рефераты

рефераты

 
 
рефераты рефераты

Меню

Развитие банковской системы Республики Казахстан рефераты


Кредитные рейтинги от международных агентств на начало текущего года имели уже 8 отечественных банков, а также 10 дочерних банков-резидентов.

Усиление национальной банковской индустрии положительно повлияло и на другие сегменты финансового рынка.

В настоящее время банки все более активно - через свои дочерние организации проникают на рынок ценных бумаг, страховой рынок, в деятельность пенсионных фондов. Кроме того, из организационной структуры банков все чаще стали выделяться специализированные дочерние организации, осуществляющие отдельные виды банковских операций, например, лизинговые компании.

Последние годы банковский сектор Казахстана является одним из самых динамично развивающихся отраслей экономики и признан самым финансово-устойчивым среди стран СНГ. Происходит не только количественный рост показателей деятельности банков, растет и улучшается качество банковских услуг.


2.4 Совершенствование системы бухгалтерского учета и статистики


Бухгалтерский учет

Еще в советское время подразделение бухгалтерского учета было одним из старейших и квалифицированных подразделений Казахской республиканской конторы Госбанка СССР, да и всей банковской системы.

В Москве и союзных республиках не раз отмечали «казахов», как наиболее эффективную команду. Казахстан даже являлся неким полигоном для апробации финансовых новшеств, которые внедряли в Союзе. И сегодня Казахстан традиционно открыт для обмена опытом: как и десять лет назад, в стенах Нацбанка можно наблюдать из стран СНГ делегатов, приехавших за передовыми знаниями.

Уже в начале 90-х, учет в Нацбанке почти не зависел от Цснтрбанка России. Казахстанцы одними из первых успели внедрить корреспондентские счета в банках.

С провозглашением суверенитета, подразделение бухгалтерского учета в составе Нацбанка становится Управлением бухгалтерского учета и отчетности.

К тому времени у Республики появилась необходимость строить взаимоотношения (и не только, взаиморасчеты) с другими странами с позиции независимого государства. Вместе с тем, как никогда острой, стала потребность привести в рабочее состояние систему учета внутри страны. Требовалась команда, способная с филигранной точностью, осуществить все это.

Коллектив Управления бухгалтерского учета и отчетности, штатной численностью в 11 человек, возглавляемый Наилией Абдулиной, был первым, для кого стало делом жизни - разработка методологии бухгалтерского учета в банках на новой основе.

Необходимо было:

-     в кратчайшие сроки урегулировать вопросы установления корреспондентских отношений с государства ми бывшего Советского Союза и дальнего зарубежья, подготовить нормативные правовые акты по бухгалтерскому учету и отчетности в банках и организации- ях, осуществляющих отдельные виды банковской деятельности;

-     осуществить организацию методического руководства областными управлениями Нацбанка в области бухгалтерского учета.

Основы реформирования бухгалтерского учета в банковской системе были заложены в 1992 году, с целью обеспечения условий привлечения иностранных капиталов в казахстанскую экономику. Инвесторам было сложно анализировать нашу отчетность из-за большой разницы методологии учета. Поэтому Казахстан начал постепенный переход на Международные стандарты бухгалтерского учета, по которым работает цивилизованный финансовый мир.

Учетные работники Нацбанка взялись за изучение новых стандартов бухучета. Управление переименовывается в Главное управление бухгалтерского учета и отчетности, состоящее из управления бухгалтерского учета, управления межбанковских расчетов, отдела бухгалтерской и статистической отчетности. Управление межбанковских расчетов принимает участие в работе по переходу на расчеты со странами бывшего Советского Союза через единый корреспондентский счет и в централизации корреспондентских счетов банков второго уровня. В работе по установлению межгосударственных расчетов и расчетов внутри Казахстана через корсчета и разработке соответствующих нормативных документов приняли участие П. Чеусов, Д. Сундетова, Б. Инка-ров, Б. Айдарханова и многие другие сотрудники подразделения бухучета Нацбанка.

1 декабря 1992 года в Главном управлении бухгалтерского учета создается новый отдел - отдел реформы бухгалтерского учета и отчетности, занимавшийся в дальнейшем реформой бухгалтерского учета в Нацбанке и банках второго уровня.

Штатная численность Главного управления уже составляла 31 человек. Большая практическая помощь оказывалась со стороны МВФ в виде консультаций и проведения семинаров по международным принципам бухгалтерского учета.

Конечным итогом этой работы стала разработка и введение в действие нового плана счетов в Нацбанке и банках второго уровня. Среди тех, кто стоял у истоков этой разработки были С. Рахметова, М. Джаукенов, Г. Сулсй-манова, А. Тулеутаева, С. Хазимова. В ходе работы над новым планом счетов работники Главного управления бухгалтерского учета и отчетности направлялись в загранкомандировки для ознакомления с опытом зарубежных банков в области бухгалтерского учета, приобретения знаний и навыков по международным стандартам бухгалтерского учета и применения их в работе при разработке Плана счетов и совершенствованием бухгалтерского учета в Нацбанке и банках второго уровня.

Решением Правления Нацбанка от 23 июля 1993 г. №21 утверждается новая структура центрального аппарата Нацбанка и Главное управление бухгалтерского учета и отчетности переименовывается в Департамент бухгалтерского учета и отчетности, состоящий из управления бухгалтерского учета, управления кассового исполнения Госбюджета, управления межбанковских расчетов, управления реформы бухгалтерского учета и управления статистической отчетности.

Начиная с 1993 года Департамент бухгалтерского учета и отчетности принимает совместно с Департаментом информатизации участие в автоматизации бухгалтерского учета в Нацбанке и соответственно в разработке и внедрении в эксплуатацию новой автоматизированной информационной системы

«Казакстан Ултык Банкінін Автоматизация Лау Жоспары» (КУБАЖ).

В 1993 Департамент принимает непосредственное участие в введении казахстанской валюты - тенге, вплоть до пересчета изымаемых из обращения рублей старого образца. Сложность бухучета обмена заключалась в большой территориальной протяженности Казахстана. Тенге нужно было вводить на всей территории страны одновременно. Обучить персонал во всех банках и филиалах, собрать у населения рубли, пересчитать, зачислить на счета, проконвертировать и выдать тенге.

Департамент бухгалтерского учета и отчетности с 1995 года занимается планированием бюджета Нацбан-ка. В 1996 году происходит передача расчетно-кассовых центров от Нацбанка Республики Казахстан Бюджетному Банку. В этот же период Департамент занимается централизацией бухгалтерского учета отдельных операций (в частности, основных средств) Нацбанка. Кроме того, разрабатываются методы и принципы бухгалтерского учета в соответствии с проводимой в этой области политикой Нацбанка и Министерства финансов Республики Казахстан. В пределах своей компетенции Нацбанк подготавливает обязательные для банков и других кредитных учреждений нормативные правовые акты, определяющие правила ведения бухгалтерского учета и подготовки отчетности. На ряду с этим, Департамент составляет финансовый отчет Нацбанка, принимает участие в проводимой внешними аудиторами проверке годового отчета, разрабатывает структуру и штатное расписание, схему должностных окладов, планирует бюджет по Нацбанку и хозрасчетным организациям.

Важным шагом в реформировании бухгалтерского учета в банковской системе явился переход в 1995-1996 году к бухгалтерскому учету совершаемых операций методом начисления при признании доходов и расходов.

До момента разработки Правил применения банками метода начисления при определении результатов финансово-хозяйственной деятельности в банках применялся кассовый метод, что противоречило принципу начисления - принципу бухгалтерского учета, признанному в международной практике. Согласно данному принципу, доходы признаются, когда они заработаны, а убытки, когда они понесены, а не тогда, когда деньги получены или выплачены.

В мае 1997 года Департамент бухгалтерского учета разрабатывает и утверждает на Совете директоров Нацбанка новую редакцию Плана счетов бухгалтерского учета в Нацбанке и инструктивные материалы по вспомогательному учету всех совершаемых Нацбанком операций.

С сентября 1997 года подразделение бухгалтерского учета именуется как Департамент бухгалтерского учета. Основными функциями Департамента являлись: обеспечение единой методологической политики и принципов в области бухгалтерского учета и отчетности, основанной на международных принципах и стандартах; составление финансовой и внутренней отчетности о деятельности Нацбанка, а также разработка правил и порядка оформления бухгалтерских процедур по всем проводимым операциям Нацбанка для всех его подразделений.

В конце 1997 года утверждены казахстанские стандарты бухгалтерского учета «Финансовая отчетность банков» и «Доходы и расходы банков», в разработке которых принимали участие сотрудники Департамента бухгалтерского учета.

В результате проведенной в течение 1997 года работы по централизованной обработке информации перестроена система бухгалтерского учета Нацбанка. В её основу были положены принципы существования генеральной и вспомогательной бухгалтерий.

В течение 1998 года Департамент бухгалтерского учета продолжает принимать участие в автоматизации бухгалтерского учета Нацбанка и соответственно в разработке и внедрении в эксплуатацию новой версии автоматизированной информационной системы «КУБАЖ». В апреле 1998 года совместно с заинтересованными подразделениями Нацбанка Департамент принимал участие в переходе на главную бухгалтерскую книгу, а совместно с Управлением платежных систем — в переходе от счетов МФО к новой платежной системе.

С образованием в составе Департамента нового структурного подразделения - отдела методологии бухгалтерского учета в банках второго уровня и страховых компаниях. в компетенцию Департамента вошли такие функции как: обеспечение единой методологической политики и принципов в области бухгалтерского учета и отчетности банковской системы и страховых компаний и соответственно разработка рекомендаций по применению методов и принципов бухгалтерского учета для банков второго уровня, организаций, осуществляющих отдельные виды банковских операций и страховых компаний; разработка проектов нормативных правовых актов по бухгалтерскому учету и финансовой отчетности этих подразделений; совершенствование Плана счетов бухгалтерского учета в банках второго уровня и генерального плана счетов. Кроме того, Департаментом проводилась работа по дальнейшему совершенствованию действующих нормативных правовых актов Нацбанка по вспомогательному учету операций Нацбанка и разработка по новым видам операций, заключаемых Нацбанком.

В 1998 году продолжена работа по внедрению покупюр-ного учета наличной национальной валюты Казахстана в банках и центральном аппарате Нацбанка, а также по централизации бухгалтерского учета корреспондентских счетов банков второго уровня.

В течение 1999 года был осуществлен переход на консолидированное составление финансовой отчетности Нацбанка (с учетом дочерних организаций), а в течение 2000 года разработаны и утверждены Правила по составлению банками второго уровня консолидированной финансовой отчетности (постановление Правления Нацбанка от 25 февраля 2000 года № 11) и подготовлены соответствующие разъяснения.

С началом процесса реформ бухгалтерского учета в банковской системе велось постоянное совершенствование нормативной базы по вопросам бухгалтерского учета как в Нацбанке, так и в банках второго уровня.

В целях дальнейшего совершенствования и приближения к международным стандартам бухгалтерского учета в 2000 году для банков и страховых организаций были разработаны:

-     стандарт бухгалтерского учета «Финансовая отчетность банков»;

-     методические рекомендации «Бухгалтерский учет в страховых организациях» и стандарт бухгалтерского учета «Учет и отчетность страховых организаций» (с учетом требований международной практики страхования);

-     детализированный План счетов бухгалтерского учета для составления Главной бухгалтерской книги, утвержденный постановлением Правления НБРК от 24 августа 2000 года №325.

С самого начала работы по внедрению международных стандартов и детализации вспомогательного учета актив-нос участие принимала Н. Шалгимбаева - директор Департамента бухгалтерского учета.

Среди проектов на ближайшую перспективу, над которым сегодня работает Департамент бухгалтерского учета, можно назвать перевод банковской системы Казахстана на Международные стандарты финансовой отчетности (МСФО) и, в частности, на стандарты: «Влияние изменений валютных курсов», «Объединение компаний», «Финансовые инструменты: раскрытие и представление информации», «Резервы, условные обязательства и условные активы», «Финансовые инструменты: признание и оценка».

Неотложной задачей Департамента является приобретение для Нацбанка и банков второю уровня общебанковских пакетов, позволяющих в соответствии с международными стандартами автоматизировать совершение операций и составление финансовой и управленческой отчетности.

Статистика

По мере развития банковской системы и финансовых рынков Казахстана возникла потребность в совершенствовании банковской статистики по займам, вкладам, ставкам вознаграждения, валютным операциям.

В августе 1994 года было образовано Управление статистики, которое начало работу по формированию статистической отчетности для банков второго уровня и подготовки к публикации официальных статистических изданий Нацбанка. Разрабатывались новые правила организации статической отчетности и создавались новые статистические формы бланков. В 1995 году выпущен первый «Статистический бюллетень».

Круг задач, которые предстояло решать Нацбанку в условиях суверенитета, постоянно расширялся. Для формирования статистики международных потоков капитала и внешних обязательств резидентов Казахстана, необходимой для разработки денежно-кредитной политики и политики валютного регулирования, в 1995 году было создано Управление платежного баланса и движения капитала. Образованный в 1996 году Департамент исследований и статистики помимо этих двух управлений включал Управление экономических исследований.

Объединение в одном Департаменте работ по формированию статистики финансовой системы и внешнего сектора страны, а также аналитических и исследовательских работ придало им мощный импульс развития.

Неофициальная оценка платежного баланса, которая формировалась Департаментом в целях денежно-кредитной политики, по признанию международных экспертов полностью отвечала требованиям, предъявляемым к международной статистической отчетности, и в 1997 году было принято решение о передаче Нацбанку функций национального разработчика платежного баланса.

Статистические отчеты, формируемые Департаментом, полностью соответствуют требованиям международных стандартов. С 1997 года денежно-кредитная статистика, статистика платежного баланса и внешнего долга регулярно публикуется в официальных изданиях Международного Валютного Фонда International Financial Statistics и Balance of Payment Statistics Yearbook, а также в статистических изданиях Мирового Банка.

В 1997 году Республика Казахстан была выбрана для участия в пилотном проекте МВФ по внедрению системы стандартов распространения данных. Целью этой системы является предоставление странами экономической, финансовой и социально-демографической статистики, доступной широкой общественности и отвечающей единым стандартам адекватности и своевременности публикуемой информации. В 1998 году Казахстан присоединился к системе Общего стандарта по распространению данных (GDDS), который включает статистику по четырем наиболее важным секторам экономики: реальному, фискальному, финансовому и внешнему. Нацбанк ответственен за предоставление данных по финансовому и внешнему секторам: обзор широкой денежной массы и платежный баланс.

Немало работ проделано по совершенствованию финансовой статистики и статистики платежного баланса.

Были внесены существенные изменения в Правила организации статистической отчетности в банках Республики Казахстан. Эти изменения касались сроков представления и форм статистической отчетности, по которым банки отчитываются перед Нацбанком.

В связи с изменением учетной политики и переходом Нацбанка и банков второго уровня на новые планы счетов были произведены значительные изменения в составлении денежно-кредитного обзора Нацбанка и банков второго уровня. Они включают в себя детальную разбивку требований и обязательств банковской системы по секторам экономики, финансовым инструментам и видам валют.

Кроме этого, Департамент исследований и статистики в тесном контакте с Департаментом бухгалтерского учета разрабатывал детализированный План счетов бухгалтерского учета для составления главной бухгалтерской книги банков второго уровня.

Этот план необходим также для составления монетарного обзора банков второго уровня в соответствии с международными требованиями и представления обзора, который будет давать более адекватную картину финансовой деятельности банков и позволит составлять более точные прогнозы основных показателей денежно-кредитной политики. Обзор должен охватывать широкий круг инструментов и учреждений для отражения общей картины изменений на финансовом рынке, а также использовать статистические данные при проведении международных сравнений.

Для формирования статей платежного баланса по банковскому сектору были разработаны и введены формы статистической отчетности 9-ПБ «Отчет о состоянии финансовых требований к нерезидентам и обязательств перед ними». 11-ОБ «Отчет о получении и освоении грантов и об использовании и погашении иностранных кредитов» и 13-СБ «Отчет о движении средств клиентов».

Автоматизация сбора отчетности по этим формам от банков республики позволяет оперативно формировать и анализировать информацию по международным потокам капитала, проходящим через банковскую систему Казахстана.


2.5 Платежная система Казахстана


Эффективность функционирования банковской системы и финансовых рынков прямо зависит от уровня действующей в стране платежной системы. Основными критериями платежной системы, оптимально отвечающей потребностям экономики, являются оперативность и скорость проведения платежей, степень автоматизации и надежность системы расчетов, а также уровень рисков при проведении расчетных операций.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8