рефераты

рефераты

 
 
рефераты рефераты

Меню

Пластиковые карты: проблемы и перспективы их внедрения в коммерческом банке (по материалам Поволжского банка ОАО Сбербанка России) рефераты

Таким образом, в сфере денежного обращения банковские пластиковые карты являются одним из прогрессивных средств организации безналичных расчетов. Они представляют собой особый инструмент платежа, обладающий дебетовыми и кредитными возможностями.

Банковские пластиковые карты предназначены для безналичной оплаты товаров и услуг со счета клиента банка, а также для получения клиентом наличных денег со своего счета через банкоматы соответствующей платежной системы. В связи с этим возникает потребность в формировании нормативной базы для регулирования взаимоотношений субъектов финансового рынка, осуществляемых в электронной (документарной) форме с использованием банковских пластиковых карт.

Однако до сих пор электронный финансовый рынок в России практически не урегулирован специальным законодательством. Соответственно нет и нормального правового механизма реализации интересов, а также защиты прав участников данного рынка [12].

Примечательно, что в настоящее время такая сложная операция, как выполнение платежей электронным способом, в том числе и с использованием пластиковых карт, регламентируется фактически только соглашением сторон и не является предметом непосредственного (прямого) регулирования действующего российского законодательства или регулируется исключительно фрагментарно [3, с. 14].



Глава 2. Исследование организации банковского обслуживания пластиковыми картами в Кировском отделении № 6991/0207 ОАО Сбербанк России


2.1 Краткая организационно-правовая характеристика


Кировское отделение № 6991/0207 Сбербанка России осуществляет свою деятельность на территории городского округа Самара как отделение Поволжского банка ОАО Сбербанк России [34].

Сбербанк России является открытым акционерным обществом, главным акционером которого является Банк России (60,25% акций) [33].


Рисунок 5. Структура акционеров ОАО «Сбербанк России»


Сочетание государственного и частного капитала в структуре акционерного капитала Сбербанка позволяет достичь баланса между устойчивостью и стремлением к повышению эффективности.

Филиальная сеть Сбербанка состоит из 18 территориальных банков и более 20 тыс. отделений, дополнительных офисов и других внутренних структурных подразделений, а также около 21 тыс. банкоматов [33].

По величине филиальной сети (2934 учреждений) Поволжский банк считается самым крупным среди всех территориальных банков Сбербанка России, а Кировское отделение – самое крупное в Самарской области.

Кировское отделение Поволжского банка, являясь территориальным отделением банка ОАО Сбербанк России, было создан в результате реорганизации и действует в соответствии с законодательством РФ, Уставом Сбербанка России, в соответствии с Кодексом корпоративного управления и дивидендной политикой ОАО Сбербанк России.

Реорганизация была осуществлена 2 февраля 2009 года, в результате которой произошло слияние Советского и Кировского отделений по Самарской области, что позволило повысить управляемость структурных подразделений Поволжского банка [34].

Организационно-правовая характеристика ФАК СБ РФ ОАО Кировское отделение № 6991/0207 представлена в таблице 1.


Таблица 1. Организационно-правовая характеристика ФАК СБ РФ ОАО Кировское отделение №6991/0207

Право на осуществление банковских операций

Генеральная лицензия Банка России на осуществление банковских операций № 1481 от 3 октября 2002 года

Номер подразделения

5469910207

Почтовый адрес:

443067, г. Самара, ул. Гагарина, 119

Приемная банка:

(846) 2627290

Реквизиты банка

Для расчетов:

Получатель:

ФАК СБ РФ ОАО Кировское отделение №6991/0207

Банк получателя:

Поволжский банк Сбербанка России

ИНН:

7707083893

БИК:

043601607

Корсчет:

30101810200000000607

Коды

ОКВЭД:

65.12

ОКПО:

02750515

ОКОНХ

96130

КПП:

631602006

Кировское отделение Сбербанка в г. Самара действует на основании генеральной лицензии Сбербанка России №1481 на право совершения банковских операций и сделок в РФ и за ее пределами.

Отделение сберегательного банка № 6991/0207 не является юридическим лицом, и осуществляет свою деятельность в пределах прав, оговоренных в доверенности территориального отделения – Поволжского банка Сбербанка России.

Организационная структура отделения банка определяется двумя основными моментами - структурой управления банком и структурой его функциональных подразделений и служб.

Главное назначение органов управления – обеспечить эффективное руководство коммерческой деятельностью банка с целью реализации его основных функций.

Организационная структура допофиса Кировского ОСБ № 6991/0207 представлена на рисунке 6.

 









Рисунок 6. Организационная структура Кировского ОСБ № 6991/0207


В штате допофиса Кировского ОСБ № 6991/0207 – 9 человек. Из них:

Заведующий дополнительным офисом – 1 чел.

Заместитель заведующего - 1 чел.

Старший контролер-кассир/Администратор - 4 чел.

Контролер-кассир – 3 чел.

Руководство Кировского ОСБ № 6991/0207 осуществляет заведующий, который осуществляет:

- общее руководство отделением банка;

- обеспечивает устойчивую, эффективную работу отделения;

- несет персональную ответственность за выполнение возложенных на отделение задач, распределяет обязанности между своими заместителем и администраторами;

- в установленном Сбербанком России порядке распоряжается имуществом и денежными средствами;

- заключает от имени Сбербанка России кредитные и хозяйственные договоры с юридическими и физическими лицами.

Кировское отделение №6991/0207 осуществляет следующие банковские операции:

- привлекает и размещает денежные средства физических лиц,

- открывает и ведет банковские счета физических лиц,

- инкассирует денежные средства и расчётные документы и осуществляет кассовое обслуживание физических лиц,

- покупает и продаёт иностранную валюту в наличных и безналичных формах у физических лиц,

- доверительно управляет денежными средствами по договору с физическими лицами.

- оказывает консультативные и информационные услуги,

- осуществляет операции с ценными бумагами в соответствии с законодательством РФ,

- осуществляет обслуживание карт платежных систем Visa, Visa Electron, Visa Plus, MasterCard, Maestro, Cirrus, Сберкарт,American Express.

Специфика организации работы с клиентурой допофиса Кировского ОСБ № 6991/0207 зависит, прежде всего, от категории клиента. Основным клиентом допофиса являются физические лица.

Поэтому допофису Кировского ОСБ № 6991/0207 предоставлено право на совершение следующих кредитно-расчетных и других операций в рублях и иностранной валюте:

1. Привлекать и размещать денежные вклады по соглашению с заемщиком.

2. Осуществлять расчеты по поручению клиентов и банков- корреспондентов и их кассовое обслуживание.

3. Открывать и вести счета клиентов.

4. Привлекать и размещать средства и управлять ценными бумагами по поручению клиентов.

5. Привлекать и размещать средства и управлять банковскими пластиковыми картами по поручению клиентов.

Отделение совершенствует ведение наличных и безналичных операций в национальной валюте, стремится обеспечить высокую скорость прохождения платежей.

В допофисе Кировского ОСБ № 6991/0207, как и во всем Поволжском банке, применяются различные формы расчётов и гибкая тарифная политика, повышается качественный уровень работы с клиентами.

Решён ряд технических проблем: отделы и службы банка обеспечены современными технологиями с использованием средств автоматизации, что позволило повысить безопасность банковских операций, скорость проведения платежей.

Таким образом, деятельность допофиса Кировского ОСБ № 6991/0207 с клиентом охватывает все стороны деятельности банка с физическими лицами от привлечения клиента в банк до проведения операций с банковскими картами операций по его счетам.



2.2 Анализ системы организации банковского обслуживания пластиковыми картами


Реализация товаров и услуг - важнейший этап деятельности любого предприятия, работающего в условиях рынка. Банковское дело как вид предпринимательской деятельности не составляет исключения.

Целью политики руководства Сбербанка и работы всех его служб является привлечение клиентуры, расширение сферы услуг, завоевание рынка и, в конечном счете, - увеличение получаемой прибыли. Одним из таких направлений является расчеты с помощью пластиковых карт.

Услуги для физических лиц являются одним из приоритетных направлений банковского бизнеса.

В конце 2008 года на рынке банковских услуг, предоставляемых физическим лицам, сложилась непростая ситуация. При этом Сбербанк продолжал активно кредитовать население и развивать розничный банковский бизнес, что позволило Кировскому отделению не только не растерять своих клиентов, но и существенно пополнить их количество.

К сожалению, по итогам 2008 года на фоне нестабильной ситуации на финансовых рынках остаток средств физлиц в Кировском отделении уменьшился на 2,7%, но ажиотажного изъятия клиентами своих сбережений не было. Отток средств в целом по Сбербанку на конец 2008 года составил – 2,9%, в целом по банковской системе около 5-7%, в отдельных банках – 15-20% [31, с. 66].

Это связано, в первую очередь тем, что в Кировском ОСБ № 6991/0207 организация банковского обслуживания пластиковыми картами определена, в первую очередь, стратегией развития ОАО Сбербанк данного сектора розничного банковского бизнеса. Развитие рынка банковских услуг для физических лиц заставило пересмотреть стратегию ведения бизнеса, и внести изменения во все аспекты своей работы.

Во-вторых, в Кировском отделении Поволжского банка создан Отдел банковских карт (карточный центр) – подразделение, ответственное за функционирование карточных и близких к ним высокотехнологичных продуктов в Кировском отделении.

В-третьих, отдел банковских карт Кировского отделения приветствует и стимулирует предложения по совершенствованию обслуживания банковскими картами, которые поступают от отделений и допофисов.

В Кировском ОСБ № 6991/0207 осуществляются следующие направления карточного бизнеса:

1) Международные карты Viza, Eurocard/MasterCard – карты Classic и Gold предназначены для среднего класса и состоятельных клиентов.

2) Международные дебетовые карты Сбербанк–Maestro, Сбербанк–Visa Electron - предназначены для работающих граждан для выплаты заработной платы, а также для пенсионеров и молодежи в части перечисления пенсий, социальных выплат, стипендий.

3) Микропроцессорные карты АС СБЕРКАРТ - для выплаты заработной платы, а также при использовании Интернет-банкинга и в электронной коммерции.

4) Предоставление торговым организациям и предприятиям сферы обслуживания возможности приема в качестве средства расчетов, как международных банковских карт, так и АС СБЕРКАРТ.

Все виды банковских карт Сбербанка России представлены на рисунке 7.

Большая часть всех эмитированных Сбербанком карт - дебетовые. Доля кредитных карт, выпуск которых Сбербанк начал весной 2008 года, на 1 июля составляла 0,6% (или 213,6 тыс. карт).

Первоначально Сбербанк только до конца 2008 года планировал выпустить 300 тыс. карт. Однако из-за начавшегося кризиса выполнить план не удалось (объем эмиссии кредиток на конец 2008 года составил 111 тыс. карт). С учетом такого результата план по выпуску кредитных карт на 2009 год был пересмотрен. К концу 2009 года объем эмиссии кредиток должен был составить 500 тыс. карт, говорилось в ответе Сбербанка на официальный запрос «Ъ», сделанный в начале года.


Рисунок 7. Банковские карты Сбербанка


Сбербанк обладает огромной клиентской базой, причем немалую часть ее составляют граждане, обслуживающиеся в рамках зарплатных проектов. Только снизив требования по доходу потенциального владельца карты, Сбербанк вполне сможет выйти на объем эмиссии кредиток в 500 тыс. штук.

Однако, согласно опубликованным результатам работы банка с пластиковыми картами за шесть месяцев 2009 года, Сбербанк не выполнил план эмиссии кредиток и на треть, выпустив на 1 июля 213,6 тыс. кредиток. Объем эмиссии кредитных карт ближайшего конкурента Сбербанка - ВТБ 24 - в 2,5 раза больше [43].

Первая кредитная карта с официальной символикой XXII Олимпийских зимних игр 2014 г. в Сочи также выпускается Сбербанком. Уникальный дизайн кредитной карты Visa Сбербанка Росси «Сочи 2014» был определен по результатам всероссийского конкурса «Твой дизайн карты Visa Сбербанка России к XXII Олимпийским зимним играм 2014 г. в Сочи» [33].

Сберкарт - внутрибанковская карта Сбербанка России, она может быть использована только в банкоматах и кассовых терминалах банка, а также в торговых точках, где установлены терминалы Сбербанка. На сайте банка с помощью карты может быть установлена возможность оперировать счётом через Интернет. Сберкарт - микропроцессорная карта от Сбербанка. Банкоматы и терминалы сторонних банков и интернет-магазины, за редкими исключениями, не принимают подобные карты.

Международные пластиковые карты используются в международной системе платежей. Наиболее популярные - Visa (Visa Electron, Visa Classic, Visa Gold) и Mastercard (Cirrus, Maestro, Mastercard). В большинстве случаев они являются дебетовыми и, как правило, не позволяют производить электронные платежи через Интернет. Это повышает безопасность их использования. Эти карты - самые дешёвые по стоимости выпуска и обслуживания.

Электронные карты Visa (Золотые, Классические и Электронные) входят в платежную систему Visa Int. Эмиссия осуществляется через ГПЦ (главный процессинговый центр). Карточные продукты на основе платежной системы Visa Int. представлены на рисунке 8.


Рисунок 8. Карточные продукты на основе карт платежной системы Visa Int.


Карты Visa Classic и Mastercard бывают как дебетовые, так и кредитовые, а также позволяют рассчитываться через Интернет. Карты серии Gold - наиболее престижны и подчёркивают солидность его обладателя. Часто используются как элемент имиджа.

Процедура оформления карт представлена в таблице 2.


Таблица 2. Порядок оформления банковских карт в Кировском ОСБ № 6991/0207

Visa Classic

Visa Gold

Сбербанк-Maestro, Сбербанк Visa-Electron

1.

Написание заявления в АС филиале, выдача памятки держателя карты




Выдача условия использования карты

2.

В АС филиале разрешение выпуска

Открытие счета карты в момент написания заявления, приходный ордер – 2 экз.

3.

Выпуск карты – 8 рабочих дней

Выпуск карты – 8 рабочих дней

4.

Открытие счета карты в момент выдачи карты клиенту

Выдача карты клиента, 203 ордер – 2 экз.

5.

Открытие счета, приходный ордер – 2 экз.

Выдача карты, 203 ордер – 1 экз.



Заявление об изменении данных с указанием нового счета клиента

Выдача условия использования карты.




Сообщение о выдачи карты



Тарифы и условия на выпуск и обслуживание банковских карт в Кировском отделении представлены в Приложении 1.

Организация банковского обслуживания пластиковыми картами в Кировском ОСБ № 6991/0207 направлена на упрощение процедуры оформления карт и ускорения информации об их продвижении.

В Кировском ОСБ № 6991/0207 управление организацией банковского обслуживания пластиковыми картами осуществляется по схеме, представленной на рисунке 9.

Благодаря эффективной системе организации обслуживания банковскими картами Кировское отделение № 6991/0207 активно переводит ряд простых и массовых операций, не требующих заполнения каких-либо документов и дополнительной консультации, в режим самообслуживания на банкоматы и платежные терминалы, кроме того, здесь клиент может погасить задолженность по кредитам, оформленным в Сбербанке.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6