рефераты

рефераты

 
 
рефераты рефераты

Меню

Слияние и поглощение страховых компаний рефераты

4. Определяется рыночная стоимость финансовых вложений как долгосрочных, так и краткосрочных.

5. Товарно-материальные запасы переводятся в текущую стоимость.

6. Оценивается дебиторская задолженность.

7. Оцениваются расходы будущих периодов.

8. Обязательства предприятия переводятся в текущую стоимость.

9. Определяется стоимость собственного капитала, путем вычитания из обоснованной рыночной стоимости суммы активов текущей стоимости всех обязательств.

Применяется метод стоимости чистых активов в случае, если:

Компания обладает значительными материальными активами;

Ожидается, что компания по-прежнему будет действующим предприятием.

Показатель стоимости чистых активов введен первой частью Гражданского кодекса РФ для оценки степени ликвидности организаций. Чистые активы — это величина, определяемая путем вычитания из суммы активов акционерного общества, принимаемых к расчету, суммы его обязательств, принимаемых к расчету.

Проведение оценки с помощью методики чистых активов основывается на анализе финансовой отчетности. Она является индикатором финансового состояния предприятия на дату оценки, действительной величины чистой прибыли, финансового риска и рыночной стоимости материальных и нематериальных активов.

Основные документы финансовой отчетности, анализируемые в процессе оценки:

бухгалтерский баланс;

отчет о финансовых результатах;

отчет о движении денежных средств;

приложения к ним и расшифровки.

Кроме того, могут использоваться и другие официальные формы бухгалтерской отчетности, а также внутренняя отчетность предприятия.

Предварительно оценщик проводит инфляционную корректировку, цель которой — приведение ретроспективной информации за прошедшие периоды к сопоставимому виду; учет инфляционного изменения цен при составлении прогнозов денежных потоков и ставок дисконта.

Простейшим способом корректировки является переоценка всех статей баланса по изменению курса рубля относительно курса более стабильной валюты, например, американского доллара.

Отличительной особенностью затратного подхода при оценке стоимости предприятия является то, что для целей оценки активы предприятия разбивают на группы, оценивают каждую часть, затем суммируют полученные стоимости.

Алгоритм данного подхода следующий:

На первом этапе производят анализ активов предприятия и выделяют составные части, оценка стоимости которых будет производиться. Например, при оценке стоимости предприятия могут быть выделены следующие составные части: земля, здания, коммуникации, нематериальные активы, финансовые активы, сырье, материалы, машины и оборудование и т.п. В каждой группе активов можно выделить подгруппы.

На втором этапе оценщик выбирает наиболее приемлемый метод оценки для каждой группы (подгруппы) активов, выполняет необходимые расчеты.

Определяется итоговая величина стоимости предприятия. Ликвидационная стоимость предприятия представляет собой разность между суммарной стоимостью всех активов предприятия и затратами на его ликвидацию.


2.3 Сравнительный подход


Сравнительный подход особенно полезен тогда, когда существует активный рынок сопоставимых объектов собственности. Точность оценки зависит от качества собранных данных, так как, применяя данный подход, оценщик должен собрать достоверную информацию о недавних продажах сопоставимых объектов. Эти данные включают: физические характеристики, время продажи, местоположение, условия продажи и условия финансирования.

Основным принципом расчетных моделей, использующих метод стоимости замещения, является принцип компаний-аналогов. Данный принцип заключается в том, что при наличии на рынке аналогичных объектов купли-продажи инвестор не заплатит за данный объект большую стоимость, чем за объект-аналог.

Метод компаний-аналогов также может основываться на рыночных ценах акций аналогичных компаний. Инвестор, действуя по принципу замещения (или альтернативной инвестиции), может инвестировать либо в эти компании, либо в оцениваемую. Поэтому данные о компании, чьи акции находятся в свободной продаже, при использовании соответствующих корректировок должны послужить ориентиром для определения цены оцениваемой компании.

Метод ретроспективных сделок основан на анализе цен приобретения контрольных пакетов акций сходных компаний.

Метод отраслевых коэффициентов позволяет рассчитывать ориентировочную стоимость бизнеса по формулам, выведенным на основе отраслевой статистики.

Оценка страховой компании, как и оценка любого другого предприятия, может проводиться всеми тремя оценочными подходами – сравнительным, затратным и доходным. Однако процесс оценки страховой компании имеет свои особенности. Эти особенности обусловлены как самой природой страхового дела и особенностями учета страховой компании, так и наличием строгих нормативных требований со стороны государственных органов, регулирующих страховую деятельность.

Основная трудность при оценке страховых компаний затратным подходом - это оценка неосязаемых нематериальных активов, которые не отражены в бухгалтерском балансе. В отличие от производственных предприятий, основные средства которых обычно состоят из недвижимости, оборудования и других осязаемых активов, страховые компании (и другие компании финансового сектора) больше средств инвестируют в неосязаемые активы – такие как узнаваемость торговой марки, человеческий капитал, клиентская база, и т.п. Из-за особенностей бухгалтерского учета, эти инвестиции, (которые, по сути, являются инвестициями в основные средства для страховой компании) часто учитываются как операционные расходы и не увеличивают размера бухгалтерских активов страховой компании.

К таким активам страховой компании можно отнести и наличие лицензии на право проведения страховой деятельности, и наличие штата квалифицированных работников, которые возможно, работают в компании уже длительное время, и узнаваемость названия страховой организации среди потребителей страховых услуг, которая была достигнута длительной работой на рынке и существенными затратами на продвижение своих услуг, и сложившуюся клиентскую базу.

Проводя анализ финансово-хозяйственной деятельности оцениваемой страховой необходимо идентифицировать ее неосязаемые активы, которые могут иметь стоимость в глазах потенциальных покупателей.

После идентификации, стоимость этих активов необходимо оценить. Обычно, при оценке рыночной стоимости неосязаемых нематериальных активов, принято использовать методы доходного подхода, которые основаны на капитализации избыточной (по сравнению со среднеотраслевыми показателями) прибыли. Но специфика бухгалтерского учета в страховых компаниях состоит в том, что большая доля доходов страховой организации может отчисляться в страховые резервы или направляться на оплату операций перестрахования, что значительно уменьшает величину чистой прибыли и делает показатель прибыли не столь важным с точки зрения ценности для потенциального покупателя. В российских условиях это усугубляется еще и тем, что менеджмент страховых компаний зачастую искусственно увеличивает отчисления в страховые резервы, используя эти отчисления как средство минимизации налога на прибыль, что приводит к еще большему уменьшению доли чистой прибыли в доходах страховой компании.

Страховые компании сильно зависимы от общей экономической ситуации. Страховые услуги не являются "предметами первой необходимости", поэтому спрогнозировать свободный денежный поток страховой компании в условиях экономической нестабильности также не представляется возможным. Также прогнозирование денежных потоков страховщика затруднено тем, что зависят от обязательств (страховых случаев и выплат), которые не определены и имеют вероятностный характер. "Рекордное количество снега, выпавшее на Востоке США привело к не менее рекордному увеличению количества страховых случаев. Непогода, как нарочно, выбрала наиболее заселенные районы с большим количеством жилых домов и офисных зданий.

Поврежденные дома и автомобили, жители, получившие ранения и обморожения, в связи с природным катаклизмом, все это не добавило радости американским страховым компаниям.

Так Выплаты по страховым случаям, связанным с буйством природы в начале 2010 года в США, могут составить более $2 млрд., и это на фоне рекордно благополучного 2009г."

Также следует отметить, что стоимость неосязаемых активов успешно действующей страховой компании может быть весьма высока и превышать 50% от общей стоимости компании.

В связи с вышесказанным для оценки эффективности слияния ООО "Группа Ренессанс Страхование" и ЗАО "СК "Прогресс-Нева",был выбран метод ретроспективных сделок основанный на анализе сделок купли-продажи сходных компаний.


Глава 3. Анализ результатов реализации тактики слияния ООО "Группа Ренессанс Страхование" и ЗАО "СК "Прогресс-Нева"


3.1 Активизация слияний и поглощений на страховом рынке. Стратегии выхода на российский рынок страхования, применяемые мировыми лидерами страхового рынка


До 2005-2006 гг. российский страховой рынок не отличался высокой активностью в сфере слияний и поглощений. Этому есть несколько объяснений. Во-первых, уровень проникновения страхования в экономику и растущий рынок позволял компаниям активно развиваться и находить клиентов. Во-вторых, сложность процедуры слияния бизнесов и традиционная непрозрачность отечественных компаний практически сводили на нет деятельность в данной сфере. И в-третьих, особенностью российского рынка страхования являлось то, что гораздо проще не купить компанию, а перекупить команду менеджеров конкурента, которая принесет дополнительных клиентов.

В последние годы ситуация изменилась, и наблюдается значительная активность как российских так и иностранных компаний на рынке слияний и поглощений.

Одной из наиболее заметных сделок 2005 года стала покупка группой СОГАЗ страховой компании "Нефтеполис". Согласно официальным сообщениям, ОАО "СОГАЗ" победило в аукционе по продаже 85%-ной доли в уставном капитале ООО "СК "Нефтеполис", заплатив 363,5 млн руб. Это первое в российской истории слияние двух страховщиков, специализировавшихся на страховании аффилированных корпоративных клиентов (т.н. "кэптивном" страховании). СОГАЗ в данном случае получил доступ к страхованию "Роснефти" чем заметно усилил свои позиции в страховании нефтегазовой отрасли. К тому же, "Нефтеполис" имел довольно сильные позиции в рознице, что было необходимо СОГАЗу для более активного входа в массовый сегмент страхования.

Покупателем группы компаний "Прогресс Нева" выступила компания "Ренессанс Страхование", стремящаяся укрепить свои позиции на Северо-Западе. Это свидетельствует о том, что этот рынок перспективен и понятен "московским" страховщикам. Однако страховщиков на рынке Санкт-Петербурга, независимых от московских страховщиков, осталось немного, а среди привлекательных для поглощения до недавнего времени оставалась компания "Русский мир", перешедшая под контоль Росгосстраха в 2009 году.

Компания "Медэкспресс" стала очередной компанией из Санкт-Петербурга, потерявшей независимость от федеральных страховщиков. Покупка контрольного пакета "Медэкпресса" согласуется со стратегией РОСНО, направленной на достижение лидерства по приоритетным видам страхования в регионах. Сделку можно назвать удачной: РОСНО получило не просто билет на медицинский сегмент страхового рынка Санкт-Петербурга, а лидера регионального рынка. Серьезность намерений РОСНО на рынке медицинского страхования Санкт-Петербурга подтвердила сделка по покупке страховой компании "РусМед", работающей на рынке Петербурга и Ленинградской области, проведенная дочерней компанией РОСНО "РОСНО-МС".

В мае 2005 г. ОСАО "Ингосстрах" приобрело 71,25% акций ОАО "Чрезвычайная страховая компания" у Гута-групп. ЧСК специализируется на обязательном государственном страховании военнослужащих и приравненных к ним в обязательном страховании лиц: 64% сборов и 88% выплат компании в 2005 году пришлись на этот вид. Если для "Гута-групп" продажу ЧСК можно рассматривать в рамках реструктуризации бизнеса, то для "Ингосстраха" приобретение необходимо рассматривать в контексте подготовки к введению закона об обязательном страховании опасных объектов. Предполагается, что тесное сотрудничество с МЧС через ЧСК позволит усилить конкурентные позиции

В 2006 году контрольный пакет акций "Стандарт-Резерва" примерно за $33 млн. был перепродан структурам Банка Москвы, а затем вошел в состав "Столичной страховой группы"

СОГАЗ завершил приобретение одного из ведущих страховщиков Северо-Западного федерального округа – страховую группу "Шексна". Антимонопольный орган уже рассматривает соответствующее ходатайство. Наряду с СК "Шексна" в состав Группы "Согаз" войдут ее дочерние компании: – ОАО "МСК "Шексна-М" и ЗАО "Шексна-Жизнь".

Также СОГАЗ отметился M&A активностью и в азиатском регионе. Стало известно о возобновлении переговоров о приобретении кыргызстанских и узбекистанских страховых компаний. Компанию прежде всего интересуют корпоративные страховщики, стоимость которых существенно упала в связи с кризисом.

Заметной сделкой в 2009 году явилась покупка "Россгосстрахом" страховой компании "Капитал Страхование". Ранее в рамках группы ИФД Капитал "Капитал Страхование" являлся кэптивным страховщиком "Лукойла". Эту сделку можно рассматривать в рамках стратегии избавления от непрофильных активов акционеров "Лукойла", увеличившими свои доли в нефтяном бизнесе. Для "Россгосстраха" сделка имеет смысл, только если она дополнена договоренностями о том, что Лукойл не выведет страхуемый бизнес из новой структуры. Общая для российского рынка угроза ухода основных клиентов вскоре после сделки наиболее очевидна при покупке кэптивной компании. Поэтому фактически "Россгосстрахом платит не за "оболочку" в виде юридического лица, не за его чистые активы, а за укрепление своих позиций в корпоративном сегменте и переход крупного клиента — "Лукойла".

В то же время, российский страховой рынок испытывает острый недостаток капитала. Именно поэтому Минэкономразвития РФ предлагает поднять величину минимального размера уставного капитала страховых компаний с нынешнего уровня в 30 млн рублей (120 млн. для компкний, занимающихся перестрахованием) до 180 млн рублей. Такая поправка включена в пакет предлагаемых законодательных изменений, направленных на укрепление финансовой устойчивости страховых компаний и предупреждение банкротства. Таким образом, мелкие и средние страховые компании, которые не смогут самостоятельно достигнуть пороговой планки, вынуждены будут объединяться с равными или поглощаться более крупными страховщиками. Другой вариант - это продажа контрольного пакета акций российским и зарубежным страховым компаниям или стратегическим инвесторам, обладающим крупным капиталом. В последние годы российские компании начали показывать реальную прибыль, а рынок в целом быстро капитализироваться, причем как за счет собственных средств страховщиков, так и за счет вложений инвесторов.

Несмотря на падение рынка слияний и поглощений, в российской страховой отрасли наблюдается определенна активность.

При этом особенностью слияний и поглощений на российском рынке страхования является то, что купленные компании продолжают работать в качестве отдельных юридических лиц. Это связано в основном с маркетинговой политикой — купленная компания зачастую обладает довольно сильным брендом.

В условиях западной экономики объединение страховщиков (группа, холдинг) показало себя жизнеспособной, подвижной и эффективной, формой управления капиталами. Примером таких компаний являются группа Alliance, включающая в свой состав три российские дочерние компании "РОСНО", "Прогресс Гарант", "Альянс РУС", а также Группа ERGO, объединяющая более 7 немецких страховых компаний, и начавшая свою деятельность в России, покупкой компании "Русь". ERGO вместе с перестраховочной компанией Munich Re составляют один из крупнейших в мире страховых холдингов.

Существует два варианта выхода на российский рынок – как международный бренд, самостоятельно, или через приобретение российской страховой компании. Приобретение действующего страховщика имеет определенные преимкщества. Во-первых – более легкая адаптация на российском рынке. Во-вторых, как правило, такие компании уже обладают собственной клиентской базой, знанием конкурентной ситуации и имеют отлаженные отношения с партнерами и органами власти. Первые попытки выйти на российский рынок, как правило, осуществлялись иностранными компаниями путем регистрации в России своих 100% дочек. Таким путем пошли компании AIG, Zurich, Aviva, ACE, и это была первая волна иностранных компаний

В последнее время состоялись несколько крупных сделок с участием иностранных страховщиков

Немецкая страховая компания Allianz продолжает консолидировать акции страховой компании "Росно". Доля Allianz составляла 99,362%., по сравнению с третьим кварталом 96,784%. Allianz купил за 26 млн. евро 45% акций в 2001 году у АФК "Система". А в 2007 году докупил еще 49% акций "РОСНО" за 750 млн долл.

В феврале 2007 года Группа Zurich подписала соглашение о приобретении 66% капитала НАСТА с согласованным увеличением доли до 100% к 2010 году. НАСТА, практики The Zurich Way во всех ключевых направлениях бизнеса, таких как андеррайтинг, урегулирование убытков, дистрибуция и формирование резервов.

В 2008 году компания "РЕСО" установила рекорд. Приобретение французским страховщиком AXA 36,7% бумаг российской "РЕСО-Гарантии" завершилось. Стоимость сделки рекордная для российского страхового общества — $1,15 млрд. Это обязательно окажет резонансное воздействие на весь рынок. "РЕСО-Гарантия" создана в 1991 году, входит в число ведущих отечественных игроков отрасли страхования по объему собранных премий и является одним из лидеров в области розничного страхования.

Второй по величине страховщик Европы французская АХА приобрела 36,7% акций российского страховщика "РЕСО-Гарантия". Сделка была закрыта 17 июня и обошлась французам в 810 млн евро ($1,15 млрд). Соглашение предусматривает возможность дальнейшего выкупа акций "Ресо" в 2010-2011 годах.

Также сменила владельца СК "Россия", ее ключевыми акционерами являются компании, находящиеся под мандатом инвестиционно-консалтинговой группы EastOne. Владельцем группы "Россия" Пинчук стал осенью 2009 г.

Это наиболее значимые сделки по слияниям и поглощениям на российском страховом рынке.

3.2 Анализ эффективности слияния компаний ООО "Группа Ренессанс Страхование" и ЗАО "СК "Прогресс-Нева"

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7