рефераты

рефераты

 
 
рефераты рефераты

Меню

Кредитование малых предприятий в Российской Федерации и перспективы его развития рефераты

В России ставки достаточно низкие, особенно у государственных фондов поддержки предпринимательства. С одной стороны, это результат того, что фонды работают за счет бюджетных средств и не являются коммерческими структурами. С другой стороны, государственные фонды сознательно занижают ставку, стремясь снизить финансовое бремя для субъектов малого предпринимательства. Ведь с точки зрения государственной политики, субъекты малого бизнеса – льготная категория, следовательно, и денежные займы они должны получать под более низкий процент. Но мировой опыт показал, что малые предприятия не нуждаются в такого рода льготах. Подавляющая часть предпринимателей берут короткие кредиты на текущие расходы, а полученной выручки обычно достаточно для уплаты высоких процентов. Предпринимателю с низким доходом нужен быстрый и постоянный доступ к финансовым ресурсам. Именно в этом задача таких программ, как микрофинансирование. Более того, льготное кредитование подчас может сыграть отрицательную роль, создавая мягкие условия хозяйствования, снижая рыночную жизнеспособность хозяйствующего субъекта. Таким образом, основная проблема не в высоких ставках на микрофинансовые услуги, а в том, что микрофинансовых институтов в России функционирует на данный момент пока еще мало. Предприниматели вынуждены обращаться в ломбарды, к теневым ростовщикам. Как показали интервью с руководителями ломбардов Кемеровской области, ставка процента по таким займам колеблется от 0,5 до 1,5% в день. Эти ставки можно расценивать как «верхний потолок» платы за пользование микрокредитами. В этом случае предпринимателю предпочтительнее будет обращаться в легально функционирующую МФО.

При анализе процентных ставок четко прослеживается их зависимость от сроков предоставления займов. Чем короче срок, тем выше стоимость ресурсов. Это вполне согласуется с общепризнанным подходом предоставления денежных средств: чем они «короче» – тем дороже (Рис.11).


Рис. 11. Зависимость ставки процента по рублевым кредитам от срока предоставления


В ходе анализа между средней ставкой и видом деятельности выявлена следующая зависимость: предприниматели, работающие в сфере услуг и в торговле, заимствовали средства под более высокие проценты, нежели занятые в промышленности и в сельском хозяйстве. Это связано с тем, что хозяйственный цикл в торговле короче, вложенные деньги быстро приносят прибыль. В этом случае предприниматель готов платить повышенную ставку процента, для него главное – бесперебойная работа, наличие требуемых оборотных средств.

Традиционно принято считать, что микрофинансовые ресурсы – это краткосрочные средства. В России основная масса микрокредитных ресурсов предоставлялась на срок шесть и более месяцев. Данные сроки были предпочтительны для всех типов МФО, за исключением кооперативов. Указанная особенность наиболее ярко проявляется у государственных фондов поддержки предпринимательства.

Объясняется данный факт тем обстоятельством, что данный тип МФО работает с более крупными клиентами среди предпринимателей, которым нужны деньги на более длительные сроки. Прежде чем предоставить кредит, эти финансовые институты проводят серьезную процедуру рассмотрения заявки.

Требуются достаточно тщательный разработанный бизнес-план, технико-экономическое обоснование. Ради получения краткосрочных займов составление подобного рода документов является весьма обременительным для предпринимателей.

Наиболее типично, с точки зрения мировой практики микрофинансирования, в России ведут себя кооперативы. Здесь основная масса займов предоставлялась на срок до шести месяцев. Причем, как показали опросы, проведенные Тасис, действовал принцип: по погашению короткого займа клиенту выдавался более длительный. Таким образом, у заемщика была заинтересованность в своевременном возврате полученных денег, что выступало своего рода гарантией для кредитующей организации.

Доказательством того, что заемщика вполне устраивают условия предоставления микрозаймов, и он готов соблюдать их и следовать им, является процент возвратности микрофинансовых ресурсов. По всем МФО в 2007 г. он составил 96,1%, что вполне укладывается в допустимые показатели риска. Таким образом, операции с микрозаймами можно классифицировать как вполне укладывающиеся в допустимые показатели риска. Риск невозврата кредитов, выданных микрофинансовыми организациями, сопоставим с риском невозврата в банковском секторе.

Из вышепроведенного анализа можно сделать вывод, что развитие небанковского кредитования малых предприятий достаточно перспективно на данном этапе в России. Однако и в этом секторе существует ряд проблем, требующих решения. Одна из них – небольшая распространенность микрофинансовых организаций, отсутствие информации у малых предприятий о данном типе организаций. Кроме того, вызывает беспокойство  неоднозначность федерального законодательства, которое на практике ведет к тому, что российские МФО в процессе создания и уже в ходе работы с микрофинансовыми ресурсами вынуждены решать вопрос в области законодательства.

На основании изучения результатов исследований и нормативно-правовых документов можно сделать вывод, что деятельность некоммерческих организаций, связанная с осуществлением микрофинансовых операций, не запрещена российским законодательством. Более того, она не нуждается в лицензировании, и для ее регулировании не требуется принятие специальных законов.

3. ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ ВОЗВРАТА КРЕДИТОВАНИЯ МАЛЫХ ПРЕДПРИЯТИЙ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ


3.1. Создание эффективного механизма гарантирования кредитов малых предприятий

Основной причиной трудностей малых предприятий в плане использования средств коммерческих банков является их неспособность предоставить достаточные доказательства того, что ссуда будет возвращена. Банки работают в условиях риска и принимают обоснованные решения о степени риска, на который они готовы пойти за определенное вознаграждение. Когда они кредитуют малые предприятия, риск считается относительно большим, поэтому под приемлемые уровни риска требуется равноценное обеспечение. Однако малым предприятиям часто бывает трудно предоставить коммерческим банкам достаточное и качественное обеспечение. Отсутствие достаточного для залога имущества при расширении деятельности или, более того, при организации нового бизнеса – вполне нормальное явление для необремененных основными фондами малых предприятий.

Для преодоления этого рассогласования между требованиями банков к обеспечению и его наличием у малых предприятий в разных странах мира создан целый ряд схем предоставления гарантий банкам, обеспечивающих компенсацию в случае неспособности заемщика вернуть ссуду. В действительности эти так называемые программы кредитных гарантий освобождают банки от части риска, которую не в состоянии гарантировать само малое предприятие. Без такой гарантии малое предприятие никогда не получит ссуду требуемого размера.

Определение гарантии, непосредственно относящееся к малым предприятиям, звучит так: «Разделение рисков с кредитными учреждениями путем возмещения (части) потерь в случае неспособности погашения кредита, и поддержка предпринимателей, желающих осуществить надежные жизнеспособные проекты, но имеющие недостаточное обеспечение или кредитную историю, которые не в состоянии удовлетворить требования кредитующего банка».

В этом определении присутствуют несколько элементов, имеющих важное значение для понимания сути кредитной гарантии, а именно:

- Разделение риска между кредитором и гарантом.

- Компенсация гарантом части потерь.

- Требование исполнения гарантии в случае невыполнения условий кредитного соглашения.

- Указание предпринимателей как конечной целевой группы, получающей выгоды от данного инструмента.

- Понятие «надежных и жизнеспособных проектов», в соответствии с которым проекты должны быть надежными и жизнеспособными, чтобы иметь право на гарантию.

- Признание возможной неспособности малых предприятий удовлетворить требования к обеспечению или кредитной истории, то есть того, что у конечной целевой группы имеются реальные сложности с удовлетворением требований кредитующих банков.

В российской практике существует несколько примеров применения кредитных гарантий. Возможно, самым известным является попытка Федерального фонда поддержки малого предпринимательства создать программу кредитных гарантий совместно с «СБС-Агробанком». Программу создавали в 1997-98 гг., и средства федерального бюджета были переведены в «СБС-Агро» под 1% годовых. После этого депозит использовался в качестве гарантии. Общая сумма программы составила 150 млн. руб. (по курсу на тот момент – 25 млн. долларов США), и их планировалось использовать до 2003 г. Оценку клиентов проводил банк, и он же предлагал 100%-ую гарантию по ссудам. В самом начале реализации программы произошел случай неисполнения обязательств заемщиком, затем финансовый кризис августа 1998 г. «съел» весь депозит. Судьба «СБС-Агро» также всем известна.

После кризиса 1998 г. попытки создать гарантийные механизмы по кредитам малых предприятий продолжились. В Федеральной программе государственной поддержки малого предпринимательства в Российской Федерации говорилось, что создание гарантийных механизмов в рамках кредитно-финансовой поддержки малых предприятий является одним из приоритетных направлений деятельности. В соответствии с этим положением в ряде российских регионов были запущены так называемые «пилотные» проекты создания гарантийных фондов (Свердловская область, Нижегородская область, Орловская область и некоторые другие). Создаваемые в этих областях фонды во многом учитывают приведенные выше недостатки функционирования такого рода структур. Однако объем деятельности гарантийных фондов в регионах незначителен. Это связано не с отсутствием спроса на такой вид услуг, а с недостаточным обеспечением денежными средствами. Региональные гарантийные фонды не имеют возможности аккумулировать значительные финансовые ресурсы, что связано с источниками формирования фондов, которыми в основном служат средства региональных бюджетов и частично – средства Федерального фонда поддержки малого предпринимательства.

В данной работе предлагается вариант создания и функционирования гарантийного  фонда, который во многом позволит устранить вышеназванные недостатки. Таким фондом может стать Государственный гарантийный фонд (далее – Гарантийный фонд).

Цель создания Гарантийного фонда – реализация закрепленного действующим законодательством права Федерального фонда выступать гарантом по кредитам, предоставляемым банком-агентом субъектам малого предпринимательства на коммерческой основе.

Основная задача – расширение доступа субъектов малого предпринимательства к кредитным ресурсам коммерческих банков, а именно организация финансирования экономически и социально обоснованных проектов, не имеющих достаточного обеспечения запрашиваемых кредитных ресурсов.

В условиях функционирования Гарантийного фонда государство побуждает банки предоставлять финансирование малым предприятиям, частично гарантируя эти инвестиции. Без этого вмешательства кредиты либо не предоставляются вовсе, либо предоставлялись под такой процент, который поставил бы предприятие, получившее кредит, в трудное положение.

В отсутствие Гарантийного фонда банки вынуждены переносить стоимость риска на кредитный процент через увеличение процентной ставки по займам, предоставленным в отчетный период, чтобы покрыть общую сумму потерь, которые они понесут в случае судебных разбирательств по этим займам. Эту стоимость, таким образом, частично должен принять на себя Государственный гарантийный фонд – так, чтобы оставшаяся стоимость риска была приемлема и для банков, и для предприятий. Субсидии, которые государство предоставляет, таким образом, оказываются намного меньше, чем бюджетная выгода, извлекаемая государством из ожидаемого экономического развития предприятий, получивших инвестиции.

В этих партнерских отношениях между государством и банками государственная поддержка играет стимулирующую роль, но не подменяет собой банковскую систему.

В предлагаемой нами модели Гарантийный фонд фактически выступает частью активов Федерального фонда поддержки малого предпринимательства, на который возложено финансовое обеспечение федеральной политики в области государственной поддержки малого предпринимательства. Активы предназначены для обеспечения Федеральным фондом взятых на себя обязательств по договорам поручительства и иным договорам, являющимся, в соответствии с действующим законодательством, основанием для возникновения гражданско-правовых взаимоотношений.

Активы могут быть представлены в виде неснижаемого остатка денежных средств, находящихся на счетах Банка-агента, а также в депозитах или векселях этого банка.

Для реализации данной модели особое внимание следует обратить на то, какой банк будет выбран в качестве Банка-агента. Целесообразно в этом качестве рассматривать банк, обладающий следующими качествами:

- разветвленной филиальной сетью (для реализации региональных и муниципальных гарантий в рамках единой программы);

- финансово устойчивый, с положительной деловой репутацией, что позволит снизить потери денежных средств Гарантийного фонда, находящихся на счетах банка;

- выпускающий векселя, принимаемые для расчетов по всей стране;

осуществляющий операции по кредитованию предприятий малого бизнеса, заинтересованный в увеличении кредитного портфеля по данному направлению;

- имеющий «длинные» деньги, что позволит увеличить сроки кредитования малых предприятий. 

По мнению автора, в качестве Банка-агента может быть предложен Сбербанк России как отвечающий всем вышеперечисленным требованиям. На начальном этапе реализации программы Сбербанк России и его филиалы, и территориальные агентства будут являться единственными участниками программы. В дальнейшем, кредитование малых предприятий под гарантии фонда смогут осуществлять и другие банки. Для этого необходимо будет заключение трехсторонних соглашений между Сбербанком как Банком-агентом, на счетах которого находятся средства фонда, банком – участником программы и самим Гарантийным фондом о возможности списания средств со счета фонда, открытого в Сбербанке в пользу другого банка в случае неисполнения заемщиком – малым предприятием – своих обязательств по кредиту. В этом случае на Гарантийный фонд ложится обязанность анализа банка, предложившего свою кандидатуру в качестве участника программы кредитных гарантий, постоянный мониторинг деятельности этого банка, что на начальном этапе нецелесообразно, так как ведет к увеличению расходов фонда.

  Основными источниками формирования Гарантийного фонда должны являться:

- выделяемые Федеральному фонду поддержки малого предпринимательства средства Федерального бюджета в рамках Федеральных программ государственной поддержки малого предпринимательства за минусом средств, расходуемых Федеральным фондом на другие, негарантийные, цели, поступающие на счет и являющиеся, как было определено выше, активами Гарантийного фонда;

- внебюджетные источники, в том числе взносы физических и юридических лиц, в том числе иностранных, и иные поступления, не запре-щенные действующим законодательством;

- собственные средства Федерального фонда, в том числе от выпуска и размещения ценных бумаг, а также доходов, получаемых по процентам от льготных кредитов, предоставляемых на конкурсной основе субъектам малого предпринимательства.

Все вышеперечисленные источники средств не противоречат Уставу Федерального фонда поддержки малого предпринимательства.

Управление Гарантийным фондом может осуществляться правлением и попечительским советом Федерального фонда. Однако поскольку к компетенции правления и попечительского совета относится широкий круг вопросов, связанных с финансовым обеспечением Федеральной программы государственной поддержки малого предпринимательства в целом (определенный Уставом Федерального фонда), для принятия решений о предоставлении гарантий может быть создана структура, подобная кредитному комитету банка – гарантийный комитет фонда.

Государственный гарантийный фонд должен быть представлен на всей территории страны, и гарантия должна быть одинаково надежной как в неблагополучном, так и в процветающем регионе.

Процедура взаимодействия банка, Гарантийного фонда и малого предприятия в ходе реализации механизма кредитного гарантирования может проходить по одной из двух схем:

1. Оценка бизнеса потенциального заемщика и имеющегося обеспечения осуществляется банком. При принятии предварительного положительного решения банк уведомляет о намерении предоставить кредит потенциальному заемщику и предлагает Гарантийному Фонду выступить поручителем на определенную сумму. Конкурсная комиссия Гарантийного фонда рассматривает заявку и принимает решение по ее реализации. После этого Гарантийный фонд заключает договор поручительства с малым предприятием. В течение всего срока действия кредита и гарантии банк и фонд совместно осуществляют постоянный мониторинг использования гарантийного фонда

2. Оценка бизнеса потенциального заемщика осуществляется как банком, так и Гарантийным фондом, в который малое предприятие обращается самостоятельно с заявкой на предоставление гарантии. Решение о предоставлении гарантии принимается комиссией фонда. В течение срока действия кредитного договора банк и Гарантийный фонд осуществляют мониторинг независимо друг от друга. При этом в случае установления в ходе проверки негативных тенденций деятельности малого предприятия или нецелевого использования средств Гарантийный фонд вправе аннулировать гарантию по данному кредиту.

Обе эти схемы имеют свои преимущества и недостатки. В первом случае налицо повышенный риск работы Гарантийного фонда вследствие рассмотрения заявки на основе анализа деятельности заемщика банком. Однако при этом возможно сокращение времени рассмотрения заявки. Во втором случае детальный анализ заемщика со стороны Гарантийного фонда снижает риск предоставления гарантий, однако увеличивает срок получения кредита для малого предприятия, а также увеличивает расходы фонда по подготовке, обучению и содержанию квалифицированного штата кредитных экспертов-аналитиков.

Применение той или иной схемы обусловлено степенью сотрудничества между банком и фондом. На начальном этапе внедрения программы гарантирования кредитов Гарантийным фондом целесообразно применять вторую схему, поскольку она позволяет избежать дополнительных рисков. В дальнейшем, при развитии данного механизма возможна передача функций анализа деятельности заемщика и мониторинга использования кредита и исполнения условий кредитного договора банку.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8