рефераты

рефераты

 
 
рефераты рефераты

Меню

Обязательные экономические нормативы в банковской деятельности рефераты

Здесь речь идет не об инспектировании правил расчетов, соблюдения регламентов, определяющий порядок платежей и расчетов и т.д. Речь идет о направлении, которое в плане надзора не привлекло к себе внимание, но без которого регулирование кредитных организаций не представляются эффективными. Здесь просматриваются два направления:

o                     Риски, генерируемые в сфере платежей и расчетов, которые может оказывать влияние на устойчивость банковской системы;

o                     Сфера платежей и расчетов как информационное поле для более полной и всесторонней оценки деятельности банка, его финансовой устойчивости.

Риски, которые генерируются в сфере платежей и расчетов отличаются разнообразием. Не будет преувеличением утверждать, что в этой области в той или иной степени сосредоточены практически все виды банковских рисков:

o                        Кредитные (платеж, которые предполагает лаг времени)

o                        Операционные

o                        Технические

o                        Правовые и т.д.

Существуют также и специфические черты рисков, генерируемых в сфере платежей и расчетов. В первую очередь они затрагивают всех участников – банки, посредников, производящих обработку документов; эти риски распространяются и на центральный банк (поскольку через платежную систему ЦБ осуществляется основная масса платежей), а косвенным образом – на клиентов. Риски, генерируемые в сфере платежей и расчетов, характеризуются внезапностью и соответственно. Неготовностью кредитной организации к реакции на них.

Сфера платежей и расчетов является важным информационным полем, позволяющим повысить регулирование деятельности банков, и соответственно, результативность такого инструмента регулирования, как инспекционная деятельность.

Речь идет не о том, что в поле зрения регулятора должна попадать информация о состоянии и организации платежей и расчетов. Такой информацией регулятор располагает, и контроль за платежной системой в целях организации платежной системы осуществляется. Проблема в другом – в использовании информации, прежде всего в плане рисков, для оценки деятельности банков, их финансовой устойчивости. Иными словами, доступ регулятора к информации, связанной со сферой платежей и расчетов, с целью более полного и всестороннего решения вопросов, возникающих в процессе регулирования банковской деятельности.

Использование такой информации позволяет более продуктивно осуществлять деятельность на следующих направлениях:

Информация по платежам и расчетам позволяет оценить деятельность банка в составе группы взаимосвязанных кредитных (и не только) организаций;

Доступ к информации по платежам и расчетам необходим для выявления псевдолегальных схем в деятельности банков.

К настоящему времени не сформировано единое и исчерпывающее определение места сферы платежей и расчетов в процессе регулирования банковской сфера. Тем, не менее поиски подходов к решению проблем ведутся постоянно. Содержательный набор принципов регулирования сферы платежей и расчетов, в том числе в целях надзора, сформулирован Банком международных расчетов, Европейским центральным банком и Европейской комиссией, а также центральными банками ведущих стран и МВФ. При этом необходимо уточнить, что организационно платежи и расчеты ведутся через платежные системы, поэтому рекомендации международных финансовых институтов в основном касаются платежных систем в целом. Платежные системы могут быть организованы как с участием центрального банка, так и без него (частные платежные системы).к базовым принципам, которые следует учитывать на самых начальных стадиях разработки концепции регулирования сферы платежей и расчетов, можно отнести следующие

1. регулирование платежных систем со стороны центральных банков, направленное на всю сферу платежей и расчетов в целом, а не на отдельных участников.

2. должны быть выработаны и внедрены единые стандарты для функционирования платежных систем, в рамках которых, собственно, и осуществляются платежи и расчеты.

3. Центральный банк должен обладать определенными полномочиями, правами на санкции и меры надзорного регулирования вплоть до жестких мер для нарушителей установленных норм и правил.

4. постоянная адаптация к меняющимся условиям.

Таким образом, банковское регулирование направлено на обеспечение здоровой и безопасной банковской системы, предотвращение ее нестабильности.

Конкретные задачи банковского регулирования можно сформулировать следующим образом:

·                     обеспечение эффективной и надежной работы банков и способности удовлетворять потребности своих клиентов;

·                     обеспечение соблюдения законов и установление правил, предусматривающих высокий уровень ведения банковского дела и профессионализм;

·                     обеспечение соответствия деятельности банков денежно-кредитной и финансовой политике государства;

·                     внедрение и развитие широкого круга банковских услуг в интересах экономики в целом.

Одним из важнейших принципов регулирования банковской деятельности является прозрачность политики Центрального банка. Под прозрачностью понимается не только публичность и открытость результатов, но и понятность и приемлемость норм и правил для всех участников.

2.                Нормативы банковской деятельности в Узбекистане


Мировая банковская практика предусматривает регулирование деятельности коммерческих банков со стороны одного эмиссионного банка, который осуществляет строгий контроль за выполнением экономических нормативов и применяет санкции против нарушителей. В целях обеспечения устойчивости банков и защиты интересов вкладчиков и кредиторов банки обязаны соблюдать экономические нормативы, устанавливаемые Центральным банком.

«…Центральный банк осуществляет регулирование и надзор за деятельностью банков, кредитных союзов и ломбардов с целью поддержания стабильности финансово-банковской системы, обеспечения защиты интересов вкладчиков и кредиторов...» (Статья 50 закона «О Центральном банке Республики Узбекистан»)

Нельзя не отметить, что в тяжелых условиях переходной экономики риск неплатежеспособности и банкротства банковских учреждений особенно высок. Ясно понимая это, Центральный банк Республики Узбекистан в процессе роста количества банковских учреждений в стране проводил и проводит огромную работу по обеспечению эффективного банковского надзора.

Центральным банком РУз разработаны документы, регулирующие деятельность коммерческих банков, в соответствии с которыми он осуществляет дистанционный надзор за их деятельностью. В соответствии с эти документами банки должны поддерживать на достаточном уровне свой капитал и ликвидные ресурсы, формировать резервы против сомнительных и недействующих активов на основе их классификации, а также обеспечивать диверсификацию своих активов с целью уменьшения риска потерь.

Банки обязаны соблюдать условия, касающиеся:

§                   типов или форм произведенных инвестиций;

§                   приобретения и владения недвижимостью и другим имуществом;

§                   участия в уставных фондах других юридических лиц.

Банки не вправе:

·                   осуществлять распределение капиталов, если в результате такого распределения его капитал окажется ниже требуемого минимума;

·                   предоставлять кредит, гарантированный своими собственными ценными бумагами в виде акций;

·                   покупать свои собственные акции без предварительного разрешения Центрального банка.

Согласно закону Республики Узбекистан “О Центральном банке Республики Узбекистан» (статья 52) ЦБ вправе устанавливать следующие обязательные экономические нормативы:

1.                 коэффициент адекватности капитала;

2.                 максимальный размер риска на одного заемщика или группы взаимосвязанных заемщиков;

3.                 максимальный размер крупных кредитных рисков и инвестиций;

4.                 коэффициенты ликвидности;

5.                 требования по классификации и оценке активов, а также формирование резервов против сомнительных и недействующих ссуд, создаваемых на основе такой классификации, отчисления в которые относятся на операционные расходы банка;

6.                 требования по начислению процентов по ссудам и зачислении их на счет доходов банка;

7.                 лимиты открытой валютной позиции;

Предстоящие изменения в нормативах и методике их расчета официально объявляются Центральным банком не позднее, чем за месяц до их введения в действие. О предстоящем изменении минимального размера уставного капитала Центральный банк официально сообщает не позднее, чем за три месяца до его введения в действие.

В Узбекистане, как и в большинстве государств с переходной экономикой, особое внимание уделяется повышению уставного капитала банков, привлеченных акционеров. В докладе Президента РУз И.Каримова на заседании Кабинета Министров, посвященном итогам социально-экономического развития страны в 2006 году и важнейшим приоритетам углублению экономических реформ в 2007 году, отмечено, что «…важнейшей задачей по реформированию банковской системы должна стать сегодня реализация комплекса мер по увеличению своих уставных капиталов…». Эти же приоритетные задачи нашли отражение в Программе реформирования и развития банковского сектора на 2005-2007 годы, утвержденной постановлением Президента РУз от 15.04.2005 г. № ПП-56 «О мерах по дальнейшему реформированию и либерализации банковской системы».

В программе поставлена задача пересмотра требований к размеру минимального уставного капитала вновь создаваемых коммерческих банков согласно международным Базельским принципам в сторону поэтапного их повышения. Так, минимальный размер уставного капитала для вновь создаваемых банков, на разных этапах устанавливался в следующих размерах:


Таблица 1

Размер минимального размера уставного капитала для вновь создаваемых банков[5]

(млн.)

Вид банка

 1 июля 2005

1 января 2006

1 января 2007

1 января 2008

Частный

1,5 $ США

2 $ США

2,5 $ США

2,5 €

Коммерческий

3 $ США

4 $ США

5 $ США

5 €

С участием иностранного капитала

5 $ США

5 $ США

5 $ США

5 €


Динамику увеличения минимального размера уставного капитала банков можно проследить с помощью следующей диаграммы:


Диаграмма 1

Динамика роста минимальных требований к уставным капиталам банков[6]


Эквивалент в национальной валюте установленного минимального размера уставного капитала рассчитывается по курсу валют Центрального банка, используемому для бухгалтерского учета и отчетности на день принятия учредителями решения о создании банка.

В соответствии с законодательством регулятивный капитал состоит из двух уровней и включает отдельные компоненты. "Регулятивный капитал" - это капитал банка, определяемый расчетным путем в целях регулирования банковской деятельности и произведения расчета экономических нормативов.

В частности, капитал I уровня включает:

1.                  простые акции, полностью оплаченные и выпущенные в обращение;

2.                 некумулятивные бессрочные привилегированные акции (кроме привилегированных акций с плавающей ставкой дивидендов).

3.                 добавленный капитал (излишки капитала) - превышение рыночной стоимости обыкновенных или привилегированных акций над их номинальной стоимостью;

4.                 нераспределенную прибыль(капитальные резервы, нераспределенная прибыль предыдущих лет, убытки текущего года)

5.                 долю меньшинства владельцев акций в акционерных счетах консолидированных предприятий. Эта доля возникает, когда счета дочерних предприятий консолидированы в финансовые отчеты банка и доля банка в капитале такого предприятия составляет менее 100%.

6.                 резерв на девальвацию, образуемый за счет переоценки валютных активов банка, эквивалентных валютной части его уставного капитала.

Капитал I уровня должен составлять 50% и более от регулятивного капитала.

Капитал II уровня включает:

1.                   чистую прибыль за текущий год;

2.                   общий резерв в размере, не превышающем 1.25% от суммы активов, взвешенных с учетом риска, после вычетов;

3.  обязательства смешанного типа (инструменты, которые включают в себя характеристики акционерного и заемного капитала) в размере, не превышающем 100% капитала I уровня после вычетов.

4.  субординированный долг, который является формой долгового обязательства банка, в целях определения капитала не может превышать 50% капитала I уровня после вычетов.

Требование к адекватности капитала представляет собой лишь минимальный уровень достаточности капитала и отражает только кредитный риск (риск невыплаты банку по обязательствам клиента вследствие ухудшения финансового состояния последнего). Основные коэффициенты достаточности капитала для коммерческих банков представлены в таблице 2.

Центральный банк, в соответствии со статьей 52 Закона "О Центральном банке Республики Узбекистан" и статьей 25 Закона "О банках и банковской деятельности", может потребовать от банков обеспечить более высокий коэффициент адекватности капитала, в зависимости от рисков, присущих деятельности банка, экономических условий и финансового состояния. Такие риски включают, но не ограничиваются: большим объемом проблемных кредитов, чистых убытков, высоким ростом активов, высокой подверженностью риску процентной ставки или вовлечением в рискованную деятельность.


Таблица 2

Коэффициенты достаточности капитала[7]

Коэффициент

Усл. об.

Формула

Пояснения

1. Регулятивный капитал

РК

Сумма капитала I уровня и капитала II уровня

2. Общая сумма активов, взвешенных с учетом риска

ОСАР


Сумма балансовых и забалансовых активов, взвешенных с учетом риска, с учетом вычетов

3. Коэффициент достаточ-ности регулятивного капитала


Отношение регулятивного капитала к общей сумме активов, взвешенных с учетом риска. Не может быть менее 10%.

4. Коэффициент достаточ-ности капитала I уровня

KI

Минимальное значение KI равно 0,05 (5%).

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5