рефераты

рефераты

 
 
рефераты рефераты

Меню

Расчетно-кассовые операции в кредитных организациях рефераты


Как показано в таблице 9 количество предпринимателей без юридического образования составило в 2006 г. 803 ед., объем среднедневных остатков средств на счетах составили 24317 тыс. руб., кредитовый оборот по счетам клиентов – 10208910 тыс. руб.

Далее рассмотрим динамику объема документооборота в Белгородском ОСБ №8592 в 2006 г.

В Белгородском ОСБ №8592 документооборот в основном осуществляются двумя путями: через расчетно-кассовый центр ЦБ или поступают напрямую на корреспондентский счет другого банка (при наличие соответствующих корреспондентских отношений). Динамика объема документооборота (платежных поручений) в разрезе названных двух путей представлена в табл. 10 и 11.


Таблица 10. Динамика объема документооборота Белгородского ОСБ №8592

Наименование показателя

Год

2004

2005

2006

Количество платежных поручений, всего

100

100

100

в том числе




– проходящих через ГРКЦ

62

61

59

– проходящих напрямую по корсчетам

38

39

41


Динамика объема документооборота в период с 2004 г. по 2006 г. в разрезе платежных поручений возрос с 9300 до 11800 или на 26,9 процента. Количество инкассовых поручений и требований в 2006 г. по сравнению с 2004 г. также возросло. Темп роста составил 17 процентов.

Однако, в 2005 г. произошло снижение количества инкассовых поручений и требований до 3250, что меньше аналогичного показателя 2004 г. на 850.

Платежи клиентов банка в основном осуществляются двумя путями: через расчетно-кассовый центр ЦБ или поступают напрямую на корреспондентский счет другого банка (при наличие соответствующих корреспондентских отношений). В период с 2004 по 2006 год изменилась структура платежей. В 2004 году доля платежей, проходящих через РКЦ составляла 62%, а через корсчета – 38%, в 2005 году соответственно – 61% и 39%, а в 2006 году – 59% и 41%. Указанные изменения в структуре платежей также можно оценить в качестве положительной тенденции.



Таблица 11. Динамика платежных поручений Белгородского ОСБ №8592

Наименование показателя

Год

2005

2006

Темп роста количества платежных поручений, всего

110,22

115,12

в том числе



– проходящих через ГРКЦ

108,62

111,43

– проходящих напрямую по корсчетам

112,86

121,01


Темп роста платежных поручений Белгородского ОСБ №8592 в 2005 году составил 110,22%, а в 2006 году 115,12%. Темп роста платежных поручений, проходящих через систему РКЦ ЦБ в 2005 году составил 108,62%, а в 2006 году 111,43%. Темп роста платежных поручений, проходящих напрямую по корсчетам в 2005 году составил 112,86%, а в 2006 году 121,01%.

Необходимо отметить, что количество платежных поручений, проходящих через корсчета банков-корреспондентов увеличивалось более быстрыми темпами, чем по необработанным документам. Для этого оценим количество и долю необработанных документов, а также выявим причины, по которым документы не были обработаны.

Сведения о количестве и динамике необработанных документов Белгородского ОСБ №8592 приведены соответственно в таблице 12 и таблице 13.


Таблица 12. Сведения о количестве необработанных документов

Наименование показателя

Год

2004

2005

2006

Количество платежных документов, всего

2068

3400

3865

Количество необработанных документов, всего

660

567

665

в том числе




– из-за ошибок в оформлении

360

200

288

– из-за отсутствия средств на счете клиента

300

367

377



Как показано в таблице 12 количество платежных документов всего в 2004 г. составило 2068, в 2005 г. – 3400, в 2006 г. – 3865, из них количество необработанных документов составило в 2004 г. – 660 документов, в 2005 г. – 567, в 2006 г. – 665 документов.

Доля необработанных документов в течение анализируемого периода варьировалась незначительно и находилась в пределах 4–5% от общего числа документов.


Таблица 13. Динамика количества необработанных документов

Наименование показателя

Год

2005

2006

Темп роста количества необработанных документов, всего

99,39

113,43

в том числе



– из-за ошибок в оформлении

98,21

114,55

– из-за отсутствия средств на счете клиента

100,27

112,60


Темп роста количества необработанных документов Белгородского ОСБ №8592 в 2005 году составил 99,39%, а в 2006 году 113,43%. Темп роста количества необработанных документов из-за ошибок в оформлении в 2005 году составил 98,21%, а в 2006 году 114,55%. Темп роста количества необработанных документов из-за отсутствия средств на счете клиента в 2005 году составил 100,27%, а в 2006 году 112,60%.

Наиболее быстрыми темпами растут остатки средств на счетах торгово-посреднических организаций и организаций, относящихся к прочим секторам экономики. Причины заключаются в большом количестве данных предприятий, находящихся на обслуживании в банке. К тому же происходит увеличение объемов производства по данным отраслям экономики.

На сегодняшний день расчетно-кассовое обслуживание юридических лиц Белгородского ОСБ №8592 находится на том уровне, на котором находятся многие коммерческие банки города. Перечень предоставляемых услуг отличается не многим. Но в период острой конкурентной борьбы за каждого клиента, необходимо развивать, усовершенствовать систему расчетно-кассового обслуживания преодолевать возникающие проблемы.

К одной из таких проблем можно отнести медленное внедрение новых технологий, технологическое отставание от банков конкурентов. Банку приходится ежедневно обрабатывать тысячи, а иногда и десятки тысяч платежных поручений. От оперативности этого процесса зависит репутация банка, а в конечном итоге, и его положение на рынке.

Таким образом, Белгородского ОСБ №8592 имеет право на совершение следующих кредитно-расчетных операций в рублях и иностранной валюте: привлекать и размещать денежные вклады, депозиты, и кредиты по соглашению с заемщиком; осуществлять расчеты по поручению клиентов и банков-корреспондентов и их кассовое обслуживание; открывать и вести счета клиентов и банков-корреспондентов; выдавать поручительства, гарантии и иные обязательства за третьих лиц, предусматривающие исполнение в денежной форме; привлекать и размещать средства и управлять ценными бумагами по поручению клиентов.

Стратегической задачей Белгородского ОСБ №8592 по депозитам прежде всего связано с неконкурентоспособными ставками по депозитам.

Количество клиентов по размеру среднедневного остатка средств в 2006 г. в Белгородском ОСБ №8592 составляет 1378 ед., общий объем среднедневных остатков средств на счетах составляет 98114,3 тыс. руб., кредитовый оборот по счетам клиентов – 38811103,9 тыс. руб.

По состоянию на 1 ноября 2007 года в отделении открыто 52 бюджетных счета. Счетов Федерального бюджета нет. Большинство счетов открыто для финансирования из местного бюджета для школ, детских садов и больниц. Остатки на бюджетных счетах составили 1280,3 тысяч рублей, среднедневной остаток – 2390,9 тысяч рублей.

В настоящее время среди клиентов Белгородского ОСБ №8592 есть представители всех групп: крупный бизнес, средний бизнес, малый бизнес. Причем основную часть клиентов составляют представители малого бизнеса.

Количество крупных клиентов в 2006 г. составила 3 ед., общий объем среднедневных остатков средств на счетах составляет 20094 тыс. руб., кредитовый оборот по счетам клиентов – 17319856 тыс. руб.

Средний бизнес представлен предприятиями различных секторов экономики (торговля, промышленность, образование, прочих отраслей). Суммарные обороты за 2006 год по счетам данной группы составили 6033865,5 тыс. руб. Годовые среднедневные остатки 30 665 тыс. рублей.

В Белгородском ОСБ №8592 документооборот в основном осуществляются двумя путями: через расчетно-кассовый центр ЦБ или поступают напрямую на корреспондентский счет другого банка (при наличие соответствующих корреспондентских отношений).




3. Совершенствование расчетно-кассовых операций в Белгородском ОСБ №8592


3.1 Концептуальные основы стратегии повышения экономической эффективности проведения расчётно-кассовых операций


Функционирование надежной системы расчетов является одной из главных задач современного крупного кредитно-финансового института. В сложившихся условиях жесткой борьбы банков за клиентов, побеждает тот банк, который может обеспечивать высокоскоростное («день в день») проведение платежей по всей стране.

Внедрение электронного документооборота позволило значительно сократить время прохождения платежей (до нескольких часов: с момента списания со счета до момента зачисления на счет в другом банке). Это стало возможным благодаря использованию современных средств связи, специального шифровального программного обеспечения и признанию законодательно ЭЦП (электронно-цифровой подписи) и ЭПД (электронных платежных документов, и, в зависимости от направлений, отправляется дальше. Преимущество данной технологии заключается в том, что отправка файлов на ТРЦ может происходить в течение всего дня, т.е. списали определенное количество платежных поручений – отправили в расчетный центр и так несколько раз в день. Таким образом, чем раньше мы отправим платежный документ, тем выше вероятность, что он дойдет до конечного получателя «день в день» [37, c. 5]

В плане получения зачисления на счета клиентов все происходит аналогично:

-        Получение файла из ТРЦ

-        Проверка на целостность ЭЦП и расшифровка

-        Формирование единого файла входящих платежных документов.

-        Обработка файла бухгалтерией.

-        Передача файлов в структурные подразделения отделения для зачисления.

-        Зачисление на расчетные (лицевые) счета (автоматически или вручную).

К файлам с ЭПД прилагается выписка, которую ТРЦ формирует для филиала два раза в день:

– промежуточная выписка (в 14 часов 00 минут)

– окончательная выписка (в 07 часов 00 минут)

Сейчас можно смело утверждать, что платежное поручение клиента принесенное до 11 часов через 3–5 часов окажется.

Однако, существуют внутренние банковские технологии, позволяющие проводить платежи внутри одного банка практически ежесекундно.

При такой технологии (она носит название «main frame») есть главный компьютер (основной сервер). Все операции по обработке данных происходят на нем, а центральные компьютеры в отделениях банка служат для систематизации исходящих и со всеми прикладными программами («Операционный день», «Баланс», «Кредиты» и т.п.) [32, c. 32]

– отсутствие ручной обработки информации.

Единственным недостатком данной системы является стационарное программное обеспечение (т.е. невозможность быстрой его адаптации к изменяющимся условиям). Однако в современных условиях для того, чтобы выжить, банкам придется внедрять у себя онлайновые технологии, позволяющие минимизировать время прохождения платежа до конечного получателя.

Кроме внедрения описанной системы для ускорения расчетов следует использовать систему «Клиент + Банк».

При помощи системы «Клиент + Банк» клиент сможет не выходя из своего офиса [20, c. 15]:

1) Подготавливать платежные документы и отправлять в банк при помощи модема, подключенного к своему компьютеру;

2) файлы.

Пакет документов банка может содержать:

– извещения о прохождении платежных документов;

– заказанные выписки по счетам;

– курсы валют, установленные ЦБ;

– любые текстовые и прочие файлы.

Система «Клиент + Банк» это [26, c. 40]:

– программные средства для набора и хранения платежных документов;

– различные типы документов, от простых текстовых сообщений в произвольной форме до сложных форматов платежных и других документов.

Система построена по принципу наращиваемости, – то есть базовая система обработки электронных документов «умеет» обрабатывать всего несколько простейших типов документов, а все остальные, – платежные поручения, требования, ордера, выписки и т.д. – реализованы подключаемыми к системе обработки электронных документов модулями. Соответственно, если изменился порядок работы с каким-либо типом документов, обновлять необходимо только соответствующую компоненту, а не всю систему обработки документов [36, c. 280]. Криптосистема используется для электронной подписи документов (что гарантирует защиту электронных документов от подделки) и зашифрования-расшифрования (что гарантирует защиту информации от просмотра, даже если она передается по открытым каналам связи).

Для установки и работы системы «Клиент + Банк» необходима следующая минимальная конфигурация оборудования и программного обеспечения (табл. 14):



Таблица 14. Необходимое оборудование и программное обеспечение

Оборудование:

Требования

Процессор

Intel Celeron M

Оперативная память, не менее

2048 Мб

Свободного места на жестком диске (при установке)

20 Гб

Свободного места на жестком диске (при текущей работе)

300 Гб

Программное обеспечение:

«Cognitive Forms»: Ввод платежных поручений»

Операционная система

Microsoft Office, Windows Movie Maker


До начала установки программного обеспечения клиент должен убедиться в отсутствии вирусов на своем компьютере, ввести пароль для доступа к дистрибутиву, после этого загружает дистрибутив из раздела «Загрузка»;

а) самостоятельно (с получением дистрибутива по e-mail): диктует специалисту службы сопровождения свой адрес e-mail, и после этого он присылает дистрибутив;

б) самостоятельно (на дискетах): в этом случае клиенту придётся приехать к специалисту лично, обратится в ОПЕРО или филиал, в котором он обслуживается. С собой необходимо иметь 3 дискеты 1.44.

в) с выездом специалиста: клиент должен договориться со специалистом о времени установки. В этом случае необходимо предоставить транспорт туда и обратно. Плата за установку взимается банком согласно утверждённым тарифам.

На сегодняшний день расчетно-кассовое обслуживание юридических лиц Белгородского отделения Сбербанка №8592 находится на том уровне, на котором находятся многие коммерческие банки города. Перечень предоставляемых услуг отличается не многим. Но в период острой конкурентной борьбы за каждого клиента, в автоматизированную банковскую систему. Внедрение подобных систем позволяет ускорить обработку в 4 – 10 раз (этот показатель зависит от объема задействованных аппаратных средств) и обеспечить 100%-ную точность введения данных в автоматизированную банковскую систему, что существенно повышает качество работы банка.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7