рефераты

рефераты

 
 
рефераты рефераты

Меню

Надежность коммерческих банков и основные методы ее определения рефераты

p> В работе использовались материалы ИЦ ”Рейтинг”, независимого агентства, работающее на рынке банковской информации, , монографии, статьи, данные финансовой отчетности предприятий и фирм.

Глава 1. Надежность коммерческих банков как необходимое условие развития банковской системы России


1.1. Факторы, определяющие надежность коммерческого банка. Основные подходы к оценке надежности коммерческих банков

В условиях продолжающейся рыночной нестабильности и кризиса в банках, принявшего скрытые формы, проблема оценки финансового состояния банка является актуальной. Актуальность этой проблемы стала еще выше после августовского банковского кризиса 1998г. еще выше. Последствиями этого кризиса стали: отсутствие ресурсов для продолжения кредитования различных секторов экономики, в том числе здоровой ее части что привело к стагнации производства, падению экспортного потенциала, другим негативным экономическим и социальным последствиям. Произошло огромное изъятие средств вкладчиков с банковских счетов, что привело к резкому сокращению ресурсной базы банков, снижение доверия к банковской системе и к отдельным банкам как со стороны самого банковского сообщества, так и со стороны корпоративных клиентов. «Замораживание» значительных объемов банковских активов в государственных ценных бумагах, потеря банками ликвидности, значительные убытки, в результате снижение суммарного капитала банковской системы практически до нуля.

Не лучше отношение к коммерческим банкам и у частных вкладчиков. На вопрос «Как изменится Ваше отношение к надежности вкладов в коммерческих банках после принятия закона "О гарантиях вкладов"?» участники опроса, проводимого ВЦИОМ, дали следующие ответы: Никак не изменится отношение у
2084 (80%) чел.; заметно улучшится - у 56 (2%) опрошенных; 416 (16%) чел. думают, что их отношение улучшится частично; у 47 (2%) респондентов отношение частично ухудшится и заметно ухудшится - у 56 (2%) опрошенных[6].

Диаграмма 1. Отношение населения к надежности коммерческих банков после принятия Закона о частных вкладах

В высшую группу надежности не попал ни один банк, к очень высокой группе относится только Сбербанк России, к высокой группе надежности относится только Внешторгбанк России, Газпромбанк, Международный московский банк.

В «Программе реструктуризации банковской системы России»[7] отмечены основные проблемы большинства российских банков, накопившиеся в течение 5-
6 лет и приведшие банковскую систему страны к глубокому системному кризису.
Этими проблемами являются:

. значительный объем выданных кредитов, которые либо не обслуживаются заемщиками, либо вовсе не могут быть возвращены заемщиками банкам, в результате чего значительный объем банковских активов оказался обесцененным и иммобилизованным;

. тесное переплетение экономических интересов банков и их крупных акционеров, являющихся одновременно клиентами банков и членами их финансово-промышленных групп, в результате чего политика банков проводилась исходя из корпоративных интересов отдельных групп клиентов и не учитывала интересы частных вкладчиков и других кредиторов;

. низкий профессионализм руководящего звена банков, а в ряде случаев – личная корыстная заинтересованность банковских менеджеров в проведении операций, нарушающих экономические интересы кредиторов и акционеров;

. использование некоторыми московскими банками значительных государственных бюджетных средств в качестве ресурсной базы для ускоренного наращивания размеров своего баланса и операций, что привело к чрезмерной зависимости таких банков от состояния государственного бюджета, а также к нерациональному использованию государственных средств.

В апреле 1999 года лицензию на проведение банковских операций имели более 600 московских организаций. В середине апреля в Москве прошел девятый съезд ассоциации российских банков (АРБ). Высокое собрание почтили своим присутсвием первые лица правительства и Центрального банка. Главной темой для обсуждения стало состояние российской банковской системы и поиск путей выхода из кризиса. Выступавшие отмечали, что совокупный капитал банковской системы России реально равен нулю, что денег на реструктуризацию банков в бюджете нет, а помощь будут оказываться избирательно только тем кредитным организациям, которые встроены в региональную и государственные системы.
Были и оптимистичные заявления о том, что реальность оказалась лучше мрачных прогнозов конца прошлого года.

Однако общий тон выступлений был все-таки минорный, а главным разочарованием прошедшего съезда, наверное, можно считать отсутствие единства между правительством, ЦБ и банковским сообществом относительно того, что нужно делать в сложившейся ситуации. Поэтому чего ждать дальше - массового отзыва банковских лицензий у так называемых "финансовых бомжей" или очередных кредитных вливаний в них остается только догадываться. Между тем заочно в полемику вокруг путей санации российской банковской системы вступил и председатель Всемирного банка Д.Вулферсон. Тон его заявления был достаточно жестским. Порекомендовав "быть здоровым и богатым", т.е. обанкротить банкротов и помочь тем, кто сможет устоять, г-н Вулферсон прозрачно намекнул на зависимость между успехами реформ в банковском секторе и получением Россией новых кредитов от ВБ. Так что дело по-прежнему за малым - начать и удачно завершить реструктуризацию российской банковской системы.

Реструктуризация банковской системы – это управляемый мерами
Правительства Российской Федерации и Банка России, действиями учредителей и руководителей кредитных организаций процесс преодоления финансовых трудностей банков, проявившихся в период финансового кризиса. Целями реструктуризации банковской системы являются:

. выделение жизнеспособного ядра банковской системы, увеличение ее капитала, улучшение качества активов, создание долгосрочной ресурсной базы для банковского обслуживания потребностей реальной экономики;

. выделение и ликвидация неплатежеспособных банков, не имеющих перспектив дальнейшего существования;

. выделение и реформирование крупных неплатежеспособных банков, ликвидация которых принесла бы значительные социальные и экономические издержки;

. восстановление доверия к банкам со стороны частных вкладчиков, корпоративных клиентов и иностранных партнеров;

. восстановление способности банковской системы проводить расчеты;

. защита вкладов населения, размещенных в банках;

. недопущение утраты банковских технологий и имущественных комплексов, которые могут быть использованы для ведения конкурентоспособной банковской деятельности в среднесрочной перспективе;

. отстранение неспособного к конструктивной работе банковского управленческого персонала, его замена на профессиональных банковских менеджеров, добросовестно защищающих интересы всех кредиторов и акционеров банка;

. привлечение к участию в капиталах банков новых собственников, в том числе иностранных инвесторов;

. восстановление нормального функционирования финансовых рынков, валютного, ценных бумаг, производных финансовых инструментов, межбанковского кредитного рынка.

В процессе реструктуризации банковской системы Правительство России,
Банк России и российские банки должны руководствоваться следующими основными принципами:

. приоритетность защиты интересов частных вкладчиков;

. равное отношение к корпоративным кредиторам, в том числе к иностранным;

. открытость процесса реструктуризации обязательств и активов банков перед кредиторами, вкладчиками и органами надзора;

. первоочередная экономическая ответственность старых собственников банка, выраженная в сокращении принадлежащего им банковского капитала;

. привлечение кредиторов к управлению банками, подлежащими реструктуризации;

. оказание государственной поддержки только тем банкам, которые самостоятельно стараются решить свои проблемы, принимают и успешно реализуют собственные программы финансового оздоровления.

Удачный выбор банка потребителями банковских услуг – предприятиями и частными лицами, подчас, не легкое дело. Наиболее важными критериями выбора банка, могут служить, во-первых, тип банка; во-вторых, ассортимент предоставляемых им услуг; в-третьих, качество и цена услуг и, наконец, самое главное – надежность (устойчивость) банка.

Под надёжностью банка понимается его способность без задержек и в любой ситуации на рынке выполнять взятые на себя обязательства. Поддержание устойчивости банков требует комплексного изучения их деятельности с применением широкого набора аналитических приемов.

Надёжность банка зависит от множества различных факторов. Условно их можно разделить на внешние и внутренние.

К внешним относятся факторы, обусловленные воздействием внешней среды на банк, то есть факторы, определяющие состояние финансового рынка, национальной и мировой экономики, политический климат в стране, а также форс-мажорные обстоятельства. Если же действие внешней среды относительно стабильно, то положение банка определяется внутренним (эндогенным) положением.

К внутренним относятся факторы, обусловленные профессиональным уровнем персонала, в том числе высшего, и уровнем контроля за проводимыми банком операциями, а также: стратегия банка, обеспеченность собственным капиталом, внутренняя политика банка.

Каждый из субъектов рынка (ЦБ, коммерческие банки, предприятия и организации, аудиторские фирмы, местные и центральные органы власти, физические лица) преследуют собственные цели при анализе финансового состояния банка. Однако общей целью анализа для всех субъектов является определение эффективности деятельности и степени надёжности банка.

Анализ финансового состояния коммерческого банка можно представить как внешний: со стороны ЦБ РФ, независимых рейтинговых агентств, потенциальных клиентов (вкладчиков, акционеров), и внутренний - внутренними аналитическими службами банка.

Существуют несколько подходов к анализу надежности КБ: со стороны ЦБ, на основе рейтинговой системы и на основе публикуемой отчетности.

1.2. Анализ надежности банков Банком России. Функции ЦБ направленные на поддержание надежности коммерческих банков

Центральный банк РФ выполняет роль главного координирующего и регулирующего органа денежно-кредитной системы России. Одной из основных целей его деятельности является обеспечение эффективной и стабильной работы всей банковской системы.

В связи с этим на ЦБ РФ возложен ряд функций:

. разработка и проведение кредитно-денежной политики;

. регулирование денежного обращения;

. регулирование деятельности кредитных организаций и осуществление контроля за ними;

. осуществление безналичных расчетов;

. хранение золотовалютных резервов страны.

Одной из основных функций ЦБ является надзор за деятельностью коммерческих банков. В успешном решении этой задачи большую роль играет система оценки финансового состояния банка. Такая оценка базируется на:

. расчете обязательных нормативов;

. анализе общей финансовой отчетности.

В последнее время также были разработаны и рекомендованы к широкому применению:

. анализ критериев проблемности коммерческих банков;

. анализ системы показателей деятельности коммерческого банка при принятии решений о выдаче ему кредитов Центробанка.

Как правило, в текущей работе подразделений ЦБ эти системы оценок используются комплексно. Информационной базой для анализа служат данные балансов банка, отчетов о прибылях и убытках, оборотные ведомости по балансовым счетам, общая финансовая, данные о выполнении установленных экономических нормативов, расшифровки дебиторско-кредиторской задолженности, другие формы отчетности и имеющаяся информация о деятельности данного коммерческого банка (вплоть до публикаций в печатных изданиях). Так как основным синтезирующим источником информации о деятельности коммерческого банка является баланс, анализ начинается с его
«чтения».

В ходе анализа баланса определяются специализация деятельности банка, состояние ликвидности, доходности степени рискованности отдельных банковских операций.

Анализ упомянутых выше форм отчетности и другой имеющейся информации о деятельности банка производятся: в динамике на ряд отчетных дат в сравнении с началом года и другими отчетными датами за период, не менее одного года; в сравнении с показателями деятельности других банков региона, имеющих примерно одинаковый размер уставного фонда, собственных средств (капитала).

Основными направлениями анализ деятельности банка являются:

1. Соответствие выполняемых банком операций оговоренным в выданной ему

Банком России лицензии.

2. Выполнение банком установленных экономических нормативов (количество случаев нарушений каждого норматива, причин этого, принимаемые меры).

3. При появлении в балансе банка новых балансовых счетов, ранее им не используемых, а также при значительном (в несколько раз) росте остатков по тем или иным балансовым счетам, значительном удельном весе отдельных балансовых счетов к итогу баланса необходимо рассмотрение правомерности причин этого с получением от банков, при необходимости, дополнительных справок, расшифровок.

4. Полнота сформированного банком резервного фонда, источники его увеличения. При анализе баланса банка необходимо обращать внимание на источники формирования резервного фонда банка. В резервный фонд могут также перечислятся единовременные взносы акционеров, пайщиков банка (при этом банком должны быть обязательно уплачены налоги на прибыль и на добавленную стоимость), но только на безвозвратной основе.

5. Достаточность созданного банком резерва на возможные потери по ссудам исходя из качества кредитного портфеля банка.

6. Анализ структуры доходов, расходов и прибыли коммерческих банков производится на основе отчета о прибылях и убытках и баланса. При анализе доходов (расходов) следует определить удельный вес каждого вида доходов (расходов) в их общей сумме. Динамика доходных

(расходных) статей может анализироваться на основе их сравнения с предыдущим периодом или плановыми показателями. Увеличение доли доходов от небанковских операций или прочих доходов свидетельствует об ухудшении качества управления активными операциями банка.

7. Состояние платежной дисциплины банка: анализ остатков в кассе банка и на его корреспондентском счете в РКЦ, наличие просроченной задолженности по централизованным кредитным ресурсам и полученным межбанковским кредитам, наличие не оплаченных банком исполнительных документов и расчетных (платежных) документов в рублях и иностранной валюте, неудовлетворительных претензий вкладчиков и т.п.

При анализе деятельности коммерческих банков используются показатели, предусмотренные в Методике системы раннего реагирования по выявлению проблемных банков.

В методике проблемные банки разбиваются на три группы:

Группа 1 – банки, имеющие первые признаки проблемности.

Группа 2 – банки, испытывающие временные трудности.

Группа 3 – банки с первыми признаками банкротства.

К первой группе относятся банки, имеющие один или несколько из перечисленных ниже признаков:

1. Убыточная деятельность банка на одну отчетную дату.

2. Несоблюдение норматива достаточности капитала на отчетную дату.

3. Недовзнос в фонд обязательных резервов.

4. Наличие просроченной задолженности свыше 5 % от суммы кредитных вложений.

5. Наличие информации о резком изменении в составе собственников или руководителей банка.

6. Наличие неоплаченных документов клиентов и претензий к корреспондентскому счету на 4 даты в течение месяца и более.

Ко второй группе относятся банки, имеющие признаки 1-ой группы и один или несколько из перечисленных ниже признаков:

1. Убыточная деятельность банка на протяжении трех последних месяцев.

2. Несоблюдение норматива достаточности капитала и других нормативов в течение трех последних месяцев без принятия коррективных мер.

3. Рост в течение последних трех месяцев удельного веса просроченной задолженности в общем объеме кредитных вложений (свыше 6 %).

4. Недостаток созданного резерва на возможные потери по ссудам.

5. Наличие неоплаченных документов клиентов и претензий к корреспондентскому счету на 6 дат и более в течение месяца.

К третьей группе относятся банки, имеющие признаки 1-й и 2-й группы и один или несколько из перечисленных ниже признаков:

1. Убыточная деятельность банка на протяжении последних 12 месяцев.

2. Несоблюдение норматива достаточности капитал и других нормативов в течение последних 12 месяцев без принятия коррективных мер.

3. Отсутствие положительного аудиторского заключения.

4. Непрерывное ухудшение в течение последних 12 месяцев качества кредитного портфеля: рост удельного веса просроченной задолженности в общем объеме кредитных вложений при резерве на возможные потери по ссудам ниже 60 % от установленного нормативными документами Банка

России.

5. Наличие неоплаченных документов клиентов и претензий к корреспондентскому счету на 11 дат и более в течение месяца

1.3. Анализ надежности коммерческого банка на основе рейтинговой системы

Наряду с функциональным, структурным и факторным видами анализа, раскрывающими процессы формирования денежных потоков и финансового состояния банка, важное место занимает рейтинговый анализ, дающий возможность пользователям его результатов оценивать деятельность одного банка в сравнении с другим для принятия экономических решений: вкладчикам и кредиторам - осмысленно размещать свои денежные средства, инвесторам - рационально выбирать объект приложения капитала и прогнозировать дальнейшую стратегию развития банка. В основе рейтинговых оценок лежит обобщенная характеристика по конкретному признаку (критерию), позволяющему ранжировать банки в четкой последовательности по мере убывания данного признака или расположить их по определенным группам. Критериальные сравнения могут опираться на количественные и качественные показатели, характеризующие масштаб развития и степень надежности банка. Однако цель рейтингового анализа не сводится к безошибочному доказательству абсолютной устойчивости банков.

Необходимо учитывать специфику рыночной экономики, ее непредсказуемость с постоянной изменчивостью среды создания и продвижения на рынок товаров и услуг. В условиях, когда поведение экономических субъектов и индивидуумов носит вероятностный характер и не поддается точному прогнозированию, любой вид предпринимательства, включая и банковский (где все жестко состыковано по срокам и обязательствам), неизбежно связан с риском убытков и потерь.

Оптимальным с точки зрения надежности считается банк, у которого объем работающих (рисковых) активов не превышает собственный капитал; средства на расчетных счетах клиентов полностью покрываются ликвидными активами; риску подвергается не более трети всех доверенных ему средств; суммарные обязательства банка полностью обеспечены ликвидными активами, недвижимостью и ценностями; капитал инвестирован в недвижимость и ценности; средства, направленные на развитие банка, втрое превышают взносы учредителей.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5