рефераты

рефераты

 
 
рефераты рефераты

Меню

История крупных аварий и катастроф на территории Москвы и Московской области рефераты

Понесли убытки автозаправочные станции Южного, Юго-Восточного и Юго-Западного округов, не имеющие собственных систем автономного питания.

Транспорт:

Московский метрополитен столкнулся с самым масштабным сбоем в работе за всю свою историю. 25 мая в 11:10 началось массовое отключение питающих центров "Мосэнерго", подающих напряжение на линии Метрополитена. В результате из работы были исключены 52 из 170 станций Московского метро.

По данным Комитета по телекоммуникациям и СМИ города Москвы движение частично отсутствовало на 3 линиях Московского метрополитена:

·                   Замоскворецкая от ст. Красногвардейской до ст. Павелецкая

·                   Серпуховско-Тимирязевская от ст. Серпуховской до ст. Бульвар Дм. Донского

·                   Калужско-Рижская от ст. Битцевский парк до ст. Китай-город

Движение полностью отсутствовало на Люблинской и Каховской линиях, а также на Бутовской линии лёгкого метро.

В 11:40 началась эвакуация пассажиров из 27 поездов, находившихся в тоннелях. В 13:15 эвакуация пассажиров была завершена.

По другим данным, отключение энергоснабжения привело к остановке поездов на Замоскворецкой, Таганско-Краснопресненской, Калужско-Рижской, Серпуховско-Тимирязевской, Бутовской, Люблинской, Калининской и Каховской линиях. По этим данным, в туннелях на разных линиях остановилось 43 состава, в которых находилось около 20 тыс. человек.

Паники удалось избежать, эвакуация пассажиров началась уже через 20-35 минут после аварии. Составы, находившиеся под уклоном, вернулись на станции, но большинство пассажиров всё же пришлось эвакуировать пешком. Полная эвакуация затянулась почти на два часа, при этом мощностей аварийных генераторов в метро не везде хватало даже для того, чтобы обеспечить освещение на погрузившихся в полную темноту станциях. Остановились эскалаторы.

Лишившись возможности пользоваться метро, люди хлынули на улицы, частично перекрыв проезжую часть в районе крупных станций. Из некоторых окраинных районов, несмотря на дополнительные автобусные маршруты, не было почти никакой возможности добраться до центра вплоть до семи-восьми часов вечера. Аналогичные трудности испытывали жители "спальных районов" и Подмосковья, пытавшиеся вернуться домой с работы.

В 14:20 началось поэтапное включение питающих центров "Мосэнерго".

26 мая в 5:30 утра движение метрополитена было полностью восстановлено.

Проблемы с наземными перевозками были в первую очередь вызваны тем, что каждый восьмой светофор вышел из строя. На самых сложных участках оказались обесточены троллейбусы и трамваи, осложнившие движение из "спальных районов" юго-востока, юга и юго-запада к центру столицы. При этом, несмотря на многочисленные пробки, удалось не допустить полной остановки движения. Был перекрыт доступ большегрузного транспорта в город в районе большого и малого бетонных колец на территории Московской области.

Возникли проблемы у авиапассажиров, главным образом у тех, кто должен был лететь из аэропорта Домодедово и планировал добираться до аэропорта через терминал на Павелецком вокзале. Движение электричек в южных направлениях было остановлено. По некоторым данным, от 500 до 2000 пассажиров опоздали на свои рейсы. В то же время, по сообщениям, все системы основных московских аэропортов функционировали бесперебойно благодаря запасным источникам тока. На железных дорогах Московского региона наблюдались массовые сбои. Встали Павелецкий, Курский и частично Белорусский вокзалы. На момент аварии на различных участках Московской железной дороги в движении находилось до 40 пассажирских поездов, 700 пригородных электропоездов и 125 грузовых поездов.

Остановившиеся электропоезда пришлось растаскивать по станциям тепловозами, для чего был мобилизован весь тепловозный парк Московского узла и близлежащих железных дорог (Горьковской, Северной, Октябрьской). При этом занимались только пассажирскими составами, а грузовые пришлось на время бросить. Это привело к серьёзным задержкам отправления поездов. На тепловозную тягу были переведены Горьковское, Павелецкое и Рижское направления Московской железной дороги.

Здравоохранение:

Чрезвычайная ситуация возникла во многих медицинских учреждениях города, однако, как сообщают, жертв удалось избежать. Выяснилось, что лишь немногие объекты здравоохранения располагают резервными источниками электроэнергии. Большую помощь оказали Вооружённые Силы, своевременно предоставив некоторым больницам армейские передвижные дизельные электростанции.

Коммунальные службы:

Из-за перебоев с энергоснабжением была остановлена работа Западной водопроводной станции, которая обслуживает четверть населения Москвы. Без воды какое-то время оставались районы на юге и юго-западе Москвы (Коньково, Орехово-Борисово).

В течение нескольких часов электроэнергия не подавалась на Люберецкую, Курьяновскую и Южно-Бутовскую станции аэрации, обслуживающие канализацию всего города. В Москву-реку сбрасывались неочищенные сточные воды. Была приостановлена работа каждой третьей из канализационных насосных станций города. Гидравлический удар в системе канализации привёл к прорыву сточных вод в районе Волгоградского проспекта и затоплению трассы на протяжении нескольких сот метров.

В московских лифтах оказались запертыми больше тысячи человек.


ж) Реакция

Ответственность за чрезвычайное происшествие и его катастрофические последствия взяло на себя руководство энергетической компании РАО "ЕЭС России". Генеральная прокуратура возбудила уголовное дело по статьям "Халатность" и "Злоупотребление полномочиями".

Эти статьи предполагают, в случае тяжких последствий, заключение на срок до десяти лет и запрет занимать государственные должности на срок до трёх лет. К тяжким последствиям относится экономический ущерб, нанесённый пострадавшим из-за отключений, и серьёзный ущерб здоровью людей или их гибель.

26 мая руководитель РАО "ЕЭС России" Анатолий Чубайс в течение нескольких часов допрашивался в прокуратуре — как свидетель.

Президент России Владимир Путин сразу же после случившегося заявил: "Можно говорить о недостаточном внимании РАО ЕЭС к текущей деятельности компании. Нужно заниматься не только глобальными проблемами по политике компании и её реформированию, но и уделять внимание текущей деятельности".

Эксперты полагают, что авария непременно будет использована как политическое оружие против Анатолия Чубайса, который для российского общества является олицетворением всех негативных последствий экономических реформ, проводившихся в стране в первой половине 1990-х. Хотя Анатолий Чубайс после поражения СПС на парламентских выборах 2003 года ушёл из руководства партии, он, несомненно остаётся одним из крупных теневых лидеров праволиберальной оппозиции в России.

Уже 27 мая по предложению фракции "Родина" Госдума обсудила вопрос об отставке Чубайса. Предложение было отклонено. При этом "Яблоко" заявила, что причинами аварии стали:[1]:

...использование системы РАО ЕЭС для достижения целей, не связанных с задачами энергообеспечения, в том числе политических, некомпетентность и непрофессионализм, крупные просчеты при проведении реформы электроэнергетики, "корыстная тарифная политика, проводимая государством под диктовку энергетических монополий, самоуверенность и халатность.

4 июня после неудовлетворительной оценки деятельности руководства "Мосэнерго" Президентом России подали в отставку генеральный директор компании Аркадий Евстафьев и его заместитель по экономике Владислав Назин. Временно исполняющим обязанности руководителя "Мосэнерго" и ряда дочерних компаний, которыми руководил Евстафьев, назначен начальник Новгородской энергетической компании Владимир Чистяков.

Член правления РАО "ЕЭС России" Леонид Гозман заверил, что энергохолдинг будет предпринимать действия по повышению надёжности российской энергосистемы.

"Смена конкретных менеджеров — лишь очень малая часть действий, которые будут предприняты и РАО „ЕЭС России", и дочерними компаниями. В результате этих действий надёжность энергосистемы РФ будет повышена", — сказал Гозман РИА "Новости". По его словам, "только к кадровым вопросом эти действия не сводятся".

Руководство Москвы, в свою очередь, очевидно, вновь попытается использовать случившееся для того, чтобы получить от РАО "ЕЭС России" контрольный пакет московской энергокомпании "Мосэнерго".

В 2003, когда из-за аналогичной аварии в США и Канаде без света осталось около 50 млн. человек, Анатолий Чубайс заверял общественность, что в России "ничего подобного не случалось и случиться не должно".

Однако устаревшее оборудование не справляется с растущими нагрузками. Энергопотребление в московском регионе растёт на 4—4,5 % ежегодно. Уже в 2002 в Москве возник дефицит энергомощностей, который можно покрыть за счёт других регионов, но она поступает через старые трансформаторы, а поэтому, по мнению специалистов, аварии неизбежны. Поступает информация о том, что для вновь подключаемых потребителей электроэнергии могут быть введены определённые ограничения.

Возможно, будет проведена дополнительная эмиссия акций "Мосэнерго" для модернизации имеющегося оборудования.

з) Оценка ущерба


180 млн. долларов — такова первоначальная оценка ущерба, сообщил и.о. руководителя Ростехнадзора Андрей Малышев.

На предприятиях Москвы, Подмосковья и близлежащих областей произошёл сброс очистных вод.

Общий ущерб от энергокризиса пока не определён. По данным на 1 июня, Москва оценивала потери в 1 миллиард 708 миллионов 400 тысяч рублей, а Московская область — в 503 миллиона 940 тысяч рублей.

Для окончательного подсчёта ущерба все пострадавшие в результате аварии на электросетях должны документально подтвердить размер понесённых убытков. Между тем многие объекты городского хозяйства, здравоохранения и транспортной сферы ликвидировали последствия аварии в авральном режиме, поэтому потери зачастую невозможно подтвердить документально.


2. Трансвааль-парк

"Трансвааль-парк" (Трансвааль Парк) — спортивно-развлекательный комплекс в Тёплом Стане/Ясенево на юге Москвы (Голубинская ул., 16), открытый в июне 2002 года и обрушившийся 14 февраля 2004 года.

14 февраля 2004 года примерно в 19:15 произошло обрушение крыши аквапарка. В этот момент в здании находилось около 400 человек. По словам очевидцев, под крышей оказались погребены самые популярные аттракционы "Трансвааля", включая детский бассейн. Число погибших составило 28 человек, в том числе 8 детей, травмы различной степени тяжести получили 193 человека (в том числе 51 ребёнок).

Следствием рассматривались четыре основные версии обрушения крыши: нарушение в проектировании здания, ошибки при строительстве, неправильная эксплуатация либо подвижка грунта, на котором был возведен "Трансвааль". Версия теракта не нашла подтверждения.

Прокуратура Москвы, проводившая следствие, пришла к выводу о виновности главного конструктора проекта аквапарка Нодара Канчели. Ему была предложена амнистия в связи со 100-летием думы, на которую он согласился (не признав себя при этом виновным). 27 октября 2006 года Замоскворецкий суд признал законность амнистии. В отношении второго обвиняемого - начальника Мосгорэкспертизы Анатолия Воронина уголовное дело было прекращено 30 августа 2006 года за отсутствием состава преступления.

13 февраля 2008 года адвокатами потерпевших была подана жалоба в Европейский суд по правам человека с требованиями признать,, что Российская Федерация допустила нарушения и обязать её выплатить справедливую компенсацию потерпевшим.


3. Пожар на Останкинской телебашне

Останкинская телебашня — телевизионная и радиовещательная башня, расположенная в Москве. Высота — 540 м, четвертое в мире по высоте свободно стоящее сооружение после небоскреба Бурдж Дубай (Дубай), телебашни Гуанчжоу (Гуанчжоу) и телебашни Си-Эн Тауэр (Торонто).

27 августа 2000 года в башне произошел сильный пожар.

Очаг возгорания находился на высоте 460 м. Полностью выгорели 3 этажа. В процессе ликвидации пожара погибли командир пожарного расчёта Владимир Арсюков, который решил лично подняться на высоту очага пожара и отдал приказ лифтёру Светлане Лосевой нажать на кнопку лифта и ехать вместе с ним. Девушка также погибла. Третьим погибшим был слесарь-ремонтник Александр Шипилин.

Во время пожара от высокой температуры лопнуло несколько десятков тросов, обеспечивающих преднапряжение бетонной конструкции башни, но вопреки обоснованным опасениям, башня устояла. Впоследствии тросы были восстановлены.

Интенсивное горение фидеров, имевших внешние горючие полиэтиленовые оболочки, отмечали все участники тушения. При этом падающие вниз капли полиэтилена создавали на различных высотах вторичные очаги горения. При температуре около 1000С вниз полетели и горящие фрагменты разрушающихся фидеров. Попытки пожарных поставить преграды на пути этого огненного дождя с помощью асбестовых полотен успеха не имели. Выступающие конструкции оставляли зазоры в полотнах, сквозь которые фрагменты кабелей и расплава продолжали лететь вниз.

23 мая 2008 начались строительно-ремонтные работы по благоустройству территории и помещений экскурсионного маршрута Останкинской телебашни.


4. Взрыв газопровода в Москве

Взрыв и пожар на газопроводе в Москве в 2009 году — крупная техногенная катастрофа, произошедшая на юго-западе Москвы в ночь с 9 на 10 мая примерно в 0 часов 30 минут по московскому времени в районе Озёрной улицы и Мичуринского проспекта. После взрыва на газопроводе начался пожар, которому была присвоена пятая степень сложности (максимальная). В результате пожара пострадали около 70 автомобилей, из них 14 сгорели полностью.


а) Причины взрыва


По данным Ростехнадзора, причинами аварии стали нарушения при строительстве и ремонте и некачественный материал. Ведомство считает также, что действия руководителей, специалистов и рабочих Мосгаза по локализации аварийной ситуации "были не согласованы и не организованы". Комиссия по расследованию причин аварии признала виновными в этом ЧП семь человек.


б) Ущерб городскому хозяйству


В результате пожара сгорели помещения Всероссийского научно-исследовательского института оптико-физических измерений, а также Научно-исследовательского физико-химического института имени Карпова.

Директор программ "Гринпис России" Иван Блоков заявил, что "Газ выгорает довольно чисто, я почти уверен, что ни к каким серьёзным экологическим последствиям для Москвы пожар на газопроводе не приведёт". Научно-исследовательский физико-химический институт имени Карпова. Кабинет внутри после пожара.

в) Интересные факты


·                   Факел от взрыва достигал 200 м в высоту, зарево от пожара было видно во всех районах Москвы и ближайшем Подмосковье. Площадь пожара, возникшего после взрыва, составила 600—800 метров.

·                   Пожару была присвоена 5-ая, самая высокая, категория сложности.

·                   Из-за повреждения кабеля МГТС, проходящего вблизи места взрыва, около 100 тысяч человек остались без телефонной и интернет-связи.

·                   Несмотря на масштаб пожара, по официальным данным пострадало всего 5 человек, причём обошлось без смертельных исходов.


Заключение


По мере того, как Москва преображается, превращаясь в современный мегаполис и опробует, на себе все новые и новые технологии и неординарные инженерные решения, горожане рискуют все больше и чаще.

·                    На территории Москвы и Московской области 45000 потенциально опасных промышленных производств;

·                    Производство усложняется;

·                    Физический износ основного оборудования на производстве;

·                    Упала производственная дисциплина, снижение профессиональной классификации персонала;

·                    Малое количество систем противоаварийного обеспечения и низкое качество оборудования;

·                    Ошибки проектирования и производственного персонала;

·                    Недостаточная ответственность и компетентность должностных лиц;

·                    Случайные события.

Прогноз экспертов не утешителен: техногенные катастрофы будут продолжать происходить. Причем их частота может даже нарастать. По крайней мере, до тех пор, пока власти не озаботятся глубокими причинами происходящих аварий.


Список литературы

1.                 А. Чуличков "Теория катастроф и развитие мира";

2.                 #"#">#"#">#"#">#"#">http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A2%D1%80%D0%B0%D0%BD%D1%81%D0%B2%D0%B0%D0%B0%D0%BB%D1%8C-%D0%BF%D0%B0%D1%80%D0%BA


Страницы: 1, 2