рефераты

рефераты

 
 
рефераты рефераты

Меню

Платежная система Российской Федерации рефераты

Простота схемы осуществления платежей с помощью платежных поручений сопровождается высоким риском неисполнения сторонами своих обязательств: поставщику не гарантируется своевременное зачисление средств, а плательщику – получение оплаченных товаров или услуг. Эти риски призвана устранить следующая форма расчетов – расчеты с помощью платежных требований.

Платежное требование – это требование поставщика к получателю произвести оплату отгруженных товаров или выполненных работ на основании требования, представленного в банк плательщика. Платежные требования выписываются поставщиком по фактического исполнения услуги. Оформляются требования на стандартном бланке в трех экземплярах и вместе с приложенными отгрузочными документами отправляются банковской почтой в банк плательщика. Банк плательщика передает плательщику платежное требование, в то время, как отгрузочные документы остаются в картотеке банка.

После акцепта плательщика, банк плательщика совершает платеж банку поставщика на заявленную в требовании сумму. Плательщик должен в трехдневный срок либо акцептовать платежное требование, поставив на его первом экземпляре оттиск своей печати и подписи уполномоченных лиц, и затем оплатить его в том же порядке, что и обычные платежные поручения, либо обосновать свой отказ в акцепте – тогда неакцептованное требование, совместно с отгрузочными документами и обоснованием отказа, отправляется через банк поставщика самому поставщику. В практике укоренились следующие формы акцепта:

-                   положительный – плательщик явно заявляет в письменной форме о согласии

-                   отрицательный – плательщик явно заявляет в письменной форме только в случае отказа от оплаты

-                   предварительный – плательщик уведомляет банк о своем согласии оплатить требование до списания денег с его счета.

Аккредитив – поручение банка плательщика банку поставщика об оплате поставщику товаров или услуг на условиях, предусмотренных аккредитивным заявлением. Аккредитив может быть покрытым, когда банк плательщика предварительно депонирует средства, предназначаемые для оплаты, в банке поставщика и непокрытым, когда этого не производится; отзывным, если установлено право банка плательщика изменять или аннулировать его, или безотзывным, если аккредитив не может быть изменен без согласия поставщика.

Преимущества аккредитива по сравнению с иными формами расчетов заключаются и в возможности установления различных форм исполнения: по предъявлении – в этом случае сумма переводится поставщику после поступления надлежащих документов в банк и их проверки; либо исполнение аккредитива с рассрочкой, позволяющей поставщику своевременно получить средства, а плательщику получить отсрочку платежа.

Вексель – безусловное абстрактное письменное долговое обязательство дающее его владельцу (векселедержателю) бесспорное право требовать от должника (векселедателя) уплаты оговоренной денежной суммы. Не останавливаясь на рассмотрении терминологии и типологии вексельного обращения, в контексте исследования стоит упомянуть, что в вексельных операциях, коммерческие банки преимущественно выступают в роли организаций, инкассирующих векселя, то есть выступающих агентом векселедержателя, выполняющих на основании инкассового индоссамента (специальной записи, сделанной на векселе векселедержатем, подтверждающей права банка на осуществление его поручений) функций по управлению векселем – его пересылке, опротестовании, требовании получения платежа по векселю.

Трудности для инкассирования векселей в России связаны с недостаточной развитостью сети корреспондентских отношений между банками, в рамках которой должны быть реализованы механизмы своевременной доставки векселя в банк по месту платежа.

По рассмотренному можно заключить, что проблемы в организации межбанковских расчетов кроются преимущественно в области разработки технологий выработки механизмов взаимодействия, повышающих безопасность электронных платежей, роль которых в обеспечении надежного функционирования национальной экономики представляется наиважнейшей. Также, значительное место в списке подлежащих решению вопросов занимают необходимость создания многосвязной и многослойной платежной структуры, сообразованной с экономической эффективностью ее содержания и использования, повышение ликвидности финансового рынка, путем высвобождения средств, которые в силу тех или иных технических или экономических причин остаются в виде остатков на корреспондентских счетах в РКЦ и иных банках. Решение этих проблем позволит минимизировать риски банковской системы, повысить ее рентабельность, обеспечить эффективную реализацию денежно-кредитной политики. А роль отдельных кредитных организаций в их решении не должна сводиться к пассивному следованию стратегическим указаниям регулирующих инстанций, но обязана служить построению всесторонне сбалансированной системы расчетов с банками-корреспондентами и расчетливому планированию путей прохождения платежей, минимизирующих возможность задержек.

2.2 Технология, документооборот и отражение в бухгалтерском учете операций кредитной организации с банковскими картами. Анализ деятельности кредитных организаций по использованию банковских карт за период с 2008 года

2.2.1 Общая характеристика банковских карточных платежных систем

Банковская пластиковая карта – платежное средство, предназаченная для оплаты товаров, услуг и получения денежной наличности в банках и банкоматах. Принимающие карту торгово-сервисные предприятия и отделения банков образуют сеть точек обслуживания карт. Гарантом выполнения платежных обязательств, возникающих в процессе обслуживания пластиковых карт, является выпустивший их банк-эмитент, потому на протяжении всего срока службы, карты остаются в собственности банка, а клиенты – держатели карт, получают их лишь в пользование. Характер гарантий, предоставляемых банком, зависит от платежных полномочий и фиксируется классом карты, предоставляемой клиенту.

Эквайеры - кредитные организации, осуществляющие расчеты с торговыми предприятиями, принимающими к оплате банковские карты, и проводящие выдачу денежных средств держателям банковских карт, не являющихся их клиентами.

Рис. 2. Структура карточной платежной системы


В совокупности, юридические лица, позволяющие своим клиентам осуществлять расчеты с применением банковских карт, кредитные организации, производящие эмиссию и эквайринг карт, свод нормативов, правил и технологических схем, определяющих порядок обслуживания пластиковых карт, а также система взаимоотношений и процедур возникающих в процессе осуществления расчетов с банковскими пластиковыми картами, составляют карточную платежную систему.

В России, наиболее распространены карты международных платежных систем, таких как "Visa" и "MasterCard". Гораздо более редка сеть обслуживания национальных систем – "Золотая корона", "Сберкарт" и др., хотя в отдельных регионах они сохраняют устойчивую долю рынка операций с банковскими картами.

Обслуживание транзакций с пластиковыми картами производится, в основном, в режиме "он-лайн", хотя в некоторых точках обслуживания и сохраняется возможность авторизации карт посредством телефонной связи, преимущественно в качестве резервного способа, гарантирующего обслуживание клиентов в условиях технологического сбоя процессинговых систем эквайера.

Большинство банков, участвующих в той или иной карточной платежной системе, создают в своей структуре процессинговые центры, являющиеся опорными точками технологического и информационного взаимодействия участников системы, обеспечивая непрерывные обмен и обработку информации отправляющейся или поступающей из других процессинговых центров, а также обслуживая запросы непосредственно подключенных к нему банкоматов и точек обслуживания пластиковых карт в отделениях банка и торговых организациях – POS-терминалов. Многие небольшие банки, имеющие право эмитировать карты платежных систем, но не имеющие значительных объемов эмиссии карт и производимых по ним операций, в целях экономии ресурсов заключают договора аутсорсингового эквайрингового обслуживания с процессинговыми центрами крупных банков.

Пластиковые карты могут использоваться для расчетов как юридическими, так и физическими лицами, при этом, при выпуске карты банк-эмитент персонализирует карту, эмбоссируя (выдавливая термическим способом) на карте имя держателя и номер карты – код, однозначно идентифицирующий тип, эмитента и характер карты, тем самым привязывая ее к определенному пользователю (в случае юридических лиц – к сотруднику, ответственному за проведение операций с картой). Некоторые банки эмитируют также и карты "мгновенного выпуска", на которых эмбоссируется лишь номер, такие карты персонифицируются только на уровне необходимой документации для открытия счета, к которому привязывается карта. В обязательном порядке карта должна нести на себе логотип банка-эмитента, владеющего картой.

В настоящее время наиболее используемыми являются карты, носителем информации на которых выступают магнитная полоса или электронный чип, встречаются также карты с совмещенным носителем. В России, карты с электронным чипом, несмотря на его большую надежность перед магнитной полосой и более совершенной технологией доступа к информации, встречаются достаточно редко. Причиной тому их относительная дороговизна и неразвитость инфраструктуры, нацеленной преимущественно на обслуживание карт с магнитным носителем.

По сроку действия, карты подразделяются на срочные (осуществление операций по которым возможно лишь в течение ограниченного промежутка времени) и бессрочные.

По характеру проводимых операций карты подразделяются на кредитные и дебетовые (расчетные).

Дебетовые карты, как корпоративные, так и физических лиц, позволяют производить операции по счету клиента в пределах остатка средств на нем и установленных банком расходных лимитов.

Кредитные карты, также эмитируемые и для физических и для юридических лиц, позволяют держателю карты производить операции в размерах предоставленной банком-эмитентом кредитной линии и в пределах установленных лимитов.

По особому заявлению, пластиковые карты, как кредитные, так и дебетовые, могут эмитироваться в необходимом держателю - владельцу счета, к которому они привязаны, количестве. Лимиты совершения операций по таким корпоративным картам могут быть разделенными – для каждой из карт устанавливается свой, точно определенный лимит, и неразделенными – держатели карт (сотрудники организации, имеющие право пользования одной из карт) пользуются общим лимитом, установленным организации, превышать который совокупный объем совершаемых операций не должен. Иногда с привязкой к одному счету выпускаются карты различных платежных систем, что позволяет держателям увеличить охват точек, могущих осуществить обслуживание и уменьшают вероятность возникновения форс-мажорных ситуаций – невозможности произвести платеж ввиду сбоя в электронных системах или возможной утери или повреждения одной из карт.

Обработка и учет операций с пластиковыми картами, как правило, производится в специализированном программном комплексе, входящем в состав автоматизированной системы операционного дня банка.

2.2.2 Внутрибанковские технология и документооборот по операциям, связанным с пластиковыми картами

В системе внутрибанковского документооброта по карточным операциям задействованы следующие структурные подразделения кредитной организации:

-                   подразделение операционного обслуживания клиентов, непосредственно контактирующая с физическими лицами и представителями организаций, изъявляющих желание стать держателем карты, либо уже являющимися таковыми.

-                   подразделение, выполняющее функцию эмиссии пластиковых карт (карточное подразделение), технологического сопровождения операций с ними и взаимодействия банка с другими участниками платежной системы.

-                   подразделение, отвечающее за экономическую безопасность банка, осуществляющее функции контроля состоятельности заемщиков и их соответствия требованиям, предъявляемым банками к своим клиентам.

-                   Подразделение бухгалтерии, отвечающее за своевременное и точное отражение операций с пластиковыми картами в бухгалтерском учете банка.

Структура внутрибанковского документооборота по операциям с пластиковыми картами обязана отвечать установленным нормативам в части сроков выпуска карт, но в то же время не должна быть чересчур упрощенной, не должно чрезмерно сокращаться время, необходимое для выполнения процедур, так как это напрямую влияет в том числе на качество проверки клиентов службами экономической безопасности банка. Это может достигаться полной алгоритмизацией и формализацией действий вовлеченных сотрудников и подразделений, позволяющий повысить прозрачность процедур и сократить временные затраты как при типовых операциях, так и при возникающих нестандартных ситуациях.

Рассмотрим общий порядок движения документов при типовых операциях, связанных с обслуживанием банком-эмитентом держателей его пластиковых карт. В общем случае, каждая конкретная схема документооборота разрабатывается банком исходя из особенностей его структурной организации, но в соответствии с правилами и нормами, установленными как законодательными и нормативными актами, так и политиками и нормативами платежежной системы банковских карт.

При обращении клиента – физического лица в отделение банка с заявлением о выпуске карты, операционный сотрудник банка проверяет самоличность (соответствие клиента документам, удостоверяющим его личность), правильность заполнения заявления на выпуск карты, контролирует полноту предоставленных документов и информации, формирует пакет документов, направляемый затем в службу безопасности для проверки состоятельности клиента и соответствия его требованиям, предъявляемым банком к своим клиентам. Также, сотрудник передает заявление карточному подразделению банка для инициирования процесса выпуска карты и совершает финансовые операции, необходимые для выпуска карты.

В случае обращения юридического лица с желанием стать клиентом системы расчетов с помощью пластиковых карт основные действия сотрудника операционного подразделения остаются таковыми же, как и при обслуживании физического лица, но за следующими исключениями: при уведомлении карточного подразделения о возникшей потребности в запуске процедуры выпуска карты, операционный сотрудник дожидается уведомления об открытии счета компании-налогоплательщику от карточного подразделения (или работающего с ним во взаимодействии подразделения бухгалтерии) и затем сообщает клиенту об этом факте. При необходимости выпуска дополнительных карт, этот этап выпадает из технологической цепочки, но в заявлении на выпуск карты, предоставляемой клиентом должен явно указываться номер счета.

Факты приема заявления на выпуск карты и факты отправки соответствующих документов службе безопасности и карточному подразделению, операционным подразделениям рекомендуется фиксировать в установленной внутрибанковскими нормами управленческого учета документации – это позволит избежать в дальнейшем возможных задержек в прохождении документов, обусловленных их возможными задержками и утерей, также и облегчить последующий учет операций.

Сотрудник карточного подразделения банка, при поступлении полного пакета документов необходимых для выпуска карты и открытия счета, при поступлении благожелательного заключения о клиенте от службы безопасности, самостоятельно проводит оценку рисков, связанных с выпуском карты данному клиенту и, при нахождении риска в приемлемых границах, инициирует процесс выпуска карты и открытия счета (об открытии счета клиентам – юридическим лицам, первоначально уведомляется соответствующий налоговый орган и лишь после получения обратного уведомления о получении им сообщения об открытии счета, запускается процесс собственно выпуска карты). В случае отказа клиенту в выпуске карты, информирование клиента об этом факте и возврат поступивших от него средств производятся в установленном порядке.

По изготовлению карты, она, совместно с конвертом, содержащим PIN-код, пересылается в операционное подразделение банка принятым порядком – внутренней почтой банка либо организациями почтовой и специальной связи. Выдача поступившей карты и PIN-кода клиенту осуществляется операционным сотрудником после надлежащей проверки личности клиента (физического лица или представителя организации, действующего на основании доверенности), получающего ее.

Выпущенные карты, невостребованные клиентами, по истечении установленного срока с момента передачи в операционное подразделение, возвращаются в карточное подразделение, где производится их уничтожение, о чем составляется акт, подписываемый ответственным за уничтожение сотрудником карточного подразделения.

При необходимости перевыпуска срочной карты по истечении срока ее действия клиент оформляет заявление о продлении срока действия карты, при отсутствии со стороны банка претензий к держателю и наличии необходимых остатков на его счетах, проверяемого операционным сотрудником и пересылаемого в карточное подразделение. Дальнейшая процедура пересылки карты и выдачи ее клиенту аналогична ранее описанной.

Такая же процедура применяется и при досрочном первыпуске карты по инициативе клиента, потребность которого может быть вызвана сменой фамилии держателя, утерей или повреждением карты.

Сданные держателем банковские карты направляются операционным подразделением в карточное подразделение банка для их уничтожения, оформленного соответствующими актами.

Выписки по счетам клиентов формируются операционными подразделениями банка по требованию клиента за запрашиваемый период. Отчеты по операциям в разрезе корпоративных карт формируются операционными подразделениями банка по запросу компании-клиента. Данные процедуры производятся в соответствии с общими правилами по формированию выписок по счетам, принятой в кредитной организации.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6