рефераты

рефераты

 
 
рефераты рефераты

Меню

Кредитование физических лиц коммерческими банками рефераты

 

2.3. Кредитный риск и методы управления им

Кредитный риск – риск возникновения частых убытков или недополучения дохода по банковской ссуде, вследствие неспособности или нежелания заемщика выполнять свои обязательства перед банком. Непогашение ссуд заемщиком приносит банкам крупные убытки и служит одной из наиболее частых причин банкротств кредитных организаций.

Кредитные операции являются высокорискованными видами деятельности коммерческих банков. Перед банками стоит целый ряд вопросов, связанных с анализом и управлением кредитными рисками, а так же планированием стратегии своего развития. В России современная практика кредитования индивидуальных заемщиков имеет ряд сложностей:

·                   анализ кредитоспособности индивидуальных клиентов на стадии, предшествующей выдаче ссуды, проводят далеко не все коммерческие банки;

·                   методики анализа кредитоспособности не всегда отвечают требованиям практики;

·                   наличие обеспечения по ссуде нередко носит формальный характер.[8]

Кредитный риск обусловливается факторами, лежащими как на стороне клиента, так и на стороне банка.

К группе факторов, лежащих на стороне клиентов, относятся: кредитоспособность и характер кредитной сделки. К группе факторов, лежащих на стороне банка, относятся организация банком кредитного процесса.

Кредитоспособность заемщика в обобщенном виде отражает степень доверия банка к обязательству клиента возвратить кредит.

Характер кредитной сделки выражается в содержании объекта кредитования, сумме и сроке кредита, порядке его выдачи и погашения, способе обеспечения возвратности. Объект кредитования может быть связан с осуществлением либо единичной хозяйственной сделки (приобретение партии товаров), либо совокупности сделок. Степень охвата кредитом кругооборотов фондов предприятий различна при разных объектах. При более широком участии кредита в кругообороте фондов круг факторов кредитного риска увеличивается, поэтому степень риска кредитования совокупности сделок более высока, чем кредитования отдельной сделки. Кредитный риск увеличивается также по мере возрастания суммы кредита и удлинения его срока. Выдача и погашение кредита в несколько этапов (по мере возникновения потребности) снижает кредитный риск, а одноразовость выдачи и погашения ссуды его увеличивает. Наличие солидных гарантий и солидного залогового обеспечения повышает уверенность кредитора в возврате выданных ссуд.

Степень кредитного риска зависит также от организации кредитного процесса банком. В значительной мере уменьшает риск кредитных сделок банка:

·                   наличие методологических и инструктивных документов, регулирующих кредитные операции банка;

·        определение требований к кредитной документации;

·        разработка четкой процедуры рассмотрения и разрешения ссуды;

·        хорошая постановка аналитической работы в банке и высокий уровень информации о клиентах;

·        создание системы эффективного контроля за обоснованностью выдачи ссуды и реальностью источников ее погашения.

Данный фактор имеет особо важное значение при недостаточно высокой квалификации и опытности кредитных работников большинства коммерческих банков России.

Наступление кредитного риска может зависеть не только  от банка и его клиентов, но и от более глобальных причин, таких как политическая нестабильность в стране, изменение политики Центрального банка, принятие новых законопроектов, т.е. от причин, на которые банк не может оказать влияния и отследить этот риск на длительном отрезке времени.

Риск невозврата кредитов сказывается и на величине ставок — банки обязательно закладывают его в проценты. По оценкам Ассоциации региональных банков, не возвращают кредиты примерно 6–8% заемщиков. В самих кредитных организациях точные цифры потерь называть отказываются, ссылаясь на коммерческую тайну. Даниил Сандлер, директор по стратегическому развитию Уралвнешторгбанка: «Конечно, в цену кредита закладывается дополнительный риск, учитывается и статистика по тому или иному виду кредита — дабы мы смогли сформировать какие-то резервы. Это «дополнительная подушка» — не только для того, чтобы сберечь собственный капитал, но и чтобы обеспечить возврат денег нашим кредиторам, в том числе и вкладчикам».[9]

Управлять рисками невозвратов помогают скоринговые системы, которые активно внедряют банки, занимающиеся розничным кредитованием. Скоринг физических лиц представляет собой сложную математическую систему оценки, основанную на различных характеристиках клиентов — личный доход, возраст, семейное положение, профессия и прочее. Главный вопрос, на который отвечает скоринг, — вернет заемщик кредит или нет? Но признать такие системы совершенными, нельзя: вполне может случиться так, что вместе с потенциально неблагонадежными клиентами банк откажет и порядочному. Максим Антропов, начальник управления клиентского кредитования КБ «Драгоценности Урала»: «В нашем банке существует система оценки кредитоспособности заемщиков, и благодаря ей часть клиентов отсеивается на начальном этапе. Но отсев, на наш взгляд, значительный — 25–30%».[10]

Скоринговые системы — не единственный инструмент проверки заемщика. По словам работников банков, они располагают базой так называемых «нежелательных людей» — например, имеющих сроки за совершенные преступления, страдающих алкогольной или наркозависимостью. Заемщика обязательно проверяют по этой базе. «Если мы отмечаем, что риск невозвратов увеличивается, то вводим некоторые ограничения: например, устанавливаем большую сумму первоначального взноса, — говорит Максим Антропов. — Наш опыт говорит, что наиболее рискованные группы товаров — компьютеры, сотовые телефоны, аудио-, видеотехника. Наименее — пластиковые окна, встраиваемая техника».[11]

Решить проблему снижения рисков, связанных с оценкой кредитоспособности заемщика, сможет, по мнению банкиров, создание в стране системы кредитных бюро — как частных, так и федеральных, учрежденных Центральным Банком. По закону банки с согласия заемщиков будут передавать сведения о них в кредитные бюро, и получать по запросам кредитные истории заемщиков. Елена Желтова, руководитель группы PR банка «Хоум Кредит»: «Основные проблемы развития рынка потребительского кредитования в нашей стране — новизна этой услуги, низкая осведомленность населения о ней, отсутствие навыков планирования семейного бюджета, а также отсутствие кредитных бюро, поэтому риски банков, работающих в этом сегменте рынка, достаточно высоки, что отражается на процентных ставках».[12]

В практической деятельности как отдельное направление управление кредитными рисками в коммерческом банке только начинает зарождаться. На данном этапе оно присутствует только в крупных коммерческих банках. Поэтому в связи с этим сегодня главная задача коммерческих банков – даже в условиях жесткой конкуренции предоставлять прибыльные ссуды с разумным риском.

3. Кредитование физических лиц коммерческими банками

(на примере Свердловской области)


В последнее время все большее количество банков выходят на рынок потребительского кредитования.   Как сообщило ГУ ЦБ по Свердловской области, к концу 2-го квартала 2003 г. банки выдали физическим лицам кредитов на 4,3 млрд. руб. – на 55% больше, чем в начале года.[13]

Рост кредитов, взятых гражданами

 









Надо сказать, что для местных кредитных учреждений работа с розницей особенно актуальна: это один из немногих сегментов, где они могут конкурировать с московскими банками на равных, а где-то даже опережать их.

У истоков потребительского кредитования в России стоит банк «Русский Стандарт», в 2001 году предложивший свою программу кредитования частных лиц. В результате реализации программы клиентами банка стали более 800 тыс. человек, а объем предоставленных кредитов превысил 10 млрд. рублей. В свое время банк получил соглашение на предоставление потребительских кредитов на торговых площадях розничных сетей в Москве и регионах присутствия банка.[14]

Сейчас практически все банки на территории Свердловской области в той или иной форме занимаются потребительским кредитованием (см. приложение №2). Однако на этом рынке можно выделить и своих лидеров.

Банк «Северная казна занимает в рейтинге 37 место. Увеличив с начала 2005 года объем выданных потребительских кредитов на 276,46 %. «Уралвнешторгбанк» занимает 42 место в рейтинге РБК «300 самых потребительских банков». Банк «Драгоценности Урала» занимает 52 место в данном рейтинге. Основные конкуренты региональных банков – это московские банки: «Русский Стандарт», «1 О.В.К.», «МДМ - банк» и другие. На Урале так же работают представительства иностранных банков, занимающихся потребительским кредитованием. Это чешский банк Home Credit и австрийский «Райффайзенбанк».[15]

   Принятие решения о выдаче или невыдаче кредита у банка «Русский Стандарт»   уходит около 15 минут. Но для принятия решения банку необходима анкета, заполненная потенциальным заемщиком. Анкета содержит следующие вопросы: сведения о заемщике, его места жительства и работе, наличии автомобиля и недвижимости в собственности. Далее, менеджер магазина заполняет специальную форму в компьютере, перепечатывая в нее содержимое анкеты. После этого заполненная форма отправляется по электронной почте в банк. Затем банк принимает решение выдавать кредит или нет. При принятии положительного решения в магазин по электронной почте приходит заполненный договор, который необходимо распечатать и подписать. После чего можно оформлять покупку.
            Теперь подробнее об условиях кредита. Например, кредит выдается сроком на 6 месяцев. В течение месяца после выдачи кредита заемщику приходит письмо, в котором лежат заполненные 6 квитанций. На каждой квитанции обозначен срок, в течение которого она должна быть оплачена. Сделать это можно в почтовых отделениях. Но за свои услуги почта берет 1% от суммы платежа. Хотя общение с банком посредством почтовых переводов вызывает ряд вопросов. Алексей Мизюлин, директор екатеринбургского филиала банка «Первое ОВК»: «В этом случае клиент подписывает некую оферту и потом по почте получает пакет документов, с которым уже заранее согласился. То есть он покупает кота в мешке. Информация, предоставленная ему агентом банка при подписании этой оферты, вполне может отличаться от той, что придет ему в письме»[16]. При этом кредитные эксперты «Русского стандарта» предупреждают, что если возникнут какие-либо недоразумения, придется звонить в Москву.

Клиент имеет право погасить задолженность досрочно. Для этого клиент должен уплатить банку плату за досрочное погашение кредита. На данный момент - 1,9% от полной суммы кредита.

Внешторгбанк предоставляет возможность воспользоваться кредитом «на личное потребление», который предназначен на личные семейные нужды, например: оплата медицинских услуг, туристическая путевка, ремонт в квартире или новая мебель. Заемщиком в данном случае может стать гражданин РФ, имеющий постоянный источник дохода (не менее 6 месяцев) и зарегистрированный в Свердловской области, не моложе 18 лет и до достижения пенсионного возраста на момент возврата кредита.  После того как все необходимые документы собраны, Кредитным комитетом банка выносится положительное или отрицательное решение о предоставлении кредита. «Обычно процесс оформления потребительского кредита занимает около 10 дней. За внушительные суммы необходимо обеспечение по кредиту. До 25 000 долларов США (или рублевый эквивалент) – от 1 до 3-х поручителей, более 25 000 долларов США – залог имущества + поручительство физических лиц».[17]

 Сотрудники банка считают, что особых затруднений это требование у клиентов не вызывает. Сумма кредита перечисляется на предварительно открытый во Внешторгбанке счет заемщика. Во Внешторгбанке с заемщиков не взимают плату за оформление и выдачу кредита «На личное потребление».

Порядок погашения кредита следующий: основной долг заемщика делится на равные части (например, на 12 месяцев при кредите на 1 год), а процент начисляется на оставшуюся сумму по кредиту. Таким образом, процентные платежи уменьшаются каждый месяц по мере погашения основного долга. Погасить кредит досрочно можно без штрафных санкций. Существует 2 варианта погашения кредита: наличными, путем внесения в кассу банка, или безналичными перечислением из любого банка на счет заемщика.

Заключение

 

В заключении хотелось бы отметить некоторые важные аспекты, связанные с кредитованием физических лиц коммерческими банками:

ü                В случае потребительского кредита заемщиком выступает физическое лицо, а кредитором – коммерческий банк или финансово - банковское учреждение с правом кредитной деятельности. В России к потребительским ссудам относят любые виды ссуд, предоставляемых населению, в том числе ссуды на приобретение товаров длительного пользования, ипотечные ссуды, ссуды на неотложные нужды и др.

ü                Классификация потребительских ссуд может быть проведена по ряду признаков:

1.            целевому направлению (целевые, нецелевые);

2.            видам обеспечения (обеспеченные, необеспеченные);

3.            срокам кредитования (краткосрочные, среднесрочные, долгосрочные)

4.            методам погашения (ссуды без рассрочки платежа, ссуды с рассрочкой платежа)

ü                Банковское кредитование осуществляется при строгом соблюдении принципов кредитования:

·                   срочность и возвратность кредитования;

·                   платность банковских ссуд;

·                   обеспеченность кредита;

·                   дифференцированность кредитования;

·                   планово - целевой характер кредита.

ü                Кредитный договор считается заключенным при соблюдении всех существенных условий договора, предусмотренных гражданским законодательством.

Схема кредитования включает следующие основные этапы:

1.            Рассмотрение заявки на кредит;

2.            Изучение кредитоспособности заемщика;

3.            Оформление кредитного договора;

4.            Выдача кредита;

5.            Контроль за исполнением кредитной сделки.

ü                Кредитный риск и банковский бизнес – это два неразделимых понятия. Избежать кредитных рисков нельзя, их можно только минимизировать.

Дальнейшее развитие потребительского кредитования видится в том, что на российском рынке будут доминировать иностранцы. Эта тенденция будет принимать более чем реальные очертания. Отлаженные схемы работы иностранных банков способствуют быстрому достижению результатов благодаря четкой системе построения продаж, маркетинга и прочее. Поэтому задачей российских банков, а в частности региональных, которые хотят отстоять свои позиции на местных рынках, - оптимизировать процессы и технологии потребительского кредитования. Для начала следует перестать рассматривать кредитование в качестве дополнительной услуги клиентам, как это принято сейчас. Кроме того, кредитные программы иностранных банков рассчитаны на людей со средним и ниже среднего доходами, которые реально нуждаются в займе. Отечественные банки пытаются привлечь одного, но состоятельного клиента и теряют на оборотах. Но в активе местных банков – более глубокое знание рынка, психологии нашего потребителя, а у крупных банков – развитая филиальная инфраструктура, на создание которой иностранцам придется потратить время и средства.

Существенным фактором, негативно влияющим на активность банков на рынке потребительского кредитования, является отсутствие цивилизованных форм взаимодействия между банками, а так же с правоохранительными органами на предмет обмена информацией о заемщиках, их кредитной истории. Это крайне важный вопрос, так как массовое потребительское кредитование по своей сути является бланковым и строится в основном на прогнозе платежеспособности и других социальных факторах частного лица. Поэтому меры, способные внести определенность в эти прогнозы, исключить действия мошенников, будут снижать кредитные риски, и, следовательно, банки смогут предложить более простые и дешевые формы кредитования.

Объем рынка потребительского кредитования, по прогнозам экспертов, к 2008 году составит 40 – 50 млрд. долларов. Снижение ставок по экспресс - кредитам до 18% годовых в рублях. Сейчас использование самого популярного вида кредитования обходится заемщику в 22-29% годовых (без учета комиссий по ведению счета и различных дополнительных платежей).

В работе затронуты лишь некоторые из вопросов, возникающих в связи с оценкой кредитоспособности заемщика, анализа кредитной заявки. Изучение проблем в этой сфере, а также проработка предложений по их устранению требует более пристального внимания и глубокого изучения.

Список использованных источников и литературы

 

1.                 Гражданский кодекс Российской Федерации. Часть 1 от 30 ноября 1994 г. №51-ФЗ. Введен в действие с 01 января 1995г. (с изменениями от 30 декабря 2004г.) // Собрание законодательства Российской Федерации от 5 декабря 1994г. N 32.  ст. 3301.

2.                 Гражданский кодекс Российской Федерации. Часть II. от 26 января 1996г. №14-ФЗ (с изменениями от 30 декабря 2004г.) Введен в действие с 01 марта 1996г. // Собрание законодательства Российской Федерации от 29 января 1996 г. N 5.  ст. 410.

3.                  О банках и банковской деятельности. Федеральный Закон от 2 декабря 1990 г. N 395-I (с изменениями от 30 декабря 2004г.) // Ведомости съезда народных депутатов РСФСР от 6 декабря 1990 г. N 27 ст. 357

4.                 Алиевская Е. Новейшая кредитная история. // Деловой квартал. 2003. №41.

5.                 Букато В.И., Головин Ю.В., Львов Ю.И. Банки и банковские операции в России. Учебное пособие. – М.: Финансы и статистика, 2001. –317с.

6.                 Горбунова О.Н. Финансовое и банковское право. Словарь – справочник. – М.: Инфра – М, 1997. – 412с.

7.                 Жуков Е.Ф. Деньги. Кредит. Банки. Учебник. 2-е издание. – М.: Юнити – Дана, 2003. – 600 с.

8.                 Казак А.Ю. Финансы. Денежное обращение и кредит. Учебное пособие. – Екатеринбург: РИФ «Солярис», 2001. – 200с.

9.                 Князева А. Бесцельные деньги. // Финансист. Журнал. 2005. №9.

10.            Ковалев А.П. Финансы и кредит. Учебное пособие. – Р.на Д.: Феникс, 2001. – 416с.

11.            Колпакова Г.М. Финансы. Денежное обращение. Кредит. Учебное пособие – М.: Финансы и статистика, 2004. – 432с.

12.            Коробова Г.Г.. Банковское дело. Учебник. – М.: Экономистъ, 2003.- 820 с.

13.            Лаврушин О.И. Банковское дело. Учебник. – М: Финансы и статистика, 2004. – 418с.

14.            Леонов В., Юшкова Е. Рейтинг банков после кризиса. // Финансист. 2004. №35.

15.            Рябова О. Обратная сторона кредита. // Деловой квартал. 2004. №45.

16.            Внешторгбанк: компетентные советы по кредитованию // газ. «Телесемь». - 2005. – 14 февраля.

Приложение  №1

 

Приложение №2

Банк

Название кредита

Сумма кредита

Срок

Ставка,% годовых

Дополнительные затраты

Примечание

Внешторгбанк

Кредиты на цели личного потребления

1000 - 40000  долларов

6 мес.-5 лет

11,5 - 12,5 18,5-20

Нет

При выдаче до $3 тыс.-наличие одного поручителя, от $3 до $10 тыс.-два поручителя, от $10 до 25 тыс.-три поручителя. От $25 тыс. — залог ликвидного имущества и один поручитель

Гута-банк


1000 -20000 долларов

1-3 года

20 14  14

Комиссия за предоставление кредита до 10% от его суммы

Необходимо поручительство, к рассмотрению принимается только официальный доход

Райффайзенбанк


3000 - 10000 долларов или евро, 90 000 - 300 000 руб.

1-3 года

16 13 13,5

Комиссия за выдачу кредита-2% от суммы (минимум 100 долларов)

Нет залога и поручительства, к рассмотрению принимается только официальный доход

«Банк24.ру»

«Быстро – кредит»

5000 – 15000 руб

3, 6, 9, 12 месяцев

10

Единовременная комиссия от суммы кредита – 4%, ежемесячная комиссия от суммы кредита – 2%

Без залогов, справок и поручителей





[1] Леонов В., Юшкова Е.  Рейтинг банков после кризиса // Финансист. 2004. № 35.  – с. 11


[2] Коробова Г.Г.. Банковское дело. Учебник. – М.: Экономистъ, 2003. - С.185

[3] Лаврушин О.И. Банковское дело. Учебник. – М.: Финансы и статистика, 2004. – С. 286


[4] Казак А.Ю. Финансы, денежное обращение и кредит. Учебное пособие.  – Ек-бург: Солярис, 2001. - С. 157

[5]  Алиевская Е.  Финансы, страхование // Деловой квартал. 2003. № 41.  – С. 16

[6] Казак А.Ю. Указ. Соч. – С.158

[7] Горбунова О.Н. Финансовое и банковское право. Словарь – справочник. – М.: Инфра – м, 1997. – С. 212.


[8] Лаврушин О.И. Там же.

[9] Алиевская  Е.  Указ. Соч. – С. 15


[10] Рябова О. Финансы, страхование // Деловой квартал. 2004. № 45.  – С. 15


[11] Рябова О. Там же.

[12] Рябова О. Там же.

[13] Алиевская Е. Указ. Соч. - С.16

[14] Палкин И. Перспективы ритейлового бизнеса в России // Екатеринбург. Европа - Азия. 2005. № 03. – С. 14


[15] Палкин И. Указ. Соч. – С. 15

[16] Алиевская Е.  Указ. Соч. – С. 15



[17] // Газ. «Телесемь». -  2005. - 14 февраля. – С. 34



Страницы: 1, 2, 3