Организационная структура Банка России
9.
ГУ Банка России
по брянской области;
10.
НБ республики
Бурятия Банка России;
11.
ГУ Банка России
по владимирской области;
12.
ГУ Банка России
по волгоградской области;
13.
ГУ Банка России
по вологодской области;
14.
ГУ Банка России
по воронежской области;
15.
НБ республики
Дагестан Банка России;
16.
ГУ Банка России
по еврейской автономной области;
17.
ГУ Банка России
по забайкальскому краю;
18.
ГУ Банка России
по ивановской области;
19.
ГУ Банка России
по республике Ингушетия;
20.
ГУ Банка России
по иркутской области;
21.
НБ кабардино-балкарской
республики Банка России;
22.
ГУ Банка России
по калининградской области;
23.
НБ республики
Калмыкия Банка России;
24.
ГУ Банка России
по калужской области;
25.
ГУ Банка России
по камчатскому краю;
26.
НБ
карачаево-черкесской республики Банка России;
27.
НБ республики
Карелия Банка России;
28.
ГУ Банка России
по кемеровской области;
29.
ГУ Банка России
по кировской области;
30.
НБ республики
коми Банка России;
31.
ГУ Банка России
по костромской области;
32.
ГУ Банка России
по краснодарскому краю;
33.
ГУ Банка России
по красноярскому краю;
34.
ГУ Банка России
по курганской области;
35.
ГУ Банка России
по курской области;
36.
ГУ Банка России
по ленинградской области;
37.
ГУ Банка России
по липецкой области;
38.
ГУ Банка России
по магаданской области;
39.
НБ республики
Марий Эл Банка России;
40.
НБ республики
Мордовия Банка России;
41.
МГТУ Банка
России;
42.
ГУ Банка России
по мурманской области;
43.
ГУ Банка России
по нижегородской области;
44.
ГУ Банка России
по новгородской области;
45.
ГУ Банка России
по новосибирской области;
46.
ГУ Банка России
по омской области;
47.
ГУ Банка России
по оренбургской области;
48.
ГУ Банка России
по орловской области;
49.
ГУ Банка России
по пензенской области;
50.
ГУ Банка России
по пермскому краю;
51.
ГУ Банка России
по приморскому краю;
52.
ГУ Банка России
по псковской области;
53.
ГУ Банка России
по ростовской области;
54.
ГУ Банка России
по рязанской области;
55.
ГУ Банка России
по самарской области;
56.
ГУ Банка России
по г. Санкт-Петербургу;
57.
ГУ Банка России
по саратовской области;
58.
НБ республики
Саха (Якутия) Банка России;
59.
ГУ Банка России
по сахалинской области;
60.
ГУ Банка России
по свердловской области;
61.
НБ РСО-Алания
Банка России;
62.
ГУ Банка России
по смоленской области;
63.
ГУ Банка России
по ставропольскому краю;
64.
ГУ Банка России
по тамбовской области;
65.
НБ республики
Татарстан Банка России;
66.
ГУ Банка России
по тверской области;
67.
ГУ Банка России
по томской области;
68.
НБ республики
Тыва Банка России;
69.
ГУ Банка России
по тульской области;
70.
ГУ Банка России
по тюменской области;
71.
НБ удмуртской
республики Банка России;
72.
ГУ Банка России
по ульяновской области;
73.
ГУ Банка России
по хабаровскому краю;
74.
НБ республики
Хакасия Банка России;
75.
ГУ Банка России
по челябинской области;
76.
НБ чеченской
республики Банка России;
77.
НБ чувашской
республики Банка России;
78.
ГУ Банка России
по чукотскому автономному округу;
79.
ГУ Банка России
по ярославской области. [21]
Общая численность персонала
территориальных учреждений Банка России составляет на данный момент около 25000
человек (35,39% от общей численности служащих Банка России). [5, C. 127]
Отношения ГУ и НБ с
коммерческими банками, предприятиями и организациями строятся на базе
договоров, заключенных ими от лица Банка России, в связи с чем ответственность
по данным договорам несет его центральный аппарат.
Главной задачей ГУ и НБ
является обеспечение единства федеральной политики в области денежно-кредитных
отношений, надзора за деятельностью коммерческих банков. Территориальные
учреждения осуществляют сбор информации о банках на подведомственной
территории, проводят ее первичную обработку в рамках своих полномочий, а затем
отсылают ее в департаменты центрального аппарата. В свою очередь, работники
центрального аппарата систематизируют сведения, поступающие из регионов, и
анализируют их. На основе такого анализа могут составляться прогнозы развития
экономики отдельных регионов и страны в целом. Целесообразность создания и
функционирования территориальных учреждений Банка России обусловлена не только
тем, что они являются центрами аккумуляции и обработки информации о финансовом
положении в коммерческих банках, но и тем, что это позволяет обеспечить
взаимоконтроль работы всех подразделений Банка России. [12, C. 42]
Расчетно-кассовые центры
являются структурными подразделениями территориальных учреждений ЦБ РФ. Они
создаются при территориальных учреждениях ЦБ РФ с разрешения Банка России на
основании приказа начальника территориального учреждения.
Организованные по региональному принципу РКЦ включают:
1) Головной расчетно-кассовый центр;
2) Межрайонный расчетно-кассовый центр;
3) Районный расчетно-кассовый центр.
Каждый РКЦ имеет:
а) Наименование, включающее названия того населенного пункта,
где он территориально функционирует, и соответствующего территориального
управления, в состав которого он входит;
б) Идентификационный код (номер по МФО);
в) Печать со своим наименованием
и изображением Государственного герба Российской Федерации, а также штампы,
используемые для выполнения возложенных на него полномочий.
РКЦ выполняет следующие возложенные на него функции:
-
Обеспечивает
межбанковские и внутрибанковские расчеты кредитных учреждений, расположенных на
территории его обслуживания;
-
Проверяет
реализацию коммерческими банками требований обязательного резервирования,
достоверность расчетов, своевременность и полноту проведенных перечислений;
-
Участвует в
предоставлении коммерческим банкам кредитов Банка России (в порядке
передоверия);
-
Во взаимодействии
со специализированными службами доставки обеспечивает централизованное
экспедирование почтовых расчетно-денежных документов на внутрирегиональном и
межрегиональном уровнях и др. [20, C. 118]
Головные РКЦ производят,
кроме вышеназванных названных, некоторые дополнительные операции, например,
проводят расчеты по итогам операций на организованном рынке ценных бумаг.
Таким образом, РКЦ
организуют расчетное, кредитное, кассовое и валютное пространство России и
являются проводниками денежно-кредитной политики Правительства РФ и
Центрального банка РФ. Для реализации возложенных на них функций
расчетно-кассовые центры открывают коммерческим банкам корреспондентские счета
и осуществляют постоянное наблюдение за движением средств на этих счетах.
Анализируя обороты и остатки денежных средств на корреспондентских счетах
коммерческих банков, расчетно-кассовые центры получают необходимую информацию о
состоянии текущей ликвидности коммерческих банков.
В Банке России с 2003
года проводится программа оптимизации расчетной сети. В рамках этой программы в
2009 году было ликвидировано 2 расчетно-кассовых центра. Общее количество РКЦ по
сравнению с 2003 годом сократилось почти вдвое и на конец 2009 года составляло
546 учреждений. [5, C. 127]
Полевые учреждения Банка
России предназначены для банковского обслуживания воинских частей, учреждений и
организаций Министерства обороны РФ и иных органов безопасности.
Полевые учреждения стоят
особняком в организационной структуре Банка России. Это связано с "двойным"
подчинением полевых учреждений центральному банку и органам Министерства
обороны Российской Федерации. С одной стороны, полевые учреждения выступают
составной частью системы Банка России, решения о создании и ликвидации полевых
учреждений принимает Совет директоров Банка России (по согласованию с
Генеральным штабом Вооруженных сил Российской Федерации). С другой стороны,
полевые учреждения комплектуются из числа военнослужащих, которые, руководствуясь
военным законодательством, должны соблюдать принцип единоначалия. Согласно
банковскому законодательству, полевые учреждения являются воинскими
учреждениями и в своей деятельности руководствуются воинскими уставами, а также
Положением о полевых учреждениях Банка России, утверждаемым совместным решением
Банка России и Министерства обороны Российской Федерации.
Подобного рода двойственность делает полевые учреждения, с
одной стороны, похожими на территориальные учреждения Банка России, с другой —
существенно отличными от них.
Схожесть проявляется в том, что полевые учреждения:
1) Занимаются банковским обслуживанием юридических и
физических лиц;
2) Могут по разрешению Банка России эмитировать наличные
деньги в обращение;
3) Осуществляют в связи с деятельностью обслуживаемых ими лиц
организацию денежного обращения (наличных и безналичных расчетов);
4) При необходимости по
решению Банка России выполняют полномочия РКЦ, выполняющих, как отмечалось,
межбанковские и внутрибанковские расчеты кредитных учреждений, расположенных в
данном регионе;
5) В своей банковской деятельности регулируются исключительно
федеральными законами и нормативными актами Банка России.
Не менее заметно и отличие полевых учреждений от территориальных
учреждений обычного вида. Отличие состоит в том, что:
1) Клиентами полевых учреждений является особая категория лиц —
воинские части, учреждения и организации Минобороны России и иных государственных
органов; юридические лица обеспечивающие безопасность Российской Федерации;
физические лица, проживающие на территории объектов, обслуживаемых, в
соответствии с их особым статусом, только полевыми учреждениями;
2) Полевые учреждения, как правило, не имеют полномочий по
банковскому надзору, контролю и регулированию (за исключением регулирования денежного
обращения);
3) Вопросы дислокации полевых учреждений должны согласовываться
с Банком России;
4) Полевые учреждения могут создаваться и функционировать
непосредственно в гарнизонах, для обслуживания российских войск, расположенных
за пределами страны, создаваться и функционировать в этой связи на территории
иностранных государств;
5)
В своей деятельности
полевые учреждения руководствуются, о чем уже говорилось, как военным
законодательством, регулирующим их деятельность как воинских учреждений, так и
банковским законодательством, регулирующим их банковскую деятельность, а также
нормативными актами Банка России. [20, C. 120]
Численность сотрудников
полевых учреждений Банка России составляет на данный момент около 2100 человек
(2,98% от общей численности служащих Банка России) [5, C. 127].
В структуру Банка России
входят другие организации, обеспечивающие его деятельность: 13 банковских школ,
учебно-методический центр, центр подготовки персонала и 19 организаций,
подведомственных ЦБ РФ, в том числе подразделения безопасности и Российское
объединение инкассации, Центральное хранилище. Они играют огромную роль в
организации деятельности учреждений центрального банка, поддерживают его
эффективное функционирование.
Их подразделяют на:
-
учреждения,
поддерживающие функциональную деятельность Банка России в области регулирования
денежного оборота. К ним можно отнести вычислительные центры, центральные
хранилища, Российское объединение инкассации;
-
учреждения,
организующие информационное обеспечение центрального банка. Не случайно в
структуре управления Центрального банка Российской Федерации функционирует
Департамент информационных систем, руководителем которого по должности является
заместитель Председателя Банка России, в его обязанности входит также решение вопросов,
связанных с Главным центром информатизации, Межрегиональным центром
информатизации, развитием информационной системы, электронных банков данных,
сбора и обработки информации. Важное место здесь занимают также структуры,
обеспечивающие безопасность и защиту банковской информации, защиту платежных
документов;
-
учреждения,
обеспечивающие надлежащее функционирование системы с позиции ее технической
стороны. При Банке России действуют различные технологические центры;
-
учреждения,
обеспечивающие подготовку и переподготовку банковского персонала, методическую
сторону деятельности учебных центров;
-
учреждения,
организующие научные исследования банковской сферы. Немалую роль здесь играют
различные консультационные структуры (советы, центры), создаваемые в
международной практике не только в верхних эшелонах власти, но и на уровне
территориальных учреждений. [20, C.
121].
В этих организациях, не
имеющих прямого отношения к исполнению обязанностей центрального банка,
работает значительная часть сотрудников Банка России. Численность работников
Центрального хранилища составляет на данный момент около 5000 человек (6,94% от
общей численности служащих Банка России); подразделений социально-бытового
назначения – около 8700 человек (12,17% от общей численности служащих Банка
России). [5, C. 127].
Из вышесказанного можно
сделать вывод о том, что рассчетно-кассовые центры и полевые учреждения
фактически являются непосредственными
исполнителями задач, которыми и обуславливается необходимость существования ЦБ.
В действующем федеральном
законе № 86-ФЗ "О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)",
принятым Государственной Думой 10 июня 2002 года организационной структуре Банка России посвящены ст. 83-86 13 главы "Принципы
организации Банка России", а также глава 3 "Национальный банковский
совет и органы управления Банком России", в которой описаны органы
управления Банком России.
Основы современной организационной структуры Банка
России отмечены в ст. 83 как "единая централизованная структура" и "вертикальная
структура управления". Вертикальная структура управления наглядно отражена
в схеме 1 (см. стр. 17).
Ст. 84-85 посвящены территориальным учреждениям Банка России, ст. 86 – полевым учреждениям.
Свое начало ЦБ РФ берет в 19 веке. 31 мая 1860 года император Александр II подписал указ об образовании
Государственного банка Российской Империи. Этот акт стал одним из ключевых
звеньев в цепи "Великих реформ" экономической и
социально-политической сфер России. Создание Государственного банка явилось
решающим этапом модернизации банковской системы страны, он стал инструментом экономической
политики, ориентированной на стабилизацию финансовой системы и переход к
интенсивному развитию рыночной экономики. Банк сыграл заметную роль в
становлении двухуровневой модели банковской системы по образцу
западноевропейских стран, прямо поддержав создание сети негосударственных
банковских структур. [17, C.
29].
Центральный банк
Российской Федерации – правопреемник Государственного банка СССР – является
ведущим звеном двухуровневой банковской системы и занимает особое место в
народно-хозяйственной системе современной России. [17, C. 30].
Центральный банк
Российской Федерации (Банк России) был учрежден 13 июля 1990 г. на базе Российского республиканского банка Госбанка СССР. Первоначально он назывался
Государственный банк РСФСР. В июне 1991г. был утвержден его Устав (Банка
России), он был подотчетен Верховному Совету РСФСР. В ноябре 1991г. в связи с
образованием Содружества Независимых Государств и упразднением союзных структур
Верховный Совет РСФСР объявил Центральный банк РСФСР единственным на территории
РСФСР органом государственного денежно-кредитного и валютного регулирования
экономики республики. На него возлагались функции Госбанка СССР по эмиссии и
определению курса рубля. ЦБ РСФСР предписывалось до 1 января 1992г. принять в свое полное хозяйственное ведение и управление материально-техническую базу
и иные ресурсы Госбанка СССР, сеть его учреждений, предприятий и организаций.
Первым законом о
Центральном банке в современной России был закон 1990 г. с изменениями от 1995 г, который был отменен действующим законом. Самым существенным
изменением в законе 2002 г. по сравнению с законом 1990 г. в структуре органов управления стало повышение статуса НБС от совещательного органа до
главного законодательного органа Банка России, а также изменение структуры
самого НБС, который до принятия нового закона состоял из 15 человек и
председателем в нем был Председатель Банка России. Фактически этим шагом к
высшему руководству ЦБ РФ были выдвинуты независимые от его деятельности люди,
не имеющие материальной или иной заинтересованности в его действиях, не имеющие
банковского образования и занимающие посты в других органах государственной
власти.
В апреле 2005 г. Правительством Российской Федерации и Центральным банком Российской Федерации была принята "Стратегия
развития банковского сектора Российской Федерации на период до 2008 года".
В соответствии с этим документом основной целью развития банковского сектора на
среднесрочную перспективу (2005—2008 гг.) является повышение его устойчивости и
эффективности функционирования.
Никаких резких изменений организационная структура Банка
России с принятия нового закона до сегодняшнего времени не претерпела. На
протяжении 8 последних лет Банком России проводилась
работа но совершенствованию организационной структуры, планомерному
реформированию системы структурных подразделений и оптимизации численности
аппарата, в результате чего общая численность сотрудников Центрального Банка
Российской Федерации уменьшилась на 11 тыс. человек, или на 15%. [5, C. 127; 6, С.139].
В
данной работе была рассмотрена сущность центральных банков как ключевого звена
кредитно-финансовой системы, освещены их функции и операции, подробно
рассмотрена и проанализирована их организационная структура. Также была
рассмотрена роль организационной структуры Центрального банка РФ в
функционировании экономики страны.
Существующая
организационная структура Банка России фактически еще окончательно не
сформировалась, еще идет плавное изменение, выражающееся, прежде всего, в
расформировании отдельных подразделений, перераспределении обязанностей между
ними, уменьшение численности штатных сотрудников. Также на предстоящие
изменения в организационной структуре указывает и размытость ее описания в федеральном
законе "О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)",
несмотря на ее важность, поскольку именно с её помощью формируются и
определяются подходы и методы управления, определяются группы исполнителей,
разрабатываются системы контроля и внутриорганизационных взаимоотношений, то
есть осуществляются все необходимые действия, направленные на достижение
поставленных целей.
Центральный банк РФ должен быть независимым. Иначе он не
способен быть центральным в действительном смысле этого слова (большую или
меньшую часть его функций фактически будут выполнять какие-то иные органы).
В то же время независимость ЦБ РФ может и должна быть
относительной. Другими словами, в определенных моментах он не может не быть
зависимым. Вопрос лишь в том, от чего он должен быть зависим. Представляется,
что это должна быть зависимость, прежде всего и больше всего от потребностей
экономики страны (и от курса законодательной и исполнительной властей, если он
правильно отражает эти потребности).
Независимость ЦБ является необходимым условием эффективности
его деятельности, которая нередко вступает в противоречие с краткосрочными
целями правительства. В тоже время независимость ЦБ от правительства имеет относительный
характер в том смысле, что экономическая политика не может быть успешной без
четкого согласования и тесной увязки ее основных элементов: денежно-кредитной и
финансовой политики. В конечном счете, любой ЦБ в той или иной степени сочетает
черты банка и государственного органа. Аспект независимости, и в то же время
некоторой зависимости ЦБ от государства должен быть в первую очередь учтен при
организации рациональной организационной структуры.
В данный момент
организационная структура Банка России в целом построена в соответствии с
четырьмя общепринятыми принципами opганизационного построения ЦБ.
Главными органами
управления Банком России является Национальный банковский совет, Совет
Директоров и Председатель Банка России. Подотчетный им Центральный аппарат
состоит из различных Департаментов, которые осуществляют непосредственное
руководство и контроль над территориальными учреждениями (Главными управлениями
и Национальными банками) и другими организациями в составе Банка России в тех
сферах деятельности Банка России, в которых они на это уполномочены. Головные
РКЦ и РКЦ, которые организуют расчетное, кредитное, кассовое и валютное
пространство России и являются проводниками денежно-кредитной политики, т.е.
являются непосредственными исполнителями задач, возложенных на ЦБ, действуют как структурные подразделения территориальных
учреждений, и соответственно, напрямую им подчинены.
В заключение нужно
добавить, что для Центрального банка рациональная организационная структура
напрямую связана с разработкой прогноза платежного баланса Российской Федерации
и организации составления платежного баланса России, способствует укреплению
банковской системы России, поддержанием покупательной способности национальной
денежной единицы и стабильности кредитно-банковской системы страны. Роль
Центрального банка в нынешних условиях развития и стабилизации экономики
возрастает день ото дня, и поэтому следует в дальнейшем стремится к оптимизации
его организационной структуры.
1.
Конституции
Российской Федерации [Текст]: / Официальный текст с историко-правовым
комментарием – М.: Норма, 2004. – 128 с.
2.
Гражданский
Кодекс Российской Федерации. Части первая, вторая и третья [Текст] – М.:
Омега-Л, 2003. – 416 с.
3.
Федеральный закон
от 27.06.2002 № 86-ФЗ "О Центральном банке Российской Федерации (Банке
России)". – Информационно-правовая система "Консультант+".
4.
Федеральный закон
от 2.12.1990 N 394-1 "О
Центральном банке
Российской Федерации (Банке России)" (Утратил силу). –
Информационно-правовая система "Консультант+".
5.
Годовой отчет
Центрального банка Российской Федерации за 2009 год[Текст] / Утвержден Советом
директоров Банка России 13.05.2010 – 277 с.
6.
Годовой отчет
Центрального банка Российской Федерации за 2002 год[Текст] / Утвержден Советом
директоров Банка России 29.04.2003 – 248 с.
7.
Алпатов Г. Е. Деньги.
Кредит. Банки [Текст]: учебник / Г. Е. Алпатов, Ю. В. Базулин — М.: ТК Велби,
Изд-во Проспект, 2003. — 624 с.
8.
Балабанов И. Т. Банки и банковское дело. Краткий курс [Текст]: учебное
пособие / И. Т. Балабанов, Н. А. Савинская – СПб.: Питер, 2004. – 312 с.
9.
Белоглазова Г.Н. Банковское дело [Текст]: учебник / Г. Н. Белоглазова,
Л. П. Кроливецкая — М.: Финансы и статистика, 2003. — 592 с.
10.
Жарковская Е. П.
Банковское дело [Текст]:
учебник / Е. П. Жарковская– М.: Омега-Л,
2005. – 440 с.
11.
Колесников В. И.
Банковское дело [Текст]: учебник / В. И. Колесников – М.: Финансы и
статистика, 1995. – 418 с.
12.
Коробова Г. Г. Банковское дело [Текст]: учебник / Г. Г. Коробова — М.:
Экономисть, 2006. — 766 с.
13.
Кравцова Г. И. Деньги, кредит, банки[Текст]: учебник / Г. И. Кравцова,
Г. С. Кузьменко, Е. И. Кравцов и др. — Минск: БГЭУ, 2003. — 527 с.
14.
Лаврушин О. И. Банковское дело [Текст]: учебник / О. И. Лаврушин, И. Д.
Мамонова, Н. И. Валенцева - М.: Финансы и статистика, 2005. - 672с.
15.
Лаврушин О. И. Управление деятельностью коммерческого банка [Текст]:
учебник / О. И. Лаврушин – М.: ЮРИСТЪ, 2006. – 688 с.
16.
Олейник О. М. Основы банковского права [Текст]: / О. М. Олейник— М.:
ЮРИСТЪ, 1999. — 424 с.
17.
Петров Ю. А. История Банка России. 1860 –2010 / Петров Ю. А. // Деньги и
кредит. – 2010. – № 6. – С. 29–30.
18.
Тютюнник А. В. Банковское дело [Текст]: / А. В. Тютюнник, А. В. Турбанов
- М: Финансы и статистка, 2005. – 608 с.
19.
Уткин Э. А. Нововведения в банковском бизнесе России [Текст]: учебник /
Э. А. Уткин, Г. И. Морозова, Н. И. Морозова – М.: Финансы и статистика, 2004. –
352 с.
20.
Фетисов Г. Г. Организация деятельности центрального банка[Текст]:
учебник / Г. Г. Фетисов, О. И. Лаврушин, И. Д. Мамонова – М.: КНОРУС, 2008. –
432 с.
21.
Официальный сайт Центрального банка Российской Федерации в Интернете
[Электронный ресурс]: http://www.cbr.ru/.
Страницы: 1, 2, 3, 4
|