рефераты

рефераты

 
 
рефераты рефераты

Меню

Разработка дипломного проекта. Кредитная система Республики Казахстан рефераты

Двухуровневая банковская система основывается на построении взаимоотношений между банками в двух плоскостях: по вертикали и по горизонтали. По вертикали - отношения подчинения между Центральным банком как руководящим, управляющим центром и низовыми звеньями - коммерческим и специализированными банками; по горизонтали- отношение равноправного партнерства между различными низовыми звеньями. При этом происходит разделение административных функций и операционных, связанных с обслуживанием хозяйства. Центральный банк остается банком банков в полном смысле этого слова только для двух категорий клиентов - коммерческих и специализированных банков и правительственных структур, причем преобладающими становятся функции «банка банков» и управления деятельностью банковских учреждений в целях регулирования и контроля за функционированием рынка кредитно-финансовых услуг.

Также для формирования банковского сектора в экономике рыночного типа, на мой взгляд, имеют значение не только процессы, происходящие внутри банковского сектора, но прежде всего взаимодействие, взаимовлияние и взаимообусловленность этих процессов с процессами макроэкономического уровня.

Современная банковская система Казахстана сложилась в результате различных преобразований, приведенных в рамках банковской реформы, которая проводится в нашей республике с 1987 года.

Переходный период, в течение которого сосуществовали старые и новые банковские структуры, оказался сравнительно непродолжительным. В результате в Республике сложилась двухуровневая банковская система, первый уровень которой представляет Национальный банк, а второй или нижний уровень представляют государственные, коммерческие, совместные и иностранные банки. Национальный банк является главным банком Казахстана и находится в ее собственности. С одной стороны, он является юридическим лицом, осуществляющим определенные гражданско-правовые сделки с коммерческим банками и государством. С другой стороны, он же наделен широкими властными полномочиями по управлению денежно-кредитной системой республики, которые зафиксированы в Законе «О Национальном банке РК». Основной задачей НБК является обеспечение внутренней и внешней устойчивости национальной валюты Республики Казахстан, а также разработка и проведение денежно-кредитной политики, регулирование денежного обращения, организация банковских расчетов и валютных отношений, содействие обеспечению стабильности денежной, кредитной и банковской системы, защита интересов кредиторов и вкладчиков банка. НБК также выступает эмитентом государственных ценных бумаг, участвует в обслуживании внутреннего и внешнего долга РК, гарантом которых является Правительство РК; Национальный банк осуществляет надзор за деятельностью коммерческих банков и организаций, осуществляющих операции по купле, продаже и обмену иностранной валюты и устанавливает пруденциальные нормативы, регулирующие деятельность банков. То есть Нацбанк несет полную ответственность за функционирование денежно-кредитной сферы и представляет интересы РК в отношениях с центральными банками и финансово-кредитными учреждениями других стран.

Реформирование банковской системы Казахстана проходило практически в три этапа.

На первом этапе (1988-1991 г.) в условии существования СССР была проведена реорганизация государственных отраслевых специализированных банков передачей части функций центра республиканские подразделения соответствующих банков, начато создание первых коммерческих банков и сделаны начальные шаги по преданию Госбанку отдельных функций центрального банка.

Второй этап с (1992-1993 г.) характеризуется постепенным переходом Нацбанка к выполнению ряда функций центрального банка в рамках существования рублевой зоны, экстенсивным формированием и развитием коммерческих банков, началом формирования национальной банковской нормативно-правовой базы.

На третьем этапе (с ноября 1993) в связи с введение национальной валюты на Нацбанк была возложена полная ответственность за функционирование денежно-кредитной сферы, введение классических принципов его взаимоотношений с бюджетом и банками, укрепление системы регулирования деятельности банков.

Следует, что в начале третьего этапа состояние банковской системы страны по существу не отвечало в полной мере объективно-предъявляемым к ним требованиям. Это относилось как к Нацбанку, который к тому времени не имел традиций и опыта в части выполнения функций центрального банка, так и к банкам второго уровня которые не способны были в необходимых объемах осуществлять кредитование экономики за счет собственных и самостоятельно мобилизуемых финансовых ресурсов и выполнять весь комплекс банковских услуг.


1.2 Основы организации деятельности банков второго уровня


Организационная структура банка определяется двумя основными методами: структурой управления банком и структурой его функциональных подразделений и служб.

Главное назначение органов управления - обеспечить эффективное, рациональное и оперативное руководство коммерческой деятельностью банка с целью реализации его основных функций. От того, как организован банк, как налажены у него отношения руководства и подчиненных, зависит вся его деятельность.

Определение структуры управления банком предусматривает выделение органов управления, утверждение их полномочий, ответственности и взаимосвязи при осуществлении основных банковских операций. Общие подходы и структура управления банком определяются банковским законодательством, но многие вопросы структуры управления коммерческий банк вправе решать самостоятельно.

Организационная и управленческая структура коммерческого банка регламентируется уставом, в котором содержатся положения об органах управления банка, их структуре, порядке образования и функциях.

Высшим органом акционерного коммерческого банка является общее собрание акционеров, созываемое ежегодно для решения следующих основных вопросов:

-                     изменение устава и уставного капитала;

-                     избрание правления (совета) банка;

-                     утверждение годовых отчетов;

-                     распределение доходов банка;

-                     создание и ликвидация филиалов банка и др. Для общего руководства работой банка, а также наблюдения и контроля за работой исполнительных и контрольных органов собрание акционеров избирает правление или совет банка на срок до 5 лет.

Правление (совет) определяет цели банка и осуществляет его политику по кредитно-расчетным, инвестиционным, валютным и другим видам деятельности, устанавливает связи и координирует деятельность с другими организациями в деловом мире.

Правление (совет) несет ответственность за то, чтобы кредитная и инвестиционная политика соответствовала банковским законам и другим законодательным актам Республики Казахстан. Оно решает вопросы подбора, подготовки и использования кадров.

Собрание акционеров из состава правления (совета) для оперативного руководства деятельностью банка выбирает председателя правления или президента банка. Он руководит банком через своих заместителей (вице-президентов), которые курируют конкретные области банковской деятельности, т. е. работу ведущих управлений, департаментов и отделов. Все они входят в состав правления (совета).

Крупные банки обычно состоят из департаментов, управлений и отделов, которые создаются по функциональному признаку. Их руководители обеспечивают нормальную работу этих подразделений. Директора департаментов, начальники управлений и их заместители координируют деятельность отделов и служб, определяют конкретные их цели и программы, консультируют, контролируют и оценивают их работу.

Отделы и службы состоят из квалифицированных специалистов, которые занимаются узкоспециализированной работой и участком банковских операций и оказанием услуг клиентам. Обычно отделы бывают: кредитования, инвестиций и ценных бумаг, депозитных и кассовых операций, маркетинга, внешнеэкономических связей и др.

Для принятия конкретных решений по выдаче кредитов и поревизионно-контрольной работе в банках создаются кредитный комитет и ревизионная комиссия.

В организационной структуре банка реализуются его функции, непосредственно связанные с выполнением поставленных перед банком задач: кредитование, инвестирование, доверительные операции, международные расчеты, прием и обслуживание клиентов. Количество отделов зависит от величины и характера деятельности банка, объемов и сложности банковских операций и разнообразия предоставляемых клиентам услуг. В зависимости от наличия в банке сети филиалов и региональных подразделений в его структуре должны быть департамент или управление по координации, руководству и контролю деятельности филиалов и региональных подразделений.

Сущность деятельности банков проявляется в выполнении ими определенных функций, которые отличают их от других органов.

Банковскую услугу можно охарактеризовать как выполнение банком определенных действий в интересах клиента, В основе любого банковского продукта лежит необходимость удовлетворения какой-либо потребности.

К основным традиционным услугам в настоящее время по-прежнему относятся привлечение вкладов и предоставление ссуд. От разницы в процентах по этим услугам коммерческие банки и получают наибольшую массу прибыли. Однако даже только в рамках этих двух услуг может быть выработано множество самых разнообразных форм банковских продуктов.

Сегодня универсальные коммерческие банки предлагают широкий ряд продуктов, охватывающий разные аспекты банковской деятельности и финансовых услуг.

Коммерческие банки республики практически занимаются, всеми видами кредитных, расчетных и финансовых операций, связанных с обслуживанием хозяйственной деятельности своих клиентов.

В соответствии с банковским законодательством Республики Казахстан коммерческие банки выполняют следующие операции:

-                     привлечение депозитов на платной основе;

-                     ведение счетов клиентов и банков-корреспондентов, их кассовое обслуживание;

-                     предоставление юридическим и физическим лицам краткосрочных и долгосрочных кредитов на условиях возвратности, срочности и платности;

-                     финансирование капитальных вложений по поручению владельцев или распорядителей инвестируемых средств;

-                     выпуск собственных ценных бумаг (чеков, векселей, аккредитивов, депозитных сертификатов, акций и других долговых обязательств) в порядке, предусмотренном законом;

-                     покупка, продажа и хранение платежных документов и иных ценных бумаг и другие операции с ними;

-                     выдача поручительств, гарантий к иных обязательств за третьих лиц, предусматривающих исполнение в денежной форме;

-                     приобретение права требования поставок товара и оказания услуг, принятие рисков исполнения таких требований и инкассации этих требований (факторинг);

-                     оказание брокерских услуг по банковским операциям, выступление в качестве агента клиентов по их риску;

-                     услуги по хранению документов и ценностей клиентов (сейфовый бизнес);

-                     финансирование коммерческих сделок, в т. ч. без права к продавцу (форфейтинг);

-                     доверительные операции по поручению клиентов (привлечение и размещение средств, управление ценными бумагами);

-                     оказание консультационных услуг, связанных с банковской деятельностью;

осуществление лизинговых операций.

Приведем упрощенную структуру коммерческого банка (схема 1).


Схема 1.


При наличии специальной лицензии Нацбанка банки могут осуществлять другие банковские операции, в том числе:

-                     проведение операций с иностранной валютой;

-                     привлечение денежных вкладов населения;

-                     оказание услуг по пересылке денег (инкассация).

Группируя эти операции коммерческих банков, можно сформулировать выполняемые ими основные функции:

1)аккумуляция временно свободных денежных средств, сбережений и накоплений (депозитные операции);

2)кредитование экономики и населения (активные операции);

3)выпуск кредитных денег;

4)организация и проведение безналичных расчетов;

5)инвестиционная деятельность;

6)прочие финансовые услуги клиентам.

Выполняя функцию мобилизации временно свободных денежных средств физических и юридических лиц и превращения их в капитал, банки аккумулируют денежные доходы и сбережения в форме вкладов. При этом они эффективно ими управляют, т. е. обеспечивают их сохранность и предоставляют на прибыльной основе ссуды заемщикам, так как сконцентрированные во вкладах сбережения превращаются в ссудный капитал. Заемщики вкладывают средства в расширение производства, покупку товаров. В конечном счете с помощью коммерческих банков сбережения превращаются в капитал.


1.3 Функции и деятельность коммерческих банков на современном этапе


Сущность деятельности банков проявляется в выполнении ими определенных функций, которые отличают их от других органов.

Банковскую услугу можно охарактеризовать как выполнение банком определенных действий в интересах клиента. В основе любого банковского продукта лежит необходимость удовлетворения какой-либо потребности.

К основным традиционным услугам в настоящее время по-прежнему относятся привлечение вкладов и предоставление ссуд. От разницы в процентах по этим услугам банки и получают наибольшую массу прибыли. Однако даже только в рамках этих двух услуг может быть выработано множество самых разнообразных форм банковских продуктов.

Сегодня универсальные банки предлагают широкий ряд продуктов, охватывающий практически все аспекты банковской деятельности и финансовых услуг. В то же время другие банки в целях завоевания и прочного удержания конкурентного преимущества стремятся специализироваться на оказании строго определенных видов услуг.

Сеть коммерческих банков способствует становлению денежного рынка, экономической основой которого является наличие временно свободных средств у юридического и физического лица, а также государства и использование их на удовлетворение краткосрочных потребностей экономики и населения.

Коммерческие банки практически занимаются всеми видами кредитных, расчетных и финансовых операций, связанных с обслуживанием хозяйственной деятельности своих клиентов.

В соответствии с Законом "О банках в Республике Казахстан" банки могут выполнять следующие операции:

-  привлечение депозитов на платной основе;

-  ведение счетов клиентов и банков-корреспондентов, их кассовое обслуживание;

-  предоставление юридическим и физическим лицам краткосрочных и долгосрочных кредитов на условиях возвратности, срочности и платности;

-  финансирование капитальных вложений по поручению владельцев или распорядителей инвестируемых средств;

-  выпуск собственных ценных бумаг (чеков, векселей, аккредитивов, депозитных сертификатов, акций и других долговых обязательств) в порядке, предусмотренном законом;

-  покупку, продажу и хранение платежных документов и иных денных бумаг и другие операции с ними;

-  выдачу поручительств, гарантий и иных обязательств за третьих лиц, предусматривающих исполнение в денежной форме;

-  приобретение права требования поставок товара и оказания услуг, принятие риска исполнения таких требований и инкассации этих требований (факторинг);

-  оказание брокерских услуг по банковским операциям, выступать в качестве агента клиентов по их риску;

-  услуги по хранению документов и ценностей для клиентов (сейфовый бизнес),

-  финансирование коммерческих сделок, в т.ч. без права продажи (форфейтинг);

-  доверительные операции по поручению клиентов (привлечение и размещение средств, управление ценными бумагами);

-  оказание консультационных услуг, связанных с банковской деятельностью;

-  осуществление лизинговых операций.

При наличии специальной лицензии Нацбанка банки могут осуществлять другие банковские операции, в т.ч. проведение операций с иностранной валютой; привлечение денежных вкладов населения; оказание услуг по пересылке денег (инкассация).

Группируя эти операции коммерческих банков, можем сформулировать выполняемые ими основные функции:

-  аккумулирование временно свободных денежных средств, сбережений и накоплений (депозитные операции);

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10