рефераты

рефераты

 
 
рефераты рефераты

Меню

Игровая деятельность как средство развития творческих способностей учащихся на уроках основ безопасности жизнедеятельности рефераты

Игровая деятельность как средство развития творческих способностей учащихся на уроках основ безопасности жизнедеятельности

Федеральное агентство по образованию РФ

Балашовский институт (филиал)

Государственного образовательного учреждения

Высшего профессионального образования

"Саратовский государственный университет имени Н.Г. Чернышевского"

Кафедра безопасности жизнедеятельности







Игровая деятельность как средство развития творческих способностей учащихся на уроках ОБЖ

Курсовая работа

по специальности "Безопасность жизнедеятельности"











Балашов 2009


Введение


Актуальность. Современное общество переживает сложные времена. В мире изменился спектр и характер угроз безопасности личности, обществу, государству. Безопасность жизни и жизнедеятельности - насущная потребность человека. По данным статистики дети - это одна из тех категорий, которая наиболее часто оказывается в экстремальных и опасных. Они же являются самыми незащищенными. В общеобразовательных школах введен предмет "Основы безопасности жизнедеятельности". Очень ответственная задача стоит перед школой - воспитание общественной культуры безопасности. Одним из необходимых условий формирования у школьников сознательного и ответственного отношения к вопросам личной безопасности и безопасности окружающих является воспитание у них общепризнанных норм поведения. В педагогической практике применяются различные методические приемы для активизации процесса обучения на уроках ОБЖ. Сейчас России нужны люди, способные принимать нестандартные решения, умеющие творчески мыслить. К сожалению, современная массовая школа еще сохраняет нетворческий подход к усвоению знаний. Однообразное, шаблонное повторение одних и тех же действий убивает интерес к обучению. Дети лишаются радости открытия и постепенно могут потерять способность к творчеству.

Развитие интереса, творческой активности и целеустремленности учащихся на уроках и внеурочных занятиях необходимое условие обучения в современной школе. Значительное место в системе школьного образования занимают игры. Они являются одним из важных средств разностороннего воспитания школьников. Применение игровой деятельности на уроках ОБЖ является важным методическим средством для развития творческих способностей детей школьного возраста. Таким образом, воспитание школьников на уроках ОБЖ через развитие творческих способностей являются важным аспектом.

Цель: изучение условий организации игровой деятельности на уроках ОБЖ.

Объект: творческие способности учащихся как характеристика развития учащихся.

Предмет: игровая деятельность как средство развития творческих способностей учащихся на уроках ОБЖ

Гипотеза: эффективность развития творческой активности учащихся на уроках ОБЖ повышается, если:

основу обучения составляет игровая деятельность в качестве системообразующего компонента;

при организации учитывать особенности игровой деятельности.

Задачи:

1. Исследовать возрастные особенности детей среднего школьного возраста;

2. Раскрыть значение применения игровой деятельности на уроках ОБЖ для развития творческих способностей школьников;

3. Выявить особенности организации игровой деятельности на уроках ОБЖ для развития творческих способностей учащихся.

Методы:

1. Систематизация и обобщение теоретического материала на основе изучения психолого-педагогической литературы.

2. Наблюдение.

Структура работы: работа состоит из введения; первой и второй главы основной части, выводов по каждой главе, заключения, списка используемой литературы, приложения.

Методологическая база. В данной работе мы использовали специальную литературу по предмету "Основы безопасности жизнедеятельности", таких авторов, как Айзман Р.И., Кирин Б.Ф., Михайлов Л.А. Чтобы составить представление о важности изучаемой темы, мы изучили Государственную образовательную программу по предмету "Основы безопасности жизнедеятельности", а так же методическую литературу авторов, Мошкин Н.И. .

Для анализа возрастных особенностей школьников мы использовали материал по возрастной психологии, а так же литературу по педагогике и физическому воспитанию, следующих авторов Асмолов А.Г., Анастази А,, Кон И.С., Лишин О.В. При изучении творческих способностей школьников и особенностей игровой деятельности мы использовали методическую литературу Бондаревский В.Б., Лук А.И.

Во введении обосновывается актуальность темы, ставятся цель и задачи, определяются объект и предмет, определяется гипотеза исследования

В первой главе "Теоретические аспекты организации учебного процесса по курсу "Основы безопасности жизнедеятельности" раскрывается содержание предмета "Основы безопасности жизнедеятельности", а так же изучаются особенности возрастного развития подростков.

Во второй главе "Теоретические аспекты игровой деятельности как средства развития творческих способностей школьника" проводится анализ развития творческих способностей школьника, а так же раскрываются особенности применения игровой деятельности на уроках ОБЖ.

В выводах по каждой главе делаются обобщения рассматриваемого материала.

В заключении подводятся общие итоги исследования.

Список использованной литературы состоит из 35 источников.

В раздел "Приложения" включены ситуационные задачи и игровые задания.


Глава 1. Теоретические аспекты организации учебного процесса по курсу "Основы безопасности жизнедеятельности"


1.1 Содержание предмета "Основы безопасности жизнедеятельности"


Образовательная область "Основы безопасности жизнедеятельности" создавалась на основе накопленного в стране опыта по обеспечению безопасности человека в повседневной жизни, а также с учетом нормативно-правовых актов Российской Федерации в области безопасности. Проблема развития творческих способностей школьников всегда находила свое отражение в процессе обучения. Для творчества решающее значение имеют структура, психологический тип усвоенных знаний, определяемый типом деятельности, в которой они приобретались. Организация процесса образования строится с использованием технологий как игровые и системы развивающего обучения с направленностью на развитие творческих качеств личности. Развитие творческих способностей у учащихся рассматривается в методиках преподавания ОБЖ [26].

Анализ методической литературы показал, что предмет "Безопасность жизнедеятельности" отражает насущные проблемы человечества. В условиях, когда возможности отдельного человека и общества в целом были чрезвычайно ограничены, вероятность гибели сообществ людей и отдельно взятого человека была чрезвычайно велика, необходимость изучения этого предмета возрастает. На уроках ОБЖ создаются условия, благоприятствующих творчеству. Их развитие происходит в учебной деятельности, в которой ученик выражает свое отношение к ней [31].

Жизнедеятельность - это сложный процесс создания человеком условий для своего существования и развития, взаимосвязанный с окружающей природной средой и социальной реальностью. Современный человек живет и действует как бы в двух взаимосвязанных мирах - мире природы, и мире социума, сообщества людей. Оба эти мира самым тесным образом взаимодействуют между собой.

Создавая условия для существования, удовлетворяя свои потребности, человек постоянно воздействует на окружающий мир, тем самым вызывая его противодействие (физическое, химическое, биологическое, социальное и пр.). В связи с этим можно сказать, что любая сфера человеческой жизнедеятельности является потенциально опасной, так как сопряжена с вмешательством в эти взаимосвязанные миры и не всегда предсказуемой реакцией их на это вмешательство [32].

Курс "Основы безопасности жизнедеятельности", рекомендован для изучения в образовательных учреждениях в 1991 году. Обоснованием введения данного курса в учебно-воспитательный процесс образовательного учреждения может служить положение о том, что школьный возраст - наиболее благоприятный для формирования у человека чувства личной и коллективной безопасности. Именно в этом возрасте легко сформировать мотивы, побуждающие детей и подростков к соблюдению норм и правил безопасного поведения дома, на улице, в школе и природе, что будет основой для самостоятельного принятия безопасного стиля жизни в обществе, коллективе, семье, в окружающей среде [21].

Содержанием дисциплины "Основы безопасности жизнедеятельности" является область научных знаний, охватывающих теорию и практику защиты человека от опасных и вредных факторов во всех сферах человеческой деятельности, сохранение безопасности и здоровья в среде обитания, через развитие творческих способностей школьника. В образовательном процессе для развития творческих способностей школьников используются различные варианты учебных заданий, которые формируются при их выполнении. Эта дисциплина решает следующие основные задачи:

идентификация (распознавание и количественная оценка) негативных воздействий среды обитания;

защита от опасностей или предупреждение воздействия тех или иных негативных факторов на человека;

ликвидация отрицательных последствий воздействия опасных и вредных факторов;

создание нормального, то есть комфортного состояния среды обитания человека.

Цель предмета "Основы безопасности жизнедеятельности" - сформировать осознанную мотивацию на здоровый образ жизни, а также осознание безопасности, как меры защиты организма от внутренних и внешних опасностей, как одного из факторов существования живых систем.

Предмет "Основы безопасности жизнедеятельности" решает следующие задачи:

помочь учащимся своевременно выявить признаки потенциальных опасностей, представлять характер грозящих опасностей и, по возможности, устранять их;

помочь учащимся освоить правила поведения в чрезвычайных ситуациях и способы защиты от негативных факторов мирного и военного времени;

овладеть мерами профилактики отравлений и особо опасных инфекций, способами оказания первой доврачебной помощи.

Курс "Основы безопасности жизнедеятельности" предусматривает процесс познания сложных связей человеческого организма и среды обитания. Воздействие человека на среду, согласно законам физики, вызывает ответные противодействия всех ее компонентов. Организм человека безболезненно переносит те или иные воздействия до тех пор, пока они не превышают пределы адаптации. Предмет "Основы безопасности жизнедеятельности" рассматривает:

безопасность в бытовой среде;

безопасность в производственной сфере;

безопасность жизнедеятельности в городской среде (селитебной зоне);

безопасность в окружающей природной среде;

чрезвычайные ситуации мирного и военного времени [1].

Организация процесса образования строится с использованием технологий системы развивающего обучения с направленностью на развитие творческих качеств личности. На уроках ОБЖ рассматриваются вопросы современной политики. Современные требования к воспитательному процессу изменились с изменением экономической и политической системы в нашей стране. Стало ясно, что государство не может гарантировать безопасность отдельных граждан. Каждого россиянина надо учить выживать в условиях криминального беспредела, локальных военных конфликтов, безработицы, поэтому каждый школьник должен знать свои права и обязанности, соблюдать правовые отношения и законодательные акты, чтобы избежать опасных ситуаций в свой жизни. Наиболее результативно прививаются учащимся мотивы, побуждающие к соблюдению норм и правил безопасного поведения дома, на улице, в школе, на природе, а затем - в обществе и на производстве, через общее образование на уроках "Основы безопасности жизнедеятельности" [9].

Содержание курса включает теорию и практику безопасного поведения и защиты человека в повседневной жизни и в различных опасных и чрезвычайных ситуациях. Тематическими линиями содержания образовательной области ОБЖ служат: основы здорового образа жизни, защита человека в опасных и чрезвычайных ситуациях, основы медицинских знаний и правила оказания первой медицинской помощи, современный комплекс проблем безопасности, основы защиты Отечества.

Изучая концепцию курса "Основы безопасности жизнедеятельности" для общего среднего образования мы выяснили, что курс предназначен для воспитания, как было образно определено, "личности безопасного типа", личности, хорошо знакомой с современными проблемами безопасности жизнедеятельности человека, осознающей их исключительную важность. Формирование системы знаний о безопасной жизнедеятельности осуществляется в процессе воспитания и обучения в семье, дошкольных учреждениях, в школе. Однако наиболее интенсивно данный процесс осуществляется в ходе преподавания в общеобразовательной школе курса "Основы безопасности жизнедеятельности". Система таких знаний обосновывается учеными-методистами, реализуется в виде учебных программ, учебников, методических пособий для учителей. В соответствии с моделью таких знаний, изложенных в учебно-методических материалах, на школьных уроках, во внеклассной работе [4].

Целенаправленное формирование и развитие личности обеспечивает научно организованное воспитание по курсу ОБЖ. Развитие творческих способностей школьника - необходимое условие воспитания. Содержание курса ОБЖ позволяет организовать в процессе обучения развитие творческих способностей. Достижение этих целей также реализуется через организацию деятельности ученика с использованием игровой деятельности.

Проведя анализ литературных источников, мы выяснили, что в своей жизнедеятельности, то есть создания условий для своего существования и развития, люди постоянно сталкиваются с опасностями. Любая практическая деятельность человека связана с окружающей природной средой и социальной реальностью и потенциально опасна. Потенциальная опасность носит скрытый характер и проявляется при наличии определенных, нередко трудно предсказуемых условий. Они усугубляют ее и превращают в экстремальную опасность. Если эту опасность не локализовать или не стабилизировать, она превратится в чрезвычайную ситуацию [36].

Опасности и чрезвычайные ситуации имеют различный характер. Чаще всего в их основе лежат природные явления, вызывающие стихийные бедствия, экологические, связанные с нарушением равновесия в деятельности человека и окружающей природной среды, техногенные, возникающие при авариях и катастрофах в производственной сфере, на транспорте, в системах коммуникаций, биологические, проявляющиеся в эпидемиях, и социальные, связанные с противоречиями в общественных отношениях. Анализ происходящих в последнее время чрезвычайных ситуаций свидетельствует, что в большинстве случаев их возникновение связано с деятельностью человека и обусловлено причинами социального характера.

Процесс обучения школьников на уроках ОБЖ сводится к созданию условий, благоприятствующих творчеству. Комплекс таких условий многообразен. Он начинается с создания особенностей ситуаций, благоприятствующих интуитивному схватыванию идеи решения творческой проблемы, и кончается воспитанием необходимых способностей, качеств личности, созданием творческого климата в коллективе. Понятие безопасность связано с широким спектром разнообразных опасностей и угроз для человека. Это вызвало разработку специального научного направления и образовательной области "Безопасность жизнедеятельности" [32].

Безопасность жизнедеятельности - это такое качество жизнедеятельности, при котором она не создаёт опасностей и угроз, способных нанести неприемлемый вред (ущерб) жизненно важным интересам человека [16].

Готовность выпускников средней школы к творческой деятельности во многом определяет их будущий успех в профессиональной сфере. Поэтому проблема развития творческих способностей школьников является ведущей в процессе образования. Учебно-воспитательный процесс по предмету ОБЖ проводится в различных формах - это уроки и внеклассные мероприятия. На уроках изучается программный материал по курсу ОБЖ.

В содержание внеклассных и внешкольных мероприятий входят: экскурсии в музеи военно-патриотической направленности, посещение постоянных и эпизодических специализированных выставок; встречи с военнослужащими и ветеранами Вооруженных сил РФ, работниками военкоматов, органов ГОЧС, ГИББД, медицины; подготовка и участие в окружных и городских соревнованиях по военно-прикладным видам спорта, в тематических викторинах, конкурсах, комбинированных эстафетах и соревнованиях с выполнением различных упражнений ОБЖ (например, "А ну-ка, парни!", "А ну-ка, девушки!", "Соревнования сандружинниц", "Школа безопасности"). Все формы организации учебно-воспитательного процесса направлены на развитие творческого начала школьников [35].

Структурно программы курса ОБЖ состоят из трех содержательных линий. Распределение тематики ОБЖ по ступеням образования соответствует возрастным особенностям и возможностям учащихся по освоению материала, их подготовке в других образовательных областях. Изучение курса позволяет получить систематизированное представление об опасностях и о прогнозировании опасных ситуаций, оценить влияние их последствий на жизнь и здоровье человека и выработать алгоритм безопасного поведения. Разнообразные формы обучения ОБЖ решают задачу развития творческих способностей личности школьника.


1.2 Особенности возрастного развития подростков


Активная творческая деятельность школьников в подростковом периоде необходима для формирования устойчивых взглядов. В период изучения курса "Основ безопасности жизнедеятельности" закладываются основы безопасного поведения детей и подростков. В нашей работе рассмотрим особенности возрастного развития подростков, так как именно этот период, является самым продолжительным по формированию основ безопасности жизнедеятельности школьников, процесс активного формирования творческих способностей относится к этому возрастному периоду. Для развития творческих способностей школьников необходимо развитие психических процессов, развитие умения анализировать, сравнивать, классифицировать [22].

Подростковым принято считать период развития детей от 11-12 до 15-17 лет. Он знаменуется бурным развитием и перестройкой социальной активности ребенка. В психологической литературе принято разграничивать подростковый возраст и юношество [22]. В понимании хронологических границ этих периодов нет единства. При психологическом анализе особенностей переходного школьного возраста нельзя рассматривать физическое созревание изолировано от социального. В физиологии процесс переходного возраста условно подразделяется на три фазы:

Страницы: 1, 2, 3