рефераты

рефераты

 
 
рефераты рефераты

Меню

Современная кредитная система РФ рефераты

–                   выдачу поручительств за третьих лиц, предусматривающих исполнение обязательств в денежной форме;

–                   приобретение права требования от третьих лиц исполнения обязательств в денежной форме;

–                   доверительное управление денежными средствами и иным имуществом по договору с физическими и юридическими лицами;

–                   осуществление операций с драгоценными металлами и камнями;

–                   предоставление в аренду специальных помещений или находящихся в них сейфов для хранения документов и ценностей;

–                   лизинговые операции;

–                   оказание консультационных и информационных услуг.

Банкам запрещается заниматься производственной, торговой и страховой деятельностью.

Небанковская кредитная организация – это кредитная организация, имеющая право осуществлять отдельные банковские операции.

По характеру проводимых операций небанковские кредитные организации (НКО) можно разделить на две группы.

1. Расчетные НКО, которые вправе:

–                   открывать и вести банковские счета юридических лиц;

–                   осуществлять расчеты по поручению юридических лиц, в том числе банков-корреспондентов, по их банковским счетам;

–                   осуществлять инкассацию денежных средств, векселей, платежных и расчетных документов и кассовое обслуживание юридических лиц;

–                   совершать куплю-продажу иностранной валюты в безналичной форме;

–                   переводить денежные средства по поручению физического лица без открытия банковского счета.

В зависимости от функционального назначения НКО могут осуществлять обслуживание юридических лиц, в том числе кредитных организаций, на межбанковском, валютном рынках и рынке ценных бумаг, осуществлять расчеты по пластиковым картам.

2. НКО, осуществляющие депозитно-кредитные операции и имеющие право:

–                   привлекать денежные средства юридических лиц во вклады;

–                   размещать привлеченные во вклады денежные средства юридических лиц от своего имени и за свой счет;

–                   совершать куплю-продажу иностранной валюты в безналичной форме;

–                   выдавать банковские гарантии.

Примером небанковской кредитной организации является Московская расчетная палата. Палата осуществляет открытие счетов, прием и выдачу наличных средств, установку электронной системы управления счетом «банк – клиент», встречные платежи для всех клиентов, зачисление денежных средств клиента «день в день» независимо от сумм поступлений, инкассацию денежных средств и ценных бумаг, платежи физических лиц без открытия счета.

Центральный банк РФ

Главным звеном банковской системы любого государства является центральный банк страны.

Уставный капитал и иное имущество Банка России являются федеральной собственностью. Однако государство не отвечает по обязательствам ЦБР, как и обратное, если они не приняли на себя таких обязательств или если иное не предусмотрено федеральными законами. Банк России осуществляет свои расходы за счёт собственных доходов.

Деятельность ЦБР подчинена следующим целям:

–                   защите и обеспечению устойчивости рубля;

–                   развитию и укреплению банковской системы России;

–                   обеспечению эффективного и бесперебойного функционирования платежной системы.

Основными задачами ЦБР являются регулирование денежного обращения, проведение единой денежно-кредитной политики, защита интересов вкладчиков, банков, надзор за деятельностью коммерческих банков и других кредитных учреждений, осуществление операций по внешнеэкономической деятельности.

Функции ЦБР:

–                   разработка и проведение денежно-кредитной политики;

–                   управление золотовалютными резервами;

–                   валютное регулирование и валютный контроль;

–                   анализ и прогнозирование экономики;

–                   участие в разработке прогноза платежного баланса России, составление платежного баланса РФ;

–                   установление официальных курсов иностранных валют к рублю;

–                   монопольная эмиссия наличных денег и организация их обращения;

–                   установление правил проведения расчетов в РФ.

Получение прибыли не входит в цели деятельности ЦБР, хотя его весьма значительна. Прибыль Банка определяется как разница между суммой доходов от банковских операций и сделок и расходов, связанных с осуществлением Банком своих функций.

Банк России перечисляет в федеральный бюджет 50% фактически полученной по итогам года прибыли, оставшейся после уплаты налогов и сборов в соответствии с Налоговым кодексом РФ. Оставшаяся прибыль направляется в резервы и фонды различного назначения.

Банк России подотчетен Государственной Думе РФ, которая:

–                   назначает на должность и освобождает от должности Председателя ЦБР по представлению Президента РФ;

–                   назначает на должность и освобождает от должности членов Совета директоров ЦБР по представлению Председателя ЦБР, согласованному с Президентом РФ;

–                   направляет и отзывает представителей Государственной Думы в Национальном банковском совете в рамках своей квоты;

–                   рассматривает основные направления единой государственной денежно-кредитной политики и принимает по ним решение;

–                   рассматривает годовой отчет Банка и принимает по нему решение;

–                   принимает решение о проверке Счетной палатой РФ финансово-хозяйственной деятельности ЦБР, его структурных подразделений и учреждений. Такое решение может быть принято только на основании предложения Национального банковского совета;

–                   поводит парламентские слушания о деятельности Банка России с участием его представителей;

–                   заслушивает доклады Председателя ЦБР о деятельности Банка (при представлении годового отчета и основных направлений единой государственной денежно-кредитной политики).

В пределах, разрешенных Конституцией и законами, Банк России независим в своей деятельности. Федеральные органы государственной власти и другие органы власти не имеют права вмешиваться в его деятельность. Более того, нормативные акты, изданные ЦБ РФ в пределах его компетенции, обязательны для федеральных органов государственной власти.

Высшим органом ЦБ является совет директоров – коллегиальный орган, определяющий основные направления деятельности Банка России и осуществляющий руководство и управление Банком России. В него входит председатель Банка России и 12 членов, которые должны работать в банке на постоянной основе.

Возглавляет совет директоров Председатель Банка России, который назначается Государственной Думой на четыре года по представлению Президента Российской Федерации[4]. Одно и тоже лицо не имеет права занимать эту должность более трёх сроков подряд.

Национальный банковский совет – коллегиальный орган Банка. В состав Совета входят 12 человек, из которых двое направляются Советом Федерации из числа его членов, трое – Государственной Думой из числа ее депутатов, трое – Президентом РФ, трое – Правительством РФ. В состав Национального банковского совета входит также Председатель Банка России.

Члены Национального банковского совета, за исключением Председателя Банка России, не работают в ЦБР на постоянной основе и не получают заработную плату за эту деятельность.

В систему Банка России входят центральный аппарат, территориальные учреждения, расчетно-кассовые центры, вычислительные центры, полевые учреждения, учебные заведения и другие предприятия, учреждения и организации, в том числе подразделения безопасности и Российское объединение инкассации, необходимые для осуществления деятельности банка[5].

ЦБР имеет право осуществлять следующие банковские операции и сделки с российскими и иностранными кредитными организациями, Правительством РФ:

–                   предоставлять кредиты на срок не более одного года под обеспечение ценными бумагами и другими активами, если иное не установлено федеральным законом о федеральном бюджете; с октября 2008г. без обеспечения;

–                   покупать и продавать государственные ценные бумаги на открытом рынке;

–                   покупать и продавать облигации, эмитированные Банком России, и депозитные сертификаты;

–                   покупать и продавать иностранную валюту, а также платежные документы и обязательства, номинированные в иностранной валюте, выставленные российскими и иностранными кредитными организациями;

–                   покупать, хранить, продавать драгоценные металлы и иные виды валютных ценностей;

–                   проводить расчетные, кассовые и депозитные операции, принимать на хранение и в управление ценные бумаги и другие активы;

–                   выдавать поручительства и банковские гарантии;

–                   осуществлять операции с финансовыми инструментами, используемыми для управления финансовыми рисками;

–                   открывать счета в российских и иностранных кредитных организациях;

–                   выставлять чеки и векселя в любой валюте;

–                   осуществлять другие банковские операции и сделки от своего имени в соответствии с обычаями делового оборота, принятыми в международной банковской практике.

В случаях, предусмотренных федеральными законами, ЦБР может осуществлять банковские операции по обслуживанию органов государственной власти и органов местного самоуправления, их организаций, государственных внебюджетных фондов, воинских частей, военнослужащих, служащих Банка России, а также иных лиц.

В регионах, где отсутствуют кредитные организации, ЦБР также вправе обслуживать клиентов, не являющихся кредитными организациями.

Банк России не имеет права:

–                   осуществлять банковские операции с юридическими лицами, не имеющими лицензии на осуществление банковских операций, и с физическими лицами, за исключением случаев, предусмотренных законом;

–                   осуществлять операции с недвижимостью, за исключением случаев, связанных с обеспечением своей деятельности;

–                   заниматься торговой и производственной деятельностью, за исключением случаев, предусмотренных законом;

–                   участвовать в капиталах кредитных и иных организаций, за исключением случаев, предусмотренных законом;

–                   продлять возможные сроки возврата выдаваемых кредитов;

–                   предоставлять кредиты правительству РФ для покрытия дефицита государственного бюджета, приобретать государственные ценные бумаги при их первичном размещении, за исключением случаев, предусмотренных законом.

Рефинансирование коммерческих банков – предоставление им заимствований в случаях, когда они испытывают временные финансовые трудности. Цель рефинансирования – воздействие на состояние денежно-кредитной сферы. Выполняя функцию рефинансирования, ЦБ выступает в качестве банка банков.

Кредиты рефинансирования предоставляются только устойчивым банкам, испытывающим временные финансовые трудности, и различаются в зависимости от: формы обеспечения (учетные и ломбардные кредиты); методов предоставления (прямые кредиты и кредиты, предоставляемые на основе проведения аукционов); сроков предоставления (среднесрочные – на 3–4 месяца и краткосрочные – на 1 день или несколько дней); целевого характера (корректирующие кредиты и продленные сезонные кредиты).

Основным источником ресурсов Банка России является эмиссия банкнот, на втором по важности месте находятся средства коммерческих банков на корреспондентских счетах, на счете обязательных резервов, депозиты коммерческих банков и средства бюджета.

Основная масса средств Банка России вложена в ценные бумаги, на втором по объему месте находятся средства, вложенные в валютные ценности, размещенные у нерезидентов.

Коммерческие банки

С одной стороны, банк, как и любое другое предприятие, создается для удовлетворения интересов собственника банка (акционеров) и общественных интересов (клиентуры). С другой стороны, банк - это предприятие особого вида, которое организует и осуществляет движение ссудного капитала, обеспечивая получение прибыли собственникам банка.

Коммерческие банки можно классифицировать по ряду признаков.

1.                 По характеру собственности:

–                   государственные;

–                   акционерные;

–                   кооперативные;

–                   частные;

–                   муниципальные;

–                   смешанные;

2.                 по видам операций:

–                   универсальные;

–                   специализированные;

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5