рефераты

рефераты

 
 
рефераты рефераты

Меню

Особенности работы банков с проблемными кредитами: российский и зарубежный опыт рефераты

Несомненно, порой реструктуризация носит оздоровляющий характер, благодаря ей на предприятиях разработаны программы выхода из кризиса, что улучшило их финансовое положение. Но во многих случаях, реструктуризировав кредит, банки просто отсрочили время его возврата.


3.2 Взаимодействие банков с коллекторскими компаниями


Collection (от англ. Collect – собирать, взимать, инкассировать) – это профессиональное, технологически отработанное взыскание бесспорной задолженности. Collection направлено на возвращение плохих долгов. Коллекторский бизнес предусматривает не только применение юридических средств (иски, исполнительное производство), но и психологические способы воздействия на должника. При этом коллекторы действуют с соблюдением требований действующего законодательства. Не допускается взыскание долгов с помощью неправомерных действий.

Профессиональные коллекторские агентства появились более 150 лет тому назад в Западной Европе. Расцвет коллекторского бизнеса приходится на 70-е годы ХХ века. Это объясняется возросшей потребностью в таких структурах с ростом кредитной деятельности – ипотеки, выдачи кредитных пластиковых карт и т.д. Внутренние службы по сбору просроченной задолженности (in house debt agencies) американских и европейских банков работали с должниками в течение 60-120 дней, а затем, все неполученные долги передавались коллекторским агентствам.

Коллекторские агентства активно развивались, их число стремительно росло. Если в 70-х годах один банк работал с 3-5 агентствами, то в 80-х годах их было 25-30. В 90-х годах коллекторские агентства стали объединяться и банки также перешли на работу с 4-6 фирмами одновременно. Наряду с этим, при просрочке по кредиту до 180 дней, финансово-кредитные структуры стали работать с должниками сами.

Первые коллекторские агентства появились в США. Сегодня в стране действуют 6500 подобных структур. Отработана устойчивая процедура работы банков с проблемными кредитами. В первый месяц возникновения неплатежа банк действует самостоятельно, звонит задолжнику и просит погасить долг. Если должник быстро откликается на напоминание, то кредитная линия может быть возобновлена. На 30-й день задолженности кредит признается проблемным, на эту сумму начисляют повышенные проценты, штрафы, пени. Если задолжник кредит погасит, то он может быть возобновлен, но это происходит только примерно в 30 процентах случаев.

90-й день - это последний день, когда банки работают по проблемному кредиту. На 91-й день разбираться поручается независимому коллекторскому агентству, а сам кредит блокируется. И если даже заемщик погасит свой долг, кредитный продукт все равно уже не возобновляется.

На 210-й день долга информация о должнике уже поступает из коллекторского агентства в кредитное бюро. И там заводится на него дело.

В США плата за услуги коллекторских фирм зависит от того, на какой стадии они подключаются к работе с "плохим" кредитом. На ранних этапах досудебных решений агентства берут 20-25 процентов от суммы взимаемого долга, на более поздних, "запущенных" стадиях - 45-50 процентов. Такая разница возникает потому, что несмотря на наличие судебного решения самое главное в работе коллекторского агентства - это не получить постановление суда, а вместе с институтом судебных приставов добиться его исполнения.[7]

В США сегодня самый большой и насыщенный рынок коллекторских услуг. Здесь работают свыше 6300 коллекторских агентств. В Великобритании таких служб значительно меньше – 450-500 компаний. В этих странах коллекторские агентства и компании занимаются возвратом просроченной задолженности населения. На рынке коллекторских услуг в США и Великобритании работают также юридические фирмы, для которых взыскание долгов является дополнительным видом деятельности.

Сегодня в Европе услугами коллекторских агентств пользуется большое число компаний, представляющих почти все отрасли экономики. Например, услуга по управлению дебиторской задолженностью стала столь же естественной, как страхование и лизинг. В Европе создана законодательная база, а практика деятельности коллекторских компаний доказала свою эффективность.

Поэтому за рубежом коллекторские услуги имеют стабильный спрос, а многие компании - долгосрочный опыт сотрудничества с коллекторами. Каждый европейский банк работает с коллекторскими компаниями. В России список таких компаний намного меньше, в основном это банки и другие кредитные организации, страховые, телекоммуникационные, торговые компании и сектор ЖКХ, и отношения все больше развиваются стихийно.

История развития российского рынка коллекторских услуг насчитывает всего лишь около 5 лет, и отношения между банками и коллекторскими компаниями только начинают приобретать определенные черты; формируются единые условия проведения сделок. Коллекторы в России в основном работают с просроченной задолженностью 360 дней и выше. Это - главное отличие в работе российских и иностранных коллекторских компаний, т.е. срок, а также и качество передаваемых на обслуживание портфелей. Соответственно, приходится применять иные методы сбора просроченной задолженности. Важно отметить и недостаточно, с точки зрения законодательства, проработанную схему мер в случае неуплаты долгов и низкую финансовую грамотность населения России.

Число коллекторских агентств в России достигает 1000, но по утверждениям участников рынка, именно на ведущую десятку агентств приходится около 90% всего объема коллекторской деятельности. Первые профессиональные агентства появились в нашей стране в 2003-2006 гг., когда особенно бурно началось кредитование физических лиц.

Российский сollection был создан топ-менеджерами крупнейших российских банков для решения вопросов проблемной задолженности. Это давало возможность списывать на балансы коллекторских агентств портфели проблемных долгов. Поначалу такие коллекторские агентства работали только с долгами своих банков. Затем увеличение спроса на услуги коллекторов значительно расширило сферу их деятельности.

В настоящее время существует уже достаточно количество коллекторских агентств для того, чтобы образовались две отраслевых ассоциации. Крупные агентства, как правило, вступают в Национальную Ассоциацию Профессиональных Коллекторских Агентств (НАПКА), которая в свою очередь является членом международной Федерации Национальных Коллекторских Ассоциаций. Однако в большинстве случаев создается впечатление, что коллекторские агентства связаны с отдельными банками, и их главной целью является списание проблемных кредитов с баланса дружеских кредитных организаций.

Независимых коллекторских агентств меньше. Работают они, в основном, в розничном секторе, занимаясь проблемными кредитами, выданными банками, а также просроченными дебиторскими задолженностями, передаваемыми операторами сотовой связи.

Российский collection отличается от подобных зарубежных организаций тем, что его деятельность не регулируется специальными законодательными актами. В США в 1978 г. был принят нормативный акт Fair Debt Collection Practices Act (FDCPA) («О добросовестной практике взимания долгов»). Этот закон признает неправомерным использование угроз нанесения физического вреда должнику, его близким или имуществу, угроз испортить репутацию, употребление оскорблений и непристойных выражений при разговорах с должником, использование постоянно повторяющихся телефонных звонков, имеющих целью надоесть должнику и заставить его заплатить.

Также на примере американского опыта можно отметить такой важный аспект организации коллекторской деятельности как формирование стандартного механизма взыскания и взаимодействия с другими институтами и организациями, обеспечивающими функционирование кредитной системы. Механизм управления долгом охватывает четко ограниченные во времени этапы от работы собственных служб банка до передачи сведений о недобросовестных заемщиках в кредитные бюро.

В России коллекторские организации и службы руководствуются положениями Гражданского и Административного кодексов, а также кодексами корпоративной этики Ассоциации коллекторских агентств. Хотя и ведется работа по созданию кодексов и стандартов, которые были бы применимы ко всем коллекторским агентствам, общенациональные стандарты в настоящее время отсутствуют.

Условно коллекторская деятельность разделяется на два типа – классическая и диверсифицированная. Классический collection связан со сбором однотипной задолженности физических лиц. Диверсифицированный collection включает работу с различными видами задолженности физических и юридических лиц. Это наиболее распространенный вид деятельности, поскольку в период финансового кризиса, банки испытывают трудности с возвратом кредитов, как физических, так и юридических лиц. Диверсифицированный collection также предоставляет услуги юридического сопровождения дел и защиту интересов клиентов в суде.

Деятельность коллекторов состоит из трех основных стадий работы с должниками: soft collection, hard collection и legal collection.

Стадия soft collection состоит из первичного общения с должником с помощью технических средств (телефона). В рамках стадии soft collection с должником ведутся разъяснительные беседы об ответственности за уклонение от уплаты долгов, а также о тех экономических мерах, которые могут быть приняты к нему в случае невозвращения долга (пеня, штрафы и пр.). Должник также получает консультацию о способах возобновления обслуживания долга и возможности реструктуризации долга.

Стадия hard collection предусматривает личное общение с должником. На встрече с заемщиком коллекторы рекомендуют реструктурировать долг и вручают список кредитных организаций, имеющих возможность предоставления кредитных средств. Нard collection – это более настойчивый подход в работе с должниками, при котором должнику даются все рекомендации по устранению долга.

Legal collection – принудительное взыскание долгов посредством использования соответствующих государственных служб. К третьей стадии legal collection коллекторы переходят в том случае, если при использовании в работе с должником первых двух стадий не получен положительный результат. На стадии legal collection прямое общение с должником не предусмотрено.

Во всем мире, в т.ч. и в России, коллекторские агентства работают по агентской и цессионной схеме. При агентской схеме коллектор сотрудничает с банком на комиссионной основе. Работа коллектора начинается после получения в разработку портфеля проблемных долгов. После проработки заявки коллектор возвращает портфель банку и получает процент (комиссию) от суммы возвращенных плохих долгов. Некоторые российские банки передают один и тот же портфель проблемных долгов разным коллекторским агентствам – проводят первичное и вторичное размещение.

Размер денежного вознаграждения коллектора зависит от многих условий – объема портфеля проблемных долгов, его возраста, частоты размещения в коллекторских агентствах. В докризисный период сумма агентского вознаграждения составляла до 25% от возвращенной суммы просроченной задолженности. При этом выполнялось условие, что возраст кредитного портфеля не превышает 120 дней. В случае возврата долгов со сроками просрочки от 270 дней, вознаграждение могло составлять до 50% от суммы возвращенных долгов. Кризис плохих долгов привел к повышению процентной ставки выплаты вознаграждений. Сегодня рост уровня вознаграждений идет медленными темпами, поскольку агентская схема менее популярная, чем цессионная схема сотрудничества.

При использовании цессионной схемы банк продает портфель плохих долгов коллекторскому агентству. До кризиса такие кредитные портфели содержали долги с просрочкой возврата свыше 270 дней. Сегодня продаются портфели со сроками задолженности от 180 дней. При цессионной схеме при выкупе портфелей плохих долгов предусмотрены дисконты. До кризиса размеры дисконта по сравнению с номинальной стоимостью кредитов составлял 50-70%. В то время такие сделки были единичными. Сегодня дисконты составляют 93-95%. Такие же размеры дисконтов существуют в странах Европы. Там долги с просроченной задолженностью свыше 120 дней выкупаются по 5-7% от номинала. В США сделки проводятся со ставками повыше – 10% от номинала.

До кризиса наибольшую прибыль за короткое время получали дочерние коллекторские структуры банков и компаний, а также агентства, работа которых построена с участием зарубежного капитала. Это объясняется значительной экономией за счет дублирования функций персоналом банков, а также возможностью использования дешевых заемных ресурсов. 30-50% возвращенных плохих долгов считалось хорошим показателем работы коллекторского агентства. Разумный подход к ведению коллекторского бизнеса позволял окупить расходы агентства в течение 3-9 месяцев.

Ситуация кризиса привела к признанию коллекторских агентств теми банками, которые раньше полностью игнорировали важную роль коллекторов в возвращении плохих долгов. Но вместе с тем, в кризис возросли риски коллекторов. Среди них: покупка неоправданно дорогих портфелей плохих долгов, потеря репутации. Эти риски связаны со снижением или полным исчезновением маржи, а также появлением условий, при которых коллекторские агентства теряют благосклонность людей, государственных структур и организаций, которые зачастую оказываются на стороне должников.

Безусловно, финансовый кризис оказал свое влияние на рынок взыскания просроченной задолженности. По данным НАПКА, начиная с сентября 2008 года банки направили коллекторским агентствам в 3 раза больше портфелей просроченных долгов на оценку по сравнению с летними месяцами. Раннее в таком количестве подобные предложения от банков агентства получали раз в квартал. Кроме того, сейчас к услугам коллекторов стали обращаться даже те банки, которые ранее не работали с коллекторскими компаниями.

Сбербанк начинает передавать проблемных заемщиков коллекторским агентствам — он уже разработал соответствующий регламент, по которому все территориальные банки Сбербанка могут самостоятельно принимать решения о передаче коллекторам в работу долгов по агентским схемам. До сих пор Сбербанк не взаимодействовал с коллекторами, предпочитая работать с проблемными долгами самостоятельно.

Сбербанк — не единственный госбанк, решившийся на сотрудничество с коллекторами. ВТБ 24 уже давно работает с агентствами, это позволяет возвращать 13-15% от передаваемого коллекторам объема просроченной задолженности. Другие квазигосударственные банки — Россельхозбанк, Банк Москвы, Газпромбанк — с коллекторами не работают.[8]

 Увеличение объема передаваемых портфелей на аутсорсинг в работу коллекторам можно проследить на примере коллекторского агентства ООО «ЭтАП» с одним из главных его партнеров ООО «Хоум Кредит энд Финанс Бак».


Рис.7. Объем просроченной задолженности


Объем просроченной задолженности, предаваемой в работу коллекторам в кризисный период увеличивается, но снижение платежеспособности напрямую повлияло на собираемость долгов. Начиная с мая текущего года, прослеживается постепенное уменьшение передаваемой просрочки в работу агентства и это закономерность, возможно, связана с тем, что в сер. 2009 года был снижен объем выданных кредитов. Также наблюдается увеличение эффективности взыскания по работе с портфелем, а заемщики все меньше называют причину не оплаты по кредиту кризис.

Сегодня банки стремятся не передавать в управление коллекторским агентствам проблемные активы, а продавать портфели плохих долгов. Если до кризиса доля агентских сделок от общего числа трансакций между банками и коллекторами составляла 70-80%, то сейчас она снизилась до 30%.

Объемы потребительской задолженности в США уменьшаются — так, в июле нынешнего года этот показатель снизился на 1,8%. Но на американцах все еще «висят» невыплаченные 2,42 трлн долларов потребительских кредитов (и это не включая ипотечные займы). Таким образом, на каждого жителя США старше 18 лет приходится 10 413 долларов долга.

Зачастую покупка кредитного портфеля с проблемной задолженностью для коллекторского агентства оборачивается убытками, поскольку взыскать долги бывает невозможно по ряду причин: отсутствие должника, истечение срока исковой давности, потеря банком документов и пр.

При покупке портфеля кредитных плохих долгов коллекторские агентства получают вместе с покупкой имиджевые издержки. Такие риски носят эмоциональный характер. В результате сделки коллекторы ощущают на себе результаты необъективного восприятия обществом, как людей, преследующих должников. Сами же должники в глазах многих граждан становятся жертвами коллекторских агентств.

Вообще коллекторские компании работают как по договорам аутсорсинга, так и по договорам цессии. Договор цессии предполагает полную уступку Ваших прав требования на дебиторскую задолженность коллекторской компании, которой Вы «продаете» долги третьих лиц. А по договору аутсорсинга Вы, на время, «передаете» функции по взысканию долга с Ваших должников на определенный срок коллекторской компании, которую уполномочиваете осуществлять действия по взысканию задолженности.

В действующем Российском законодательстве понятие «аутсорсинг» не закреплено, в связи с этим предмет подобных правоотношений регулируется несколькими видами гражданско-правовых договоров, сходных по регулированию похожих обязательств. Например, подряда, комиссии, поручения, или договор возмездного оказания услуг. Но формы этих традиционных договоров не позволяют учесть все особенности такого вида услуг, как взыскание долгов. Как вариант, возможно составление смешанного договора на оказание услуг по взысканию задолженности, включающего в себя элементы разных типов договоров. Либо заключить несколько взаимосвязанных видов договоров с одним и тем же партнером. Но лучший вариант, - оформление обязательств в форме агентского договора. Его конструкция позволяет регулировать отношения, в которых агентство, в интересах своего партнера (Принципала), совершает как юридические, так и действия фактического порядка, не создающие правоотношений принципала с третьими лицами. Проще говоря, такой договор лучше всего подходит для оформления отношений, представляющих собой передачу Заемщиком функций, а с ними и права по истребованию долга своему партнеру – коллекторской компании, то есть дающих Вам возможность полностью переложить функцию по взысканию долга на плечи коллекторов.

В зависимости от особенностей соглашения между сторонами, агентский договор может принимать сходные черты с договором комиссии – если компания действует от своего имени, или с договором поручения – если компания действуют от имени принципала. Коллекторы, как правило, действуют от имени принципала. Разумеется, эти правила применяются, при условии, что они не противоречат гл. 52 ГК РФ.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9