рефераты

рефераты

 
 
рефераты рефераты

Меню

Стратегия развития банковского сектора как основа для реализации денежно-кредитной политики Российской Федерации рефераты

Согласно прогнозу социально-экономического развития Российской Федерации, положенному в основу проекта Федерального бюджета, в 2010 году ожидается восстановление положительных темпов экономического роста. Оживление экономики, а также возобновление роста цен на активы обусловят увеличение трансакционной составляющей спроса ан деньги. Снижение инфляции и девальвационных ожиданий также будет способствовать росту спроса на национальную валюту как на средство сбережения. В этой связи диапазон изменения темпов прироста денежного агрегата М2 в 2010 году в зависимости от вариантов развития экономики может составить 8-18%.

Предполагаемое постепенное улучшение макроэкономической ситуации будет способствовать стабилизации темпов прироста спроса на деньги в 2010 и 2011 годах. В зависимости от вариантов прогноза диапазон темпов прироста денежного агрегата М2 может составить 10-20% и 12-21% соответственно.

Денежная программа на 2010-2011 годы представлена в четырех вариантах, соответствующих вариантам прогноза социально-экономического развития Российской Федерации на 2010-2011 годы.

Расчеты по программе на 2010-2011 годы осуществлены исходя из показателей спроса на деньги, соответствующих целевым ориенторам по инфляции, прогнозируемым темпам роста ВВП и его составляющих, а также динамике валютного курса, заложенного в прогнозы изменения платежного баланса. В зависимости от сценарных вариантов развития темп прироста денежной базы в узком определении в 2010 году может составить 8-17%, в 2011 году-11-19%.

Для первого варианта денежной программы на протяжении всего прогнозного периода увеличение чистых внутренних активов (ЧВА) является основным источником роста денежной базы. Второй-четвертый варианты программы разработаны в предположении о росте чистых международных резервов (ЧМР) в 2010-2011 годах, который по этим вариантам станет основным источником увеличения денежной базы.

В рамках первого варианта денежной программы в 2010 году ожидается снижение чистых международных резервов на 0,2 трлн. рублей и увеличение ЧВА на 0,7 трлн. рублей. Объем чистого кредита расширенному правительству в этом варианте программы в 2010 году может вырасти на 2,3 трлн. рублей, а объем чистого кредита банкам снизиться на 1,2 трлн. рублей. В 2010-2011 годах для обеспечения такой динамики предусматривается ежегодное повышение объема чистого кредита расширенному правительству примерно на 0,6 трлн. рублей при незначительном увеличении чистого кредита банкам.

По второму варианту программы, параметры которого соответствуют проекту федерального бюджета на соответствующий период, в 2010 году прогнозируется рост ЧМР на 0,5 трлн. рублей. С учетом оценки денежной базы это потребует увеличения ЧВА на 0,2 трлн. рублей.




Таблица 1- Прогноз показателей денежной программы на 2010-2011 годы (млрд. рублей)

Позиции

01.01.2010 (оценка)

2010 год

2011 год

59,5 $ США за баррель

1 вариант (45$ США за барель)

2 вариант (58$ США за барель)

3 вариант (68$ США за барель)

4 вариант (80$ США за барель)

1 вариант (45$ США за барель)

2 вариант (59$ США за барель)

3 вариант (74$ США за барель)

4 вариант (87$ США за барель)

Денежная база (узкое определение)

5008

5428

5710

5789

5858

6002

6566

6790

6973

наличные деньги в обращении (вне Банка России)

4909

5321

5597

5674

5741

5885

6436

6654

6831

обязательные резервы

99

107

113

115

117

117

130

136

141

Чистые международные резервы

12065

11858

12549

13246

14142

11968

13185

14752

16756

в млрд. долларов США

411

403

427

451

481

407

449

502

570

Чистые внутренние активы

-7086

-6430

-6840

-7457

-8284

-5366

-6619

-7962

-9784

Чистый кредит расширенному правительству

-4867

-2593

-3104

-3359

-4011

-1947

-2345

-3353

-4789

остатки средств консолидированных фондов на счетах в Банке России

-4047

-1723

-2184

-2439

-3091

-1027

-1375

-2383

-3819

Чистый кредит банкам

159

-1088

-1100

-1555

-1746

-1025

-1431

-1816

-2154

валовый кредит банкам

1355

1022

952

924

829

951

905

878

788

корреспондентские счета кредитных организаций, в Банке свободной банковской ликвидности

-1195

-2110

-2051

-2478

-2575

-1976

2336

-2694

-2942

Прочие чистые неквалифицированные активы

-2379

-2749

-2636

-2543

-2527

-2994

-2843

-2793

-2840




В 2011 году по данному сценарию предполагается увеличение ЧМР на 0,6 трлн. рублей, что потребует увеличения чистых внутренних активов на 0,2 трлн. рублей. Исходя из оценки прироста чистого кредита расширенному правительству на 0,8 трлн. рублей, чистый кредит банкам может сократиться на 0,3 трлн. рублей. В 2011 году предусматривается рост денежной базы за счет увеличения ЧМР на 0,9 трлн. рублей и ЧВА – на 0,2 трлн. рублей. При этом в структуре прироста чистых внутренних активов изменение чистого кредита расширенному правительству и чистого кредита банкам ожидается примерно таким же, как в 2011 году.

По третьему и четвертому вариантам денежной программы прогнозируемое увеличение ЧМР в 2010‑2011 годах превышает объем, требуемый для обеспечения прироста денежной базы, что предопределяет абсолютное снижение чистых внутренних активов.

Согласно третьему варианту в 2010 году прогнозируется увеличение ЧМР на 1,2 трлн. рублей при снижении ЧВА на 0,4 трлн. рублей. В этих условиях чистый кредит расширенному правительству увеличится на 1,5 трлн. рублей, а чистый кредит банкам снизится на 1,7 трлн. рублей. В 2011 году данный вариант денежной программы предусматривает увеличение ЧМР на 1,5 и 2,0 трлн. рублей при снижении ЧВА на 0,5 и 0,8 трлн. рублей соответственно. При параметрах, соответствующих данному варианту, чистый кредит расширенному правительству в 2011 году практически не изменится. Для обеспечения прогнозируемой динамики потребуется снижение чистого кредита банкам примерно на 0,3 трлн. рублей в 2011 году.

Четвертый вариант программы предполагает в 2010 году рост ЧМР почти на 2 трлн. рублей и снижение ЧВА на 1,2 трлн. рублей. При этом чистый кредит расширенному правительству увеличится на 0,9 трлн. рублей, а чистый кредит банкам сократится на 1,9 трлн. рублей. В 2011 году рост ЧМР (чистые международные резервы) составит 2,6 и 3,1 трлн. рублей, что повлечет за собой сокращение ЧВА (чистые внутренние активы) на 1,5 и 1,8 трлн. рублей соответственно. Условия данного варианта предполагают возможность значительного роста бюджетных доходов по сравнению с другими вариантами программы. Поэтому ожидается, что чистый кредит расширенному правительству снизится в 2011 году на 0,8 трлн. рублей и в 2012 году – на 0,7 трлн. рублей. Параметры денежной программы не являются жестко заданными и могут быть уточнены в соответствии со складывающейся макроэкономической ситуацией, изменением влияния на состояние денежно-кредитной сферы ключевых внутренних и внешних факторов. В целях адекватного реагирования на изменение состояния денежно-кредитной сферы и учета возможных рисков при реализации денежно-кредитной политики Банк России будет применять весь спектр инструментов.



Заключение


Кредитно-денежная политика призвана способствовать установлению в экономике общего уровня производства, характеризующегося полной занятостью и отсутствием инфляции.

Главными задачами, стоящими перед всеми центральными банками, является поддержание покупательной способности национальной денежной единицы и стабильности кредитно-банковской системы страны.

Денежно-кредитное регулирование, осуществляемое центральным банком Р.Ф., являясь одной из составляющих экономической политики государства, одновременно позволяет сочетать макроэкономическое воздействие с возможностями быстрой корректировки регулирующих мер.

Главным направлением деятельности центральных банков является регулирование денежного обращения.

Одно из важнейших направлений деятельности центрального банка - рефинансирование кредитно-банковских институтов, направленное на обеспечение стабильности банковской системы. Инструментарий рефинансирования со стороны центрального банка включает предоставление ссуд под учет векселей и ломбардных кредитов, то есть заимствований на кратко- и среднесрочной основе. Для повышения уровня ликвидности банковских институтов центральные банки осуществляют их рефинансирование с различной степенью интенсивности. При этом использовать кредиты рефинансирования могут только стабильные банковские институты, испытывающие временные трудности. При проведении кредитно-денежной политики наиболее важными активами федеральных резервных банков выступа-ют ценные бумаги и ссуды коммерческим банкам.

Кредитно-денежная политика осуществляется через сложную цепь причинно-следственных связей: политические решения воздействуют на резервы коммерческих банков; изменения резервов воздействуют на предложение денег; изменение денежного предложения меняет процентную ставку; изменение процентной ставка воздейству-ет на инвестиции, и уровень цен.

Преимущества кредитно-денежной политики состоят в ее гибкости и политической приемлемости. Руководящие кредитно-денежные учреждения сталкиваются с дилеммой -- они могут стабилизировать процентные ставки или предложение денег, но не то и другое одновременно.. При определенных условиях может возникнуть альтернатива -- использовать кредитно-денежную политику для воздействия на стоимость доллара и тем самым для уничтожения дисбаланса торговли или же использовать кредитно-денежную политику в целях экономической стабилизации внутри страны.

На сегодняшний день направления денежно-кредитной политики России зависят от цен на нефть а при высоких ценах на нефть (которые мы и имеем на сегодняшний день) Россия не только не выиграет, а столкнется с весьма трудно разрешимыми проблемами. ЦБ не сможет скупить всю дополнительную валюту, которая поступит в страну, не превысив при этом допустимый уровень увеличения денежной массы. Изымать средства путем увеличения предложения облигаций чревато ростом процентной ставки, что в свою очередь приведет к еще большему притоку средств в страну. А рассчитывать на стерилизационные возможности бюджета не приходится, поскольку власти при поступлении дополнительных средств, как правило, увеличивают госрасходы. А значит - либо высокая инфляция, либо существенное укрепления рубля, причем цифры по укреплению рубля называются до 14%, далее может последовать кризисная ситуация.

Однако явных свидетельств того, что банковская система справляется или готова ответить на эти мощные вызовы реальной экономики, пока нет.

Что нужно, для того чтобы лучше вписаться в международную систему расчетов, в международные финансовые потоки? Банковская система России должна совершенствоваться. Совершенствование в первую очередь необходимо по линии банковского надзора, по повышению достоверности банковской отчетности через применение жестких штрафных и иных санкций к кредитным организациям, прибегающим к намеренному искажению своей отчетности.

Когда речь идет о выделении надзорных функций из круга полномочий Центрального банка Российской Федерации, то, возможно, это окажется целесообразным в будущем, но на сегодня это только ослабляет, а не усиливает возможности, которые имеются у государства по контролю над банковской системой.

Второе, с моей точки зрения, важное направление - это сближение системы российского банковского учета с международными стандартами банковской отчетности.

В настоящее время имеющиеся различия просто фантастические и порождают непрозрачность банковской отчетности и недоверие к ней. На официальном сайте центрального банка РФ могут быть публикованы взаимоисключающие данные, что ставит под сомнение достоверность банковской отчетности. Возьмем Внешторгбанк. Первый квартал 2006 года Результат деятельности по российским бухгалтерским стандартам - минус миллиард рублей. Результат за тот же период, рассчитанный по международным стандартам бухгалтерской отчетности, - плюс 200 млн., что по существу является правильным. В течение второго квартала банк имел положительное значение прибыли и по российской системе бухгалтерского учета. Такое положение делает невозможным объективный анализ.

К сожалению, и доля кредитов реальному сектору в обшей структуре активов банков снизилась, и этот показатель, исчисленный как процент от ВВП, также снизился и составляет около 12 %.



Список использованной литературы


1. Нормативно-правовые акты Российской Федерации.

1. Гражданский кодекс Российской Федерации. Часть первая.

2. Конституция Российской Федерации.

3. Федеральный закон «О Центральном банке РФ (Банке России)».

4. Федеральный закон «О банках и банковской деятельности».

5. Федеральный закон о бухгалтерском учете.

2. Литература

Бабич А.М., Павлова Л.Н. Финансы, денежное обращение и кредит. Учебное пособие.- М.: ЮНИТИ, 2000.

Борискин А.В. Деньги Кредит Банки/ Е.Ф. Борискин,А.А. Тарабцева. - С-Пб.: СпецЛит, 2000.

Гончаров Д.. О банковской и коммерческой тайне. // Законность. 2000, №1, стр. 52.

Деньги, кредит, банки: учебник/ колл. Авт.; под ред. Лаврушина О.И.. - 3-е изд., перераб. и доп. - М.: КНОРУС, 2006.

Деньги. Кредит. Банки. Учебное пособие.- М.: КИОРУС, 2006.

Кожухарь Л.И. Основы общей теории и статистики - М.: Финансы и статистика, 2000.

Лаврушин О.И. Деньги Кредит Банки. - М.: Финансы и статистика, 2001

Медведков С. Экономическая политика и банковская система// Вопросы экономики. - 2005.

Общая теория денег и кредита./Под ред. Жукова Е. Ф. - М.: ЮНИТИ, 2003.

Олейник. О.М. Основы банковского права. Курс лекций. - М.: Юристъ, 2000.

Семенюта О.Г.Основы банковской деятельности в Российской Федерации. - Ростов-на-Дону: Феникс, 2001.

Тагирбеков К.Р. Основы банковской деятельности: учебник для вузов.- М., 2001.

Финансы. Денежное обращение и кредит. Под ред. Г.Б. Полякова. М., 2001.

Финансы. Денежное обращение. Кредит. Под ред. Дробозиной. М.,

«Финансы», издательское объединение «Юнити», 2000.

Яни П.С. Правоохранительные органы и предприниматель. - Приложение к журналу «Юридический бюллетень предпринимателя». - М.: АО «Бизнес- школа». - 2004.

3. Информация в сети Internet.

1. http://www.cbr.ru - официальный сайт Центрального банка РФ.

2. http://www.gov.ru - сервер органов государственной власти РФ.



Приложение 1


План развития важнейших мероприятий Банка России на 2010 год по совершенствованию банковской системы РФ, банковского надзора, финансовых рынков и платежной системы России

Содержание мероприятий

Срок исполнения

Банковская система и банковский надзор

Участие в подготовке проекта федерального закона «О внесении изменений в Федеральный закон «О банках и банковской деятельности» и Федеральный закон «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)» в части расширения перечня мер воздействия, которые Банк России мог бы применять к кредитным организациям, исходя из рекомендаций документа Базельского комитета по банковскому надзору.

I‑IV кварталы

2. Участие в доработке проекта федерального закона «О внесении изменений в федеральные законы «О банках и банковской деятельности» и «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)» в части уточнения основных положений консолидированного надзора и требований к раскрытию кредитными организациями, банковскими группами, банковскими холдингами информации о своей деятельности перед заинтересованными пользователями.

I‑III кварталы

Участие в подготовке проекта федерального закона, закрепляющего возможность привлечения организаций федеральной почтовой связи для осуществления отдельных технологических операций, связанных с осуществлением банковских операций.

I‑IV кварталы

Продолжение работы по проекту федерального закона «О внесении изменений в федеральные законы «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)» в части конкретизации требований к должностным лицам кредитных организаций.

I‑III кварталы

Продолжение работы по проекту федерального закона «О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон «О несостоятельности (банкротстве) кредитных организаций» в части передачи имущественного комплекса ликвидируемой кредитной организации действующему банку, а так же использования отступного при расчетах с кредиторами в ходе конкурсного производства.

II‑III кварталы

Участие в проведении работы по повышению финансовой грамотности населения в области банковской деятельности, а также в сфере розничных платежных услуг.

I‑IV кварталы

Финансовые рынки

Выполнение плана мероприятий по созданию в Новокузнецке международного финансового центра.

I‑IV кварталы

Продолжение работы по совершенствованию нормативной базы, регламентирующей проведение сделок РЕПО.

I квартал

Участие в работе по внедрению механизмов предоставления ценных бумаг на возвратной основе.

I‑II кварталы

Введение в законодательство механизма ликвидационного неттинга.

I‑IV кварталы

Продолжение работы по совершенствованию законодательства о клиринговой деятельности.

I‑II кварталы

Содействие развитию системы индикаторов рыночных процентных ставок.

I‑III кварталы

Платежная система России

Продолжение работы по участию в совершенствовании законодательства по платежной системе Российской Федерации и формированию в нормативной базе Банка России основных положений, определяющих функционирование платежных систем.

I‑IV кварталы

Проведение работы по совершенствованию платежных инструментов, правил осуществления платежей и переводов денежных средств и их сближению с международными стандартами.

I‑IV кварталы

Платежная система Банка России

Проведение комплекса работ по переводу в систему БЭСП расчетов по сделка м на рынке государственных ценных бумаг и единой торговой сессии межбанковских валютных бирж.

I‑IV кварталы

Организация электронного документооборота между Банком России, Федеральным казначейством и банка ми в части направления в электронном виде информации из платежных документов, а также между клиентами Банка России в части направления запросов и ответов для подтверждения правильности реквизитов расчетных документов.

IV квартал


 


Страницы: 1, 2, 3