рефераты

рефераты

 
 
рефераты рефераты

Меню

Работа банка в условиях нестабильной экономики рефераты

Работа банка в условиях нестабильной экономики

Содержание

Введение

1. Теоретические аспекты анализа ликвидности и платежеспособности банка

1.1 Организационно - экономическая характеристика Восточно-Сибирского банка Сбербанка России ОАО

1.2 Финансовая устойчивость и надежность кредитной организации

1.3 Понятие ликвидности коммерческого банка

1.4 Понятие ликвидности банковского баланса

1.5 Сущность анализа финансового состояния банка

2. Анализ и оценка финансового положения Восточно-Сибирского банка Сбербанка России

2.1 Анализ активных операций

2.2 Анализ пассива баланса

2.3 Анализ финансовой отчетности коммерческого банка

2.4 Финансово-экономический анализ банка в период финансового кризиса

2.5 Анализ динамики и структура кредитных ресурсов

3. Пути совершенствования финансового положения Восточно-Сибирского отделения Сбербанка России ОАО

3.1 Стратегия развития Восточно-Сибирского банка Сбербанка России

3.2 Совершенствование политики по привлечению средств банка

3.3 Направления совершенствования кредитных продуктов малому бизнесу

Заключение

Список использованных источников

Приложение А

Приложение Б

Приложение В

Приложение Г

Введение


Банки – необходимый финансовый институт на данном этапе развития. Они помогают сделать процесс производства непрерывным, концентрируя у себя для этого временно свободные денежные средства и направляя их туда, где они в данный момент необходимы. Специфика деятельности банков заключается в том, что они, в отличие от обычных предприятий, оперируют в основном чужими (привлеченными) средствами и поэтому на них ложится огромная ответственность за сохранность доверенных им денег. Еще в 1916 г. В.А. Дмитриев-Мамонов и З.П. Евзлин в своем классическом учебнике по банковским операциям отмечали: «…когда кредит играет выдающуюся роль во всех областях народнохозяйственной жизни, нормально построенное и правильно функционирующее банковское дело составляет величайшую государственную ценность… Банки являются сосредоточием свободных средств всей страны, они должны блюсти свою кредитоспособность как величайшее национальное сокровище… Нация должна питать к банковской системе абсолютную уверенность и полное доверие».

Государство, в первую очередь заинтересованное в поддержании безупречной репутации банков, устанавливает им определенные ограничения, нормативы как обязательные для исполнения, так и рекомендательные, которые регулируют деятельность банков с целью обеспечения их надежности, ликвидности, платежеспособности.

Появление значительного количества банков и их учреждений привело к изменению статуса банков, превращению их из органов управления в специфические коммерческие учреждения, ориентированные на получение максимального дохода. Это обуславливает повышенный интерес самих банков к анализу своей финансово-хозяйственной деятельности, пересмотру традиционных форм и методов управления своими операциями.

Принятым в июле 1990 года Постановлением Верховного Совета РСФСР Российский республиканский банк Сбербанка СССР объявлен собственностью РСФСР. В декабре 1990 года он был преобразован в акционерный коммерческий банк, юридически учреждённый на общем собрании акционеров 22 марта 1991 года. Вскоре Сбербанк России зарегистрировал свой Устав в Центральном Банке Российской Федерации и впервые провёл эмиссию акций.

Со времени акционирования Сбербанк России прошел динамичный путь преобразования из системы государственных сберкасс в коммерческий банк универсального типа.

Достигнутые Сбербанком за этот период результаты показывают, что поставленная цель выполнена и создана необходимая основа для дальнейшего развития. Сбербанк стабильно работает, динамично развивается и сохраняет за собой статус крупнейшего коммерческого банка страны.

Положительные тенденции в экономике создают основу для расширения банковских операций, позволяют Сбербанку России более эффективно использовать накопленную ресурсную базу, расширяют сферу возможных инвестиций, повышают потребность клиентов в получении качественных банковских услуг.

На современном этапе деятельности коммерческих банков, наблюдается тенденция к универсализации, что объясняется влиянием конкуренции. Для повышения эффективности банковской деятельности, банковское законодательство промышленно-развитых стран стимулирует конкуренцию, создавая равные условия для деятельности различных кредитных учреждений. В рамках данной тенденции изменяется концепция взаимоотношений банков с клиентами, создаются принципиально новые направления банковского дела. Это выражается, не только в увеличении числа предлагаемых клиентам услуг, но и в качественном изменении структуры операций, снижении удельного веса ссудо-сберегательных операций и увеличении объемов операций с ценными бумагами.

В условиях продолжающейся рыночной нестабильности и кризиса в банках, принявшего скрытые формы, проблема выявления их надёжности становится особенно актуальна, необходимо правильно оценить положение того или иного банка, сделать банковскую систему более “прозрачной” и предсказуемой.

На практике оценку финансового состояния банка осуществляют органы государственного регулирования банковской деятельности (в лице Центрального Банка), непосредственно банки и независимые экспертные группы или рейтинговые агентства.

Затяжной характер кризиса вызывает всё новые проблемы. Многие банки пересматривают политику своего развития, перестраивают работу, смещают акценты в деятельности. Банковская система пришла в движение.

Таким образом, в современных условиях продолжается развитие тенденции расширения функций коммерческих банков, которые для улучшения банковской ликвидности, получения доходов, занятия позиций на рынке, развивают нехарактерные ранее для банков операции и услуги.

1. Теоретические аспекты анализа ликвидности и платежеспособности банка

1.1 Организационно-экономическая характеристика Восточно-Сибирского банка Сбербанка России ОАО

ликвидность банк коммерческий отчетность

Восточно-Сибирский банк Сбербанк России ОАО работает на огромной территории, куда входят Красноярский край, республики Тыва и Хакасия. Они располагаются в Восточно-Сибирском регионе России, что, кстати, и дало название территориальному банку. С филиальной сетью Восточно-Сибирского банка не сравнится ни один коммерческий банк, работающий в регионе. У банка 21 отделение, около 500 внутренних структурных подразделений. На сегодняшний день здесь работает около 7 тысяч человек.

Восточно-Сибирский банк Сбербанка России ОАО прошёл динамичный путь преобразования из системы государственных сберкасс в коммерческий банк универсального типа. В Восточно-Сибирском регионе банк имеет огромную филиальную сеть, охватывающую всю территорию Красноярского края, республик Хакасия и Тыва. В целях наилучшего соответствия потребностям своих клиентов и снижения расходов, финансовое учреждение постоянно совершенствует работу своих подразделений. Начиная с 1991 года, банк проводит политику укрупнения филиальной сети, направленную на превращение отделений и внутренних структурных подразделений в крупные кредитно-финансовые институты. Оптимизация филиальной сети проводится с учётом экономических и социальных факторов конкретного района, включая оценку показателей плотности и численности населения, потребности клиентов в получении банковских продуктов и услуг.

В настоящее время Восточно-Сибирский банк Сбербанка России – универсальный коммерческий банк, осуществляющий широкий спектр банковских операций и ориентирующийся на многообразие клиентской базы. Деятельность Восточно-Сибирского банка направлена на развитие реального сектора экономики. Учитывая особенности региона, в котором функционирует банк, его работа напрямую связана с теми отраслями промышленности и сельского хозяйства, которые наиболее развиты на территории.

Банк активно сотрудничает с предприятиями цветной металлургии, энергетики, топливной, газовой, угольной, химической промышленности, дорожно-строительного сектора, с предприятиями транспорта, связи, лесной и деревообрабатывающей промышленности.

Являясь составной частью Сбербанка России, Восточно-Сибирский банк не отступает от основополагающих принципов функционирования Сбербанка в целом. Восточно-Сибирский банк в своем регионе является лидером среди коммерческих банков. Большая филиальная сеть, использование новейших технологий делают услуги банка доступными в любом населенном пункте региона. Банк с особым вниманием относится к каждому своему клиенту вне зависимости от его социального статуса и стремится к сохранению долгосрочных партнерских отношений, прогнозируя развитие потребностей клиентов, а вместе с тем появление новых направлений в банковском бизнесе. Для этого в банке проводятся маркетинговые исследования, на основе чего разрабатывается и предлагается клиентам полный спектр банковских продуктов и услуг.[25]

Политика Восточно-Сибирского банка направлена на сохранение лидирующего положения в регионе на рынке банковских услуг. Специалистами банка разрабатываются механизмы сохранения и приумножения средств клиентов в неблагоприятных экономических условиях. В отношении среднего класса банк рассчитывает на реализацию банковских услуг, которые станут действенным инструментом не только в укреплении материального положения данной социальной группы, но и будут способствовать дальнейшему росту ее благосостояния. В настоящее время Восточно-Сибирский банк продолжает развитие отношений с клиентами с высоким уровнем дохода, создавая комфортные, надежные, а главное экономически эффективные условия сотрудничества. Целевая группа потенциальных клиентов банка – это экономически активное население региона, работающее в различных сферах бизнеса. Привлечению и закреплению этих клиентов, созданию системы долгосрочного взаимовыгодного партнерства с ними будет способствовать развитие и внедрение программ поддержки индивидуальных операций клиентов на финансовых рынках, доверительное управление средствами клиента, финансовое консультирование, брокерское и агентское обслуживание, использование передовых информационных технологий, в том числе Интернета.

Надежность и безупречная репутация Сбербанка России подтверждаются высокими рейтингами ведущих рейтинговых агентств.

В декабре 2004 года Восточно-Сибирский банк Сберегательного банка Российской Федерации стал лауреатом Первого ежегодного краевого конкурса «Финансист года» в номинации «Банк для вкладчиков» (за максимальный объём привлечённых депозитов физических лиц, за стабильный рост клиентской базы) и в номинации «Лидер пластикового бизнеса» (за максимальный объём остатков на спецкарт счётах, за позитивную динамику роста количества выданных карт, за внедрение новых технологий).

В декабре 2005 года банк вновь стал победителем Конкурса «Финансист года» в номинации «Лидер пластикового бизнеса» (за лидерство во внедрении безналичных расчётов, за максимальный объём остатков на спецкарт счётах) и в номинации «Банк для корпоративных клиентов» (за стабильность клиентской базы, за максимальный удельный вес средств, привлечённых от юридических лиц в общем объёме ресурсной базы банка).

1.2 Финансовая устойчивость и надежность кредитной организации

 

Объектом анализа является финансовое состояние коммерческого банка, которое в экономической литературе обычно сводится к финансовой устойчивости или надежности кредитной организации. Исследование сущности вышеуказанных терминов можно встретить у различных авторов; первым из них будет рассмотрен Г. Г. Фетисов, первая глава монографии которого посвящена этой проблематике.

Прежде всего Г. Г. Фетисов обращается к терминологической стороне вопроса, а также к опыту других наук, где надежность и устойчивость являются объектами пристального изучения уже на протяжении нескольких столетий.

Наиболее емкую характеристику термина «надежный» можно встретить у С.И. Ожегова, который интерпретирует его как:

- внушающий доверие;

- прочный, с трудом поддающийся разрушению, порче, крепкий;

- хорошо работающий;

- постоянный, не прекращающийся, рассчитанный на долгий срок, не временный;

- стойкий, держащийся твердо, не колеблясь, не падая, восстанавливающийся после незначительного отклонения.

По мнению Г.Г. Фетисова, при исследовании проблемы надежности кредитной организации можно воспользоваться опытом других отраслей науки и техники, где надежность рассматривается в частности, как «комплексное свойство технического объекта (прибора, устройства, машины, системы), которое состоит в его способности выполнять заданные функции, сохраняя свои основные характеристики в установленных пределах».

С надежностью обычно связана и устойчивость объекта. Так, устойчивость сооружения – это его способность противостоять усилиям, стремящимся вывести его из исходного состояния статического или динамического равновесия. Устойчивость банка это – его способность противостоять возможным негативным факторам внутренней и внешней среды. Чаще всего категория устойчивости применяется как характеристика сложных динамических систем, подверженных влиянию большого числа факторов, в том числе факторов со случайными характеристиками. Поскольку банк также является сложной динамической системой, функционирующей в изменяющихся условиях рыночной среды, его необходимо рассматривать с точки зрения системного подхода.

Использование термина «устойчивость» наряду с термином «надежность», по мнению Г.Г. Фетисова, вполне справедливо. В. Даль определял слово надежный как «подающий верную надежду; верный, несомненный, прочный, твердый, крепкий; на что или на кого можно положиться, что не обманет». Термин устойчивость происходит от слов «устаивать, устоять против кого, чего, стоять твердо, выстоять, успешно противиться силе, выдержать, не уступить. Устойчивый – это значит стойкий, крепкий, твердый, не шаткий».

После этого Г.Г. Фетисов утверждает, что, при всей их схожести, термины «устойчивый» и «надежный» отличаются друг от друга, в связи с чем вносят в понятия надежный банк, устойчивый банк некоторые нюансы. Прежде всего можно отметить, что восприятие надежности банка может быть неодинаково с различных позиций.

С позиции клиентов банка, его вкладчиков надежный банк больше ассоциируется с убеждением в том, что банк выполнит перед ними свои обязательства (по В. Далю, что не обманет). Известно, что в современных условиях для вкладчиков это имеет особое значение.

Несколько иные оттенки понятие надежность имеет с позиции самого банка. К примеру, акционеры банка, инвестируя в банковскую деятельность свои капиталы, полагают, что их банк станет доходным местом помещения капитала, что именно здесь будет получена прибыль, равнозначная или превышающая прибыли от вложений в другие секторы экономики. В целом они заинтересованы в достаточном доходе на свой капитал.

Другая позиция у сотрудников банка, которые заинтересованы в постоянной работе в данном кредитном учреждении, в получении стабильной и высокой заработной платы.

Взгляд на надежный банк со стороны общества вполне может быть представлен со стороны Центрального банка, являющегося общенациональным институтом, который заботится как о соблюдении интересов граждан и инвесторов, так и банковской системы. Надежный банк с общественных позиций обеспечивает сохранение баланса интересов как банков, так и их клиентов. Надежный банк – это банк, которому верят клиенты, который обеспечивает соблюдение интересов клиентов и инвесторов, содействует реализации как интересов вкладчиков, так и бизнеса, руководствуется принципами партнерских взаимовыгодных отношений, проводит политику в интересах общественного развития.

Далее Г.Г. Фетисов выдвигает тезис, что «устойчивый банк» – это более фундаментальное понятие. Оно первично по отношению к понятию «надежный банк». Надежность зависит от устойчивости. Если надежный – это не всегда устойчивый банк, то устойчивый банк – это всегда надежный. С позиции клиента можно надеяться, что банк тебя не обманет, с позиции акционера или сотрудника банка можно надеяться на реализацию своих интересов, но это еще не означает, что эта надежда в полной мере соподчинена с полной устойчивостью. Банк, будучи надежным, к примеру, может выполнить свои обязательства перед клиентом, но это будет идти вразрез с его устойчивостью, может вызвать сокращение прибыли и даже привести к убыткам.[23, с.64]

Тем не менее, рассматриваемые понятия надежности и устойчивости нельзя противопоставлять. При всем их сходстве и определенном различии они имеют право на самостоятельное существование, так как характеризуют не всегда одинаковые оттенки в положении банка. С позиции клиента, для которого важнее соблюдение партнерских отношений, более корректно использовать термин «надежность», в то время как в макроэкономическом плане понятие устойчивости более приемлемо для характеристики финансового состояния абстрактного банка. Таким образом, с позиции Г.Г. Фетисова, надежный банк – это такой банк, деятельность которого, несомненно приводит к реализации интересов конкретного субъекта.

В своем анализе Г.Г. Фетисов различает понятия «теоретически или де-юре надежный банк» и «действительно, реально надежный банк». Де-юре все банки надежны, так как они прошли фильтр государственной регистрации, имеют лицензию, следовательно, по своим экономическим, законодательным и профессиональным нормам соответствуют титулу банка. Ненадежные банки, по идее, не регистрируются Центральным банком или другим уполномоченным для этих целей государственным органом. И тем не менее, к примеру, Россия на современном этапе богата нечистоплотными, криминальными примерами грубого нарушения «правил игры», надувательства.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8