рефераты

рефераты

 
 
рефераты рефераты

Меню

Лизинговый кредит рефераты

·        недостаточная прозрачность, транспорентность лизингодателей и лизингополучателей, ограниченная информация о клиентах;

·        проблемы с методологией формирования статистики лизинга в стране [1, с.28].

В мировой практике лизинг является инструментом преимущественно для малого и среднего бизнеса. Эту нишу лизинг занимает, прежде всего, в силу своей низкой рисковой природы. Предмет лизинга, остающийся в собственности лизингодателя до окончания срока сделки, является для него гарантией (зачастую единственной п достаточной) успешного осуществления сделки. Поскольку в большинстве развитых стран лизинг не пользуется столь значительными налоговыми льготами, как в России, низкий уровень рисков становится основным преимуществом этого инструмента. Вследствие этого основными клиентами лизинговых компаний становятся средние и малые предприятия, которым труднодоступно иное финансирование [8, с. 61].

2.4. Структура российского рынка лизинга и ее изменения

2.4.1. Отраслевая структура


Стратегия развития лизинговой компании может предусматривать сосредоточение деятельности на относительно специальном направлении, например, на лизинге строительного оборудования или энергетического, или машиностроительного и т. д. В свою очередь, одним из основных преимуществ универсализации является устойчивость лизинговой компании, возможность быстрого реагирования на потребности рынка, сокращение портфельных рисков.

Основная доля нового бизнеса в 2006 г. пришлась на лизинг железнодорожного тягового и подвижного состава, грузового и легкового автотранспорта. Указанные сегменты почти удвоили свою долю на рынке по сравнению с 2005 годом и в совокупности составили более 50 % рынка. Данное соотношение характерно для многих стран с развитой сферой лизинга [2, с. 27].

Наиболее интересны те сегменты рынка, в которых закрепились однозначные тенденции к быстрому росту их удельного веса в общем объеме лизингового бизнеса. Так, за три года прирост лизинга автотранспортных средств вырос более чем в шесть раз, а прирост за год составил $2055 млн.

Крупные сделки, превышающие $100 млн, заключались с энергетическим оборудованием. Как правило, проекты со сложным технологическим оборудованием требуют большой подготовительной и сопроводительной работы, включая сложные операции по доставке дорогостоящего имущества лизингополучателю. За год новый лизинговый бизнес в электроэнергетике вырос с $471 млн до $2143 млн.

Рост лизинговой активности в машиностроении и металлообработке по сравнению с 2006 г. оценивается в $425 млн, что обусловлено необходимостью замены старых производственных фондов и появившейся у лизинговых компаний возможностью финансировать долгосрочные сделки.

Железнодорожный подвижной состав является одним из самых востребованных лизингополучателями (увеличение на $1969 млн), поскольку риски здесь наименее значимы. Понятной для кредиторов является система тарифов на перевозки, и, следовательно, легко просчитывается доходность клиентов.

Заметные изменения произошли с лесозаготовительным и деревообрабатывающим оборудованием ($105 млн), пищевым, торговым, упаковочным ($102 млн). Пятикратно увеличились лизинговые операции с классической недвижимостью – зданиями и сооружениями (с $73 млн до $371 млн). Причем в этом сегменте рынка работала каждая третья лизинговая компания, и происходило это несмотря на наличие дополнительных рисков, связанных с проведением сделок с недвижимостью. В частности, договору купли-продажи предмета лизинга, при котором меняется собственник и необходимо зарегистрировать право собственности на недвижимость, должно предшествовать заключение договора лизинга. В свою очередь, договор лизинга считается заключенным только с момента его государственной регистрации [16].

Полная отраслевая структура договоров лизинга представлена в Таблице 5 [16].


Структура договоров лизинга, заключенных в 2005-2006 годах


N

Виды лизингового имущества

Удельный вес в общем объеме нового лизингового бизнеса, %

Количество лизингодателей,
представленных в сегменте рынка

2005

2006

2005

2006

1

Автотранспортные средства для перевозки грузов

12,7

12,7

116

127

2

Легковые автомобили

6,4

6,8

117

131

3

Пассажирские микроавтобусы

0,6

0,4

44

46

4

Автобусы

4,8

4,2

69

85

5

Авторемонтное и автосервисное оборудование

0,3

0,2

46

53

6

Средства связи и телекоммуникации

4,8

1,6

55

61

7

Компьютеры и оргтехника

2,1

1,5

69

87

8

Мебель и офисное оборудование

0,2

0,1

32

46

9

Нефте- и газодобывающее и перерабатывающее оборудование

1,5

2,1

18

20

10

Геологоразведочная техника

0,4

0,7

10

26

11

Сельскохозяйственная техника

6,1

3,1

41

41

12

Железнодорожный подвижной и тяговый состав

19,7

21,4

37

47

13

Строительное оборудование и техника, включая строительную спецтехнику на колесах

7,2

6,6

94

113

14

Дорожно-строительное оборудование и техника

3,1

3,3

53

81

15

Оборудование для производства и обработки стекла

0,6

0,5

13

18

16

Машиностроительное и металлообрабатывающее оборудование

3,8

4,5

69

78

17

Металлургическое оборудование

0,2

0,6

13

31

18

Горная техника

0,6

0,6

16

27

19

Энергетическое оборудование

5,5

12,5

40

66

20

Полиграфическое оборудование

1,4

1,3

52

67

21

Оборудование для производства тканей и одежды

0,2

0,1

14

22

22

Оборудование для пищевой промышленности

3,7

2,0

71

84

23

Торговое оборудование

1,1

1,1

55

81

24

Упаковочное оборудование

0,7

0,2

32

37

25

Погрузчики и складское оборудование

0,8

0,9

67

84

26

Лесозаготовительное оборудование и лесовозы

0,4

0,5

31

42

27

Деревообрабатывающее оборудование

1,2

0,9

56

62

28

Бумагоделательное оборудование

0,3

0,1

10

13

29

Химическое оборудование, всего

1,1

0,8

26

51

30

Оборудование для развлекательных мероприятий

0,3

0,4

24

33

31

Специализированное оборудование для ЖКХ

0,1

0,5

16

34

32

Специализированное банковское оборудование

0,2

0,1

14

21

33

Медицинская техника и фармацевтическое оборудование

0,3

0,2

28

38

34

Суда (морские и речные)

0,2

0,8

9

22

35

Авиатехника

4,5

2,5

15

16

36

Здания и сооружения

0,9

2,2

23

57

37

Другое имущество

2,0

2,0

2.4.2. Региональная структура


Географически российский лизинговый бизнес представлен на 53 % московскими компаниями, на 10 %  – петербургскими и на 37 % компаниями из других регионов – областей, краев, республик Российской Федерации. Такое распределение не является определяющим для оценки рынка, уровня его концентрации. Предполагается, что главную для экономики России роль имеет не столько место регистрации компании, сколько регион, где она осуществляет свою деятельность и где предприятия и организации могут воспользоваться ее услугами. Аналитическая информация, полученная по результатам обследования  лизингодателей, а также данные предыдущих лет позволят сделать ряд важных выводов применительно к региональному лизингу.

Во-первых, по всем регионам имел место абсолютный рост стоимости новых, заключенных в течение года, договоров лизинга, по которым началось финансирование (New Production), то есть объемов нового лизингового бизнеса. 

Во-вторых, наблюдается явно выраженная тенденция постоянного увеличения удельных значений по показателю стоимости новых заключенных договоров лизинга. Она  наблюдалась в течение последних трех лет в Уральском федеральном округе (с 5,1 до 9,3 %), Санкт-Петербурге и Ленинградской области (с 7,7 до 9,6 %) и Москве (с 31,0 до 43,0 %). Это связано прежде всего с инвестиционной привлекательностью регионов, наличием интересных для лизингового исполнения проектов. 

В-третьих, удельный вес стоимости заключенных местными лизинговыми компаниями договоров не являлся доминирующим. Продолжился процесс движения лизинговых инвестиций из Москвы, Санкт-Петербурга в другие регионы. Так, бизнес столичных лизинговых компаний (из числа обследованных) представлен в Москве на 45,8 %, а 54,2 % приходится на договоры, которые заключались в других регионах страны. Например, на Дальнем Востоке удельный вес нового лизингового бизнеса на 80,7 % принадлежал московским компаниям; в Сибири – 65,4; на Урале – 60,2; в Приволжье – 62,3; на Юге – 72,5; на Северо-Западе (без Санкт-Петербурга и Ленобласти) – 59,5; в Санкт-Петербурге и Ленинградской области – 51,2; в Центре (без Москвы) – 87,1; в Москве – 82,4 %. По лизинговым компаниям с зарубежным капиталом или большой долей зарубежного капитала (18 %), а они в основном располагаются в Москве, за исключением одного стомиллионника во Владивостоке, стоимость новых договоров лизинга в 2006 г. составила 15,6% всех обследованных лизингодателей.

В-четвертых, в 2005 – 2006 гг. произошло заметное увеличение представительства лизинговых компаний в регионах. Это способствовало сокращению концентрации и некоторому увеличению конкуренции на региональных лизинговых рынках. Многие столичные компании открыли филиалы и представительства во многих городах, и это позволяет им существенно приблизиться к потребителям лизинговых услуг, быть более мобильными и внимательными во взаимоотношениях со своими клиентами, работать на перспективу.

В-пятых, на относительное изменение региональной структуры лизинга также повлияли более дешевые финансовые ресурсы в Москве и Санкт-Петербурге или привлекаемые столичными банками из других стран.

В-шестых, динамика и удельный вес лизинга железнодорожного подвижного и тягового составов – 21,4 % от всего российского лизинга. Наличие монопсонии  или олигопсонии, то есть в данном случае одного или небольшой группы лизингополучателей, которые контролируют спрос в этом сегменте рынка  (один из наиболее крупных лизингополучателей – РАО РЖД – находится в Москве) [15].

Региональная структура рынка лизинговых услуг представлена в Таблице 6 [16].

 Таблица 6

Лизингоемкость инвестиций по регионам Российской Федерации

в 2004-2006 годах

Регион Российской Федерации

Удельный вес лизинга в инвестициях в основной капитал в общем объеме инвестиций в основной капитал, %

2004

2005

2006

Дальневосточный

7,9

6,2

5,3

Сибирский

7,2

4,3

7,3

Уральский

1,7

2,4

4,7

Приволжский

4,8

4,9

5,6

Южный

5,1

2,6

3,1

Северо-Западный (без Санкт-Петербурга и Ленобласти)

6,0

3,4

3,6

Санкт-Петербург и Ленобласть

7,4

7,7

12,6

Центр (без Москвы)

5,2

5,2

5,9

Москва

8,6

12,8

26,0

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5