рефераты

рефераты

 
 
рефераты рефераты

Меню

Изучение антропометрических данных уровня физического развития учащихся 7-х классов и гигиенических требований в Калиновской школе рефераты

8. в рекреациях — 16 — 18 °С;

9. в библиотеке — 17 — 21 °С;

10. в вестибюле и гардеробе — 16 — 19 °С.

Для нормальной работы в классе необходима температура в пределах 16-220, а для нормального самочувствия в рекреационных помещениях (расширенных коридорах для пребывания детей в период перемен) и залах физкультуры – не ниже +140, так как там дети находятся в движении. Водяное центральное отопление низкого давления очень удобно для детских учреждений. Оно обеспечивает равномерную температуру в помещениях, не высушивает воздух, на его нагревательных приборах (радиаторах) не подгорает пыль [4].

Химический состав воздуха. Окружающий нас воздух в нормальных условиях имеет довольно постоянный химический состав:

формула    Процентное

 содержание

Азот, N2     78,084 %

Кислород, O2 20,9476 %

Аргон, Ar  0,934 %

Углекислый газ, CO2   0,0314 %

Неон,         Ne     0,001818 %

Метан, CH4         0,0002 %

Гелий, He   0,000524 %

Криптон, Kr        0,000114 %

Водород, H2       0,00005 %

Ксенон, Xe 0,0000087 %

Химический состав воздуха чрезвычайно важен для здоровья. На первый взгляд кажется, что основной причиной плохого самочувствия человека в душном помещении является недостаток кислорода, но это не так. Физиологические сдвиги происходят, когда содержание кислорода падает с 20 до 17%. Уменьшение содержания кислорода хотя бы на 1 % не бывает даже в очень душной комнате. Состав воздуха ﴾химический, физический и бактериальный﴿ в течение учебного дня претерпевает значительные изменения. Возрастает концентрация углекислоты в воздухе ﴾норма СО2 для закрытых помещений составляет 0,07-0,1%﴿. Другим вредным фактором являются органические вещества, находящиеся в воздухе. Наличие их в воздухе зависит не только от дыхания присутствующих людей, но и от санитарного состояния кожи, одежды и самого помещения. Как известно, состав органических веществ разнообразен и сложен. Их объединяют в понятие "летучие вещества", и они определяются суммарно. В течении учебного дня ﴾вместе с пылью, поднимающейся при передвижении детей﴿ возрастает количество бактерий в воздухе. При сокращении перерывов между сменами, что очень часто наблюдается в школах, не всегда имеется возможность заблаговременно проветрить и тщательно убрать классные комнаты к началу занятий. Сокращение перерыва между сменами и неправильный режим уборки отрицательно сказываются на микрофлоре воздуха и химическом составе его. При неблагоприятных условиях внешней среды уменьшается и количество отрицательных ионов в воздухе, благоприятно действующих на организм.[1]

Значительно более чувствителен организм к уровню углекислого газа. При повышении его концентрации от 0,04 до 1-1,5% происходит заметное ухудшение самочувствия, а при концентрации 10-12% может наступить смерть. Здесь речь шла о влиянии на организм чистого углекислого газа. Но при скоплении людей действует не он один. Воздух классных помещений дополнительно к названному составу включает испарения с детских тел, продукты высыхания верхней одежды и нательного белья, обуви и др. В помещении появляются дурно пахнущие вещества. Все это вместе влияет на организм человека намного сильнее. Чем дольше сидят дети в комнате, тем больше выделяется углекислого газа и других соединений, анализ которых далеко не прост. Поэтому о степени духоты судят по количеству выделившегося оксида углерода (IV), когда его концентрация превышает 0,1%, воздух в помещении считается недоброкачественным [3].

Чистота воздуха. Для обеспечения учащихся чистым воздухом в классах необходимо иметь от 16 до 20 куб. м на одного ученика, а по санитарным нормам — от 4,5 до 5 куб. м. Поэтому необходимо организовать не менее чем 4-кратную смену воздуха в классе путем вентиляции, а также поддержание чистоты тела, одежды, обуви и устранения всех факторов, загрязняющих воздух. Чаще всего воздух загрязняется микроорганизмами, которые находятся в нем во взвешенном состоянии и переносятся с частицами пыли. В атмосферном воздухе преобладают микробы типа сапрофитов, а не паразитов, он в обычных условиях не представляет угрозы здоровью. Но становится опасным, если в нем находится больной человек, который выделяет возбудителей при дыхании, кашле и чихании. Поэтому борьба за чистый воздух является борьбой за здоровье.

Для борьбы с загрязнениями воздуха и его микробным обсеменением необходимо наладить правильный уход и уборку помещений (влажная уборка полов, не реже 1 раза в неделю — мытье, в конце месяца генеральная уборка), своевременно изолировать больных, регулярно проводить всесторонний медицинский контроль.

Вентиляция. Дренажная функция бронхов заключается в непрерывном выделении их слизистой оболочкой небольшого количества слизи, которая постоянно перемещается вверх, по направлению к верхним дыхательным путям многочисленными ресничками мерцательного эпителия, устилающего слизистую бронхов. Именно с этой функцией бронхов связано свойственное каждому здоровому человеку периодическое откашливание - это слизь, несущая с собой пылевые частицы и микробы, удаляется из бронхов; при этом не имеет принципиального значения, сплюнет человек или проглотит слизь, так как в последнем случае, попав в желудок, она будет обезврежена и переварена. Дренажной функции бронхов способствует хорошая вентиляция всех отделов обоих легких. Напротив, нарушение вентиляции какого-либо их участка ведет к застою слизи вместе с пылью и микробами. Особенность легких такова, что скопление в каком-либо их участке жидкости, будь то слизь или жидкость, попавшая туда извне (например, околоплодная жидкость во время родов), ведет к возникновению воспалительного процесса. Для нормального осуществления дренажной функции бронхов необходимы регулярные активные движения на свежем воздухе, чтобы каждый участок бронхиального дерева мог «продышаться». Полезно также употребление (с чаем или самостоятельно) трав, содержащих полезные ароматические вещества, способствующие лучшему отхождению слизи,- душицы, чабреца, садовой мяты, зверобоя, трехцветной фиалки и т. д.

Необходима постоянная забота.

Для улучшения химического состава и физических свойств воздуха закрытых помещений пользуются вентиляцией или проветриванием. При этом различают естественную, искусственную, щелевую, вытяжную,, проветривание через окна, приточно-вытяжную вентиляцию. Естественной вентиляцией принято называть проникновение неизменного наружного воздуха в помещение через поры в строительном материале и незакрываемые отверстия в дверях и окнах. При этом причиной перемещения воздуха является разность температур его снаружи и внутри, а также разность давления и другие причины. К естественному проветриванию относят проветривание помещений через форточки и фрамуги. При этом коэффициент проветривания должен быть не менее 1:50, т. е. площадь открытых форточек или фрамуг должна быть в 50 раз меньше площади пола проветриваемого помещения. Лучшим видом естественного проветривания является устройство сквозного проветривания, т. е. одновременное проветривание через окна и двери класса и окна коридора. Надо только беречь детей от простудных заболеваний. Сквозное проветривание достигает больший эффект, но его надо производить при отсутствии учащихся в помещении.

Ионизация воздуха. Процесс возникновения заряда на молекуле называется ионизацией. Причин возникновения естественной ионизации воздуха много: космическое и солнечное излучение, естественный радиационный фон земли - присутствие радиоактивных веществ в коре земли, почве, горных породах (изотопы 40К, 238U, 232Th) и естественная радиоактивность воздуха (радон и торон). Космическое излучение - главный ионизатор воздуха. Самым эффективным ионизатором, конечно, являются грозовые облака. Проветривание классных комнат и других помещений изменяет не только химический состав воздуха, но и влияет на его электрический заряд и ионный состав. Известно, что в чистом воздухе имеется равное количество отрицательных и положительных ионов. В воздухе помещения, где находится много людей, уменьшается количество отрицательных ионов, которые оказывают тонизирующее влияние, улучшают обмен веществ, повышают деятельность парасимпатической нервной системы, улучшают обменные процессы, а проветривание помещений обеспечивает приток отрицательных ионов. Положительные ионы оказывают угнетающее действие на человека, вызывая состояние сонливости, депрессию, снижение работоспособности, повышение кровяного давления [4].

1.3 Основные показатели развития ребенка


Детскому организму, как и любому живому организму в процессе развития присущи три основные закономерности: рост, развитие и формообразование. Под ростом понимают увеличение размеров развивающегося организма, прибавление массы. Растет ребенок непрерывно, но неравномерно, и это приводит к изменению пропорций отдельных частей его тела. Рост протекает одновременно во всех тканях и органах, хотя и с неодинаковой интенсивностью, и обычно заканчивается у женщин в 20-22 года, у мужчин – в 23-25 лет. Под развитием понимают дифференцировку тканей и органов, т.е. совершенствование клеток детского организма и соединение их в более сложные ткани и органы, свойственные подросткам и взрослым.

Незаконченность формообразования у ребенка раннего возраста проявляется в своеобразном очертании отдельных частей тела, отличающем его от детей старшего возраста и взрослого человека. Это называют изменением пропорций растущего организма.

Количественные и качественные показатели роста и развития детей младшего школьного возраста зависят как от биологических (генетических), так и от социальных факторов.

Изучение анатомо-физиологических закономерностей роста и развития детей и подростков позволило научно обосновать деление всего детства на пять периодов.

I.       Внутриутробное развитие.

II.    Новорожденность.

III. Грудной возраст (младший ясельный возраст).

IV.Период молочных зубов: преддошкольный возраст (старший ясельный); дошкольный возраст (младший, средний и старший).

V.   Школьный возраст: отрочество (младший школьный возраст); подростковый возраст (средний школьный возраст); юношеский возраст (старший школьный возраст) [4].

Младший школьный возраст 6-10 лет﴿совпадает с периодом обучения в 1-3-х классах, когда организм ребенка интенсивно растет и развивается. В младшем школьном возрасте продолжается развитие скелета. Позвоночник сохраняет большую гибкость, особенно в грудном отделе. Сердце ребенка и органыдыхания сравнительно легко приспосабливаются к нагрузкам и быстро восстанавливают свою работоспособность.

Средний школьный возраст 11-14 лет﴿ охватывает период обучения детей в 4-8-х классах. В это время организм претерпевает очень существенные морфологические и функциональные изменения, совпадает с началом периода полового созревания. У подростков наблюдается рост тела в длину, сопровождающийся увеличением массы тела. Увеличивается масса мышц, сила мышц. В среднем школьном возрасте еще не окончено формирование костного скелета. Подростки легко приспосабливаются к заданной работе, но сравнительно быстро утомляются, особенно, когда выполняют однообразные, монотонные операции. Происходит дальнейшее развитие функций нервной системы. У подростков часто наблюдается преобладание возбудительных процессов над тормозным. Возраст 11-14 лет благоприятен для развития физических качеств.

Старший школьный возраст 15-17 лет﴿ совпадает с периодом обучения в 9-10-м классах. Половое созревание завершается. Формирование костного скелета почти завершено. Интенсивно развивается мышечная система. У юношей за два-три года мышечная масса увеличивается на 10-12%. У девушек прирост мышечной массы по отношению к массе тела и увеличение силовых показателей выражены меньше, чем у юношей. Более всего у девушек развивается мускулатура тазового пояса. По строению тела и пропорциям юноши и девушки почти не отличаются от взрослых. Продолжается развитие сердечнососудистой и дыхательной систем. Увеличиваются размеры сердца, возрастают минутный и ударный объем кровотока. Увеличиваются окружность грудной клетки, жизненная емкость легких, сила дыхательных мышц.[9]

Характеристика физического развития детей и подростков дается на основании прибавления роста, длины тела, веса и окружности грудной клетки. Поэтому полученные показатели называют основными, а иногда антропометрическими. Измерение роста производят деревянным станковым ростомером, а взвешивание — на обычных медицинских весах. Окружность грудной клетки измеряют сантиметровой лентой. Например, если мальчик 12 лет имеет рост 147,40 см ± 8,31 см, массу 39,24 кг ± 7,28 кг; объем грудной клетки 71,24 ± 5,74 см, то он физически развит нормально. Если же отклонения от средней величины больше или меньше допустимых (± ð), например, его масса превышает 46,52 кг или меньше 31,96 кг (при нормальном росте), то на физическое развитие подростка необходимо обратить серьезное внимание.


Таблица 1. Средние данные физического развития до 15 лет.

Возраст, лет

Масса тела, кг

Рост, см

мальчики

девочки

мальчики

девочки

6

20

19

114

112

7

24

24

123

123

8

26

25

125

124

9

28

28

129

129

10

31

31

134

135

11

37

 36

143

142

12

39

41

146

149

13

44

47

153

 156

14

52

52

162

159

15

58

54

168

159


В 11 - 15-летнем возрасте быстро растет тело преимущественно за счет значительного увеличения длины нижних конечностей, благодаря чему общий центр тяжести перемещается вверх. Это часто приводит к нарушению координации движений, что отрицательно сказывается на развитии плечевого пояса, изгибах позвоночника и манере держать свое тело. Быстро прогрессируя, процессы окостенения могут содействовать закреплению этих нарушений в виде дефектов осанки. Наиболее часто такие дефекты возникают от неправильного положения тела ребенка во время ходьбы (неправильная осанка), сидения (неправильная поза), во время занятий или от чрезмерной нагрузки. Особенно вредна неправильная поза при сидении подростка. Если он сидит за неудобным столом, горбится, наклоняет туловище в одну сторону, ложится грудью на стол, низко опускает голову, то, во-первых, фиксируется искривление позвоночника (сколиоз), во-вторых, нарушается легочная вентиляция, уменьшается поступление кислорода в мозг и, в-третьих, затрудняется приток к нему крови. Неправильная поза школьника при работе за партой и столом вызывает быстрое утомление мышц. Вначале развивается исправимое, а затем стойкое (фиксированное) нарушение, характеризующееся неправильным соотношением пропорций костно-мышечного скелета, изменяющим ход физиологических процессов в организме. К наиболее частным нарушениям опорно-двигательного аппарата относят боковое искривление позвоночника — сколиоз (правосторонний или левосторонний), кифоз грудного отдела позвоночника, или сутулость, и плоскостопие. В основе всех названных нарушений лежит слабость мышц, развивающаяся от длительного неправильного положения при посадке, плохого подбора правильной обуви, ношения портфеля на одном плече [2].

1.4.Гигиенические требования к классной мебели. Классная комната


Площадь классной комнаты в начальных школах должна быть 50 кв. м, чтобы при наполняемости в 40 учеников на одного учащегося приходилось 1,25 кв.м. И только в зависимости от местных и других условий в начальных школах как исключение допускается площадь классов на 40 учеников – 46 кв.м. Классные комнаты должны быть прямоугольной формы, глубиной (расстояние от окон до противоположной стороны) 6,2 м, длиной 8,1 м, высотой не менее 3 м. В классной комнате меньше 6,2 м не размещается три ряда парт с соблюдением интервалов между рядами парт и стенами. А при глубине больше 6,2 м снижается освещенность третьего ряда парт. Указанная длина классной комнаты соответствует физиологической норме слышимости шепотной речи и зрительного восприятия. Классная комната прямоугольной формы имеет входную дверь в боковой стене (из коридора или рекреационного помещения) против стола учителя, что позволяет вести контроль за свободным входом и выходом учеников.

Страницы: 1, 2, 3, 4