рефераты

рефераты

 
 
рефераты рефераты

Меню

Экология Калининградской области рефераты

Большой изменчивости подвержены и гидрохимические показатели. Например, 20.06 при солнечной погоде были почти одновременно (в пределах одного часа) отобраны пробы в хорошо освещенном месте и примерно в 3 м выше по течению, в густой тени, создаваемой кроной старого развесистого дерева. Различие в содержании кислорода, СО2, перманганатной окисляемости, соединений азота и фосфора, т.е. показателей, тесно связанных с жизнедеятельностью водорослей, оказались на уровне различий в разных точках реки и в разные месяцы.

Также чутко реагируют малые реки и на загрязнение, особенно залповое. На реках Самбийского п-ва мы наблюдали последствия прорыва Зеленоградского коллектора, произошедшего в мае 1994 г. в это время реки по существу представляли собой канализационные каналы. Вода в них была темно-серого цвета с резким запахом сероводорода, в ней находились хозяйственно-бытовые отходы, полуразложившиеся фекальные массы. последствия этого прорыва реки не могли преодолеть еще в течение нескольких месяцев.

Пробы воды, отобранные на 2-х соседних станциях, расположенные выше и ниже пастбищ и мест, используемых для водопоя скота, позволили выявить влияние этого сельскохозяйственного фактора. Такие наблюдения были проведены, например,  на р.Забаве в 1993 г. По содержанию веществ, не зависящих от присутствия скота, таких, в частности, как сухой остаток и минерализация, щелочность и жесткость воды, основные анионы и катионы, обе станции почти не различались. В то же время показатели, чутко реагирующие на внесение органического и механического загрязнения, отличались существенно. Ниже пастбища и водопоя на треть увеличилось содержание взвешенных веществ (20,1 вместо 14,5 мг/.л на станции, расположенной выше); ХПК - соответственно 38,4 и 19,2 мгО2/л; БПКполн. - 26,4 и 17,4 мгО2/л.

В р. Б.Морянка ниже д.Некрасово впадает канава, по которой осуществляется сброс отработанных производственных вод молокозавода, расположенного в д.Жемчужное. Расчет средних значений исследуемых показателей, полученных в 1995 г. по всем станциям и без учета станции, расположенной несколько ниже устья сточной канавы, т.е. первой вбирающей поступающие загрязнения (Приложение 4), позволил оценить вклад сточных вод молокозавода в загрязнение реки.

Анализ данных показал, что сток от молокозавода увеличивает температуру, минерализацию, щелочность воды, содержание взвешенных веществ, хлоридов, ионов натрия, соединений азота, особенно азота аммонийного, фосфора, БПК20. В обогащенной биогенными веществами воде в вегетационный период более интенсивно идет фотосинтез, поэтому сток от молокозавода, в целом, увеличивает концентрацию О2 и уменьшает содержание СО2; снижается также пермаганатная окисляемость и жесткость воды.

Как показали исследования, большая коротко периодичная изменчивость всех гидрометрических, гидрологических и гидрохимических характеристик исследованных водоемов делает невозможным оценку экологического состояния малых рек на основе эпизодических наблюдений. Необходимы регулярные исследования и оценка средних показателей. В то же время анализ и сопоставление полученных результатов с требованиями ГОСТ для различных видов водопользования, позволили разделить все исследованные нормирующие показатели на 4 группы:

1. Всегда отвечающие ПДК.

2. Обычно отвечающие ПДК.

3. Обычно не отвечающие ПДК.

4. Всегда не отвечающие ПДК.

Разработанная классификация нормирующих по различным категориям водопользования гидрологических показателей может быть предложена для проведения экологического мониторинга на любых естественных водотоках и водоемах.

Разделив на первом этапе работ исследуемые характеристики по 4 категориям, дальнейшие наблюдения проводят преимущественно по показателям, попавшим во 2-ю и 3-ю группы. При этом, если происходит сокращение этих групп за счет перехода исследуемых характеристик в более высшую категорию, т.е. соответственно в 1-ю или 2-ю - это свидетельствует об очищении водного объекта, т.е. о положительном эффекте осуществленных мер и наоборот. Если обнаруживается устойчивый сдвиг исследуемых показателей в более низкие категории, следовательно, экологическое состояние изучаемого водного объекта ухудшается. Следует искать дополнительные побочные загрязнения, пересматривать проводимые природоохранные мероприятия.

Таким образом, классифицировав по предложенной методике, на первом этапе исследований нормируемые показатели вод, можно существенно сократить объем дальнейших эколого-мониторинговых работ за счет уменьшения количества исследуемых показателей. Достаточен необходимый контроль за представителями промежуточного звена (2 и 3 групп) и лишь выборочные наблюдения за характеристиками из 1-й и 4-й категорий.


1.3.  Осторожно, ртуть.

Ртуть, органические и особенно неорганические соединения обладают весьма высокой токсичностью и по современной классификации вредных веществ и соединений относится к классу – чрезвычайно опасные вещества.

Испаряясь уже при температуре 18оС, ртуть превращается в бесцветный, не обладающий каким-либо запахом пар, который может быть обнаружен только с помощью химического анализа и специальных проборов.

Токсичное влияние паров ртути на организм человека проявляется как при поступлении значительных их количеств, так и при действии малых доз и концентраций. По последним данным в организме человека удерживается 80% от содержащейся в воздухе ртути, при этом период полусуществования ее в организме человека составляет 70 дней. В первую очередь это ведет к поражению центральной нервной системы, расстройству психики, вплоть до безумия, а также в сердца, сосудов, желудка, печени, почек, пары ртути задерживаются в дыхательных путях. Опасность паров ртути можно сравнить с радиоактивными загрязнениями.

Широко распространенным источником загрязнения окружающей среды являются люминесцентные, дугоразрядные лампы и ртутьсодержащие проборы. Рано или поздно они приходят в негодность. Следует учесть, что при полном испарении 60-80 гр. ртути, высвободившейся при нарушении целостности всего 1 тысячи люминесцентных ламп, происходит загрязнение воздуха в объеме 25 млн. м3 с концентрацией паров ртути в 10 раз превышающей предельно допустимые нормы. Предельно допустимая концентрация паров ртути в воздухе населенных мест – 0,0003 мг/м3.

Во избежание отравления парами ртути из разбитых ламп и приборов, содержащих металлическую ртуть рекомендуется хранить их в упаковке в приспособленном для этих целей месте. Запрещается допускать бой, демонтаж, выброс в производственный и бытовой мусор и вывоз на свалку ртутьсодержащих ламп и приборов.

Учитывая выше сказанное, в целях предотвращения загрязнения окружающей среды ртутьсодержащими отходами были приобретены из средств городского экологического фонда демеркуризационная установка УРЛ-2м и прибор АГП-01. В городе Калининграде с 1993 года начал работать специализированный участок по переработке ртутьсодержащих отходов на базе ООО «Синтез» Лтд.

Участок принимает на утилизацию непригодные к эксплуатации ртутьсодержащие лампы и приборы.

До 2002 года из средств целевого экологического фонда города Калининграда выделялись кредиты на переработку ртутьсодержащих ламп от муниципальных образовательных школ, детских дошкольных учреждений и городских медицинских учреждений.




Глава 2. Зонирование территории Калининградской области для целей охраны природы.

Калининградская область занимает 15.1 тыс. кв. км -  0,9 процентов от площади Балтийского региона. 140 км составляет морское побережье, причем максимальная удаленность от берега моря не превышает 250  км. Такое тесное соприкосновение территории  области с Балтикой несет не только положительные моменты, но и отражает степень важности экологической ситуации в этой части Балтийского региона

Уникальность природы Калининградской области проявляется двояко: во-первых, в наличии большого количества неповторимых природных комплексов (например, Куршская коса с уникальным дюнными ландшафтами), во-вторых, в искусственном характере природы, многие элементы которой сильно изменены или даже созданы человеком.

На долю лесов, лугов, болот, то есть естественных угодий приходится лишь около четверти земель. Особенно мала облесенность территории- 17%, тогда как в соседней Литве- более 30%, наибольшая- в  Швеции-56,5%, Финляндии-52%.  В результате хозяйственной деятельности человека естественный растительный покров здешних земель изменен, лесные массивы -  вторичны, то есть представлены в основном лесопосадками. Искусственный характер имеют и луга. Развитая дорожная сеть (по сравнению с другими областями России) способствует легкой доступности всей территории для населения и обусловливает высокую рекреационную нагрузку на и без того малые по площади ненарушенные естественные ландшафты. Сложность данной ситуации проявляется в недостаточном  опыте у России в поддержании экологического равновесия в таких природных комплексах. Например, многие участки земель области вблизи Куршского и Калининградского заливов расположены ниже уровня моря, так называемые польдерные земли. В случае выхода из строя дамб в зоне затопления окажутся 86 тыс. чел.

Таким образом, экологические проблемы на описываемой территории стоят очень остро и проявляют себя практически на  всех участках биосферы. Нарастает тенденция их обострения, поскольку на экологические цели выделяется совершенно недостаточно средств. Наиболее актуальные  экологические проблемы скрываются под терминами “производственные”, “антропогенные”. К ним относятся;  загрязнение атмосферы, гидросферы, литосферы, проблемы, связанные с утилизацией бытовых отходов и отходов производства,  с добычей и переработкой полезных ископаемых.

Практически вся территория области требует особого внимания, но к различным аспектам охраны природы. На территории области можно выделить 8 типов объектов, требующих специального внимания с точки зрения проведения природоохранных мероприятий:

1.      Урбанизированные территории;

2.      Руральные территории:

a)      наиболее освоенные,

b)      средне освоенные,

c)      менее освоенные;

3.      Речные долины;

4.      Косы;

5.      Заливы;

6.      Лесные массивы;

7.      Прибрежная зона;

8.      Военные полигоны.


Рассмотрим стоящие здесь проблемы более подробно.

1.      Урбанизированные территории испытывают нагрузку прежде всего со стороны населения - бытовые отходы, канализационные стоки, выбросы в атмосферу от автотранспорта и котельных - и со стороны промышленности - загрязнение атмосферного воздуха, поверхностных и подземных  вод.  По степени нагрузки на территорию выделяются: прилегающая к морю высоко урбанизированная ближняя пригородная зона Калининграда, включая Гурьевский, Зеленоградский и Багратионовский районы, территории Светлогорска, Светлого и Балтийска; среднеурбанизированные территории - Гвардейский, Черняховский, Гусевский, Неманский, Правдинский и Полесский районы; слабоурбанизированные периферийные районы - Славский, Краснознаменский, Нестеровский и Озерский районы. Значительная концентрация промышленных предприятий, число которых в 1996 году составило 2,9 тыс ( 5 крупных ц/б предприятий, 5 морских портов, 4 рыбоконсервных комбината), обусловливает производственную нагрузку. В силу того, что города являются не только местами сосредоточения населения, но и центрами концентрации индустрии, потенциал поля расселения характеризует и степень производственной нагрузки на территорию.

Пик снижения выбросов загрязняющих веществ в атмосферу - 48% в 1994г. по отношению к 1990 г. приходится на пик спада производства - 51% в 1994г. по отношению к 1990 г. Правда, и контроль за выбросами также усилился. Вклад г. Калининграда в валовый выброс области составил в 1994г. 55,7%. Кроме г. Калининграда на территории области еще пять городов - Советск, Неман, Черняховск, Светлый, Гусев - имеют валовые выбросы в атмосферу от стационарных источников выше 2 тыс. тонн в год, причем, если в среднем по области на одного жителя приходится 142 кг вредных веществ, поступающих в атмосферу, то, например, в Немане - 690 кг, в Советске - 401 кг, в Светлом - 242 кг и т.д. Так как в этих шести городах проживает основная часть населения области - 62% и столь высока плотность выбросов на их территории, то проблемы охраны атмосферного воздуха здесь стоят наиболее остро. Выбросы загрязняющих веществ в атмосферу этих городов по данным областного комитета охраны окружающей среды и природных ресурсов составляют 92% от всех выбросов в воздушный бассейн области от стационарных источников, причем, в составе выбросов доля наиболее опасных - жидких и газообразных - составляет 78%.

2.      В силу благоприятных природно-климатических условий велика сельскохозяйственная освоенность территории. Под сельскохозяйственными угодьями- пашнями, сенокосами и пастбищами занято 55% территории ( 820,31 тыс.га), что в 2 раза выше, чем по стране. В результате нерациональной хозяйственной деятельности ежегодно из сельскохозяйственного оборота выпадает 15-20 тыс.гектаров земель (примерно 2% площади сельхозугодий). В настоящее время на одного человека в области приходится 0,48 гектаров посевной площади (для примера, в Швеции- 0,36 га). Однако урожайность зерновых культур - менее 500 кг на душу населения (1987г.) - мала. Например, по урожайности пшеницы- 18,7 центнеров с 1 га - Калининградская область занимает последнее место в Балтийском регионе. Наибольшая урожайность- 60 центнеров с 1 га - в Дании, Германии, Швеции, и даже в близлежащих Литве и Латвии она выше - 24,5 центнеров с 1 га.

Наиболее освоенными в сельскохозяйственном отношении являются ближняя пригородная зона Калининграда, Зеленоградский, Гурьевский, Полесский, Озерский и Багратионовский районы, средне освоенными - Гусевский, Нестеровский, Правдинский и менее освоенными - Черняховский, Славский, Краснознаменский, Гвардейский и Неманский.

3.      Реки  Неман и Преголя испытывают экологическое давление, прежде всего от целлюлозно-бумажных предприятий. Они же и, кроме того, другие малые реки области- Шешупе, Анграпа,  Лава подвержены сельскохозяйственному загрязнению. Согласно исследованиям, проводимым кафедрой геоэкологии КГУ, только в пределах г.Калининграда в русло р.Преголи ежесуточно сбрасывается до 200 тыс.м3 сточных вод, содержащих 45 тонн органических и 16 тонн взвешенных веществ. В результате органическое загрязнение превышает в летний период предельно допустимые концентрации в 4 раза, а дно водотока покрыто метровыми отложениями в пределах городской среды.

4.      Куршская и Вислинская косы  занимают особое место на территории Калининградской области и не только в силу их уникального местоположения, но и по значимости их для территории и России в целом. Именно поэтому Куршская коса с 1988 года является государственным природным национальным парком. Уникальной ее делают дюнные ландшафты - 60-метровые песчаные дюны, сосновые леса, соседство моря и залива, животные, охраняемые человеком - лоси, олени, кабаны. Однако, эта территория одновременно и очень экологически уязвима - со стороны природы (частые размывы) и человека (разрушение растительного покрова и, как следствие, деградация дюн). Балтийская (Вислинская) коса не уступает по привлекательности и природной ценности Куршской косе. Расположенная в пограничной зоне, она долгое время оставалась недоступной для туристов. Уникальность и уязвимость данной территории стала причиной отнесения ее в разряд охраняемых.

5.      Куршский и Вислинский заливы - акватории, подверженные загрязнению не только со стороны Калининградской области, но и со стороны прилежащих районов Польши (прежде всего через р.Лава) и Литвы (загрязнение р.Неман, Куршского залива). Малые размеры Калининградского (Вислинского) залива, его мелководность ( глубина -не более 3м) стали причиной быстрой потери его способности к самоочищению в результате поступления в залив загрязненных вод р.Преголи. В настоящее время он отнесен к категории “грязный”. Построенная учеными Калининградского государственного университета модель распространения загрязнения в Вислинском заливе показала, что больше всего грязи скапливается в его южной части, а значит, в большей степени страдает Польша.  На данном фоне строительство внутри залива нового порта с нефтяными терминалами представляется довольно сомнительным проектом.

Куршский залив, принимая стоки р.Немана. одновременно принимает до 80 млн.м3 (1990г.) в год загрязненных промышленными, коммунальными и сельскохозяйственными предприятиями вод.

Среди загрязнителей - органические вещества, нефть и нефтепродукты. В результате загрязнения происходит снижение содержания в воде кислорода, обеднение флоры и фауны.

6.      Леса, много столетий назад занимавшие почти всю поверхность области,  вырубались издавна для расширения земельных угодий для сельского хозяйства.  В настоящее время сохранились лишь отдельные лесные массивы и участки в пределах Краснознаменского, Гвардейского, Багратионовского, наиболее крупные- на территории Полесского,  Славского, Нестеровского районов. Дефицит лесов в области по отношению к оптимальной лесистости составляет 50-75%. Результатом этого дефицита является отрицательное значение соотношения воспроизводства атмосферного кислорода, составляющего 700-760т/км2 в год, и использования его в Калининградской области. В целях совершенствования лесохозяйственного природопользования учеными Калининградского университета разработана концепция, где необходимыми мерами названы: реорганизация структуры управления лесным хозяйством, доведение нормы лесистости до оптимальной, установление оптимальной пространственной структуры лесных массивов и агроландшафтов.

7.      Прибрежная зона является наиболее перспективной с точки зрения развития туризма и рекреации, а также портового хозяйства.  Нагрузка на эту территорию уже является достаточно сильной и еще будет возрастать. К проблемам, стоящим на всей территории области, добавляется необходимость охраны акватории и берегов. Пагубное воздействие оказывают порты, особенно на близлежащие территории. К Калининградским портам приписано 1420 судов. Несмотря на оснащение портовых хозяйств устройствами для приемки с судов нефтесодержащих и сточных вод, мусора и их утилизации, а всех судов средствами по предотвращению загрязнения данными компонентами, в отдельные периоды вблизи портов Пионерский и Балтийский содержание нефтепродуктов в 4-8 раз превышает допустимые нормы, содержание фенола - от 3-5 до 10-13 раз. Количество кишечных палочек в несколько раз превышает норму, что в разгар летнего - купального сезона создает угрозу вспышек эпидемий. Это ведет к подрыву рыбного и рекреационного потенциала Балтийского моря. Ситуация может обостриться в результате планируемого строительства новых портов. Таким образом, центрами загрязнения прибрежной территории, заливов (Куршского и Вислинского), а значит по крупному счету и Балтики в целом, являются все те же города - Калининград, Пионерский, Светлый, Балтийск.

Среди наиболее важных  природоохранных программ стало строительство системы  очистных сооружений в курортной зоне, охватившей Зеленоградск, Пионерский, Светлогорск, Янтарный. Емкость системы по подсчетам составляет 40 тыс.куб.м в день. Однако, из-за конструкционных недостатков она до сих пор не функционирует. Комитет по берегозащите функционирует в тесном контакте с аналогичными организациями в Балтийском регионе. Единовременная рекреационная емкость прибрежной зоны составит 200 тыс. чел.

8.      Наличие значительного, с точки зрения экологической нагрузки на территорию, военного присутствия, обусловленное ее стратегическим положением, использование территории под учебные полигоны, загрязнение почв, вод и атмосферы в результате эксплуатации военной техники наносит непоправимый вред природным комплексам области.  С 1985 по 1990гг. воинскими подразделениями повреждено 15 км дорог, 500 га пашни, сенокосов и пастбищ.

Кроме того, выделяются особо охраняемые природные территории, которые занимают в области сравнительно небольшую площадь, но с экологической точки зрения требуют повышенного внимания к их состоянию и развитию.

Глава 3. Охрана окружающей среды при мэрии города Калининграда.

Отдел образован решением Калининградского городского Совета народных депутатов от 7 июня 1991года.

Отдел охраны окружающей среды (отдел ООС) является структурным подразделением мэрии г.Калининграда, входит в состав Комитета городского хозяйства и осуществляет в соответствие с законодательством управление и контроль в области использования и охраны вод, лесов и недр, атмосферного воздуха, растительного и животного мира, других природных ресурсов на территории г.Калининграда.

Отдел ООС в своей деятельности руководствуется Законом "Об общих принципах организации местного самоуправления", Законом "Об основах муниципальной службы в Калининградской области", Законом "Об охране окружающей среды", другими законодательными и нормативными актами и обеспечивает проведение на территории города мероприятий по охране окружающей среды.

1.      Основными задачами отдела ООС являются:

·        содействие в обеспечении благоприятного состояния окружающей природной среды на территории г.Калининграда на основе строгого соблюдения природопользователями научно обоснованных природоохранных норм;

·        проведение экологической политики, основанной на правильном сочетании использования достижений научно-технического прогресса с бережным отношением к природе, ее ресурсам, внедрении малоотходных и безотходных технологических процессов и производств, создании наиболее благоприятных условий для жизни, труда и отдыха населения, при обязательном приоритете охраны здоровья человека;

·        определение основных направлений охраны окружающей природной среды города, организация разработок экологических программ, экологическая оценка производственной деятельности предприятий;

·        координация деятельности предприятий и организаций всех форм собственности в решении организационно-технических вопросов по охране окружающей природной среды в г.Калининграде;

·        содействие экологическому образованию, воспитанию, просвещению.

2.      Функции отдела ООС:

·        обеспечивает организацию мероприятий по снижению вредного воздействия предприятий города на окружающую среду, как за счет повышения эффективности эксплуатации действующего природоохранного оборудования, так и за счет строительства, расширения и реконструкции очистных сооружений и других природоохранных объектов;

·        участвует в подготовке предложений к проектам планов экономического и социального развития города по вопросам охраны природы и рациональному использованию природных ресурсов, с участием заинтересованных предприятий и организаций;

·        организует контроль за выполнением мероприятий, предусмотренных планами экономического и социального развития города по вопросам охраны природы и рациональному использованию природных ресурсов;

·        согласовывает проекты текущих и перспективных планов по охране природы и рациональному использованию природных ресурсов предприятиями и организациями города;

·        согласовывает снос зелёных насаждений при проведении санитарных, ландшафтных и реконструктивных рубок на территории города;

·        осуществляет координацию работ и оказывает методическую и консультационную помощь предприятиям и организациям в решении организационно-технических вопросов по охране окружающей среды.

3.      В процессе своей работы отдел ООС подготавливает проекты распоряжений и указаний руководства мэрии по природоохранным вопросам, вносит предложения по выполнению предприятиями и организациями предписаний контролирующих органов.

4.      Отдел ООС имеет право:

·        получать от предприятий и организаций всех форм собственности, расположенных на территории города Калининграда, материалы по вопросам природопользования и охраны окружающей среды, а также оперативную информацию об аварийных выбросах (сбросах) загрязняющих веществ, проверять на местах выполнение предусматриваемых природоохранных мероприятий;

·        вносить предложения о приостановлении строительства или эксплуатации объектов промышленного или иного назначения, на территории города, осуществляемых с нарушением природоохранного законодательства, ограничении или запрещении использования питьевой воды в промышленных целях;

·        принимать участие в совещаниях, симпозиумах, встречах, в том числе международных, по природоохранным вопросам.

5.      Начальник отдела ООС руководит всей деятельностью отдела. Представляет отдел ООС при обсуждении вопросов, связанных с охраной окружающей среды города. Обеспечивает качественную подготовку материалов по вопросам охраны окружающей среды и представлению их руководству в установленные сроки. Имеет право принимать участие в проведении экологической экспертизы проектируемых объектов на территории города, а также объектов, комплексов и предприятий, размещаемых на сопредельной территории, в случае возможного воздействия их на окружающую природную среду города. Осуществляет руководство природоохранной деятельности муниципального учреждения "Экологического центра ЕКАТ-Калининград".

6.      Отдел ООС в процессе своей деятельности осуществляет связь с Государственным комитетом природных ресурсов по Калининградской области, городским центром Госсанэпиднадзора, другими природоохранными организациями, в том числе зарубежными, а также научно-исследовательскими, учебными и проектными организациями.


Заключение.


В данном реферате показано, прежде всего, нынешнее состояние окружающей среды Калининградской области. Кроме того, дана информация об органах власти, занимающиеся охраной окружающей среды и мероприятиях, планируемых по ее улучшению.

Задачи, поставленные в начале данной работы, выполнены. Проанализировано общее состояние окружающей среды области, выявлены источники загрязнения атмосферы и вод.


Библиография.

1.      Баринова Г.М., Зотов С.И. Картографирование экологической ситуации Калининградской области // Проблемы физической и экономической географии Калининградского региона. – Калининград, 1995.

2.      Берникова Т.А., Рябой В.Е. Экологические и рекреационные особенности водоемов г.Калининграда и его окрестности // Основные направления науч.-технич. развития Калининградской области. Тезисы докладов. – Калиниград, 1994.

3.      Ведерников И., Зайчикова Л. География Калининградской области. – Калининград: Кн. изд-во, 1972.

4.      Краснов Е.В. Экология и природопользование. – Калининград, 1992.

5.      Краснов Е.В., Блажчишин А.И. Экология Калининградской области. – Калининград: Янтарный сказ, 1999.

6.      Рекреационный комплекс Калининградской области: К разработке программы развития / Балт.науч.центр. – Калининград, 1993.

7.      Щагина Н.В. Каким воздухом мы дышим? //Экология Калининградской области. – Калининград, 1990, вып. 1. С.11-14.

8.      Экология Балтийского региона (сборник научных трудов). – СПб.: изд. РГО, 1992.

9.      Экология Калининградской области в вопросах и ответах / Ред. Литвин В.М. – Калининград, 1990-1991, вып. 1-4.

10.  #"#_ftn1" name="_ftnref1" title="">[1]

БПК5 , мгО2/л

6,6

БПК20 , мгО2/л

18.8




[1] Цифры в скобках - ХПК без учета  ст.1 за 18 октября.


Страницы: 1, 2, 3