условий труда, предупреждение производственного травматизма, профессиональных заболеваний и несчастных случаев. Кодекс об административных правонарушениях Российской Федерации (далее – КоАП РФ) предусматривает ответственность за нарушение законодательства об охране труда.

В статье 5.27. КоАП РФ раскрываются виды ответственности за нарушение законодательства о труде и об охране труда. Это:

- наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от одной тысячи до пяти тысяч рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, - от одной тысячи до пяти тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток; на юридических лиц - от тридцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.

-дисквалификация на срок от одного года до трех лет. Ответственность за нарушение правил охраны труда предусматривается и в Уголовном кодексе РФ.

По статье 143. КоАП РФ за нарушение правил охраны труда рассматриваются следующие наказания:

- Нарушение правил техники безопасности или иных правил охраны труда, совершенное лицом, на котором лежали обязанности по соблюдению этих правил, если это повлекло по неосторожности причинение тяжкого или средней тяжести вреда здоровью человека, - наказывается штрафом в размере от двухсот до пятисот минимальных размеров оплаты труда или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от двух до пяти месяцев, либо исправительными работами на срок до двух лет, либо лишением свободы на срок до двух лет.

- то же деяние, повлекшее по неосторожности смерть человека, наказывается лишением свободы на срок до пяти лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового.

Чтобы изменить создавшееся положение с состоянием охраны труда в отрасли необходимо, прежде всего, решить вопрос укрепления кадрового состава. Управлять системой мер по реализации требований охраны труда должны штатные профессиональные специалисты. Уже сегодня можно говорить о первых результатах, в частности:

- увеличивается численность специалистов по охране труда в региональных и муниципальных органах управления, вузах, техникумах, колледжах.

- увеличивается численность сотрудников прошедших курсы повышения квалификации в системе охраны труда и пожарной безопасности.

1.4 Создание службы по охране труда


Формирование службы охраны труда проводит работодатель или его представитель с учетом межотраслевых нормативов численности работников этой службы, утвержденное постановлением Минтруда России от 22.01.2001 № 10 «Об утверждении рекомендаций по организации работы службы охраны труда в организации».

Специалист по охране труда, по существу, является полномочным представителем руководителя организации в проведении политики в области охраны труда. Этот специалист должен иметь необходимый спектр знаний по различным видам опасностей (технической, электрической, химической, радиационной, пожарной и др.) а также о действующих на рабочих местах вредных факторах. Он должен уметь организовать мероприятия по снижению опасных и вредных факторов, действующих на здоровье работников и осуществляет контроль над ведением обязательной документации, предусмотренной номенклатурой дел по охране труда.

Для обеспечения соблюдения нормативных требований и эффективного управления охраной труда должны быть определены и документированы обязанности, ответственность, полномочия руководителей разного уровня, а также лиц, управляющих, выполняющих и проверяющих работы по безопасности труда.

На основе требований законодательных и иных нормативно-правовых актов по охране труда необходимо разработать:

- организационно-распорядительную документацию, определяющую должностные и функциональные обязанности по охране труда всех работников образовательного учреждения и их ответственность за безопасную организацию учебно-воспитательного процесса (приказы, распоряжения и др.);

- нормативно-правовые акты (положения, правила и инструкции по охране труда), устанавливающие и описывающие основные процедуры управления охраной труда в их взаимодействии.

2. ПЕРЕЧЕНЬ ДОКУМЕНТОВ ПО ОХРАНЕ ТРУДА

2.1 Коллективный договор и соглашение по охране труда


Коллективный договор - правовой акт, регулирующий социально-трудовые отношения в организации.

Коллективный договор может заключаться в организации в целом, в ее филиалах, представительствах и иных обособленных структурных подразделениях.

Для проведения коллективных переговоров по подготовке, заключению или изменению коллективного договора в филиале, представительстве или ином обособленном структурном подразделении организации работодатель наделяет необходимыми полномочиями руководителя этого подразделения или иное лицо в соответствии с частью первой статьи 33 настоящего Кодекса. При этом правом представлять интересы работников наделяется представитель работников этого подразделения, определяемый в соответствии с правилами, предусмотренными для ведения коллективных переговоров в организации в целом (части вторая - пятая статьи 37 настоящего Кодекса).

В соответствии со ст. 40 ТК РФ заключение коллективного договора является обязательным для каждого трудового коллектива независимо от его численности.

В коллективный договор могут включаться обязательства работников и работодателя по следующим вопросам:

- формы, системы и размеры оплаты труда;

- выплата пособий, компенсаций;

- механизм регулирования оплаты труда с учетом роста цен, уровня инфляции, выполнения показателей, определенных коллективным договором;

- занятость, переобучение, условия высвобождения работников;

- рабочее время и время отдыха, включая вопросы предоставления и продолжительности отпусков;

- улучшение условий и охраны труда работников, в том числе женщин и молодежи;

- соблюдение интересов работников при приватизации государственного и муниципального имущества;

- экологическая безопасность и охрана здоровья работников на производстве;

-гарантии и льготы работникам, совмещающим работу с обучением;

- оздоровление и отдых работников и членов их семей;

- частичная или полная оплата питания работников;

- контроль за выполнением коллективного договора, порядок внесения в него изменений и дополнений, ответственность сторон, обеспечение нормальных условий деятельности представителей работников, порядок информирования работников о выполнении коллективного договора;

-отказ от забастовок при выполнении соответствующих условий коллективного договора;

-другие вопросы, определенные сторонами.

В коллективном договоре с учетом финансово-экономического положения работодателя могут устанавливаться льготы и преимущества для работников, условия труда, более благоприятные по сравнению с установленными законами, иными нормативными правовыми актами, соглашениями.

Статья. 43 ТК РФ рассматривают действие коллективного договора:

- он заключается на срок не более трех лет и вступает в силу со дня подписания его сторонами либо со дня, установленного коллективным договором.

Стороны имеют право продлевать действие коллективного договора на срок не более трех лет.

Действие коллективного договора распространяется на всех работников организации, индивидуального предпринимателя, а действие коллективного договора, заключенного в филиале, представительстве или ином обособленном структурном подразделении организации, - на всех работников соответствующего подразделения.

Коллективный договор сохраняет свое действие в случаях изменения наименования организации, реорганизации организации в форме преобразования, а также расторжения трудового договора с руководителем организации.

При смене формы собственности организации коллективный договор сохраняет свое действие в течение трех месяцев со дня перехода прав собственности.

При реорганизации организации в форме слияния, присоединения, разделения, выделения коллективный договор сохраняет свое действие в течение всего срока реорганизации.

При реорганизации или смене формы собственности организации любая из сторон имеет право направить другой стороне предложения о заключении нового коллективного договора или продлении действия прежнего на срок до трех лет.

При ликвидации организации коллективный договор сохраняет свое действие в течение всего срока проведения ликвидации.

Учитывая, что данный документ имеет силу локального нормативного акта, необходимость его заключения связана с реализацией прав и интересов не только трудового коллектива, но и работодателя (администрации). Для формирования мероприятий раздела коллективного договора «Охрана труда и здоровья» используются нормы законодательных и иных нормативных правовых актов по обеспечению прав работников на сохранение их жизни и здоровья в процессе трудовой деятельности.

2.2 Правила внутреннего трудового распорядка

Страницы: 1, 2