Система безналичных расчетов в Российской Федерации и направления ее совершенствования
-
авторизация и процессинг
при расчетах по пластиковым карточкам;
-
программно-аппаратная
поддержка процессинга, а также проводить единую техническую политику в
изготовлении карточек, закупке, обслуживании и ремонте оборудования,
поддерживать постоянный контакт с компаниями- эмитентами международных
пластиковых карточек и развивать инфраструктуру, включая сеть банкоматов и
торговых точек, принимающих карточки к оплате, и оказывать клиентам сервисные и
сопутствующие услуги.
Приоритетным
направлением в деятельности Банка по внедрению пластиковых карточек является
участие в распространении и обслуживании международных карточек, отработка
передовых технологий до уровня мировых стандартов, участие в российских
проектах по пластиковым карточкам.
Для реализации
намеченной программы Банк в 1994 году вступил в состав акционеров «Кардцентра»-
организации, осуществляющей процессинг по операциям с международными карточками
компаний Europay и Master Card.
В начале 1995
года Банк одним из первых среди российских банков подписал договор на
распространение карточек с компанией American Express.
Для упрощения
обслуживания налично-денежного оборота и обработки передовых банковских
технологий Банк организовал выдачу наличных денег через банкоматы сначала
сотрудникам, а затем – владельцам международных пластиковых карточек.
Кроме того,
завершился перевод филиалов Банка на локальную обработку данных с
использованием программного комплекса « Операционный день». Это создало
предпосылки для построения разветвленной системы информации и отчетности нового
поколения, соответствующей мировому уровню информационных банковских
технологий.
Вычислительный
комплекс « Операционный день Банка» работает как в режиме реального времени,
так и в пакетном режиме. Реальный масштаб времени проведения операций позволил
повысить производительность труда персонала и предоставить клиентам лучшие
условия обслуживания- более четкую работу операционного узла, устранение ошибок
еще на этапе первичного ввода данных. Перевод филиалов к компьютеризованной
обработке информации предоставил возможность использовать в работе новейшие
электронные технологии. В филиалах функционирует система « Банк-клиент», а в
ряде из них – программа информирования клиентов о состоянии счета по телефону.
Таким образом,
внедрение в систему расчетов электронных платежей, модемной и спутниковой связи
для перечисления денежных сумм из различных регионов России, позволит добиться
ускорения расчетов между всеми банками и их клиентами, четкости, гибкости и
надежности расчетных операций по всей стране и за ее пределами.
Заключение
Рассмотрев экономическое
содержание, теоретические основы и мировой опыт организации безналичных
расчетов можно сделать следующие выводы:
-система
безналичных расчетов продолжает совершенствоваться на протяжении почти
столетия;
-безналичные
расчеты неотъемлемая часть процесса воспроизводства;
-изучение
исторического развития и мирового опыта организации безналичных расчетов имеет
особое значение сегодня, поскольку Россия находится на этапе экономической
нестабильности;
-мировой опыт в
организации безналичных расчетов свидетельствует о непременном вытеснении из
платежного оборота наличных денег;
-частые изменения
нормативных и законодательных актов, регулирующих осуществление безналичных
расчетов, приводят к серьезным затруднениям в практической работе;
-сложные
экономические процессы в народном хозяйстве привели к тому, что основные
принципы организации безналичных расчетов не выдерживаются (такие как
срочность, обеспеченность, акцепт). Утратили свою значимость или не в полной
мере используются некоторые формы расчетов (вексельная, аккредитивная, расчеты
чеками). Из общего безналичного платежного оборота расчеты платежными
поручениями составляют 80%, аккредитивами 3%, инкассо 5%, чеки 1% ,зачет
взаимных требований 2%, платежными требованиями-поручениями 7%, векселями 2%;
-развитие
научно-технического процесса, стремление приблизиться к мировым стандартам
способствует со стороны Государства и Центрального Банка принятию мер по
внедрению новых, более совершенных технологий в организации и осуществлении
безналичных расчетов. В общей структуре платежей произошли позитивные
изменения. Сократилась до минимума доля телеграфных и почтовых платежей, 100%
уровня достигала доля электронных платежей.
Основными недостатками, которые
затрудняют осуществление безналичных расчетов являются:
-обострение
кризисных явлений в экономике страны;
-неплатежеспособность
и банкротство предприятий;
-несовершенство
программно- технического обеспечения;
-не достаточно
активное обновление правовых норм в области безналичных расчетов;
-не налажена
система контроля за сферой расчетов со стороны Государства и Центрального
Банка.
В результате этого анализа
рекомендуются следующие меры по улучшению осуществления организации
безналичных расчетов:
-ускорение
перехода к совершенным программным системам;
-скорейшая
автоматизация системы безналичных расчетов;
-предоставление
выхода на мировой уровень;
-широкое
использование клиринга;
-активизация
работы с клиентами, путем разработки и внедрения взвешенного порядка начисления
% % на остатки по расчетным и текущим счетам. Кроме того, необходимо
предложить клиентам целый ряд дополнительных услуг, связанных, например, с
трастовым управлением средствами клиента, агентскими услугами на рынке ценных
бумаг, консультационными услугами по правовым и общеэкономическим вопросам, а
также вопросам финансового анализа состояния дел клиента;
-
совершенствовать нормативную базу, упрощать процесс осуществления расчетов.
Таким образом, несмотря на все
трудности при осуществлении безналичных расчетов можно отметить, что в стране
наблюдаются тенденции для успешного развития расчетов и приближению их к
мировым стандартам.
Многолетний положительный опыт,
освоение новых банковских технологий и финансовых инструментов, постоянное
расширение спектра и качества услуг, исключительный профессионализм персонала
все же позволит ОАО «Импэксбанк» остаться в элитной группе банков высшей категории надежности.
Список используемой литературы
1.
«Гражданский Кодекс Российской Федерации» (часть 1)
от 30.11.1994 51-ФЗ (ред. от 08.07.1999)- М.: «Консультант» 1999 г.
2.
«Гражданский Кодекс Российской Федерации» (часть 2)
от 26.01.1996 14-ФЗ – (ред. От17.12.1999) М.: «Консультант» 1999 г.
3.
« О безналичных расчетах в Российской Федерации»
Положение ЦБР № 2-П от 03.10.2002г. (в редакции от 03.03.03г.)
4.
«О правилах ведения бухгалтерского учета в
кредитных организациях, расположенных на территории Российской Федерации»
Положение ЦБР от 05 декабря 2002г.» №205-П «Вестник Банка России».
5.
Комментарий к Гражданском Кодексу Российской
Федерации часть вторая)/Под редакцией Садикова О.Н. –М.: «ИНФРА-М-НОРМА»,
«Консультант»,1997.
6.
Вишневская И.В. «Анализ рынка пластиковых карт». –
М.: «Бухгалтерия и банки»,1998.
7.
«Деньги, кредит, банки» Уч. Пособие под ред.
Проф.Лаврушина О.И. –М.: «Финансы и статистика»,2002г.
8.
Жуков Е.Ф. «Общая теория денег и кредита»- М.:
Юнити, 1995г.
9.
Лаврушин О.И.» Деньги, кредит, банки». – М.:
«Финансы и статистика», 1999.
10. Михайлов Д.М. « Международные расчеты и гарантии»-М.,ФБК-ПРЕСС,1998г.
11. Пещанская И.В. « Организация деятельности коммерческого банка. Учебное
пособие» –М., Инфа-М, 2001г.
12. Смирнов К.А. «Маркетинг на рынке банковских услуг». I часть. – Москва, МСУ (Международный Славянский Университет), 1997 .
13. Смирнов К.А. «Маркетинг на рынке банковских услуг». II часть. – Москва, МСУ (Международный Славянский Университет), 1998 .
14. Смирнов К.А. «Основы банковского дела». – Москва, МСУ (Международный
Славянский Университет), 1999 .
15. Чурин С. « Правовая природа сделок по безналичному переводу денежных
средств», Хозяйство и право- 1998г. №4-5.
16. Эрделевский А. « О расчетах по аккредетиву», Хозяйство и право-1997г. №
3.
ПРИЛОЖЕНИЕ 1
Перечень
необходимых реквизитов платёжного поручения:
Платежное
поручение должно содержать следующие обязательные реквизиты:
1. Дата документа.
2. Срок платежа не превышающий десяти дней от даты документа (не включая
эту дату). Если более 10 дней, то документ считается недействительным и не
принимается к исполнению.
3. Наименование плательщика.
4. Счет плательщика.
5. Наименование банка плательщика.
6. Корреспондентский счет банка плательщика и его БИК (банковский идентификационный
код).
7. Наименование банка получателя средств.
8. Корреспондентский счет банка получателя и его БИК.
9. Наименование получателя.
10. Счет получателя.
11. Сумма документа цифрами и прописью.
12. Очередность платежа.
13. Основание платежа.
Платежное поручение оформляется
клиентом в 4-х экземплярах. На первом экземпляре ставится круглая печать
организации и подписи уполномоченных лиц (лица имеющие право 1-й и 2-й подписи
указанные в карточке). Если в карточке нет лица, обладающего правом 2-й подписи,
то на платежном поручении руководитель расписывается два раза. Четвертый
экземпляр возвращается клиенту. Второй и третий отправляются в банк клиента
получателя платежа. Если производится проплата по налогам, то платежное
поручение оформляется в пяти экземплярах: 1-й с печатью и подписями остается в
банке, 2,3,4-е экземпляры отправляются в банк получателя, 5-й с отметкой банка
о приеме отдается клиенту. Если сумма платежного поручения более 50000 рублей,
то клиент приносит 2 экземпляра: 1-й остается в банке, а второй отдается
клиенту.
ПРИЛОЖЕНИЕ 2
|