рефераты

рефераты

 
 
рефераты рефераты

Меню

Направления и тенденции развития социального страхования в РФ рефераты

Финансовые ресурсы фондов до 2001 г. формировались за счет обязательных страховых взносов, начисляемых на фонд оплаты труда (ФОТ). Ежегодные взносы, собираемые фондами, были в пределах 6,4% (1995 г.) — 8,9% (2002 г.) по отношению к ВВП. Основные полномочия фондов заключались в регистрации страхователей (плательщиков взносов), сборе страховых взносов, финансировании закрепленных за ними социальных программ.

Структура поступлений средств во внебюджетные фонды по итогам прошедшего года представлена в таблицах.


Таблица 2

Поступление средств во внебюджетные фонды, млрд. рублей, без остатка

на начало года.

2002г. 2003г. 1 полугодие 2004г. Справочно I полугодие 2003г.

Поступило средств 949,4 1138,0 700,6 544,2

в том числе:

Пенсионный фонд Российской Федерации 699,9 843,1 527,0 404,8

Фонд социального страхования Российской Федерации 116,4 137,3 79,1 66,9

Федеральный фонд обязательного медицинского страхования 5,1 5,8 3,3 2,7

Территориальные фонды обязательного медицинского страхования субъектов Российской Федерации 128,0 151,8 91,2 69,8


Таблица 3

Структура средств, поступивших в государственные социальные внебюджетные фонды, в % к итогу

2003г. / полугодие 2004г.

Поступило средств 100 100

в том числе:

страховые взносы и налоговые платежи 92,7 86,8

из них:

единый социальный налог1^ 49,9 46,2

единый налог, взимаемый в связи с применением упрощенной системы налогообложения 0,17 0,36

единый налог на вмененный доход 0,14 0,18

единый сельскохозяйственный налог 0,01 0,004

страховые взносы для финансирования трудовой пенсии и дополнительного материального обеспечения 34,3 32,6

страховые взносы на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний 2,3 1,9


С 07.01.2000 г. вступил в силу Федеральный закон «Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний». Страховщиком по данному виду страхования является Фонд социального страхования Российской Федерации.

С 1 января 2001 г., в связи с принятием и введением в действие части второй Налогового кодекса РФ, контроль за поступлением страховых взносов по государственному социальному страхованию (в виде единого социального налога) стали осуществлять налоговые органы, а контроль за расходованием этих средств продолжает осуществлять ФСС. Таким образом, сложившаяся к началу XXI века и функционирующая сейчас система обязательного социального страхования в России характеризуется следующими основными чертами:

- существуют три внебюджетные федеральные социальные фонды: Пенсионный (ПФ), Социального страхования (ФCC) и Обязательного медицинского страхования (ФФОМС). Кроме того, в каждом субъекте Российской Федерации имеется территориальный фонд обязательного медицинского страхования (ТФОМС);

- указанные фонды покрывают расходы, связанные с наступлением таких страховых случаев как достижение пенсионного возраста, временная нетрудоспособность, несчастный случай на производстве, профессиональное заболевание, а также необходимость в медицинской помощи;

- финансирование расходов, связанных с наступлением такого страхового случая как потеря работы производится из средств федерального бюджета (до 2001 года – за счет внебюджетного Фонда занятости);

- установление тарифов платежей в систему обязательного социального страхования – исключительная прерогатива Федерального Собрания и происходит ежегодно путем принятия специального закона;

- до 2001 года платежи в систему обязательного социального страхования имели форму страховых платежей, основная часть которых была заменена Единым социальным налогом (ЕСН);

- ставки ЕСН с 01.01.2006


Налоговая база на каждое физическое лицо нарастающим итогом с начала года

Федеральный бюджет

ФСС

Фонды ОМС

Итого

ФФОМС

ТФОМС

1

2

3

4

5

6

До 280000 рублей

20,0 %

2,9 %

1,1 %

2,0 %

26,0 %

От 280001 рубля до 600000 рублей

56000 + 7,9 % с суммы, превышающей 280000 рублей

8120 + 1,0 % с суммы, превышающей 280000 рублей

3080 + 0,6 % с суммы, превышающей 280000 рублей

5600 + 0,5 % с суммы, превышающей 280000 рублей

72800 + 10,0 % с суммы, превышающей 280000 рублей

Свыше 600000 рублей

81280 + 2,0 % с суммы, превышающей 600000 рублей

11320 рублей

5000 рублей

7200 рублей

104800 + 2,0 % с суммы, превышающей 600000 рублей


- все платежи в систему обязательного социального страхования производятся работодателем (до введения ЕСН работник переводил 1% своей оплаты труда в ПФ);

- управление социальными внебюджетными фондами, несмотря на участие в работе их правлений представителей профсоюзов и объединений работодателей, фактически осуществляется правительством Российской Федерации, а в отношении ТФОМС – региональными администрациями.

ГЛАВА 2. НАПРАВЛЕНИЯ И ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ СОЦИАЛЬНОГО СТРАХОВАНИЯ В РФ


2.1 Роль государства в развитии системы социального страхования


Рассматривая страхование как функцию государства, необходимо учитывать роль страховых компаний как участников рынка, активно взаимодействующих со всеми звеньями финансово-кредитной системы государства, так как осуществление страхования в денежной форме объективно связывает его с иными институтами финансовой системы: банковской системой, государственными и муниципальными финансами, финансами населения и иных хозяйствующих субъектов. Коммерческое страхование важно в целом для государства, так как оно служит покрытию расходов по страховым случаям, что является государственной задачей.

Стратегическое значение страхования обусловлено и той ролью, которую играет страхование в системе социальной защиты населения в силу так называемых провалов рынка, то есть неспособности частного капитала сгладить остроту социальных противоречий и ряда экономических проблем без вмешательства государства. Роль страхования заключается не только в том, что оно обеспечивает непрерывность, бесперебойность и сбалансированность экономических процессов, но и способствует оптимизации общественного воспроизводства вследствие воспроизводства рабочей силы.

Как показало исследование, возрастающая роль страхования, его развитие во многом обусловлены и законодательно установленными обязательными формами его проведения в определенных сегментах экономики и жизнедеятельности общества. Отмечается, что страхование ответственности (гражданской и профессиональной) начало развиваться только с того момента, когда оно стало обязательным вследствие принятия государством законов, регламентирующих этот вид страхования. Именно на государственные управленческие структуры в условиях рыночной экономики и возлагается ответственность по обязательной страховой защите тех или иных объектов, связанной с интересами не только отдельных страхователей, но и всего общества, императивному регулированию общих рамок, общих требований к деятельности субъектов права по осуществлению социально и общественно значимых, и в связи с этим обязательных видов страхования в рамках концепции социально ориентированного государства. В основе обязательного страхования, проводимого как за счет государственных, так частных средств, всегда находится единая публичная цель - защита интересов общества в целом. Ярким примером обязательного страхования являются законы об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств - одни из самых "социально нагруженных" законов. Их социальная ценность заключается именно в защите публичных интересов - во всеобщности и обязательности страховой компенсации всем пострадавшим, всем слоям населения, независимо от их социального статуса и финансового положения.

Государство:

1) императивно регламентирует данный вид страхования (это не просто обязанность всех владельцев транспортных средств, а запрет на использование транспортных средств без страхования данной ответственности, нарушение которого влечет административную ответственность);

2) законодательно устанавливает нелимитированное страховое покрытие при причинении вреда жизни и здоровью пассажиров и водителя;

3) формирует государственный гарантийный фонд за счет обязательных отчислений части страховой премии для возмещения вреда пострадавшим при дорожно-транспортных происшествиях в случаях банкротств страховых организаций, невозможности возмещения вреда со стороны его причинителя (например, гражданская ответственность автовладельца не была должным образом застрахована, автотранспорт был угнан или захвачен силой);

4) регламентирует, что при спорах между гарантийным фондом и страховыми компаниями в первую очередь производятся выплаты пострадавшим, и только затем продолжается разбирательство;

5) устанавливает в развитых странах неограниченный характер ответственности при автомобильной катастрофе;

6) устанавливает законодательно уровень экономичности данного вида страхования (учитывая, что в страхование могут быть вовлечены лица, не имеющие значительных доходов, размер страховых взносов устанавливается в возможно минимальном размере). Приведенные меры позволяют снизить давление на систему социального обеспечения, уменьшить расходы по ряду бюджетных статей.

Именно финансово-правовым регулятивным воздействием государства, регулированием нормами финансового права образования и использования упомянутого публичного фонда и достигается гарантированность возмещения убытков и нанесенного вреда здоровью за счет средств гарантийного фонда всем пострадавшим в дорожно-транспортных происшествиях. Такова общая мировая практика в данном виде страхования. К сожалению, приходится констатировать, что пролоббированный страховыми компаниями Федеральный закон от 25 апреля 2002 г. № 40-ФЗ Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств" не только не учел исчисляемый десятками лет опыт публично-правового регулятивного воздействия на этот вид страхования, имеющийся в развитых странах, но более того, его несовершенство как публично-правового регулятора спровоцировало конфликт интересов значительного числа граждан России - автовладельцев - и страховых организаций, вызвало социальную напряженность в обществе.

На основе обобщения и анализа большого количества информационного материала об имевших место экономических потерях, вследствие подверженности рискам различных сфер жизнедеятельности государства, делается вывод, что страхование как стратегическая функция государства дает возможность сохранить не только экономический суверенитет государства, но и в ряде случаев и саму государственность.

Таким образом, в страховании как функции государства заинтересовано как государство в целом, так и каждый из страхователей. Поэтому государство не может находиться в стороне от страховой деятельности. Страхование - это функция и задача государства, для выполнения которых требуется образование специальных денежных фондов страховых фондов. Рассматривая страхование как функцию и задачу государства, необходимо подходить к признанию образуемых для обеспечения этих целей страховых фондов как части национального богатства страны и части финансовой системы общества, подверженных регулированию нормами финансового права.

Используя финансовую систему, в том числе денежные ресурсы страховых централизованных и децентрализованных фондов, обеспечивая финансово-правовое регулирование процессов образования, перераспределения и использования фондов, государство и осуществляет финансовую деятельность для выполнения своих задач в каждый данный период своего развития в условиях насыщенности своей деятельности рисками экологических и техногенных катастроф, финансовыми, политическими, социальными и иными рисками.

Главная цель финансовой деятельности государства - обеспечивать, гарантировать выполнение не одной какой-то задачи или функции государства, а практически всех.

Функции финансов в страховой деятельности реализуются через финансовый механизм, включающий совокупность организационных форм финансовых отношений, порядок образования, перераспределения и использования централизованных и децентрализованных страховых фондов, методы финансового планирования, формы управления финансами, финансовое законодательство в сфере страхования.

Существенное значение в финансовой системе Российской Федерации имеют социальные государственные внебюджетные фонды: Пенсионный фонд РФ, Фонд социального страхования РФ, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования, территориальные фонды обязательного медицинского страхования, прямо не связанные с бюджетами различных уровней, находящиеся в распоряжении государства и имеющие сугубо целевой характер расходования денежных средств их образующих. Указанные фонды имеют общегосударственное значение, так как по размеру мобилизующих денежных средств они занимают главенствующее положение в государстве и призваны обеспечивать финансирование важнейших программ социального развития страны. На сегодня, как отмечается автором, можно констатировать сопоставимость суммарного бюджета социальных государственных внебюджетных фондов и федерального бюджета. Формирование и использование социальных государственных внебюджетных фондов, безусловно, являются органичной частью финансовой деятельности государства, так как опосредуется распределение национального дохода с последующим обособлением его части в целевых денежных фондах, предназначенных для финансирования потребностей нетрудоспособных лиц, постоянно или временно не участвующих в труде. Следует акцентировать внимание именно на финансовых отношениях, возникающих при выполнении социальной функции государства, так как в условиях недостаточно стабильной экономической ситуации их роль в государстве значительно возрастает.

Объем аккумулируемых средств страховыми организациями в страховых резервных фондах, правда, менее значителен по сравнению с денежными ресурсами социальных государственных внебюджетных фондов, но также сопоставим с федеральным бюджетом.

В условиях рыночной экономики с других позиций, в отличие от регулирования образования, перераспределения и использования централизованных страховых фондов, где государство выступает их полноправным хозяином, следует определять и понимать роль государства, государственное воздействие на образование, перераспределение и использование децентрализованных страховых резервных фондов страховых организаций. Как показало исследование, в условиях рыночной экономики основными целями финансово-правового регулятивного воздействия государства на деятельность страховых организаций являются:

- выполнение страховыми организациями принятых обязательств. Отсутствие средств у страховых организаций для расчетов по принятым обязательствам подрывает доверие не столько к конкретной страховой организации, сколько воплощается в претензиях населения к государственным институтам в целом. Поэтому государство не может находиться в стороне от публично-правового регулирования страховой деятельности и в императивном порядке, при помощи именно норм финансового права, властно обеспечивает процессы образования, перераспределения и использования страховых резервных фондов страховых организаций, денежные средства которых используются, в первую очередь, на выполнение обязательств перед страхователями, защита прав и интересов которых, особенно в силу их массовости, носит, безусловно, публичный характер;

- обеспечение финансовой устойчивости и платежеспособности страховых организаций. Посредством финансово-правового регулирования формирования, перераспределения и использования страховых резервных фондов страховых организаций обеспечивается финансовая устойчивость не только отдельных страховых организаций, но и страховой системы в целом как составной части финансовой системы государства. Таким образом, решаются и задачи финансовой стабильности в государстве, и задачи защиты интересов страхователей, то есть реализуется защита публичных интересов, интересов общества в целом. Именно поэтому инициатива по образованию страховых резервных фондов страховых организаций и принадлежит государству, инициируется властью;

- мобилизация и инвестирование денежных средств. Гарантированная государством защита прав и законных интересов страхователей способствует, стимулирует привлечение их денежных средств в страховую систему страны. Государство в лице управомоченного органа исполнительной власти, наделенного властными полномочиями, осуществляя финансово-правовое регулирование образования, перераспределения и использования страховых резервных фондов страховых организаций, обеспечивает не только принцип гарантированности защиты интересов страхователей, но и фактически реализует собственный принцип - привлечение посредством публично-правового регулирования, а именно при помощи норм финансового права, частного капитала страховых организаций в национальную экономику.

Таким образом, именно государство для достижения названных целей публичного характера, используя аппарат власти и управления, посредством финансово-правового регулятивного воздействия, а именно норм финансового права, на образование, перераспределение и использование страховых резервных фондов страховых организаций увязывает интересы страховых организаций, населения и государства в целом. Поэтому и порядок образования, перераспределения и использования страховых резервных фондов страховых организаций и регулируется нормативными финансово-правовыми актами именно главного органа исполнительной власти государства в сфере финансов - Министерства финансов РФ.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6