рефераты

рефераты

 
 
рефераты рефераты

Меню

Методология и организация краткосрочного кредитования субъектов хозяйствования рефераты

В случае классификации задолженности как проблемной, весь комплекс мероприятий по ее погашению может быть разделен на два этапа;

- внесудебная (согласительная) процедура:

- судебный (принудительный) порядок.

Согласительная процедура работы с проблемной задолженностью включает в себя период с момента вынесения задолженности либо ее части на счета по учету просроченной задолженности и до момента исчерпания банком всех возможностей добровольного урегулирования с должником вопроса погашения проблемной задолженности и обращения в органы нотариата или обращения в суд.

Основные мероприятия, проводимые в рамках согласительной процедуры:

- предъявление учреждением банка платежного требования с предварительным акцептом;

- взыскание задолженности в установленном порядке с гаранта (поручителя); обращение с уведомлением к страховщику;

- погашение задолженности по договору путем заключения договоров об уступке требования, о переводе долга в установленном законодательством порядке;

- предоставление взамен исполнения обязательств отступного, заключение договора новации, зачет встречных однородных требований;

- изъятие (что должно быть предусмотрено договором финансовой аренды) у лизингополучателя объекта лизинга, являющегося собственностью банка (при наличии возможностей его последующей передачи в лизинг либо реализации и погашения, таким образом, задолженности по лизингу в части основного долга; или отсутствие реальных перспектив возмещения задолженности в денежной форме).

При неурегулировании (непогашении) задолженности в рамках согласительной процедуры возможны следующие решения:

1) обращение с иском в суд к должнику, поручителю; обращение в правоохранительные органы;

2) проведение иных мероприятий, не противоречащих законодательству.

Окончательное решение о дальнейшем ходе работы по взысканию просроченной задолженности с должника принимается руководителем учреждения банка.

Естественно, упомянутые в последнюю очередь мероприятия по ликвидации задолженности по кредиту являются крайней мерой банка, применяемой лишь в особых случаях, т.к. такие процедуры, являются весьма болезненными как для должника, так и для банка.

В связи с этим, одним из основных способов работы с проблемными кредитами является всесторонний мониторинг деятельности субъектов хозяйствования, в ходе которого банк имеет право потребовать от кредитополучателя разработки и представления в банк программы по текущему оздоровлению его деятельности. Причем программа должна содержать конкретные мероприятия, с указанием сроков, ответственных исполнителей и планируемого эффекта от их реализации. Кроме того, в процессе мониторинга банк:

- анализирует причины, повлекшие за собой образование просроченной, сомнительной задолженности по кредитам банка, полноту принятия юридическим лицом мер, направленных на погашение просроченных, сомнительных кредитов;

- в лице уполномоченного лица, может принимать участие в работе органов юридического лица (Правление, совет директоров, совещания, собрания акционеров и др.);

- контролирует выполнение планов текущего и перспективного развития юридического лица, предусматривающих проведение мероприятий по его финансовому оздоровлению, восстановлению платежеспособности и возврат кредитов банку;

- участвует в разработке маркетинговой политики с целью определения наиболее оптимального ассортимента и структуры производства продукции;

- осуществляет постоянный контроль за финансовым состоянием юридического лица. При проведении финансового анализа использует: отчетный бухгалтерский баланс, отчеты о прибылях и убытках, о движении капитала, о движении денежных средств и другие формы отчетности, данные первичного и аналитического бухгалтерского учета, которые расшифровывают и детализируют отдельные статьи баланса;

- осуществляет наблюдение за движением денежных средств по всем счетам юридического лица. Особое внимание должно быть уделено своевременности и полноте поступления выручки от реализации продукции на текущие счета, контролю за проведением бартерных сделок, работе, проводимой юридическим лицом по сокращению дебиторской задолженности за отгруженную продукцию, а также вопросам сбалансированности денежных потоков, позволяющим обеспечить наиболее эффективное использование юридическим лицом собственного и заемного капитала;

- изучает организационную схему управления юридическим лицом, наличие у него обособленных структурных подразделений, филиалов и движение их финансовых потоков [34, с. 6].

Все выше перечисленные мероприятия направлены на повышение качества кредитного портфеля. На наш взгляд, целесообразно будет определить основные рекомендации ОАО “Белагропромбанк” в области кредитования, направленные на улучшение качества кредитного портфеля и минимизацию кредитного риска:

- при рассмотрении кредитуемых проектов предпочтение отдавать проектам импортозамещения, осуществляемым в рамках государственных программ;

- устанавливать лимит задолженности по активным операциям банка с юридическими лицами;

- кредитные операции в отношении юридических лиц, не имеющих доли государства в уставном фонде, осуществлять при условии их прибыльной работы;

- разработать в отношении кредитополучателей, систематически нарушающих условия кредитного договора (два и более раз) программу, предусматривающую конкретные меры по упреждению возникновения проблемных кредитов, а также индивидуальный план работы по ликвидации уже имеющихся долгов;

- осуществлять постоянный контроль за достаточностью залогового обеспечения, исходя из конъюнктуры рынка;

- направлять представителей банка в качестве наблюдателей за финансово-хозяйственной деятельностью предприятий, не обеспечивающих своевременное погашение кредитов и выполнения условий договора залога.


ЗАКЛЮЧЕНИЕ


В результате проведенного исследования сделаны следующие выводы:

1) Основой организации кредитных отношений банка с кредитополучателями является кредитная политика банка, которая представляет собой стратегию и тактику деятельности банка в области кредитования клиентов. Кредитная политика содержит перечень процедур кредитования и обязанностей сотрудников банка, реализующих данные процедуры. Основными целями кредитной политики являются: выполнение параметров, определенных основными направлениями денежно-кредитной политики на 2006год, оказание кредитной поддержки юридическим лицам, формирование качественного и доходного кредитного портфеля и другие.

Соблюдение положений кредитной политики позволяет банку сформировать кредитный портфель, способствующий обеспечению прибыльности работы банка, контролю за кредитными рисками, соблюдению законов в области банковской деятельности.

2) Кредитные отношения банка с юридическими лицами представляют собой отношения, при которых банк (кредитор) предоставляет от своего имени и за свой счет привлеченные и/или собственные средства субъектам хозяйствования (кредитополучателям) на условиях возвратности, платности, срочности и обеспеченности.

Этапами кредитных отношений банка с юридическими лицами являются:

1) мониторинг финансово-хозяйственной деятельности кредитополучателя;

2) оформление и выдачу кредита;

3) контроль банка за использованием кредита;

4) погашение кредита и начисленных по нему процентов.

3) Диагностика кредитоспособности заемщика, как один из этапов

кредитных отношений, является одним из инструментов управления кредитным риском. Оценка методики, применяемой в практике ОАО“Белагропромбанк” показала, что кредитоспособность заемщиков определяется рейтинговым способом на основании ряда показателей (коэффициентов независимости, обеспеченности собственными оборотными средствами, текущей ликвидности). Анализ кредитоспособности ЗАО “Копыльское” и КХ “Элита-К” позволил сделать следующие выводы: ЗАО “Копыльское” является платежеспособным предприятием, с хорошими показателями, имеет устойчивое финансовое положение, постоянно наращивает собственные оборотные средства; КХ “Элита-К” обладает средним уровнем кредитоспособности и низкой финансовой устойчивостью, однако имеет прибыль и способно рассчитываться по своим долгам при условии своевременных расчетов дебиторов за отгруженную продукцию.

4) По результатам анализа кредитного портфеля отделения ОАО “Белагропромбанк” сделаны следующие выводы. Структура кредитного портфеля по типам контрагентов отражает специфику системы ОАО “Бклагропромбанк” по состоянию на 01.04.2006г. потребительским кредитам принадлежит 73,35% в валовом кредитном портфеле. В структуре кредитных операций с юридическими лицами преобладают краткосрочные кредиты, доля которых на01.01.2005г. составила 55,9%, на 01.04.2006г. - 65,3%. Низкий удельный вес долгосрочных кредитов объясняется отсутствием окупаемых инвестиционных проектов у клиентов банка. Банк активно проводит операции факторинга, лизинга, доля которых в динамике постоянно растет.

Анализ качества кредитного портфеля показал, что доля проблемной кредитной задолженности на балансе филиала остается в пределах 5%, что соответствует стандартам, принятым в мировой банковской практике.

5) В качестве основных проблем кредитования можно выделить

следующие:

-   наличие больших кредитных рисков;

-   проблема снабжения экономики заемными средствами из-за не

-   хватки денежных средств у банковских учреждений;

-   недоступность кредитов в силу высокого уровня ссудного процента;

-   сложность оформления залогового обеспечения;

-   отсутствие унифицированной системы процедуры кредитования

-   и оформления документации;

-   высокий уровень монополизации банков и административного

-   регулирования их деятельности.

6) Основными мероприятиями минимизации кредитного риска являются:

а) установление лимитов для филиалов банка и для отдельных

кредитополучателей;

б) диверсификация кредитного портфеля;

в) разработка индивидуальных условий кредитного договора по каждой сделке;

г) интенсивный кредитный мониторинг;

д) регулярный анализ финансово- хозяйственной деятельности должника;

е) постоянное развитие (обучение) персонала банка.



СПИСОК СПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

1. Инструкция о порядке предоставления (размещения) банками денежных средств в форме кредита и их возврата от 30 декабря 2003 г, № 226 //Рэспублика. - 2004. -19 лют. - С. 6-12.

2. Инструкция по анализу и контролю за финансовым состоянием и платежеспособностью субъектов предпринимательской деятельности// Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь. - 2004. - 8/11057.

3. Афанасьева О.Н. Проблемы банковского кредитования реального сектора экономики //Банковское дело. - 2004. - №4.- С.34-37.

4. Банковское дело: Учеб. / В.И. Колесников, Л.М. Кролевецкая. - М.: Финансы и статистика, 2001.- 464 с.

5. Банковский кодекс Республики Беларусь: Принят Палатой представителей 3 октября 2000года. Одобрен Советом Республики 12 октября 2000 года. - Мн.:Амалфея, 2004.-192 с.

6. Выборова Е.Н. Особенности диагностики кредитоспособности субъектов хозяйствования //Финансы и кредит. - 2004.- №1.- С. 17-22.

7. Гермавнович Г.В., Русинова А.Г. Мониторинг и моделирование оценки платежеспособности предприятий // Белорусский экономический журнал. -2003.-№3.-С. 51-57.

8. Горбач П. Сумма кредита и лимит: условия договора // Банковский вестник. - 2003. -№28.-С. 51-53.

9. Горбач П. Срок пользования кредитом // Банковский вестник.- 2003. -№34. - С.53-54.

10. Горник Л. Кредитные отношения и их значение в развитии экономики Республики Беларусь // Все для бухгалтера.- 2000.- №27.- С.4-7.

11. Горюков И.В. Критериальный анализ оценки качества ссуд корпоративным заемщикам // Банковские услуги. - 2004.- №5. - С. 11-21.

12. Давыдов А. Исправление ошибок при кредитовании // Валютное регулирование и ВЭД. - 2003.- №8.- С. 9 - 15.

13. Драенкова Е. Оценка кредитного риска в филиалах банков // Банковский вестник. - 2005. - №7. - С. 39-41.

14. Ендовицкий Д.А., Бочарова И.В. Анализ соблюдения заемщиком требований по обеспечению кредита // Экономический анализ: теория и практика.-2004.-№14.- С. 2-11.

15. Жоваников В.Н. Менеджмент кредитных рисков: теоретические аспекты и практические решения // Финансы и кредит. - 2003.- №10. - С. 2 -15.

16. Жуковский СВ. Получение банковского кредита - своего рода искусство, которому надо учиться // Экономика. Финансы. Управление. - 2003. - № 10.- С.103-110.

17. Кабушкин С.Н. Управление банковским риском: Учеб. пособие, - М.: ООО "Новое знание", 2004. - 336 с.

18. Кабушкин С.Н. Методика оценки совокупного риска кредитного портфеля банка // Экономика. Финансы. Управление. - 2004. - №7. - С. 88-91.

19. Кабушкин С.Н. Методика оценки совокупного риска кредитного портфеля банка // Экономика. Финансы. Управление. - 2004. - №8.- С.90 -95.

20. Караченцева Т. Реформирование кредитных отношений в Беларуси

Банковский вестник. - 2002. - № 34. - С. 41 - 46.

21. Кашин Р. Практические аспекты применения отдельных способов

обеспечения обязательств (залог, поручительство, задаток) // Юрист.- 2005. -№1.-С. 16-18.

22. Кисель С. Банковское кредитование: условия и тенденции развития в Беларуси//Банковский вестник. -2004. -№31. -С. 16-23.

23. Ковалев М. Белорусский банковский рейтинг по итогам первого квартала 2004г. //Вестник Ассоциации белорусских банков. - 2004. - №22. - С. 12-1

24. Кредитно- депозитный рынок: Банковский портфель 2006 года: учеб - метод.пособие / С.И.Пупликов, С.Г.-Голубев. Мн.: Тонпик, 2006.-228с.

25. Лаврушин О.И. Кредит как самостоятельная категория социалистического воспроизводства.- М.: Финансы и статистика, 1989. -213 с.

26. Ли О.В. Об оценке кредитоспособности заемщика (российский и зарубежный опыт) // Деньги и кредит.-2005.-№2.-С.50-54.

27. Лисак Б. Основные инструменты анализа деятельности клиента банка и риск "финансового рычага" // Вестник Ассоциации белорусских банков. - 2003.-№46. -С. 28-32.

28. Назаров А. Отдельные вопросы порядка предоставления и возврата кредитов в белорусских рублях // Главный бухгалтер. Банковская деятельность.-2004. -№2.-С. 43-51.

29. Назаров А.Л. Порядок предоставления (размещения) банками денежных средств в форме кредита и их возврата // Экономика. Финансы. Управление. - 2004. - №4. - С. 98-111.

30. Овсейко С. Новое в банковском кредитовании // Главный бухгалтер. -2004.- №25.-С. 35-37.

31. Организация деятельности коммерческих банков: Учеб. / Г.И. Кравцова, Н.В. Васеленко, И.К. Козлова и др.; Под общ. ред. Н.К. Кравцовой. - Мн.: БГЭУ, 2001.-512 с.

32. Панова Г.С. Кредитная политика коммерческого банка. - М.: ИКЦ "ДИС", 1997.-592 с.

33. Пивоварова Е. Анализ условий кредитования в Республике Беларусь // Планово - экономический отдел. - 2005. - №19. - С. 28 - 32.

34. Пищанская И .В. Организация деятельности коммерческих банков: Учеб. пособие. - М: ИНФРА-М, 2001. - 320 с.

35. Прокопович П.П. Об итогах выполнения основных направлений денежно-кредитной политики за 2004 год и задачи банковской системы на 2005 год // Банковский вестник. - 2005. - №4 .- С. 4-9.

36. Рабец Н.А. Ответственность кредитополучателя за неисполнение обязательств по кредиту // Экономика. Финансы. Управление. - 2003. - №6. -С.102-107.

37. Хенни Ван Грюнинг. Анализ банковских рисков. Система оценки корпоративного управления и управления финансовыми рисками. - М.: "Весь мир", 2003.-290с.

38. Чернявский Ф. Кредитный ресурс для предпринимателей // Дело. -2004. -№151. -С. 28-30.



ПРИЛОЖЕНИЕ 1

Анализ ликвидности активов, выступающих в качестве обеспечения по банковскому кредиту

Таблица П.1.1 Анализ ликвидности активов, выступающих в качестве обеспечения по банковскому кредиту


Вид обеспечения

Способность превращения в денежные средства

Способность генерировать денежный поток


Интересы кредитора

1

2

3

4

Средства в рублях и валюте на счетах в банке

Высокая

Низкая

Получение

денежных средств

Гарантия/поручительство крупного банка или крупной организации


Высокая



Низкая

Получение денежных средств



Векселя/депозитные сертификаты



Высокая



Низкая

Владение финансовыми инструментами; предъявление к оплате; зачет в счет своих обязательств

Залог под экспортную Выручку

Высокая

Низкая

Получение денежных средств


Залог прав на дебиторскую Задолженность и векселя юридических лиц



Средняя



Низкая

Владение финансовыми инструментами; предъявление к оплате; зачет в счет своих обязательств


Акции банков (компаний)


Средняя


Средняя

Владение в целях получения дохода, контроль над организацией; реализация

Объекты недвижимости (нежилые помещения/жилые помещения)



Низкая



Средняя

Владение активами; использование в своих структурах; реализация

Залог товаров в обороте/транспортных средств и технологического оборудования



Низкая



Высокая

Реализация; передача дочерним структурам для обеспечения их деятельности

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8