рефераты

рефераты

 
 
рефераты рефераты

Меню

Роль и место вкладов населения в деятельности коммерческого банка рефераты

Основная линия, проводимая в рамках Европейского союза - унификация условий защиты вкладчиков разных финансово-кредитных учреждений. При этом государственные банки и другие учреждения обычно не включаются в системы страхования, поскольку вклады в них, как правило, и без того имеют государственную гарантию. В мировой практике вклады в иностранной валюте, как правило, исключаются из систем страхования, поскольку они не являются частью собственно денежной массы страны. Если же они страхуются, то закон или договор должен предусматривать курс, по которому эти вклады конвертируются в национальную валюту в случае выплаты возмещения.

Как показывает мировой опыт, система страхования может охватывать все возможные виды депозитов: текущие счета, срочные и сберегательные вклады, сберегательные сертификаты и т. п. В некоторых случаях страхованию не подлежат межбанковские депозиты. Как уже отмечалось, не делается различия между вкладами физических и юридических лиц. В качестве примера рассмотрим законодательство Великобритании, согласно которому средства населения, подлежащие страхованию, принимаются на следующие виды счетов:

-          текущие счета;

-          депозитные счета, по которым банки платят проценты по депозитной ставке, устанавливаемой на уровне ниже базовой ссудной ставки (обычно на 2-4%) и меняющейся вместе с базовой ставкой;

-          инвестиционные депозитные счета для клиентов, желающих вложить более крупные суммы (минимум 10000 фунтов стерлингов), по которым выплачиваются более высокие проценты;

-          депозитные сертификаты (от 5000 до 500000 фунтов стерлингов на срок от 3 месяцев до 5 лет), обеспечивающие частным вкладчикам более высокую норму дохода и возврат денег в любой момент при продаже сертификата на вторичном рынке [15].

Практически во всех странах действуют лимиты ответственности страховых фондов по вкладам, которые выражаются либо предельной суммой подлежащего страхованию вклада, либо процентной долей покрытия вклада страхованием. Предельная сумма зависит от уровня экономического развития страны, накоплений в страховом фонде и ряда других факторов. Рост экономики и инфляционные процессы влекут за собой, как правило, повышение предела. В США размер предельной страхуемой суммы в настоящее время составляет 100 тысяч USD. Разные счета одного клиента в данном банке для целей страхования объединяются, но счета в разных банках страхуются по отдельности. В Великобритании отношение страхового вознаграждения к сумме застрахованного вклада составляет 75% при его размере не более 20 тыс. фунтов стерлингов. Преимущество германской системы страхования вкладов состоит в том, что частные банки обеспечивают полную сохранность всех вкладов населения.

Законодательно оформленная система страхования вкладов почти всегда предполагает создание страхового фонда, в котором накапливаются резервы для выплат при наступлении страховых случаев, и специального органа, управляющего этим фондом. Центральными при этом являются вопросы управления страховыми фондами и их финансирования. Для определения размеров резервов фонда применяются обычные в страховании методы актуарных расчетов, основанные на вероятности наступления страховых случаев.

Например, в США с самого начала был взят курс на жесткий контроль со стороны федерального правительства над всей системой страхования вкладов. Этот же принцип - независимая корпорация, принадлежащая государству и управляемая государственными чиновниками, принят в Великобритании, Канаде и ряде других стран. Отличительной особенностью французской системы обязательного страхования является то, что в случае банкротства какого-либо банка пять крупнейших банков страны производят немедленную выплату ущерба вкладчикам. Затем эти банки компенсируют свои потери, собирая средства через централизованный банковский фонд. Среди развивающихся стран есть примеры, когда страхованием вкладов занимается особое подразделение центрального банка. Однако эта практика считается неудовлетворительной и не имеет широкого применения. Существуют смешанные системы, в которых фонды страхования депозитов находятся в совместной собственности государства и частных банков и соответственно управляются (Япония, Испания, Бельгия). Наконец, в Германии и некоторых других странах государство формально не имеет отношения к органам и фондам страхования, созданным, финансируемым и управляемым банками через их объединения.

Главным источником финансирования страховых фондов являются взносы банков-участников. Хотя для банков такие взносы являются своего рода особым налогом, они заинтересованы в страховании вкладов не меньше, чем вкладчики: оно позволяет им выплачивать по вкладам более низкий процент, чем без страхования.

В некоторых странах часто имеет место государственная поддержка систем страхования. Так, например, в Испании правительство обязалось пополнять страховой фонд на паритетных началах с банками. В ряде стран государство приняло на себя обязательство предоставлять страховому органу при необходимости кредит (в США - до 3 млрд. USD).

В случае банкротства банка стандартная процедура заключается в том, что страховой орган (фонд) в оговоренные сроки и в установленных пределах страховое вознаграждение выплачивает вкладчикам - физическим лицам. Другие вкладчики становятся в определенном законом порядке, наряду с другими кредиторами, участниками распределения конкурсной массы (активов банка-банкрота). Страховой орган тоже участвует в конкурсе и частично может покрыть свои затраты. Однако банкротство банка, особенно крупного, - крайне нежелательное событие, наносящее ущерб банковской системе и экономике страны. Поэтому страховые органы, обычно вместе с центральным банком, стремятся не доводить дело до формального банкротства, а разрешать ситуацию иными способами, спасая как сам проблемный банк, так и вклады мелких вкладчиков.

Основными способами поддержки банков-банкротов являются: предоставление центральным банком как кредитора последней инстанции проблемным банкам кредита на рыночных или льготных условиях с контролем над его использованием; подбор других банков, готовых на определенных условиях принять на себя обязательства проблемного банка по вкладам; организация слияния проблемного банка с более устойчивым; осуществление страховым фондом временного управления банком и проведение его санации и некоторые другие. Все эти способы обычно предполагают использование средств страхового фонда.

Сложным вопросом как для законодателей, так и для органов контроля является осуществление функции контроля над банками. Страховой орган, несущий финансовые риски и ответственность, должен иметь возможность контролировать банки, чтобы своевременно добиваться уменьшения рисков. В то же время во всех странах функции контроля законодательно возложены на центральные банки, а часто также на специальные государственные органы. В большинстве стран страховые органы (фонды) не имеют функций контроля и должны выполнять свои задачи через центральные банки или другие официальные каналы, однако в ряде случае они участвуют в таком контроле.

Как показал анализ, в странах Восточной Европы защита вкладов и депозитов обеспечивается системой лицензирования, надзора и регулирования деятельности коммерческих банков со стороны центрального банка, проведением процентной политики по вкладам и депозитам населения, государственно-частным страхованием организованных сбережений населения. Для каждой из стран с развивающейся рыночной экономикой характерны свои специфические особенности и приоритеты в политике защиты вкладов и депозитов населения. Однако, несмотря на различия в механизмах их защиты, можно выделить следующие общие принципы и подходы.

1        Необходим более широкий взгляд на значение политики сбережений. Без учета действия сбережений населения как компонента всего кругооборота денежных средств, капиталов и товарной массы нельзя стабилизировать цены и финансы, добиться успеха в монетарной политике. Положительные результаты стабилизации цен и финансов в Венгрии, Польше, Чехии и Словакии во многом достигнуты за счет того, что при монетаристских рестрикциях делается упор на защиту сбережений и повышение доверия к финансовым институтам.

2        Рост сбережений, в первую очередь долгосрочных, и улучшение их структуры признается главным фактором оздоровления коммерческих банков, укрепления их кредитоспособности и ликвидности. Кроме того, считается, что политика должна быть направлена на формирование здорового свободного рынка сбережений, предполагающего честную и равноправную конкурентную борьбу между всеми финансовыми институтами за привлечение клиентов и вкладов по свободной рыночной цене на вклады и депозиты в форме соответствующей процентной ставки. Государство и Центральный банк должны оказывать действие на эту ставку не прямо, а через процентную и кредитную политики.

3        Политика сбережений должна быть тесно увязана с регулированием фондовых рынков и рынков иностранных валют. Правильно и эффективно организованная система защиты вкладов повышает их конкурентоспособность по отношению к альтернативным возможностям действий владельцев денежных средств на рынках капитала, ценных бумаг и иностранной валюты.

4        Необходима комплексная и системная защита сберегательных вкладов, включающая законодательные, административные и регулирующие средства и меры. К ним относятся: лицензирование и надзор за финансовыми институтами, регулирование деятельности коммерческих банков, антиинфляционная, процентная политика и т.д.

5        Важной представляется прямая страховая защита вкладов и депозитов, сбивающая инфляционные ожидания и укрепляющая доверие к коммерческим банкам и финансовой системе в целом.

6        Ответственность вкладчиков за выбор коммерческих банков и коммерческих банков за выбор авторитетных, заслуживающих доверия страховых компаний, фондов межбанковских ассоциаций и других страховых организаций.

Особый интерес для создания эффективного механизма защиты денежных сбережений населения в Беларуси представляет практика страхования вкладов и депозитов населения в странах бывшего СССР.

В России создана определенная правовая база по защите интересов и прав вкладчиков от банкротства банковско-кредитных организаций и финансовых пирамид. Российским банковским законодательством, как и белорусским, осуществляется запрет на привлечение частных вкладов банкам, у которых с момента получения лицензии прошло менее 2-х лет. В Украине проводится обязательное страхование всех вкладов физических лиц в национальной и иностранной валютах за счет средств Межбанковского фонда обязательного страхования вкладов физических лиц на случай банкротства какого-либо банковско-кредитного учреждения. Особое место и роль среди государственных мер по защите организованных сбережений граждан в странах бывшего СССР отводится политике восстановления обесцененных в результате инфляции дореформенных вкладов и ценных бумаг граждан. Как известно, либерализация цен после 1992, высокий уровень инфляции, общее снижение жизненного уровня населения резко понизили покупательную способность вкладов граждан, потребовали осуществить серьезные шаги со стороны государства для решения вопросов компенсации обесцененных вкладов граждан.

В целом, как показывает зарубежный опыт, создание эффективной системы защиты денежных сбережений населения требует разработки и осуществления в данной области целенаправленной политики. Эта политика должна предусматривать решение проблемы реального восстановления обесцененных инфляцией вкладов населения, выбор системы страхования вкладов, причем предпочтительной является система с четко выраженными гарантиями, определения конкретных параметров такой системы - степень охвата различных типов кредитно-финансовых учреждений, видов депозитов, механизмов формирования страховых фондов и других.

2. АНАЛИЗ ВКЛАДНЫХ (ДЕПОЗИТНЫХ) ОПЕРАЦИЙ С ФИЗИЧЕСКИМИ ЛИЦАМИ В СИСТЕМЕ АСБ “БЕЛАРУСБАНК”

 

2.1 Вкладные операции АСБ «Беларусбанк», их состав и структура


Регулярный анализ деятельности уполномоченных банков имеет большое значение для самих банков, для их акционеров и клиентов, а также для Национального банка Республики Беларусь.

Национальный банк на основе такого анализа, проводимого по отдельным областям и по республике в целом, может изучать ситуацию на кредитно-финансовом рынке, контролировать выполнение установленных нормативов и показателей, проверять эффективность проводимой кредитно-денежной политики и при необходимости корректировать её.

Деятельность банка по привлечению депозитов физических лиц находится на особом контроле со стороны Национального банка Республики Беларусь, что выражается в следующем:

-          лицензия на привлечение во вклады средств физических лиц выдается банку на осуществление операций в белорусских рублях и иностранной валюте не ранее двух лет с даты его государственной регистрации при условии его устойчивого финансового положения, а также при наличии у банка собственных средств(капитала) в размере, эквивалентном не менее 10 млн. евро [6];

-          введены ограничения, согласно которым максимальный размер привлечённых денежных вкладов физических лиц устанавливается как предельное процентное соотношение общей суммы привлечённых денежных вкладов физических лиц и собственных средств (капитала) банка.

В случае ликвидации банка в первую очередь возвращаются вклады физических лиц и начисленные по ним проценты, а также удовлетворяются требования по возмещению вреда, причинённого их жизни и здоровью.

Уполномоченные банки на основе анализа своей деятельности, а также деятельности других банков могут оценивать эффективность и качество своей работы и определять направления её улучшения, а также делать выводы о сотрудничестве и его объёмах с тем или иным банком.

Акционеры и клиенты банка на основании такого анализа получают возможность оценивать его надёжность и доходность для решения вопроса о целесообразности дальнейших взаимоотношений.

В условиях рыночной экономики исключительную важность приобретают процесс формирования банковских пассивов, оптимизация их структуры и, в связи с этим, качество управления всеми источниками денежных средств, которые образуют ресурсный потенциал уполномоченного банка.

Управление пассивными операциями представляет собой деятельность, связанную с привлечением средств вкладчиков и других кредиторов и определением соответствующей комбинации источников средств для данного банка.

Привлеченные средства состоят из депозитов физических и юридических лиц, временно свободных средств по расчетным операциям. В некоторых случаях срочные депозиты могут быть оформлены в виде депозитных и сберегательных сертификатов.

Депозитные операции выступают основным элементом банковской деятельности, т. к. являются специфической, присущей только банку сферой деятельности. От объема и качества привлеченных средств зависит объем и структура активов банка, его прибыльность.

Развитие экономики, экономический рост, увеличение объема инвестиций в основной капитал, рост ВВП, замедление инфляционных процессов способствует увеличению доходов населения, стимулирует расширение внутреннего спроса на товары и услуги, а также способствует увеличению сбережений населения.

Так на протяжении последних четырех лет наблюдается снижение индекса потребительских цен, что можно увидеть на рис. 2.1


Рис. 2.1 Изменение индекса потребительских цен


Национальный банк при установлении ставки рефинансирования ориентируется на уровень инфляции и соответственно этому планирует изменение ставки (рис.2.2). Постепенное улучшение экономической ситуации позволяет снижать ставку рефинансирования, тем самым способствуя росту производства и в целом всей экономики. Однако, размер ставки рефинансирования, несмотря на прогнозируемое снижение в мае 2006 года до 10 – 10,5%, остается достаточно высоким по сравнению с зарубежными странами, где уровень учетной ставки центральных банков держится в пределах 2 – 3%. Улучшение макроэкономической ситуации, чему в немалой степени способствовало ужесточение денежно-кредитной политики, ограничение размеров кредитной эмиссии и темпов роста рублевой денежной массы привело к улучшению экономической среды и вызвало увеличение доли банковских депозитов в ресурсной базе банков.

Значительное сокращение потока эмиссионных денег при неизменности принятия банками участия в реализации государственных программ, а также обеспечение кредитными ресурсами собственную клиентуру обусловило повышения интереса к банковским депозитам.

Рис. 2.2 Взаимосвязь индекса потребительских цен и ставки рефинансирования Национального банка Республики Беларусь


За 2005 год общий объем средств физических лиц возрос в целом по банкам на 1722,8 млрд. руб. (включая иностранную валюту по курсу Национального банка Республики Беларусь) или 43,8% и по состоянию на 01.01.2006 составил 5657,0 млрд. руб.

В среднем на одного жителя республики на начало 2005 года приходилось 401,5 тыс. руб. сбережений, размещенных в банковских вкладах, облигациях, сберегательных сертификатах, что в эквиваленте составляет 185 долларов США, а на конец 2005 года уже 580,2 тыс. руб. или 270 долларов США.

В результате проводимой Национальным банком политики направленной на поддержание более высокого уровня доходности по операциям в национальной валюте, более быстрыми темпами продолжали расти привлеченные средства населения в белорусских рублях. За январь – декабрь 2005 года их объем возрос на 1384,4 млрд. руб. или на 58,7% при этом средства в иностранной валюте увеличились только на 338,4 млрд. руб. или на 21,5%. Доля рублевой составляющей в общем объеме привлеченных средств населения увеличилась за 2005 год на 6,2 процентных пункта и составила на 01.01.2006 66,2% (рис. 2.3).

Кроме традиционных видов привлечения средств в банковские депозиты АСБ «Беларусбанк» и Белагропромбанк выпускают ценные бумаги для физических лиц (облигации и сберегательные сертификаты). За 2005 год объем выпущенных ценных бумаг возрос на 85,8 млрд. руб. и по состоянию на 01.01.2006 составил 93,3 млрд. руб. или 1,6% от общего объема привлечения всеми банками денежных средств населения.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10