Кредитование предприятий среднего и малого бизнеса
Финансовая
поддержка осуществляется в соответствии с требованиями нормативных документов,
регламентирующих работу ОАО «РосБР» по Программе.
В
2010 году РосБР планирует выдать через систему банков-партнеров кредиты малому
и среднему бизнесу на сумму не менее 55 млрд. рублей, через лизинговые компании
и микрофинансовые организации – почти 20 млрд. рублей.
Участие
государства в инвестиционных проектах и поддержка инновационного малого и
среднего предпринимательства осуществляется через Российскую венчурную компанию
(РВК). РВК была создана, в соответствии с Распоряжением Правительства РФ №838-р
от 7 июня 2006 года, с целью стимулирования создания в России собственной
индустрии венчурного инвестирования, развития инновационных отраслей экономики
и продвижения на международный рынок российских наукоемких технологических
продуктов.
Роль
РВК в инновационной системе России – это роль государственного фонда венчурных
фондов, через который осуществляется государственное стимулирование венчурных
инвестиций и финансовая поддержка высокотехнологического сектора бизнеса.
Приоритетные
направления инвестирования средств венчурных фондов, создаваемых с участием РВК
– безопасность и противодействие терроризму; живые системы (биотехнологии,
медицинские технологии и медицинское оборудование); индустрия наносистем и
материалов; информационно-телекоммуникационные системы; рациональное
природопользование; транспортные, авиационные и космические системы; энергетика
и энергосбережение.
В
рамках деятельности ОАО «Российская венчурная компания» совместно с Фондом
содействия развитию малых форм предприятий в научно технической сфере
запускается схема стимулирования «посевного» финансирования, с внедрением
которой станет возможным получение перспективных инновационных проектов на
самых ранних стадиях для последующего финансирования их уже из средств
сформированных венчурных фондов.
Финансирование
за счёт средств фонда посевных инвестиций в объёме до 75% требуемых вложений
смогут получать компании, ведущие инновационные проекты на самых ранних
стадиях. Поддержку в рамках указанного фонда смогут получить около 100 компаний.
Организация
«посевного» финансирования с участием ОАО «РВК» позволит использовать
потенциал регионов и научных центров, имеющих наиболее развитую инновационную
инфраструктуру (бизнес-инкубаторы, технопарки, ОЭЗ технико-внедренческого
типа), создать дополнительную мотивацию для учёных-инноваторов,
предпринимателей, готовых развивать инновационные бизнесы, венчурных
капиталистов, способных финансировать технологические проекты, а также
инвестиционных посредников, имеющих компетенции в структурировании проектов на
ранних стадиях.
Заключение
Кредитование
малого и среднего бизнеса растет впечатляющими темпами. Однако для большинства
малых предприятий доступ к заемным средствам все еще ограничен: подход банков к
оценке их бизнеса остается крайне жестким.
Кредитование
малого и среднего бизнеса по-прежнему остается очень привлекательным сегментом
для российских банков. С каждым годом многие банки запускают новые специализированные
программы кредитования МСБ (в том числе начато сотрудничество с Российским
банком развития, реализующим государственную программу поддержки МСБ). Многие
финансовые институты смягчают требования к потенциальным заемщикам, в частности
в отношении обеспечения.
Стремительный
рост кредитования привел к заметному увеличению кредитного портфеля МСБ – на
14,5% по сравнению с началом года. По темпам роста портфеля кредитование МСБ в
России продолжает со значительным отрывом опережать корпоративный сегмент (1,9%)
и розничное кредитование (2,8%). В результате доля МСБ в условиях кризиса в
портфеле кредитов юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям устойчиво
растет.
Устойчивый
рост кредитования сопровождается усилением конкуренции между участниками рынка.
Предложение опережает спрос, все банки заявляют о снижении комиссии и ставок,
смягчают требования к залогам. Очевидно, что в условиях столь активной
конкурентной борьбы и все еще недостаточного числа надежных заемщиков доступ на
рынок новых участников сильно затруднен. Действующие на рынке банки вынуждены
конкурировать за ограниченное число хороших заемщиков.
Последние
годы стали важным этапом в продвижении к стратегической цели Русь-Банка – завоеванию
лидерских позиций в сегментах розничного бизнеса и кредитования среднего и
малого бизнеса. Развитие розничного направления деятельности и расширение
банковских услуг для предприятий среднего и малого бизнеса (СМБ) базируются на
уникальной маркетинговой модели, основная суть которой и выражается слоганом
«Близкий Вам Банк!». Улучшая качество обслуживания, совершенствуя продукты и
услуги, постоянно предлагая своим клиентам интересные акции и программы, ОАО
Русь-Банк существенно нарастил клиентскую базу. При этом хорошую динамику
заявил розничный портфель Банка, продемонстрировав устойчивый рост выше рыночных
показателей. Объем привлеченных в 2009 году средств розничных клиентов превысил
6,9 млрд. рублей.
Активно
развивается Программа кредитования среднего и малого бизнеса, в рамках которой
к концу 2009 года было выдано более 1350 кредитов на сумму 2,9 млрд. рублей.
Действующий кредитный портфель СМБ за 2009 год вырос в 3,5 раза и составил 2,5
млрд. рублей.
Последовательно
укреплялось сотрудничество ОАО Русь-Банка с главным стратегическим партнером – Группой
компаний «Росгосстрах». Особое внимание в этой работе уделено развитию
совместных розничных и корпоративных программ. Банк оптимистично рассматривает
итоги прошедшего года, конкретными результатами подтвердившего правильность
выбранной стратегии и эффективность организации работы на всех уровнях.
Но даже в условиях расширения господдержки доступ к заемным средствам
для значительного числа небольших предприятий крайне ограничен из-за очень
жесткого подхода банков к оценке их бизнеса. Нами проведена оценка
кредитоспособности предприятия по методике ОАО «Русь-банка». Формальный
рейтинг финансового положения ООО «Курск-Мебель» составил 140 баллов, что
классифицируется как «среднее». Сотрудничество ОАО «Русь-Банк» и ООО «Курск-Мебель»
не противоречит интересам банка. По результатам анализа было принято
положительное решение о выдаче кредита.
Очевидно,
что для расширения доступа к деньгам малым предприятиям необходимы меры,
отличные от снижения ставки рефинансирования. Ведь ставка определяется уровнем
рисков, а риски по малым предприятиям для банков все еще очень высоки. В 2010 году
государственная поддержка рынка осуществлялась в рамках программ Российского
банка развития и через деятельность гарантийных фондов. В рамках программы
«Рефинансирование» Российский банк развития предоставил банкам-партнерам около
23 млрд. рублей кредитных ресурсов, что составляет менее 1% общего объема
рынка. Вместе с тем государственная программа РосБР поддержала рынок
финансирования малого и среднего бизнеса в особенно тяжелые моменты, когда у
банков не было доступа к дешевым ресурсам. В период кризиса ставка по кредитам,
предлагаемым РосБР банкам-партнерам, была достаточно конкурентной, но в первом
полугодии внутренняя стоимость собственной пассивной базы кредитных учреждений
оказалась ниже. Так, по состоянию на 1 июля 2010 года средняя ставка по кредитам
МСБ, предоставленным банками по программе «Рефинансирование», составила 15,3%,
что сопоставимо со средневзвешенными ставками по собственным программам банков.
Во втором полугодии РосБР пошел на удешевление стоимости предоставляемых
ресурсов как по новым, так и по уже действующим программам. В настоящее время
потребность в значительном расширении действующей программы РосБР отсутствует,
однако стоит перенаправить часть незадействованных средств в те регионы, где
наблюдается пониженная кредитная активность банков в сегменте МСБ.
В
России функционирует более 60 гарантийных фондов, и все большее число банков
становится их партнерами. Но возможности этой системы должны быть существенно
расширены. В частности, сегодня гарантийные фонды присутствуют даже не во всех
федеральных округах, а в рамках округов в основном сосредоточены в их столицах.
Это ограничивает доступ к финансированию для предприятий, осуществляющих
деятельность в отдаленных областях. Необходимо продолжить наращивание
капитализации гарантийных фондов, чтобы увеличить объемы выданных гарантий и
повысить надежность самих фондов. Повышение эффективности системы требует
активного обмена опытом между гарантийными фондами, а также унификации их
деятельности на региональном уровне.
Список
использованной литературы
1. Конституция РФ от
12.12.1993 г. (с учетом поправок от 30.12.2008 г. №7-ФКЗ) //
Консультант+
2. Федеральный закон от
24.07.07 г. №209-ФЗ. «О развитии малого и среднего предпринимательства в
Российской Федерации» (в ред. от 05.07.2010 г. №153-ФЗ) //
Консультант+
3. Постановление
Правительства Российской Федерации от 22 июля 2008 года №556 «О предельных
значениях выручки от реализации товаров (работ, услуг) для каждой категории
субъектов малого и среднего предпринимательства // Консультант+
4. Аборнева О.
Государственное регулирование и поддержка малого предпринимательства (регион.
аспект) // Проблемы теории и практики упр. – 2010. – №2. – С. 111–117.
5. Аборнева О. Государственное
регулирование и поддержка малого предпринимательства (регион. аспект) //
Проблемы теории и практики управления. – 2010. – №2. – С. 111–117.
6. Агеев С.В. Приоритетная
поддержка малого и среднего бизнеса как важнейший фактор экономической
безопасности страны // Национальные интересы: приоритеты и безопасность. –
2010. – №18. – С. 62–66.
7. Агеев С.В. Приоритетная
поддержка малого и среднего бизнеса как важнейший фактор экономической
безопасности страны // Национальные интересы: приоритеты и безопасность. –
2010. – №18. – С. 62–66.
8. Акимов О.Ю. Малый
и средний бизнес: Эволюция понятий, рыночная среда, проблемы развития. – М.:
Финансы и статистика, 2004. – 192 с.
9. Акимов О.Ю. Малый
и средний бизнес: Эволюция понятий, рыночная среда, проблемы развития. – М.:
Финансы и статистика, 2008. – 192 с.
10.
Андреева И.
О критериях выделения малого и среднего бизнеса / И. Андреева, К. Павлов //
Общество и экономика. – 2010. – №7. – C.62–79.
11.
Андреева И.
О критериях выделения малого и среднего бизнеса / И. Андреева, К. Павлов //
Общество и экономика. – 2007. – №7. – C.62–79.
12.
Анискин Ю.П. Организация
и управление малым бизнесом: Учебное пособие. – М.: Финансы и статистика, 2008.
– 284 с.
13.
Архипов Ю.А. Государственная
поддержка малых инновационных предприятий и перспективы их развития //
Микроэкономика. – 2010. – №1. – С. 56–60.
14.
Архипов Ю.А. Государственная
поддержка малых инновационных предприятий и перспективы их развития //
Микроэкономика. – 2010. – №1. – С. 56–60.
15.
Бакалягин Г.Б. Конкурентоспособность
малого предпринимательства // Вопросы статистики. – 2009. – №8. – С. 81–84.
16.
Баранова И.В. Финансовое
регулирование развития малого предпринимательства (на примере ОАО «Русь-банк»)
/ И.В. Баранова, Н.В. Фадейкина. – Новосибирск, 2009. – 140 с.
17.
Баско О.В. Проблемы
доступа малых предприятий к финансовым ресурсам / О.В. Бабко, В.Р. Домбаева //
Деньги и кредит. – 2009. – №5. – С. 56–58.
18.
Баско О.В. Проблемы
доступа малых предприятий к финансовым ресурсам / О.В. Бабко, В.Р. Домбаева //
Деньги и кредит. – 2009. – №5. – С. 56–58.
19.
Батракова Л.Г. Экономический
анализ деятельности коммерческого банка: Учебник для вузов. – М.: Логос, 2009.
– 368 с.
20.
Беспалов М.В. Особенности
формирования и развития малого и среднего российского инновационного предпринимательства //
Национальные интересы: приоритеты и безопасность. – 2010. – №3. – С. 14–19.
21.
Бикбулатов В.Р. Современный
инструментарий финансово-кредитной поддержки развития малого бизнеса //
Микроэкономика. – 2010. – №1. – С. 186–192.
22.
Бикбулатов В.Р. Современный
инструментарий финансово-кредитной поддержки развития малого бизнеса //
Микроэкономика. – 2010. – №1. – С. 186–192.
23.
Вагина М.М. Как
помочь малому бизнесу России / М.М. Вагина, Т.Н. Тюканова //
ЭКО. – 2009. – №12. – С. 132–139.
24.
Веревкин Л.П. Что
мешает развитию малого бизнеса: мнения предпринимателей // Мониторинг
обществ. мнения. – 2010. – №5–6. – С. 30–35.
25.
Веревкин Л.П. Что
мешает развитию малого бизнеса: мнения предпринимателей // Мониторинг
общественного мнения. – 2010. – №5–6. – С. 30–35.
26.
Глисин
Ф. Малые предприятия в условиях кризиса // Экономист. – 2009. – №7. – С. 28–42.
27.
Исаева Е.В. Развитие
малого бизнеса на основе партнерства // ЭКО. – 2010. – №5. – С. 133–143.
28.
Косов М.Е. Формирование
инфраструктуры малого предпринимательства как необходимое условие его развитие //
Национальные интересы: приоритеты и безопасность. – 2009. – №4. – С. 67–71.
29.
Кредитование
малого и среднего бизнеса в России в 1 полугодии 2010 года: посткризисное
оживление // Бюллетень ЭкспертРА. – 28.10.2010 г. – 36 с.
30.
Крюков С.П.
О новых тенденциях в кредитовании малого и среднего бизнеса // Финансы. – 2009.
– №2. – С. 19–24.
31.
Кутузов М.А. Малый
и средний бизнес: спецназ антикризисной операции // Экономические
стратегии. – 2010. – №1–2. – С. 102–106.
32.
Малый
бизнес просит кредит // Рос. газ. – 2009. – 27 апр. – С. 3.
33.
Милюков
А. Малый бизнес становится привлекательным для коммерческих банков / Беседу
вела Сальникова В. // Бизнес для всех. – 2008. – Февр. (№5). – С. 3.
34.
Павлов К.П. Оценка
эффективного осуществления государственного регулирования развития малого
бизнеса / К.В. Павлов, И.Г. Андреев // Национальные интересы:
приоритеты и безопасность. – 2007. – №6. – С. 26–31.
35.
Предпринимательское
право: Учебник для вузов / Под ред. Н.М. Коршунова, Н.Д. Эриашвили. –
М.: ЮНИТИ-ДАНА, Закон и право, 2010. – 217 с.
36.
Раткевич С.М. Мониторинг
государственной поддержки малого бизнеса на региональном уровне // Национальные
интересы: приоритеты и безопасность. – 2010. – №5. – С. 50–58.
37.
Сидорчук Р.Р. Некоторые
проблемы малого бизнеса // ЭКО. – 2009. – №1. – С. 174–187.
38.
Стахнюк А.В. Малый
бизнес: проблема доступности кредитов // Деньги и кредит. – 2009. – №3. –
С. 23–26.
39.
Теневая
составляющая малого бизнеса // Бизнес для всех. – 2010. – Март (№8). – С. 8–9.
40.
Тореев В.Б. Барьеры
на пути малого бизнеса // Экономическая наука соврем. России. – 2008. – №4.
– С. 76–86.
41.
Русь-Банк //
http://www.russba №k.ru
42.
Центральный
Банк России // http://www.cbr.ru
43.
Министерство
экономического развития РФ // www.eco №omy.gov.ru
44.
Российский
банк развития // www.rosbr.ru
Размещено на
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9
|