Система страхования вкладов физических лиц в Российской Федерации
2. Общая
характеристика системы страхования вкладов физических лиц
2.1 Понятие системы
страхования вкладов физических лиц
Необходимость
формирования системы страхования вкладов граждан в Российской Федерации впервые
была предусмотрена Законом РФ от 2 декабря 1990 г. N 395-1 "О банках и банковской деятельности", который предусмотрел одновременное
создание системы обязательного и добровольного страхования вкладов. Организация
первой должна была осуществляться посредством федерального фонда обязательного
страхования вкладов, который создавался для обеспечения гарантий возврата
привлекаемых банками средств граждан и компенсации потери доходов по вложенным
средствам (ст. 38). Вторая представляла собой некоммерческие организации фондов
добровольного страхования вкладов и выплаты доходов по ним (ст. 39) и была
призвана обеспечить недостаточность страхования ответственности банка по
обязательной системе, а при отсутствии системы обязательного страхования
фактически восполняла этот пробел.
Центральным
банком РФ были установлены требования к порядку организации системы
добровольного страхования вкладов: фонд добровольного страхования вкладов может
быть учрежден минимум пятью банками с совокупным уставным капиталом не менее
20-кратного минимального размера уставного капитала для банков на дату создания
фонда.
Согласно указанию ЦБ РФ
от 1 декабря 2003 г. N 1346-У минимальный размер уставного капитала
создаваемого банка равен 5 млн евро. Исходя из этого, совокупный минимальный
уставный капитал таких организаций должен быть равен 100 млн евро. Особенности
создания, управления и деятельности фондов добровольного страхования вкладов
определяются уставами этих организаций.[7]
Таким образом, если
отношения по добровольному страхованию вкладов имели свое правовое
регулирование, то отношения по обязательному страхованию- не имели, и принятый
Закон о страховании вкладов устранил этот правовой пробел.
Данный вид страхования
относится к обязательной форме страхования, что означает его появление в силу
прямого указания закона. Участие в системе обязательного страхования вкладов
обязательно для всех банков. Последствия отказа банков от участия в данной
системе установлены в ст. 46 Закона о страховании вкладов, главное из которых
заключается в том, что если банки в течение 21 месяца не примут участия в
системе, то деятельность таких банков по привлечению вкладов граждан будет
прекращена.
Закон о страховании вкладов
вступает в противоречие со ст. 936 ГК РФ, п. 4 ст. 3 Закона РФ от 27 декабря 1992 г. N 4015-1 "Об организации страхового дела в РФ", предусматривающими необходимость
заключения договора обязательного страхования, устанавливает, что страхование
вкладов осуществляется на основании данного Закона и не требует заключения
договора страхования.[8]
Целесообразно привести
данное положение в соответствие с общими положениями гражданского
законодательства.
Договор страхования
вкладов относится к группе договоров страхования риска ответственности за
нарушение договора (п. 1 ст. 932 ГК РФ), выделяемых наряду со страхованием
ответственности аудиторской организации за нарушение договора (ст. 13
Федерального закона от 7 августа 2001 г. N 119-ФЗ "Об аудиторской
деятельности)", со страхованием ответственности плательщика ренты по
договору ренты о передаче под ее выплату денежной суммы или иного движимого
имущества (п. 2 ст. 587 ГК РФ), со страхованием ответственности
лизингополучателя за нарушение договора лизинга (п. 4 ст. 21 Федерального
закона от 8 октября 1998 г. N 164-ФЗ "О финансовой аренде (лизинге)"
и др.
Страхование
ответственности за нарушение договора (или, как гласит Федеральный закон от 10
декабря 2003 г. N 172-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в Закон РФ
"Об организации страхового дела в РФ "и признании утратившими силу
некоторых законодательных актов РФ," предусматривающий подробную
классификацию видов страхования, - страхование гражданской ответственности
за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств по договору) имеет ряд
принципиальных отличий:
а) его возможность
должна быть прямо предусмотрена законом и не может без этого указания вводиться
сторонами произвольно;
б) страхованию
подлежит только риск ответственности самого страхователя и никакого другого
лица, в противном случае договор страхования ничтожен (п. 2 ст. 932 ГК РФ);
в) выгодоприобретателем
по такому договору всегда является кредитор - сторона, перед которой
страхователь-должник обязан нести ответственность, даже если договор страхования
заключен в пользу другого лица (п. 3 ст. 932 ГК РФ).
В литературе встречается
и иная точка зрения. Так, по мнению А.А. Иванова, указанный договор есть ничто
иное как страхование имущества (самого вклада).[9]
Таким образом, ни один из
законов, упоминающий словосочетание «система страхования вкладов» не дает его
понятие.
2.2 Цели системы
страхования вкладов физических лиц
В качестве целей системы страхования
вкладов физических лиц в соответствии с Федеральным законом «О страховании
вкладов физических лиц в банках Российской Федерации» названы:
1)
защита прав и законных интересов вкладчиков банков Российской Федерации;
2)
укрепление доверия к банковской системе Российской Федерации;
3)
стимулирование привлечения сбережений населения в банковскую систему Российской
Федерации.
При
этом следует учитывать тесную взаимосвязь указанных целей, ни одна из них не
может быть достигнута в ущерб другой. Как только банковская система выходит из
равновесия (что мы можем наблюдать в кризисные периоды), сразу возрастает риск
потери вкладов физическими лицами.
Основой
для достижения указанных в Законе целей является наличие стабильной и
развивающейся банковской системы. Непременное условие этого – надлежащая
законодательная база и сильный орган банковского регулирования и надзора.
2.3 Принципы системы
страхования вкладов физических лиц
Страхование банковских
вкладов базируется на следующих принципах, закрепленных в ст. 3 Закона о
страховании вкладов:
1.
Обязательность участия банков в системе страхования вкладов.
Как
установлено ч. 1 ст. 6 Закона о страховании вкладов, участие в системе
страхования вкладов обязательно для всех банков.
В
части 3 ст. 6 Закона о страховании вкладов установлены следующие обязанности
банков в связи с участием в системе страхования вкладов:
1)
уплачивать страховые взносы в фонд обязательного страхования вкладов;
2)
представлять вкладчикам информацию о своем участии в системе страхования вкладов,
о порядке и размерах получения возмещения по вкладам;
3)
размещать информацию о системе страхования вкладов в доступных для вкладчиков
помещениях банка, в которых осуществляется обслуживание вкладчиков;
4)
вести учет обязательств банка перед вкладчиками, позволяющий банку сформировать
на любой день реестр обязательств банка перед вкладчиками по форме, которая
устанавливается Банком России по предложению Агентства;
5)
исполнять иные обязанности, предусмотренные Законом о страховании вкладов.
2.
Сокращение рисков наступления неблагоприятных последствий для вкладчиков в
случае неисполнения банками своих обязательств.
Рассматривая
изложенный основной принцип системы страхования вкладов, целесообразно привести
проблемный вопрос, обозначенный в заключении Комитета по бюджету и налогам
Государственной Думы от 16 мая 2003 г. по проекту Закона о страховании вкладов
и законопроектам, связанным с принятием Закона: гарантирование в принципе
увеличивает риск безответственного поведения банков и вкладчиков,
перераспределяет индивидуальные риски в пользу недобросовестных банков,
повышает издержки банков и неспособно сократить риск системного банковского
кризиса ввиду заведомой недостаточности фонда страхования вкладов для
выполнения значимой части обязательств банковской системы. Рост банковских
вкладов населения на 47% за один 2002 год также говорит о том, что переток
сбережений населения в организованную форму (как и обратно) скорее определяется
общеэкономической ситуацией, чем отсутствием или наличием предлагаемой системы.
В заключении по законопроекту также отмечено, что центральное противоречие
системы страхования вкладов заключается в нежелании банков, считающих себя
стабильными и осмотрительными, компенсировать потери вкладчикам недобросовестных
банков. При этом также возрастает риск чрезмерно агрессивной депозитной
политики сравнительно мелких банков, входящих в фонд страхования вкладов на
равных правах с крупными банками - донорами системы гарантирования.[10]
3.
Прозрачность деятельности системы страхования вкладов.
На
реализацию рассматриваемого основного принципа системы страхования вкладов
направлен целый ряд положений Закона о страховании вкладов, среди которых
следует упомянуть положения, устанавливающие:
·
обязанности
банков по представлению и размещению информации (ст. 6 Закона);
·
составление и
представление Агентством отчетности (ст. 24 Закона);
·
аудит Агентства
(ст. 25 Закона);
·
получение
Агентством отчетности банков и иной информации (ст. 29 Закона);
·
систему контроля
за функционированием системы страхования вкладов (ст. 42 Закона).
4.
Накопительный характер формирования фонда обязательного страхования вкладов.
Накопительный
характер формирования фонда обязательного страхования вкладов обеспечивается,
как прямо указано в п. 4 указанной статьи, за счет регулярных страховых взносов
банков, являющихся участниками системы страхования вкладов.
Обязанность
банков - участников системы страхования вкладов уплачивать страховые взносы в
фонд обязательного страхования вкладов установлена, как говорилось выше, в п. 1
ч. 3 ст. 6 Закона о страховании вкладов.
Согласно
ч. 1 ст. 35 Закона страховые взносы едины для всех банков и подлежат уплате
банком со дня внесения банка в реестр банков и до дня отзыва (аннулирования)
лицензии Банка России или до дня исключения банка из реестра банков.
В ст.
36 Закона установлен предел накопления денежных средств фонда обязательного
страхования вкладов - 10% общей суммы вкладов в банках:
в
соответствии с ч. 15 ст. 36 Закона с расчетного периода, следующего за
расчетным периодом, в котором сумма денежных средств фонда обязательного страхования
вкладов, включая денежные средства, инвестированные Агентством, превысит 10%
общей суммы вкладов в банках, уплата страховых взносов банками автоматически
приостанавливается;
согласно
ч. 16 ст. 36 Закона с расчетного периода, следующего за расчетным периодом, в
котором сумма денежных средств фонда обязательного страхования вкладов, включая
денежные средства, инвестированные Агентством, составит менее 10% общей суммы
вкладов в банках, уплата страховых взносов банками автоматически
возобновляется.[11]
В юридической литературе
н6азываются еще три принципа организации ответственной системы страхования
вкладов, не закрепленные в качестве таковых в ст.3 Закона, но выводимые из
других его норм. Это принципы допуска в систему только финансово устойчивых
банков; ограничительный характер выплат возмещения по вкладам; максимальная
скорость выплат.[12]
Принцип
допуска в систему только финансово устойчивых банков означает, что участниками
системы становятся только банки, которые удовлетворяют ряду дополнительных
требований к учету, отчетности, финансовому положению и соблюдают обязательные
экономические нормативы. Установление этого принципа предопределено
необходимостью ограничения финансовых рисков системы страхования вкладов путем
исключения возможности присутствия в ней проблемных банков.
Введение
принципа ограничительного характера выплат возмещения по вкладам позволяет
отнести отечественную систему страхования вкладов к системам с ограниченной
компенсацией. Отличия между системами с полной и частичной компенсацией
заключаются в том, что в первом случае гарантируется весь вклад независимо от
его суммы, а во втором – лишь его часть в пределах определенной максимальной
суммы.
Наконец,
наличие принципа максимальной скорости выплаты страхового возмещения
обусловлено тем, что способность системы страхования вкладов предотвращать
массовое изъятие средств из банков в значительной мере зависит от сроков, в
течении которых владельцы депозитов получают возможность воспользоваться своими
средствами. В международной практике оптимальным сроком являются 30 дней с
момента наступления страхового случая. Считается, что при более длительных
сроках выплат может произойти подрыв доверия к системе страхования и возникнуть
паника среди населения.[13]
2.4
Субъекты и объекты страхования
Участниками системы страхования вкладов
являются:
1) вкладчики, признаваемые
выгодоприобретателями;
2) банки, внесенные в установленном
порядке в реестр банков, признаваемые страхователями;
3) Агентство, признаваемое страховщиком;
4) Банк России при осуществлении им
функций, вытекающих из Закона о страховании вкладов.
Или другими словами:
участниками отношений по обязательному страхованию вкладов являются
страхователь, выгодоприобретатель, страховщик, контролирующий орган (ст. 4
Закона о страховании вкладов). Здесь обнаруживается расхождение со ст. 38
Закона РФ "О банках и банковской деятельности", согласно которой
участниками данной системы являются лишь страхователь и страховщик.
Страхователь и страховщик - это стороны
договора страхования, а выгодоприобретатель - лицо, в пользу которого заключен
договор страхования.
Как установлено в п. 1
ст. 927 гл. 48 "Страхование" ч. 2 ГК РФ, страхование осуществляется
на основании договоров имущественного или личного страхования, заключаемых
гражданином или юридическим лицом (страхователем) со страховой организацией
(страховщиком).
Особенность данного вида
страхования заключается в том, что ст. 970 ГК РФ, признавая его особым видом
страхования, устанавливает, что правила гл. 48 ГК РФ о страховании применяются
к отношениям по страхованию вкладов, если специальными законами не установлено
иное.
Согласно п. 1 ст. 929 ГК
РФ по договору имущественного страхования одна сторона (страховщик) обязуется
за обусловленную договором плату (страховую премию) при наступлении
предусмотренного в договоре события (страхового случая) возместить другой
стороне (страхователю) или иному лицу, в пользу которого заключен договор
(выгодоприобретателю), причиненные вследствие этого события убытки в
застрахованном имуществе либо убытки в связи с иными имущественными интересами
страхователя (выплатить страховое возмещение) в пределах определенной договором
суммы (страховой суммы). В пункте 2 ст. 929 ГК РФ установлено, что по договору
имущественного страхования могут быть, в частности, застрахованы следующие
имущественные интересы:
1) риск утраты (гибели), недостачи или
повреждения определенного имущества (ст. 930);
2) риск ответственности по
обязательствам, возникающим вследствие причинения вреда жизни, здоровью или
имуществу других лиц, а в случаях, предусмотренных законом, также
ответственности по договорам - риск гражданской ответственности (ст. 931 и 932).
Однако в рамках системы страхования
вкладов отношения между банком и Агентством носят публично-правовой характер и
основываются на нормах закона, а не договора страхования. Согласно ч. 3 ст. 5
Закона страхование вкладов осуществляется в силу указанного Закона и не требует
заключения договора страхования. Следует отметить, что это допускается ст. 970
ГК РФ, согласно которой правила, предусмотренные гл. 48 ГК РФ, применяются к
отношениям по страхованию банковских вкладов постольку, поскольку законом об этом
виде страхования не установлено иное.
Соответственно, в целях недопущения
смешения понятий "страхователь", "страховщик" и
"выгодоприобретатель", правовое содержание которых определено
Гражданским кодексом РФ, в статье 4 Закона о страховании вкладов установлено,
что банки признаются страхователями, Агентство - страховщиком и вкладчики -
выгодоприобретателями только для целей Закона о страховании вкладов.[14]
Как определено в п. 4 ст. 2 Закона о
страховании вкладов, под вкладчиком понимается гражданин Российской Федерации,
иностранный гражданин или лицо без гражданства, заключившие с банком договор
банковского вклада или договор банковского счета, либо любое из указанных лиц,
в пользу которого внесен вклад.
Вкладчики как участники системы
страхования вкладов согласно п. 1 статьи 4 Законом о страховании вкладов
признаются выгодоприобретателями по аналогии с лицами, не являющимися стороной
договора страхования, но в пользу которых заключен договор страхования. Это
значит, что при наступлении предусмотренных Законом событий (страхового случая)
страховщик обязан выплатить вкладчику возмещение по вкладу в пределах
установленной Законом суммы.
Право вкладчиков получать возмещение по
вкладам в порядке, установленном Законом о страховании вкладов, закреплено в п.
1 ч. 1 ст. 7 Закона. Порядок и условия выплаты возмещения по вкладам определены
в гл. 2 Закона о страховании вкладов.[15]
В пункте 1 ст. 2 Закона о страховании
вкладов определено, что под банком понимается кредитная организация, имеющая
разрешение Банка России на привлечение во вклады денежных средств физических
лиц и на открытие и ведение банковских счетов физических лиц, выдаваемое Банком
России банкам в порядке, установленном Федеральным законом "О банках и
банковской деятельности".
Как установлено в п.2 ст.4 Закона о
страховании вкладов, участниками системы страхования вкладов являются только те
банки, которые внесены в установленном порядке в реестр банков. Согласно п. 3
ст. 2 Закона реестр банков - это формируемый в соответствии с Законом о
страховании вкладов перечень банков, состоящих на учете в системе страхования
вкладов.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6
|