рефераты

рефераты

 
 
рефераты рефераты

Меню

Риски коммерческого банка и управление ими рефераты

Понятие и критерии оценки кредитоспособности заемщика имеют различные трактовки в экономической литературе:

-       Кредитоспособность хозоргана предполагает наличие предпосылок для получения ссуды и способность своевременно возвратить предоставленный ему кредит в соответствии с условиями кредитного договора.

До принятия решения о предоставлении ссуды банк должен провести всесторонний анализ производственно-финансовой деятельности хозоргана, подготовить заключение по кредитной заявке и условиям кредитования... определить степень риска, который он готов взять на себя, и размер кредита, который может быть предоставлен в определенных обстоятельствах.

-       При анализе кредитоспособности клиента банк руководствуется следующими основными факторами: дееспособностью заемщика, репутацией заемщика, наличием капитала, наличием обеспечения, состоянием экономической конъюнктуры.

-       Кредитоспособность заемщика означает способность юридического или физического лица полностью и в срок рассчитаться по своим долговым обязательствам... Способность к возврату долга связывается с моральными качествами клиента, его искусством и родом занятий, степенью вложения капитала в недвижимое имущество, возможностью заработать средства для погашения ссуды и других обязательств в ходе процесса производства и обращения.

Нужно отметить, что понятие «кредитоспособность» является неоднозначной экономической категорией. В наиболее широком толковании оценка кредитоспособности учитывает:

1) правоспособность и дееспособность юридического лица, позволяющие заемщику осуществлять деятельность на рынке, а также реализовать права и экономические интересы банка-кредитора в случае невыполнения заемщиком условий кредитного договора и договора залога;

2) назначение, условия и экономическую эффективность кредитования;

3) финансовое состояние заемщика (платежеспособность, финансовую устойчивость, эффективность использования основных и оборотных средств);

4) наличие и качество обеспечения исполнения обязательств по кредиту, наличие собственного имущества;

5) характер и репутацию заемщика;

6) организационно-коммерческие предпосылки (активную производственно-финансовую деятельность, качество управления, коммерческую среду, уровень конкуренции, деловую и коммерческую активность, организацию бухгалтерского учета и планирования, порядок хранения и реализации продукции и пр.).

При оценке кредитоспособности ссудозаемщика как юридического лица могут быть использованы различные методы.

Как правило, в процессе кредитования используется смешанная оценка ссудозаемщика. Объективную систему рейтинга рисков представляет разработанная система рейтинга, основанная на данных финансовой отчетности клиента, которая, как правило, базируется на привязке весов к различным коэффициентам. Оценка риска сводится к одному числовому значению, сопоставимому с аналогичными показателями других заемщиков, могущему использоваться в анализе трендов. Коэффициенты обычно отражают ликвидность, левиридж и доходность. Коэффициенты, применяемые в практике кредитного анализа. Их можно разделить на пять групп:

-  показатели ликвидности;

-  показатели задолженности;

-  показатели погашения долга;

-  показатели деловой активности;

-  показатели рентабельности.

Рассматриваемые финансовые коэффициенты могут рассчитываться на основе фактических отчетных данных или прогнозных величин на планируемый период. В зарубежной практике фактические показатели берутся как минимум за три года. В этом случае основой расчета коэффициентов кредитоспособности являются средние за год (квартал, полугодие, месяц) остатки запасов, дебиторской и кредиторской задолженности, средств в кассе и на счетах в банке, размер уставного фонда, собственного капитала и т.д.

Рассмотрим теперь вышеназванные показатели более подробно.

1. Показатели ликвидности (liquidity rations) применяются для оценки того, как соотносятся наиболее ликвидные элементы баланса фирмы, ее оборотный капитал (кассовая наличность, дебиторы, запасы товарно-материальных ценностей) и краткосрочные обязательства (выданные векселя, краткосрочные долговые обязательства и т. д.). Чем выше покрытие этих обязательств за счет быстрореализуемых активов, тем надежнее положение фирмы, тем больше у нее шансов на получение кредита у банка.

2. Показатели задолженности (leverage ratios) показывают, как распределяется риск между владельцами компании (акционерами) и ее кредиторами. Активы могут быть профинансированы либо за счет собственных средств (акционерный капитал), либо за счет позаимствований (долг). Чем выше отношение заемных средств к собственности акционеров, тем выше риск кредиторов и тем осторожнее должен относиться банк к выдаче новых кредитов. В случае банкротства компании с высокой задолженностью шансы на возврат кредиторам вложенных ими средств будут весьма низки. Для оценки задолженности рассчитывается прежде всего коэффициент покрытия основных средств, который выражается следующей формулой (3.1).


Кпокр = ОС/СК, (3.1)


где Кпокр – коэффициент покрытия основных средств

ОС – основные средства

СК – собственный капитал.

Данный коэффициент показывает, какая часть основных средств профинансирована за счет собственного капитала. В принципе здания, оборудование и другие долгосрочные активы должны покрываться либо за счет средств акционеров, либо с помощью долгосрочных займов. Нормальным считается отношение 0,75 – 1, так как более высокая цифра может означать, что в основные средства вложена часть оборотного капитала, и это может негативно сказаться на производственной деятельности фирмы. Второй показатель этой группы – коэффициент краткосрочной задолженности он дает возможность сравнить предстоящие платежи компании по долгам в пределах ближайшего года с суммой средств, вложенных акционерами.

3. Показатели погашения долга позволяют оценить способность компании оплатить текущую задолженность путем генерирования наличных денежных средств в процессе операционной деятельности. Главный показатель финансовой устойчивости предприятия – его способность выплатить проценты и основной долг по полученным кредитам. Для детального анализа необходимо составить таблицу денежных потоков (cash flow statment). Но более простым и оперативным является метод расчета коэффициентов погашения долга. Это, прежде всего, коэффициент денежного потока, формула (3.2).


Кдп = (П+А-Д)-ДЗ (3.2)


где Кдп – коэффициент денежного потока

П – Прибыль после уплаты налогов;

А – Амортизация;

Д – Дивиденды;

ДЗ – Долгосрочные займы со сроком погашения в пределах года

Данный показатель показывает, какая часть денежных поступлений компании от операций будет необходима для покрытия основного долга и процентов по займам со сроком погашения в течение ближайшего года. Чем ниже коэффициент, тем меньше «маржа безопасности» при погашении долгов. Теоретически коэффициент, равный 1, обеспечивает компании финансовую стабильность.

4. Показатели деловой активности (activity ratios) позволяют оценить эффективность использования руководством компании ее активов. Обычно применяется три вида коэффициентов указанного типа, которые представляют отношения дебиторской задолженности, счетов к оплате (аccounts payable) и запасов к показателю продаж. Цель коэффициентов состоит в том, чтобы определить быстроту оборачиваемости задолженности и запасов.

Первый показатель – коэффициент оборачиваемости дебиторской задолженности, формула (3.3).


Коб = СрДС*365/Пркр, (3.3)


где Коб – коэффициент оборачиваемости дебиторской задолженности;

СрДС – Средняя сумма дебиторских счетов;

Пркр – Сумма продаж в кредит.

Данный коэффициент позволяет определить средний срок в днях инкассации средств по поставкам продукции покупателям с предоставлением отсрочки платежа. Средняя сумма дебиторских счетов рассчитывается путем суммирования их на начало и конец периода и деления на два. Вместо продаж в кредит часто используют общую сумму продаж, так как кассовые сделки, как правило, незначительны.

Разумеется, значения указанного показателя имеют смысл только в сравнении с аналогичными коэффициентами других предприятий отрасли. Если показатель относительно высок, то это может указывать на задержки в оплате счетов покупателями или на слишком льготные условия кредитования, чтобы стимулировать сбыт продукции.

Следующий показатель – коэффициент оборачиваемости запасов, формула (3.4).


КобЗ = З*365/С (3.4)


где КобЗ – коэффициент оборачиваемости запасов;

З – Запасы;

С – Себестоимость проданных товаров.

Третий коэффициент – коэффициент оборачиваемости кредиторской задолженности, формула (3.5).


КобКЗ = Соп*365/С, (3.5)


где КобКЗ – коэффициент оборачиваемости кредиторской задолженности;

Соп – Счета к оплате;

С – Cебестоимость продукции.

Коэффициент позволяет определить, насколько быстро компания оплачивает счета поставщиков. Резкое повышение показателя может указывать на проблемы с притоком денежной наличности, а снижение – на досрочную оплату счетов с целью получения скидки.

5. Показатели рентабельности (profitability ratios) свидетельствуют об общей эффективности работы компании, об успешности политики ее руководства и отдельных служб. При расчете показателей рентабельности чистая прибыль сравнивается с такими параметрами, как сумма продаж, активы и акционерный капитал компании.

Начнем с коэффициента, характеризующего отношение прибыли к сумме продаж, формула (3.6).


Пред = ЧП*100/Пр, (3.6)


где Пред – Прибыль на единицу продаж;

ЧП – Чистая прибыль;

Пр – Продажи.

Этот коэффициент не имеет стандартов, он связан с отраслью производственной деятельности и со многими другими факторами.

Второй показатель – прибыль на единицу активов (return on asset ratio) , формула (3.7).


Практ = ЧП*100/А, (3.7)


где Практ – Прибыль на единицу активов;

ЧП – Чистая прибыль;

А – Активы.

Коэффициент характеризует прибыльность производства с точки зрения использования активов компании.

Наконец, показатель дохода, полученного на единицу акционерного капитала, свидетельствует о том, насколько эффективно и прибыльно использовались средства акционеров, формула (3.8).


Пракц = ЧП*100/АК, (3.8)


где Пракц – Прибыль на единицу акционерного капитала;

ЧП – Чистая прибыль;

АК – Акционерный капитал.

При оценке значений этого показателя необходимо учитывать риск, связанный с инвестированием средств в данное предприятие.

Большой интерес для банковского работника представляет изменение коэффициентов за ряд лет.

Подверженность кредитному риску существует в течение всего периода кредитования. При предоставлении коммерческого кредита риск возникает с момента продажи и остается до момента получения платежа по сделке. При банковской ссуде период подверженности кредитному риску приходится на все время до наступления срока возвращения ссуды.

Величина кредитного риска – сумма, которая может быть потеряна при неуплате или просрочке выплаты задолженности. Максимальный потенциальный убыток – это полная сумма задолженности в случае ее невыплаты клиентом, Просроченные платежи не приводят к прямым убыткам, а возникают косвенные убытки, которые представляют собой издержки по процентам (из-за необходимости финансировать дебиторов в течение более длительного времени, чем необходимо) или потерю процентов, которые можно было бы получить, если бы деньги были возвращены раньше и помещены на депозит. Несмотря на то, что кредитный риск велик для кредитов компаниям, находящимся в сложном положении, банки все же вынуждены предоставлять эти кредиты, дабы не терять возможные прибыли.

Когда экономика находится в самой низкой точке спада, то кредитный риск при принятии решения о кредитовании значительно меньше, чем в случае экономического бума. Это связано с тем, что если компания получает прибыли в период рецессии, то, по всей видимости, в перспективе, когда экономические условия улучшатся, она выживет, и будет процветать.

Компании, превышающие нормальный объем продаж, имеют высокую степень риска. Чрезмерный объем продаж (овертрейдинг) возникает в случае, когда кампания очень высоко оценивает свои ресурсы и пытается поддержать слишком большой объем деловой активности при недостаточных источниках финансирования. Предприятие, которое все больше зависит от краткосрочных кредитов, оттягивая сроки платежей поставщикам по налоговым счетам, в конце концов, может испытать кризис притока денежных средств.

Постоянные затраты предприятий – это ежемесячные или ежегодные расходы, сумма которых остается одинаковой, несмотря на подъем или снижение деловой активности в течение данного периода времени. Переменные затраты представляют собой расходы, которые увеличиваются при повышении объема продаж и становятся меньше при его уменьшении.

Компании, затраты которых в основном постоянны, способны извлечь выгоду из значительного увеличения прибыли при повышении объема продаж, но они уязвимы при любом спаде темпов продаж. В этом случае поступлений будет меньше, а затраты останутся на прежнем уровне. В результате прибыль и поступления денежных средств снизятся. Можно сказать, что компании, которые имеют высокие постоянные затраты и действуют на рынке с переменным объемом продаж, обладают высокой степенью кредитного риска. Компании с чрезмерными обязательствами по инвестированию обладают высоким кредитным риском.

Кредитный риск измеряется с помощью коэффициента зависимости.

Гиринг – это коэффициент, суть которого состоит в определении соотношения размера заемного капитала, по которому начисляются проценты, и акционерного капитала.

Для определения гиринга нужно определить акционерный и заемный капиталы. Акционерный капитал – капитал, сформированный за счет простых акций, находящихся в обращении, плюс балансовая стоимость резервов. Заемный капитал – капитал, состоящий из банковских займов, коммерческих ссуд и долговых обязательств, формула (3.9).


Г = ЗК/АК, (3.9)


где Г – гиринг;

ЗК – заемный капитал;

АК – акционерный капитал.

Считается, что гиринг компании высок, если коэффициент превышает 100%. Это происходит в том случае, если заемный капитал является главным источником финансовых средств, необходимых для бизнеса.

Высокий гиринг говорит о высоком кредитном риске. Однако не существует определенного уровня гиринга, превышение которого означает, что кредитование компании становится непременно рискованным. Изменения гиринга увязывают с изменением экономической ситуации и ситуации на рынке.

Одним из самых важных коэффициентов при анализе кредитного риска является процентное покрытие. Его суть заключается в сопоставлении процентных выплат компании с суммами ее прибыли, из которых делаются эти выплаты. Этот коэффициент отражает способности компании выполнять свои обязательства по выплате процентов за кредит, Именно в возможности того, что компания не сможет выплатить процент, и заключается опасность при высоком гиринге.

Коэффициент процентного покрытия определяется следующим образом, формула (3.10).


К%покр = Пвып.%/ПрВ, (3.10)


где К%покр – Коэффициент процентного покрытия;

Пвып.%/ – прибыль до выплаты процентов и налогов;

ПРВ – процентные выплаты

Двойное и меньше процентное покрытие считается очень низким. Тройное покрытие является предельным; лишь после того, как оно будет превышено, затраты на выплату процентов будут считаться приемлемыми. Однако, низкое процентное покрытие в одном году может быть лишь временным явлением, которое исчезнет, если возрастет прибыль или ил упадут затраты на проценты. Низкое и ухудшающееся из года в год процентное покрытие вызывает большую тревогу у компании.

При анализе кредитоспособности можно пользоваться еще одним показателем – коэффициентом задолженности (КЗ). Он фиксирует ту часть общей стоимости активов компании, которая финансируется за счет кредита, формула (3.11).


КЗ = З /(ЧСтакт+Стакт), (3.11)


где КЗ – Коэффициентом задолженности;

З – общая сумма задолженности;

ЧСтакт – чистая стоимость фиксированных активов;

Стакт – общая стоимость текущих активов.

Более высокий коэффициент говорит о более высоком кредитном риске. Значение коэффициента, превышающее 50%, указывает на высоких уровень общей задолженности.

При анализе кредитоспособности используются разные источники информации: материалы, полученные непосредственно от клиента; материалы о клиенте, имеющиеся в архиве банка; сведения, сообщаемые теми, кто имел деловые контакты; с клиентом (его поставщики, кредиторы, покупатели его продукции, банки и т. д.); отчеты и другие материалы частных и государственных учреждений и агентств (отчеты о кредитоспособности, отраслевые аналитические исследования, справочники по инвестициям и т. п.).

В условиях нестабильной экономики, высоких темпов инфляции фактические показатели за прошлые периоды не могут являться единственной базой оценки способности клиента погасить свои обязательства, включая ссуды банка, в будущем. Эти рассчитываемые коэффициенты отражают положение дел в прошлом, да и то лишь в отношении некоторых сторон деятельности предприятий, в основном, в части движения оборотных средств. Кроме того, они не учитывают многих факторов: репутацию заемщика, перспективы и особенности экономической конъюнктуры, в том числе выпускаемой продукции, а также других факторов. В этом случае должны использоваться либо прогнозные данные для расчета коэффициентов, либо рассматриваемый способ оценки кредитоспособности предприятия дополнится другими.

Недостатки данного метода преодолеваются при использовании метода анализа денежных потоков клиента, поскольку определяется чистое сальдо различных его поступлений и расходов (притока и оттока средств) за определенный период, равный минимум трем годам. При этом принято устойчивое превышение притока над оттоком средств клиента считать свидетельством его финансовой устойчивости, следовательно, и кредитоспособности.

Анализ денежного потока позволяет сделать вывод о слабых местах управления предприятием. Например, отток средств может быть связан с управлением запасами, расчетами, финансовыми платежами. Выявление слабых мест менеджмента используется для разработки условий кредитования, отраженных в кредитном договоре. Например, если основным фактором оттока средств является излишнее отвлечение средств в расчеты, то «положительным» условием кредитования клиента может быть поддержание оборачиваемости дебиторской задолженности в течение всего срока пользования ссудой на определенном уровне.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8