Организация наличных и безналичных расчетов коммерческих банков
Денежные чеки
являются бланками строгой отчетности и выдаются клиенту в виде чековых книжек.
Каждая выдача чековой книжки регистрируется операционным работником банка в
регистрационной карточке клиента с указанием даты выдачи и номеров чеков с
первого до последнего. Заполненный денежный чек клиент предъявляет
операционному работнику. Тот проверяет правильность заполнения чека и сверяет
соответствие печати и подписей должностных лиц предприятия с образцами. В
бланке чека должны быть указаны сумма, дата выписки чека, наименование
получателя, счет, с которого снимаются деньги, и подпись чекодателя. Сумма
прописью пишется без абзаца с заглавной буквы. Свободные строки прочеркиваются,
а на оборотной стороне денежного чека клиент обязан указать, для какой цели
берутся деньги. Сведения о назначении платежа на обороте денежных чеков также
заверяются подписями чекодателя.
Проверив
правильность заполнения чека, операционный работник записывает сумму чека в
кассовый журнал по расходу, отрезает от чека контрольную марку и передает ее
получателю денег для предъявления в кассу, а сам чек передает в расходную
кассу.
Получив
денежный чек, кассир проверяет правильность его заполнения.
Совершение
операций, при которых клиент, не внося денег, предъявляет одновременно чек и
объявление на взнос наличными, не допускается.
Клиент имеет
право по своему желанию пересчитать в банке полученные деньги полистно.
Доставка денег в помещение для их пересчета клиентами и пересчет осуществляются
в присутствии одного из работников кассового подразделения банка. Снятие денег
со счета клиента производится в день получения их в кассе банка.
Работа банка
с денежной наличностью по обслуживанию клиентов — физических лиц, а также
сотрудников самого банка производится по приходным и расходным кассовым
ордерам. Приходный кассовый ордер используется, прежде всего, для приема
наличных денег от населения, а также для внутренних операций самого банка,
связанных с возвратом неизрасходованных денег, выданных под отчет работникам
банка, погашением ими банковских ссуд и др.
Выдача денег
по расходным кассовым ордерам используется при погашении ценных бумаг банка,
выдаче вкладов гражданам, выдаче под отчет работникам банка командировочных,
при оплате представительских расходов. [14], c. 162-164
Действующая
нормативно-правовая база предусматривает проведение банками систематических
проверок соблюдения предприятиями кассовой дисциплины и условий работы с
денежной наличностью.
Периодичность
и круг предприятий, подлежащих проверке, определяются руководителем банка с
учетом объема их налично-денежного оборота, выполнения требований порядка
ведения кассовых операций, а также информации налоговых органов о фактах
нарушения предприятиями условий работы с денежной наличностью. Период, за
который банк рассматривает состояние кассовой дисциплины предприятия, должен
быть не менее трех месяцев. Проверяющий должен иметь документ на право
осуществления проверки, подписанный руководителем банка, а также заранее должен
поставить в известность руководителя предприятия и главного бухгалтера о
предстоящей проверке.
До начала
проверки работник банка выбирает данные о произведенных предприятием в
контролируемом периоде операциях по поступлениям и выдачам денег из кассы банка
и их целевому назначению, лимите остатка денег в кассе, порядке и сроках сдачи
выручки, знакомится с уставом предприятия, договором банковского счета,
разрешением банка о праве расходования предприятием постоянной денежной
выручки, справкой о результатах предыдущей проверки кассовых операций и другими
документами.
В ходе
проверки соблюдения порядка ведения кассовых операций на предприятии
рассматриваются:
1. Ведение
кассовой книги и других кассовых документов. При этом рассматривается
соблюдение установленного порядка оформления операций по приему и выдаче
наличных денег из кассы предприятия, ведение форм первичной учетной
документации по кассовым операциям, составление ежедневного отчета кассира по
произведенным кассовым операциям в соответствии с приходно-расходными
документами, расчетно-платежными ведомостями.
2. Полнота
оприходования денежной наличности, полученной в банке. Соответствие записей в
кассовой книге данным банка (по суммам, полученным из банка). В случае
расхождения между данными банка и записями в кассовой книге выясняются причины
этих расхождений. Фактическое наличие денег в кассе предприятия представителем
банка не проверяется. Однако если остаток кассы по кассовой книге складывается
в крупных размерах, длительное время не снижается и значительно превышает
ежедневные поступления и выдачи, проверяющий вправе потребовать от руководителя
предприятия назначения ревизии кассы.
3. Полнота
сдачи денег в кассу учреждения банка. Проверяется своевременность возврата в
учреждение банка не выплаченных в срок средств на заработную плату, выплаты
социального характера и других денежных средств. Сверяются суммы и даты сдачи
наличных денег в банк поданным проверяющего с записями в кассовой книге. При
наличии расхождений между данными учреждения банка и записями в кассовой книге
выясняются причины такого расхождения.
4.
Расходование наличных денег из кассовой выручки предприятия на согласованные с
банком цели, наличие решения банка о праве на такое использование наличных
денег.
5.
Осуществление расчетов наличными деньгами между юридическими лицами. При
этом проверяется соблюдение предприятием предельных сумм налично-денежных
расчетов. Основанием для определения суммы расходования предприятием наличных
денег и подтверждением этих расходов являются: договор, копия товарного чека,
счет, отчеты подотчетных лиц о расходовании полученных наличных денег. При этом
переоформление ранее выданных подотчетных сумм в новый аванс может
рассматриваться как сокрытие превышения лимита остатка кассы.
6. Соблюдение
на каждый день проверяемого периода установленного банком лимита остатка кассы,
сроков и порядка сдачи денежной выручки, своевременность возврата в банк не
выплаченных в срок средств на оплату труда и социально-трудовых льгот. При
выявлении нарушений выясняется, когда, в какой сумме, и по какой причине имело
место превышение лимита кассы. В случае неоднократного превышения предприятием
установленного лимита остатка кассы рассчитывается средняя величина
сверхлимитной кассовой наличности.
7. Целевое
использование наличных денег, полученных в банке в соответствии с целями,
указанными в чеках, а также при необходимости другие вопросы, относящиеся к
порядку ведения кассовых операций.
Результаты
проверки оформляются справкой о кассовых операциях в трех экземплярах. Справка
подписывается руководителем, главным бухгалтером предприятия и представителем
банка, а затем в трехдневный срок рассматривается руководителем банка с
решением о принятии мер по результатам проверки.
В случае
установления фактов нарушения предприятием условий работы с денежной
наличностью, расчетов наличными деньгами с юридическими лицами сверх предельной
нормы, неоприходования в кассу денежной наличности, накопления в кассе
сверхлимитных остатков банк направляет в налоговый орган по месту учета
налогоплательщика представления с приложением первого экземпляра справки для
принятия мер финансовой и административной ответственности.
По полученным
от банка представлениям налоговые инспекции рассматривают дела об
административных правонарушениях и наложении штрафов на виновных в соответствии
с п. 9 указа Президента Российской Федерации от 23.05.94 г. N1006 "Об
осуществлении комплексных мер по своевременному и полному внесению в бюджет
налогов и иных обязательных, платежей". На руководителей предприятий,
учреждений и организаций, допустивших нарушения, налагаются административные
штрафы в пятидесятикратном установленном законодательством Российской Федерации
размере минимальной месячной оплаты труда. Суммы взысканных штрафов зачисляются
в Федеральный бюджет. [14], c. 166-171
2.
Организация проведения безналичных расчетов
2.1Сущность и принципы организации
безналичных расчетов
Все расчетные
отношения в Российской Федерации построены на общих принципах, совершаются по
единым правилам, которые устанавливаются законодательством Российской Федерации
и нормативными актами Банка России.
Первый
принцип - списание денежных средств со счета клиента производится на основании
распоряжения клиента. Без распоряжения клиента списание денежных средств,
находящихся на счете, допускается лишь по решению суда, а также в случаях,
установленных законом или предусмотренных договором между банком и клиентом.
Второй
принцип - свобода выбора субъектами рынка форм безналичных расчетов и
закрепления их в хозяйственных договорах при невмешательстве банка в договорные
отношения. Этот принцип направлен на утверждение экономической самостоятельности
всех субъектов рынка, на организацию договорных и расчетных отношений и на
повышение их материальной ответственности за результативность этих отношений.
Банку отводится лишь роль посредника в платежах.
Третий
принцип - срочность платежа. Он означает, все расчеты должны осуществляться,
строго исходя из сроков, предусмотренных в хозяйственных, кредитных, страховых
договорах, трудовых соглашениях и т.д. Экономический смысл этого принципа
заключается в том, что получатель денежных средств заинтересован не в
зачислении их на свой счет вообще, т.е. когда бы то ни было, а именно в заранее
оговоренный, твердофиксированный срок. Принцип срочности платежа имеет важное
практическое значение, так как предприятия и другие субъекты рыночных
отношений, располагая информацией о степени срочности платежей, могут более
рационально построить свой денежный оборот, определить потребность в заемных
средствах и управлять ликвидностью своего баланса.
Четвертый
принцип – обеспеченность платежа. Платеж должен быть обеспечен настоящими или
будущими поступлениями средств на счет плательщика или наличием у него права на
получение кредита. Принцип обеспеченности платежей создает гарантию платежа,
укрепляет платежную дисциплину в хозяйстве, а, следовательно, платежеспособность
и кредитоспособность всех участников расчетов.
Все принципы
расчетов тесно связаны и взаимообусловлены. Нарушение одного из них приводит к
нарушению других принципов. [12], c. 349-350
Расчеты между
юридическими лицами, а также расчеты с участием граждан, связанные с
осуществлением ими предпринимательской деятельности, производятся в безналичном
порядке. Расчеты между этими лицами могут производиться также наличными
деньгами, если иное не предусмотрено законом. [11], c. 174
При
осуществлении безналичных расчетов допускаются следующие формы расчетов:
·
платежные
поручения;
·
чеки;
·
аккредитивы;
·
платежные
требования;
·
инкассовые
поручения;
·
расчеты
с использованием пластиковых карт.
Предприятия
могут выбирать любую из установленных форм расчетов, исходя из собственных
интересов. Банк не вправе препятствовать осуществлению расчетов по формам,
предусмотренным в договоре контрагентов и вмешиваться в договорные отношения
клиентов. Взаимные претензии по расчетам между плательщиком и получателем средств,
кроме возникших по вине банков, решаются в установленном законодательном
порядке без участия банков. Платежи производятся только при наличии на счетах
плательщиков собственных средств, если иное не оговорено в договоре между
банком и владельцем счета.
Расчетный
документ представляет собой оформленное в виде документа на бумажном носителе
или в установленных случаях в виде электронного платежного документа:
·
распоряжение
плательщика о списании денежных средств со своего счета и их перечислении на
счет получателя средств;
·
распоряжение
получателя средств на списание денежных средств со счета плательщика и их
перечисление на счет, указанный получателем средств.
Расчетные
документы должны содержать реквизиты в соответствии с Положением Центрального
банка РФ "О безналичных расчетах в Российской Федерации" N2-П от
03.10.2002г.
Расчетные
документы принимаются банками к исполнению при наличии на первом экземпляре
двух подписей лиц, имеющих право подписывать расчетные документы, заявленных в
карточке с образцами подписей и оттиска печати.
Все
безналичные расчеты производятся в порядке очередности списания денежных
средств.
Очередность
списания денежных средств со счета регулируется ст. 855 ГК РФ. При наличии на
счете клиента денежных средств, достаточных для удовлетворения всех требований,
предъявленных к счету, их списание производится в порядке календарной
очередности поступления документа.
При
недостаточности средств на счете для удовлетворения всех предъявленных к нему
требований, списание денежных средств осуществляется в следующей очередности:
- в первую
очередь осуществляется списание по исполнительным документам, предусматривающим
перечисление или выдачу денежных средств со счета для удовлетворения требований
о возмещении вреда, причиненного жизни и здоровью, а также требований о
взыскании алиментов;
- во вторую
очередь производится списание по исполнительным документам, предусматривающим
перечисление или выдачу денежных средств для расчетов по выплате выходных
пособий и оплате труда лицам, работающим по трудовому договору, в том числе по
контракту, по выплате вознаграждений по авторскому праву;
- третья
очередь фактически не применяется в соответствии с постановление КС РФ от
23.12.1997г. N21-П;
- в четвертую
очередь производится списание по платежным документам, предусматривающим
платежи в бюджет и государственные социальные внебюджетные фонды, уплачиваемые
в составе единого социального налога, в Государственный фонд занятости
населения Российской Федерации и в Фонд социального страхования Российской
Федерации;
Расчетные
документы на списание сумм недоимок, пени и других финансовых санкций,
поступающих в доходы бюджетов всех уровней и в государственные социальные
внебюджетные фонды, следует исполнять в очередности, установленной для
основного платежа.
Перечисление
денежных средств на банковские счета профсоюзов со счетов юридических лиц
производится одновременно с получением средств на заработную плату на основании
платежных поручений организаций;
В целях
обеспечения получения денежных средств на оплату труда работающим при
отсутствии средств на счете предприятия, клиентом, в день получения
предприятием средств на заработную плату, представляется заявление в
произвольной форме с указанием периода, за который производится выплата
заработной платы. Указанное заявление помещается в картотеку для оплаты в
установленной законодательством очередности. При поступлении на счет средств,
клиент предъявляет к оплате денежный чек и в случае необходимости расчетные
документы на уплату платежей в бюджет и государственные внебюджетные фонды.
Банк не вправе выдавать своему клиенту – налогоплательщику средств на оплату
труда, если последний не представил платежных поручений на перечисление налога
и обязательных платежей в государственные внебюджетные фонды, уплачиваемые в
составе единого социального налога.
Учитывая, что
форма документа, помещенного в картотеку, не влияет на порядок исполнения
расчетных документов из картотеки, помещение заявления в картотеку неоплаченных
расчетных документов позволит получать денежные средства по чеку в очередности,
установленной законодательством.
- в пятую
очередь производится списание по исполнительным документам, предусматривающим
удовлетворение других денежных требований (списание производится по
исполнительным документам, предусматривающим удовлетворение требований, не
относящихся к 1-й и 2-й группам очередности);
К таким
документам относятся исполнительные документы по взысканию денежных средств
вследствие нарушения договорных обязательств.
- в шестую
очередь производится списание по другим платежным документам в порядке
календарной очередности.
К данной
группе очередности относятся платежи по хозяйственной деятельности клиента (за
электроэнергию, тепловую энергию, газ, услуги водоснабжения и др.)
Платежи в
возмещение вреда здоровью и жизни, связанные с производственным травматизмом,
выплачиваемые организацией добровольно, без исполнительного листа, производятся
в шестую очередность.
Списание
средств со счета по требованиям, относящимся к одной очередности, производится
в порядке календарной очередности поступления документов.
Списание
средств со счета по требованиям, относящимся к определенной группе, исполняются
после полного удовлетворения требований, находящихся в группах, имеющих более
высокий приоритет очередности.
При наличии у
клиента нескольких счетов установленная очередность списания денежных средств
применяется по каждому счету. [12], c.355-362
2.2Формы проведения безналичных расчетов
Платежным
поручением является распоряжение владельца счета обслуживающему его банку,
оформленное расчетным документом, перевести определенную денежную сумму на счет
получателя средств, открытый в этом или другом банке.
Платежным
поручением могут производиться:
·
перечисления
денежных средств за поставленные товары, выполненные работы, оказанные услуги;
·
перечисления
денежных средств в бюджет всех уровней и во внебюджетные фонды;
Страницы: 1, 2, 3
|