Обязательные экономические нормативы в банковской деятельности
Здесь
речь идет не об инспектировании правил расчетов, соблюдения регламентов,
определяющий порядок платежей и расчетов и т.д. Речь идет о направлении,
которое в плане надзора не привлекло к себе внимание, но без которого
регулирование кредитных организаций не представляются эффективными. Здесь
просматриваются два направления:
o
Риски, генерируемые в сфере платежей и расчетов, которые
может оказывать влияние на устойчивость банковской системы;
o
Сфера платежей и расчетов как информационное поле для более
полной и всесторонней оценки деятельности банка, его финансовой устойчивости.
Риски, которые
генерируются в сфере платежей и расчетов отличаются разнообразием. Не будет
преувеличением утверждать, что в этой области в той или иной степени сосредоточены
практически все виды банковских рисков:
o
Кредитные (платеж, которые предполагает лаг времени)
o
Операционные
o
Технические
o
Правовые и т.д.
Существуют
также и специфические черты рисков, генерируемых в сфере платежей и расчетов. В
первую очередь они затрагивают всех участников – банки, посредников,
производящих обработку документов; эти риски распространяются и на центральный
банк (поскольку через платежную систему ЦБ осуществляется основная масса
платежей), а косвенным образом – на клиентов. Риски, генерируемые в сфере
платежей и расчетов, характеризуются внезапностью и соответственно.
Неготовностью кредитной организации к реакции на них.
Сфера платежей
и расчетов является важным информационным полем, позволяющим повысить
регулирование деятельности банков, и соответственно, результативность такого
инструмента регулирования, как инспекционная деятельность.
Речь
идет не о том, что в поле зрения регулятора должна попадать информация о
состоянии и организации платежей и расчетов. Такой информацией регулятор
располагает, и контроль за платежной системой в целях организации платежной
системы осуществляется. Проблема в другом – в использовании информации, прежде
всего в плане рисков, для оценки деятельности банков, их финансовой
устойчивости. Иными словами, доступ регулятора к информации, связанной со
сферой платежей и расчетов, с целью более полного и всестороннего решения
вопросов, возникающих в процессе регулирования банковской деятельности.
Использование
такой информации позволяет более продуктивно осуществлять деятельность на
следующих направлениях:
Информация
по платежам и расчетам позволяет оценить деятельность банка в составе группы взаимосвязанных
кредитных (и не только) организаций;
Доступ
к информации по платежам и расчетам необходим для выявления псевдолегальных
схем в деятельности банков.
К
настоящему времени не сформировано единое и исчерпывающее определение места
сферы платежей и расчетов в процессе регулирования банковской сфера. Тем, не
менее поиски подходов к решению проблем ведутся постоянно. Содержательный набор
принципов регулирования сферы платежей и расчетов, в том числе в целях надзора,
сформулирован Банком международных расчетов, Европейским центральным банком и
Европейской комиссией, а также центральными банками ведущих стран и МВФ. При
этом необходимо уточнить, что организационно платежи и расчеты ведутся через
платежные системы, поэтому рекомендации международных финансовых институтов в
основном касаются платежных систем в целом. Платежные системы могут быть
организованы как с участием центрального банка, так и без него (частные
платежные системы).к базовым принципам, которые следует учитывать на самых
начальных стадиях разработки концепции регулирования сферы платежей и расчетов,
можно отнести следующие
1.
регулирование платежных систем со стороны центральных банков,
направленное на всю сферу платежей и расчетов в целом, а не на отдельных
участников.
2.
должны быть выработаны и внедрены единые стандарты для функционирования
платежных систем, в рамках которых, собственно, и осуществляются платежи и
расчеты.
3.
Центральный банк должен обладать определенными полномочиями, правами на
санкции и меры надзорного регулирования вплоть до жестких мер для нарушителей
установленных норм и правил.
4.
постоянная адаптация к меняющимся условиям.
Таким
образом, банковское регулирование направлено на обеспечение здоровой и
безопасной банковской системы, предотвращение ее нестабильности.
Конкретные задачи
банковского регулирования можно сформулировать следующим образом:
·
обеспечение эффективной и надежной работы банков и
способности удовлетворять потребности своих клиентов;
·
обеспечение соблюдения законов и установление правил,
предусматривающих высокий уровень ведения банковского дела и профессионализм;
·
обеспечение соответствия деятельности банков
денежно-кредитной и финансовой политике государства;
·
внедрение и развитие широкого круга банковских услуг в
интересах экономики в целом.
Одним
из важнейших принципов регулирования банковской деятельности является
прозрачность политики Центрального банка. Под прозрачностью понимается не
только публичность и открытость результатов, но и понятность и приемлемость
норм и правил для всех участников.
2.
Нормативы
банковской деятельности в Узбекистане
Мировая банковская практика предусматривает регулирование
деятельности коммерческих банков со стороны одного эмиссионного банка, который
осуществляет строгий контроль за выполнением экономических нормативов и
применяет санкции против нарушителей. В целях обеспечения устойчивости банков и
защиты интересов вкладчиков и кредиторов банки обязаны соблюдать экономические
нормативы, устанавливаемые Центральным банком.
«…Центральный банк осуществляет регулирование и надзор за
деятельностью банков, кредитных союзов и ломбардов с целью поддержания
стабильности финансово-банковской системы, обеспечения защиты интересов
вкладчиков и кредиторов...» (Статья 50 закона «О Центральном банке Республики
Узбекистан»)
Нельзя не отметить, что в тяжелых условиях переходной экономики
риск неплатежеспособности и банкротства банковских учреждений особенно высок.
Ясно понимая это, Центральный банк Республики Узбекистан в процессе роста
количества банковских учреждений в стране проводил и проводит огромную работу
по обеспечению эффективного банковского надзора.
Центральным банком РУз разработаны документы, регулирующие
деятельность коммерческих банков, в соответствии с которыми он осуществляет
дистанционный надзор за их деятельностью. В соответствии с эти документами
банки должны поддерживать на достаточном уровне свой капитал и ликвидные
ресурсы, формировать резервы против сомнительных и недействующих активов на
основе их классификации, а также обеспечивать диверсификацию своих активов с
целью уменьшения риска потерь.
Банки обязаны соблюдать условия, касающиеся:
§
типов или форм произведенных инвестиций;
§
приобретения и владения недвижимостью и другим имуществом;
§
участия в уставных фондах других юридических лиц.
Банки не вправе:
·
осуществлять распределение капиталов, если в результате такого
распределения его капитал окажется ниже требуемого минимума;
·
предоставлять кредит, гарантированный своими собственными ценными
бумагами в виде акций;
·
покупать свои собственные акции без предварительного разрешения
Центрального банка.
Согласно закону Республики Узбекистан “О Центральном банке Республики
Узбекистан» (статья 52) ЦБ вправе устанавливать следующие обязательные экономические нормативы:
1.
коэффициент адекватности капитала;
2.
максимальный размер риска на одного заемщика или группы
взаимосвязанных заемщиков;
3.
максимальный размер крупных кредитных рисков и инвестиций;
4.
коэффициенты ликвидности;
5.
требования по классификации и оценке активов, а также формирование
резервов против сомнительных и недействующих ссуд, создаваемых на основе такой
классификации, отчисления в которые относятся на операционные расходы банка;
6.
требования по начислению процентов по ссудам и зачислении их на
счет доходов банка;
7.
лимиты открытой валютной позиции;
Предстоящие изменения в нормативах и методике их расчета
официально объявляются Центральным банком не позднее, чем за месяц до их
введения в действие. О предстоящем изменении минимального размера уставного
капитала Центральный банк официально сообщает не позднее, чем за три месяца до
его введения в действие.
В Узбекистане, как и в большинстве государств с переходной
экономикой, особое внимание уделяется повышению уставного капитала банков,
привлеченных акционеров. В докладе Президента РУз И.Каримова на заседании
Кабинета Министров, посвященном итогам социально-экономического развития страны
в 2006 году и важнейшим приоритетам углублению экономических реформ в 2007
году, отмечено, что «…важнейшей задачей по реформированию банковской системы
должна стать сегодня реализация комплекса мер по увеличению своих уставных
капиталов…». Эти же приоритетные задачи нашли отражение в Программе
реформирования и развития банковского сектора на 2005-2007 годы, утвержденной
постановлением Президента РУз от 15.04.2005 г. № ПП-56 «О мерах по дальнейшему
реформированию и либерализации банковской системы».
В программе поставлена задача пересмотра требований к размеру
минимального уставного капитала вновь создаваемых коммерческих банков согласно
международным Базельским принципам в сторону поэтапного их повышения. Так, минимальный
размер уставного капитала для вновь создаваемых банков,
на разных этапах устанавливался в следующих размерах:
Таблица
1
Размер минимального размера уставного капитала для вновь
создаваемых банков[5]
(млн.)
|